Автор: Сергин Константин, г. Москва

Отчет
о лыжном туристском походе 2 к.с., совершенном в районе Кольского полуострова (Хибинские тундры) в период с 27.01 по 5.02.2003 г.

Содержание

1. Справочные сведения о путешествии

* Состав группы
* Подготовка к путешествию
* Характеристика района путешествия
* Основные природные, исторические и культурные достопримечательности

2. Техническое описание

3. Итоги, выводы, рекомендации

4. Приложения

1. Справочные сведения о путешествии

Нитка маршрута:ст. Нефелиновые Пески расщелина Аку-Аку - р.Гольцовка - р.Часнайок - пер. Ю.Чорргор (н/к, 851м) - База ПСС - пер.Ю.Рисчорр (1А, 890м) - оз.Академическое - плато Кукисвумчорр (рад.) - пер. Куропачий (н\к, 430м) - р.Тульйок - пер. З. Эвеслогчорр (1Б, 900м) - г. Эвеслогчорр (1А, 1050 м, рад) - р. Вуониемйок - пер. Щель (2А, 820м, рад. с неопределяющей стороны) - пер. Юкспоррлак (н/к, 674 м) - р. Юкспоррйок - база МГУ, г. Кировск

Протяженность маршрута:120 км

Количество пройденных перевалов (из долины в долину): 6, из них радиально 1.

Количество совершенных восхождений и траверсов: 2, из них радиально 2.

Продолжительность похода: 10 дней, из них 1 активная п/дневка.

Время проведения похода: 27 января - 5 февраля 2003 года.

Количество участников: 16 человек.

Маршрутная книжка N 11/2-2002 МКК Клуба МГУ (шифр МКК _142-11-3445000____)

Состав группы:
Константин Сергин руководитель
Ольга Добрушина медик
Алексей Глуцюк помощник медика (аптекарь)
Мария Ярыкина завхоз
Павел Ярыкин реммастер
Дмитрий Сабинин хранитель устоев, помощник реммастера
Серафима Борисова финансист
Светлана Королева участник

Подготовка к путешествию

Выбор района похода

Выбор пал на Кольский полуостров (Хибинские тундры) потому, что руководитель любит этот район и достаточно хорошо в нем ориентируется. И, поскольку половина группы не имела опыта тундровых лыжных походов, это было весьма полезно.

В Хибинах можно испытать себя на различном рельефе и природных зонах - от равнины,до перевалов и вершин, и от леса, до горной пустыни. Поход можно пройти на дровах, а можно и на горелках. Чтобы жестко не привязывать себя к лесу, мы взяли газовые горелки. Заодно участники получили опыт работы с газом в зимних условиях.

На весь район похода были заранее подобраны карты масштаба 1:50000 в черно-белом исполнении. Использование таких карт здорово упростило ориентирование на местности.

Световой день на студенческие каникулы очень короткий - светает в 9 утра, а темно в начале шестого, поэтому маршрут надо связывать и с этим фактором.

Некоторой проблемой стало для нас отмена поезда N 182 Москва-Мурманск. Вместо него пустили поезд N 112, который не имеет остановок от Апатитов до Оленегорска. Опытные люди посоветовали договориться с машинистом последней бригады, чтобы он тормознул поезд, где нам надо (ст. Имандра). В Кандалакше сменился тепловоз и бригада машинистов, и мы попытались договориться. Оказалось, что по графику движения, который есть у машиниста, есть остановка 5 мин на ст. Нефелиновые пески. Эта остановка не для пассажиров, а техническая. Поскольку наш поезд уже опаздывал на 2 часа, то машинист сказал, что дает нам 1 минуту на выгрузку. Дело осталось за проводниками - мы договорились c ними, что не сойдем на ст. Апатиты, докуда куплены билеты, а спрыгнем на ст. Нефелиновые Пески. Благо, мы не ссорились с проводниками и не раздражали их. Нам открыли тамбур на обе стороны и мы благополучно слезли со всеми вещами. Проводникам дали 100 руб., для поддержания положительных реакций на туристов. За минуту, конечно не уложились, но в 3 - точно. А на обратном пути в Москву мы так громко хохотали и мешали пассажирам и проводникам, что они скорее бы удавились, чем помогли нам, если бы мы о чем попросили.

Группа совершила в январе 2003 года тренировочный выход в Подмосковье, в рамках проекта клуба МГУ "Московский Крест". Также участники похода бегали на соревнованиях и лыжных выходах. В отчет о нашем путешествии мы включили много полезного по организации лыжного похода и надеемся, что он будет полезен всем, кто собирается в зимние походы.

Характеристика района путешествия.
    Кольский полуостров расположен на крайнем северо-западе Европейской части России. Он омывается Баренцевым и Белым морями. Имеет площадь около 100000 кв. км. Входит в состав Мурманской области.
Рельеф.
    Кольский полуостров находится на северо-восточной оконечности Балтийского кристаллического щита, сложенного в основном древнейшими изверженными породами- гранитами, гнейсами. Основные особенности рельефа полуострова обусловлены многочисленными разломами и трещинами кристаллического щита, а также носит следы мощного воздействия ледников, сгладивших вершины гор и оставивших большое количество моренных отложений.

По характеру рельефа полуостров можно разделить на западную и восточную части.Принято считать, что граница между ними проходит через долину реки Вороньей, Ловозеро, Умбозеро и долину реки Умбы. Рельеф восточной части менее сложен, чем западной: через последнюю проходит глубокая меридианальная впадина, занятая долинами рек Кола, Нивы и озером Имандра. На севере западной части высокое плато (около 250 м) круто обрывается в сторону Баренцева моря, образуя скалистые берега высотой до 100 м, изрезанные заливами- фьордами.

К юго-западу от Мурманского прибрежного плоскогорья лежит широкая Туломо-Нотозерская впадина с бассейнами рек Лотты, Туломы и Нотозера (ныне- Верхнетуломское водохранилище), в которое впадает крупная река Нота. Южнее Туломо-Нотозерской впадины- Центральный горный район, расположенный между государственной границей и Ловозером. Долины рек и озера расчленяют этот хребет на отдельные массивы- тундры. Крутые стены, огромные цирки, снежники, лежащие круглый год в лощинах и трещинах, придают этим невысоким горам грандиозный вид. Здесь выделяются своей высотой Рослим, Туадаш, Сальные, Монче, Чуна, Волчьи, Хибинские и Ловозерские тундры.

В равнинных районах встречается много холмов, покрытых лесом, или варак, как их здесь называют. Тектонические силы, образовавшие горы, оставили провалы и разломы земной поверхности и за пределами гор. Именно в этом районе расположены крупнейшие озера - Имандра и Умбозеро.

Хибинские тундры (с сайта http://www.krsc.ru/khibiny/) - компактный горный массив (50*50 км ), образованный старыми разрушенными горами с абсолютными высотами до 1100-1200 м. Долинами рек Кунийок и Вудъяврйок, сообщающимися через перевал Кукисвумчорр, массив делится на восточную и западную части. Восточная часть по своей форме напоминает подкову, открытую к востоку. В ее южной части расположены знаменитые апатито-нефелиновые месторождения Расвумчорр, Юкспор, Коашва. Западная часть Хибин также имеет дугообразную форму, в ее центральной части находятся наиболее высокие плато Юдычвумчорр и Часначорр. Как и всякий горно-таежный район, Хибины характеризуются препятствиями, обычными для горных путешествий (разнокалиберные осыпи, разрушенные скалы, снег, фирн), а также чисто пешеходными (таежный лес и подлесок, болота, переправы).

Перевалы Хибин можно разделить на два типа. Первый - тектонические трещины и разломы, с зачастую высокими отвесными стенами. Перевалы второго типа имеют широкие седловины, пологие очертания склонов, они образовались благодаря работе ледников. Снежный покров непостоянен - если в июле до четверти маршрута может проходить по снегу, то ко второй половине августа он, как правило, сохраняется только в самых труднодоступных для солнца местах. В конце августа местами встречается открытый лед. Массив с запада и востока ограничен соответственно озером Имандра и Умбозером.

Все реки и ручьи Хибин принадлежат бассейнам этих озер. Питание рек грунтовое, отчасти снеговое. Суточный расход воды примерно постоянен. Практически везде вода пригодна для питья в сыром виде.

Большие температурные различия Баренцева моря и материка обусловливают значительную изменчивость температуры при смене ветра. Средняя температура самого теплого месяца (июль) колеблется от 10 до 14 С. Первые заморозки в воздухе возможны уже в августе, последние - в конце мая.

Ветер в основном носит муссонный характер. В летний период преобладают восточные и юго-восточные ветры. Годовое количество осадков довольно велико - оно достигает 1000 мм. Группам, путешествующим по Хибинам, нужно быть готовым к резкой смене погодных условий - от жары до шквального ветра со снегом.

При разработке графика движения необходимо учитывать специфику "полярного дня". В июне и июле световое время длится круглосуточно, к середине августа в ночное время ночи становятся серыми, затем постепенно появляется несколько темных часов, и к концу августа день становится практически таким же, как и в средней полосе (график соотношений День-Ночь по месяцам).

Леса в основном состоят из ели и березы. Для растительности Хибин характерна вертикальная поясность. Ниже 350-400м располагается зона леса (карельская тайга), до 700 м - зона березового криволесья и кустарниково-лишайниковой растительности. Выше расположена зона арктической пустыни, имеющая бедный состав мохово-лишайниковых растений.

Подъезды к Хибинам достаточно удобны. Вдоль западного края Хибин проходит железная дорога Санкт-Петербург - Мурманск. У подножия гор расположены ее станции Хибины, Нефелиновые Пески, Имандра. Крупная станция Апатиты связана железнодорожной веткой (поезда не ходят в Кировск) и автобусным сообщением с г. Кировском, курсируют электропоезда Апатиты-Оленегорск и Апатиты-Кандалакша. Кроме того, автобусом можно добраться в пос.Кукисвумчорр (25-км) и Коашва (45-км).

Август - наиболее благоприятный месяц для сбора грибов и ягод. Грибной сезон начинается в конце июля и продолжается до сентября. В зависимости от погоды к началу-середине августа вызревает черника и голубика, чуть позже ее - брусника и морошка.

• "Живая Арктика" (очень рекомендую!)
  • статья Шахновича В.И.
  • Глава из специализированного метеорологического источника: Хибинские и Ловозерские горные массивы (4 район)

Основные природные, исторические и культурные достопримечательности региона.

• Полярно-альпийский ботанический сад-институт КНЦ РАН (пос.Кукисвумчорр, дорога к сан. "Гирвас", оз. М. Вудьявр)
    • Краеведческий музей (г.Кировск, 25 км.)
    • Геологический музей КНЦ РАН (г.Апатиты)
    • Минералогический музей при АНОФ-1 (г. Кировск) об экскурсии договариваться с экскурсоводом Татьяной Георгиевной. т. 32-887. Билет без экскурсии стоит 2 (ДВА) руб. для студентов!!!
    • Православная церковь (пос.Юкспорр, 23-й км, около базы МГУ)
    • Православная церковь (пос.Белореченский)
    • Есть информация, что можно договориться об экскурсии на руд. Расвумчорр, со спуском в клети с плато, поездкой по тоннелям внутри и т.п.

Примечание
    Категории сложности перевалов и вершин в этом отчете взяты из наиболее широко используемых источников. Если где-то Вы встретите другие цифры (я, например, в одном отчете встретил пер. Юкспоррлак с к.с. 1А), то не удивляйтесь. Тот список перевалов, которым пользуется, допустим, Московская городская станция юных туристов и клуб СПб Университета довольно любопытно различается. Даже в названиях одних и тех же перевалов. Высоты приведены, где это возможно, по карте 500 м.

2. Техническое описание

График движения:

26.01.03 г. Москва - 01:17 Поезд N112 Москва-Мурманск
    27.01.03 Поезд N112 Москва-Мурманск - 13:30 ст. Нефелиновые Пески - долина ручья Нефелиновый - ЛЭП
    28.01.03 м/н - ущелье Аку-Аку - долина р. Меридиональный
    29.01.03 м/н - ночевка в начале взлета перевала Южный Чорргор
    30.01.03 м/н - пер. Южный Чорргор (н/к, 851м) - долина р. Кунийок - база ПСС "Куэльпорр"
    31.01.03 м/н - пер. Южный Рисчорр (1А, 890м) - оз. Академическое
    01.02.03 м/н - плато Кукисвумчорр (1141м, радиально) - пер. Куропачий (н/к, 430м) - долина р. Тульйок
    02.02.03 м/н - подножие г. Эвеслогчорр
    03.02.03 м/н - пер. Западный Эвеслогчорр (1Б, 900м) - г. Эвеслогчорр (1А, 1050м, радиально) - р. Вуоннемйок
    04.02.03 м/н - пер. Юкспоррлак (н/к, 674м) - Хибинская УНБ МГУ
    05.02.03 прогулка по г. Кировску и окрестностям - г. Апатиты
    06.02.03 г. Апатиты - 1:18 Поезд N15 Мурманск-Москва
    07.02.03 Поезд N15 Мурманск-Москва - 10:12 г. Москва

Ст. Нефелиновые Пески - расщелина Аку-Аку - Меридиональный ручей.

27.01.2003г.
         Вышли из поезда в 14 ч. От станции Нефелиновые пески двигаемся по дороге вверх, к просеке с ЛЭП. Дорога разветвляется, уводит вбок, какие-то просеки, не отмеченные на карте. Но общее направление на восток, оставляя за спиной оз. Б. Имандра. Глубокая тропежка, вплоть до того, что приходится двоим первым снимать рюкзаки. За час прошли 1 км и дошли до ЛЭП. Дальше движемся по ЛЭП на север, в направлении ст. Имандра. Пройдя ручей, достигаем еще одного ручья. По нашим расчетам он течет из-под пер. Юмьекорр. От станции прошли всего 2,5 - 3 км. В лесу поставили палатки, сушины есть, топим печку. Много неполадок с креплениями, реммастер пашет не просыхая.

Ущелье
    28.01.2003 г.
         От места ночевки идем вверх по ручью. Тропим. Левый по ходу склон куда круче правого. Через меньше чем километр входим в теснину с жиденьким лесом с проплешинами. Слева по ходу виден вход в расщелину Аку-Аку. Туда ведет плавный подъем. Участки рыхлого снега сменяются фирном. Сугробы около камней и ветер.

Вышли на склон, внизу видны
    ручей и оз. Б. Имандра
    Расщелина местами очень узкая. Через 50 мин. медленного движения вышли на более открытое место, скальные стенки исчезли, леса здесь нет. Метров через 200-300 снова входим в расщелину и плавно поднимаемся в направлении северо-восток. Через километра полтора и еще час времени расщелина сузилась, а потом мы вышли на склон горы в кулуар. Отсюда виден лес внизу и руч.Меридиональный (др. название: Индичйок, р.Гольцовка).

Движемся вниз по ГЗЛ (граница зоны леса). В лес не спешим - среди кустов еще нормальный наст и камни, а ниже начнется тропежка. В итоге спустились к ручью. Этот ручей является нижним левым притоком Меридионального. Само русло плоское, шириной метров 10, с достаточно глубоким снегом, кусты и мелкий лес местами. Через километр (от выхода из расщелины уже два) сворачиваем восток, на просеку. Метров через 300 просека кончилась в горелом лесу. Идти мерзко, снег не держит, кусты, молодая поросль. Перешли на правый берег р. Гольцовой выше впадения ручья Маннепахк (из-под пер. Сев. Чорргор), в надежде на лыжню. Но лыжни так и не увидели, хотя Саша Зотов из сборов Бауманцев должен пройти со своей группой от Имандры к пер. В. Арсеньева. Но он не вышел с нами вчера в Нефелиновых Песках, а собирался доехать до Оленегорска, а там сесть на рабочую электричку Оленегорск-Апатиты и доехать до ст. Имандра.

Сияние над шатром. (Фотка
    позаимствована)
    Так и не встретив сушину, остановились на ночлег недалеко от впадения в Меридиональный левого притока из-под пер. Юмьекорр. Снега больше чем по колено. Дрова для печки у нас были с собой (часа на 4-5). Готовили в палатке на горелках. Вечером первый раз видели северное сияние. Не очень сильное, но все равно красивое. Заметно холодает.

Далее идет откорректированный и сокращенный дневник Федора Могилевского с реперами хронометриста и летописца.

Руч. Часнайок - пер. Ю. Чорргор - руч. Петрелиуса - р. Кунийок - База ПСС.

29.01.2003 г.
         Утром уже -26°C и чистое небо. Безветрие. В палатке - жара. В спальниках толпа народа, спать можно только боком :) (К концу похода, кстати, то ли все так исхудали, то ли что, но лежать можно было гораздо свободнее). Вышли после 11. Ясно, что Чорргор мы сегодня не пройдем, так что, не напрягаясь, пересекли р. Меридиональный на правый берег. Видели хорошую лыжню, но она уходила в сторону пер. Арсеньева и пришлось тропить дальше. Добрели до Часнайока и, не переходя его, двинулись вверх. В лесу много снега, идти сложно, но можно :). Особо далеко, впрочем, уйти сначала не удалось. Обледеневший камус плохо клеился на обледеневшие лыжи, и Ваня с Симой при поддержке реммастера довольно долго боролись с этой проблемой. Решением стала сложная система веревочек, фиксирующая камус на скользящей поверхности. Что интересно, у Леши, у которого тоже пластиковые лыжи с камусом (но фирменные, купленные во Франции!), особых проблем не возникло.

Идем по левому берегу, придерживаясь ручья, но не строго. Лес кончился, пошли кусты. В конце зоны кустов два часа ждали ребят, ремонтирующих камуса. Катались по горке, грелись, отрабатывали технику поворота на склоне. Погода распогодилась, так что полный кайф. Продолжаем подъем. Набор высоты очень плавный. Ручей слева по ходу и довольно далеко. Можно идти и рядом с руслом. Перевальная седловина уже показалась. На ней много камней - мало снега. Оба ручья (Меридиональный и Часнайок) частично открыты, как струячат!

Понижение в виде буквы U - это и
    есть пер. Ю. Чорргор со
    стороны р. Часнайок
    Вообще, много открытой воды, жаль не взяли никакой "Зуки", приходилось пить так :) Выбираем путь попроще, отходя от ручья повыше. Здесь и наст нормальный, тропить почти не надо. Потом долго и нудно шли под перевал. Помню я этот подъемчик :) Снежная пустыня, с двух сторон сжатая горами. Изредка встречаются камушки в два меня, да седловина Южного Чорргора впереди маячит.

Памятник погибшей студентке
    МЭИ на пер. Ю. Чорргор
      Когда дошли уже начало темнеть. Встали под перевальным взлетом, между двух замерзших озер. Ради прикола сделали снежную стенку. Леса здесь нет вообще, так что опять готовим на горелках, а греемся принесенными дровами и друг другом. Вечером потеплело до -20°C, но сияние опять было, причем гораздо сильнее, чем вчера.

30.01.03
         Перевал Южный Чорргор (н/к, 851м). Экспозиция склонов Запад-Восток. Через Южный Чорргор лежит удобный путь от станции Имандра в верховья долины Кунийока.

Пер. Ю Чорргор со стороны
    р. Петрелиуса
    Этим перевалом пользовалась экспедиция академика А.Е.Ферсмана в 1922 году, который и назвал перевал - Чорргор (Горное ущелье). Подъем на перевал по левому берегу ручья Часнайок. Он выводит к озеру под перевалом.
    Озеро, понятное дело, замершее и под снегом не заметно. Подъем на перевал по фирну и снегу между огромными камнями. Крутизна склона 20-25 град. Взлет короткий, метров 150-200.

Снова перевал Ю. Чорргор, но мы
    уже спустились пониже
    Южный Чорргор - спокойное, широкое понижение в гребне. На перевале есть достаточно пологих участков для установки палаток и даже огромная яма, в которую можно поставить несколько "Зим".

Вид на дол. р. Кунийок со спуска
    с пер. Ю. Чорргор
    Спуск на восток в верхней части довольно крут.
    Если кулуар не лавиноопасен, то по нему можно скатиться зигзагом, а в случае большого снега лучше идти пешком по ЛПВ (линии падения воды).

Кулуар выводит к первой полке, спуск с которой много положе и идет немного в северном направлении:

Вид на дол. р. Кунийок со спуска
    с пер. Ю. Чорргор
    Со второй полки спуск также пологий, но уже в восточном направлении до леса.
    Здесь начинается просека, которая спускаясь вдоль ручья, текущего с перевала в долину Кунийока, отходит влево и теоретически выводит на дорогу, идущую левым берегом ручья Кунийок. Но, как и раньше, эту дорогу нам найти не удалось.

Лес на спуске с пер. Ю. Чор-
    ргор у слияния р. Петрелиуса
    и р. Кунийок
    Заканчивается спуск в долине реки Петрелиуса, левого притока Кунийока. От станции Имандра до перевальной точки около 20 км.

Утром не холодно, -18°C. На краю неба появились подозрительные тучки. Вышли около половины десятого, хорошо. Очень быстро забрались на седло. Помниться два года назад я на верх заползал чуть ли не на четвереньках. По крайней мере, обелиска студентке МЭИ и перевального тура я не помню. Погода шикарная. Очень красивый вид на долину Кунийока. Спускались вниз по кулуару. Класс! У меня пару раз даже получилось сделать ровную дугу. У Вани с Лешей на их горных лыжах это, конечно, выходит гораздо красивее, но все же...

На этом спуске произошла единственная за поход поломка лыжи - у Жени треснул носик его Вологды, пришлось ставить накладку. Уже в 11 были внизу, на второй полке. Здесь долго ждали несколько человек, которые опять чинились.

Дорога (сейчас лыжня) от Базы
    ПСС к пер. Кукисвумчорр
    (Труба) в р-оне г. Куэльпорр
    На этот раз поломки начались уже при старте - у Мити порвалась носковая стропочка, на склоне сломалось крепление еще и у самого реммастера Паши - срезало шурупы, держащие крепление. А на спуске у Маши Ярыкиной вообще вырвало крепление с куском лыжи. Чтобы не замерзнуть катались с близлежащих горок, так что к приходу отставших склон был укатан как на лучших горнолыжных курортах :) Только бедная Сим-Сим с приклеенными намертво камусами грустно гуляла по склону вверх-вниз, тоскливо взирая на проносящихся мимо с дикими криками туристов :)

Потом покатились вниз, к базе ПСС и обещанной бане. Очень красивый заснеженный лес.
         Несмотря на холод ручьи - притоки Кунийока - не замерзли. Вскоре вышли к дороге, а по ней добежали до базы. Всего 5 домиков и баня. Температура -28°C, так что дубак. Вчера, говорят, было вообще за -30°C. (У нас под перевалом за счет температурной инверсии было минус 18).

Смотритель (я бы сказал - спасатель) Миша выделил нам на группу комнату в одном из домиков. В соседнем домике остановилась группа Расторгуева. В комнате - полати (одноярусные деревянные нары), стол и печка. Дров дали на обогрев не очень много, так что ходили по лесу, искали сушняк - нет ничего (почти), зато офигенно красиво. Ветра нет, снега по пояс, но, пока стоишь на лыжах, держит (без рюкзака).

Потом довольно долго протапливали комнату и ждали, пока протопится баня, зато потом... Потом в баню пошли девушки.

За время, что они там парились, Миша, пришедший нас проведать, успел рассказать много интересного про Хибины. Тут, оказывается, еще живность водится. Есть медведи, лоси, росомахи, не говоря уж про зайцев, леммингов и куропаток. Рассказывал и про несчастные случаи. Давал советы по снаряжению, особенно по лавинному. Он, кстати, ходит на пластиковых горных лыжах с камусом. Покритиковал наши карты, указав на ряд неточностей. Рассказывал про разные курьезы, происходившие с некоторыми группами. И тут, наконец, вернулись девушки. Собственно говоря, никакой спешки бы не было, если б не тот факт, что электричество дает бензогенератор, который работает только до 21-22 часов... Ну, короче, в мой заход в баню его и выключили :) Благо помыться я успел.

А баня шикарная. Только вода мягкая - плохо смывает мыло. К бане прилагается прорубь в Кунийок. До нее я не дошел, ограничился снегом. Но какой кайф! Если еще попаду в Хибины, надо будет обязательно сюда зайти.

В честь дня рождения Сим-Сим устроили небольшой фуршет с глинтвейном, тортиками и песнями под гитару. В группе 7 гитаристов с различным репертуаром, так что проблем с песнями никогда не возникало :) Миша тоже присутствовал и подпевал. В общем, от пребывания на базе куча положительных эмоций.

К вечеру резко потеплело, аж до -20°C и пошел снег.