Автор: Сергей Бездитко, г. Москва

Технический отчет
о лыжном путешествии 6 к.с.,
совершённом в феврале-марте 2005 года
по горному узлу Табын-Бóгдо-Óла (хребтам южного Алтая)

Содержание

8. Выводы и рекомендации
9. Литература
10. Приложения

7. Техническое описание маршрута (продолжение)

b. Участок 2:

р. Ц. Аргамджи – КНР: -пер. Пограничный (1Б, 3695 м., з/п/п, рад.) – пер. Юленька (1Б, 3740 м., п/п) – каньон (1А, 2700-2590 м., п/п) – лед. Сев. Халси – лед. Халси – разведка Юж. истока лед. Халси – пер. Именинников (2А, 3720 м., п/п) – Монголия: - пер. Слава Бурхану (2А-Б, 3710 м., п/п, рад. по 1Б) – лед. Александры – пер. Гранё (2Б, 3650 м., рад. 1Б, з/п/п) – лед. Потанины-Мусен-Гол – пер. 23 февраля (2А, 3720 м., рад., п/п) – траверс: г. 4152 м. + пер. Затылок Найрамдала (3А, 3986 м.., п/п) – пер. Дополнительный (1А, 3600 м., з/п/п) – урочище Найрамдлын-Оргил – пер. Халси Юж. (3Б, 4100 м., рад. по 2А) + пер. Халси Сев. (3А-Б,4150 м., рад. по 2А) + г. 4192 м. (2Б, з/п/п, рад.) – пер. Потанина-Халси (2А, 4012 м., з/п/п) + рад. восхождение на г. 4082 м. Табын-Богдо-Ола (2А, з/п/п) – траверс г. 4117 м. Русский Шатёр (2А) + пер. Снежный (2А, 4044 м., рад.) (2А) – пер. Потанина-Аргамджи (1Б, 3733 м., з/п/п) – Россия: - р. Ц. Аргамджи –– погранзастава “Аргамджа”

14.02.05
День 5

События дня в хронологическом порядке:

Солнечно, ветрено. Температура утром -40 гр., в обед на солнце -15 гр., вечером -35 гр.

Выход в 11-00. Уходим от Эрика, пообещав вернуться через 2 недели. По следам многочисленного стада спускаемся в русло ручья Аргамджи за 10 ходовых минут. Здесь одеваем лыжи и начинаем подъём по заснеженному руслу ручья. Тропёжка неглубокая. Редко встречаются открытые наледи, которые приходиться обходить.

Долина реки Аргамжи Центр.
Примерно через 1 ход. час подходим к слиянию правого и левого ручья истоков р. Аргамджи. Отсюда хорошо видны вершины Терра, 4027, Городов Героев, 3901, Русский Шатёр, 4117 и 3926 и перевалы между ними. За в. 4117 прорисовывается в. Табын-Богдо-Ола, 4082 и к западу от неё пер. Пограничный, который мы выбрали для входа в район. (ф.7) Поднимаемся по левому ручью ещё менее 1 ход. часа и встаём на обед на ярком солнышке.

Начало подъёма на морены
л. Аргамжи.
После обеда продолжаем подъём по широкой сн.-трав. долине ручья, придерживаясь ор. правого борта, местами выходя на наледи в русле ручья. Спустя 1,5 ход/часа подходим к началу концевых морен ледника с вершин 4082 и 3926. Здесь сливаются несколько ручьёв с разных участков ледника. Подходим под морены по центральному, самому глубокому руслу. (ф.8) Здесь снимаем лыжи и при первой же возможности уходим на морены левого (ор.) борта ручья.

Озеро у языка л. Аргамжи.
Поднимаемся сначала по сн.-ос. склону крутизной 35-40 гр. Далее склон выполаживается до 20-25 гр. и через 0,5 ход/часа мы входим в устье извилистого снежного кулуара (скорее всего тоже русло ручья) крутизной 10-15 гр., поднимаемся к языку ледника. Плотный фирн позволяет идти в ботинках. Менее чем через 1 час подъёма выходим на ступень морены и видим перед собой язык ледника, а перед ним большое застывшее озеро. Пересекаем его (15-20 мин.) и на верхнем берегу встаём на ночёвку. (ф.9)

Итого: х/ч – 5,5 км. – 12.

15.02.05
День 6

События дня в хронологическом порядке:

Солнечно, очень ветрено. Температура утром -30 гр., вечером – 36 гр. Выход в 10-15.

Пер. Пограничный 1Б с л. Аргамжи.
С ночёвки у озера за 0,5 ход/часа подходим к языку ледника и выходим на его ор. левый борт. Движение без лыж. Ледник открытый, местами разорванный, но все зоны трещин легко обходятся. Крутизна 5-15 гр. (ф.10) Ещё через 0,5 ход/часа останавливаемся и одеваем кошки. Дальше двигаемся левым бортом ледника до выхода в цирк под пер. Пограничный. Здесь на пологом, слегка заснеженном участке встаём на обед. От выхода на ледник 3 ход/часа.

Пер. Юленька (Пограничный
вост.) 1Б и верш. ТБУ.
Отсюда хорошо видно, что между в. 4082 и узловой 3789 есть 2 параллельные седловины на лед. Халси Сев. Они разделены длинным трапециевидным бугром. Западная – широкая низкая снежная седловина пер. Пограничный, 1Б впервые пройдена уфимской группой Д. Шорникова летом 2003 г. радиально со стороны Сев. Халси. Восточная седловина чуть выше и круче. (ф.11) Информации о прохождении не имеется. Решаем подняться на пер. Пограничный радиально, просмотреть спуск и, если это возможно, на проход идти вторую, восточную седловину. От места обеда в связке по закрытому леднику подходим под седловину и начинаем подъём по сн.-лед. склону крутизной до 20 гр. В верхней части склон разорван несколькими широкими трещинами, но они перекрыты надёжными снежными мостами. Преодолеваем их с попеременной страховкой и выходим на очень широкую сн.-ос. седловину. Высота 3700 м. От места обеда около 40 мин. хода. Тур на левой (по ходу) стороны седловины. Снимаем записку Шорникова и оставляем свою о зимнем первопроходе со стороны р. Аргамджи.

Пер. Пограничный и Юленька с
лед. Халси Сев.
С седловины прекрасные виды на север – на Южно-Чуйские белки и на юг – на в. Найрамдал, 4374 м. и величественные скальные стены китайского Алтая. Спуск на лед. Сев. Халси – очень крутые осыпные склоны. Аналогичный спуск просматривается и с восточной седловины. (ф.13)

Спуск к месту обеда по своим следам занял около 15 мин. После отдыха выходим вверх по леднику, надеясь сегодня же перевалить на Халси Сев. Ледник крутизной до 20 гр., почти открытый, однако на перегибе в верхний цирк под пер. Снежный и Пограничный Вост. разорванный несколькими очень широкими (до 5 м.) трещинами. Верхний цирк покрыт плотным снегом с высокими, очень неприятными для прохождения застругами, однако трещины читаются хорошо. Много времени было потеряно на поиски прохода между трещинами, и стало ясно, что перевалить сегодня мы не успеем. К тому же солнце ушло за гору и сразу резко похолодало. Встаём на ночёвку в верхнем цирке лед. Аргамджи. От места обеда 1 ход/час.

Итого: х/ч – 5,5 км. – 9.

16.02.05
День 7

События дня в хронологическом порядке:

Переменная облачность, очень сильный ветер, метель. Температура утром -36 гр., вечером -30 гр. Выход в 10-45.

Прямо от лагеря начинаем подъём на перевал по фирновому, покрытому застругами склону крутизной в верхней части до 30 гр., ориентируясь на правый по ходу (западный) борт седловины, т.к. левее склон разорван солидным бергом. Движение в кошках, с ледорубами. На выходе на седловину находим одну трещину, однако она столь узкая, что не представляет угрозы. Преодолеваем её на четвереньках, с гимнастической страховкой, и так же продолжаем движение по гребню, т.к. шквальный ветер на перевале не даёт выпрямиться. Спускаемся по гребню на нижнюю точку седловины – её восточный борт в. 4082. Гребень сн.-лед.-ос., весьма широкий. Возможна ночёвка. От лагеря менее 1 ход/часа.

На юг спускается ск.-ос. склон крутизной до 45 гр., слегка присыпанный снегом. Спуск здесь весьма камнеопасен. Однако в самой восточной точке седловины вниз уходит узкий снежный кулуар, вполне подходящий для спуска. Разведка показывает, что снег в кулуаре плотный, крутизна до 30 гр. У начала кулуара складываем тур и оставляем записку о первопрохождении. Высота перевала 3740 м., 1Б к.т. Мы назвали его «Юленька» в честь одной из наших участниц, т.к. перевалов с названием «Пограничный» в этом районе уже 4 штуки.

Пер. Юленька 1Б с лед. Халси Сев.
Спускаемся по кулуару в кошках, с ледорубами. (ф. 12) В нижней части в кулуаре появляется глубокий рассыпчатый снег. При первой же возможности выходим из кулуара на снежный склон крутизной до 20 гр., одеваем лыжи и спускаемся на лед. Халси Сев. Спуск занял около 0,5 ход/часа. Ледник Халси Сев. в верхней части закрытый, пологий, с несколькими глубокими мульдами – надувами. Отсюда хорошо видны пер. Роборовского, Потанина-Халси, Зап. плечо Найрамдала. Со всех перевалов очень сильно дует, по леднику гуляют смерчи. Спускаемся по леднику на лыжах, стараясь не растягиваться, т.к. видимость иногда исчезает. Проходим мимо пер. Роборовского и продолжаем спуск на юг по основному течению ледника. Здесь ветер стихает (точнее мы вышли из той зоны, где дует), видимость улучшается. Видно, что впереди ледник разорван серьёзным ледопадом. Не доходя до ледопада, встаём на обед. (ф. 00) От спуска с перевала – чуть более 1 ход/часа.

Верхний цирк с лед. Халси Сев.
С обеда делаем разведку пути спуска. (ф. 14) Разведка докладывает, что лед. Халси Сев., обозначенный на карте единым целым, на самом деле представлен двумя ледниками, разделёнными ск.-ос. ступенью, высотой до 200 м. и моренной грядой. Верхний ледник имеет истоки под пер. Юленька и Потанина-Халси, нижний – под пер. Зап. плечо Найрамдала и не пройденной ещё седловиной, ведущей в небольшой цирк между вершинами 3550 и 3608. Языки у этих ледников так же разные – первый спускается в долину значительно ниже. Ледопадом разорван именно первый ледник. Разведчики нашли вариант спуска с верхнего ледника на нижний по одному из сн.-ос. кулуаров скальной ступени. Крутизна склона 30-35 гр., снег по развилку, под ним средняя осыпь. Спуск на нижний ледник чуть более 1 ход/часа от места обеда.

Пер. Зап. плечо Найрамдала и
не пройденная седловина S11.
После спуска оказываемся в верхнем цирке нижнего ледника. Прямо над нами 2 сн.-лед. седловины, разорванные красивыми бергшрундами. (ф. 15) Северная, более высокая (высота перевального взлёта 150-200 м.) – это пер. Зап. плечо Найрамдала, 2Б, ведущая под стену Найрамдала, в цирк северного истока лед. Халси. Юго-западная седловина имеет тот же характер: сн.-лед. склон крутизной до 45 гр., разорванный несколькими бергшрундами. Сложность перевала предположительно 2А-2Б. Высота перевального взлёта до 150 м. Эта седловина ещё не пройдена, и ведёт в небольшой цирк в. 3550 и 3608. Насколько нам известно, в туристских источниках этот цирк не описан.

Дальнейший спуск по пологому 5-15 гр. леднику на лыжах. Ледник закрытый, достаточно ровный. Снег плотный, тропёжки почти нет. Менее чем через 1 ход/час спускаемся с языка нижнего ледника. Отсюда хорошо видно, что испугавший нас ледопад верхнего ледника можно было легко обойти по моренам левого (ор.) борта, там, где скальная ступень заканчивается. Снизу этот ледопад вообще не кажется серьёзным препятствием, он вполне локален и не перегораживает весь ледник. Впрочем, поздно метаться.

У окончания языка нижнего ледника, в кармане морены верхнего ледника встаём на ночёвку.

Итого: км. – 8 х/ч – 5.

17.02.05
День 8

События дня в хронологическом порядке:

Переменная облачность, температура утром и вечером -30 гр. Выход в 10-30.

Долина ручья Халси Сев.
С места ночёвки начинаем спуск по руслу ручья, вытекающего из ледника. Через несколько сот метров ручей уходит в глубокий ранклюфт верхнего ледника, и нам приходится выходить на траверс левого склона. Склон сн.-ос. крутизной до 15-20 гр. Крупноосыпные обломки переметены рассыпчатым снегом. Мерзость редкостная – свободное лазание на лыжах. Примерно за 1 х/час мы проходим около 1 км. и выходим в основное русло ручья ниже ручья ледника.

Верховья лед. Халси.
Долина здесь широкая, плоская, снег глубокий, местами на русле открытые наледи. (ф. 16) Отсюда прекрасный вид на верхние цирки лед. Халси, вершины Красавица и Пётр Петрович. (ф.17) Продолжаем спуск вдоль ручья и через 0,5 х/часа подходим к устьевой ступени долины. Она спускается к лед. Халси крутым (30-35 гр.) сн.-ос. склоном высотой около 100 м. Осыпь здесь крупная, местами подвижная, снег только скрывает рельеф, не создавая реальной опоры. Многочисленные ручьи образуют сверху широкие наледи, делая его окончательно непригодным к передвижению. Кроме того, внизу виден широкий замусоренный ранклюфт лед. Халси с крутыми бортами. Выход из него на тело ледника будет весьма затруднителен. После недолгих раздумий решаем забрать вправо и спускаться по руслу ручья – сверху кажется, что это самый оптимальный путь*. (* P.S. По дальнейшим наблюдениям оказывается, что гораздо удобнее здесь вообще не спускаться на Халси, а траверсировать боковые морены вверх, в направлении слияния двух истоков лед. Халси. Здесь выход на ледник не представляет сложности, так же как и сам траверс. Именно этот путь рекомендуем последующим группам.)

В каньоне Сев. Халси.
Однако, спустившись в русло ручья и пройдя по нему несколько метров, обнаруживаем, что ниже ручей уходит в каньон и обрывается на лед. Халси чередой небольших замерзших водопадов. Деваться некуда, снимаем лыжи, надеваем кошки и продолжаем спуск.

Спуск ступенчатый, средняя крутизна около 40-35 гр., ск.-лед, на пологих участках заметённый глубоким снегом. (ф. 18а,б) Ползём вниз где-то на передних зубьях, где-то скатываясь на заднице по ледовым желобам. Постоянно слышен звук льющейся воды – а ручей-то живой!

Каньон, вид снизу.
Ниже появляется глубокий снег, приходиться буквально рыть траншею, проваливаясь по развилку. Самую высокую ступень обходим левым бортом, потом пересекаем русло и выходим на относительно пологие морены правого берега, где можно уже одеть лыжи. Преодоление каньона заняло около 1 х/часа. Высота его около 100 м. (ф. 19)

На лыжах спускаемся в ранклюфт ледника и со второй попытки выходим на тело ледника. Ледник в этом месте почти открытый, слегка заморененый и очень неровный – быстрое таянье приводит к образованию хаотично расположенных ям, гребней, оплывших трещин и прочего, затрудняющего передвижение. Выход на центр ледника перегорожен несколькими глубокими трещинами, поэтому двигаемся ор. правым бортом около 1,5 х/часов и на более ровной поверхности ледника устраиваем обед. Здесь лежит большой ровный камень, на котором удобно сушить спальники. После обеда продолжаем подъём по ровному закрытому пологому леднику ещё 1,5 х/часа. Не глубокая тропёжка. До слияния дойти не удаётся, встаём на ночёвку в прямой видимости обоих истоков ледника.

Итого: х/ч – 5,5 км. – 7.

18.02.05
День 9

События дня в хронологическом порядке:

Облачно, ветрено, туман. Температура утром -29 гр., вечером -30 гр.

Утром решаем продолжить подъём по южному истоку лед. Халси и, если это будет возможно, перевалить на северный исток через седловину восточнее в. 3879. Основной целью ставим разведку истоков ледника Халси и вариантов подъёма на в. Петр Петрович. К сожалению, погода сегодня не способствует разведке – контрастность низкая, окружающие горы в белой дымке.

От лагеря просматриваем варианты подъёма на в. Красавица, 3998. (ф. П2)

В принципе, ничего невозможного здесь нет, однако восхождение займёт не менее 2-3 дней и требует установки лагеря на высоком, может быть узком гребне. Здесь лучше подойдут высотные палатки, а не наш огромный шатёр. Сев.-зап. стена Красавицы неприступна, а на сев.-вост. находится ледовый (хотя на картах ледник здесь не обозначен) цирк, через который просматривается два пути подъёма. Вход в цирк перегорожен широким ледопадом, который можно обойти по ск.-ос. полкам правого (ор.) борта. Из цирка можно подняться на высокий восточный гребень или на седловину северного отрога Красавицы. На восточный гребень ведёт крутой ровный сн.-лед. склон (в некоторых ситуациях он может оказаться лавиноопасным). Седловина восточного гребня (высота более 3600 м.) – возможное место ночёвки. Отсюда на вершину ведёт ступенчатый, несложный ск.-лед. гребень. Второй вариант подъёма – с ночёвкой на низкой (3400-3500 м.) седловине северного отрога. Из цирка сюда ведёт ск.-ос. склон с несколькими снежными кулуарами. От седловины к вершине ведёт длинный ск.-лед. склон с редкими скальными или осыпными выходами. Оба эти пути соответствуют по сложности альпинистской 3А-3Б к.т. и ждут своих первопроходцев. Мы же поднимаемся по южному истоку лед. Халси.

От места ночёвки за 0,5 х/ч подходим под ледопад чуть выше слияния и ещё за 0,5 х/ч обходим его по левому (ор.) борту ледника. Выше выходим на середину ледника, т.к. по левому борту видны следы многочисленных ледовых обвалов с боковых склонов. Двигаемся вверх по ступенчатому, закрытому, местами разорванному леднику ещё около 1,5 х/часов и встаём на обед. После обеда продолжаем подъём и ещё через 1 х/ч выходим в верхний цирк южного истока. Картина, надо сказать, безрадостная.

Не пройденная седловина S10 в
цирк северного истока лед.
Халси.
Во-первых, северный цирк, через который мы планировали перевалить в северный исток лед. Халси оказался замкнут высокой (70-100 м.) скальной стеной крутизной более 60 гр. (ф. 21) Нельзя сказать, что она не проходима, но игра не стоит свеч – обойти в. 3879 низом проще и быстрее. Имеется здесь так же и снежный склон крутизной до 35 гр., однако он выводит практически на замыкающую цирк в. 3990. Оттуда возможен спуск на седловину, но опять-таки проще обойти низом. Это, конечно, обидно.

Пер. Пограничный 2Б и не
пройденная седловина S9 в
верховьях р. Поштык.
На карте и спутниковом снимке эта седловина казалась перспективной. Во-вторых, куда выходят седловины пер. Пограничный 2Б и не пройденная ещё седловина в верховья р. Поштык, оказалось очень много снега. (ф. 20) Обе эти седловины были признаны лавиноопасными.

Подробнее о седловине в долину р. Поштык. Она находится в гребне восточнее в. 3849, к ю.-з. от пер. Пограничный 2Б. Седловина выражена слабо, к ней ведёт крутой (45-50 гр.), но короткий (менее 100 м.) сн.-лед. склон, разорванный несколькими бергами. Сложность перевала с этой стороны можно оценить как 2Б, перспективы прохождения – можно, но не сейчас. И главное разочарование – мы так и не увидели возможных путей подъёма на Петра Петровича с севера. Все ведущие к вершине гребни сильно расчленены и очень продолжительны, склоны покрыты висячими ледниками и грозят постоянным обвалами. Наверное, между ними можно как -то просочиться, но простого и ясного пути подъёма, доступного зимой, мы не увидели. Может быть, такой путь существует с юга, но это тема следующих походов.

Не пройденная седловина S12.
Уставшие и разочарованные, мы спускаемся по своим следам обратно к слиянию двух истоков лед. Халси. Спуск занял 40 х/минут. От слияния ледников выходим на левый (ор.) борт северного истока ледника и поднимаемся по ровному, пологому леднику, покрытому рыхлым снегом ещё около 40 х/минут. Здесь встаём на ночёвку.

P.S. Чуть ниже нашего лагеря по правому борту ледника виден боковой приток, ведущий к пер. Зап. плечо Найрамдала. В его правом борту узкие, глубокие ск.-ос. седловины, ведущие в не пройденный ещё цирк между в. 3550 и 3608. (ф. 22) Наиболее перспективной кажется северная седловина. К ней ведёт осыпной кулуар крутизной 30-35 гр. и высотой около 100 м. А что там с другой стороны? Посмотрите, - расскажете.

Итого: х/ч – 5 км. – 2,5 + 5 рад.

19.02.05
День 10

События дня в хронологическом порядке:

Облачность, ветер, метель. Полуднёвка. Вечером видимость около 500м. Температура утром -27 гр., днём – 16 гр., вечером -29 гр.

Выход в 11-30. Ждём, но не дождёмся погоды. Подъём по правому борту, выше по центру ледника не сложен. Ледник ровный, пологий, покрытый неглубоким снегом. Через 3 х/ч выходим в верхний цирк ледника, где встаём на обед. Видимость оставляет желать лучшего.

В редких просветах рассматриваем перевалы этого цирка. (ф. П3)

Самая северная седловина – пер. Мирового водораздела, 2А, крутой снежный склон, выводящий на ск.-ос. седловину. Действительно, это самая простая седловина в цирке, однако смущает снег, обильно лежащий на её склонах и всё пребывающий.

Пер. Мирового водораздела 2А и
Слава Бурхану 2А-Б.
Центральная седловина – ск.-лед. широкий кулуар крутизной 40-45 гр., высотой до 200 м. Снега здесь практически нет, и для подъёма необходимо будет использовать перила, а у нас что-то нет желания крутить буры в перемороженный лёд. Тем не менее седловина эта логичная и для лета весьма перспективная. (ф. 23) Самая южная седловина скрыта от нас скальным выступом, поэтому высылаем вперёд разведку. Разведчики докладывают, что к седловине ведёт узкий ск.-лед. кулуар крутизной 35-40 гр., в нижней части заметенный снегом. Так же узкий снежный язык поднимается по левому (по ходу) борту кулуара до самой седловины. Этот язык может облегчить путь подъёма. Седловина эта находится в непосредственной близости от в. 4073, которую мы считаем своей следующей целью, поэтому вполне подходит для нас. Однако, погода портится и сегодня мы решаем на перевал не идти.

Не пройденная седловина S10
из сев. цирка.
Отдельно нужно сказать о седловине в южной стене восточного бокового цирка. (ф. 24) Это та же седловина, которую мы рассматривали из верховий южного истока лед. Халси. С этой (северной) стороны к ней ведёт крутой (35-40 гр.) ледовый склон высотой менее 50 м., подрезаемый нешироким бергшрундом. Выше склон ограничен поясом перистых, сильно расчленённых скал высотой около 20 м. Проход нужно искать где-то в многочисленных кулуарах между ними. Вообще, седловина смотрится вполне проходимой (около 2Б к.т.), другой вопрос: кому она нужна?

И ещё одно отступление. В разных источниках мы встречали красивое название «Снежная церковь» применительно к вершине 4073, пройденной в 60-70 годах польской и американской экспедициями, и до сих пор не посещаемой россиянами. Однако, более внимательный анализ показывает, что это же название употребляется применительно к в. 3879 (В. Сапожников, а вслед за ним К. Бекетов в 1998 г.) Эта красивая гора стоит на слиянии двух истоков лед. Халси, на три километра западнее в. 4073 и не имеет к ней никакого отношения. Кроме того её характерная ск.-лед. стена требует названия, в котором нет слова «снежная». Предлагаю не увеличивать эту путаницу и оставить название «Снежная церковь» за в. 4073, а в. 3879 дать другое, более подходящее ей по характеру. Она того достойна.

Итого: х/ч – 3 км. – 5.

20.02.05
День 11

События дня в хронологическом порядке:

Видимости нет, ветер шквальный. Днёвка. Температура утром и вечером -18 гр., днём -12 гр.

Где-то в середине дня два героя, сильные духом, но слабые умом решили сходить на разведку под перевал. Вернулись они под вечер и сообщили, что были на седловине и всем рекомендуют. Поскольку один из них – Сергей Протасов празднует сегодня день рождения, было предложено назвать перевал «40 лет Протасову». Это ведь не хуже, чем «60 лет Октября» или «20 лет ВЛКСМ». Протасов, правда, возмутился, и мы решили вопрос о названии перенести на завтра. Завтра у нас исполняется 30 лет Юле Тилипенко.

Итого: х/ч – 5: км. – 2 рад.

21.02.05
День 12

События дня в хронологическом порядке:

Видимость периодически, ветер по прежнему шквальный. Температура утром -20 гр., вечером -17 гр. Выход 11-45.

Пер. Именинников 2А.
Так и не дождавшись погоды, выходим по следам многочисленных разведок в направлении в. 4073. Обогнув скальный выступ, видим наш перевал. (ф. 25) Смотрится красиво. Особо радуют глаз полузасыпаные следы, ведущие вверх. Тропить всё-таки будет проще. От лагеря до начала перевального взлёта подошли за 1 ч. 15 мин. Здесь сняли лыжи, одели кошки, достали ледобуры для самостраховки. В нижней части кулуара много снега, проваливаемся по развилку. Медленно набираем высоту и наконец выходим на жёсткий фирн около левого (по ходу) борта кулуара. Крутизна склона 30-35 гр., местами до 45 гр. Выше снег опять глубокий – по колено, и весьма рыхлый, так что следы первого никак не помогают остальным. Двигаемся медленно, но достаточно надёжно, не растягиваясь, местами с гимнастической страховкой. На последних метрах склон выполаживается, кулуар сужается до 10 метров, под ногами – чистый лёд. Ветер в этом месте такой, что нас просто выносит на седловину. Подъём занял 2 ч. 15 мин.

Седловина пер. Именинников 2А.
Седловина перевала узкая, ярко выраженная, скально-ледовая. (ф. 26) Вообще, эту седловину можно рекомендовать для зимнего прохождения, т.к. летом она может оказаться камнеопасной. Летом лучше попробовать тот кулуар, что находится в хребте сотней метров севернее. Он шире, даст больше места для манёвров. Прячемся от ветра за левыми по ходу скалами, здесь же, на скальной ступени складываем тур, кладём записку о первопрохождении. Сложность перевала оцениваем как 2А и даём название «Именинников». Юля нервно хихикает и, перекрикивая ветер, сообщает, что этот свой день рождения будет помнить до конца жизни. Задерживаться на седловине не хочется, поэтому разведываем путь спуска.

С востока на седловину напирает ледник со склонов в. 4073. Горб ледника поднимается выше входа в скальный кулуар. Ледник разорван несколькими широкими трещинами. Разведчики проходят в связке, с попеременной страховкой и прощупывают путь в обход трещин. Путь признаётся безопасным, и остальные идут просто так. Спуск прямо вниз затрудняется глубоким наддувом и небольшим карнизом, поэтому спускаемся траверсом снежного склона в. 4073. Склон ровный, крутизной 10-15 гр., снег задут и идётся легко. Перепад высот до спуска на пологую часть ледника менее 50 м.

Пер. Именинников и Слава Бурхану
с лед. Александры.
Слева открывается низкая широкая седловина. Это выход из того кулуара, что мы рассматривали со стороны лед. Халси. Сейчас оттуда страшно дует. Если мы и пойдём туда, то явно не сегодня. (ф. 27)

Одеваем лыжи и спускаемся по пологому лед. Александры. Спускаться тяжело, т.к. ледник покрыт высокими и прочными застругами, почти не заметными при низкой контрастности. Движение на лыжах крайне неуверенное, а пешком всё-таки глубоковато. За 1 х/ч проходим около 1,5 км. и встаём лагерем на центре ледника, т.к. спрятаться от ветра здесь некуда.

Пер. Гранё и путь подъёма на 4073.
Во время спуска просматриваем варианты подъёма на в. 4073. Мы рассчитывали сходить на неё, если погода улучшится. Наиболее подходящим смотрится вариант подъёма по восточному сн.-ск. гребню. По сложности это около 2Б-3А к.т. На гребень можно попасть 3 путями. Самый короткий путь, он же самый сложный: подъём по короткому (не более 100 м.) крутому (40-45 гр.) сильно разорванному ледовому склону (можно даже сказать «ледопадику»), выводящему на гребень в километре восточнее вершины. Здесь подразумевается движение в связках с попеременной страховкой. Этот путь требует некоторой индивидуальной техники и просто уверенности в движении по льду. Второй путь – подъём через в. 3842, находящемуся в гребне на 2 км. восточнее в. 4073. К ней ведёт длинный (около 150-200 м.) крутой (около 30 гр.), но ровный сн.-лед. склон. Здесь нужна тропёжка, может быть связки с одновременным движением. Третий вариант подъёма – через низкую седловину к востоку от в. 3842. К сожалению, отсюда не просматривается выход с седла на вершину, поэтому решаем завтра совершить радиальный выход для продолжения разведки. (ф. 28)

Итого: х/ч – 4,5 км. – 4.

22.02.05
День 13

События дня в хронологическом порядке:

Видимость периодически, шквальный ветер.

Утром погода не улучшилась и от восхождения на в. 4073 пришлось отказаться. Однако решили всё-таки сходить на две радиалки – на седловину к северу от пер. Именинников и на седловину к востоку от в. 3842. Две героические связки двинулись на поиски приключений.

Подъём в верхний цирк лед. Александры не составляет проблем, и через 20 мин. первая связка подходит под перевальный взлёт. Он представляет собой короткий сн.-лед. склон крутизной до 20 гр., разорванный несколькими трещинами, которые легко обходятся. В верхней части существует небольшой наддув, способный в некоторых случаях вырасти до состояния карниза. Он также обходится. Подъём от лагеря до седловины занял 40 мин. Седловина перевала узкая, глубокая, скально-ледовая. Спуск на западную сторону не просматривается – туда уходит глубокий узкий пологий извилистый кулуар. Тур складываем на сев.-вост. борту седловины, на скалах. В-общем, перевал параллелен и аналогичен пер. Именинников и может рассматриваться как один из вариантов его прохождения. Категория трудности 2А-2Б. Из соображений подхалимажа называем эту седловину «Слава Бурхану». Обратный путь к лагерю по своим следам занял 20 мин.

Вторая связка отправилась на низкую сн.-ос. седловину к востоку от в. 3842. Главная интрига состоит в том, что это единственная логичная седловина на лед. Гранё на этом участке гребня. По местоположению и высоте она соответствует пройденному группой С.Н. Ульченко в 2000 г. пер. Гранё, однако совсем не соответствует ему по описанию. Здесь нет ни бергов, ни ледового склона до 40 гр., ни скал до 50 гр. Подъём на седловину представляет собой ровный сн.-лед. склон крутизной до 15 гр. Здесь есть только несколько узких трещин, не затрудняющих подъём. Седловина разделена надвое характерным ск.-ос. пупырём, о котором ни слова не сказано у Ульченко. Подъём на седловину занял 0,5 х/часа. Сложность перевала оцениваем как 1Б (только за счёт закрытого ледника). Спуск на лед. Гранё столь же прост, как и подъём.

Седловина пер. Гранё 1Б-2Б.
Мы вышли на седловину левее (по ходу) ск.-ос. пупыря в центре и сразу же обнаружили тур. (ф. 29) К сожалению, записки в нём не оказалось. Загадка так и осталась загадкой. Что бы просмотреть путь подъёма на в. 3842, мы поднимаемся на пупырь. Отсюда хорошо видна вторая седловина и идущий от неё ледовый желоб на лед. Гранё. Желоб идёт практически горизонтально, имеет совершенно правильную форму, вертикальные стенки и диаметр 6-7 метров. Его длина составляет 25-30 м. При этом в нём нет ни одной снежинки, а окружающие его прекрасные смотровые площадки заставляют ещё раз задуматься о его искусственном происхождении. За желобом виден ровный, до 20-25 гр. сн.-лед. склон высотой около 150 м., выводящий на в. 3842 или сразу мимо неё на гребень в. 4073. Подъём элементарен. Эх, нам бы погоду! Однако, что есть, то есть. Спускаемся в лагерь по своим следам. Спуск занял 0,5 х/ч, так как идти теперь приходилось навстречу ветру. После короткого отдыха решаем, что ловить в этом цирке больше нечего и нужно спускаться.

Выход в 14-00. Спускаемся по левому борту лед. Александры, по плотным и частым застругам. Кое-кто идёт пешком, кое-кто – на лыжах. Сначала без разницы. Ниже всё-таки появляется снег и лыжники получают преимущество. За 1 х/час спускаемся к слиянию двух истоков лед. Александры. Северный исток примыкает к южному небольшим ледопадом, который можно обойти ор. левым бортом ледника.

Вдоль лед. Потанина.
У нас была идея подняться в верховья северного истока и оттуда перевалить на лед. Потанина, однако, для этого нужно опять повернуть лицом к ветру, а это выше наших сил. Подставляем ветру свои надёжные тылы и продолжаем спуск. До слияния Александры и Потанина ещё менее 1 х/ч. Спуск элементарен, лишь бы ветер не сбивал с ног.

На слиянии ледников устраиваем долгий привал, благо тут почти не дует. Ледник Потанина очень похож на застывшее море – бесконечные, хаотичные ледовые гряды, лишь изредка переметённые снегом. На всём протяжении, сколько его видно, он имеет один и тот же характер, совершенно не пригодный для передвижения. Зато можно весело покататься как на горке в детском саду. Но детство скоро заканчивается и мы начинаем подъём по ранклюфту правого ор. борта ледника, вдоль склонов в. 3884. (ф. 30) Идём сначала на кошках, потом на лыжах, потом пешком. Подъём не сложен, но ветер опять в лицо. Мы выдерживаем чуть больше 1 х/ч, потом встаём лагерем на относительно пологой площадке на правом (ор.) борту ледника в окружении причудливых ледовых грибов.

Итого: х/ч 1 + 3,5 км. – 1,5 рад. + 1 рад. + 10.

23.02.05
День 14

События дня в хронологическом порядке:

Переменная облачность, ветер. Вечером опять белая мгла и метель. Температура утром -18 гр., вечером -20 гр. Выход в 10-30.

У слияния истоков лед. Потанина.
Вчерашний подхалимаж удался! Утром впервые за 4 дня нам показали солнце. К сожалению, после сказочно красивого рассвета оно кануло в облака, однако мы сочли это хорошим предзнаменованием и решили не отказываться от в. 4152, хотя она и находится далековато от того места, где волею погоды мы оказались. Привычно поворачиваемся лицом к ветру и продолжаем подъём вдоль правого (ор.) борта лед. Потанина. (ф. 31) Время от времени проглядывает солнышко. Вспоминается старый диалог: - «Первый раз за поход тень отбрасываем… Скажи «спасибо», что ещё копыта не отбросили.» Примерно за 1 х/ч подходим к слиянию двух истоков лед. Потанина и пересекаем южный исток, ориентируясь на ск.-ос. бугор с отметкой 3612,2. Дальше начинаем подъём вдоль ор. левого борта правого истока. Ледник открытый, местами разорванный, крутизной 15-20 гр. За 40 мин. поднимаемся до выполаживания. Дальше ледник пологий, закрытый, ровный. Одеваем лыжи и продолжаем подъём. К сожалению, солнце скрылось окончательно и бесповоротно, видимость упала до 500 м., ветер гонит по леднику переметённый снег. За 2 х/ч мы прошли около 2 км. и, кажется, вышли в верхний цирк ледника (ориентируемся по GPS, отсюда и неуверенность). В верхней части ледник становится круче (до 10-15 гр.), появляются трещины, пока узкие, но заставляющие насторожиться. На первом же выполаживании встаём на обед.

Пер. 23 февраля 2А, вид с
лед. Потанина.
После обеда решаем всё же осуществить то, от чего отказались вчера – восхождение (пусть даже радиальное) на перевал, соединяющий северный цирк лед. Александры и южный цирк лед. Потанина. (ф. 32а) Штурмовая связка выходит из лагеря вверх по леднику и за 0,5 х/ч подходит под перевальный взлёт, где одевает кошки. Перевальный взлёт – сн.-лед. склон крутизной 25-30 гр., в верхней части до 45 гр. на коротком участке, разорванный двумя бергшрундами. Проходим их с попеременной страховкой и выходим на седловину. Выход на седловину занял ещё 0,5 х/ч.

23 февраля, седловина.
Седловина очень широкая, снежно-ледовая. (ф. 32б) Самая низкая точка находится восточнее, под склонами в. 3760. Там на ск.-ос. выходе единственное место на седловине, где можно сложить тур, туда же выводит и наиболее логичный путь подъёма со стороны лед. Александры. Туда мы и направляемся по плоскому гребню шириной 10-15 м. Складываем тур, оставляем записку о первовосхождении. Сегодня большой праздник, но, к сожалению, мы разошлись в оценке его значения и роли в истории. Поэтому перевал называем просто «23 февраля». Высота перевала 3720 м., категория трудности 2А. Определяющая сторона – северная. К сожалению, ограниченная видимость мешает отснять панораму, но спуск на лед. Александры нам всё-таки показали. Туда уходит крутой (25-35 гр.) склон высотой около 150-200 м. Западная сторона склона занята ледником с несколькими широкими трещинами, сверху имеются участки карнизов, идти туда не хочется. Восточная сторона склона – осыпь разной степени заснеженности, крутизной до 30 гр. Прямо от тура начинается узкий кулуарчик, покрытый плотным снегом. Зимой это наиболее удобный путь спуска-подъёма, однако летом он может оказаться руслом ручья (на седловине у его начала мульда, похожая на маленькое замёрзшее озеро). В таком случае спуск-подъём возможен по осыпи вдоль ручья или по южным склонам в. 3760, с выходом траверсом на седловину.

Спуск в лагерь по своим же следам проблем не доставил и занял около 40 х/мин.

Итого: х/ч – 4 + 1,5 рад., км. – 5 + 1 рад.

24.02.05
День 15

События дня в хронологическом порядке:

Переменная облачность, временами солнечно. Ветрено! Температура утром -22 гр., вечером -19 гр.

В. 4152.
Выход в 9-30. Сегодняшняя наша цель – в. 4152, находящаяся в хребте Монгольский Алтай к югу от в. Найрамдал, 4374. (ф. 33а) До сих пор она не посещалась зимой.

В. 4152, начало подъёма
Выходим из лагеря в связках, двигаемся на северо-запад по пологому закрытому леднику. Обходим зону трещин, прижимаясь к юго-вост. гребню Найрамдала. Далее выходим к юго-вост. гребню в. 4152. (ф. 33б) Гора имеет форму трапеции, юго-восточные склоны относительно пологие, южная предвершина ниже основной метров на 50.

В. 4152. Подъём.
Поднимаемся на южный гребень (ф. 34а) по сн.-лед. склону крутизной до 40 гр., разорванному широкими бергшрундами. От лагеря до выхода на гребень около 1 х/ч. На гребне участок разрушенных скал крутизной до 45 гр. и длиной около 30 м. Движение в связках с попеременной страховкой через ледорубы. Далее движение к предвершине по узкому сн.-лед. гребню крутизной до 35 гр., длинной около 100 м. На предвершине не находим тур, сооружаем свой, оставляем свою записку. Двигаемся к основной вершине по узкому ск.-лед. гребню. Движение по границе скал и льда, местами с попеременной страховкой. Длина гребня около 400 м. Поднимаемся на основную вершину – небольшую сн.-ос. площадку, где тоже находиться тур без записки. С вершины прекрасный вид на китайскую сторону, монгольская, к сожалению, закрыта дымкой.

Спуск на пер. Затылок Найрамдала.
После написания своей записки проводим разведку и решаем спускаться по сев. гребню на пер. Затылок Найрамдала (Пограничный). (ф. 34б) Спуск по крутому 50 гр. сн.-лед. склону на 3 такта, местами с попеременной страховкой. Склон зафирнован, спускаться удобно. Обходим большие снежные карнизы на китайскую сторону, далее спускаемся на широкую седловину пер. Затылок Найрамдала, 3А, высота около 4000 м. (известный так же под названием «Пограничный»). На перевале в туре находим упаковку печенья, оставленную нашим командиром в 2003 г. После некоторых сомнений печенье съедаем, вместо него оставляем записку. Траверс в. 4152 занял 2,5 ч., дальнейший спуск с перевала к лагерю занял 0,5 х/ч., и проходил вдоль юго-вост. склонов г. Найрамдал, в нижней части спуска выходим на свои же следы.

После короткого отдыха, собираем лагерь и, пользуясь хорошей погодой, решаем подойти под северные склоны в. Найрамдал, откуда планируем подъём на неё.

Спускаемся левым бортом закрытого, пологого ледника, ориентируясь на сн.-лед. седловину западнее отметки 3612. На подходе к седловине короткая, открытая зона трещин. Обходим её широким кругом, надеясь, что лыжи достаточная страховка от попадания в трещину. Спуск от лагеря до седловины занял менее 0,5 х/ч. Седловина широкая, лед.-ос., находится в нижней части юго-вост. гребня г. Найрамдал, соединяет истоки лед. Потанины-Мусэн-Гол и позволяет попасть к вост. стене Найрамдала практически без потери высоты.

Пер. Дополнительный 1А, строим тур.
Высота седловины 3608 м. Решаем назвать её пер. «Дополнительный», 1А к.т., о чём оставляем записку в туре, сложенном нами на осыпном острове на западном борту седловины. (ф. 35а)

Пер. Дополнительный 1А, вид на север.
Спуск с седловины на север на лыжах по короткому ледовому, ниже фирновому склону крутизной 15-20 гр. (ф. 35б) Ниже склон выполаживается. Идём на север вдоль стены Найрамдала по пологому, практически открытому леднику, разорванному узкими 10-20 см. немногочисленными трещинами. Скоро снимаем лыжи, желающие одевают кошки, остальные идут в ботинках. Через 1,5 х/ч минуем стену и поднимаемся в небольшой цирк между северными склонами Найрамдала и отметкой 3828 на ск.-ос. нунатаке. Ещё 0,5 х/ч занял подход под склоны в. 4192 и поиск места для лагеря в урочище Найрамдлын-Оргил.

Итого: х/ч – 4 + 2,5 км. – 4 + 6.

25.02.05
День 16

События дня в хронологическом порядке:

Видимость эпизодически, ветер, низовая метель. Температура утром -20 гр., вечером -22 гр.

М-да… Погодка сегодня не для Найрамдала. Утром было вообще страшновато выходить из палатки. После некоторых сомнений было всё-таки решено собраться на подвиги, но тут мнения разделились. Спортсмены хотели идти на в. 4192, зимнее первопрохождение романтики предпочитали Табын-Богдо-Ола, границу 3 государств, узловую вершину района. В итоге решили разделиться и выйти на радиальные восхождения двумя связками.

Первая связка вышла из лагеря в 11-00 и по ровному, закрытому леднику направилась в сторону в. 4082, Табын-Богдо-Ола. За 40 мин. мы подошли под восточные склоны горы и остановились в пологом цирке у её подножия. Отсюда видны 2 сн.-лед. седловины с юга и с севера от ТБО. Северная седловина – пер. Снежный, 2А, пройденный группой Д. Шорникова в 2003 г. Решаем подняться на южную седловину, пройти траверсом ТБО, 2А, пер. Снежный, 2А и подняться на в. 4117, Русский Шатёр, 2А. Подъём на юж. седловину по сн.-лед. склону крутизной 15-20 гр., разорванному 2 широкими (3-4 м.) бергами. Нижний плотно засыпан снегом, верхний представляет некоторую проблему – видны глубокие дыры, верхний край имеет серьёзное превышение над нижним. Приходится долго искать место для переправы. Преодолеваем берг ползком, с попеременной страховкой, и выходим на гребень. От начала подъёма около 0,5 х/ч. Гребень широкий, лед.-ос., ступенчатый. На китайскую сторону уходит крутая ск.-ос. стена, откуда шквальным ветром несёт клочья облаков и снежные заряды. С изумлением обнаруживаем здесь тур, а в нём записку группы из г. Серпухова. В записке говорится, что это пер. Потанина-Халси, 2А. На наш взгляд, пер. Потанина-Халси находится значительно южнее в хребте. Короткая разведка по гребню показывает, что там действительно просматривается более низкая и простая седловина с удовлетворительным спуском в Китай. Наша же седловина вообще не является перевалом – спуск здесь явно опасен, хотя целиком и не просматривается. Однако спорить с серпуховчанами не будем – они были здесь летом, наверняка в условиях лучшей видимости, может быть с более подробным описанием. Наша же цель – ТБО. Своей записки в туре на перевале не оставляем. Очень холодно, сильный ветер. Нет желания и возможности лишний раз лезть за бумагой и карандашом. Подъём с седловины по ступенчатому лед.-ос. склону до вершины занял около 15 мин.

В. Табын-Богдо-Ула.
Вершина – покатый ледовый купол на западной стороне, на осыпной площадке сложен большой тур. (ф. 37а) Записки, однако, в туре нет. С трудом пишем свою, потом пытаемся спуститься на пер. Снежный. Видимость совсем исчезает. Идём по GPS. Перед нами в туман уходит ровный ледовый склон крутизной 15-20 гр. Постепенно склон становится круче (до 40 гр.), появляются неширокие трещины. Идём с попеременной страховкой, однако уверенности всё равно нет. До перевала должно быть метров 40 и около 200 по горизонтали, однако мы его не видим. Принимаем мудрое решение – подняться опять к туру на вершине и спуститься по своим следам. Блуждание в сторону пер. Снежного заняло около 0,5 х/ч., спуск по гребню к туру на Потанина-Халси – около 5 мин. Некоторое время потратили на поиски места своей переправы через верхний берг, и ещё через 15 мин. спустились в цирк у подножия ТБО. Как назло видимость улучшается, из тумана прорисовывается седловина Снежного и осыпной купол Русского Шатра. Под защитой гребня ветер значительно слабеет, и нас опять тянет на подвиги.

За 15 мин. пересекаем цирк и начинаем подъём. Ю-З склон пер. Снежный весьма крут и разорван многочисленными трещинами. Пытаясь обойти их, забираем вправо по ходу, ориентируясь на осыпные склоны Русского Шатра, а потом и выходим на некрутую 15-20 гр. плотную смороженную осыпь. Идти по ней значительно удобнее, кроме того, здесь мы немного защищены от ветра. Поднимаемся по осыпи, минуя седловину, в направлении в. 4117 и выходим на неё примерно через 1 х/ч от начала подъёма. Вершина – огромное сн.-ос. поле без явных перегибов, постепенно понижающееся на запад. В зоне видимости тура нет, а искать его почему-то не хочется. Видимость несколько улучшается, и мы решаем всё-таки попасть на пер. Снежный. Спуск туда проходит по широкому, пологому 10-15 гр., сн.-ос., ниже сн.-лед. гребню. Седловина широкая, тур на ос. выходе на южном борту седловины, под склонами ТБО. Спуск с 4117 занял 15-20 мин. Записки в туре опять-таки не обнаруживаем, зато обнаруживаем явные и относительно свежие человеческие следы, идущие в сторону 4117. Не знаем, кому на самом деле они принадлежат, но нам живо представился пограничный наряд, и хорошо, если русский. После короткого раздумья мы всё-таки решаем написать свою записку, будь что будет, поздняк метаться.

Пер. Снежный 2А, вид на ТБУ.
В разрывах облаков показывается ледовый купол ТБО, (ф. 37б) угадывается путь нашего спуска. До обидного короткий участок оставался нам до перевала! Впрочем, мы хорошо помним ощущение неуверенности на этом спуске и не жалеем о своём решении.

Спуск с пер. Снежный по некрутому (15-20 гр.) снежно-ледовому, местами разорванному склону с северного борта седловины, вдоль осыпей 4117, далее в цирк у подножия ТБО. Спуск до выполаживания занял около 20 мин., дальнейший путь по леднику к лагерю (навстречу порывам ветра) ещё 40 мин. В лагерь мы вернулись в 16-00, итого марш-бросок занял 5 часов, почти всё это время можно считать ходовым.

2-я связка вышла из лагеря в 11-30 и направилась на Ю-З, в сторону пер. Халси. Подъём проходит по некрутому открытому, слегка разорванному леднику. Обходим трещины. Скоро подходим к гребню и движемся на юг вдоль него в поисках пути подъёма.

Бергшрундт под пер. Халси Ю.
Гребень снежно-ледовый, склон на всём протяжении разорван широким открытым бергшрундом. Наконец, находим крутой (до 60-70 гр.) участок склона, где бергшрунд перекрыт нешироким снежным мостом. (ф. 36а) Организуем перила и переползаем опасный участок. Фирновый склон держит хорошо и, не смотря на крутизну и протяжённость в 10 м., представляет скорее психологическую, чем техническую сложность. Вылезаем на гребень в районе пер. Халси Юж. Седловина широкая, снежная. Тур пуст, свою записку так же не оставляем – холодно и ветрено. Траверсируем гребень на север и скоро выходим на более низкую седловину - пер. Халси Сев. На китайскую сторону с него, как и с пер. Халси Юж. уходит сн.-лед. стена, дна не видно. Спуск туда совсем не вдохновляет из-за своей крутизны и опасности. Миновав перевал, продолжаем путь к вершине. Гребень сн.-лед.-ос. Склон крутизной до 20-30 гр.

В. 4192, характер гребня.
Двигаемся вдоль китайской стороны склона, по обледеневшим, сильно разрушенным скалам. (ф. 36 б) На монгольскую сторону свисает протяжённый ледник с мощными наддувами и карнизами. Путь до вершины занимает около 30 мин. Всё это время со стороны Китая сильный ветер. На него можно ложиться всем телом и не падать!

Вершина – небольшая ледяная площадка с выходом скал. Высота около 4200 м. по альтиметру часов Кассио. Тура нет. Возможно, он был разрушен сильнейшими ветрами, как это было на пер. Затылок Найрамдала. Складываем свой тур, но записки также не оставляем. Спускаемся по своим следам к пер. Халси Сев. Спуск не сложен, главное – это сохранить равновесие под порывами ветра. С седловины пер. Халси Сев. проходим несколько метров по направлению к г. Найрамдал, и на перегибе сн.-лед. склона находим участок берга, забитый обломками снежного моста. Решаем спускаться здесь. Переползаем берг с попеременной страховкой и спускаемся на пологую часть ледника. Дальнейший спуск к лагерю в обход трещин занял около 0,5 х/ч. Всего мы отсутствовали в лагере 4 ч. Сложность радиального подъёма или спуска можно оценить как 2А, но с учётом восхождения на в. 4192 и траверса обоих перевалов расцениваем не менее 2Б к.т. Плохая погода утяжеляет восхождение, но не делает его технически сложнее. Кстати, к моменту спуска погода окончательно портится, белая мгла накрывает лагерь. Что-то будет завтра?..

Итого: х/ч – 4 + 5 км. – 3 рад. + 5 рад.

26.02.05
День 17

События дня в хронологическом порядке:

Погода утром штормовая, вечером прояснение, температура утром -24 гр., вечером -26 гр.

Погоды опять нет. Сегодня 13-й день кольца, а еды у нас на 14. Если сегодня мы не идём на Найрамдал, то мы туда вообще не идём. Мы ждём погоды до 11, но ни малейшего прояснения не дожидаемся. Тогда мы собираем лагерь и в 11-30 выходим в сторону пер. Потанина-Аргамджи. Ловить здесь больше нечего.

Идём плотной группой (видимость отвратительная) в кошках по практически открытому леднику, покрытому частыми и высокими застругами. Направляемся к седловине к западу от скального острова с отметкой 3828. До седловины ледник почти горизонтален, с седловины на С.-В. уходит неширокий ледовый кулуар крутизной 10-15 гр. Левый борт кулуара – ледник, правый – ск.-ос. стены нунатака. От лагеря до седловины около 15 х/мин., от седловины до выполаживания ледника – 15 мин. Дальше продолжаем движение на С.-В., в направлении пер. Потанина-Аргамджи (движение по GPS, видимости нет) по пологому ровному леднику. Ледник почти открыт, а ближе к сев. борту весьма разорван. Обходим зону трещин, забирая на запад, ближе к верховьям ледника и выходим на его сев. (левый) борт под склонами в. 3901. От спуска с нунатака около 40-45 мин. Дальнейший спуск вниз по левому борту ледника до начала подъёма на пер. Потанина-Аргамджи.

Пер. Потанина-Аргамжи, 1Б.
Подъём на перевал по некрутому (10-15 гр.) сн.-лед. склону, покрытому плотными застругами. (ф. 38) В верхней части выход на короткий участок осыпи крутизной до 20 гр. Подъём на седловину занял около 0,5 х/ч.

Седловина пер. Потанина-Аргамджи широкая, глубокая, лед.-ос. Тур в центре на осыпных выходах. Отсюда возможен несложный подъём на в. Терра, 4027 и Городов Героев, 3901. Хотя видимость несколько улучшилась, ветер по прежнему шквальный, и мы решаем не искушать судьбу. Начинаем спуск с седловины по крутому (до 30 гр.) сн.-лед. склону. В верхней части склон разорван широким, забитым снегом бергшрундом. Находим надёжный мост и переползаем берг без проблем. Дальнейший спуск до выполаживания не сложен и занимает около 15 мин. Продолжаем спуск до первых морен. Здесь ледник делится на несколько языков.

Барсово ущелье.
Очень заманчиво смотрится правый (восточный) язык, однако ниже он выводит в ск.-ос. каньон, очень неудобный для спуска. (ф. 39) Поэтому забираем влево и спускаемся вдоль правого борта ледника. Склон крутизной 30 гр., сн.-лед., плотно задутый. Ниже фирн сменяется глубоким снегом. Снимаем кошки, одеваем лыжи. Забираем влево, обходя низом красивый ледопад на языке ледника , и на выполаживании, на дне спущенного моренного озера ставим лагерь для обеда.

Верш. Терра, Городов-Героев и
пер. Потанина-Аргамжи.
От начала спуска около 1 х/ч. Надо заметить, что ветер к этому моменту стих, появилось солнце, и ледник сразу заиграл весёлыми бликами. (ф. 40)

От места обеда идём по горизонтальной террасе вдоль русла ручья. Скоро подходим к моренной ступени крутизной до 25 гр. Одеваем кошки и продолжаем спуск по ручью. До спуска в основную долину ручья около 1,5 х/ч. На востоке, в верховьях ручья видны высокие скальные стены Барсова ущелья – туда выводит ручей из восточного языка ледника. Спускаться по тому ручью совсем бы не хотелось.

Дальнейший спуск по долине ручья проблем не представляет. Долина пологая, широкая. Снега не много, на реке наледи. Около 1,5 х/ч занял спуск до слияния с левым истоком р. Аргамджи. Дальнейший спуск по р. Аргамджи проходит уже в темноте. Спускаемся по собственным следам двухнедельной давности ещё около 1,5 х/ч до дома Эрика.

Итого: х/ч – 7,5 км. – 22.

27.02.05
День 18

События дня в хронологическом порядке:

Погода идеальная, ветра нет. Видимость абсолютная. Температура утром -22 гр., вечером -25 гр.

Такое чувство, что нас «выплюнули» из района. Сегодня днёвка. Банька, баранина, чай.

c. Участок 3:

Погранзастава “Аргамджа” – р. Калгуты – р.Ак-Алаха – урочище и пер. Карабулак (1А, 2950 м., з/п/п) + пер. 2750 (н/к, з/п/п) – р. Судабай – р. Жасатер - пос. Джазатор

28.02.05
День 19

События дня в хронологическом порядке:

Погода хорошая, небольшой ветер, переменная облачность. Температура утром -22 гр., вечером -18 гр.

Выход из тёплого гостеприимного дома затягивается. К сожалению, уходить всё-таки приходится. Выход в 12-45. Спускаемся напрямую по сн.-ос. увалам в долину Калгуты и пересекаем её на С.-З., туда, где видны домики очередного коша. Подходим к домику примерно через 2 х\ч. Хозяева знакомы нам по походу позапрошлого года, и, конечно, приглашают нас попить чаю и отобедать. Тяжело столько пить и жрать, особенно в тепле! Но приходится, мы всё-таки спортсмены, нам всегда нелегко.

Выходим из коша, волоча брюшко по снегу. Идём на С.-З., сначала по дороге, истоптанной сотнями копыт (до соседнего коша за ближайшим перегибом), далее по сомнителным лошадиным следам. Потом они куда-то теряются, и мы начинаем тропить по весьма глубокому снегу. Под снегом трава, местами кочковатая, или низкорослые кусты. Долина р. Калгуты изрезана многочисленными озёрами, протоками и прочими неровностями рельефа, ориентироваться просто, но сложно найти идеальный путь. Видимость к вечеру ухудшается, начинается снег. Скоро видим домик на берегу реки. Подходим. Домик не обитаем, но есть печка и запас кизяка. С удовольствием располагаемся на ночлег. От места обеда чуть больше 2 х/ч.

Итого: х/ч – 4 км. – 15.

01.03.05
День 20

События дня в хронологическом порядке:

Солнечно, ветрено. Температура утром -25 гр., вечером -21 гр.

Самый простой путь в пос. Джазатор лежит через перевалы Карасулу и Бугымуиз. Этим путём пользуются местные жители, там есть тропы, коши, лошадиные следы и прочие блага цивилизации. Этим путём наши ребята выходили из района 2 года назад, и повторять путь через 2 н/кашки, мы сочли малоинтересным. После изучения карты мы наметили 2 пути выхода – по реке Ак-Алаха и по ручью Карабулак. Второй вариант – интереснее, но прежде чем принять решение, хочется поговорить с кем-то из местных жителей. До слияния Карабулака и Ак-Алахи идти ещё долго, так, что на сегодня путь определён.

Выходим из домика в 9-50, пересекаем русло р. Калгуты и, желая осмотреться, поднимаемся на высокий левый берег. Однако, ничего нового не обнаруживаем, очевидно, что лучший путь идёт по руслу реки. Спускаемся в русло по маленькому боковому притоку. Дальнейшее движение по льду реки. Правый берег высокий, скальный, левый – сн.-ос., ниже и положе, то же не слишком удобен для передвижения. Он весь изрезан ручьями, кулуарами и другими неровностями. Однако, ниже появляются промоины во льду, потом вся наледь становится мокрой. Движение по реке невозможно.

Долина реки Калгуты.
Приходится выйти на левый берег. (ф. 41) Сначала идём по неширокой полке вдоль реки, потом она заканчивается, и мы продолжаем движение траверсом сн.-ос. склона крутизной до 25-30 гр., заросшего кустами. Когда вдоль берега появляется полоса надёжного льда, мы спускаемся на неё. Дальше левый берег понижается. Выходим на плоское, изрезанное ручьями и озёрами плато и двигаемся к слиянию р. Калгуты и Ак-Алаха.

В зоне видимости находится 3 коша: чуть выше по р. Ак-Алаха – маленький домик, кажется не обитаемый прямо перед нами на левом берегу р. Калгуты – сплошные развалины третий находится на правом берегу Калгуты в скальном цирке, достаточно высоко над рекой. Но он обитаем, и мы поднимаемся к домику, чтобы пообедать в тепле и проконсультироваться насчёт движения по р. Карабулак. От места ночёвки около 3,5 х/ч.

Каньон на слиянии р. Калгуты
и Ак-Алаха.
После обеда спускаемся на лёд р. Калгуты и продолжаем движение к слиянию. Ниже слияния река прорезает каньоном единственный в округе скальный выход и некоторое время течёт в окружении высоких скальных стен. (ф. 42) Движение по льду реки. Ниже стены расходятся, долина расширяется. По левому берегу появляется ясная лошадиная тропа, однако, идти по ней крайне неудобно. Держим русла реки, потом, когда на льду снова появляется вода, выходим на правый берег. На правом берегу высоко над рекой стоит кош. Оттуда спускается пастух и говорит, что ещё один кош стоит ниже по реке, прямо на берегу, и до него ещё 3 км. Продолжаем движение правым берегом, сначала по лошадиным следам, потом по глубокому снегу. На левом берегу видны развалины зимовья Майпак, указанного на карте. Ясно, что здесь никто давно не живёт. Идём дальше, пересекаем крупный правый приток – ручей Акколь и останавливаемся у устья ручья Карабулак. От места обеда 3-3,5 х/ч. Обещанного коша мы так и не увидели, хотя и сбегали на разведку ещё ниже по р. Ак-Алаха, поворачивающей здесь резко на запад. Зато нашли на левом берегу странное место, явно искусственного происхождения. Это ряд каменных столбов высотой в рост человека (некоторые из них повалены или сломаны), которые ведут в совершенно круглую яму глубиной около 2 метров, в которой лежит круглый же камень. Найти рациональное применение для этого сооружения не получилось, можно только предположить, что это культовое место каких-то язычников, о которых мы, к сожалению, знаем очень мало.

Итого: х/ч – 7-7,5 км. – 27.

02.03.05
День 21

События дня в хронологическом порядке:

Погода хорошая. Температура утром -21 гр., вечером -25 гр.

Устье ручья Карабулак.
Выход в 10-00. Начинаем подъём по р. Карабулак. Эта долина явно отличается от соседних – её борта ск.-ос., весьма крутые, бесснежные. В результате, хотя подъём и не сложен, создаётся впечатление больших, серьёзных гор. (ф. 43а) Местные жители сказали нам, что летом этот ручей используется для перегона стад в Джазатор, а зимой здесь никто не ходит. Однако, мы видим идущие вверх следы лошади и каких-то волокуш. Идём по следам правым (по ходу) бортом долины. Потом следы уходят вверх через скальный отрог, мы же спускаемся в русло ручья и идём по наледи. Через 1 переход следы снова спускаются в русло и мы выходим на них. Идти по следам, конечно, проще, чем тропить, однако, скоро появляется стойкое ощущение движения по стиральной доске. Через 2 часа от начала подъёма походим к маленькому необитаемому домику, и решаем здесь пообедать.

После обеда продолжаем подъём по следам по долине Карабулак. Дно долины плоское, временами заросшее кустами. Движение вдоль правого по ходу берега или по руслу ручья. Несколько правых притоков создают ряд красивых бирюзовых водопадов. Ещё через 2 х/ч подходим к развалинам ещё 1 коша. Не нарушать же хорошую традицию – обедать в кошах! Садимся и обедаем второй раз.

Дальше идём по наледям в русле ручья до слияния 2 истоков р. Карабулак, менее 1 х/ч от второго обеда. Наш ручей северный, правый по ходу. Лошадиные следы идут туда же и, соблазнившись ими, мы выходим на правый (по ходу) борт долины. Однако, следы, заложив несколько серпантинов, набирают ещё метров 300 высоты, выходят на гребень отрога и теряются из вида. Нам совсем не хочется забираться так высоко, мы ведь не лошади! Уходим со следов и идём вдоль реки по неровному снежному склону крутизной до 15-20 гр. Внизу река уходит в узкий неглубокий каньон. Сверху видны наледи и невысокие ледовые пороги. Проход через каньон представляется более простым, хотя и технически напряжённым действом. По крайней мере, там нет снега выше колена, лежащего на кочковатой траве или подвижной осыпи. К сожалению, спуститься в каньон с середины подъёма нереально, поэтому приходится играть в лошадей. Окончательно вымотавшись, выходим на выполаживание и при первой же возможности встаём на ночёвку прямо в русле ручья. От слияния ручьёв более 1 х/ч.

Итого х/ч – 6 км. – 14,5.

03.03.05
День 22

События дня в хронологическом порядке:

Погода хорошая, ветрено. Температура утром -18 гр., вечером -8 гр.

Выход в 10-00. От места ночёвки продолжаем подъём по руслу ручья Карабулак. Долина выполаживается, появляются небольшие озёра. Впереди видна наша седловина – между покатым снежным куполом и острой осыпной вершинкой 3077. Подъём напрямую затруднён ск.-ос. поясом вдоль русла основного ручья, поэтому начинаем подъём вдоль притока на правый (по ходу) борт долины на сн.-ос. склоны крутизной до 15 гр. Местами снег задут, но в основном тропёжка весьма глубокая и утомительная.

Верховья ручья Карабулак.
Траверсом с небольшим набором выходим к характерному отдельно стоящему скальному обломку и, минуя его, выходим в верхний пологий снежный цирк. (ф. 43б) Скалы, зажимающие ручей, остаются внизу и слева по ходу. В цирке встаём на обед. От стоянки 3,5 х/ч.

Отсюда прекрасный вид назад на в. Найрамдал и окружающие её массивы, на какие-то скальные вершины на территории Казахстана, а так же на более близкие объекты: в. Майтобе, 3242 и урочище Карабулак. До в. Майтобе отсюда около 8 км. на Ю.-В. и она прекрасно видна – ровный осыпной купол с тригопунктом на вершине. Туда можно легко попасть по пологим сн.-ос. склонам плоскогорья. Рядом видны глубокие осыпные седловины, ведущие в р. Ильдегем. Наверное, сюда и шли лошадиные следы, по которым мы начинали подъём. На западе видна система озёр – зажатых скальными стенами – урочище Карабулак. Наверное, летом это красивейшее место, зимой же в строгом чёрно-белом исполнении выглядит страшновато. Из верховий р. Карабулак есть 3 седловины на р. Байжигит. Самая западная и самая сложная (1А-1Б к.т.) хорошо выражена, и к ней ведёт крутой (до 25 гр.) осыпной склон с перепадом высот до 200 м. Вторая и третья седловины доступны из того цирка, в котором мы находимся. Средняя седловина находится к Ю.-З. от сн.-ос. купола, запирающего цирк, прямо под небольшим озером. К ней ведёт снежный склон крутизной 15-20 гр. с красивыми наддувами, способными вырасти до состояния карнизов. Высота склона менее 100 м. Категория трудности седловины скорее 1А, чем 1Б.

Пер. Карабулак с юга.
Самая восточная седловина находится к С.-В. от озера, под склонами сн.-ос. бугра. К ней ведёт ровный сн.-ос. склон крутизной до 15 гр. и высотой около 50 м. (ф. 44а) Туда мы и собираемся.

Выходим с обеда и за 40 мин. на лыжах поднимаемся на широкую седловину. Отсюда открывается потрясающий вид как на юг, на массив Найрамдал, так и на север, на Ю.-Чуйские белки, и на С.-С.-З., где виден массив Белухи. Наконец-то нам удаётся одновременно увидеть первую и вторую вершины Алтая. Мы можем попытаться сравнить их красоту и величие, но мы не способны сказать, какая же из них красивее.

Пер. Карабулак с севера.
На перевале стоят 2 тура, но записки, как мы и предполагали, ни в одном из них нет. Нам не известны случаи прохождения этого перевала туристами, а уж тем более зимой, поэтому в своей записке мы говорим о зимнем первопрохождении. Перевал называем Карабулак и оцениваем его как 1А к.т. Высота 2950 м.

С перевала возможен спуск в ручей Байжигит (ф. 44б) или на широкую седловину, разделяющую ручьи Байжигит и Судабай, а с неё в р. Судабай. (ф. 47)

Р. Байжигит.
Спускаясь в р. Байжигит (ф. 45), нужно быть весьма внимательным – северный склон пер. Карабулака весьма крут (до 45 гр. на коротком участке) и осложнён небольшим карнизом. Лететь, правда, не далеко.

Попрощавшись с Найрамдалом, мы уходим с перевала вправо траверсом крутого 25-30 гр. сн.-ос. склона в. 3077, и при первой же возможности спускаемся на седловину, разделяющую ручьи Байжигит и Судабай.

Спуск на пер. 2750 н/к.
Седловина ярко выраженная, трав.-сн., глубокая, очень широкая. Вряд ли этот перевал имеет самостоятельное значение, но в любом случае это перевал. Высота 2750, категория – н/к. (ф. 46) Тура нет, сложить его негде и не из чего. С перевала виден спуск по ручью Байжигит вплоть до р. Ак-Алаха. Река Судабай скрыта перегибом крутых сн. склонов.

Спускаемся в р. Судабай на лыжах сначала по широким снежным террасам с плотным снегом (прекрасные покатушки!), потом по глубокому снегу вдоль ручья. Долина узкая с высокими сн.-ск. бортами. Появляются деревья, которых мы уже давно не видели вблизи. Спускаемся чуть ниже слияния 2 истоков ручья и на правом берегу встаём на ночёвку. От перевала чуть более 2 х/ч. В ручье журчит вода, палатки окружают деревья (всего 2, но всё равно здорово!), температура -8 гр. Курорт.

Итого: х/ч – 6,5 км. – 16,5.

04.03.05
День 23

События дня в хронологическом порядке:

Погода хорошая. Температура утром -11 гр., вечером -14 гр.

Выход в 9-45. Идём вниз по руслу р. Судабай. Долина узкая. Левый склон сн.-ос., лесистый, справа высокая скальная стена. Русло ручья ступенчатое, извилистое, с глубоким снегом. Идти не просто, а скоро становиться совсем грустно: в русле появляются завалы из брёвен, кусты и маленькие лавинные выносы с правого борта.

Р. Судабай, спуск.
Приходиться лазать, прыгать, проползать, а иногда и перелетать. (ф. 47а,б)

Темп движения снижается до 1 км. в час.

Ниже долина выполаживается и расширяется. Идём по многочисленным, иногда мокрым наледям в русле (кошки), ниже снова по глубокому снегу.

На слиянии со 2 левым притоком река освобождается ото льда и делится на несколько извилистых рукавов. Пойма реки заросла густыми кустами. Мы находимся на правом берегу, а на левом стоит необитаемый домик. Около него начинается дорога (точнее, набитая лошадиная тропа) вниз. С некоторым трудом находим ледовый мост через реку, пробираемся через кусты, подходим к дому и обнаруживаем, что сотней метров ниже тропа опять переходит на правый берег. Ну, зато пообедали по традиции в коше. Домик, хотя и пустой, но очень уютный. От места ночлега около 4 х/ч.

После обеда по лошадиной тропе переходим на правый берег. Тропа идёт траверсом лесистого склона, пересекая многочисленные наледи в руслах боковых ручьёв, потом поднимается на отрог, обходя прижимы и завалы в русле ручья. Последующий спуск по лесистому склону не сложен, но утомителен. Тропа неровная, снег глубокий, ёлки колючие, лыжи скользкие. Наконец подходим к устью долины. Внизу видны домики мараловодов. Последние метры спуска проходят вдоль сетчатого забора по 45 гр. глинисто-лед. склону около 50 м. по высоте. Мы сползаем на заднице. Интересно, а как тут проходят лошади? Спуск от коша до мараловодческой фермы занял 2 х/ч.

Отсюда выходим на дорогу, точнее колею, накатанную «Уралом» и по ней – на асфальтовую дорогу, соединяющую Джазатор и Кош-Агач. Здесь нас останавливают пограничники, проверяют документы. Поздно, братцы, поздно… Дальше по дороге выходим в пос. Джазатор (Жасатер, по местному). От мараловодов 1,5 х/ч. Спортивная часть похода заканчивается в центре посёлка, около магазина. Отмечаемся в погран/части. Здесь же в центре мы находим 2 машины, точнее они находят нас, и, отягощённые свежими покупками, отправляемся в Кош-Агач. Вот это туризм, а всё остальное – подходы!

Итого: х/ч – 7,5 км. – 18.