Автор: Сергин Константин, г. Москва

Отчет
о горном походе IV к.с. по хребту Терскей-Алатау (Ц. Тянь-Шань), июль 2005 г.

Содержание

1. Справочные сведения о путешествии
2. График движения группы
3. Техническое описание
4. Выводы, рекомендации
5. Наша культурная программа на поход
6. Снаряжение, питание, аптечка

Техническое описание (продолжение)

17.07.2005 г. м/н - пер. Такыртор (1Б, ~4000) - р. Ийри-Тер - р. Чон-Узень.

Перевал Такыртор

Категория сложности: 1Б

Высота: ~4000 м

Характер: снежно-скально-осыпной

Ориентация: запад-восток

Расположен в северном отроге Главного хребта между в. 4113,3м и 4116,7м и ведет с ледника Такыртор (оз. Алакель) в дол. р. Ийри-Тер (долина реки Арашан).

Прохождение:17 июля 2005 года со стороны ледника Такыртор. Снята записка группы горного клуба МГУ от 15,07,2005г. под рук. Егорова Л. м/к N 11/3-303.

Описание даётся от озера под ледником Такыр-Тор до слияния р. Ийри-Тер с р. Чон-Узень.

Необходимое снаряжение: групповое - верёвка основная 50м на 2-4 чел - связки, расходная петля, если на спуск в дол. Чон-Узеня (Арашана) понадобится вешать веревку с седловины. Личное - каски, страховочные системы, карабины, восьмёрки, прусы, рукавицы, ледорубы (палки), по желанию - кошки (при раннем выходе и подмерзшем снеге позволяют ускорить подход, или при открытом льду на пер. взлете, если такой будет, в августе например).

Подъем дежурных в 4-30. t-7, солнечно. 7-12 – выход с м/н: под ледником Такыр-Тор справа от вытекающего из-под него ручья на ровных каменистых площадках. Без труда выбрались на язык ледника и пошли, забирая вправо по ходу. Хотя в описании, которое было у нас, путь шел по левой по ходу стороне лед. Идем по гребешку, по центру, по замерзшему снегу, не теряя высоты. Глубина следа – 7-10 см, снег сухой. 7-35 – привал. 7-55- выход. Идем, стараясь не терять высоты, по направлению к вершине с ледопадами. (Фото - 29) (Фото - 30) В понижении – ручей, мокрые следы, при подъеме из ложбины с ручьем – привал – в 8-33.

Погода портится, тропежка глубокая, проваливаемся часто почти по пояс, тропим каруселькой, выпуская первых без рюкзаков. 10-00 – подошли под перевальный взлет. Траверсируем влево по ходу. 10-40 – на перевале.

На лед. Такыртор осталась траншея, там, где мы прошли. (Фото - 31)

11-00 – начинаем спуск.

На восток с перевала свисают довольно большие карнизы. (Фото - 32) Спуск начали между первых слева (по ходу нашего движения на спуск) (Фото - 33) 2-х скалок на полочки, идущие зигзагом.

Живая острая осыпь, которую не видно под выпавшим вчера снегом. (Фото - 34), (Фото - 35) , (Фото - 35а)

11-25 – спустились на морену у большого камня. (Фото - 36)

11-50 – выход. Спуск по крупным моренам. (Фото - 37). Сначала забираем вправо вниз, затем перешли через моренный вал, обошли его слева и вышли к ровной полке с ровными площадками и ручейком. 12-35 – привал. Из-под снега выбиваются былинки травы, камни. На террасе ниже - травянистые площадки. (Фото - 37a). На них вода и снег. 12-45 – выход.

Спускались правым берегом реки Такыр-Тор, по травянистым склонам. Переходим на левый берег р. Такыр-Тор. Мы находимся на травянистом склоне. 13-05 – привал. Обед. Мокрый снег, ветер. Переходим на правый берег реки, траверс с подъемом, тропу потеряли, вышли почти к верхней террасе к скалкам (минут 10-15 ходу). Решаем вернуться и спускаться к реке по травянистому склону, засыпанному снегом. Через 30 метров спуска подрезаем тропу, которая серпантином спускается к реке. Тропа глиняная с камешками, хорошо заметна. Далее идем правым берегом реки по осыпи рядом с водой. Снег, камни скользкие. Передвигаемся медленно. Дошли по камням почти до теснины (до нее метров 30). Привал 15 минут. Переходим реку на левый берег по камням и поднимаемся 30 м по крутому травянисто-осыпному склону (летят камни!!). Выходим на наклонную террасу, поросшую туей. Недалеко находим тропу, спускающуюся серпантином вниз.

Время – 15-15. Спускаемся по тропе к деревьям, недалеко река. Время 15-35. Спуск занял 20 минут. Тропа глиняная, скользкая после снега.

После разведки в 16-15 переходим р. Такыр-Тор (Ийри-Тер) вброд на прав. берег, и по тропе в зарослях кустарника подходим к ночевкам в 500 м выше слияния. Ночевки – травянистые поляны перед взлетом, немного в низине и слегка наклонные. Вниз и вправо, метрах в 30 – ручей. Рядом сушина. Все это на лев. берегу р. Чон-Узень. (Фото - 38) Путь за день можно посмотреть на фрагменте N2 карты.

9ч 10мин

5ч 40мин

М/н –лед. Такыр-Тор- седловина пер. Такыр-Тор

Спуск с перевала на морену

Морена под пер. – слияние 2-х рукавов (место обеда)

Слияние ручьев – тропа до лесочка у слияния р. Чон-Узень и Такыр-тор (Ийри-Тер) - брод р. Такыр-Тор на прав. берег.

Брод р. Такыр-Тор – м/н в 500 м выше слияния

2ч 40мин

25 мин

50 мин

1ч 30 мин

15 мин

Сложность перевала соответствует 1Б. В целом перевал интересен тем, что путь идет по приличному леднику с приличными "дырками". Что в походе 2 к.с. бывает не часто. Для более высоких категорий ничего особенного нет. Спуск по мерзким, скользким моренам, берегу реки и обгаженной скотом глинистой тропе в заключение, оставил забываемое впечатление и следы на одежде и обуви, которые смылись частично при последующем броде. Перевал стоит включать в маршруты сложностью от 2 категории и выше, причем он может быть первой 1Б, но ходить его в плохую погоду не добавит положительных эмоций.

пер. Кокбор (Туристов Татарии)(2А)-пер. Новокаракольский (Каракольский Вост.)(2Б)-траверс главного хребта(2А)- склон в. Бригантина

18.07.2005 г. м/н - подход под язык л. Чон-Узень Зап. (морена, чуть выше озерца) Полудневка.

М/н – стоянки на левом берегу р. Чон-Узень выше места впадения в неё р. Такыр-Тор в низине на травянистых площадках.

Стоянки наши оказались обделены солнцем. Т с утра –1 град. Поэтому по мере сборов все выползают на ближайший пупырь и пытаются сушиться, но трава мокрая. К 9-00 мы все там. Выходим. Идем вверх левым берегом реки Чон-Узень. Часть группы идет по верху, по морене, часть низом, у воды, благо она низкая с утра. Тропа внизу быстро кончается. Траверс осыпного склона у воды, осыпь живая, местами конгломерат. По верху морены путь дольше. Привал на обширном галечном пляже в 9-40. Сушимся. (Фото - 39)

10-15 – выход. Идем после площадок вдоль реки, обходя моренный вал у воды, снова выходим на площадки. Привал в 10-55. 11-25 – выход. Идем, разбившись на группы по интересам. Низом вдоль реки, или поднявшись на травянистый склон по крупной осыпи-курумнику. (Фото - 40) Осыпь старая, слежавшаяся. 12-15 – привал на осыпи, не доходя скальных выступов, покрытых травой метрах в 80 от нас. 12-30 – выход.

Идем траверсом склона глобально по направлению к зеленой перемычке. (Фото - 40a) Небольшие скалки, видные на линии горизонта обходим кто верхом по морене, кто низом по траве. Выходим на травянистую террасу с ровными площадками и возвышенностями, есть вода, места под палатки.

Время 13-10. Привал. (Фото - 40b)
Высота примерно 3400м. Вокруг стекает несколько ручьев. Левый склон со скальными выходами и травой, справа– моренная возвышенность с конгломератом и травой. Виден язык ледника Чон-Узень Западный. Обедаем. Вниз (на восток) открывается вид на лед. Чон-Узень Вост. и Аксуйскую стену.

Чтобы не ходить траверсом с набором высоты через курумник и заросли, как это сделали мы, проще всего дойти по берегу р. Чон-Узень до ручья, текущего с лед. Чон-Узень Зап. и подниматься уже вдоль ручья.

14-00 – выход. Проходим вверх по террасе, справа по ходу из ущелья вытекает ручей. Идем правым пхд берегом. Путь идет по осыпи. Поднимаемся на обширную террасу. По краям – трава, по низу - галька с разливами ручьев. Ручей, вдоль которого мы поднимались, вытекает из озера. Привал на берегу озера в 14-25.

Немного по ходу влево и вниз, за гребнем морены еще одно озеро. (От места привала его не видно, стало хорошо заметно при подъеме к леднику.) (Фото - 40c)

14-35 – начинаем подъем. Движемся по плоскому дну, покрытому мелкими камушками, и перерезанному множеством ручьев. (Фото - 41). Слева по ходу множеством ручьев стекает со стены поток. Оставляем его слева. Поднимаемся по старой слежавшейся морене (25-30 градусов) рядом с осыпным гребешком (гребешок от нас слева по ходу). Далее по мере движения поток воды скрывается за склоном с бараньими лбами.

Немного подъема еще и мы сворачиваем налево по ходу движения. Здесь ровные площадки под палатки (Фото - 42) и спускающийся к этим площадкам язык ледника Чон-Узень Западный, под которым небольшое озерцо с урезом воды по карте 3524,1м.

Видны перевалы: Украина (на карте обозначен цифрой 3), Туристов Татарии (Кокбор) (цифра 1) (Фото - 43).

Поднялись сюда к 15-00 и встали лагерем. Путь за день можно посмотреть на фрагменте N2 карты.

3ч 40 мин

М/н – берег р. Чон-Узень - первая зеленая терраса

Терраса – терраса с разливами и озерами под ледником Чон-Узень Западный

Подъем под язык ледника к м/н

2ч 50 мин

25 мин

19.07.2005 г. м/н - пер. Туристов Татарии (Кокбор) (2А, 4300)+ выход на плато к югу от в. 4523 через пер. Каракольский Вост. (Новокаракольский) (2Б, 4400) (связка, суммарно 2Б) - снежная мульда, не доходя пер. Каракольская Перемычка.

Перевал Кокбор (Туристов Татарии)

Категория сложности: 2А

Высота: ~4300 м

Характер: снежно-ледовый

Ориентация: юго-запад - северо-восток

Расположен в северном отроге Главного хребта между в. 4523,7м (в ее северном плече) и 4387,9м Перевал ведет с ледника Чон-Узень Зап. (бассейн реки Арашан) на лед Кокбор (р. Кельтор). (на карте обозначен цифрой 1)

Прохождение:19 июля 2005 года со стороны ледника Чон-Узень Зап. Снята записка группы Литовского союза путешественников от 4,08,2004г. под рук. Юцявичуса Альгиса. м/к N В-04-38.

Описание даётся от озера под ледником Чон-Узень Зап. до пер. Каракольский Вост.

Перевал Новокаракольский (Каракольский Вост.)

Категория сложности: 2Б

Высота: ~4400 м

Характер: снежно-ледовый

Ориентация: северо-запад - юго-восток

Расположен в Главном хребте между в. 4523,7м (в ее западном плече) и 4468,4м Перевал ведет с ледника Кокбор (р. Кельтор) на лед. Караколтор Вост. (на карте перевал обозначен цифрой 2)

Прохождение:19 июля 2005 года со стороны ледника пер. Туристов Татарии. Записки, как и тура не обнаружено: снежное плато.

Описание даётся от озера под ледником Чон-Узень Зап., через пер. Туристов Татарии, до мульды в Главном хребте, чуть не доходя пер. Каракольская Перемычка.

Необходимое снаряжение: верёвка основная 50м на 2-4 чел – связки, перила. Ледобуры и ледорубы для организации попеременной или групповой страховки, кошки.

Подъем дежурных в 4-00. М/н – под языком ледника Чон-Узень Зап. Выход первых в 6-20, стараемся пройти быстрее, пока не раскис снег. Идем по следам группы Лени Егорова. Они оплыли и засыпаны, но все равно полезны. Следы ведут, приближаясь к скальному треугольнику - вершинке, которой оканчивается отрожек, разделяющий ледник на 2 камеры. В южной, кроме нашего, находятся: пер. Скальный Замок (на карте обозначен цифрой 6) и пер. Украина (на карте обозначен цифрой 3). В северной камере - пер. Труд (на карте обозначен цифрой 5) (Фото - 43)

Также есть схема с ледниками и перевалом, отсканированная Сашей Зотовым.

2 раза перешагиваем небольшие ручьи. Затем перешагиваем ледовую трещину – на ней мост. В 7-35 – мы под второй ступенью ледника. (Фото - 44) К 8-10 подходим к перевальному взлету, надеваем кошки. Снег уже успел раскиснуть, проваливается. (Фото - 45), (Фото - 46).

Движемся между лавинными выносами с правой (Фото - 47) и левого стороны. (Фото - 48). В 8-40 начинаем провешивать перила. (Фото - 49).

2 коридора по 3 веревки подряд. Часть группы идет по следам группы Л. Егорова. Часть тропит свои следы слева по ходу метрах в 8-10.
При подъеме, при тропежке у второй группы обнаруживается берг. Но узенький и легко преодолимый. (Фото - 50).

Склон перевала засыпан снегом, можно откопать лед на глубине 50 см и более. Несколько станций крепили на бурах, раскопав снег. (Фото - 51). Крутизна до 40 град максимально. Длина около 200 м от подножия до седловины. Первые шли с нижней страховкой без рюкзаков, потом за ними спускались, либо вытягивали рюкзаки, прицепив к концу перил.

3-я веревка перил выводит на относительно ровную снежную полку правее по ходу надува. С этой полки несложно подняться на гребень. Мы выходим на личной технике на скалы и осыпь, и траверсируем на перевальную седловину влево по ходу подъема. Иными словами идем к в. 4523.7 м. Погода солнечная, дует ветер. В 11-00 – группа на перевале.

Кладем записку в тур, связываемся и идем по гребню седловины пер. Туристов Татарии в сторону в. 4523,7м. (Фото - 52).
Переходим на траверс склона вершины, к перевалу Новокаракольский. (Фото - 53). Проходим под лавинными выносами в. 4523,7м, затем траверсируем относительно пологий снежный склон в связках. Далеко вправо по ходу от вершины забирать не стоит, так как там начинается зона разломов. Через метров 100 от уровня вершины начинаем подъем. Трещины засыпаны, но есть и приличные, лидер зондирует путь палками. Лавируем. Подъем некрутой, максимум 20 град., но тропить тяжело.

Вышли на перевал Новокаракольский. Время 13-00. Это обширное снежное плато в верховье ледника Караколтор Вост., которое венчается в. 4523,7м. Снег довольно глубокий, приходится тропить. Тура, естественно нет. Мы скатали снежную бабу и примотали к ней желтым скотчем записку. Несколько недель она проживет :). (Фото - 54)

В 13-40 выходим с перевала в направлении нашего дальнейшего траверса – на запад. (Фото - 54a) Минут через 20 ходу по пологому леднику, находим мульду, (Фото - 54b) , (Фото - 54c) в которой и оборудуем места для ночевок.

За мульдой, дальше на запад, идет понижение – снежный склон крутизной 20-25 град. Склон кончается широким, снежным корытом – это пер. Каракольская Перемычка (на карте обозначен цифрой 4). Дальше, за ним - снежный гребень, взбирающийся на снежный купол в. 4468.4м, через который предстоит идти завтра. Слева по ходу на нем карнизы. (Фото - 54d).

Хотя мульда и защищает от ветра, сооружаем мощные ветрозащитные стенки вокруг палаток и делаем защищенный и углубленный туалет. Пытаемся реанимировать бензиновые горелки. Частично получается. Подробнее см. об этом в статье "О живучести бензиновых и мультитопливных горелок MSR и PRIMUS в горных походах 2005 г." Сава решает сделать пещеру и переночевать в ней и успешно с этим справляется. Путь за день можно посмотреть на фрагменте N3 карты.

7ч 40мин

2ч 40 мин хв

1ч 30 мин

20 мин

20.07.2005 г. м/н - ТРАВЕРС ГЛАВНОГО ХРЕБТА: через пер. Каракольская Перемычка (2Б, 4300) через в. 4468.4м - до в 4408,5м. Суммарно 2А к.т. - спуск на лед. Караколтор Вост. - зеленые площадки под пиком Бригантина.

За завтраком последняя горелка сдохла и вместо каши была холодная вода и сухой паек.

Выход в 6-30. Идем в кошках. Снег замерз за ночь, ведь было около 15 град. мороза. Быстро спустились из мульды на пер. Каракольская Перемычка и начали подъем на в. 4468.4м. (Фото - 55). Прекрасно виден наш вчерашний путь с пер. Каракольский Вост. к впадине-мульде, где ночевали (Фото - 55a).

Также открывается хороший обзор на север, на лед. Кокбор, дол. р. Кельтор. (Фото - 55b).

Склон по мере подъема суживается, превращаясь в узкий фирновый гребень, но крутизна всего до 20 град. Близко к краю не подходим - карнизы. Дошли до вершины снежного купола. Вправо по ходу из снега вылезает скально-осыпной пупырь. (Фото - 55c). На его высшей точке складываем тур, кладем записку. Затем спускаемся с вершины на запад. Здесь Главный хребет представлен узким гребнем с фирновыми карнизами. (Фото - 56) , (Фото - 56a) .

Переходим на попеременную страховку в связках. (Фото - 57). Сначала проходим обширный надув-подушку с трещинами (Фото - 58) , а затем идем слева по ходу под карнизом по льду и снегу. (Фото - 59).

Большой карниз через 100 м кончается, на гребне попадаются небольшие остатки его. (Фото - 59a). Переходим на одновременную страховку. Можно идти как по гребню, так и в нескольких метрах ниже, слева по ходу. Часть наших связок идет и так и так. Камнеопасно! Периодически встречаются места, где слишком круто, тогда переходим на попеременную страховку.

Пришлось даже повесить метров 30 перил вдоль гребня. Хорошо виден ледник Караколтор Зап. с верхними камерами. (Фото - 60).

Через километр от в. 4468.4м гребень взлетает скальной ступенькой. На нее провешиваем 40 м перил. Лидер идет лазанием с промежутками. Можно немного (10-15 м) приспуститься и выйти на эту же вершинку по кулуару-внутреннему углу, что и сделала одна связка, но там длиннее путь и не на много проще.

Выйдя на вершинку ступени, увидели, что от нее, и почти на ее же уровне, на запад продолжается узкий скально-снежный гребень с в. 4408,5м. Пока ждали, когда соберемся все вместе, погода резко ухудшилась: легкие облачка превратились в тучи, пошел снег и вдобавок все ощутили, как через них потекли электрические разряды. Все металлическое снаряжение сильно трещало, и даже под касками и капюшонами раздавался треск и щекотание. Стало страшно: как бы молнией не шарахнуло. Пришлось уходить вниз по ЛПВ. Сбросив метров 100, сели под тентом пережидать снегопад. Через часа полтора только немного распогодилось, но видимость все равно была около 50 м.

Хорошо, что еще вначале непогоды мы с гребня просмотрели возможные пути схода и даже взяли азимут на скальные выходы, которые надо обойти поверху. Медленно и в связках мы пошли траверсом склона, сбрасывая высоту. Глубокий снег - тропежка. Прошли над скальными выходами. Видимость уже приличная. Справа по ходу от нас (над нами) гребень Главного хребта переходит в вершинку и образуется цирк. На западе цирка через гребень перегибаются 2 ледника/снежника, образуя в нашем цирке снежную чашу. Спускаемся по снегу на осыпи с выходами скал вниз на 100 м. Под бараньими лбами начинается разнокалиберная осыпь крутизной до 30 град. Внизу открытая от снега и камнеопасная. Идем плотной группой зигзагами. Осыпь сужается до 50-70 м, сжатая с обоих сторон скалами.

Через 200 м осыпь выводит нас к леднику Караколтор Восточный. С облегчением делаем привал, отойдя в сторону от кулуара. На ледник не выходим - неровный и много снега, а по стыку ледника и правого борта много протаявших дыр, или рантклюфт с водой. Идем вниз, вдоль ледника 500 м по некрутой, средней осыпи. Затем все-таки выходим на ледник и спускаемся по нему. Не доходя языка, поворачиваем направо и выходим на правый склон долины. Осыпь, морена, лежащая на заглаженных скалах, ручьи. После обеда двигаемся траверсом к склону в. Бригантина, как рекомендует Саша Зотов в отчете http://www.geolink-group.com/tourclub/trips/2001az3/karakol.html.

Траверс склонов в. Бригантина затянулся, мы долго шли по осыпи, траве, выходам скал, зализанных ледником, пересекали ручьи. По описанию Симонова мы искали зеленую террасу на склоне Бригантины. Она расположена довольно высоко, примерно на уровне середины первой ступени лед. Эпюра (или Альбатрос?). С нее можно подняться прямо под вторую ступень ледника. (Фото - 61). Не очень ровная, с ручьями и холмиками, она, тем не менее, нам показалась прекрасной, несмотря на дождь со снегом. Судя по консервным банкам, это то, что мы искали. К сожалению обе горелки прекратили работать. Еду кое-как сварили на импровизированной коптилке: кружке, в которую напихали всякой ветоши и травы и залили бензином.

Путь за день можно посмотреть на фрагменте N3 карты.

Расчёт ходового времени:

М/н – гребень 30 мин

Траверс гребня 3ч 20 мин

Спуск на ледник 1 ч 30 мин

Спуск по леднику до морен 40 мин

Морены – травянистая полка 35 мин

Всего: 6 часов 35 минут

Траверс соответствует трудности 2А. Ввиду того, что снега довольно много, лед на склонах Главного Хребта не обнажен, но есть, без кошек не обойтись. Почти все точки страховки и закрепления перил при прохождении траверса организовывались на снегу и скалах. В нашем случае основной проблемой был раскисший снег, не стоит забывать и о лавинной опасности. Рекомендовать прохождение утром не стану - все равно быстро пройти нельзя, но ранний выход обязателен.

Пройденный нами кусок траверса позволяет рекомендовать его для прохождения в походах от 3 к.с.