Автор: Андрей Абрамов, г. Донецк

По льдам и снегам высокогорного Кавказа

Читайте на Mountain.RU статьи Андрея Абрамова:
Кавказ 2005: вокруг Эльбруса или Черкессия-Кабарда
И вот мы снова здесь… «Привет, Кавказ! Мы вернулись…»,- с такими словами группа донецких горных туристов-альпинистов молодежной организации «АСГАРД» 30 июля 2006 года въехала в горную страну Карачаево-Черкессию. Черкесск, столица республики, встретила нас так же, как и в прошлом году, практически ничего не изменилось. На ж/д. вокзале Черкесска мы были рано утром, где-то в 8 часов, погода была отличной. Встретили наших старых знакомых таксистов, с которыми быстро договорились о транспорте, на котором поедем в Хурзук.

Состав группы:
Поступаев Андрей – руководитель, ответственный за ледовое снаряжение
Абрамов Сергей – зам. руководителя, замыкающий
Косилов Сергей – картограф-травник, разведчик
Абрамов Андрей – связист, информационное обеспечение, ответственный за веревочное снаряжение
Поступаева Оля – врач-методист, фотограф
Давиденко Андрей – фотограф-экспедитор, ответственный за веревочное снаряжение, связист
Мась Сергей – фотограф-компьютерщик
Шпак Дмитрий – завхоз, разведчик
Афонов Игорь – зам. завхоза
Миронова Оксана – медсестра

Предполагался горный поход 2-й категории, он являлся подготовительным этапом к покорению самой высокой точки Европы – горы Эльбрус (Восточной вершины – 5621).

31 июля, пройдя все ступени регистрации, начиная от МЧС и заканчивая «погранцами», наша группа вышла на маршрут. (Таксисты на вокзале знают адреса МЧС и «погранцов» и время их работы. Регистрация пограничного пропуска может занять немало времени, поэтому рекомендую группам, которые проходят регистрацию в Черкесске, сразу направить своего человека с паспортами, маршрутной книжкой и другими документами в погранчасть для получения пропуска, а затем уже съездить в МЧС. Также не забывайте, что воскресенье – выходной день, «погранцы» в этот день погранпропуска не выдают!).

Начало, как всегда, – самый сложный этап. Тяжесть рюкзака, небольшая, но все же высота, непривычка «делали свое дело». Но немалый опыт участников облегчил акклиматизацию. Мы уже не совершали прошлогодних ошибок и старались больше работать головой, чем ногами. Первые дни дались нелегко, хотя и без серьезных напрягов.

Первым серьезным препятствием на нашем пути был перевал Восточный Куршоу (1Б, 3250, скалисто-осыпной) – наш прошлогодний должок. Главной сложностью было то, что этот перевал был первым. Также не стоило забывать о технической сложности прохождения скалистой и осыпной частей перевала. Поднимались мы на него со стороны долины реки Уллукам, по правому ее притоку – реке Акбаши. Главная сложность в начале подъема – найти старую заросшую тропу, на которую мы вышли, поднимаясь по хребту левого берега Акбаши до начала леса. Затем тропа уходит в небольшой лес, траверсирует левый берег и выходит к хорошим полянам, от которых можно штурмовать Вост. Куршоу. Поляны заросли зеленой травкой и достаточно ровные, при желании там можно разместить 4 палатки, от полян отходит тропинка к реке. 1 августа мы были на этих полянах. А уже 2 августа, в 12:30, мы вышли на седловину перевала. Погода стояла хорошая: было тепло и облачно.
В горах существует такое правило: спуск с перевала занимает вдвое меньше времени, чем подъем. Однако не в этот день и не для этого перевала. Спуск был достаточно долгим и затяжным. Сначала по крутому снежнику (крутизна снежника местами доходила до 55°), а затем по крутым живым осыпям. Со склонов перевального хребта и прилегающих к нему вершин постоянно шли камнепады. Один из камнепадов чуть не застал меня врасплох, я еле увернулся от нескольких больших камней, которые со свистом пронеслись в сантиметрах от меня. На этом спуске надо было продумывать каждый шаг и быть очень осторожным и осмотрительным. Этот перевал стал хорошим опытом для всех нас. Вост. Куршоу – перевал непростой, не сильно ходовой, но очень красивый и запомнится нам надолго!

Следующий этап похода – перевал Кольцевой (1А, 3100, травянисто-осыпной). Перевал обходится по долинам, поэтому и называется Кольцевой, но мы решили пройти через него, чтобы полюбоваться ледниками, сползающими со склонов Эльбруса, а также поглядеть на особенности самого перевала. 3 августа встали рано, в 5 утра, было еще темно.
Пока дежурные готовили завтрак, собрали лагерь. И со «вторыми» лучами солнца направились в сторону перевала. Подошли к леднику Кюкюртлю – истокам великой Кубани и увидели, как откалываются огромные глыбы льда, превращаясь в воду. Преодолев реку вброд, стали подниматься, набирать высоту. Подъем был достаточно сложным: большая крутизна, а самое неприятное – постоянно осыпающиеся «живые» склоны. Ноги то и дело ехали вниз. Изнурительный, затяжной подъем был оправдан, когда с перевального седла мы увидели красивейшее голубое озеро.
Около озера были организованы перекус и отдых, после чего мы стремительно направились вниз, к кошу нашего старого знакомого – пастуха Казбека. Казбек славен среди туристов своим гостеприимством, у него также можно докупить продуктов – сыра, молока и хлеба. К вечеру мы поставили лагерь в долине реки Битюктюбе, на зеленых полянах, недалеко от коша Казбека.

4 августа – дневка. Все отдыхали, зашивали рюкзаки, залечивали раны и тренировались вязать различные узлы, связки, т.к. впереди было самое интересное – ледовая часть маршрута. В этот день мы также встретили наших донецких знакомых – группу Бревенникова Андрея, которая совершала поход 3-й категории сложности, их маршрут пересекался с нашим. (Это была не последняя встреча с дончанами).

5 августа мы, без особых проблем, преодолели перевал Палнбаши (1А, 3689, травянисто-осыпной) и вышли к леднику Уллучиран. Ледник открытый, чистый лед, в верхней части сильно изрезан трещинами и достаточно крутой, а в нижней части крутизна небольшая, трещины легко обходятся. Надели кошки, связались в связки и стали пересекать ледник. Нам надо было пересечь его и выйти к так называемым «каменным грибам». Каменные грибы – причудливые каменистые глыбы огромных размеров, напоминающие грибы. Но до «грибов» мы не дошли, очень много сил и времени забрал ледовый переход. Особенно сложно проходить лед, засыпанный грязью и камнями, можно сильно «навернуться», и тогда последствия могут быть очень плачевными. Дошли до неплохих полян и в 19 часов поставили лагерь. Ночевка была отличной, наш лагерь стоял на фоне ночного Эльбруса, от которого веяло холодом, но звезды и луна, а также теплые спальники не давали нам замерзнуть. На следующий день мы дошли до «грибов» и сделали полудневку. Именно в этот день, 6 августа, от спасателей до нас стали доходить вести о погибших на Эльбрусе киевлянах.

7 августа мы столкнулись с серьезными топографическими проблемами. По карте все понятно, а вот на местности порой очень трудно выбрать верный путь. Все же, не спеша, мы нашли правильный путь и, преодолев бесчисленное множество морен, вышли к пику Калицкого. Этот переход в большей степени был сложным в психологическом плане, т.к. стоял вопрос: дойдем ли мы до долины Джикаугенкез или нет. И мы до нее дошли. Поставили лагерь на пологом моренном плато. Ночевка была достаточно холодная и ветреная.

8 августа. И опять лед… Так уж сложилось в природе: на высоте свыше 3,5 тысяч метров, господствуют лед и снег. Вышли на ледник Джикаугенкез в 10 утра и двинулись в сторону перевала Ирикчат (1Б*, 3643, ледово-осыпной).

Подойдя под перевал, мы увидели большое количество открытых трещин. Связались в связки и стали подниматься на седловину.
Одна из трещин доставила нам немало хлопот, около получаса мы искали проход над ней. И, преодолев ледник, вышли на каменистую седловину последнего перевала нашего похода. Чуть выше по хребту, на Ачкерьякольском лавовом потоке, расположилась наша ночевка.
На следующий день был запланирован переход по ледовым полям Эльбруса до Приюта 11. Но погода внесла свои коррективы в наши планы. Дул сильный шквалистый ветер, мы еле стояли на ногах, небо было полностью закрыто тучами. И мы приняли решение - переждать непогоду. Мимо нас прошла группа белорусов, которые стояли немного выше нас, на Приюте 4-х. Они рассказали нам, что ночью у них порвало палатку и они спускаются вниз. Также в этот день, 9-го августа, мы встретили наших старых знакомых – дончан.
Это была очень приятная встреча, мы около получаса беседовали с ними и делились своими мнениями по поводу дальнейших планов. У них в этот день был запланирован подъем на Эльбрус, но опять- таки погода…

10-11 августа. Дней оставалось все меньше. Погода не улучшалась. У нас было два варианта дальнейшего продолжения похода: первый – по ледовым полям Эльбруса выйти к Приюту 11, второй – спуститься вниз, в поселок Эльбрус, доехать до Азау и на канатке подняться до Приюта 11. В связи с возможной потерей дней на ледовых полях из-за плохой погоды мы выбрали второй вариант. И, как я считаю, не прогадали. А уже 11 августа совершили акклиматизационный выход на скалы Пастухова (4700).

12 августа наша группа совершила восхождение на Восточную вершину Эльбруса (5621)!

К сожалению, не все члены нашей группы взошли на вершину. Два человека, в том числе и я, автор этой статьи, до вершины не дошли около 150 метров. Начала проявляться «горняшка», не хватило опыта, были допущены определенные ошибки на последних 200-х метрах, да и просто не хватило обыкновенной удачи и везенья. Но главное – сделать правильные выводы, и тогда в следующий раз обязательно повезет! И необходимо всегда помнить, что Эльбрус пренебрежения и ошибок не прощает, что не раз доказывал.
На этом наш поход был завершен, а впереди оставалась недолгая дорога домой. 14 августа, в 13 часов, мы сидели в кафе в поселке Азау и праздновали завершение похода. А уже через час местный водитель Эльдар на своей «Газельке» повез нас в сторону Минеральных Вод.

В который раз мы возвращаемся с Кавказа с надеждой – еще не раз, еще не один раз туда вернуться …