Автор:Лукьянов Олег, г. Москва, турклуб "Гадкий Утенок"

Отчет
о горном походе 5 к.с. по Центральному Тянь-Шаню (Киргизский хребет), август-сентябрь 2004г.

Техническое описание (продолжение, начало здесь).

14-ый ходовой день
Дата: 28.08

Нитка маршрута: ледник Аксай — р. Ала–Арча — р. Адыгене

Общая протяженность пути: 16 км
Ходовое время: 5 часов
Перепад высот: - 2290 м ( - 1790 , + 500)

Долина реки Ак-Сай (спуск в Ала-Арчу)
Выходим в 9.30. Спуск до гостиницы “Ала-Арча” от хижины “Наука” не представляет сложности и занимает 3 часа. Первые 35 минут спускаемся по осыпи вдоль правого борта ледника, остальное время — по хорошей тропе мимо стоянок Рацека.

Здесь, в поселке, мы забираем нашу заброску и обедаем.

Дальнейший наш путь лежит в долину р. Адыгене. Эта долина находится практически напротив гостиницы на противоположенном (левом) берегу р. Ала-Арча. Мост через Ала-Арчу находится в 500 м от гостиницы, ниже по течению реки.

От моста поднимаемся вверх по долине, по правому берегу р. Адыгене. Сначала идем по тропе у самой воды. Однако, упершись через 25 минут в красивый, но весьма труднопроходимый скальный каньон, мы понимаем, что выбрали не основную тропу. Хорошая конная тропа идет выше по склону, обходя прижимы, расположенные в нижнем течении реки. Для того чтобы на нее попасть преодолеваем крутой (до 40°) неприятный подъем по узкой плохо читающейся тропке. Подъем занимает еще 25 минут.

Продолжаем подъем по хорошей тропе. Вскоре тропа выходит из зоны леса и чуть выше первого притока реки переходит на ее левый берег. Примерно через километр после первого притока в реку впадает второй. Перепрыгав его по камням, ставим лагерь на ровных травянистых площадках на берегу реки. Время 19.00.

Подъем от моста через р. Ала-Арча до места стоянки занял 2 часа. Перепад высот — около 500 м.

15-ый ходовой день
Дата: 29.08

Нитка маршрута: р. Адыгене — пер. Джеламыш (1Б) — под пер. Ледовый

Общая протяженность пути: 10 км
Ходовое время: 5 часов 50 минут
Перепад высот: 1730 м (+ 1530 , - 200)

Выход 7.00. Продолжаем подъем вверх по долине. За 1 час 40 минут по хорошей конной тропе подходим под моренный вал. Еще за 1 час 30 минут по правому по ходу моренному карману подходим под ледник. У языка ледника расположено небольшое озеро. Несколько выше озера на морене правого борта ледника расположен хорошо заметный издалека метеорологический столб (для сбора осадков). По имеющейся у нас информации рядом с ним находятся оборудованные места для стоянок.

Ледник открытый и пологий. Продолжаем подъем по леднику в направлении нашего перевала. Подходим под перевальный взлет за 1 час.

Подъем на перевальный взлет по мелкой и средней осыпи (30°) не сложен и занимает 40 минут. Поднимаемся в плотной группой, в касках.

На широкую заснеженную седловину перевала Джеламыш выходим в 16.00. На седловине есть место под пару палаток. Отсюда хорошо виден перевал Ледовый и путь подъема на него.

В принципе с перевала Джеламыш на перевал Ледовый можно попасть, не теряя высоты, траверсом. Траверс хребта между двумя этими перевалами не представляет особой сложности. В связках, по некрутому снежно-ледовому склону он может быть пройден менее чем за час. Сложность траверса по нашим оценкам не превышает 1Б*.

Мы, однако, не ищем легких путей. Мы решаем спустится с перевала Джеламыш, а затем подняться на Ледовый по определяющей стороне.

Спуск с Джеламыша — мелкая осыпь крутизной около 30° присыпанная тонким слоем снега. Спускаемся с перевала за 25 минут и еще за 35 минут сбегаем по небольшому открытому ледничку к морене у его правого борта.

Здесь мы оборудуем места для палаток и ставим лагерь (17.20).

16-ый ходовой день

Пер. Джеламышь (1Б)

Вид с седловины пер. Джеламышь (1Б) в сторону
спуска с указанием места ночевки

Вид с седловины пер. Джеламышь (1Б)
вдоль хребта

Вид с седловины пер. Джеламышь
(1Б) в сторону пер. Ледовый (2Б)

Панорама цирка пер. Джеламыш (1Б) и Ледовый (2Б) с места ночевки

Дата: 30.08

Нитка маршрута: пер. Ледовый (2Б)

Общая протяженность пути: 5 км
Ходовое время: 5 часов 50 минут
Перепад высот: 1200 м (+ 300 , - 900 )

Утром погода довольно мерзкая: туман, осадки. Видимость становится приемлемой только к 10.00. В это время мы и выходим.

Путь подъема на пер. Ледовый (2Б)
За полчаса по открытому леднику подходим под перевальный взлет, который представляет собой крутой (30°–55°) снежно ледовый склон. Снега не очень много. Камне- и лавиноопасность отсутствуют, поэтому перевал можно проходить практически в любое время.

От подножия перевального взлета до седловины вешаем 7 веревок по 50 м:
веревки 1–3, крутизна около 50°, крепим на ледобурах

веревки 4–5, крутизна 30°–40°, крепим на ледорубах

веревки 6–7, крутизна около 50°, крепим на ледобурах.

Вид с седловины пер. Ледовый (2Б)
Подъем на перевальный взлет занимает 3 часа 30 минут. В 14.00 мы на широкой снежной седловине.

Спуск с перевала представляет собой не очень крутой (до 35°) склон. Мелкая и средняя осыпь. Перепад высот около 250 м. Спускаемся плотной группой в касках. Время спуска – 40 мин.

Под перевальным взлетом есть относительно ровная каменистая площадка (вода, места под палатки). Сразу за этой площадкой начинается следующая ступ6ень спуска: крутизна до 30°, мелкая и средняя осыпь. Преодолеваем этот спуск за 40 минут. После чего еще за 30 минут по пологой зеленой площадке вдоль ручья спускаемся к озеру, расположенному непосредственно над крутыми травянистыми сбросами в долину р. Сукулук.

17-ый ходовой день
Дата: 31.08

Нитка маршрута: р. Чон-Тер — под пер. Нигрея

Общая протяженность пути: 7 км
Ходовое время: 2 часа 50 минут
Перепад высот: 1120 м (+ 360 , - 760)

От места стоянки плавно сбрасываем высоту, траверсируя травянистый склон в направлении верховьев реки Чон-Тер. Спускаемся к реке за 50 минут. Продолжаем подъем по правому берегу реки. Сначала по тропе, а затем по морене за 1 час 5 минут поднимаемся под ледник.

Подъем на ледник целесообразно осуществлять либо по морене левого борта, либо прямо по языку ледника в его в центральной части. Мы выбираем второй вариант.

В нижней части язык ледника достаточно крут (20°–30°). Удобней подниматься в кошках. За 20 минут поднимаемся на пологую часть ледника.

Панорама цирка пер. Нигрея (2Б) с указанием места ночевки

Путь подъема на пер. Нигрея (2Б)

Продолжаем подъем по леднику в направлении виимой отсюда седловины перевала Нигрея. Ледник открытый, трещины хорошо просматриваются. Чтобы их обойти, поднимаемся вдоль левого борта ледника. Еще через 25 минут приходим к выводу, что, так как на перевал мы сегодня уже не полезем, продолжать сегодня подъем не стоит. Поэтому в 13.00 мы ставим лагерь на наиболее плоском участке открытого ледника.

18-ый ходовой день
Дата: 01.09

Нитка маршрута: пер. Нигрея (2Б)

Общая протяженность пути: 4 км
Ходовое время: 7 часов 50 минут
Перепад высот: 650 м (+ 300 , - 350 )

Выход в 7.00. За 50 минут по открытому пологому леднику подходим под перевальный взлет.

Подъем на перевал представляет собой крутой фирновый склон с небольшим участком скал под самой седловиной.

В нижней части крутизна склона не превышает 35°. Поднимаемся, рубя ступени.

Затем крутизна склона возрастает до 45°. Начинаем вешать веревки. Глубина снега под слоем жесткого фирна достаточно велика. Поэтому веревки приходится крепить на ледорубы. Трех веревок хватает для того, чтобы выйти к участку скал под седловиной.

Скальный участок достаточно крутой (60°–80°). Вешаем еще одну веревку по скалам. Крепление перил осуществляется за скальный выступ на седловине перевала.

На узкой скальной седловине перевала Нигрея собираемся в 12.30. Тур находится в скалах справа по ходу, в трех метрах выше седловины. Преодоление перевального взлета заняло у нас 4 часа.

Начинаем спуск по скально-осыпному кулуару (35°–50°). Вешаем две веревки до скальной полки. Уходим траверсом влево по этой полке до следующего кулуара и вешаем еще две веревки сначала по кулуару, а затем по бараньим лбам.

Все веревки крепятся на расходных петлях и сдергиваются при помощи кевлара. Спуск с перевала занимает 2 часа 30 минут.

От перевального взлета продолжаем спуск по закрытому леднику (связки). Спуск осуществляем по левому борту ледника. Это единственно верный вариант, так как только в этом случае можно спустится с языка ледника на конгломератный склон, а затем на морену. В центральной части ледника его язык почти вертикальный и спуск с него может стать серьезной проблемой.

Спуск по леднику до морен с удобными площадками для палаток занимает 30 минут. Ставим здесь лагерь в 15.30. Воду можно брать в ручье, стекающем из-под ледника.

Скальный участок перед выходом на
седловину пер. Нигрея (2Б)

Скальный участок перед выходом
на седловину пер. Нигрея (2Б)

Выход участника на седловину
пер. Нигрея (2Б)

Путь спуска с пер. Нигрея (2Б)

19-ый ходовой день
Дата: 02.09

Нитка маршрута: р. Кара-Тер — р. Сокулулк — под пер. Сокулук

Общая протяженность пути: 14 км
Ходовое время: 2 чачса 50 минут
Перепад высот: 1070 м (-810 , + 260)

Выходим в 8.15. Спускаемся сначала по морене (25 минут), а затем по зеленому моренному карману справа по ходу (еще 25 минут). Этот карман выводит нас к ручью. Перепрыгав его по камням, продолжаем спуск по тропе по левому берегу ручья (50 минут).

Вскоре внизу становится видно место слияние нашего ручья и р. Сокулук. Мы же, чтобы не терять высоты, переходим на правый берег ручья и траверсом травянистого, забирая вправо, выходим к долине р. Сокулук значительно выше слияния (20 минут).

Продолжаем подъем по дороге вверх по долине реки и через 20 минут поднимаемся к притоку, стекающему со стороны цирка перевала Сокулук. Поднимаемся вверх по этому притоку до поворота в цирк нашего перевала (еще 30 минут). Здесь на ровной зеленой площадке, на берегу ручья мы ставим лагерь в 15.00.

Спуск по долине реки Кара-Тер

Путь на пер. Сокулук (1А)

Вид на пер. Сокулук (1А)

20-ый ходовой день
Дата: 03.09

Нитка маршрута: пер. Сокулук (1А) — р. Сокулук

Общая протяженность пути: 11 км
Ходовое время: 3 часа 10 минут
Перепад высот: 2000 м (+ 660 , - 1340 )

Группа на пер. Сокулук (1А)
Выходим в 8.15. По тропе поднимаемся в цирк перевала а затем на боковой отрог хребта (50 минут). Крутизна склона около 20°, мелкая осыпь. От гребня бокового отрога за 30 минут траверсом выходим на седловину перевала. На седловине мы 10.30.

Спускаемся с перевального взлета за 10 минут (тропа, мелкая осыпь, до 25°). Затем продолжаем спуск по хорошей тропе по левому берегу реки. За 1 час 25 минут спускаемся к мосту. Переходим по нему реку и продолжаем спуск по тропе, теперь уже по правому берегу. Ниже моста тропа плавно перерастает в дорогу. Спустившись немного (15 минут) ставим лагерь на берегу реки. Время 15.00.

Вид на пер. Сокулук со стороны реки Сокулук

Спуск по дороге в пос. Белогорка
21-ый ходовой день
Дата: 04.09

Нитка маршрута: р. Сокулук — пос. Белогорка

Общая протяженность пути: 22 км
Ходовое время: 4 часа
Перепад высот: 700 м ( - 700 )

За 4 часа чистого времени по дороге спускаемся до поселка Белогорка.

Выводы и рекомендации

Сведения о материально-техническом оснащении группы

Список снаряжения группы

Экран из фольги + Стеклоткань

Спички, зажигалки

По одному комплекту на кольцо

Список специального снаряжения группы.

Наименование

Веревка основная 25м

Шнур кевларовый 50 м, Æ 3 мм

1 шт

Применялся для сдергивания основной веревки

Стропа-чулок 25 мм

30 м

Из нее делались расходные петли нужного размера

Шнур расходный Æ 6 мм

Личное снаряжение:

Система страховочная

Ус блокировки

Петля самостраховки схватывающим узлом (он же “схват”, он же “прусик”)

Прусик для страховки рюкзака

Длинный прусик для использования в качестве стремени

Оттяжка 30 см

1 пара

Палки треккинговые

1 пара

Рекомендации по использованию группового снаряжения.

• В походе мы использовали 2 палатки Red Fox Comfort 5. Это просторные палатки, в которых комфортно размещаются 5 человек. Два тамбура палатки позволяют укрыть рюкзаки. Однако эти палатки не достаточно ветроустойчивы. В этом мы убедились во время ночевки под пер. Нигрея, где палатки складывало так, что стойки приходилось держать руками.
  • Там где позволяли условия стоянки, мы ставили палатки рядом тамбурами друг к другу. Пространство между палатками мы накрывали тентом, растягивая его домиком. Такая конструкция очень удобна, т.к. позволяет дежурить не выходя их палатки. Горелки можно расположить либо между палатками под тентом, либо в одном их тамбуров, а еду передавать из палатки в палатку, не выбираясь наружу.

При растягивании тента в качестве стоек мы использовали треккинговые палки. Длинные центральные стойки мы делали из двух палок скрепляя их эспандером.

• Для приготовления пищи мы использовали две газовые горелки различных производителей – Kovea и Primus. Использованные модели горелок практически не отличаются друг от друга по высоте, что позволило устанавливать посуду для приготовления пищи на обе горелки одновременно. В использовании больше понравилась горелка Primus – она легче, компактнее и у нее надежнее работает пьезоподжиг (на Kovea он быстро сломался).
  • В качестве газовых баллонов использовались винтовые баллоны Markill и Coleman емкостью 450 гр. Из 28 баллонов, которые мы взяли с собой, 5 у нас осталось. Однако я не рекомендовал бы брать меньшее количество баллонов. На протяжении похода мы предпринимали ряд мер для экономии газа (уменьшали количество чая, на обед вместо чая пили Zuko или мультивитамины), кроме того практически на всех стоянках (в т.ч. и ледниковых) нам удалось найти воду, а не топить снег/лед.

• Для термоизоляции горелок мы использовали традиционную стеклоткань, а также экран из фольги. Экран для нас стал нововведением и полностью себя оправдал. Его просто изготовить в домашних условиях из 10-12 слоев обычной фольги, подвернув ее по краям. Такой экран не прогорает, как стеклоткань, и не дает неприятных запахов, он прочен (мы взяли по экрану на каждое кольцо, однако практика показала, что одного экрана вполне хватает на весь поход). В результате стеклоткань мы использовали только как необязательное дополнение к экрану.
  • В качестве посуды для приготовления пищи мы использовали 8 литровую скороварку и 7 литровый кан. Скороварку для приготовления каш и супов было решено использовать, т.к. она позволяет экономнее расходовать газ. Для чая мы использовали кан с крышкой.
  • В поход с собой мы взяли газовую лампу, но быстро выяснили, что прекрасно обходимся и без нее. Кроме того, отказавшись от лампы можно сэкономить на весе газа.

• Пустые газовые баллоны забирать с собой мы не стали, поскольку все равно не смогли бы их увезти в Москву самолетом. При возможности отдавали их встречным туристам.

Рекомендации по использованию специального группового снаряжения.

• Общее количество основных веревок подбиралось с расчетом на работу в связках-двойках.
  • Для сдергивания основной веревки мы использовали кевларовый шнур диаметром 3 мм. Этот шнур выдерживает нагрузку до 700 кг, а весит всего 300 гр. Таким образом, при работе на склоне вам не требуется дополнительная веревка на сдергивание. Единственное на что следует обратить внимание – шнур очень легко запутывается, поэтому работать с ним надо аккуратно, например сдергивающий конец шнура при спуске следует не сбрасывать, а отправлять вниз с предпоследним человеком, который по мере спуска аккуратно размотает и расправит шнур.
  • Так как заранее мы не знали размер расходных петель, которые могут нам потребоваться, мы взяли 2 куска стропы-чулка (17 и 13 м), от которых отрезали нужное количество по мере необходимости.
  • Расходный шнур диаметром 6 мм, который мы брали для изготовления запасных прусиков, нам не пригодился.
  • Скальные крючья использовали один раз при спуске с пер. Тоо-Карын. Пригодились большие и малые швеллеры.
  • Скальные туфли, закладки и фрэнд, которые предполагалось использовать для прохождения скальных участков на пер. Коджир-Ужо и пике Семенова Тянь-Шаньского, нам не пригодились, т.к. на Коджир-Ужо мы выбрали вариант подъема по ледопаду, а на пик Семенова Тянь-Шаньского оказалось возможным подняться без этого снаряжения.
  • Лавинным листом и лавинной лопатой мы активно пользовались для строительства площадок под палатки. На лавинный лист также удобно устанавливать горелки в случае, когда нет другой подходящей площадки, а также на снегу.

Вес рюкзаков.

• Суммарный вес группового снаряжения с учетом газа и прочего убывающего снаряжения составил 71 кг.
  • Суммарный вес группового снаряжения без учета газа и прочего убывающего снаряжения составил 53 кг.
  • Групповой вес делился между девушками и юношами в отношении 3/5.
  • Стартовый вес рюкзаков – примерно 22 кг у девушек, 28 кг у юношей.

Меры по снижению веса рюкзаков.

• До похода нашими участниками были организованы две заброски снаряжения – на р. Аламедин и в пос. Ала-Арча.
  • Для снижения веса рюкзаков умывальные принадлежности (мыло, зубная паста, шампунь) были выделены в групповое снаряжение и включены в раскладку.
  • Для снижения группового веса мы распределили снаряжение по заброскам в соответствии с его необходимостью на каждом кольце. Так например, скальные туфли, часть расходной стропы на петли, часть закладок и пр. мы заложили в заброску на второе кольцо.
  • В заброску на второе и третье кольцо были заложены умывальные принадлежности, экраны, стеклоткань, запасные батарейки к рациям и фотоаппаратам.
  • Газовые баллоны были распределены по кольцам как 12/11/5.

Рекомендации по питанию

Общая концепция питания

Наша раскладка была составлена исходя из особенностей похода: его технической сложности, протяженности, высоты и разбиения маршрута на три практически равных по количеству дней кольца.

Наша раскладка была построена по принципу ступеней, то есть с каждым кольцом мы увеличивали норму продуктов на человека в день. На первом кольце норма продуктов составила 540 г на человека (без упаковки), на втором – 715 г, на третьем – 730 г. К счастью, наш маршрут был построен так, что ступени питания совпадали с кольцами маршрута.

Постепенное увеличение веса оправдывает себя тем, что, во-первых, начинать маршрут и проходить акклиматизацию лучше с легкими рюкзаками, а во-вторых, кушать к середине похода хочется больше, чем в начале.

На первом кольце мы отказались от сладкого на завтрак и уменьшили нормы большинства продуктов (в основном, сладкого, бутербродов и перекусов). Соответственно, со второго кольца были увеличены нормы продуктов, добавлено сладкое на завтрак и дополнительный (четвертый) бутерброд.

В этом году мы попробовали новый способ питания в течение дня. Раньше мы раздавали перекусы на привалах, а в этом походе мы раздавали карманное питание, которое с вечера дежурные раскладывали по индивидуальным мешочкам, утром. Такая система показалась нам более удобной, особенно в условиях сложного похода.

Теперь стоит немного пояснить список продуктов, который можно посмотреть в прилагаемой раскладке.

Продукты

Завтрак

Наши завтраки состояли из бутерброда, сладкого (со второго кольца) и каши. На сложные дни, когда нужно было особенно рано выходить, мы брали быстрорастворимые каши Быстров (по полтора пакетика на человека) и пюре с сублимированным мясом. В дни подходов и несложных перевалов мы ели обычные молочные каши (пшено, рис, гречку). Вместо сухого молока мы взяли сухие сливки “Русский продукт” и остались очень довольны, так как они разводятся даже в холодной воде и не образуют комочков. В пшенную и рисовую каши мы добавляли изюм. Вместо сахара в кашу мы добавляли сахарозаменитель. Это не очень выгодно по калорийности, зато существенно экономит вес.

Карманное питание

В сложных походах стоит уделить ему особое внимание, так как в течение дня при работе на веревках нужно быстро восстанавливать силы, к тому же возможность пообедать есть не всегда. Наше ежедневное карманное питание состояло из орехов, сухофруктов, карамели, через день чередовались шоколадные батончики и мюсли-батончики в сочетании с халвой в шоколаде. Такой набор продуктов позволяет сделать дневные перекусы очень калорийными и достаточно разнообразными за счет того, что каждый день можно менять виды орехов и сухофруктов.

Обед

Набор основных продуктов стандартный: супы из пакетиков (очень рекомендуем супы “Приключение дня” от Galina Blanca: на упаковке у них занимательные игры типа “Найди пять отличий”), вермишель с кубиками, китайская лапша “Роллтон”. К супам мы брали сухарики “3 корочки”, по 3 пачки на группу на раз. Сладкое максимально калорийное и желательно такое, которое можно делить, не режа (мармелад, шоколадные конфеты, ирис, рахат-лукум). Со второго кольца на обед мы ели по два бутерброда.

Ужин

Основное блюдо – мясная каша (гречка, рис, пюре или макароны с сублимированным мясом, которое мы покупали в Raskaldka.ru). На бутерброды – колбаса или сало, к чаю – калорийное сладкое (ойла, щербет, калкол, козинаки, вафельный торт).

Дополнительное питание

Очень рекомендую брать побольше приправ: карри, приправа для риса и макарон, Вегета, горчица, кетчуп, майонез и т.д. Большую радость группе доставлял перетертый с сахаром лимон (лимон с сахаром прокручивается в мясорубке и заливается в пластиковые бутылки).

Кофе мы брали немного (200 г), так как кофеманов в группе было всего трое. Какао порадует практически всех, но стоит учитывать, что выпивают его очень быстро: пачка в 250 г группа из 10 человек выпивала за вечер. Лук и чеснок – вкусно и полезно. Мы брали по головке лука или чеснока на день. Чтобы утолять жажду в течение дня весьма полезно брать Zuko и растворимые таблетки мультивитаминов (см. рекомендации по медицине). На дневки для восстановления солевого баланса мы брали сушеных кальмаров, а для всеобщего удовольствия и насыщения дополнительную крупу.

В долине Аламедина есть грибы и ягоды (очень много земляники).

Упаковка продуктов

Сухари мы паковали в бумагу и лайкровые колготки, крупу – в хлопчато-бумажные мешочки или в полиэтиленовые пакетики, обматывая их скотчем. Сладкое – в пищевую пленку. Сыр и сало мы покупали в вакуумной упаковке.

Стоит уделить особое внимание упаковке заброски и посыпать коробки табаком и прятать их как можно выше, если вы собираетесь оставлять их в камнях, так как сурки на Киргизском хребте очень голодные, наглые и пронырливые. А вообще-то, если есть возможность, лучше оставлять заброску в домике.

Рекомендации по медицине

Центральный Тянь-Шань – это район, для которого характерны снежно-ледовые перевалы и “обширные поля” морен огромные пространства редколесья и альпийских лугов, поросших мелким кустарником и различными травами, поэтому периодически появляются ссадины и многочисленные царапины. Исходя из всего выше сказанного, мы рекомендуем взять немного больше перекиси водорода для промывания ран, ссадин, и различных неизбежных повреждений внешних слоев эпидермиса. Также, для облегчения веса рекомендуем положить в аптечку, помимо перекиси водорода, гидроперит и разводить его в случае необходимости.

Снежно-ледовые перевалы, непредсказуемая погода, бурные руки и ручьи – все это становится причиной мокрых ботинок, что в свою очередь ведет к возникновению мозолей. Для лечения мозолей рекомендуем использовать зеленку, так как именно она обладает заживляющим, подсушивающим и дезинфицирующим действием также постарайтесь взять как можно больше бактерицидного пластыря.

В первые дни из-за большого набора высоты и акклиматизации могут возникнуть проблемы с пищеварением, поэтому следует положить марганцовку для промывания желудка фестал, улучшающий процесс пищеварения, и церукал – противорвотное средство.

Центральный Тянь-Шань славиться сильными перепадами температуры: днём очень жарко, а ночью холодно. Жгучее солнце, а тем более на высоте, с интенсивным ультрафиолетовым излучением часто приводит к ожогам открытых участков тела. В связи с этим мы настойчиво рекомендуем каждому участнику иметь гигиеническую помаду, т.к. чаще всего обгорают губы и лицо, а также взять несколько тюбиков солнцезащитного крема на группу, с фактором защиты не меньше 30. Помимо этого в аптечку следует положить какое-нибудь средство от ожогов, мы предпочитаем брать “Пантенол”, так как он лучше всего способствует заживлению ожогов и обладает дезинфицирующим действием, что не мало важно в условиях похода, где о стерильности говорить не приходиться. В связи с низкими температурами ночью, большой высотой, ледовыми перевалами рекомендуем положить в аптечку согревающую мазь: “Никофлекс”, либо “Випросал”, либо любую другую на ваш выбор. Лучше предотвратить возможность обморожения сейчас, чем потом пытаться лечить обмороженные пальцы, это очень трудно, поверьте!!!

Риск нагноения всевозможных повреждений в походе очень высок. Мы рекомендуем брать мазь “Левомеколь” против гнойных ран и предотвращающая нагноение, а также хорошее заживляющее средство.

Приятным и полезным дополнением к аптечке всегда являются витамины. Мы использовали “мультивитамины”, глюкозу и аскорбиновую кислоту. В условиях горного похода организм “страдает” от витаминной недостаточности и нехватки энергии, поэтому завпит и медик должны хорошо продумать, как восполнить энергетический и витаминный запасы организма.

Выводы

- относительно района:

1. Киргизский хребет отлично подходит для проведения школ и походов нескольких групп туристских клубов, так как перевалы различных категорий часто находятся рядом.
  2. Район несложен в ориентировании.
  3. В экстренной ситуации с Киргизского хребта можно довольно быстро добраться до крупных населенных пунктов, так как в основные долины ведут асфальтовые дороги.
  4. В целом, район интересный и разнообразный.

- относительно группы:

1. Маршрут вполне соответствует силам группы, однако стоит учитывать, что все участники группы были акклиматизированы (для большинства это был второй поход в этом районе, остальные (3 человека) приехали на Киргизский хребет на 5 дней раньше начала маршрута, чтобы сделать заброски и акклиматизироваться.
  2. Мы молодцы!
  3. Количество человек в группе влияет на моральное состояние участников. На наш взгляд, 8-10 человек – оптимально даже для сложных походов.

- относительно тактики движения:

1. Мы решили воспользоваться тактикой, которая используется в турклубе МГУ: 20 минут переход, 10 минут привал. Нам такая тактика понравилась, потому что не забивается спина, после 20-минутного перехода организм успевает восстановиться за 10 минут, участники могут двигаться в своем темпе без сильных отрывов. Для Киргизского хребта такая система движения подходит, но для преодоления больших расстояний и для движения по длинным долинам она не очень