Горы мира > Памиро-Алай >

Автор: Александр Сошников

Отчет о восхождении команды клуба альпинистов им. А.С. Демченко на вершину «4810»

по центру северо - западной стены, маршрут А. Крицука (1988г), 6Б к.с. 6 – 16 августа 2007 г.

Паспорт восхождения

1. Памиро-Алай, Туркестанский хребет, ущелье Кара-Су, 5.4.3.
2. Пик «4810», 4810 м, по центру северо - западной стены.
3. Категория сложности 6Б.
4. Характер маршрута: скальный.
5. Перепад высот маршрута: 1210 м (3600 – 4810).
  Протяженность: 1546 м,
  Протяженность участков:  V - VI к.тр. 1140 м.
  Средняя крутизна стенной части маршрута - 78°
  всего маршрута – 70°
6. Оставлено "крючьев" на маршруте:
всего 20 в т.ч. шлямбурных: 16
Использовано крючьев на маршруте:
шлямбурных стационарных: 47 в т.ч. ИТО 22
шлямбурных съемных: 6 в т.ч. ИТО: 0
Использовано всего искусственных точек опоры (ИТО): 243
7. Ходовых часов команды (до вершины): 79 часов, 8 дней.
8. Руководитель: Кочетков Григорий Сергеевич – МС.
  Участники:
  Козлов Георгий Сергеевич –  1 сп.р,
  Сошников Александр Игоревич- КМС,
  Адамов Алексей Сергеевич – 1 сп.р.
4. Тренер: Кузнецова Елена Валентиновна – КМС.
5. Выход на маршрут: 9:00, 6 августа 2007 г.
Выход на вершину: 22:00, 14 августа 2007 г.
Возвращение в БЛ: 19:00, 16 августа 2007 г.

Техническое фото Северо-Западной стены в. «4810» с ниткой маршрута восхождения.

1 - М. Ситника 86;
2 - В. Иголкина 90;
3 - А. Крицука 88 ( маршрут, пройденный командой);
4 - А. Русяева 88;
5 - А. Воронова 88;
6 – Копейко 88;
7 - С. Овчаренко 88
Снято 29.07.2007, Место съемки – спуско

1 - М. Ситника 86 2 - В. Иголкина 90 3 - А. Крицука 88 ( маршрут, пройденный командой) 4 - А. Русяева 88 5 - А. Воронова 88 6 – Копейко 88 7 - С. Овчаренко 88
Снято 29.07.2007, Место съемки – спусковой гребень в. Асан,

Профиль маршрута.

- 5 -

Фотопанорама района.

Обзор района

Район «Каравшин» включает в себя два ущелья: Ак-Су и Кара-Су.

Ущелье Кара-Су, названое по одноименной вершине, представляет наибольший интерес. Здесь расположены вершины Пирамидальный (высшая точка района), пики Асан и Усен, Желтая Стена, а также пик 4810, знаменитый своими Северо-Западной и Восточной стенами.

Базовый лагерь в ущелье Кара-Су находится в 50 км от большого поселка Ворух - таджикского анклава на территории Киргизии. Заброску обычно производят на ишаках и лошадях, это занимает 2-3 дня. В Ворух заезд на автобусе возможен через Киргизию – Ош и Бишкек, через Таджикистан – Ходжент, и через Узбекистан – Ташкент. Ближе всего Ходжент, затем Ташкент, но поскольку ущелье Каравшин расположено на территории Киргизии, часто возникают проблемы при пересечении границ.

Подход от Базового лагеря под СЗ стену 4810 занимает от 2 до 5 часов в зависимости от количества груза и акклиматизации группы.

Картосхема района.

Условные обозначения:
------- путь подхода под маршрут
…….. путь спуска

График восхождения.

Схема маршрута в
символах УИАА, лист 4

Схема маршрута в символах УИАА, лист 3

Схема маршрута в символах УИАА, лист 2

Схема маршрута в символах УИАА, лист 1

Описание маршрута по участкам.

R 0- По гладкой стене под началом нависающего внутреннего угла в направлении старого шлямбура, встречаются дырки под скайхуки 6 мм., далее вверх к основанию внутреннего угла и вправо двигаться вдоль него вверх. Станция. 45 м. На участке забит 1 шлямбур 8 мм.-хилти, без уха. ИТО А2

R1. Вдоль внутреннего угла по щелям, образованным гудящими и разрушенными нашлепками и плитами с основной стеной на ИТО двигаться вверх. Страховка на якорях, камалотах и закладках.

Длина участка 50 метров.6+. ИТО А2- 40 м. А3- 10м.

R 2. Справа от внутреннего угла двигаться вверх по немонолитным плитам и нашлепкам вверх через небольшие карнизы к нише образованной гигантской отслойкой и стеной. Длина участка 60 метров. 6+, ИТО А 2.

R 3. Вдоль внутреннего угла вверх через нависающие отслойки вправо и 3 метра влево на небольшую полочку, где можно устроить ночевку. На станции есть местный крюк, типа короб. Ночевка в платформе.

55 метров. 6+:.ИТО А2.

R 4. От ночевки – прямо вверх по стене с небольшими нашлепками под карниз. Далее через карниз на ИТО слева . Станция за карнизом. 60 метров. На станции шлямбур 8 мм. 5+, 6. ИТО А 2.

R 5. Далее вверх по монолитным скалам с микрозацепками, в сторону шлямбура , находящегося чуть левее. Встречаются дырки 6 мм. под скай -хуки. С первого шлямбура, надо уходить направо в сторону небольшого угла с щелью. На виднеющиеся слева вверху шлямбура ориентироваться не надо, они выводят на зеркало. По щели вверх под небольшие карнизы, станция слева. Забит 1 шлямбур 8 мм.
60 м. 6+. ИТО А 2.

R 6. Через карнизы свободным лазанием вдоль кварцевой жилы по монолитным плитам с заглаженными зацепками. Страховка ограничена. Встречаются небольшие щели под якорные крючья и крючья типа банан. Участок ИТО –5 метров. Дырки под скай-хуки 6 мм. Станция на маленькой полочке с хорошей щелью справа. На станции есть 1 шлямбур 8 мм.
50 м.5+. ИТО А2.

R 7. Свободным лазанием вдоль кварцевой жилы. Страховка в щелях на закладках, камалотах и якорях.
60 м. 5+. ИТО А1- 5 м.

R 8. Дальше свободным лазанием вдоль кварцевой жилы вправо по направлению к отщепу.
60м. 5+ 6.

R 9. Вправо вверх, далее маятник вправо 20 метров, выход на полку по сильно разрушенным скалам. Полка под названием Рукавичка. Место для ночевки без платформы.
70 метров. 6., последние 10 метров лазание 4+ -5.

R 10. С полки влево вверх по направлению широкой кварцевой жилы, потом к левому краю системы карнизов пересекающих стену. Много маятников. Напряженное ИТО.
60 м. 6+. ИТО А 2.

R 11. Из под карнизов влево вверх . Свободное лазание чередуется с маятниками и движением на ИТО. Вдоль отщепов. Встречаются дырки под скай-хуки 6- 8 мм.
60 м. 6+. ИТО А2.

R 12. Движение вправо вверх по щелям по направлению к основанию расщелины, выводящей к полке , на которой располагается ночевка.
65 м. 6+. ИТО А2.

R 13. По разрушенным скалам выход на полку. На полке возможна сидячая ночевка. Есть снег со льдом.
20м. 4+.

R 15. С полки спуститься немного вниз до местного шлямбура. Отсюда вверх, сложное лазание, местами на ИТО., по направлению отщепа забирая влево.
60 м. 6+. ИТО А 2.

R 16. Маятник влево под основание камина. Лазание на равновесии., Ито по дыркам на скай-хуках. Далее движение по камину, залитому натечным льдом. Очень напряженное лазание, местами на ИТО.
60 м. ИТО А2.

R 17. Далее по камину , переходящему во внутренний угол и перестающему нависать. Из внутреннего угла выход на небольшую полку налево. Станция.
60 м. 5+.

R 18. Далее вверх по системе щелей , переходящих в расщелину, расположенную слева и выводящую в угол между стеной и красной нашлепкой с характерными выветренными зацепками.

Сверху виден карниз, под ним гладкая стена. Выход налево на полку слева от карниза на верх красной нашлепки. Контрольный тур. Пересечение с маршрутом Иголкина.
60 м. 6+. ИТО А2.

R 19. С полки вправо к карнизу. Карниз проходится по углу в левой части на ИТО. Далее вверх на небольшую полочку и по ней вправо по отщепам, переходящим в микротрещины. Щели заканчиваются. По гладкой стене вверх по дыркам на скайхуках до шлямбура. Здесь станция на 2-х шлямбурах.
55 м. 6+. ИТО А2.

R 20. Со станции длинный маятник вправо до щели, по щели ИТО на камалотах и закладках. Щель выводит под камин залитый льдом. У основания камина станция на камалотах.
60 м. 6+. ИТО А2.

R 21. Справа от камина по углу вверх до широкого внутреннего угла. Здесь маршрут соединяется с маршрутом Русяева.
40м. 5+.

R 22. Со станции влево на систему щелей и вверх по правой стороне угла. Через 25 метров маятник влево на закладке. Далее напряженным лазанием до откола под небольшим карнизом. На нем станция.
60 м. 6+. ИТО А2.

R 23. Через карниз вверх по углу выход на полку с возможной удобной ночевкой. Далее вверх через вертикальные и подвисающие стенки выход на гребень. Станция на отколе.
60 м. 6+.ИТО. А 1.

Далее 400 метров по гребню , по которому проходит маршрут М.Ситника 5Б к.тр. Выход на вершину. Скалы 3+ 4+ к.тр.

Спуск с вершины в сторону пика ЛОМО, по м-ту 5Б к.тр.

При выходе на маршрут необходимы уши для шлямбуров, с диаметром отверстия 8 мм., и гайки на 13. т.к. на маршруте оставлены только шпильки от шлямбуров производства фирмы Хилти.

Техническая фотография маршрута.

Записки из контрольных туров.

Тактические действия команды

При изучении маршрута восхождения и характера стены для максимальной безопасности было решено не экономить на снаряжении, воде и питании. Продукты и газ были взяты из расчета на 12 дней. В арсенале группы была большая четырехместная платформа, что, конечно, увеличило и без того немалый груз на 16 кг, но придавало надежность и комфорт в случае ухудшения погоды.

06.08.07. Первые два дня потрачены на обработку маршрута и подъем груза, которого оказалось немало - 7 баулов на четверых. Первые четыре веревки, представляют собой вертикальную плиту, идущую правее широкого внутреннего угла и состоящую из гудящих, нависающих нашлепок с мокрыми потеками и ненадежной страховкой. В щелях между плитами и торчащими вниз перьями широко используются камалоты всех размеров. Лазание постоянно сменяется ИТО. В первый день работал Козлов Г., во второй - Сошников А.

08.08.07. День отрыва от земли. Выше обработанных веревок - «зеркало», плиты практически без рельефа. Первым работает Кочетков Г., пройдено 2 веревки. Ночевка в платформе возле небольшой полочки под четвертой веревкой. Первая ночевка в большой платформе. Оказалось, вчетвером удобнее, чем в двух двухместных платформах, а особенно удобно с приготовлением и употреблением пищи.

09.08.07. Первым работает Козлов Г., проходит етыре веревки сложного лазанья с небольшими отрезками ИТО вдоль широкой кварцевой жилы, пересекающей наискось всю стену. Лазанье специфичное, много пассивных зацепов причудливой формы, образовавшихся в результате выветривания, и совсем мало рельефа для страховки – кварц разрушается совершенно отлично от гранита и щелей почти нет. На широкой полке «Варежка», на высоте 4000 метров устанавливаем бивак, от него обработали еще 50 метров. Сошников А. с Адамовым А. работают на перилах, вытаскивают грузы и воду, и на полку выходят уже в темноте. Платформу не ставим, натягиваем лишь тент над полкой и спим полулежа – единственная ночевка без платформы. Снега на этой полке еще нет, пьем воду, принесенную снизу.

10.08.07. Третий день на стене, первым работает Сошников А., стена опять становится вертикальной и увеличивается количество ИТО. Преодолеваем несколько небольших карнизов, приходится делать по несколько траверсов на веревку. Много разнообразного ИТО: дырки, якоря, мелкие стопперы, маятники от одной нашлепки к другой в поисках рельефа. На 4200м. выходим на полочку «Груди» шириной с метр, находим лед, правда очень грязный, приходиться кипятить и отстаивать. Траверснув 30 метров вправо по полке, находим записку А. Максимени с маршрута Русяева 2005 года. Над этой полочкой вешаем платформу, ставшую нашим домом на следующие 3 ночи. Очередное утро на стене порадовало нас сильными порывами ветра со снегом, трепавшими нашу платформу. О том чтобы лезть в такую погоду не могло быть и речи. Посвятили день отдыху и заготовке воды изо льда.

12.08.07. Утром погода улучшилась, и Кочетков Г. вышел в направлении огромного камина. Вторая от ночевки веревка начинается маятником влево и траверсом по пассивному рельефу на равновесии. Далее камин, местами проходимый лазанием, но стенки камина залиты тонким слоем льда после вчерашнего снегопада. Затем внутренний угол и маятник влево в широкий угол, выводящий на покатую полку со снегом, не упомянутую в описании. На полке контрольный тур с запиской 1990 года команды Магнитогорска под руководством Иголкина. В этот день ночевали опять на 4200, хотя была возможность перенести платформу на полку с туром.

13.08.07. После подъема по перилам, Козлов Г. движется вверх-направо от широкой полки, по системе отколов, местами на ИТО до шлямбура на плите. Далее маятник 10- 12 м. вправо до тонкой щели, по которой на ИТО и лазаньем вверх под внутренний угол. Здесь маршрут Крицука соединяется с маршрутом Русяева, далее движение свободным лазанием по системе внутренних углов и щелей. Из-за большого количества вариантов сложно ассоциировать описание и реальный рельеф. За день пройдено 5 веревок. Как выяснилось позже, не дошли до комфортной полки под гребнем 15 метров. Ночевка в платформе на две веревки ниже, на узкой полочке, под карнизом.

14.08.07. Шестой день на стене, утром очень холодно, чувствуется высота, в скалах много замезших ледяных ручейков. Сошников А. уходит вверх и проходит веревку до гребня. По гребню движение упрощается, для первого, и усложняется для остальных, т.к. весь груз надо нести на спине. Провесили 2 веревки, и началась метель, бьет электростатикой, скалы покрываются слоем мокрого снега. Первым работает Адамов А. в кошках и с фифами. Уже в темноте вышли на вершину. Натянув веревку между двух огромных валунов, вешаем тент от платформы, над ровной площадкой прямо на вершине. Адамов А., работая первым, слегка подморозил пальцы на руках температура за бортом минус 7 градусов.

15.08.07. После небольшого прояснения, погода опять портится. Спуск по Ю-В гребню, в тумане, по маршруту 5Б Назарова, 500 метров по южному гребню пешком и 10 дюльферов. В 20-00 спускаемся на перемычку с пиком Ломо. Воды нет, еще через 4 часа в темноте по осыпям и бараньим лбам группа спустилась к реке Ак-Су.

16.08.07. В 14-00 группа вернулась в базовый лагерь в ущелье Кара-Су.

Фотоиллюстрации.

Фото 1. Участок R0-R1.

Фото 2. Работа на участке R5-R6.

Фото 3. Участок R4-R5

Фото 4. Участок R6-R7

Фото 5. Ночевка на R10, 4000м.

Фото 6. Участок R13-14

Фото 7. Ночевка на R16, 4200 м.