Горы мира > Западная Европа >

Автор: Андрей Чижов, Женева.

Альпы выше 4000.
Попытка описания района с обрывками прошлых и будущих восхождений.

Мон-Блан, вид с Pointe Isabella 3761 м. (с северо-востока).
Всё началось банально, с Мон-Блана. Первая попытка в 1998 г. К тому времени, по легенде, пришлось побывать на 4900 м., когда нам не хватило одного дня, чтобы взойти на Эльбрус, и на Брейтхорне (4164 м.), 350 м. набора высоты от верхней станции подъёмника в Церматте.
Подготовка была серьёзная. Палатка, спальник, бутерброды. Кошки и ледоруб у каждого. Акклиматизационный выход на Бисхорн (4153 м.) с ночёвкой в приюте. Когда супруга открыла баночку саморазогревающегося кофе прямо на вершине, кто-то из полусотни находившихся там восходителей произнёс фразу про «art de vivre этих русских».
На Мон-Блане было не так радужно. Мы поднялись на поезде до Ни д’Эгль и оттуда сразу до приюта Гуте. Ночью в палатке на 3800 даже в разгар лета не жарко. У жены разболелось сердце. Разбудив пару гидов в приюте, я сумел раздобыть лишь таблетку аспирина. Полегчало, так, чтобы не умереть, но не чтобы идти вверх. Когда в ночи народ ушёл на вершину, мы перебрались поспать в тёплый приют, а утром собрали вещи и ушли вниз. Опять не хватило одного дня.
После некоторой паузы, связанной с перемещениями в пространстве, отдалившими от меня Альпы (и приблизившими Эльбрус, куда была совершениа вторая робкая попытка восхождения, окончившаяся так же бесславно на высоте 3800 м., только без аспирина), начался второй этап освоения четырёх тысяч, продолжающийся по сей день.
Появились силы, компаньоны и снаряжение. Книга « 4000 m. des Alpes » перекочевала из книжного шкафа на прикроватную тумбочку.
И в итоги родилось это повествование.

Disclaimer.

Сурок. Фото Д. Юрьева.
Магическая высота, фетиш, предел желаний, четыре тысячи метров - не более чем условная линия, проведённая человеком в пространстве. Если бы, вопреки Наполеону, горы по-прежнему меряли ногами, её провели бы на другой высоте, десять тысяч футов мало, пятнадцать – много, наверное, 13333 (= 4063 м.). Под планку в четыре тысячи не попали такие "престижные" горы, как Эйгер, Меж, Пти Дрю. Можно выбирать горы по "пафосу", или чтобы не менее чем М5, или чтобы ехать до подножья не более, чем час. Я же для себя решил, что незачем ходить на низкую гору, если рядом есть более высокая. И четырёхтысячников в моём списке сейчас больше, чем трёхтысячников.
Поэтому, "что вижу, то и пою".

Предисловие первое. География и картография.

«Официальный список УИАА» от 1994 г., составленный комиссией в составе авторов путеводителей Gino Buscaini (Италия), François Labande (Франция) и Maurice Brandt (Швейцария) содержит 82 «основные» и 46 «второстепенных» вершин от 4000 м. и выше.

До 1994 г. существовали разные списки четырёхтысячников. Richard Goedeke в путеводителе «4000 m. des Alpes » издания 1991 г. говорит об «общепринятом списке» из 61 вершины. Комиссия УИАА добавила к ним второстепенные (и более сложные) вершины Гран Жорасс, Мон Блан дё Такюль и Брайтхорн, ряд предвершин Мон-Блана с его южных отрогов, всякую мелочь и любымый лыжниками Снежный Купол Экрен.

Четырёхтысячные массивы на карте Альп.
Далее, для пущей наглядности, я буду выделять курсивом названия тех гор из списка УИАА, что не входят в «список 61» (который мне лично кажется более логичным, чем «список 82»). Будучи расположенными на границе между государствами, многие вершины имеют два или более названий, и часто имеют разную высоту на картах разных стран. Я буду пользоваться тем названием, которое мне кажется более употребимым, и указывать высоту из французских и швейцарских, но не итальянских карт. Указав один раз геграфическое название на иностранном языке, далее, чтобы не утяжелять текст, я буду использовать его русскую транскрипцию. Рядом с названием, как правило, будет присутствовать цифра, обозначающая его высоту в метрах.

В последнем издании рутеводителя Гёдеке (которого, видимо, не приняли в комиссию) дал ещё несколько предложений о расширении списка. Нет предела творчеству классификаторов. Пусть это станет предметом отдельной статьи на тему «Бюрократическая история Альп», если кому интересно, мы же вернёмся к описанию района.

*** Швейцарские топографические карты www.swisstopo.ch масштаба 1:25000 – самые лучшие в мире. Как показала практика, карт масштаба 1:50000 для горных восхождений вполне достаточно, либо стандартных с маркировкой из трёх цифр, либо скомпонованых по горным районам с маркировкой из четырёх цифр, начинающейся c 5 (они дороже, но охватывают больший район и удобнее в пользовании). Для лыжных восхождений рекомендую карты Swisstopo 1:50000 голубого цвета, на которых обозначены лыжные мершруты. На www.swissgeo.ch выложены карты online.

Французские карты www.ign.ch серии TOP 25 масштаба 1:25000 тоже очень хорошие. На них нанесены пешеходные и лыжные маршруты. Как французские, так и швейцарские карты охватывают приграничные территории соседних стран и совместимы с GPS.

В Италии карты хуже. В пограничной зоне лучше пользоваться Swisstopo или IGN, на худой конец можно приобрести достаточно приблизительные австрийские карты www.kompass.at масштаба 1:50000 или что-нибудь ещё.

Из путеводителей следует обратить внимание на уже упомянутую книгу Рихарда Гёдеке, которая существует, как минимум, на английском, французском, немецком и польском языках и вполне достаточна для восхождений по классическим маршрутам. Для более продвинутых пользователей рекомендую «Guide Vallot. La chaîne de Mont-Blanc. ion de voies présenté par François Labande » в двух томах – библия по массиву Мон-Блан, а также «Guide du CAS (club alpin suisse)», многочисленные тома которого, изданные на немецком, французском и итальянским языках, покрывают всю горную территирию Швейцарии.

Их интернет-ресурсов ддя владеющих иностранными языками рекомендую www.camptocamp.com

Предисловие второе. Обустройство и нравы.

Дороги, подъёмники и приюты делают почти каждый альпийский четырёхтысячник доступным за два дня без переноски тяжестей. Большиство альпинистов здесь обходятся без палаток, горелок и спальников, следуя Проторенным Путём: паркинг, подъёмник (или подъём по тропе), приют.

В Швейцарии во многие долины (но не во все) можно добраться на поезде (www.cff.ch ) или почтовом автобусе (http://www.poste.ch/fr/index/uk_privatkunden/pag_postauto.htm). Во Франции, кроме Шамони, и тем более в Италии, лучше рассчитывать на собственный транспорт или на автостоп.

В Альпах развита дорожная сеть. Дороги, как правило, хорошие, но с непривычки могут показаться узкими. Необходимости во внедорожнике нет, разве что зимой: некоторые дороги не закрывают, но и не расчищают. Снег в Альпах на высоте 2000 м. может выпасть даже летом (что имело место не далее как в начале августа 2006 г.), поэтому я цепи вожу в машине круглый год (хотя за 10 лет ими ни разу не пришлось воспользоваться).

Ряд асфальтированных дорог закрыт для движения посторонних автомобилей. Кроме того, от парковки вверх может идти прекрасная грунтовая дорога. Поэтому иногда на подъездах не лишне бывает воспользоваться горным велосипедом.

***

Подъёмники и приравненные к ним железные дороги со средним зубчатом рельсом, к счастью, в Альпах есть далеко не везде. Их можно разделить на три категории:
1. Те, что обслуживают населённые пункты. Встречаются в основном в Швейцарии, не дόроги и часто работают допоздна.
2. Горнолыжные подъёмники. Иногда работают и летом. Не дешёвые.
3. Туристические подъмники. Дорогие. Рекорд дороговизны – это, пожалуй, железная дорога на Юнгфрауйох: 145 швейцарских франков туда обратно. И по тропе её не обойти.

***

Приют Vittorio Emmanuel II в массиве Гран Парадизо.
В Альпах существуют два типа горных хижин: «приюты» (cabane, refuge, hütte, rifugio, capanna) и «биваки» (bivouac, abri, biwak, bivacco). В приютах в сезон находится смотритель, нередко с целой командой помогающих ему на кухне девушек. Сезон – понятие растяжимое, в зависимости от того, ходят ли в этот райна на лыжах, т.е. весной и / или ногами, т.е. летом, и от того, когда бывают закрыты прилегающие к хижине подъёмники, если таковые имеются.

В приютах есть спальни с одеялами и подушками, столовая с едой и напитками и туалет. В популярных приютах места лучше бронировать заранее, поскольку в хорошую погоду их может не оказаться. На улицу в этом случае не выгонят, но спать придётся в столовой на лавке. Оплата за ночлег идёт в бюджет той секции горного клуба, которая обслуживает приют, а плата за еду и напитки идёт в карман приютчику. Можно заплатить только за ночлег и приготовить пищу на своей горелке (как правило, на улице).

Бивак Vallot в массиве Мон-Блан
Вне сезона приюты, относящиеся к национальным горным клубам, работют в «зимнем режиме». В Швейцарии их часто не закрывают: можно пользоваться дровами, печкой и кастрюлями. В Италии и Франции обычно открыто лишь зимнее помещение, оно меньше и не всегда оборудовано газом. Общего правила здесь нет, и не лишне узнать детали заранее, дабы не оказаться в холодном доме без одеял и горючего. За пользование приютом зимой полагается заплатить. Частные приюты вне сезона закрыты.

О ценах на приюты. Если жить, есть и пить в Швейцарии, рассчитывайте в среднем на 75 фр. за ночь. Во Франции и Италии дешевле. Ночлег зимой стоит в Швейцарии 21 фр. (взять бюлетень на оплату и оплатить по почте после спуска в долину), во Франции – 5 евро (бросить в копилку), в Италии часто бесплатен.

В неохраняемых хижинах-биваках - коммунизм. Там может не быть одеял и скорее всего не будет кастрюль и газа. Никогда не знаешь, сколько будет ночующих в пересчёте на спальное место. Платить за них не нужно. Не лишне напомнить, что мусор полагается уносить с собой, даже если приют уже замусорен.

Установка палаток на ночь в Альпах, в том числе и на оборудовенных площадках возле приютов (за исключением небольших природоохранных зон, находящихся низко и к нашей теме не относящихся) не запрещена, и к тем, кто в них ночует, отношение хорошее, граничащие с восхищением. Только не нужно ставить лагерь в водозаборных зонах, мусорить и хамить приютчикам.

***

При планировании восхождения, чтобы определиться, куда идти, каким путём и когда, следует решить для себя следующие моменты:
1. Восходить на лыжах или ногами.
2. Спать в приюте, биваке или палатке.
3. Идти в толпе или своим путём.

Для не обременённых ски-турами и проблемой выбора альпинистов-пешеходов старой школы (кстати, вымирающий тип в Альпах) лыжная тема может показаться излишней. Однако, поскольку это впервые опубликованное на русском языке всеохватное описание альпийских четырёхтысячников рассчитано прежде всего на будущие поколения восходителей, им придётся потерпеть. По моему убеждению, есть маршруты, которые не стоит ходить пешком: либо идти их на лыжах, либо идти другой маршрут.

Вираж на высоте 4000 м.
Поначалу мы ходили на вершины, принципиально не пользуясь подъёмниками и приютами, обозвав это русским стилем. Впоследствии, обленившись (или начав больше ценить свое время) стали пользоваться подъёмниками: если это действительно нужно и позволяет сделать более красиво, то почему бы и нет. Приходилось, и не раз, ночевать в приютах и питаться в их столовых. Однако, спору нет, от жития в палатке удовольствия получаешь больше, и завистливые взгляды проходящих мимо налегке альпинистов лишь подтверждают это.

Как избежать толпы в Альпах? Как только закрываются приюты и подъёмники, количество народу в горах уменьшается на порядок. А погода в октябре - ноябре часто бывает хорошей. Поставить палатку ближе к горе, чем приют, чтобы обогнать всех с утра, или наоборот, взойти после обеда. Пойти нетрадиционным (не обязательно более сложным) маршрутом. Выбрать момент, когда подъёмник закрыт на техобслуживание (это бывает весной на горных курортах, когда условия для лыжных восхождений идеальные).

Мы ночевали вдвоём в приюте Тет Русс (на классическом маршруте на Мон-Блан) и в биваке Симон (под Эгюий дё Миди). Были вчетвером на одной из самых популярных в Альпах вершин: Алалинхорн. Проходя траверс Вайсмисс, я за два дня ни встретил ни души. И всё это в прекрасную погоду при хороших снежных условиях. Нужно лишь иметь время и уметь планировать – об этом, в частности, и пойдёт речь ниже.

Описания районов.

1. Barre des Ecrins 4101 / Dôme de Neige des Ecrins 4015

Классический маршрут: PD, скалы II/III. / F, снег

Подъезд на машине через Briançon – Ailefroide в Pré de Madame Carle 1874, 4 часа езды от Женевы или Лиона. Подъёмников нет. Ночлег в Refuge des Ecrins 3170 или в палатке на 3200, час ходу от приюта, ровный покрытый снегом ледник.

На выбор: либо ненапряжное восхождение весной на лыжах с прекрасным катанием вниз, но в этом случае шансы взойти на Барр дез Экрен по заснеженным скалам близки к нулю и придётся ограничиться Дом не Нэж, либо более трудоёмкий пешый поход летом в сухую погоду.

Барр дез Экрен. Вид с Roche Faurio 3730 м. (с севера).
Варианты: южный склон (AD, подъезд через La Berarde, ночёвка в refuge de Temple, спуск по классике, затем по восточному склону col des Ecrins), южная колонна (TD, подход от Pré de Madame Carle через Glacier Noir, необходим бивак, спуск по классике).

Самая высокая вершина Франции до присоединения к ней Савоий в 1860 г. и самый южный четырёхтысячник, Барр дез Экрен находится в стороне от других высоких. Плохой прогноз погоды в северных Альпах на выходные сподвиг нас на дальний путь, и мы не пожалели: гора того стόит.

До Refuge de Galcier Blanc 2550 идёт тропа, затем, на выбор: либо корячиться по боковой морене, либо перепрыгивать через трещины. По мере таяния ледника путь меняется, однако, поскольку впереди находится весьма посещаемый приют, то проблем с ориентировкой нет: видны следы, провешены верёвки, да и народ снуёт.

Приют Экрен справа, метров на 100 выше ледника. Мы поставили лагерь в конце плоской части ледника на безопасном расстоянии до следов от падения сераков.

Барр дез Экрен.
Вид с предвершины на основную вершину.
Фото Д. Юрьева.
Далее, если следовать классическим маршрутом, нужно пересечь склон под сераками, поднятся в направлении чуть левее вершины и затем траверсировать вправо под Brèche Lory 3974, пройти бергшрунд и взойти на вершину по западному хребту через Pic Lory 4086. Если пойти влево, попадёшь на траверс с востока на запад (AD). Если пойти прямо, то по 45° ледово-каменистому склону можно повторить маршрут первопроходцев Moor и Whymper 1864 г.

Мы прошли бергшрунд под Пик Лори (один ледоруб), затем мне не понравились живые камни и я пошёл правее вверх с выходом на хребет. Далее сухие и приятные гранитные скалы до вершины. На спуске перед Бреш Лори небольшой дюльфер. Покорение Дом дё Неж заняло оттуда 5 минут.

2. Gran Paradiso 4061.

Классический маршрут: F, скалы I

Подъезд на машине из долины Aosta (Италия) от Villeneuve по Val Savaranche до Pont 1945 м. Подъёмников нет. Ночлег в rifugio Vittorio Emmanuel II 2775, либо подъём за день от стоянки.

По-хорошему, на Гран Парадизо нужно восходить на лыжах. Несколько метров скал с перильными верёвками не представляют сложности, а характер местности очень подходит для лыжного катания.

Гран Парадизо. Вид с пика Мадонны на основную вершину.
Я же оба раза восходил пешком в октябре в компании не лыжников и остался доволен. Приют был закрыт, зимнее помещенеие открыто (в одной из комнат есть печка и дрова, но лучше взять свой газ), народу мало, снега мало и в горах очень красиво. На предвершине установлена статуя Мадонны, основная вершина находится на 200 м. севернее.

Восхождение летом с ночёвкой и питанием в приюте рекомендую для тех, кто не ищет трудностей и не возражает против толпы.

Вариант: Северо-западный склон – маршрут Бартоломе (AD, подход от приютов Vittorio Emmanuel II или Chabord, спуск по классике).

3. Массив Мон-Блан.

Подъезд на машине или поезде в Шамони и его пригороды (Франция) или в Курмайёр (Италия). Туннель под Мон-Бланом соединяет эти два города. Аэропорты в Женеве и Милане находятся, соответственно, в часе и двух часах езды. Многочисленные подъёмники позволяют тем, у кого мало времени и много денег, многое успеть.

Чтобы по настоящему оценить все возможности массива, нужно иметь хотя бы уровень AD / D в ледо- и скалолазании. Для ходящих по снегу (ногами или на лыжах) выбор маршрутов существенно меньше.

В Шамони существует уникальное в своём роде учреждение: office de haute montagne (бюро по высокогорью), где можно лично или по телефону получить свежайшую информацию о работе подъёмников и приютов, о состоянии оборудования (из-за таяния ледников многочисленные лестницы и тросы на тропах, ведущих к приютам, постоянно переносят с места на место и обновляют), а также об условиях на популярных маршрутах.

Источником информации о редко посещаемых маршрутах, особенно не в сезон, может послужить PGHM (горно-спасательная служба жандармерии) и securité civile (гражданская оборона), сотрудники которых совершают регулярные облёты района на вертолётах. Никакой обязятельной регистрации перед выходом на маршрут нет. Спасательные работы здесь (в отличие от Швейцарии) бесплатны.

3.1. Группа Мон-Блан

Aiguille de Bionnassay / Эгюий дё Бьонассе 4052
Dôme du Goûter / Дом дё Гуте 4304
Mont Blanc 4808,45 (по данным последних GPS замеров)
Mont Blanc de Courmayeur / Мон Блан дё Курмайор 4765
Pointe Médiane / Пуант Медьян 4097
Pointe Chaubert / Пуант Шобер 4074
Corne du Diable / Корн дё Дьябль 4064

Классический маршрут на Мон-Блан (PD, снег, скалы) начинается от верхней станции железной дороги Nid d’Aigle 2372 и проходит через хижины Tête Rousse 3167 и Goûter 3817, и затем через col du Dôme и arête des Bosses. Летом в хорошую погоду по этому маршруту гору одновременно штурмуют сотни альпинистов. Сущестует мнение, что из сопровождаемых гидами лишь половина доходит до вершины, из не сопровождаемых – треть. Хижины, особенно Гуте, следует бронировать за несколько месяцев. Промежуточная ночёвка в Тет Русс улучшает акклиматизацию и увеличивает шансы на успех.

Мон-Блан.
Палаточный лагерь над приютом Гуте, ок. 3840 м.
Фото С. Чумарёва.
Наибольшую опасность представляет пересечение Grand Couloir в начале подъёма от Тет Русс к Гуте: именно здесь под камнепадами гибли люди, особенно в жаркую погоду. Далее подъём идёт по скалам и в сложных местах оборудован тросом. От Гуте вверх ведёт снежный склон, затем, от приюта Валло, снежный гребень.

Чтобы облагородить маршрут, его можно пройти пешком от Les Houches и ночевать в палатке, в зависимости от акклиматизации, на леднике Тет Русс (3100), возле приюта Гуте (3800) или на коль дё Дом (4250). Baraque Forestière de Rogne (2768) для ночлега малопригоден, к тому же там нет воды. Бивак Валло предназначен для использования в чрезвычайных ситуациях, а также для ночлега альпинистов, возвращающихся с маршрутов на итальянской стороне.

Единственный способ избежать толпы – идти маршрут вне сезона, т.е. до открытия или после закрытия железной дороги и приютов. Гран Кулуар лавиноопасен, и снега зимой на маршруте может быть по пояс, в остальном принципиальных ораничений нет. В ноября мы спускались здесь после траверса Эгюий дё Бьонассе и не встретили ни души. Спуск по слежавшемуся снегу был прекрасный, подъём тоже прошёл бы без проблем. Знаю и других, кто поднялся по этому маршруту в ноябре. Зимой надежды на хорошие условия мало. А весной лучше идти на лыжах через Grands Mulets.

Мон-Блан. 15 сентября 2002 г. Вершина.
Классический лыжный маршрут (PD, снег) идёт от средней станций подъёмника Aiguille du Midi под названием Plan d’Aiguille 2310 траверсом до Jonction с ночёвкой в приюте Grand Mulets 3051 (где места нужно бронировать заранее), затем до Коль дю Дом и далее по хребту. До бивака Валло идут на лыжах, затем их либо оставляют и идут туда – обратно в кошках, либо вносят на вершину и спускаются на них по северному 45-градусному склону.

Хорошие условия продолжаются здесь недолго. Трешины на уровне Жонксьон должны быть хорошо присыпаны снегом, и северный склон в идеале свободен от льда. Это бывает в апреле – мае. Но в это время снега внизу уже нет. Съехать на лыжах с вершины Мон-Блана до Шамони – несбыточная мечта.

Мы были здесь в конце мая 2005 г., поднимались на подъёмнике и ночевали в палатке чуть выше приюта. Вечером с Glacier Rond на путь подъёма сошла большая лавина. Если идти пешком от Le Mont, то в этом месте проходить не нужно. К тому же, если восходить в период недельного закрытия подъёмника, как правило в середине мая, на маршруте будет меньше народу.

Подниматься на ночёвку выше нет смысла, так как весь участок до Коль дю Дом простреливается сераками. В зоне их падения на подъёме находишься примерно два часа. Мы взошли, но второй раз я бы там не пошёл.

Маршрут через Гран Мюле считают наименее опасным для спуска, если из-за непогоды нужно быстро сбросить высоту. Мы спускались по нему в сентябре 2002 г. (в хорошую погоду): преодоление трещин на леднике, сначала закрытом, а начиная с 3500 м. открытом, было отнюдь не очевидным. В непогоду, есть есть возможность, лучше отсидеться в Валло.

Весной 2006 г. этим маршрутом не пользовались из-за повышенной опасности падения сераков. Восходили по северному склону Дом дё Гуте, т.е. выше сераков (AD, снег / лёд, часть маршрута идётся в кошках с лыжами на рюкзаке). Есть гиды, которые водят клиентов-лыжников только здесь. Выбирайте сами.

Маршрут через три Мон-Блана (PD, снег / лёд) ведёт от верхней станции подъёмника Эгюий дё Миди 3842 через Col du Midi 3532 рядом с вершинами Мон-Блан дё Такюль и Мон Моди (чтобы взойти на обе эти вершины, нужно потратить лишние час – полтора). За один день от подъёмника маршрут не ходится, лучше заночевать refuge de Cosmique 3613 или в палатке на Коль дю Миди. В короткий зимний период, когда приют Космик закрыт (на ключ), можно бесплатно ночевать в Abri Simon 3600. Возможна также романтическая ночёвка на верхней станции подъёмника, где, по непроверенным данным, отапливается только женский туалет.

Маршрут ходится как ногами, так и на лыжах. Подъём на Мон-Блан дё Такюль лавиноопасный, под Мон Моди и на Mur de la Côte есть крутые участки. В период, когда Vallée Blanche проезжается на лыжах, это прекрасный вариант для спуска. В остальное время нужно будет подняться на Эгюий дё Миди и спуститься на подъёмнике, или же уйти вниз через Гуте.

На Мон-Блан дё Такюль и Мон Моди ведут многочисленные ледовые и скальные маршруты категории AD и выше. Особо отметим Arête de Diable на Мон Блан дё Такюль (D+) с прохождением промежуточных вершин Корн дё Дьябль, Пуант Шобер, Пуант Медьян, Пуант Кармен и Л’Изоле, а также arête Kuffner на Мон Моди (D).

Траверс Эгюий дё Бьонассе – Мон-Блан (AD, снег, скалы, острый гребень) проходится за два дня от Contamines-Montjoie с ночёвкой в приюте Durier 3369, где всего 8 мест, но летом живёт смотритель, или же за три дня с ночёвками в приютах Conscrits 2600 и Durier и с прохождением во второй день траверса Dômes de Miage 3673.

Если есть силы, и хорошие условия в горах, я бы посоветовал именно этот трёхдневный вариант как самый красивый из доступных по сложности маршрутов на Мон-Блан.

Мон-Блан, Мон Моди и Мон-Блан дё Такюль.
Вид с Гран Парадизо (с юго-востока).
Классический итальянский маршрут (PD, снег) начинается от Lac de Combal 1940 в Val Veni, куда ведёт дорога от Courmayeur, с ночёвкой приюте Gonella 3027, и проходит через Col des Aiguilles Grises 3810, Piton des Italiens 4002 и Dôme du Goûter. Здесь меньше народу, чем на французской стороне. Чуть сложнее маршрут через éperon de la Tournette (PD) с ночёвкой а биваке Quintino Sella.

С итальянской стороны на Мон Блан ведут многочисленные маршруты, в том числе и весьма героические. Упомяним лишь:

Arête de Brouillard AD+, подход с востока на col Emil Rey 4030, оттуда на юг на вершины Мон Бруйар и Пунта Баретти и на север на Пикко Луиджи Амедео и далее на Мон-Блан. Отметим что в мае 2006 Pierre Tardivel совершил первый спуск на лыжах по Ю.-З. кулуару Пунта Баретти, предварительно поднявшись там (альпинистская категоря AD). Арет дё Бруйяр - редко посещамый сектор, имеющий репутацию скал плохого качества.

Arête de Peuterey D+. Либо от бивака de Dames Anglaise ou Craveri и прохождением через вершину Эгюий Бланш дё Пётре (один из самых труднодоступгых четырёхтысячников), либо с севера на Col de Peuterey 3934 и далее через Гран Пилье д’Англь и Мон Блан дё Курмайор на Мон-Блан. (На Мон Блан дё Курмайор можно без всякой сложности дойти от вершины Мон-Блана.)

3.2. Группа Дан дё Жеан – Гран Жорасс

Pointe Croz / Пуант Кро 4110
Pointe Whymper / Пуант Уимпер 4184
Grandes Jorasses - Pointe Walker / Гранд Жорасс – Пуант Уалкер 4208

Эта группа представляет собой едный хребет Шорфор – Жорасс с отдельно стоящим скальным монолитом Дан дё Жеан.

Слева направо: Эгюий дё Рошфор,
Mont Mallet 3989 м. и Дан дё Жеан.
Вид с Mont Dolent 3823 м. (с северо-востока)
Классический маршрут на Рошфор (AD, снег, скалы, узкий гребень) начинается от приютов Торино, куда ведут подъёмник и тропа от Курмайора. Верхний, новый приют открыт только в сезон, нижний приют, находящийся на верхней станции подъёмника, открыт, пока работает подъёмник. Места для палаток (их запрещено ставить ближе, чем 500 м. от приюта) есть на col de Géant 3365 и col de Rochefort 3389: ровные снежные поля (под которыми присутствуют трещины).

Большинство связок поворачивают обратно от Эгюий дё Рошфор, есть и те, что доходят до Дом дё Рошфор.

Мы были здесь в конце сентября 2005 г. Новый приют был закрыт, народу почти не было. Чтобы выйти на ледник с верхней станции подъёмника, нужно зайти в кафе при старом приюте и попросить открыть дверь, записав при этом свои данные в журнал. Как и ноябре 2004 г. на Эгиюй жё Бьонассе (похожая по сложности и по конфигунации вершина с участками скал и узким гребнем) условия были отличные.

Гран Жорасс. Вид с Mont Dolent.
Если продолжить траверс Гран Жорасс (D, скалы), то после нескольких дюльферов попадаешь на col de Grandes Jorasses 3825, где находится бивак E.-Canzio. Далее проходятся вершины Юнг, Маргерита, Елена, Кроз, Уимпер (отсюда и далее на спуск сложность не превышает AD-) и Уалкер.

Классический маршрут на Гран Жорасс – пуант Валкер (AD-, снег, скалы) идёт от приюта Boccalatte и проходим как ногами, так и, что предпочтительнее, весной на лыжах. При высоком снежном покрове приют Боккалатте полностью засыпает снегом: были прецеденты когда альпинисты не смогли его откопать.

На Гран Жорасс ведут также маршрут по С.-В. хребту (arête des Hirondelles) D+, а также многочисленные маршруты по северной стене сложностью от TD и выше, где не далее как в сезоне 2005-2006 гг. было совершено два первопрохождения.

Классический маршрут на Дан дё Жеан (AD+, 180 м. скал) ещё недавно специалисты по подтягиванию на канате могли пройти, не используя скальных зацепок: он был провешен верёвками снизу доверху. Пять лет назад нижняя секция (ок. 30 м.) обвалилась, и, к счастью, верёвку там не восстановили. Если не пользоваться верёвками для продвижения (а только для страховки), сложность составит D / IV. Спуск происходит дюльфером по южной стене. Здесь также можно подняться (6b или V+/A1)

3.3. Группа Эгюий Верт – Ле Друат.

Aiguille Verte / Эгиюй Верт 4122
Grande Rocheuse / Гранд Рошёз 4102
Aiguille du Jardin / Эгюий дё Жарден 4035
Les Droites / Ле Друат 4000

Это также единый хребет, но траверсом он не ходится.

Слева направо: Ле Друат и
группа Эгюий Верт (Эгиюй дё Жарден,
Гранд Рошёз и Эгюий Верт). Вид с северо-востока.
Классический маршрут на Эгюий Верт, а также предпочтительный вариант спуска при восхождении по другим маршрутам – это coloir Whymper / Уимпер (AD, 600-метровый снежный кулуар до 55 гр.), куда подходят от верхней станции железной дороги на Montenvers с ночёвкой в приюте Couvercle. В зависимости от количества снега идельные условия здесь могут быть как в марте, так и (как это было в 2006 г.) в июне. Кулуар ориентирован на Ю.-В., поэтому спускаться здесь в разгар дня не нужно. Для подхода под маршрут, как правило, нужны лыжи или снегоступы. Спуск оборудован дюльферными петлями с орографически правой левой стороны.

*не знаю какой чёрт меня попутал написать ПРАВОЙ.
теперь боюсь не усну спокойно... вдруг кто-нить в непогоде не туда зарулит... тем более, что там теперь, с левой стороны понаделали новых станций под 60м., не таких, как в Суперкулуаре, но тоже неплохо.

случилось интересное совпадение... когда я вам писал, это конечно было в планах, но как-то не конкретно, и вот в эту субботу 7 мая (2011 года) мы туда сходили, и спустились по Уимперу, и действительно с 60м. дульфер проходит как по маслу на относительно новых станциях...

От выхода из Кулуара Уимпер до Гранд Рошёз – 70 метров набора высоты (AD, скалы).

На Эгюий Верт со стороны Grands Montets и Charpoua ведёт целый ряд ледовых и скальных маршрутов. От простого к сложному, лед couloir Couturier (D), couloir en Y (D), couloir Cordier (D+), Goulotte Naïa (TD) скалы / микст: Arête du Moine (AD), возможный, хотя и не простой вариант спуска, когда Уимпер не в кондиции, Arête de Grands Montets (D), Arête Sans Nom (D+). Особо отметим Arête de Jardin (D-), который ходится от приюта Куверкль и проходит через вершину Эгюий дё Жарден.

Классический маршрут на Ле Друат (AD, снег, скалы) идёт от приюта Куверкль по южному гребню восточной (более высокой) вершины. Траверс Друат от восточной до западной вершины также имеет катерогию AD, но сложнее и протяжённее, чем классический маршрут. Спуск с западной вершины категории PD. По северной стене проходят маршруты катергоии TD и выше.

4. Альпы кантона Вале (или Пеннинские Альпы).

В отличие от компактно расположенного массива Мон-Блан, 4000-тысячники Швейцарского кантона Вале (часть которых находится на территории Италии или на границе двух стран) расположены на достаточно большой территории, и подъезды с ним осуществляются из разных долин, как со стороны Швейцарии, так и Италии.

4.1 Группа Гран Комбен.

Combin de Valsorey / Комбен дё Вальсоре 4184
Grand Combin – Combin de Grafeneire / Гран Комбен –Комбен дё Графнер 4314
Combin de la Tsessette / Комбен дё Цесетт 4141 m

Классическим маршрутом на Гран Комбен (AD, снег, лёд) в настоящее время считается С.-З. склон (couloir du Gardien). Подход к нему осуществляется либо от Bourg St.-Pierre в Val d’Entermont с ночёвкой в приюте Valsorey 3030, либо от Fionnay в Val de Bagne с ночёвкой в приюте Panossière (оба в Швейцарии над г. Martigny). Подъёмников нет. Раньше предпочитали восходить от Паноссьер через Corridor (PD, снег). Оба эти маршрута можно ходить как ногами, так и на лыжах. Они проходят под сераками, но кулуар дю Гардьян считается менее опасным.

Arête de Meitin (AD, разрушенные скалы) и южный склон (AD, снег, микст) ходятся от приюта Вальсоре или же от бивака 3664 и проходят через Комбен дё Вальсоре. От Гран Комбен до Комбен дё Цесетт ведёт преимущественно снежный гребень.

4.2. Dent d'Hérens 4179 m

Малый брат Маттерхорна, Дан д’Эренс – более простая гора, которая даже в сезон не привлекает толпы альпинистов. Путь к ней ведёт через долину Aosta, Италия – Bionnay – Place de Moulin (1963, паркинг). Далее дорога закрыта, но проходима для горного велосипеда ещё на протяжении 5 – 6 км. Подёмников нет. Ночевать можно в приюте Aosta 2781 или биваке Tête de Roèses 3216. Восхождение более интересно совершать на лыжах, чем пешком, при этом последние несколько сот метров набора высоты, будь то по южному гребню (PD) или по западному гребню (AD) проходят по скалам. Летом, без лыж, целесообразно совершить траверс.

4.3. Matterhorn / Маттерхорн 4478.

Итальянское название Monte Cervino / Монте Червино, французское – Cervin / Сервен. Пожалуй, наиболее посещаемая, фотографируемая и отображаемая в различных, преимущественно шоколадных формах из четырёхтысячных скальных вершин в мире. Анекдот: связка альпинистов лезет вверх, один другому говорит: - ты карты взял? - конечно, три колоды! – вот чёрт, опять по пачке Тоблерона восходить...

Маттерхорн. Май 2003 г.
Вид из Церматта.
Слева восточный склон, справа северный склон,
прямо – хребет Хёрнли.
Четыре гребня, четыре склона, маршруты от AD до ED. Классический швейцарский маршрут (AD-, скалы) от Zermatt (четыре часа езды на поезде от Женевы или Цюриха, проезд на собственном автомобиле запрещён, обязательная парковка в Täsch, далее поезд, такси или велосипед), подъёмник или гравийная дорога / тропа до Schwartzsee и далее по хребту Hörnli с ночёвкой в приюте Хёрнли на 3260 м (где не всегда бывают свободные места, но возле которого есть площадка под палаточный лагерь).

Типичный вариант восхождения с гидом: дойдя до бивака Solvey 4003, гид бросает взгляд на часы, на небо, оглядывает своего клиента (который, естественно, уже заплатил вперёд), бросает тираду на плохом английском по поводу низкой скорости, а на спуске, дескать, пойдём ище медленнее, можем не успеть до прихода непогоды, я отвечаю за безопасность на маршруте ... и уверенно поворачивает вниз.

Типичный вариант восхождения без гида: утро, темно, куда идти не понятно, следы везде, вот впереди фонарики, айда за ними. Вдруг фонарики гаснут (это были гиды, которые специально отошли в сторону, а затем, погасив налобники, партизанскими тропами вернулись на маршрут и ушли дальше). В итоге туристы вынужнены ждать рассвета, теряют время и не восходят на гору.

Скалы на маршруте не превышают III, на сложных местах провешены верёвки, однако гребень Хёрнли – это 1200 м. набора высоты, верхняя часть почти всегда микст, многочисленные связки, снующие вверх и вниз, и гиды, которые кричат «посторонись». Нужно иметь солидный опыт одновременного быстрого передвижения в связке и железные нервы. При этом восхождение не в сезон по заснеженным безлюдным скалам на порядок сложнее.

Классический итальянский маршрут (AD, скалы, перильные верёвки) ведёт из Breuil (Cervinia) 2006, что над val d’Aosta, по гравийной дороге до приюта Duca degli Abruzzi 2801, с возможной промежуточной ночёвкой в биваке J.A.Carrel 3829. Он чуть сложнее, чем Хёрнли, и менее посещаем. Часто ходится траверс из Швейцарии в Италию или наоборот, с возвратом к месту старта на подъёмниках.

Упомянем также С.-З. гребень Zmuttgrat (D, скалы, лёд) и Ю.-В. гребень Furggengrat (D+/TD).

4.4. Корона Zinal

Пять вершин на территории Швейцарии, путь к которым ведёт из разных долин. Подъёмников нет. Прямо от парковки к приютам ведут крутые тропы, где горный велосипед не поможет.

Dent Blanche / Дан Бланш 4357

Заброска до Ferpècle 1884 (над г. Sion) с ночёвкой в приюте Dent Blanche 3507. Далее по южному гребню (AD+, скалы, снег). Вариант – западный гребень (atête de Ferpècle, D+), с ночёвкой в биваке рядом col de la Dent Blanche 3531.

Bishorn / Бисхорн 4153

Слева Вайсхорн, слева Бисхорн. Вид с востока.
Северный отрог Вайсхорна. Маршрут идёт от Zinal 1675 (над г. Sierre) с ночёвкой в приюте Tracuit 3256. F, снег.

Weisshorn / Вайсхорн 4506

От Randa 1408 до приюта Weisshorn 2932 и далее по восточному гребню (AD, микст). Либо в продолжение маршрута на Бисхорн, по северному гребню (AD+, микст)

Ober Gabelhorn / Обергабельхорн 4063 (AD, микст)
Zinalrothorn / Цинальротхорн 4221 (AD-, скалы, снег)

Классические маршруты на обе вершины начинаются от приюта Rothornhütte 3198, куда ведёт тропа от Zermatt 1616. Существуют многочисленные варианты категорий AD и D по другим гребням.

4.5. Массив Монте-Роза

Nordend / Норденд 4609
Dufourspitze / Дюфуршпице 4635
Zumsteinspitze / Цумштайншпице 4563 m
Signalkuppe - Punta Gnifetti / Сигналкуппе – Пунта Нифетти 4554 m
Parrotspitze / Парротшпице 4432
Ludwigshöhe / Людвигсхёхе 4341
Corno Nero / Корно Неро 4322
Balmenhorn / Бальменхорн 4167 (эта вершина отсутствует в списке УИАА)
Piramide Vincent / Пирамид Винсент 4215
Breithorn Est / Брайтхорн В. 4139
Breithorn central / Брайтхорн центр. 4159
Breithorn West / Брайтхон З. 4164

В компактно расположенном массиве Монте-Роза (втором по высоте после Мон-Блана) существует возможность за неделю совершить траверс всех его 19 четырёхтысячных вершин. Для полного траверса рекомендован путь от Норденда до Брайтхорна, поскольку траверсировать Брайтхорн проще с востока на запад, чем наоборот. В этом случае нужно начинать с самых высоких вершин, что, возможно, потребует дополнительного дня на акклиматизацию.

Наиболее сложные участки, а именно Дюфуршпице – Цумштайншпице и Роча Нера – Брайтхорн, нормально проходимы только посуху, в конце лета – начале осени. В то же время Нордерд и Дюфуршпице, а также участок от Цумштайншпице до Пунта Джордани идеальны для восхождений на лыжах.

Классичесий маршрут на Норденд и Дюфуршпице начинается от приюта Monterosahütte 2795, куда можно добратся от станции Rotenboden железной дороги Церматт – Gornergrat. Для тех, кто не желает тратить деньги на платные парковки и поезда, или же хочет сделать красиво, рекомендую от Täsch подъехать на велосипеде (не обязательно горном) до 1800, и далее по тропе. Хорошие места для установки палатки на 3200 (на снегу возле валунов).

Ледник до Slbersattel 4515, оттуда на север – Норденд (PD, узкий гребень с карнизами, микст), на юг –Дюфуршпице (AD, кулуар с навешенными перилами, микст). Более простой путь на Дюфуршпице (PD, скалы) идёт по западному гребню. Далее либо спуск по пути подъёма, либо траверс до Цумштайншпице (AD, микст, несколько часов), откуда снежный гребень ведёт на colle Gnifetti 4452 и на Сигналкуппе – Пунта Нифетти, где находится самое высокое здание в Европе: приют Маргеритта (это также самое высокое место в мире, где я пил пиво).

Варианты восхождения на Дюфуршпице: южный гребень (Cresta Rey, AD, скалы), восточный склон / кулуар Маринелли (canalone Marinelli, D, 2400 м. набора высоты, самый длинный снежно-ледовый маршрут в Альпах).

Дальнейший траверс через Парротшпице, Людвигсхёхе, Корно Неро, Бальменхорн, Пирамид Винсент и Пунта Джордани (F, снег, в сухой сезон возможен лёд) проходится за один день до приюта Gnifetti 3647.

Для любителей несложных лыжных восхождений или прогулок по снегу на высоте 4000 это самый подходящий район в Альпах. Забросится в него можно из долины Аосты (Италия) через Tschaval 1825 и далее на своих двоих, или же через Alagna Valsesia 1191 и далее на подъёмнике до Punta Indren 3260. Ночевать можно в приютах Citta da Mantova 3470 или Нифетти, или в биваке Felice Giordano, находящемся на вершине Бальменхорна.

Лискам. Вид в Дюфуршпице (с северо-востока).
Дальнейший траверс массива идёт через Восточную и Западную вершины Лискама (AD, снег, узкий гребень). Для ночлега тем кто идёт без палатки придётся спуститься в приют Quintino Sella 3585. Варианты: С.-В. склон Восточной вершины и С.-З. склон Западной вешины (оба D, лёд, ходятся от приюта Монтероза), южный гребень Восточной вершины (AD, микст, ходится от приюта Нифетти через Colle della Fronte 4239). В приют Кинтино Селла пожно подняться от Чаваль.
Траверс Кастор – Поллюкс (PD, снег, лёд) и Роча Нера – Брайтхорн (AD, микст) проходятся за один длинный день, или же с промежуточной ночёвкой и биваке Rossi e Volante 3750 или в приюте Guide de Ayas 3425. Спуск в Церматт на подъёмнике или по лыжным трассам.

В приют Гиде ди Айяс и в бивак Росси и Воланте можно попасть от St.-Jacques 1720, гравийная дорога до 2387, далее тропа.

Для любителей взойти на четырёхтысячник не напрягаясь, рекомендую Западную (основную) вершину Брайтхорна: 350 м. набора высоты по снегу от верхней станции подъёмника Klein Matterhorn 3883 (F).

4.6. Хребет Надельграт

Dirruhorn / Диррухорн 4035
Hohbärghorn / Хохбергхорн 4219
Stecknadelhorn / Штекнадельхорн 4241
Nadelhorn / Надельхор 4327
Lenzspitze / Ленцшпице 4294
Dom (des Mischabel) / Дом (де Мишабель) 4545
Täschhorn / Тешхорн 4491

Полный траверс этого многокилометрового хребета, находящегося между долинами Matter Vispa (Церматт) и Saaser Vispa (Saas Fee) – серьёзное мероприятие. Предпочтительнее восхождения по частям. Подъёмников здесь нет.

Северная часть от Диррухорна (второе название Dürrenhorn / Дюрренхорн) до Надельхорна доступна от Grächen – Gasenried 1693 в долине Церматт с ночёвкой в приюте Bordierhütte 2886. Летний вариант подъёма идёт через Galenjoch 3303 (здесь возможны варианты) и далее по хребту до Надельхорна (AD). Весной заманчиво пройти маршрут на лыжах при хорошем снежном покрове лучше подняться до Dirrujoch 3916, оттуда сделать радиальное восхождение на Dirruhorn и затем с лыжами на рюкзаке пройти травер Хохбергхорн – Штекнадельхорн – Надельхорн (PD) и спуститься по северному склону Ulrichshorn 3925.

Летом маршрут также ходится от Заас Фе 1803 с ночёвкой в приюте Mischabel 3335, однако в сухой сезон подъём на Дирруйох не прост. Прямое восхождение на Надельхорн по С.-В. хребту – PD, преимущественно снег.

От приюта Мишабель также ведёт маршрут на Ленцшпице по С.-В гребню (AD, скалы, снег) со спуском через Надельхорн (траверс до Надельхорн AD, далее на спуск PD), или же по северному склону (D, лёд, 500 м. набора высоты, 55 градусов).

Дом (дё Мишабель).
Вид с Надельхорна (с севера).
Справа Фестиграт, прямо – классический маршрут.
Дом, самая высокая гора, полностью расположенная на территории Швейцарии, восходится от Randa 1408, что в долине Церматта, с ночёвкой в приюте Dom 2940. Хорогие места для палаток на выполаживании ледника на 3400. Классический маршрут идёт от Festijoch 3727 с небольшим спуском по северному склону (PD, трещиноватый ледник, траверс под сераками). Это популярный лыжный маршрут, но дойти до приюта без проблем можно лишь когда растает снег до высоты примерно 2500 м. (тропа по скалам, оборудованная лестницами и тросами). Когда поволяют условия, рекомендую от Фестийох взойти прямо по С.-З. хребту Festigrat.

От приюта Дом можно также взойти на Диррухорн, Ленцшпице и Тешхорн (от PD до AD).

Классический маршрут на Тешхорн идёт от Täschalp / Ottavan 2214 с ночёвкой в приюте Täsch 2701 и / или биваке Mischabeljoch 3847 (AD, длинный траверс по разрушенным скалам). Траверс Тешхорн – Дом: AD+, узкий микстовый гребень.

Тешхорн, Дом и Ленцшпице.
Вид с востока. Ноябрь 2005 г. Фото Д. Юрьева.
На этом траверсе на спуске с Тешхорна во время прохождения «82 четырёхтысячников за 82 дня» в апреле 2004 г. погиб Patrick Bérhault / Патрик Берро. Сначало сообщили, что под ним обрушился карниз. Однако его компаньон Philippe Magnin / Филипп Маньен в фильме об экпедиции сказал, что Патрик шёл впереди, и вдруг без видимой причины пропал. Что произошло, не понятно: оступился, обломил зацепку... Значит это был не карниз. Патрик проходил 8b. Они шли не связанными.

4.7. Группа Стральхорн - Альпхубель

Alphubel / Альпхубель 4206
Allalinhorn / Аллалинхорн 4027
Rimpfischhorn / Римпфишхорн 4199
Strahlhorn / Стральхорн 4190

Горы этой группы, которая продолжает на юг хребет Надельграт, предпочтительно покорять весной на лыжах.

Классический маршрут на Альпхубель ведёт со стороны Заас Фе от станции подъёмника Längflue 2870, где можно ночевать в горном отеле, или от станции подъёмника Mittelalalin 3457, где приюта нет (PD, снег). Я бы рекомендовал восходить со стороны Теш, как только откроют дорогу на Тешальп (обычно в середине апреля). Ночевать можно в приюте Täschhütte 2701, либо же установив лагерь на траве чуть выше парковки (примерно 2300). От Alphubeljoch 3773 подниматься либо по восточному склону (PD, снег), либо по Ю.-В. гребню (AD, снег, при хороших условиях не намного сложнее, чем восточный склон).

Аллалинхорн. Подъёмники Заас Фе.
Восхождение на Аллалинхорн совершают от Заас Фе либо за день от Миттелалалин, либо с ночёвкой в приюте Britaniahütte 3030 (PD, снег). Раньше приют закрывали весной в период закрытия подъёмников в Заас Фе, в том числе ведущего к нему подъёмника Felskin 2989, что позволяло подняться пешком и совершать восхождения в относительно безлюдных горах. В последние два года оставляют один подъём утром и приют не закрывают.

На Стральхорн восходят от приюта Британия (PD, снег).

На Римпфишхорн можно взойти от приютов Теш, Британия или Flue 2607, что над Церматтом (PD+, снег и скальный гребень). Мы же взошли на него в мае 2006 г. от Тешальп, заночевав на траве рядом с ручьём и надев лыжи на 50 м. выше. С таким комфортом я нигде больше не ходил на лыжах.

4.8 Группа Вайсмис - Лаггинхорн

Weissmies / Вайсмис 4023 Lagginhorn / Лаггинхорн 4010

Небольшой набор высоты и несложные маршруты позволяют взойти на обе эти горы неспеша за 2 – 3 дня. Прекрасный выбор для акклиматизации перед более высокими восхождениями в соседних долинах.

Летом в хорошую погоду здесь очень много народу. Мы были на Лаггинхорне в конце сентября 2002 г. с ночёвкой в палатке, и кроме нас на горе было 2 человека, взошедшие за день от подъёмника. На Вейсмисс тянулась бесконечная цепочка восходителей. На Вайсмис я был на лыжах траверсом с юга на север в середине мая 2003 г. в период весеннего закрытия подъёмников и приютов, с ночёвкой в Almagellerhütte 2894. За два дня от асфальта до асфальта я не встретил никого.

Лаггинхорн. Конец сентября 2002 г. Вид с запада.
Маршруты на Лаггинхорн ведут от Saas Grund 1559, что рядом с Заас Фе, на подъёмнике до Kreuzboden 2397 или до Hohsaas 3101 с ночёвкой в приюте Weismieshütte 2726 или в приюте Хохзаас. До 2098 можно подъехать на горном велосипеде. Ниже и выше приюта Вайсмисхютте есть места для установки палатки не траве. Варианты: западный гребень PD, южный гребень AD-, северный гребень AD, везде скалы.

Классический лыжный / пешеходный маршрут на Вайсмис идёт от Хохзаас (PD, снег). Гораздо интереснее траверс с юга на север (PD, скалы на подъёме).

5. Массив Бернские Альпы.

Aletschhorn / Алечхорн 4195
Finsteraarhorn / Финстераархорн 4274
Schreckhorn / Шрекхорн 4078
Lauteraarhorn / Лаутераархорн 4042
Название условное, поскольку большая часть массива находится в кантоне Вале.

Алечглетчер. Фото С. Лося.
Первое наше проникновение в Бернские Альпы состоялось в августе 2002 г. в рамках подготовки к восхождению на Мон-Блан. Под защитой дипломатического иммунитета мы проехали по запрещённой дороге мимо знаков «штраф за проезд 50 фр.», «штраф 250 фр.», но преодолеть барьер в 500 фр. не решились: далее пешком. Подъём, пересечение ледника Aletschgletcher, установка лагеря на 3000 м. К сожалению (или к счастью) на вершину не взошли, помешала гроза.

В марте 2005 г. мы поднялись на лыжах с палаткой вдоль ледника Алечглетчер до Konkordiaplatz 2700. Когда после целого дня усилий мы на закате наконец достигли места установки лагеря, я понял, что даже если мы никуда не взойдём, это путешествие войдёт в анналы. Из-за плохой погоды мы смогли побывать только на Гросс Фишерхорн.

В апреле 2006 г. мы заехали на поезде на Junfraujoch и разбили лагерь неподалёку. Две ночёвки в палатке на 3500, потом две в приютах, и снова две в палатке. Пара дней пурги. Удалось взойти на Мёнх, Финстераархорн, Гросс Грюнхорн и Хинтер Фишерхорн.

Юнгфрау (вторая справа). Вид с востока.
Из-за больших переходов по преимущественно пологим ледникам я бы советовал в эту часть Бернских Альп ходить на лыжах, и во всяком случае иметь несколько дней, чтобы запланировать более чем одну вершину. Забрасываться и выходить из района можно через Grindelwald на поезде до Юнгфрауйох (145 фр. туда-обратно, рекорд дороговизны в Альпах). Если есть дополнительный день, существует три варианта заброски из верховьев долины Роны:
1. от Fafleralp 1787 через пер. Lötschenlücke 3173 и далее по леднику Grosser Aletschfirn.
2. От Fiesch 1049 на подъёмнике до Fiescheralp 2212 и далее через Mërjelesee и Алечглетчер (наш путь подъёма в 2005 г.)
3. От Фиш по Fieschergletcher (только при хорошем снежном покрове).

Финстераархорн (и наши следы). Вид с запада.
Все вершины района, кроме Шрекхорна и Лаутераархорна имеют категорию сложности PD/PD+ и представляют собой снежные склоны с финишом по скальному гребню. На Юнгфрау и Мёнх восходят радиально от приюта Monchjochhütte 3887. Отсюда же можно взойти на Гросс и Хинтер Фишерхорн и спуститься на Ю.-В. для ночёвки в Finsteraarhornhütten 3048, откуда на следующий день восходится на Финстераархорн.

Мёнх. Вид с юга.
От приюта Konkordiahütten 2850 восходят на Гроссе Грюнхорн, летний маршрут ведёт через Grünegghorn 3860 (AD-), зимний – напрямую по Ю.-З. склону.

Алечхорн расположен более автономно. Для восхожения по самому простому С.-В. гребню воспользовться одним из многочисленных подъёмников и по тропе выйти к Алечглетчеру, пересечь его и подняться для ночёвки в бивак Mittelaletsch 3013. Далее снежный склон и гребень с участками скал. В июле – августе, на горном велосипеде через туннель можно подняться до Марьелезе 2300. При восхождении по Ю.-З. гребню (AD-) ночуют в Oberaletschhütten 2640.

Слева Шрекхорн, справа Лаутераархорн.
Вид с Хинтер Фишерхорна (с юго-запада).
Шрекхорн и Лаутераархорн – преимущественно скальные горы, расположенные особняком. Классический маршрут на Шрекхорн (AD+, скалы) идёт от горнолыжного курорта Grindelwald 986 с ночёвкой в приюте Schreckhorn 2520. На 3150 есть места для установки палатки на снегу. Отсюда также можно взойти на Лаутераархорн (AD+, скалы). Технически более простой, но долгий маршрут на Лаутераархорн (AD, снежный кулуар, скалы) ведёт от Grimselhospiz 1980, что возле возле Grimselpass с ночёвкой в Aarbiwak 2731. Траверс от Шрекхорна до Лаутераархорна имеет категорию D / IV.

6. Piz Bernina / пиц Бернина 4049 m
Самый восточный четырёхтысячник, пиц Бернина расположен на границе Италии (заброска от Милана) и Швейцарского кантона Граубюнден, где говорят на рето-романском языке (заброска через Санкт-Моритц).
Классический маршрут на него по южному гребню (PD, снег, скалы с перильными верёвками) ведёт от приюта Diavolezza 2973, куда можно подняться на подъёмнике или по тропе от дороги на Passo del Bernina 2329, с ночёвкой в приюте Marco e Rosa 3597. Этот маршрут также ходится на лыжах. Если имеется три дня, то заманчиво, заночевав в Дьяволецце, во второй день пройти траверс Piz Palü 3901.

В приют Марко е Роза также можно попасть без использования подъёмников из Швейцарии (с севера) от Morteratsch 1896 через приют Boval 2495 и из Италии (с юга) от плотины Campo Moro 1940, что над деревней Franscia, через приют Marinelli 2813.

Не менее классический, но более сложный маршрут по северному гребню (Biancograt, или, на рето-романском Crast’Alva, AD, крутой снежный гребень) ведёт от приюта Tschierva 2583, со спуском по южному гребню. В тот недолгий период, когда маршрут в хорошей кондиции, т.е. отсутствует лёд, на нём может быть много народу.