Автор: Ганаховский Сергей, турклуб МГТУ им. Баумана, г. Москва

Отчет
о горном путешествии 4 к/с по Центральному Кавказу (Безенги-Приэльбрусье), совершенном 1- 20 августа 2005 г.

Содержание

1. Справочные сведения
  2. Общая смысловая идея путешествия
  3. Варианты подъезда и отъезда, пропуска и пр.
  4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  5. График движения

Ганаховский Сергей

эл. почта:

condor21 [] yandex.ru

Справочные сведения (Паспорт спортивного путешествия)

Проводящая организация

Наименование:

Клуб Туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра физического воспитания Физкультурно-оздоровительного центра МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Адрес:

Москва, Госпитальная набережная, д.4/2, Спортивный комбинат МГТУ.

Телефон:

Подрайон:

Массивы:

Главный Кавказский Хребет и его северные отроги

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

130 (без коэфф.)

01.08.05-20.08.05

Подробная нитка пройденного маршрута*

р.Думала – р.Укю – пер. Укю (3886, 2А) – лед. Мижирги – а/л “Безенги” - пер. Дыхниауш (3878) + верш. Дыхниауш (4042, 2А альп. = 2Б тур., рад.)– пер. Спортивной дружбы (4123) + п. МВТУ (4306) + пер. Шаутру Вост. (4105, все вместе = 2Б)– лед. №465а(Ю-З ветвь лед. Тютюргу) – пер. Бодорку Сев. (4014) +пик Баумана рад. (4043, все вместе 2Б.) – лед. Башиль – пер. Голубева (3707, 2А) - а/л “Уллу-тау” – пер. Украина (3754) + в. Гумачи (3831) + пер. Гумачи (3570, все вместе = 2Б) – а/л “Джантуган” – р. Ирик – пер. Ирикчат -(1Б, 3675) – вершина Эльбрус Вост. (5621) + Эльбрус Зап. (5648, все вместе 2Б) – Азау

Подробная нитка заявленного маршрута

р.Думала – р.Укю – пер. Укю (2А, 3897) – лед. Мижирги – а/л “Безенги” - пер. Дыхниауш (3872) + верш. Дыхниауш (2А альп. = 2Б тур., рад.)– пер. Спортивной дружбы (4126) + п. МВТУ + пер. Шаутру Вост. (4150, все вместе = 2Б)– лед. Тютюргу – пер. Бодорку Сев. (3993) +пик Баумана рад. (4030, все вместе 2Б.) – лед. Башиль – пер. Каракая (3480) + пер. Башильауз (3460, все вместе 2Б) – пер. Грановского (2А, 3950) - а/л “Уллу-тау” – пер. Украина (3746) + в. Гумачи (3850) + пер. Гумачи (3576, все вместе = 2Б) – а/л “Джантуган” – р. Ирик – пер. Ирикчат -(1Б, 3784) – вершина Эльбрус Вост. (5621) + Эльбрус Зап. (5648, все вместе 2Б) – Азау

Даты

пер. Укю (2А, 3897) - а/л Безенги

а/л “Безенги” – Джангикош

пешком

пер. Дыхниауш (3872) + верш. Дыхниауш (2А альп. = 2Б тур., рад) - поворот к пер. Спортивная Дружба

7,5

под пер. Спортивной дружбы

пешком

траверс: пер. Спортивной дружбы (4126) + п. МВТУ + пер.Шаутру Вост. (4150, все вместе = 2Б)

лед. Тютюргу - язык ледн. к Бодорку

8,5

пешком

пер. Бодорку Сев. (2Б, 3993) + пик Баумана (4030, рад.)

Пер. Каракая (3480) - под пер. Башильауз +

+пер. Башильауз (3460, все вместе=2Б) - пер. Грановского (2А, 3950) - Улу-тау

8,5

запасной

Улу-Тау – ледн. Гумачи - пер. Украина (3746)

пешком

траверс: пер. Украина (3746) + пер. Оптимальный (3780) + в. Гумачи (3805) + пер. Гумачи (3540, все вместе = 2Б) - “Зеленая гостиница”

спуск в а/л "Джантуган", полудневка

4,5

пешком

а/л “Джантуган” - р. Ирик – пер.Ирикчат (1Б, 3784)

Подъем на Эльбрус

Эльбрус Восточный (5630) - седловина Эльбруса +

пешком

Эльбрус Западный (5642, все вместе = 2Б) - спуск "по классике" на пол. Азау- отъезд в Нальчик

Определяющие препятствия маршрута

Перевал

Укю

с Востока на Запад

Пологий открытый ледник, крутой конгломератно-осыпной склон на подъем. Пологий открытый ледник на спуск

Траверс (рад)

пер. Дыхниауш + в. Дыхни

с Юга на Север

Пологий закрытый ледник, снежно-ледовый склон 100 м до 40º, скальный гребень с непродолжительными участками лазания до 70º на подъем. Пологий закрытый ледник на спуск

пер. Спортивной дружбы + п. МВТУ + пер. Шаутру Вост. + лед. №465а

с Востока на Запад

Ледовый склон до 45º 200м, закрытый пологий ледник, разрушенные простые скалы до 45º 300м, осыпной склон, снежный склон, крупноблочная осыпь на подъем. Разрушенный скальный гребень с непродолжительными участками лазания, некрутой снежно-ледовый склон, ледовый склон до 30º 300м на спуск

Перевал + Вершина (рад.)

пер. Бодорку Сев.

пик Баумана (рад)

с Востока на Запад

Осыпной склон, ледовый склон до 44º 25ì, снежно-ледовый склон до до 25º, закрытый ледник на подъем до перевала. Несложное лазание по скалам на подъем на вершину. Снежно-ледовый склон до 35º 350м, закрытый пологий ледник на спуск.

Перевал

Голубева

с Востока на Запад

Пологий закрытый ледник, снежно-осыпной склон на подъем. Снежно-ледовый склон до 35º 100м, пологий закрытый ледник на спуск.

пер. Украина + в.Яман + в. Гумачи + пер. Гумачи

с Востока на Запад

Закрытый ледник, снежно-ледовый склон до 70º 60м, сильно разрушенные скалы до 50º 100м, скальный гребень с участками простого лазания на подъем. Снежный гребень, снежный склон, скально-осыпной кулуар до 35º 60м, закрытый пологий ледник на спуск.

Траверс

пер. Ирикчат + в. Эльбрус Вост. + пер. Седло Эльбруса + в. Эльбрус зап.

с Востока на Запад на подъем, с Севера на Юг на спуск

Открытый пологий ледник, осыпь, снежно-ледовый и осыпной склон до 35º на подъем. Снежно-ледовый склон до 30º на спуск

Участники

Яцко Сергей

3ГУ, Ц. Кавказ

завснар, ремонтник

Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов

Библиотека ТССР: Москва, Студеный пр-д., д.7
Библиотека МГЦТК: Москва, Большая Коммунистическая ул., д.17
Библиотека т/к МГТУ: Москва, Госпитальная наб., д.4/2, Спорткомбинат МГТУ, т/к.
Видеоматериалы имеются, хранятся у Ганаховского С.А.

Поход рассмотрен МКК

ФСТ г. Москвы

Содержание отчета

Общая смысловая идея путешествия

Совершенное путешествие задумывалось как учебное мероприятие для будущих молодых командиров, которых мы планировали отправить в горы с новичками в будущем году. Ребята активно стажировались в качестве помощников инструкторов и должны были помогать проведению занятий горной школы, традиционно проходящим в а/л “Джантуган” на Кавказе. Таким образом был определен район путешествия. Далее, хотелось совершить восхождение на Эльбрус для получения ребятами относительно высотного опыта и посмотреть что-нибудь новенькое, не сильно отрываясь при этом от инфраструктуры “Джантугана”. Таким “новеньким” для всех из нас являлся район Безенги – колыбель отечественного высокотехничного горного туризма, воспетого походами бауманца Олега Фомичева.

После проработки информации по району и нескольких консультаций определились ключевые точки путешествия:

• р. Думала – а/л Безенги акклиматизационная часть. Также интересно было посмотреть на знаменитый “Теплый угол” и красавицу Думалу.
  • Безенгийская стена – самое впечатляющее зрелище открывается с Юго-Восточной части Безенгийского ледника. Поэтому решили сделать радиальный выход на вершину Дыхни. К тому же это восхождение налегке являлось хорошей технической и акклиматизационной подготовкой для основной части маршрута.
  • пик МВТУ – великолепный вид на Безенгийскую стену, Эльбрус и окружающие горы. Пожалуй, самое яркое впечатление похода.
  • пер. Каракая – несложный ледопад на подъем. Весьма полезное и интересное с учебной точки зрения мероприятие
  • а/л “Джантуган” - база
  • в. Эльбрус

Учтя ключевые точки, мы попытались максимально разнообразить маршрут с технической точки зрения. Также постарались внести в маршрут побольше траверсов, т.к. именно этот элемент представляет наибольшее разнообразие в технике, да к тому же дает больше возможностей любоваться окружающим. Планируя траверсы, мы не обошли стороной и элементы новизны – информации, что кто-нибудь до нас проходил некоторые из них целиком, у нас не было.

Нельзя не отметить, что как бауманцы мы весьма тяготели к названиям, связанными с любимым ВУЗом, что также внесло свою лепту в построение маршрута.

Таким образом, ничего случайного в маршруте не было. Каждый наш шаг был наполнен смыслом. Категория похода определилась исходя из опыта большинства участников.

К сожалению, группа, изначально насчитывавшая 12 человек к началу путешествия сократилась до четырех, а перевал Каракая так и не был пройден из-за нестабильной погоды в начале путешествия. Но эти факторы никоим образом не исказили общую смысловую идею.

Отдельное спасибо хочется сказать Олегу Фомичеву за помощь в построении маршрута Ивану Коренчуку за консультации и материалы Николаю Евстафьеву за мысль о необходимости почувствовать “дух Безенгов”, который обитает только в районе хижины “Джанги” МКК Москвы по горному туризму за всестороннюю поддержку и понимание Екатерине Зеленцовой за классные отчеты и консультации Клубу Туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана за то, что мы есть, какие мы есть.

Варианты подъезда и отъезда, пропуска и пр.

Существует множество вариантов заезда в район из Москвы (по состоянию на лето 2005), через:

• Нальчик – поезд, самолет, автобус
  • Минеральные Воды поезд, самолет, автобус

От Нальчика и Минеральных Вод до пос. Эльбрус ходит рейсовый транспорт, есть возможность снять такси/частника или договориться заранее через турфирму. От пос. Эльбрус до а/л “Джантуган” можно добраться практически на любом автомобиле (дорога нормальная). Рейсового транспорта нет.

От Нальчика и Минеральных Вод до а/л “Безенги” возможно добраться только на специально заказанном транспорте. Дорога не очень хорошая, но в принципе проходима практически для любого автомобиля (зависит от года и конкретных условий).

Участок

Нальчик – а/л “Безенги”

газель

3 ч.

Наш маршрут проходил в приграничной зоне РФ, к тому же по территории двух национальных парков. Для нахождения в приграничной зоне КБР необходим пропуск, который оформляется в пограничном отряде, располагающимся в г. Нальчик. Мы оформили пропуск заранее, написав письмо от клуба. Для нахождения на территории национальных парков “Приэльбрусье” и Кабардино-Балкарского государственного заповедника (Безенги) необходимо приобрести путевки стоимостью порядка 30 руб/сут на человека. Сделать это можно на кордоне егерей (приют “Очаг”) в ущелье Адыл-Су для “Приэльбрусья” и в пос. Кашхатау (по пути в а/л ) для заповедника. Также это можно сделать в действующих а/л с заметной скидкой. Но договариваться об этом надо заранее. По нашим наблюдениям, егеря активно действуют лишь в ущелье Адыл-Су. Также есть егерьский кордон у входа в ущелье Думалы. Обойти его представляется проблематичным.

Хочется отдельно дать рекомендацию по поводу пограничных пропусков. По состоянию на лето 2005 года пограничные отряды находятся в каждом ущелье, ведущим к ГКХ. Нужно стараться отмечаться на каждом из этих отрядов, особенно если есть шанс столкнуться с кордоном (обычно несколько пограничников, прогуливающихся вверх-вниз по ущелью). Несмотря на наличие пропуска, кордон может завернуть вас вниз, чтобы отметить пропуск в отряде и вы потеряете много времени. Шансы подобной встречи минимальны, если вы не спускаетесь ниже зоны ледников. Также необходимо понимать, что выход на ГКХ запрещен и если вы все же туда собираетесь (или как раз оттуда), лучше пограничникам этого не знать. За несанкционированное пересечение границы дают 5 лет, как нас просветили.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Участки маршрута

Аварийные выходы

Запасные варианты

р. Думала – а/л Безенги

возврат в начальную точку маршрута, оттуда на авто.

а/л Безенги – в. Дыхни – подъем к пер. Спортивная Дружба

возврат в а/л “Безенги”

отказ от восхождения на в. Дыхни

пер. Спортивная Дружба – пик МВТУ

по обстоятельствам либо возврат в а/л “Безенги”, либо спуск в Чегемское ущелье с пер. Шаурту Восточный традиционным путем

отказ от восхождения на пик МВТУ, прохождение перевала насквозь

пик МВТУ – пер. Бодорку Северный

спуск в Чегемское ущелье к турбазе “Чегем” и пограничному отряду

пер. Бодорку Северный – подъем на пер. Грановского

спуск в ущелье Башиль

отказ от прохождения пер. Каракая (2Б) + пер. Грановского (2А) в пользу пер. Голубева (2А)

пер. Грановского – пер. Гумачи

в. Эльбрус Восточный – в. Эльбрус Западный - Азау

спуск к поляне Азау

отказ от восхождения на в. Эльбрус Западный

Изменения маршрута и их причины

Вместо связки пер. Каракая (2480) + пер. Башильауз (3460, все вместе 2Б) прошли пер. Голубева (2А, 3707)

Выбились из графика из-за плохой погоды:

0,5 дня отсидка под пер. Укю из-за плохого самочувствия участника

0,5 дня отсидка на пер. Спортивная Дружба из-за грозы

1 день отсидка под пер. Бодорку Северный из-за непогоды

Оба изменения соответствуют заявленным запасным вариантам.

График движения

исток р.Укюсу – верхнее плато ледн. Укю

1,7

+311

открытый в нижней, закрытый в верхней части ледник

дождь, туман

плато ледн. Укю – пер. Укю (3886,2А)

+272

+532

закрытый пологий ледник

ясно

подъем на пер. Дыхниауш (3878, 2Б)

0,15

+70

бергшрунд, снежно-ледовый склон до 40º, 100м. (2 веревки)

ясно

подъем на в. Дыхни (4042)

2:45

+164

скальный гребень с небольшими (10-12м.) стеночками до 70º

в. Дыхни – хиж. Джанги

3,7

-766

пологий снежный гребень, бергшрунд, закрытый пологий ледник

хиж. Джанги – ледн. Безенги напротив ущелья к пер. Спортивная Дружба

9,2

-791

тропа по морене, открытый ледник

ясно, ветрено

ледн. Безенги – выход под бараньи лбы

+200

открытый ледник, конгломератный склон, тропа

ясно

бараньи лбы - начало ледн. Шаурту Вост.

1,3

+650

травянисто-осыпной склон

переменная облачность

ледн. Шаурту Вост. – ночевка под западной камерой ледн. Шаурту Вост.

+316

среднеблочная осыпь (морена)

с вечера провешиваем 2 веревки

закрытый ледник, ледовый склон до 45º 100м (2 веревки)

ясно

подъем на верхнее плато ледн. Шаурту Вост.

+144

закрытый ледник, ледовый склон до 45º 200м (3 веревки)

подход под скальный пояс

+80

разрушенные скалы до 45º 300м

переменная облачность

подъем на пер. Спортивная Дружба (4123, 2Б)

+160

осыпной склон, снежный склон

гроза

подъем на пик МВТУ (4306)

0:35

+180

крупноблочная осыпь (курумник)

ясно

спуск на пер. Шаурту Вост. (4105, 2А)

-308

разрушенный скальный гребень с непродолжительными участками лазания. В одном месте спускали рюкзаки отдельно

спуск по ледн. №465а до морены

3:10

-964

закрытый ледник, в нижней части – открытый до 40º 300м (5 веревок)

выход на тропу

хорошая тропа

до приюта “Твибер”

+550

маркированная тропа, пологий ледник, среднеблочная осыпь

до озера под ледн. Ю. Чат

1,3

+171

тропа, зачехленный ледник, конгломератный склон

ясно

до места ночевки на древней левобережной морене

0:15

+252

ледовый лобик до 45º, 20ì., открытый ледовый склон до 25º

переменная облачность

до пер. Бодорку Северный (4014, 2Б)

2,1

+549

до пика Баумана (4043) и обратно

± 25

закрытый ледник, скальный гребень

до нунатака

-278

снежно-ледовый склон до 45º, 300м (6 веревок)

до Лычатских ночевок

-750

закрытый ледник, открытый ледник, морена

переменная облачность, туман

до языка ледника Башиль

-230

осыпной склон, снежник, конгломератный склон до 50º 30м , снежник

ледник Башиль

-50

пологий открытый ледник

ясно

до выхода на ледник к пер. Голубева

1,8-

+602

тропа по осыпному склону

молоко

до пер. Голубева (3699, 2А)

+400

снежник, закрытый ледник

до оконечной морены

3,3

-628

ледовый склон до 35º, 100м (2 веревки), закрытый, открытый ледник

ясно

выход на тропу (заблудились)

+100

+744

закрытый ледник местами до 35º

пасмурно, сильный ветер

до пер. Украина (3754, 2Б)

+60

снежный гребень, снежный склон

до ледн. Джанкуат

-62

скально-осыпной кулуар до 35º 60м (1 веревка)

до левобережной морены

5,4

+500

ясно

до пер. Ирик-Чат (3675, 1Б)

3:30

8,4

+1325

тропа, осыпь, открытый ледник, тропа

ясно

до места ночевки за “Рыжим холмом”

+53

до ночевки на 5100

+438

закрытый ледник, осыпь

переменная облачность, очень сильный ветер

до в. Эльбрус Восточный (5621)

1,2

+531

ясно, осень сильный ветер

до пер. Седло Эльбруса()

0,6

-260

ясно

до в. Эльбрус Западный (5648)

+291

до кресельной канатной дороги

6,2

-1936

закрытый ледник, снежник

График высот

Техническое описание прохождения группой маршрута

Перевал Укю (3886, 2А)

Перевал Укю расположен в северном отроге Безенгийской стены и разделяет гребни Уллуауз-Думала-Пирамида и Укю-Гидантау-Дружба. Соединяет долины рек Укю (лед. Укю) и р. Мижирги (лед. М. Укю,урочище “Теплый угол”). Характер перевала – конгломератно-осыпной с востока, ледовый с запада. Ориентация склонов В-З. Возможные опасности: обрушение льда в цирке перевала на лед. Укю, в нижней части кулуара к перевалу. Меры безопасности: постановка лагеря на удалении от склонов цирка, подъем по возможности дальше от висячего ледника (по правому кулуару в нижней части). Также существует камнепадоопасность со склонов в. Укю и Думалы. Пройден группой 04.08.2005 с востока на запад. Описание дано от стрелки рек Думала и Черек Безенгийский до а/л “Безенги”

01.08. Выезжаем из а/л “Джантуган” в 7:45. В Нальчике докупаем овощей и фруктов для заброски, кое что из медикаментов. По дороге в пос. Кашхатау офрмляем пропуск в заповедник (на территории которого располагаются ущелья Безенгийское, Чегемское, Башиль). Завозим заброску в а/л “Безенги”, встаем на учет у спасателей и возвращаемся на той же машине до устья р. Думала. По проселочной дороге доходим до кордона (20 мин.), располагающимся на левом берегу р. Думала, где обедаем. Воду берем у обитателей кордона. Пообедав и сделав пару звонков по мобиле о выходе на маршрут, в 16:00 выдвигаемся.

От кордона вверх по склону уходит тропа, местами ветвящаяся. Придерживаться стоит самого натоптанного варианта. Через 1,3 перехода тропа переходит на правый борт долины. Через 3 перехода от кордона тропа выходит на широкое плоское пастбище, которое и является местом слияния рек Укю и Думала.

На что стоит обратить внимание: 1)Натоптанная тропа ведет на пастбище, поэтому есть всегда 2) На пастбище располагается кош, хозяева которого весьма гостеприимны 3) Собаки из коша могут быть не привязаны.

02.08 Выход в 8:00. Река Укю вытекает на пастбище из небольшого каньона, образуя двенадцатиметровый водопад. Брод через р. Укю находится в 30 м. от водопада у большого камня. Из-за непрекращающегося со вчерашнего вечера дождя река вздулась и брод проблематичен. Потратив около часа на поиски брода в другом месте, обращаемся за помощью к яководам из коша, которые переправляют нас на лошадях.

Дальнейший путь проходит по тропе по левому берегу долины. Через 2,5 перехода выходим к прижимам, тропа здесь переходит на правый берег. Предприняв разведку, оставляем тропу и обходим прижим поверху (около 100м. набора) по травянистой полке звериными тропами. Полка плавно спускается обратно к реке, где вновь обнаруживается тропа. Обедаем в час дня у развилки долины. Погода не меняется – дождь, туман, видимость 30-300 м. От дождя укрываемся под тентом от палатки, натянутом на дугах.

Далее тропы нет, движемся по среднеблочной осыпи, затем выходим на гребень древней морены, далее по конгломератно-осыпному склону оконечной морены. Набор высоты значителен. Видимость плохая, ориентируемся на шум реки. В 16:30, сильно измотанные, достигаем озера, вплотную примыкающего к языку ледника. Находим готовые площадки под палатки на восточном берегу озера и решаем остановится на ночлег.

На что стоит обратить внимание: На восточный берег озера можно переправиться по большим камням чуть ниже.

03.08 Один из участников температурит, решаем посидеть. Погода ясная, но во второй половине дня затягивает. После обеда участника отпускает, решаем выйти на верхнее плато ледника Укю. Выход в 14:30. Погода вчерашняя, через полперехода пережидаем дождь и ждем видимости. По открытому леднику небольшой ледопад обходим справа по ходу, связываемся и выходим на закрытый ледник, по центру которого в 17:30 разбиваем лагерь.

На что стоит обратить внимание: Воды на леднике нет, ее можно захватить снизу.

04.08 Погода нестабильная, с осадками, но ясная. Выход в 9:00. Каски надели на биваке. Подъем начинаем вдоль серого осыпного кулуара со склонов в. Укю, в 300 м. правее кулуара, ведущего непосредственно на перевал. Чтобы попасть к серому кулуару, преодолеваем по снежной пробке ранклюфт. Поднявшись вдоль кулуара на осыпную наклонную полку (35 мин) с небольшими травянистыми участками, движемся по ней налево по ходу. Кулуар, ведущий к перевалу в нижней части раздваивается на два. Подъем осуществляем по ближнему (правому по ходу). Второй (дальний) является более опасным – на наших глазах от ледяного карниза г. Думала откололся кусок льда и отдельные его части долетели до начала дальнего кулуара. Через 100 м оба кулуара сходятся и выводят на перевал. Характер подъема – среднеблочная осыпь, местами лежащая на льду. В 10:30 выходим на перевал. На перевале есть озеро, возможна ночевка. Погода – дождь, снег, ветер.

Спуск с перевала начинается пологим открытым ледником. По мере увеличения крутизны прижимаемся к его левому борту. В нижней части ледника переходим обратно на правый борт и выходим на боковую морену, по которой начинается тропа, к 12:00 выводящая нас к верхней хижине-скворечнику Укю. Еще через 15 мин. тропа спускается к хижине Укюкош, где вполне может разместиться несколько групп и где мы обедаем.

С обеда выходим в 14:00 и за два с небольшим часа по хорошей тропе спускаемся в а/л “Безенги”.

На что стоит обратить внимание: 1) Подъем на перевал Укю камнеопасен на всем протяжении 2) В части тропы по ущелью Мижирги рекомендуем внимательнее следить за турами, т.к. тропа местами делает неожиданные повороты. 3)“Теплый угол” - очень популярное место среди альпинистов. Вы обязательно встретите много народа.

Траверс пер. Дыхниауш (3878) + верш. Дыхниауш (4042) = 2Б. Радиально.

Траверс является популярным альпинистким маршрутом 2А к/тр. Располагается в ГКХ между между вершиной В. Шхара с юга и пиком Камнепадный с севера. Характер маршрута – смешанный. Наиболее логичный путь прохождения с Юга на Север. Представляет эстетическую ценность с точки зрения созерцания Безенгийской стены во всем величии. Возможные опасности: на Безенгийском леднике - закрытые трещины и камнепадоопасно с Ю. склонов пика Варшава, при подъеме на перевал – камнепадоопасно слева, на Ю. гребне – опасный скальный рельеф слева от гребня, возможны карнизы направо на снежном вершинном гребне.

Пройден группой с Юга на Север 6 августа 2005. Описание дано от а/л “Безенги” до ущелья Шаурту Вост.

05.08 Вечером предыдущего дня один из участников опять затемпературил, поэтому оставляем его в альплагере подлечиться. Выход в 9:45. От выхода из лагеря тропа спускается к реке и идет вдоль правого борта ледника, пересекая многочисленные моренные отвалы. Через полтора-два перехода выходим на ледник и движемся где по льду, где по серединной морене. Еще через 1,5-2 перехода подходим к двум огромным камням, лежащим почти по центру ледника, под одним из которых, укрывшись от дождя, обедаем.

Выход с обеда в 14:30. Через 1-1,5 перехода подходим к раздвоению ледника на Западную и Восточную ветви. Перед ледопадом Восточной ветви сворачиваем влево и по тропе правее ручья поднимаемся на правобережную морену этой ветви. Здесь есть хорошие площадки под палатки, вода. По тропе на гребне морены за 1 переход выходим к красно-рыжим скалам, которые обходим по заснеженному скально-травянистому склону с подъемом 40-50 м. В 17:25, порядком утомленные, выходим к хижине Джанги. Распогаживается.

06.08 Выход в 5:35. Обвязались на биваке. От хижины “Джанги-кош” через “серповидную” морену, выходим на Безенгийский ледник, связываемся, движемся по левой (по ходу) стороне ледника (внимание - закрытые трещины, камнепадоопасно с Ю. склонов пика Варшава) до мульды под основанием второго Ю. отрога от основного гребня Варшава-Селлы. По дну мульды направо и вверх в цирк пер. Дыхни-ауш и под перевал. От хижины 2 часа.

Через бергшрунд по снежному склону до 40º 2 веревки на перевал. На перевале в 8:45. Далее влево к началу скального гребня. 40-50 м. со страховкой по внутреннему углу слева от гребня Далее одновременно строго по линии гребня (внимание - слева на полках опасно: непрочные скалы, местами лед), затем на горизонтальном участке – слева от гребня до предвершинного “жандарма”. Подъем на предвершинный “жандарм” с гребня по полке влево 5-7 м, затем прямо вверх 30м со страховкой. По скальному, далее по снежному гребню одновременно к вершине. На вершину выходим в 12:00.

Тур не обнаруживаем, позднее узнаем, что тур на скалах восточнее от снежного вершинного гребня (20 м. дюльфера).

Спуск с вершины по гребню на С. (осторожно карнизы направо) до перемычки, затем влево через бергшрунд на снежный пологий склон и по нему на Безенгийский ледник. Обычно далее по леднику к оконечности второго Ю. отрога гребня Варшава-Селлы, спуск в мульду на подъемную тропу, далее к хижине. От вершины 1 час. Мы же делаем крюк обратно под пер. Дыхниауш, чтобы подобрать упущенную во время подъема рацию, в итоге 1:20.

От хижины Джанги выходим в 16:00. В 18:55 ставим бивак на леднике напротив ущелья Шаурту Вост. Один участник, оснащенный рацией, отправляется в альплагерь, чтобы с утра вернуться с выздоровевшим участником и заброской.

На что стоит обратить внимание: 1) Подъем на перевал Дыхниауш в нашем случае стоило осуществлять с попеременной страховкой, это было бы быстрее. 2) К сожалению, приемлемых площадок под палатку не на леднике мы не нашли, несмотря на все старания.

Траверс пер. Спортивной дружбы (4123) + п. МВТУ (4306) + пер. Шаутру Вост. (4105) = 2Б

Траверс располагается в Каргашильском хребте между г. Атцыз (Ахтау) и г. Тютюргу. Траверс позволяет попасть из долины Безенги (Безенгийский ледник) в долину Чегем (ледник Тютюргу). Общая ориентация В-З. Характер смешанный. Представляет эстетическую ценность, т.к. с вершины МВТУ открывается отличная панорама на Безенгийскую стену, Эльбрус, ГКХ и предгорья. Позволяет несколько ускорить спуск в долину Чегема с пер. Спортивная Дружба. Возможные опасности: камнепадоопасные конгломератные склоны, скользкие травянистые склоны, камнепадоопасный ледовый склон на подъеме к перевалу Спортивной Дружбы снежные карнизы в сторону Безенгов на перевале Спортивной Дружбы снежные карнизы в сторону ледника Тютюргу на пике МВТУ камнепадоопасность в нижней части гребня к пер. Шаурту Восточный.

Пройден группой 08 августа 2005. Описание дано от Безенгийского ледника до нарзанных источников в ущелье Чегем.

07.08 Выход в 9:30. Каски надели на биваке. Для подъема к бараньим лбам, перегораживающим вход в ущелье, от которых начинается тропа, необходимо преодолеть крутые конгломератные склоны высокой древней левобережной морены. Существует два варианта подъема. Первый – траверсировать конгломератные склоны понизу вдоль левого берега ручья до самых бараньих лбов. Второй – вылезти на гребень морены и пройти по обширной травянистой полке вдоль левого берега ручья. В случае второго варианта, видимо предпочтительнее вылезать через сильно наклонную травянистую полку, расположенную справа по ходу в верхней трети склона при входе в ущелье. На наш взгляд, предпочтительным является первый вариант. Мы воспользовались вторым вариантом без травянистой полки и для преодоления последнего двухметрового вертикального участка повесили перила для опоры. В 11:00 подходим к бараньим лбам, переходим ручей по снежнику и встречаем группу из “Вестры”.

Далее по явной тропе влево вверх в обход бараньих лбов. Через 1,5 перехода тропа теряется, мы выходим обратно к ручью у небольшого водопада. Здесь переходим на левый берег и продолжаем подъем по древней травянистой морене. Местами встречаются фрагменты тропы. В 14:30 подходим к снежнику, это начало ледника Шаурту Восточный. Здесь обедаем, вода из ручья. Неподалеку (5 мин ниже) есть хорошие оборудованные площадки под палатки.

Выход с обеда в 16:00. Подъем продолжаем вдоль снежника по среднеблочной осыпной морене. По снежнику подниматься не стоит, т.к. сверху летят камни. Через два перехода поднимаемся на нижнее плато ледника Восточный Шаурту. Проходим как можно ближе к ледовому языку, ведущему на верхнее плато и на окончании морены в 18:00 разбиваем бивак. Готовых площадок не обнаруживаем, хотя следы пребывания человека имеются. Выбираем груду щебня поровнее и ставим палатку. С вечера провешиваем 2 веревки на подъем

08.08 Выход в 6:25. Обвязались на биваке. Существует два пути подъема на верхнее плато ледника Шаурту Восточный. Первый – под скалами правого борта ледника с пересечением в верхней части камнепадоопасного кулуара – мусоросборника и выходом на ледник. Второй вариант – подъем по языку ледника левее бараньих лбов. Первый вариант проще технически, но очень опасен. На наших глазах в семь утра по кулуару пролетел огромный чемодан. Также следует отметить, что благодаря экспозиции склонов ледник освещается солнцем начиная с восхода. Таким образом, для выхода на верхнее плато мы предпочли второй вариант. Третья веревка выводит нас в зону разрывов, где значительно положе. Далее движемся в связках.

Пересекаем ледник в направлении вдающегося в скалы снежного кулуара, расположенного в северной части плато. Поднимаемся по кулуару, попутно перейдя плотно засыпанный бергшрунд в нижней части кулуара. В верхней части кулуара выходим на его левый борт по скальной полке (30-40м.) в 8:45. Здесь довольно обширная горизонтальная скальная полка, правее которой (30м) находится кулуар-промоина, ведущая наверх. Начинаем одновременный подъем по ней, страховка через уступы, местами попеременная. За один переход преодолеваем скальный пояс, представляющий собой сильно разрушенные скалы до 45º. Далее по осыпному, а верхней части по снежно-ледовому склону выходим на начало гребня к пику МВТУ. На перевале в 11:45.

На перевале пережидаем грозу, выход в 18:15. По крупноблочному курумнику за один переход поднимаемся на пик МВТУ.

Спуск начинаем 19:05. Спуск проходит строго по линии гребня. “Проблемных” мест три: 1) при переходе на узкий гребень ледовый лобик, покрытый снегом. Слой снега может быть тонким, что не сразу заметно, существует опасность поскользнуться. 2) внутренний угол при переходе с узкого на широкий гребень – мы с рюкзаками спускаться не решились, рюкзаки спустили отдельно 3) сильно разрушенные довольно крутые скалы перед выходом на перевал. Вероятно, их лучше обойти левее по ходу. На перевал Шаурту Восточный спускаемся в 20:45. Есть хорошие площадки чуть западнее по гребню. Воду топим.

09.08 Для спуска с перевала решаем использовать альтернативный классическому вариант, описанный в книге “Чегем. Твибер. Безенги.” Ю.В. Гранильщикова (Издательство "Физкультура и спорт", Москва, 1986 г.) и спуститься через пер. Шаурту Западный, описанный в книге как 2А, обозначенный в официальном перечне как 1Б* и обозначенный на схемах А. Ляпина как 1Б.

Выход в 8:30. Обвязались на биваке. Сперва по среднеблочной осыпи, а затем по снежно-ледовому и скальному гребню выходим за 15 мин в район перевала Шаурту Западный (обнаруживаем 2 схожие дырки, какая из них перевал, не понятно. Тура ни там, ни там нет. Камнепадоопасные скально-осыпные кулуары на спуск с них в сторону ледника Шаурту выглядят отталкивающими). Связываемся, начинаем спуск по Западной ветви ледника Тютюргу (он же №465а), бергшрунд под перевальным взлетом обходим справа, далее придерживаемся центра ледника. Плато заканчивается зоной трещин, которую обходим, прижимаясь к правому борту. В нижней части крутизна ледника увеличивается, начинается мощный ледопад. Начинаем его обходить вдоль правого борта. Спустились на ⅓ ледопада, где увеличившаяся крутизна и камнепадоопасность пути вдоль правого борта заставляет нас взять левее, ближе к разрывам, откуда провешиваем 5 веревок перил вдоль камнепадоопасного снежно-ледового кулуара до снежника. Еще через 15 мин в 12:30 выходим к небольшим зеленым озерцам, где с удовольствием купаемся и обедаем.

Выход с обеда в 14:30. От озер по тропе выходим на травянисто-осыпной склон, по которому спускаемся до скал, запирающих р. Тютюргу в каньон. Скальные выходы по пути минуем по травянистым кулуарам между ними. Ниже в удобном месте по камням переходим р. Тютюргу, движемся по ее правому берегу. Через переход с небольшим от обеда пересекаем ручей с прозрачной водой, за которым выходим на хорошую тропу, приводящую нас к 17:00 на проселочную дорогу. Пройдя 200 м по дороге сворачиваем влево на тропу, которая за 20 мин. приводит нас к нарзанным источникам, по дороге пересекая р. Тютюргу/Шаурту по мостам.

Неподалеку от источников, на берегу р.Кулак встаем на бивак. Пока готовится ужин, отмечаем погранпропуска на заставе, распложенной возле т/б Чегем.

пер. Бодорку Сев. (4014) +пик Баумана рад. (4043) = 2Б

Местонахождение первала: район Чегем-Башиль, Скалы Бодорку, между вершинами Бодорку и п. Баумана, соединет реки Чегем (лед. Ю. Чат) и р. Башильаузсу (лед. Башиль). Экспозиция склонов: З – В. Характер маршрута: снежно-ледовый. Возможные опасности: камни при выходе на лед. Ю. Чат, закрытые трещины на ледниках Ю. Чат и Башиль. Меры безопасности: движение в утренние часы, максимально быстрый выход на лед. Ю. Чат, наблюдение за склоном, связки.

Перевал пройден группой 12 августа 2005 с лед. Ю. Чат на лед. Башиль. Описание дано от нарзанных источников в устье реки Кулак до Лычатских ночевок.

10.08 Выход в 6:50. Хорошая поначалу тропа после выхода из леса начинает местами теряться. Здесь нужно ориентироваться на старую маркировку на камнях. В целом тропа проходит неподалеку от реки, набор высоты плавный и незначительный. В одном месте тропа пересекает снежник. За 1 час выходим к Восточной ветви ледника Кулак, которую пересекаем в направлении поросшего травой скально-осыпного холма, на котором находится “Северный приют Твибер” . Ледник открытый, пологий (около 5°), бугристый, идти по нему несложно и без кошек. В 9:00 достигаем “приюта”, развалины которого производят удручающее впечатление.

От приюта продолжаем движение в том же направлении по слабой тропе. Через 20-25 мин. открывается ледник Кулак, в нижней части закрытый плотным чехлом черной сланцевой морены, по которому переходим р. Кулак. Далее косым траверсом в направлении реки, вытекающей с ледника Южный Чат, затем вдоль правого берега реки до озера. На озере в 10:05.

Переходим на левый берег речки по камням чуть ниже озера и за 25 мин. поднимаемся на высокий гребень древней морены, забирая чуть правее. В кармане морены, напротив водопадика есть уютные, закрытые от ветра и посторонних глаз площадки под палатку. Здесь встаем на ночлег.

Во второй половине дня совершаем радиальный выход на озеро Турье, расположенное в кармане морен лед. Кулак и лед. Ю. Чат. Туда-обратно обернулись за 1:15.

В четыре часа вечера началсь сильная гроза с градом, в пять часов вечера нас затопило. Оказалось, через нашу площадку проходит одно из боковых русел ручья, образовавшегося в результате ливня. Углубив основное русло, остановили приток воды под палатку.

11.08 Всю ночь до 8 утра шел дождь. Видимость 300м. Учитывая рекомендации по прохождению перевала, решаем отсидеться.

12.08 Выход в 6:00. Погода ясная, но быстро наплывают облака из долины. Обвязались на биваке. За 1 переход сперва по морене, а затем вдоль ручья с левого борта ледника Южный Чат до бараньих лбов на левом берегу ручья под языком ледника. На бараньи лбы (простое лазание), по гладким зализанным некрутым бараньим лбам до языка ледника. Скалы бараньих лбов в сырую погоду могут быть весьма скользкими и представлять опасность. По языку ледника 0,5 веревки 20-25м, (ледовый склон до 45°) левее области потенциального схода камней. Далее 0,5 перехода по более пологому (до 25°) открытому леднику в направлении ледовых замков. Ледовые замки обходим справа, за ними начинается более пологий закрытый ледник, связываемся. Первый и второй нунатаки обходим справа и через 2 перехода в 10:15 выходим в район перевала Южный Чат. Из-под перевала Южный Чат по широкому фирновому склону поднимаемся на пер. Бодорку Северный за один переход. Перед самым перевалом снежный мост через трещину.

Выходим на пик Баумана в 11:45. В связках вдоль гребня по леднику Южный Чат. В ~150м. от пика, преодолев бергшрунд по снежному мосту, выходим на скальный гребень. По простым скалам за 30-35 мин достигаем вершины. Движение одновременное, местами попеременная страховка. Спуск по пути подъема.

Выход с перевала в 14:30. По снежно-ледовому склону в связках приспускаемся до нижнего края осыпи, откуда провешиваем 6 веревок до средней пологой части нунатака за 2 часа. Здесь по первому же снежно-осыпному кулуару спускаемся налево на ледник Башиль. Ледник здесь закрытый, связки. Закладываем дугу под ГКХ в обход ледопада, затем выходим к бравому борту ледника, вдоль которого за пару переходов выходим к боковой морене, на которой находятся Лычатские ночевки. Ледник местами открыт, местами закрыт, встречаются трещины. Натягивает туман, видимость до 300м. Лычатские ночевки находятся в 15-20 мин. от начала морены, площадок под палатки множество. Вода - в ручейке чуть ниже по карману, в том месте, где её можно набрать (под большим камнем), сложен большой тур. В 19:10 встаем на ночлег.

пер. Голубева (3707, 2А)

Местонахождение: район Башиль-Адырсу, массив Адырсу, между вершинами Адырсу и в. Орубаши, соединяет реки Башильаузсу (лед. Башиль) и р. Юномсу (лед. Юном). Экспозиция склонов: С-З – Ю-В. Возможные опасности: одиночные камни на С-З склоне, закрытые трещины на лед. Башиль, камнеопасная тропа вдоль ручья с Сев ветви лед. Башиль. Меры безопасности: движение в утренние часы, наблюдение за склоном, связки.

Перевал пройден группой 13 августа 2005 с лед. Башиль на лед. Юном. Описание дано от Лычатских ночевок до а/л Уллу-тау.

13.08 Выход в 6:30. По тропе, уходящей от верхнего края Лычатских ночевок в В. направлении пересекаем снежник, спускаемся ~200-250м. Далее сходим с тропы, уходи вниз – влево, под скалы отрога. Здесь выходим на гребень правобережной морены ледника Башиль. По гребню проходим налево, пока он не упирается в скальный отрог. Здесь по конгломератному кулуару приспускаемся до снежника, надеваем кошки, т.к. снег еще твердый и спускаемся на ледник Башиль (1 час). Чуть приспускаемся по леднику, обходя разломы, и пересекаем его в направлении устья реки с ледника Башиль Северный. (25 мин). Ледник открытый, пологий.

Далее по тропе вдоль реки по ее левому берегу за два перехода доходим до ледника Северный Башиль. Тропа местами теряется, основное правило – не отходить далеко от реки. Через 1-1,5 перехода от начала подъема есть площадки под палатку. Выход на ледник осуществляем по снежному кулуару вдоль левого борта ледника, которому предшествует курумник.

Далее по открытому, затем по закрытому (связки) леднику, закладывая небольшую дугу вправо, подходим под перевал(2 перехода). Подъем на перевал по осыпному склону, затем по снежнику занимает 25 мин. На перевале в 12:00, обедаем. Есть вода, площадки под палатку.

Выход с обеда в 13:45. 2 веревки по ледовому склону до 40° до выполаживания и начала снега (связки). На последней веревке – забитый снегом берг. Далее 1,5 перехода до оконечной морены ледника Юном. По совету встреченной группы при сходе с ледника мы вышли на левый берег р. Юномсу. Увидев тропу на ее противоположном берегу, поняли как жестоко ошиблись. Пришлось подниматься сперва вдоль р. Юномсу, а затем вдоль ручья с ледника Западный Юном, перейдя который по камням на гребне правобережной морены ледника Юном, вышли на тропу. Это стоило нам 1 час времени. Далее по хорошей тропе, а затем по дороге за 2 перехода вышли к а/л Уллу-Тау в 18:00.

Траверс пер. Украина (3754) + в. Гумачи (3831) + пер. Гумачи (3570) = 2Б

Траверс располагается в ГКХ и его северном отроге между г.Чегеттаучана и г. Уятату. Траверс позволяет попасть из долины Адыр-Су (ледник Гумачи) в долину Адыл-Су (ледник Джанкуат). Общая ориентация Ю-В  — С-З. Характер смешанный. Представляет эстетическую ценность, т.к. с вершин Гумачи и Яман открывается отличная панорама на Эльбрус, а с пер. Украина видны огни Мести – родины великого Хергиани. Позволяет несколько ускорить спуск в долину Адыл-су пер. Украина. Возможные опасности: трещины на ледниках Гумачи и Джикаугенкез, камнепадоопасность при подъеме на вершину Яман, камнепадоопасность при спуске с пер. Гумачи.

Пройден группой 09-10 августа 2005. Описание дано от а/л Уллу-Тау до а/л Шхельда.

14.08 Выход в 6:55. По тропе движемся в сторону ледника Гумачи. Не отследили ответвление тропы, выводящей на левобережную морену ледника через отрог с Севера, поэтому залезли козьими тропами на морену с Юга (1 преход). Еще один переход по тропе до выхода на ледник. Здесь наблюдаем спасработы. (Беда произошла накануне в тургруппе из Питера – на подходах к Гумачам сорвалась связка-двойка: шли с палками, без ледорубов, сильный подлип на кошки. Сорвался один и сдернул другого. Парень, не смотря на ушибы, смог спускаться сам. Девушка поломалась прилично, ее-то мы и видели.) Ледник закрытый (связки). Придерживаясь левого борта ледника за один переход выходим на обширное плато. Пересекаем плато в направлении нунатака. Под нунатаком начинаем продолжительный косой траверс влево-вверх и, лавируя между трещинами, выходим на уровень верхней части нунатака, что занимает еще один переход. Досюда нас сопровождает натоптанная на пер. Гумачи тропа. Далее забираем резко влево и, лавируя между трещинами, выходим под огромный бергшрунд, который обходим справа (полперехода). Отсюда за один переход в 13:45 подходим к бергшрунду “от уха до уха” перевального взлета пер. Украина.

Наиболее сложный участок при подъеме на перевал – практически отвесная 6-8м снежно-ледовая стенка бергшрунда. Не успел лидер подняться на пару метров, как мы услышали окрики с гребня, ведущего на в. Гумачи с пер. Гумачи. Оказалось, это группа новичков из а/л Уллу-Тау, у них умер пожилой инструтор и они не могут самостоятельно спуститься вниз. Вызвав по рации подмогу из а/л Уллу-Тау, мы поднимаемся на гребень: сперва траверсируем снежный склон вдоль гребня, затем провешиваем 2 веревки по крутому снежному склону до 45°-50° до выхода на гребень. Спускаем 12 новичков до места, где мы сошли с тропы, ведущей на Гумачи и передаем группу подошедшим из Уллу-Тау инструкторам. Поднимаемся под перевал Украина уже знакомым путем в 18:45.

Провешиваем одну веревку до более пологой части склона и в 19:30 устраиваемся на ночевку. Есть вода, площадки.

15.08 Выход в 8:10. Подъем на гребень осуществляем по кулуару – простые скалы до 70°, начинающемся от самой верхней кромки ледника со стороны ледника Гумачи. Для выхода в кулуар траверсируем скалы гребня в северном направлении 50-60м, из них 30 м – перила. Далее 2 веревки перил по кулуару до выхода на гребень. Кулуар камнепадоопасен, основную опасность представлют камни, спущенные участниками. Дальнейшее движение по гребню, местами несложное лазание. С вершины Яман провесили 1 веревку дюльфера, можно было не вешать. На вершине Гумачи в 12:00.

За 1 переход спускаемся на пер. Гумачи: сперва простые скалы, затем снежный гребень-нож (связки), затем снежный склон до 35°. С перевала 1 веревка дюльфера по скально-осыпному кулуару. Далее за 1 большой переход по центру закрытого ледника Джанкуат (связки), обходя трещины, выходим к его левобережной морене в 15:20. Отсюда по тропе на гребню морены выходим сперва к “Зеленой гостинице”, а затем к приюту “Очаг” неподалеку от а/л “Джантуган” в 17:45

16.08 Выход в 13:30. Сперва по дороге, затем по тропе, идущей ниже дороги и начинающейся от верхней границы “Нижнего Джантугана” мимо нарзанных источников, а затем вновь по дороге за 50 мин. Выходим к а/л Шхельда, который используем в качестве базы и где оставим все лишнее для восхождения на Эльбрус. К тому же до/от “Шхельды” легче добраться от/до Баксанского ущелья.

Траверс пер. Ирикчат(1Б, 3675) + вершина Эльбрус Вост. (5621) + Эльбрус Зап. (5648)

Травенсом данное мероприятие можно назвать с натяжкой. Скорее, восхождение по маршруту: подъем с пер. Ирикчат по лавовому потоку на в Эльбрус Вост., спуск на пер. Седло Эльбруса, подъем на в Эльбрус Зап (рад) и далее по классическому маршруту на “Приют Одиннадцати” и ст. Гарабаши. Возможные опасности: закрытые трещины при пересечении ледовых полей Эльбруса, существенно бОльшая высота по сравнению с остальным маршрутом.

Пройден группой 18-19 августа 2005. Описание дано от а/л Шхельда до ст. Гарбаши

17.08 Один из участников чувствовал недомогания в течение всего похода, к тому же плохо переносил высоту. Он решил отказаться от восхождения на Эльбрус, но сопроводить нас до пер. Ирикчат и вернуться самостоятельно в а/л, соблюдая меры предосторожности (регулярные сеансы связи с основной группой ). Выход в 6:00. За один большой переход по дороге подходим ко входу в ущелье Ирик. Здесь начинается хорошая тропа, идущая по правому берегу р. Ирик и которая за два перехода выводит нас к стрелке рек Ирик и Ирик-Чат. Здесь тропа раздваивается, правая, преодолев значительный подъем, через переход выводит нас в ущелье Ирик-Чат. Еще через переход, в 11:10 у прозрачного ручья на заболоченном лугу обедаем 1,5 часа.

Далее по тропе за 1 переход выходим к снежникам, сразу за которыми небольшой скальный пояс. Следует отметить, что вплоть до снежников периодически встречаются ручьи с чистой водой. После скального пояса тропа теряется, идти следует вдоль ледника по болотистой осыпи, либо, что лучше, по самому леднику. Ледник пологий, открытый. Еще 1 переход – подход под перевальный взлет. 20-25 мин занимает подъем на перевал по тропе, еще 20-25 мин – до места бивака, расположенного за “рыжим холмом” слева от перевала. В 16:15 встаем на ночлег. Хорошие площадки, вода. вечером погода портится, спускающиеся с Эльбруса люди пугают ураганным ветром.

18.08 Погода нестабильная, но в конце концов проясняется и мы выходим. Выход в 10:00. До начала лавового потока подходим по закрытому леднику (связки) 1 переход. Далее вдоль него слева, в удобном месте поднимаемся на него (1 переход). Здесь течет ручеек (последняя вода). Далее по потоку, после первого ледового перемета начинаем подниматься вдоль потока справа по снежному склону крутизной до 35°. В 14:20 подходим ко второму ледовому перемету, здесь перекусываем. Действительно, сильный ветер.

В 17: 20, достигаем высоты 5100, на которой по нашей информации есть площадки. Последний переход движемся по лавовому потоку. Находим площадки, выбираем на наш взгляд лучшую – она из двух площадок, расположенных друг под другом ближе к левой по ходу стороне лавового потока. Ураганный ветер не дает поставить палатку в течение 1,5 часов. В конце концов ставим палатку, начинаем готовить ужин. Попутно меняем порванные оттяжки палатки на куски репшнура, пустив в расход захваченный вспомогал-шестерку и заделываем дыру в тенте, продранную неудачно прижатым камнем. Ночь проводим, готовые в любую минуту эвакуироваться, т.к. ветер не стихает.

19.08 За ночь ветер ничуть не утих, но палатка устояла, хотя надломились 3 колена углепластиковых стоек. Выход в 7:15. Движение продолжаем вдоль лавового потока по снежному склону справа. Через 1,3 перехода поток заканчивается, мы забираем чуть левее и еще за 0,7 перехода поднимаемся к заснеженным скалам. Отсюда, пройдя влево вверх между скалами и пройдя фирновое плато за 1 переход выходим к вершине в 10:30. На вершине находится треугольный обелиск из белого металла.

Спуск на пер. Седло Эльбруса проходит по снежно-осыпному склону, занимает 25 мин. Есть вешки, тропа. На седловине оставили рюкзаки и выдвинулись на Эльбрус Западный по тропе. Тропа сперва делает косой траверс слева направо, затем довольно долго траверсирует вершинное плато без особого набора высоты. Вершина находится в Западной части плато. Подъем на вершину в 12:30, занял 2х0,5 перехода. Спуск на перевал по пути подъема.

В 13.05 начало спуска по широкой маркированной тропе, огибающей в. Эльбрус Вост. и постепенно сбрасывающей высоту ок. 300…400 м, а далее практически по ЛПВ (до 20º) âыходящей на скалы Пастухова (13:50). От скал Пастухова по ЛПВ до 20º выходим к “Приюту одиннадцати” и далее по снежному болоту к 15:00 на станцию “Гарабаши”.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

1. р. Укю – брод в случае высокой воды опасен
  2. пер. Укю (3886, 2А) – обвалы льда, камнепадоопасность
  3. пер. Дыхниауш (2Б, 3878) – камнепадоопасность с п. Варшава, закрытые трещины на леднике
  4. верш. Дыхниауш (4042, 2А альп) – непрочные скалы, обледенелости, снежные карнизы в В. сторону
  5. пер. Спортивной дружбы (4123, 2Б) – камнепадоопасность на конгломератных склонах морены Безенгийского ледника скользкие в дождь травянистые склоны на подходах камнепадоопасность на снежнике – начале ледника Шаурту Восточный, при подъеме на верхнее плато ледника Шаурту Восточный, при пересечении скального пояса закрытые трещины на верхнем плато ледника Шаурту Восточный снежные карнизы в сторону Безенгов на перевале.
  6. п. МВТУ (4306, 1Б альп) – карнизы в сторону ледника Тютюргу скользкий переход на узкий гребень ненадежные камнепадоопасные скалы в нижней части гребня
  7. ледник Тютюргу Западный (№465а) – камнепадоопасность в нижней части вдоль правого борта закрытые трещины
  8. пер. Бодорку Сев. (4014, 2Б) – скользкие бараньи лбы на подходах, камнепадоопасность при выходе на ледник Южный Чат, закрытые трещины на ледниках Южный Чат и Башиль.
  9. пик Баумана рад. (4043, 2А альп.) – камнепадоопасность со клонов пика, непрочные скалы
  10. пер. Голубева (3707, 2А) – закрытые трещины на ледниках Башиль Северный, Юном, камнепадоопасность при подъеме вдоль речки от ледника Башиль, и непосредственно на перевал.
  11. пер. Украина (3754, 2Б) – закрытые трещины на ледн. Гумачи
  12. в. Яман (между пер. Украина и пер. Оптимальный) – камнепадоопасность.
  13. пер. Гумачи (3570, 2А) – закрытые трещины на ледниках Гумачи и Джикаугенкез, камнепадоопасность со стороны Адыл-Су.
  14. Эльбрус З+В (5621, 5642) – закрытые трещины на подходе, высота, внезапная непогода, сильные ветры.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте

• Массив Думалы впечатляет
  • Вид Безенгийской с проплывающими над ней облаками и на восходе с восточной части Безенгийского ледника незабываем.
  • Восхождение на Дыхни понравилось с эмоциональной точки зрения
  • Вид из-под перевала Спортивной Дружбы на окрашенные в закатные краски северные отроги Безенгийской стены прекрасен
  • Вид с пика МВТУ на закате, пожалуй, самое сильное зрелище всего похода.
  • Хвойный заповедный лес в Чегемском ущелье понравился, нарзан тоже.
  • Озеро Турье, расположенное в кармане морен лед. Кулак и лед. Ю. Чат – самое живописное место похода.
  • Траверс пер. Спортивная Дружба – пер. Гумачи очень понравился – приятное лазание, красивые виды, разнообразная техника. Ночевка на перевале также запомнилась – полная луна, огоньки внизу.
  • Эльбрус, само собой впечатляет. Но абсолютно не понравился спуск по классике – в нижней части помойка, толпы людей, ратраки.
  • Ущелье Адыл-Су – в целом очень красивое.

Дополнительные сведения о походе

Особенности погодных условий

Видимо, совершать путешествия в районе Безенгов следует на 3-4 недели раньше, поскольку с начала августа погода обычно портится, на что мы и напоролись. Наш 2005 год был обычным с точки зрения снежности и погоды.

Снаряжение

3 заброски

Мешки для заброски пластиковые

6 шт

Табак и прочее от зверюг(заброс)

6 пачек

Специальное

Веревка динамика 10х55

4,40

Веревка 10х40 (как оказалось)

2,90

Веревка 6х45 (как оказалось)

1,30

Ленточка для бура-сброса

Экстрактор

0,10

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

1. Самолет Москва-Нальчик стоил порядка 140$
  2. Поезд порядка 1000 руб.
  3. Проживание в на базе “Очаг” 5 руб/сут с чел своя палатка, 30 руб/сут с чел фанерный домик, 30 руб с чел душ.
  4. Такси Нальчик – а/л “Джантуган” 930 руб.
  5. Рейсовый автобус Эльбрус-Нальчик 20 руб.
  6. Трансфер а/л “Джантуган” - а/л “Безенги” 85 у.е. на 4-х чел.
  7. Пребывание на территории заповедника 30 руб/сут на чел.
  8. Подъемник на Эльбрус 70 руб/чел одна очередь

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Маршрут получился интересным, насыщенным и весьма напряженным. Группа прошла маршрут с большим запасом. Полный вариант прохождения без сокращений вполне возможен при условии сильной группы и хорошей погоды. Пройден ряд редких элементов (траверсов), упоминаний о полном сквозном прохождении которых в туристских анналах мы не нашли. Возможно, плохо искали. Разведан плохо описанный вариант спуска с пер. Шаурту Восточный через ледник Тютюргу Западный (№465а) и внесена ясность с категорией перевала Шаурту Западный, который мы оцениваем как 2А.

Все преследуемые цели и задачи похода были успешно выполнены. Как уже отмечалось, поход задумывался как учебный и поэтому практически вся техническая работа была выполнена участниками. Малая группа показала более высокую мобильность, но и более сложные межличностные отношения.

На наш взгляд, с тактической точки зрения путешествие было построено безупречно – наличие правильной акклиматизации, проведение трехдневных снежных, ледовых и скальных занятий перед походом, наличие запасных дней и запасных вариантов, а также наличие радиосвязи внутри группы позволили совершить задуманное.

Особое внимание на маршруте было уделено безопасности. Мы соблюдали все рекомендуемые для данного маршрута меры безопасности, местами шли на усложнение технической сложности в угоду безопасности, имели запас по снаряжению и своим возможностям. Все используемое личное и общественное специальное снаряжение было качественным (большая часть сертифицирована UIAA), использовалась динамическая веревка. Имелись средства связи со спасателями. Группа встала на учет у спасателей, поддерживала связь с Москвой и спасателями на всем протяжении маршрута, где имелась техническая возможность. В состав снаряжения была включена ракетница в качестве средства сигнализации. Имелся GPS-приемник, с подготовленными точками, на который писался трек, что позволяло снизить опасность при потере видимости. В течение четырех месяцев велась целенаправленная физическая и техническая подготовка участников, что само по себе также является залогом безопасности.

К особенностям Центрального Кавказа стоит отнести возможность относительно простой расстановки забросок – почти в каждом большом ущелье есть дорога и альплагеря. У нас были расставлены три заброски: в а/л “Безенги”, в а/л “Уллу-тау” и в а/л “Джантуган”. Также плюсом является наличие отрядов МЧС во многих ущельях (Безенги, Адыл-Су, Адыр-Су, Эльбрус, про остальные нам не известно) и покрытие многих территорий радиосвязью, что, например, позволило нам выручить новичков с меньшей потерей времени. Во многих ущельях и на удаленных возвышенных участках (перевалы и вершины) есть покрытие мобильной связи. Минусом является необходимость оформления множества пропусков (отдельных – за плату), о чем рассказывалось выше. Также, насколько нам известно, за восхождение на Эльбрус также взимают оплату, чего нам удалось избежать. Многолюдность района также не всем нравится.

Недостатком самого маршрута является довольно резкий набор высоты в первые дни. В нашем случае он был скомпенсирован предпоходными занятиями и акклиматизацией в а/л “Джантуган”.