Скалолазание > Справочная информация >

Автор: Владимир Кауров, СПб

О перспективах развития российского скалолазания

Как говорится, «музыкой навеяло». И хотя получилось «многобукв», но кому-то наверняка будет интересно:

В последнее время мне пришлось быть участником многих разговоров с разными людьми о состоянии нашего российского скалолазания, развития его в целом в России и в отдельно взятых регионах, уровня конкуренции на наших соревнованиях и т.п. Мнения разных людей достаточно сильно расходились от «как у нас все здорово развивается, уровень растет, увеличилось количество регионов» до «уровень очень сильно падает, конкуренция крайне низкая, допускали бы нас сейчас на международные старты – провал был бы гарантирован».
Сейчас вот в Москве почти неделю проходил целый форум в бизнес-отеле с множеством круглых столов, информацией на сайте и в соцсетях о том, как у нас в скалолазании все здорово. Но это все слова, а нужны объективные показатели.

И я подумал, как максимально объективно сравнить, например, уровень спортивных результатов скалолазов различных регионов (а именно уровень результатов и показывает уровень развития вида спорта в регионе, мы все-таки в первую очередь спортом занимаемся). На мой взгляд в нашем виде спорта самым объективным показателем является российский рейтинг. За многие годы работы у нас сформирована очень объективная система подсчета баллов, реально показывающая текущий уровень спортсменов. К счастью, несмотря на попытки эту систему рейтинга «улучшить», система в целом сохранилась и по-прежнему объективно показывает сравнительный уровень спортсменов на текущий момент. Не без гордости отмечу, что большинство постулатов этой рейтинговой системы разрабатывалось мной на протяжении многих лет.

Так вот я решил сравнить сумму рейтинговых баллов, набранных спортсменами региона, в отдельных дисциплинах и в сумме дисциплин. И посмотреть, как изменилась ситуация за 10 последних лет (срок достаточно большой, чтобы увидеть куда какой регион двигался за десятилетие и как изменилась картина в целом). Для этого я взял сумму баллов рейтинга спортсменов региона на 1 января 2023 года, сделал то же самое на основе рейтинга на 1 января 2013 года и сравнил эти данные.

Что получилось:

Из сравнения видно, что, несмотря на вроде бы увеличившееся количество регионов, участвующих во всероссийских стратах, количество регионов, чьи спортсмены заработали рейтинговые баллы (т.е. попадали в число 30-ти лучших), не изменилось. Слегка изменился их состав – некоторые регионы вылетели из рейтинга, другие вошли. Количество регионов, имеющих рейтинг в лазании на скорость практически вдвое меньше, чем в лазании на трудность и болдеринге и это соотношение за 10 лет тоже практически не изменилось.

По результатам 10 лет назад абсолютным лидером, занимающим 1-е места во всех 3-х дисциплинах, была Свердловская область. Преимущество особенно велико было в скорости – отрыв от 2-го места (Тюменская обл.) по количеству баллов более чем в 3 раза! На 2-м месте по сумме дисциплин был Красноярский край, опережающий почти на 1000 баллов Тюменскую обл. и Москву. Через 10 лет ситуация с лидерами изменилась. Ни один регион не имеет лидерства во всех дисциплинах сразу. Несмотря на отставание в скорости (8 место) на 1-е место по сумме дисциплин уверенно вышел Санкт-Петербург (занимавший 10 лет назад только 7-е место) с преимуществом более 1000 баллов над вышедшей на 2-е место командой Москвы, которая 10 лет назад была 4-й. В дисциплинах трудность и болдеринг эти две команды имеют в настоящее время очень большое преимущество над остальными (суммы баллов отличаются в несколько раз). На 3-м месте по сумме дисциплин, как и 10 лет назад, осталась Тюменская обл. за счет преимущества в скорости, где она стала явным лидером. Свердловская обл. по сумме дисциплин переместилась с 1-го места на 4-е, Красноярский кр. с 2-го места на 5-е, Воронежская обл. с 5-го места на 7-е, Башкортостан с 6-го места на 9-е, Челябинская обл. поднялась с 8-го места на 6-е. Самарская обл., занимавшая 9-е место вылетела из рейтинга совсем, Новосибирская обл. поднялась с 19-го места на 12-е.

Такая вот получилась картина по объективным показателям.

• Дополнение к статье «О перспективах развития российского скалолазания»