Люди и горы > Люди >

Автор: Валерий Першин, Екатеринбург

Ефимову Сергею

Лидер. Такое звание до сих пор звучит в устах членов твоей команды. В альпинистском эпосе - команда Ефимова. Золотая команда чемпионов страны конца семидесятых - начала восьмидесятых.

Большое видится на расстоянии. Сейчас, когда мы уже не ходим в большие горы, самое главное золото, которое мы завевали - это наша дружба, богатая на приключения жизнь (порой на грани), жизнь во всей ее полноте.

Пик Блока

Второй день первовосхождения на п.Блока в рамках чемпионата СССР. От станции идет вверх единственная щель по совершенно гладкой гранитной стене. ИТОшу с помощью мягких лестниц (крюконоги еще не придумали), отвоевывая у щели метр за метром с помощью закладок, надежность которых под некоторым сомнением. Внутри щели ледок. Сколько-то его удается отковырять клювиком молотка прежде чем установить закладку. Метров десять над станцией. Неуютно, но другого не дано, ковыряю трещину для очередной закладки над головой. Закладка под ногами, продавив пленку льда в щели от веса тела, вылетает, отправляя меня в полет. Пролетая мимо станции в голове мелькнуло: "Пора бы уже остановиться". Остановился.

ТЫ УДЕРЖАЛ. На твоей ладони от веревки глубокий пропил. Заплавило трением все капилляры, ни капельки крови на удивление. Нанга Парбат, 1992. На спуске на скалах настигает камнепад, падение с каменюками метров на сто, по счастью, задержался перед сбросами на ледник. Сверху из тумана: "Валера, ты жив?!" - "Жив, но нужна помощь". Помощь пришла. ТЫ БЫЛ РЯДОМ.

После камнепада на Нанга Парбате

Дхаулагири, 1993. Вершину достигли, но, как всегда, особенно на восьмитысчниках, самое "интересное" начинается на спуске. Под самой вершиной ужасная ночевка при ураганном ветре, еле выжили. Потом еще бесконечная череда дюльферов по стене, спортивных спусков по фирновому склону. Усталость - предвестница возникновения роковых ошибок. Где-то в районе семи тысяч на фирновом склоне делаю неловкое движение без опоры на ледоруб и... начинаю падать. Мгновенно твоя рука, вцепившись в капюшон ветровки, остановила скольжение. ТЫ УДЕРЖАЛ.

Чемпионы 1983г

Эльбрус, год не помню. Идем по "косой" (кто бывал, знает). В верхней части тропу пересекает закрытая по большей части трещина. Обычно ее видно по слегка просевшему и чуть желтоватому снежному покрову. Свежевыпавший снег замаскировал трещину. Мелькнула мысль: "Где-то здесь уже должна быть трещина". И в эту же секунду лечу вниз. Угадал, блин, но поздно. Раскорячился вниз головой среди ледовых сосулек. В этом месте трещина сужалась, а справа метрах в двух черная зияющая пасть ледового разлома. Повезло. В дырку сверху просунулась голова: "Валера, нужна помощь?". - "Попробую сам, должно получиться". Выбрался с трудом сам. Но ТЫ БЫЛ РЯДОМ.

Сорок лет спустя, 2023г.

Серега, с юбилеем! Лидером не становятся, им рождаются. Это Божий промысел. Это оттуда: способность создать команду, жить с ней счастливо, достигать с нею задуманных целей, и...хранить свою команду.

От всех с кем ты в нужную минуту был рядом, кого ты УДЕРЖАЛ!