Автор: Андрей Галафеев, г.Санкт-Петербург

Отчет о велосипедном походе по Армении и Нагорному Карабаху 2007

Продолжение.

Начало читайте здесь

День 6 (6 сентября)

Дадиванк (1100м) - Дрмбон (820м)- Кичан – Ванк (монастырь Ганзасар) – Алиагалы (580м),
Пробег 100км

Уехав из Дадиванка мы продолжили спускаться вниз по течению реки Тер-Тер. Местность менялась чуть ли не каждый километр: то узкое ущелье и высокие скалы над головой с двух сторон, то фруктовые сады живущих здесь людей. В одном селе мы в магазине купили консервы и пока кушали с удовольствием слушали дружный хор детских голосов в школе напротив. Армянские школьники - это верх опрятности, красоты и гордости.
Дети в школу ходят чистенькие, в белых рубашках и галстуках, а девчонки с бантиками и кружевных блузках. Мы всегда с удовольствием приветствовали детей, а они нас во время нашего похода. Как бы бедно люди не жили здесь в глуши Карабаха, но их дети – это эталон красоты и аккуратности.

Перевальная дорога

Полоскание в речке
(жара невыносимая)

Очень тяжелый подъем

Вскоре мы проехали поселок Дрмбон где объелись помидорами и начался нехилый подъем на перевал. Вначале по крупной щебенке, а потом по изумительному, новому асфальту. Машина, обогнавшая нас, повредила красивую, армянскую гадюку и я опять не успел сделать снимок живого экземпляра. Армянская гадюка (Vipera xanthina) - одна из самых крупных гадюк в мире. Её массивное, толстое тело может достигать 1,5 метра длины. Из известных мне, только габонская гадюка немного превосходит её размерами. С перевала же открывается красивый вид на Сарсанское водохранилище. Долго любовались красивыми видами, пытаясь насладиться горными пейзажами "про запас", до следующего горного похода. Как жаль, что у нас на Северо - Западе нет гор. После спуска начался подъем на еще один перевальчик и снова спуск. На развилке дорог мы купили арбуз и воды, а милиционер презентовал нам две порции мороженого. Арбуз ели за общим столом и только успевали отвечать на вопросы армян относительно нашего вояжа. Нас угощали медом, бараниной и прочими продуктами, но мы были сыты, и лишь арбуз помогал утолить нам жажду. Милиционер же не унимался и предлагал нас на служебной машине довезти до Ганзасара. А на улице по-прежнему была сильная жара и ни облачка, как и все дни похода. Наевшись арбуза, прыгаем на байки и едем в радиалку к монастырю Ганзасар. Дорога идет вдоль речки, и мы пользуемся ее прохладой для обливаний. По краям дороги созрела ежевика. Я когда жду немного отстающую Сашку, поедаю ежевику. От поселка Ванк начинается трехкилометровый, крутой подъем по серпантину к монастырю. Обливаясь потом, вкручиваем в подъем, отдыхаем, пьем воду и снова вкручиваем. Наконец мы заехали на самый верх и сразу забыли про усталость. Этот монастырь был основан в 7 веке, а уже позже в 13 веке построили церковь (1216г - 1238г), которая сейчас является главным украшением монастыря. В монастырском дворе бегал олененок и немногочисленные туристы фотографировались с ним на память. Монастырь чудом уцелел от Азербайджанцев во время Нагорно-Карабахского конфликта. Военные самолеты Азербайджанцев ни раз совершали налет на монастырь и нанесли урон монастырской постройке. От разорвавшегося снаряда погиб армянский солдат – защитник монастыря, а следы осколков хорошо видны на стене церкви.

Монастырь Ганзасар

Церковь 13 век

Полевая дорога
вдоль реки Хачинчай

Осмотрев монастырь, мы скатились вниз в Ванк, где Сашка прокололась. Пока снимали колесо сбежались местные мальчишки и окружили нас. Все с интересом наблюдали как мы меняем камеру окружив плотным кольцом нас и наши велики. На выезде из поселка в кафе нам приготовили шашлык из баранины. За соседним столиком сидели армяне и что-то бурно обсуждали на своем языке. При этом было слышно, что разговор идет на повышенных тонах с жестикуляцией дирижера. И вот значит, спорят они, спорят, а потом резко так по-русски: - " прошу прощения за грубость" и снова по-армянски продолжают спор. Налопавшись мяса, мы вдоль реки Хачинчай едем по полевой дороге. Переезжаем на другую сторону реки, форсировав ее вброд, и опять отказываемся от приглашения местных жителей переночевать в доме. Стемнело, и мы уже в сумерках крутим педали, пытаясь выбраться за пределы населенки. По краям дороги как приведения стоят разрушенные и уничтоженные дома живших здесь мусульман. Наконец мы находим местечко рядом с дорогой и, быстро поставив палатку, ложимся спать.

День 7 (7 сентября)

Алимадатли (540м)– Максудлу (400м)– Агдам (378м)– Аскеран (520м) – Степанакерт (800м),
Пробег 56км

Утром я фотографировал восход солнца. Окрестные виды представляют собой холмисто-степной рельеф высотой 600м.н.у.м. Быстро собравшись едем сквозь руины азербайджанского села. Десятки разбитых и сожженных домов являются наглядным пособием того, к чему приводит война. В населенном пункте Кызыл-Кенгерли мы выехали на асфальтовую дорогу Мардакерт - Степанакерт. Мимо нас К-700 на прицепе повез новый БМП на границу с Азербайджаном. Совсем рядом на востоке от дороги Мардакерт - Степанакерт находится зона противостояния и туда соваться нельзя. Поехали с Сашкой в сторону Агдама и справа увидели крепость – замок Тигранакерт. Рядом со стенами крепости ведутся раскопки закопанного фундамента древней церкви. Осмотрев достопримечательности мы под испепеляющем солнцем покатили в Агдам. Перед руинами Агдами стоит воинская часть. Пока мы рассматривали военную технику прибежало руководство части. Сразу проверили документы и долго пытались отговорить нас ехать в Агдам. Говорят, что если заблудимся в руинах Агдама, то реально можем подорваться на минах уехав не туда. Тем не менее мы заверили военных, что найдем дорогу из Агдама в Степанакерт и нас пропустили. Агдам – это огромный город призрак. Тысячи и тысячи разрушенных, сожженных и растащенных на стройматериалы домов. Ничего не уцелело в этом городе кроме мусульманской мечети, к которой мы и направились . Но прежде чем посетить мечеть нам пришлось опять показывать документы военным, которые были очень любезны и даже настаивали на военном сопровождении для нас. Заверив людей в форме, что справимся самостоятельно, мы поехали осматривать мечеть. К счастью военные разрешили делать фотоснимки, но только мечети и ничего более. Поэтому никакой военной техники, казарм и прочих объектов я не снимал.
Сама мечеть нам понравилась. Два красивых минарета, на один из которых мы аккуратно, по крутой, винтовой лестнице залезли и сфоткали соседний, второй минарет. Пол в самой мечети целиком загажен навозом крупнорогатого скота, который слоняется в дневное время по руинам Агдама. А ведь когда-то азербайджанцы также загоняли свою скотину в армянские монастыри и церкви. Пачкаться мы не хотели и внутреннее убранство мечети осмотрели как бы с балкона. На балкон можно попасть поднявшись по ступеням минарета. Осмотрев мечеть, мы быстро нашли дорогу в сторону Степанакерта и без проблем покинули город-призрак Через час я и Санька уже осматривали стены Аскеранской крепости, которая находится в низовьях реки Каркар. Эта крепость служила воротами для посетителей города Шуши о котором будет написано ниже.

Рассвет

Руины азербайджанского села

Мечеть в разрушенном Агдаме

Не доезжая Степанакерта, Санька "словила" сразу около 18 колючек. Хорошо, что у нас было четыре запасных камеры и немерянно заплаток. В Степанакерте мы нашли комнату и гараж (для великов) за 500руб/сутки. Здесь мы заклеили все свои камеры и подготовили байки к дальнейшим испытаниям. Ближе к вечеру ушли гулять по Степанакерту. Местные жители на нас очень уж активно обращали внимание, особенно на Сашу, которая наотрез отказалась одевать джинсы в такую жару и шла в велосипедках, щеголяя голыми, красиво-загорелыми ногами. О Степанакерте мне писать нечего, потому что нам ничего особенного не запомнилось. Этот город сильно пострадал во время войны с Азербайджанцами, но сейчас он отстроен и восстановлен и о войне ничто не напоминает. Пожалуй, только скульптурная композиция " Мы - Наши горы" достойна внимания как символ всего Карабаха.
Цены в Степанакерте чрезмерно высокие на гостиницы и лучше поискать жилье в частном секторе.

Вид с минарета

Стена Аскеранской крепости

Символ Карабаха

День 8 (8 сентября)

Степанакерт (800м) - Шуши (1400) - перевал Лысогорский 1800м - Лачин (1100м) - перевал Черкези 1674м - Горис (1350м)
Пробег 90 км

Утром мы выехали из Степанакерта и сразу начался 12-ти километровый подъем в Шуши.
Но рано утром не так утомительно подниматься и вскоре мы уже осматривали стены крепости на въезде в Шуши. Именно из Шуши велся артобстрел Степанакерта во время войны. Ведь отсюда Степанакерт как на ладони и Шуши имеет огромное преимущество за счет своего независимого расположения на высоте. Сам городок нам понравился. Даже разрушенные войной многоэтажные дома не производят угнетающего впечатления. Видно, что городок медленно-медленно, но верно отстраивается, и люди сюда возвращаются. В центре Шуши вообще очень даже прилично всё. Из достопримечательностей мы выделим, конечно же, церковь Хазанчецоц, которая была освещена в 1888году и является украшением Шуши и гордостью Карабаха. Также достойна внимания верхняя мечеть. Но внутрь мы не попали, так как мечеть надежно огорожена забором. А снаружи она практически такая же, как и в Агдаме.

Крепость в Шуши

Внизу - справа Степанакерт

Дорога Степанакерт - Горис

В Шуши мы наполнили водой все свои емкости и поехали по изумительно-красивой горной дороге в Лачин. Солнце стало жарить на всю катушку, но нас спасала высота и ветер. Следует отметить, что машин на участке Степанакерт – Лачин - Горис совсем не много и нас только изредка обгонял транспорт, не причиняя никаких неудобств. Вскоре мы закатили на Лысогорский перевал, сфоткали красивые виды и понеслись вниз в Лачин. Спуск продолжался достаточно долго и вскоре довольные и счастливые мы вкатили в Лачин и сразу в магазин-кафе. Здесь мы купили провизии и подкрепились. Пока кушали, местные как на экскурсию подходили к великам, разглядывали все с интересом, о чем-то шушукались и уступали место следующим. В общем, все как обычно, только вопросами нас не пытали, потому что мы были в зоне недосягаемости, предусмотрительно заныкавшись в самый угол кафе. Купили арбуз и убрали его в рюкзак. Пополнили запасы воды и собрались ехать. Тут же подкатили белые спец-джипы разминирования организации HALO. Обменялись приветствиями с "минерами" и покатили в Горис.

На пол-пути к Лачину

Лачин

Дорога на перевал

От Лачина в сторону Гориса опять спуск, где в самом низу скучающий гаишник решил развлечься и полосатым жезлом показал мне остановиться, чем вызвал бурю негодования и плохих слов у меня. Терпеть не могу резко останавливаться в конце спуска, когда впереди подъем, часть из которого можно заехать по инерции.
Останавливаюсь и крайне недовольно спрашиваю у гаишника: "что такое?"

- "ви откуда едите?"

- "Из Еревана", честно говорю я.

- "а куда?", спрашивает гаишник

- " в Ереван" - отвечаю ему и смотрю как у гаишника приоткрывается рот, а сказать толком ничего не может, потому что впал в ступор. Оставляю его приходить в себя и совершенно спокойно уезжаю дальше. Подъехала Санька и объяснила, как и откуда мы едем.
Арбуз приговаривали на обочине, спрятавшись в тени высокой скалы. Мимо проезжает мерседес, притормаживает, и сдает задним ходом к нам. Ну, блин, поесть спокойно не дают, думаем мы. Из машины выходят два презентабельных пожилых человека, сочувственно качают головой, глядя на нас, и дают нам бутылку замороженной воды и без лишних слов уезжают. Кричим в догонку – "Спасибо!"
А дальше красивая и извилистая как змея дорога привела нас к границе Нагорного Карабаха и Армении. На посту нас тормознули милиционеры, и не проверяя документов пропустили. На небольшом спуске я разглядел на асфальте офигетельных размеров гусеницу и сманеврировав объехал ее, тут же остановился и замахал Саше руками, чтоб не придавила редкий экземпляр. Сашка как увидела размеры гусеницы, так чуть арбуз обратно не показала. Едем дальше, а над нами парят беркуты. Эти красивые птицы частенько радовали нас своим появлением в горах. Очень красиво беркуты парят и перекликаются. Миновав еще один перевал мы попали в деревушку Тех, которая запомнилась своими пещерами в скалах. Люди использовали сие творение природы в своих целях. Отъехав от деревни мы решили вставать на ночлег. Нашли неплохое, укромное место за распаханным полем, в низинке, примерно в километре от дороги.

Оттуда мы приехали

Горная дорога из Карабаха

Хачкар современный

Сварили поесть, поставили палатку, а когда совсем стемнело, пили чай и наблюдали, как зажигаются первые звездочки на южном, красивейшем небе. Ночную тишину нарушил плач ребенка…и сразу еще один. Я тут же сообразил, что это шакалы. Читал о них раньше, но столкнулся с ними впервые. Пока думали с Сашей оставаться здесь или сниматься с лагаря, как совсем рядом, уже с другой стороны раздались звуки очень похожие на хихикание. Сомнения все отпали. Нас пропасла стая шакалов и покоя нам не будет. В полной темноте, освещая вещи налобниками, мы быстро собирались. Пошли в сторону дороги и увидели зеленые, близкопосаженные шакальи глаза двух тварей. Кинув в них камень, мы добились только того, что они нехотя отошли на несколько метров. Мы как могли быстро шли к дороге напрямик через пашню, а шакалы шли параллельно нам метрах в тридцати и не собирались уходить. На дорогу вышли без потерь, достали мигалки, и понеслись в сторону Гориса. Машины нас конечно шарахались. Не часто ночью здесь видят вело-туристов у которых мигает сзади маячок, а сами они светятся от светоотражающих полосок на одежде и на вело-штанах. Двенадцать километров мы ехали при свете налобников и даже заехали на перевал Черкези. С перевала красивый вид на тысячи огней большого города. Нашли гостиницу и оставив байки у сторожа разместились в номере люкс за 1000рублей на двоих. Спать легли уже в час ночи.

День 9 (9 сентября)

Горис (1350м) - Шинуайер (1560м) - Татев (1530м) - Шинуайер- Горис
Пробег 67км

Утром мы сходили на завтрак в гостиницу. Правда он нас сильно разочаровал. Очевидно, что нам - велотуристам, которые весь день проводят в седле нужно немного больше калорий, поэтому после завтрака в гостинице мы с Сашей сразу поехали в центр Гориса кушать. В центре нашли парк, поели и расправились там с арбузом. У таксистов узнали как выехать из Гориса, но те узнав, что мы едем в Татев подняли нас на смех. Уверен, что они впервые видели таких чудаков как мы, собирающихся на великах с 20-ти килограммовым грузом штурмовать крутой подъем к Татеву.

Внизу город Горис

Красотища!

Санька с видом на ущелье

Показываю пальцем на припаркованную копейку и спрашиваю:

- а этот чудо аппарат заедет в гору к Татевскому монастырю?

- КАНЭШНА ЗАЕДЕТ!!!

- ну так если КОПЕЙКА заедет, то уж мы и подавно заедем!

Ущелье реки Воротан

Офигенный серпантин в Татев

Татевский монастырь

Разворачиваемся и гордо уезжаем. Выезд из Гориса – это резкий подъем в гору. Заехали, заценили очередные виды сверху и покатили к деревне с причудливым названием Шинуайр. В этой деревушке школьники наперебой приветствуют нас криками "Бонжур", Видно, что в школе изучают французский, но флаг Франции и России отличить не могут.))) Кстати, мы были поражены тем, что флаг России узнавали немногие. Большинство армян, увидев наш развивающийся Российский флаг считало, что мы из Франции, другие отнесли нас к Чехам, а пассажиры одной машины были уверены, что мы из Германии. Вскоре после Шинуайр мы увидели красивое ущелье реки Воротан. Где там внизу течет река не разглядишь, но вид сверху впечатляет. Кто там говорил, что это ущелье одно из красивейших на всем Малом Кавказе? Во всяком случае на меня это ущелье произвело впечатление. Начинаем спускаться вниз по серпантину. Дорога асфальтовая и приличного качества. Потеряв несколько сотен метров высоты мы спустились к реке Воротан. Это место называется "мост сатаны". Здесь Воротан протекает под землей. Очень рекомендую спуститься по ступенькам вниз и посмотреть как внизу среди лабиринтов течет Воротан. Возле моста есть выход минерального источника. Мы набрали с собой и напились минералки вытекающей прямо из скалы. Ну а дальше тяжелый подъем в Татев на самую вершину горы под палящим солнцем. Ехали не спеша, отдыхали и наконец закатились на самую вершину и сразу в монастырь. Этот монастырь был религиозным центром на сотни километров округи. Главный собор был воздвигнут 895г.-906г. В 895году также возводится качающийся столп (движущийся посох) посвященный св. Троице. Тщательно осмотрев монастырь, постройки изнутри и снаружи мы двинулись в обратный путь. Опять спустившись в ущелье мы утроили перекус. Армянская семья тут же презентовала нам несколько кусков арбуза. В ответ эти люди получили питерские сувениры. К Горису мы подъехали в то время, когда солнце уже пряталось за горы, и нам пора было искать ночлег. В результате решили встать на чьем-то огороде, в непосредственной близости от города. Только собрались ставить палатку, как нас увидали вездесущие дети и тут же прискакали к нам с земляникой в качестве угощения. Узнав, что спать мы собираемся здесь, дети пришли в ужас, без конца повторяя слово animals и строя страшные сцены изображающие поедание кин-конгом велотуристов. Вся беда была в том, что русского языка подростки не знали, а по английски общались примитивно. Детей было трое: два пацана лет 11 и девчонка лет 13. Девочка звала нас ночевать домой, а пацаны узнав откуда-то заветные слова стали на чисто русском как попугаи требовать у нас "ДАВАЙ ПОДАРКИ". Это единственный случай за весь поход, когда у нас местные, армянские школьники именно требовали, чтоб им выдали подарки. То, что в Горисе этим дети славятся мы уже читали в одном отчете, а теперь сами были неприятно удивлены этим фактом. Сердобольная Санька выдала попрошайкам по сувенирчику, а я всучил пакет мусора с просьбой выкинуть в помойку. Мальчуган увидев, что ему всучили мусор, не долго думая, зашвырнул пакет в кусты. Короче, распрощались с детьми и уехали опять в гостиницу, так как искать новое место уже было поздно.

Вид с монастыря

Наш любимый серпантин))))

Фото сверху вертикально вниз

День 10 (10 сентября)

Горис – Ереван (авто) . Ереван (1000м) - Эчмиадзин (870м) - Ошакан (1060м) - Воскеваз (1060м) - Агарак (1100м)
Пробег 45км

Утром, уже в 8.15 мы были в центре у того места, откуда отправляется маршрутка на Ереван. Водитель и диспетчер при виде великов пошли сначала в отказ, но когда я сказал, что велики пакуются в чехлы нам продали билеты на четыре задних места. Загрузились мы без проблем впихнув велики, вело-штаны да и сами комфорно сидели на своих и чужих местах.
К Еревану ехали весело. Народ в Армении простой. Чем ближе к Еревану, тем сильнее спорили пассажиры о политике, перебивая друг друга и изрядно жестикулируя. Нам с Сашей оставалось лишь наслаждаться спектаклем и сожалеть, что нет с собой видеокамеры. Кстати сказать, дорога Горис – Ереван не стоит того, чтоб ехать по ней на велике. Во первых здесь уже ЗНАЧИТЕЛЬНО больше транспорта чем на участке Степанакерт – Горис, а во вторых пейзажи не ахти, совсем не такие как ранее виденные нами. Хорошо, что эти двести с лишним километров мы проехали на машине.. Когда въехали в Араратскую долину, то увидели сразу фруктовые поля и бахчи, гору Арарат и границу с Турцией – реку Аракс. На обочинах продают всевозможные сорта винограда, арбузы, дыни, персики, помидоры, и другие культуры. В Ереване высадились в центре, собрали байки на глазах у изумленной публики и поехали в банк менять деньги. Был будний, рабочий день. Захожу я значит в банк весь такой красивый, в обтягивающей велоодежде, невозмутимо подхожу к обменнику и меняю деньги не обращая ни на кого внимания. А в это время на меня пялились все посетители, служащие и охрана банка как будто к ним зашел инопланетянин. Сашка тем временем собрала вокруг себя многочисленную толпу, и я так понял, что еще минут пять простоя и подъедет телевидение. Принимаю решение – срочно менять место дислокации. Расталкиваю толпу пробираясь к байкам, садимся и пытаемся уехать, но не тут то было. Особо любопытные бегут следом и задают вопросы. Перейти по пешеходному переходу через дорогу даже на зеленый сигнал светофора не представляется возможным. Армянские водители в будний день – это полный беспредел. Матерных слов не хватит, чтоб описать как мы выбирались из центра города. Мы единогласно пришли к мнению, что 1.5 часа в Ереване в будний день – это самые плохие впечатления за все 14 дней похода. Доехали до Эчмиадзина и сразу забыли о негативе, так как попали в красивейший городок с множеством церквей, храмами и даже кафедральным собором. На центральных улочках цветут цветы, которые поливает специальная поливальная машина. Этот городок бесспорно очень красив и ценен своими памятниками архитектуры. Мы подробно осмотрели все церкви, купили сувениры, съели арбуз на выезде и поехали в сторону Арагаца – к самой высокой горе в Армении.

Эчмиадзин

Церковь

Арарат

Когда проезжали через Ошакан – видели церковь Месропа Маштоца возведенную в 1875 году. Прекрасное место ночевки мы нашли недалеко от деревни Агарак. Ночевали у дикого виноградника и после ужина у нас был вкусный, спелый десерт.

День 11 (11 сентября)

Агарак (1100м)- Бюракан (1500м)– озеро Карагёль 3200м.н.у.м,
Пробег 30км

Утром как всегда зазвенел будильник и пришлось вставать. Позавтракали, поели на прощание виноград, срывая спелые гроздья, и нарвали с собой в дорогу. Вскоре мы уже проезжали Бюраканскую обсерваторию и вытянутый на несколько километров вдоль дороги большой поселок Бюракан. В магазине закупились продуктами и психологически настроились на то, что 20 с лишним километров придется ехать только вверх, набрав за день 2100м высоты (ночевали на 1100метрах). Хорошо, что дорога пустынная от машин и людей и мы могли ехать как нам заблагорассудится. Прошло полдня и мы уже на финишной прямой. От высоты сердце бьется быстрей и приходится чаще останавливаться для отдыха. Сашка мужественно терпит и вкручивает по мере сил. Ближе к озеру я сам уже не могу проехать без отдыха даже 500метров. И вот наконец наша цель дня – озеро Карагёль на высоте 3200м.н.у.м. Солнце здесь просто ядерное, а в тени термометр показывает 13градусов. Но на солнце можно загорать. Подъезжаем к Институту физиков и здороваемся с бабулей смотрительницей. Она вообще по русски не разговаривает, поэтому интересуемся у ученых где можно поставить палатку. В результате долгих расспросов выяснили у местного паренька – работника института, что палатку можно поставить на другом конце озера, однако воду пить из озера нельзя из-за радиации. Хорошо, что этот же парень подсказал, что там же есть источник питьевой воды. Попытался у работников института узнать можно ли у них оставить завтра велики и вещи, так как у нас планируется восхождение, но внятного ответа не получил. У нас с Сашей создалось впечатление, что мы здесь лишние и помогать бесплатно нам никто не будет. В последствии так и оказалось.

Пейзаж южного склона

Вид на южную
вершину Арагаца

Санька на высоте
3000м.н.у.м.

Палатку мы удачно поставили на противоположном конце озера - подальше от зданий института. Уже в Питере мы узнали, что ученые станции на горе Арагац осуществляют постоянный мониторинг солнечного излучения при помощи нейтронных мониторов и нейтронного солнечного телескопа. Спонсируют их различные зарубежные фонды. Информацию по данной станции можно найти на сайте http://crdlx5.yerphi.am/

День 12 (12 сентября)

Пешее восхождение на Южную вершину г.Арагац (3879м.н.у.м)
О. Карагёль 3200м.- крепость Амберд (2300м) - Бюракан (1500) - Агарак (1100)
Пробег 42км

Утро было прохладным. Это можно оценить по Сашкиной фотке. Тент палатки слегка покрылся льдом, но вода замерзнуть не успела. Ночью же мы спали в одежде, с закрытым спальником, и не замерзли. Но и не вспотели))) Кстати, рекомендую наше ноу-хау. Велочехлы складываются вдвое и кладутся на дно палатки, потом пенки, а потом как обычно. На высоте, где ночью мороз, лучшего применения вело-чехлам не найти. Пока завтракали выглянуло солнце и стало сразу в разы веселее. Даже не верится, что это место - самое суровое место в Армении. Из осадков здесь выпадает почти исключительно снег. Толщина снежного покрова зимой достигает 1,8 м. Снег держится 8-9 месяцев. Зимой бывают морозы ниже 40 градусов.
Высота все-таки сказывается, и резкости в движениях нет. Все делаешь медленно, бережешь энергию. Недостаток кислорода ощущается при физических упражнениях.

Утром было "свежо"

Озеро Карагёль,
база физиков и
верхушка Арарата

Восхождение

За завтраком Сашка выдала пёрл:

- "Представляешь, переворачиваюсь ночью с одного бока на другой, а потом лежу отдыхаю"

Велики и вещи мы отвезли к институту, где нас сразу заметила бабуля-смотрительница. Прошу бабушку разрешения куда-нить поставить байки. Бабуля сразу с порога по русски - "деньги дашь?
- А сколько?
Смотрительница проводит меня в пустую комнату слева от входа и рисует на стеновых обоях цифру 2000. Пришлось соглашаться, так как выхода у нас другого не было. 155 рублей на двоих это терпимо, но это ПЕРВЫЙ И ЕДИНСТВЕННЫЙ случай за весь поход ( да и вообще за все мои походы), когда с нас в горах просят за помощь деньги. Здесь, в институте, другие совсем люди.
Подъем на южную вершину совершенно не сложный, но специфичный. Идти нужно по камням разных размеров и выбрать можно легкий и длинный, или короткий и крутой путь. Мы поднимались по длинному, а спускались напрямик по короткому пути. Подъем у нас занял около 2 часов ненапряжного, прогулочного шага. Поднявшись на 3879м. мы лицезрели кратер вулкана во всей красе. Стоим в пяти шагах от вертикального обрыва и дух захватывает от высоты и восторга. Напротив нас - высшая точка – северная вершина Арагаца 4090м, а слева - Западная (чуть более 4000м). Красиво до безобразия)))

Восхождение

Кратер вулкана

3879м.н.у.м.

Ну а больше всего меня радовали облака, которые быстро и стремительно влетали в кратер вулкана с востока и резко поднимались вверх перед нашими лицами. Протянешь руку и сможешь дотронуться до этого влажного и прохладного белоснежного одеяла. Оборачиваешься на юг и видишь прямо напротив себя снежную верхушку красавца Арарата. Остальная часть горы находится в дымке и не видна, а ледяной панцирь библейской горы красив как никогда! Настроение у нас настолько классное, что делаем здесь привал на перекус и отправляем смс-ки родным. А тем временем облака и тучи стали объединяться и пошли в наступление. Вот уже и северная вершина скрылась из вида и мы решаем, что в условиях нестабильной облачности идти на Западную вершину опасно. Решаем спускаться вниз напрямик, обходя небольшой снежник. На обратном пути фотографируем ромашки, которые являются наверно самыми высокогорными ромашками на всем Кавказе. Высота их произрастания около 3750метров! Фантастика))) Ближе к обеду мы спустились к озеру и забрали наши байки, проверив на всякий случай содержимое рюкзаков.

Наша семья на высоте!
(во всех смыслах)

Вид на западную вершину

На краю пропасти

Уже на выходе возле кафешки к нам подошли два австралийца и попросили сфоткаться на память)) С ними мы еще раз встретились у крепости Амберд, которая расположена неподалеку в десятке километров ниже на высоте 2300 м. над уровнем моря. Церковь была построена в 1026 г., Место сооружения крепости и церкви выбрано очень умело: строители использовали особенности горной местности, построив комплекс на мысе, окруженном с трех сторон глубокими ущельями. Сохранились фрагменты системы водоснабжения замка, бани, а также потайной ход к ущелью. У крепости армяне угощают нас арбузом, который очень кстати, так как солнце безжалостно жжет.

- " как же мы быстро спустились" - первые слова Сашки при въезде в Бюракан.

- "еще не поздно все исправить, нужно просто заехать наверх заново" - предлагаю я.=)

В Бюракане мы остановились вначале у источника воды, где мило побеседовали с подвыпившим пенсионером, а потом у магазина, где купили очередной арбуз и бутылку вина. Арбуз съели после ужина, а вино я выпил меньше чем 1/3 бутылки. Вкус Саперави мне не понравился. Зато рядом с палаткой опять зрел виноград, и я притащил Сашке несколько гроздей.

Облака влетающие в кратер

Выше всех в Армении

Супер фото Арарата

День 13 (13 сентября)

Агарак (1100м) – Оганаван (1340м)– Арташаван (1660м) – Артаван (1870м) – Кучак (1900м) – Артаван – Оганаван
Пробег 60 км

Утром чуток не доезжая Оганавана, на нас с лаем бросились сразу четыре собаки. Через 5 секунд они об этом пожалели, но остались целы. По сравнению с мощными кавказцами езидов, эти собаки обычные дворовые шавки, которые боятся камней и трусливы по натуре. В общем, расчистив дорогу мы продолжили путь, взяв курс на Апаранское озеро, чтоб отдохнуть на берегу, повалять дурака, ну и покупаться, конечно. По пути заехали в Сагмосаван и посетили одноименный монастырь (13 век), который стоит на краю красивого ущелья. Так же, проезжая по дороге, не могли не сфоткаться у армянского алфавита, который стал для неожиданностью и приятным сюрпризом для нас.

Алыча

Ущелье реки Касах

Часовенка

В деревушке Кучак я решил зайти в местный, деревенский магазинчик и купить спрайта и хлеба. В это время из магаза выходили покупатели, а увидев, что я направился в магазин тут же заскочили следом. Через пару минут, пока мне взвешивали печенье, в узком коридоре магазина, набилась толпа любопытных. Сашке на улице было проще, так как ее разглядывали издалека. Армяне настолько любопытные, добродушные и простые люди, что видя как мы мучаемся застегивая молнию на вело-штанах тут-же подскочили и предложили "поднажать сверху" ))))
Каково же было наше недоумение, когда вместо Апаранского озера мы увидели высохшую землю на которой пасется скотина. Пастух объяснил, что озера здесь больше нет. Ну нет, так нет))) Мы все равно повалялись пару часов на поле и позагорали на солнце. На обратном пути сфотографировали две красивые часовни и заехали в красивейший монастырский комплекс Ованнаванк. Этот комплекс находится на краю ущелья реки Касах. Комплекс состоит из главной церкви (1216-1221), крепостных стен с башнями, остатки сооружений 12-13 вв., надгробия. На фоне заката смотрелось все просто завораживающе. Причем мы с Сашей решили, что этот комплекс нам понравился больше всего из всех храмов и монастырей ранее виденных. Но на улице стало темнеть и мы понеслись искать место для сна. В нехилую такую горку Саша с какого-то перепугу въехала быстрее меня. Место для палатки нашли в 200 метрах от территории военной части по виду заброшенной, но с радиолокационной техникой внутри.

Армянский алфавит

Ованнаванк.

День 14 (14 сентября)

Оганаван (1340м) - Аштарак (1100м) - Айгешат (900м) - Амберд (900м) - Ахавнатун (890м) - Эчмиадзин (870м) - аэропорт Зварноц (860м)
Пробег 51км

С утра мы вкатили в Аштарак и приступили к осмотру местных церквей. Их здесь хватает. В основном это постройки 12-13 века. Когда проезжали мимо школы, Аштаракские школьники приветствовали нас, а мы их))) Здесь ребята по флагам сразу безошибочно распознали в нас русских, и кричали - " привет". На выезде из Аштарака нашли замечательную кафешку, где нам приготовили курицу. Хозяин кафе на прощание сорвал нам изумительную ветку винограда в качестве презента. Выехали в сторону Эчмиадзина, свернули в Айгешат где есть монастырь 19 века. Также мы осмотрели разрушенные церкви в деревушках Амберд и Ахавнатун. В Амберде церковь существовала с 6-7 века. Местный сторож открыл ворота и провел специально для нас экскурсию по церкви.

Церквушка в Аштараке

Красивая штучка

Санька и виноград

В Эчмиадзин мы въехали ближе к вечеру, и на рынке нам подарили арбуз, не взяв денег. Хозяин арбузов получил в подарок презент с видами Петербурга. Арбуз съели не отходя от кассы прямо на тротуаре в тени. В этом же городке мы устролили себе прощальный ужин в кафе, заказав довольно много шашлыка. В аэропорт приехали когда уже совсем стемнело, неспешно разобрали велики и тщательно упаковали их в чехлы. Зона вылета армянского аэропорта, это вам не зона прилета. Здесь все скромнее в разы. Смешно, но в туалете нет ни мусорного ведра, ни мыла. Хорошо, что было свое мыло и мы смогли отмыть руки после упаковки велосипедов. В аэропорту нет весов, чтоб пассажиры могли взвесить свой багаж. Мне пришлось просить служащего аэропорта включить весы на регистрационной стойке для взвешивания наших велов и рюкзаков. Оказывается, чтоб покинуть Армению необходимо каждому заплатить по 800рублей. Это нужно помнить и вовремя оплатить госпошлину в кассе банка в аэропорту. С нас на регистрации хотели содрать деньги за багаж, но я достал необходимые бумаги от Аэрофлота и мы прошли регистрацию без проблем. В магазине беспошлинной торговли на остатки армянских денег мы купили несколько бутылок лучшего армянского коньяка.

Арбуз нам подарили
в Эчмиадзине

Главный Кавказский в
лучах восходящего солнца

Покрывало из облаков.
А на горизонте Эльбрус

В самолете было тихо. Никто не пил коньяк и не шумел. Люди с грустью покидали свою Родину, а мы с грустью возвращались домой. Армения нам полюбилась и приняла нас, обласкав своим теплом и солнцем, показала нам красивейшие перевалы и горные серпантины дорог, познакомила с удивительно гостеприимными людьми, и сделала так, чтоб уже сидя в самолете, глядя в иллюминатор на Арарат, мы с Сашей одновременно сказали друг другу, что мы сюда еще обязательно вернемся!