Скалолазание > Соревнования >

Автор: Алексей Зубенко, ККА "Стремление", Краснодар

"Скалы Юга": Первый опыт

Нас было несколько человек. Четверо тех, кто за несколько дней до объявленной даты выехал на гору Индюк, тяжело загрузившись разнообразным железом альпинистско-скалолазного толка те, кто приехал чуть позже, обеспечив судейство, и те, кто остался в Краснодаре, обеспечивая юридическую поддержку в коридорах спорткомитета. Мы потратили пять металлических щеток, поломали один шпатель, затупили сверло перфоратора, оросили землю литрами пота, а желудки комаров наполнили до отказа своей кровью. Но мы это сделали. Мы сделали первый шаг, чтобы повернуть заржавевшую спортивную машину скалолазания лицом к людям, а самих спортсменов, хотя бы на время, снять с фанерных скалодромов и вернуть на лоно природы.

Исторически скалолазание как вид спорта зародилось в Советском союзе как часть подготовки альпинистов. Дальнейшее развитие привело сначала к обособлению скалолазания как вида спорта, а затем и к разветвлению его на отдельные дисциплины и направления. Молодой и эксцентричный, местами авантюрный вид спорта вырос в серьезное движение, обладающее своей философией, своими героями и бесконечными перспективами. При этом существует четкая тенденция к разделению скалолазания на существующее исключительно на искусственном рельефе (спортивное) и тяготеющее к настоящим скалам.

Плюсы и минусы есть в обоих направлениях. Несомненно, значительный прогресс в лазании на фанерном скалодроме не может не отразиться в лучшую сторону на работе на настоящих скалах. Но, тренируясь преимущественно на искусственном стенде, в мелочах уже оттачивая технику, адаптируя мускулатуру под конкретные особенности фанерного лазания и к весне уже имея значительные успехи, просто диву даешься, насколько неожиданно плохо, неудобно, как-то совсем по-другому чувствуешь себя во время первого в сезоне выезда на скалы.

В развитии скалолазания наличие близко расположенного скального района играет особенную роль. Краснодарский край – это вам не Франция, и даже не Крым. У нас нет скальных районов, освоенных настолько, чтобы в принципе удовлетворять росту популярности скалолазания на естественном рельефе, да и что говорить, такому росту способствовать. Маршрутов должно быть много, их разнообразие, сложность и оборудованность должны удовлетворять спрос всего круга скалолазов – от новичков-любителей до спортсменов-профессионалов. Все это великолепие должно обладать хорошей транспортной доступностью и не слишком утомительными подходами.

Идея всерьез использовать скальный массив горы Индюк в Туапсинском районе родилась еще несколько лет назад, однако по-настоящему оформилась только сейчас. В нашем крае Индюк знаком, пожалуй, любому, кто хоть немного занимался в свое время outdoor-активностью. Хорошая транспортная доступность, огромная территория, достаточное количество стоянок, воды, наличие близкорасположенного поселка и, конечно же, великое множество скал делают Индюк оптимальным для нашего края вариантом для развития здесь профессионального скального района.

Привлечение молодежи к самой идее скалолазания – не как спорта, а как стиля жизни – стало причиной того, что на смену чисто спортивным состязаниям пришла идея фестиваля – основной целью которого стала бы презентация нового скалолазного района, скалолазных клубов Краснодарского края и ЮФО, спортсменов и скалолазания как такового.

Конечно, проведение фестиваля значительно сложней и выдвигает свои, более специфичные требования к организаторам, нежели это происходит при организации рядовых соревнований, регламент и правила проведения которых отрабатывались годами. Но эти трудности с лихвой окупятся за счет роста популярности скалолазания и смежных видов спорта, а также того положительного эффекта, который подобные мероприятия могут принести на уровне общества.

Фестиваль, проведенный в первых числах июня этого года, возможно, далек от эталона, однако мы считаем, что добились своей цели. На несколько дней Индюк стал не только ареной официальных соревнований, но и местом встречи старых друзей и поводом для новых знакомств.

Командой подготовщиков был сделан очередной шаг по развитию скального района Индюк. Всего за пять дней силами четырех человек были подготовлены пять новых скалолазных маршрутов от самых простых дорожек для начинающих до сложнейших профессиональных трасс, ставших украшением проведенных в рамках фестиваля соревнований. Итого усилиями краснодарских скалолазов на Индюке в настоящий момент существует уже десять маршрутов разной степени сложности, пригодных для спортивного лазания. (Список маршрутов с их характеристиками >>)

По итогам соревнований, включивших в себя прохождение участниками двух общих для мужчин и женщин квалификационных трасс и раздельных финальных маршрутов, места разделились следующим образом:

Среди женщин первое место заняла мастер спорта из Сочи Инна Диденко
Второе оставила за собой краснодарка Алена Коливердова (II спортивный разряд)
Третью ступень пьедестала заняла спортсменка из Мурманска Юлия Якунина

У мужчин в тяжелейшей борьбе первое место завоевал кандидат в мастера спорта из Ставрополя Юрий Безуглов.
Второе с незначительным отставанием занял Алексей Ляпин из Туапсе
Третье место осталось за ставропольским спортсменом Александром Чучваревым.

Организаторы фестиваля – Федерация Скалолазания Краснодарского края и клуб альпинистов «Стремление» – намерены сделать проведение Фестиваля на Индюке традиционным ежегодным событием.

В планах на будущее – привлечение большего количества спортсменов из городов ЮФО, других регионов России и – по возможности – из стран зарубежья подготовка новых скалолазных маршрутов, открытие посвященного скальному району Индюк Интернет-сайта и выпуск брошюры-путеводителя.

Мы благодарны всем тем, кто стал участником прошедшего Первого Фестиваля «Скалы Юга». В следующем году мы будем рады принять у себя не только спортсменов, но и всех тех, кого интересует активный образ жизни, кто хотел бы как посмотреть на других, так и лично попробовать свои силы в молодом, захватывающем и перспективном спорте.