Автор: Сергей Ганаховский, г. Москва

Отчет
о горном путешествии 4 к/с
по Фанским горам (Памиро-Алай),
совершенном 19 июля – 04 августа 2004 г.

Справочные сведения (Паспорт спортивного путешествия)

Проводящая организация

Наименование: Клуб Туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра физического воспитания Физкультурно-оздоровительного центра МГТУ им. Н.Э. Баумана
Адрес: Москва, Госпитальная набережная, д.4/2, Спортивный комбинат МГТУ

Район: Памиро-Алай
Подрайон: Фанские горы
Массивы: Ганза, Чимтарга, отрог Тавасанг-Хучируд

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
Горный Четвертая 147,5 (без коэфф.) 17 17 19.07.04-04.08.04

Подробная нитка маршрута

а/л Аллаудин – пер. Аллаудин (1А-н/к, 3784) – оз. Куликолон – пер. Чукурак (1А, 3180) + пер. Зиерат (1А, 3340, рад.) – оз. Дюшаха – пер. Адамташ (1Б, 3868) – оз. Алаудинские – пер. Седло Бодхоны (2Б, 4420) – р. Сурхоб – пер.Гусева-Мухина В. (4503) + в.Б. Ганза (5314, рад.) + пер.Гусева-Мухина З. (4661, все вместе 2Б) – пер. ВАА (1Б, 4100) – оз. Мутные – пер. Чимтарга (1Б, 4728) – пер. Мирали (5060) + в. Чимтарга (5477, все вместе 2Б) – оз. Б.Алло – р. Амшут – р. Сарымат – пер. З.Сарымат (2А, 4220) – оз. Хазорчашма – оз. Нежигон

Здесь и далее высоты приведены в соответствии с замерами на местности при помощи GPS

Определяющие препятствия маршрута

Вид
препятствия
Наименование Категория трудности Высота* Длина препятствия Путь прохождения Характеристика препятствия
1. Перевал Адамташ 3868 2 км Подъем по леднику Аксу
Спуск к Алаудинским озерам
Снежно-ледовый склон, скальный контрофорс
Осыпной склон
2. Перевал Седло Бодхоны 4420 2,5 км Подъем со стороны ледника Бодхона
Спуск в сторону долины Сурхоб
Скалы, снежно-осыпной склон
Снежно-осыпной склон

Перевал Гусева-Мухина Восточный + 4503 5 км Подъем со стороны долины Сурхоб Снежно-ледовый склон
Вершина Большая Ганза + 5314 Подъем с перевала Седло Ганзы Снежный и снежно-фирновый склон
Перевал + Гусева-Мухина Западный 4661 Спуск по леднику Малая Ганза Снежный и снежно-фирновый склон
4. Перевал ВАА 4100 3 км Подъем с ледника Малая Ганза
Траверс промежуточных седловин
Спуск в сторону озера Мутное
Снежно-фирновый склон
Осыпной склон
Снежник
5. Перевал Чимтарга 4728 3,5 км Подъем со стороны озера Мутное
Спуск в долину реки правый Зиндон
Ледник, снежно-фирновый склон, осыпной склон, снежно-осыпной склон
Снежно-осыпной склон
6. Перевал Мирали 5060 5 км Подъем по леднику Мирали Западный Осыпной склон, бараньи лбы, снежно-ледовый склон
7. Вершина Чимтарга 5477 Подъем с перевала Мирали

М., Стройковская 12-1-117 т. 2765935 condor21
[собака]yandex.ru
командир
2 Горшкова Ольга Борисовна 1973 5ГУ, Ц.Кавказ М, Черемушки, 29 кварт. 4а-437 т.7183535 olga_gorych
завхоз
3 Гуськов Михаил Александрович 1979 4ГУ, Ц. Кавказ М., Севастопольский 15-1-14 т.7583340 Mikhail.Gouskov
[собака]ec-lyon.fr
медик
4 Зайцев Андрей Александрович 1980 5ГУ, Терскей МО, пос. Ватутинки, 26-32 т.3340521 zaya334
[собака]rambler.ru
зам. командира, рем. мастер
5 Зак Евгения Владимировна 1982 3ГУ, Ц.Кавказ МО, Балашиха, Заречная 8-16. т. 5232396 Jane_Zak
медик
6 Ермилов Леонид Владимирович 1986 2ГУ, Ц.Кавказ
3ПУ Кодар
М., Кировоградская, 44А-2-78 т.3867298 ermilov
[собака]nm.ru
участник
7 Лосиков Илья Андреевич 1980 3ГУ, Ц.Кавказ МО, г. Павловский Посад, Герцена 1-69. т. Ilya_Losikov
зав. снар.
8 Филиппов Дмитрий Александрович 1971 5ГУ, Терскей МО, пос. Мишеронский, Нариманова 53 fd_canon
фотограф

Фото 6. Леонид Ермилов

Фото 7. Илья Лосиков

Фото 8. Дмитрий Филиппов

Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов

Библиотека ТССР: Москва, Студеный пр-д., д.7
Библиотека МГЦТК: Москва, Большая Коммунистическая ул., д.17
Библиотека т/к МГТУ: Москва, Госпитальная наб., д.4/2, Спорткомбинат МГТУ, т/к.
Видеоматериалы имеются, хранятся у Ганаховского С.А.

Поход рассмотрен МКК ФСТ г. Москвы

Содержание отчета

Общая смысловая идея путешествия

Фото 9

Сперва хотелось бы несколько отступить от сухого языка километров, перепадов высот, потраченных переходов и рассказать об идее путешествия.

В начале апреля 2004 года слякотным вечером мы веселой гурьбой возвращались с тренировки из спорткомплекса. "Серега, а не сходить ли нам двумя группами в Фанские горы, давай! Озера посмотрим…" – прозвучало из уст Николая Евстафьева. "А пошли!" – сказал я в ответ.

Таким образом, одна из идей путешествия, – посмотреть озера была сформирована в момент рождения идеи. Вторая идея – сделать восхождения на несколько пятитысячников, в том числе высшую точку района, возникла после изучения района и прочтения нескольких отчетов. Еще одна идея, что путешествие должно быть именно четвертой к.с. вытекала из двух предыдущих и нашего опыта горных путешествий. И последней идеей было то, что для удачного осуществления задуманного необходима хорошая акклиматизация, поскольку район является весьма высокогорным. Эти идеи легли в основу разработки маршрута, ими же мы руководствовались во время его прохождения.

Фото 10

Так получилось, что летом 2004 г. помимо нас в районе путешествовали еще две группы, так или иначе связанные с Клубом туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Встречи с ними, также заранее запланированные, доставили нам большое удовольствие.

Изучив ряд отчетов, мы пришли к выводу, что концептуальным маршрутом, оптимально отвечающим нашим задачам, будет следующий:
1. а/л Артуч - оз. Куликулон - оз. Алаудинские - оз Дюшаха – заброска на оз. Мутное – массив Ганзы – вершина Б.Ганза – оз. Мутное – массив Чимтарги – верш. Чимтарга – оз. Б. Алло – Маргузорские озера.
Однако, ошибочно полагая, что а/л Артуч не действует и заброситься туда не удастся, маршрут был приведен к заявленному виду. К сожалению, по решению маршрутно-квалификационной комиссии, в маршрут не был включен пер. Мирали, который числится как 3А, де-факто являясь 2Б. При отсутствии этих факторов возможно построить маршрут с такой же логикой, но более сильной технически и логичной концовкой такой же продолжительностью.

Фото 11

Нельзя не отметить, что еще одной идеей поездки, не относящейся к горному путешествию, являлось посещение достопримечательностей древней Азии. Таким образом, когда уже на месте мы узнали, что дорога от Маргузорских озер до границы с Таджикистаном занимает в два с половиной раза меньше, чем от а/л Алаудин, а именно 3 часа, мы с радостью перенесли отъезд с утра 5 августа на вечер 4 августа, что дало нам возможность съездить на один день в Бухару.

Закончить введение хочется словами горячей благодарности Николаю Евстафьеву за идею и всяческую поддержку, А. Джулию, В. Геллеру, МКК городского клуба туристов за консультации и добрые советы, Клубу Туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана за то, что мы есть, какие мы есть, а также фирме МАТЦ «Аллаудин», которая оградила нас от всяческих проблем и ласково приняла нас в свои объятия в Фанских горах.

Варианты подъезда и отъезда

Фото 12

Существует несколько вариантов заезда в район из Москвы (по состоянию на лето 2004), через:

• Худжент (Таджикистан) – самолет
  • Душанбе (Таджикистан) – самолет, прямой поезд
  • Ташкент (Узбекистан) – самолет, поезд с пересадкой
  • Самарканд (Узбекистан) – самолет

Стоимость билета на самолет в оба конца порядка 300 долларов.

Мы добирались через Самарканд:

Участок
Транспорт Время
Москва-Самарканд самолет 4,5 ч.
Самарканд – граница автобус 1,5 ч.
Пересечение границы пешком, вещи на рикше 1-1,5 ч.
Граница – а/л «Алаудин» внедорожный автобус 7-8 ч.
Оз. Нежигон-граница автобус 2,5-3 ч.

При пересечении границы с Узбекистаном желательно иметь заграничный паспорт, куда проставят печать. В противном случае печать ставится в российский паспорт, что делает его недействительным.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Даты Дни пути Участки маршрута Аварийные выходы Запасные варианты
19.07 1 заброска на оз. Мутные (рад) а/л Алаудин
20.07 2 а/л Аллаудин - пер. Аллаудин (1Б,3784) - оз.Куликолон а/л Алаудин, а/л Артуч
21.07 3 пер.Чукурак (1А,3180) - пер.Зиерат (1А,3340) - оз. Куликулон (рад) а/л Артуч
22.07 4 оз Дюшаха - пер Адамташ (1Б,3868)- Алаудинские озера а/л Артуч, a/л Алаудин
23.07 5 Алаудинские озера - ледн. Бодхона а/л Алаудин
24.07 6 пер. Седло Бодхоны (2Б,4420) а/л Алаудин
25.07 7 пер. Седло Бодхоны (2Б,4420) – ледн. Сурхоб долина р. Пасруд
26.07 8 пер. Гусева-Мухина Вост. (2Б,4503) – пер. Седло Ганзы долина р. Пасруд, долина р. Казнок по леднику М. Ганза пер. Зеленоград (2А,4500)
27.07 9 в. Б. Ганза (5314) долина р. Казнок по леднику М. Ганза отказ от восхождения
28.07 10 пер. Гусева-Мухина Зап (2А,4661) - пер. ВАА (1Б,4100) – оз. Мутные долина р. Казнок по леднику М. Ганза
29.07 11 пер. Чимтарга (1Б, 4728) – р. Правый Зиндон а/л Алаудин, долина р. Зиндон, кишлак Мазар
30.07 12 пер. Мирали (5060) долина р. Зиндон, р. Арчамайдан
31.07 13 в. Чимтарга (5477, 2Б) – оз. Б. Алло долина р. Зиндон, р. Арчамайдан отказ от восхождения
01.08 14 р. Амшут – р. Казнок - ишан долина р. Арчамайдан
02.08 15 р. Казнок-Ишан – под пер. З. Сарымат долина р. Казнок-ишан - долина р. Арчамайдан
03.08 16 пер. З. Сарымат (2А,4220) – оз. Хазорчашма долина р. Казнок-ишан - долина р. Арчамайдан долина р. Чатдара
04.08 17 оз. Маргузор – оз. Нежиюк

Изменения маршрута и их причины

Отказ от восхождения на в.Энергия Плохие метеоусловия: видимость 100м, пурга.
Отказ от прохождения пер. Ахсу – пер.В. Ахсу Отставание от графика в связи со сложными условиями при прохождении перевала Седло Бодхоны, а также лавинной опасностью перевала Гусева-Мухина Восточный. По плану должны были в один день пройти перевал Седло Бодхоны и подойти под перевал Гусева-Мухина Восточный, на практике заночевали на Седле Бодхоны, а под перевал Гусева-Мухина Восточный подошли к 10:30. Оценив состояние перевала как лавиноопасное, приняли решение пройти его на следующий день в утренние часы.

Оба изменения соответствуют заявленным запасным вариантам.

График движения

Дата Дни пути Участок маршрута Чистое ходовое время км Характер пути Метеоусловия Примечание
19.07 1 а/л Аладуин-оз. Мутное (заброска) 3 ч. 10 мин 7 Выход в 11:30. Маркированная тропа по осыпям, местами конгломерат. На пути пересекает 3 характерных моренных вала. После оз. Пиала (~40 мин от Алаудинских озер) воды нет. На озере пересекаем галечные поля и кладем заброску под скалами Юго-Восточного отрога Чимтарги. На озере есть места для ночевок в северной части, на морене неподалеку от тропы и в юго-восточной части галечных полей, в 300м от озера, напротив характерного огромного бульника. утром пасмурно,
днем дождь,
вечером ясно
фото 09
фото 10

фото 11
возвращение тем же маршрутом 2 ч. 30 мин
20.07 2 а/л Алаудин – Верхнее Алаудинское озеро 35 мин 1 Выход в 9:25. Хорошая тропа по арчовому лесу, переходит по мостику на левый берег речки, не доходя 150 м. до Верхнего Алаудинского озера. Здесь на поляне камень с указателем тропы на Алаудинский перевал. ясно
Верхнее Алаудинское озеро – пер. Алаудин 4 ч. 2,6 Тропа начинается от указателя по левой (по ходу) части курумника, через 300-400 м выходит в его центральную часть. До границы леса 1 переход. Далее тропа пересекает ряд травинисто-осыпных террас и перед перевальным взлетом теряется. На одной из террас (~1 переход от границы леса) встречается ручеек. Перевальный взлет представляет собой осыпной склон крутизной до 30°. ясно, пасмурно, снег
фото 12
пер. Алаудин – оз. Дюшаха 50 мин. 3 Спуск по осыпному склону, снежничкам до большого камня, возле которого ручей.
Далее тропа, которая идет вдоль ручья, а затем плавно уходит левее, пересекает травянистую террасу и уходит вниз по крутому осыпному склону.
пасмурно с прояснениями фото 13

фото 14
оз. Дюшаха – оз. Куликалон 50 мин. 3 Речку из оз. Дюшаха пересекли у истока. Далее хорошая тропа. пасмурно
21.07 3 оз. Куликалон – пер. Чукурак 45 мин. 2,5 Выход в 7:25. Тропа по травянисто-каменистому склону начинается практически под склонами вершины Гоухона и идет к перевалу косым траверсом лево-низ – право-верх ясно фото 15
пер. Чукурак – пер. Зиерат 1ч. 30 мин 2,5 Траверс гребня между перевалами, вершину 3997 обошли справа. Практически везде скотоводческие тропы. 10 м участок простого лазания. ясно фото 16
фото 17
пер. Зиерат – оз. Куликалон 1 ч. 2,7 Спуск по травянисто-осыпному склону, забирая левее по ходу. Через ~ 500 м выходим на сухое русло ручья. Тропа начинается от границы леса на левом берегу сухого русла. пасмурно фото 18
оз. Куликолон – оз. Дюшаха 55 мин 3 Хорошая тропа пасмурно
22.07 4 оз. Дюшаха – плато ледника Адамташ 2 ч. 35 мин 3 Выход в 10:35 (в связи с болезнью участника). С места ночевки обогнули озеро справа, пересекли лабиринт из крупных камней и поднялись на первую террасу древней морены (35 мин). Еще через 35 мин. подошли под перевальный взлет пер. Шогун-Ага. Здесь начинается снежник, плавно переходящий в закрытый ледник. Через 30 мин крутизна склона увеличивается, слой снега уменьшается. Надеваем кошки и через еще 15 мин. выходим на пологую часть ледника, по которой, тропя снег, выходим под перевальный взлет (10 мин). ясно фото 20
подъем на перевал 40 мин 0,6 На перевал поднимаемся по сильно заснеженному скальному контрофорсу, подходящему к перевалу справа по ходу. пасмурно, быстро затягивает фото 21
перевал Адамташ – Алаудинские озера 1 ч. 30 мин 4,5 Первый участок спуска - подвижная осыпь. Через 400-500 м, перед бараньими лбами, необходимо уйти влево (начинается тропа) и через проход в скальном плече вершины Шогун-Ага выйти на склоны пер. Шогун-Ага. Далее, траверсируя склон в направлении Алаудинских озер, выходим на хорошую тропу, по которой и спускаемся в долину. ливень фото 22
фото 23
23.07 5 Алаудинские озера – ледник Бодхона 4 ч. 7 Выход в 8:20. Хорошая тропа, минуя оз. Пиала (35 мин), забирается на моренный вал (50 мин) подходит к камню, на котором нарисованы указатели на Бодхону и Мутные озера. Здесь тропа раздваивается. Тропа к Бодхоне поднимается на первую ступень морены (25 мин). Далее, петляя по курумнику, подходит к ручью (1,5 ч.) и теряется. Пройдя несколько моренных валов, выходим к леднику. Пересекаем котловину с галечным дном, поднимаемся на левую (правую) боковую морену, где ставим лагерь.(40 мин.) ясно, к вечеру пасмурно и снег фото 10

фото 24
Разведка к пер. Седло Бодхоны Подход под перевал занял 2 часа, абсолютно измотав тропежкой и тягуном снег
24.07 6 Подход под пер. Седло Бодхоны 2ч. 2,5 Выход в 6:30. Подход под перевал проходит по ровному, в нашем случае закрытому леднику. Движемся по центру ледника в сторону пер. Адиджи, который хорошо просматривается. Седло Бодхоны находится за углом и становится виден лишь в последний момент. Видны следы свежих лавинных выносов со склонов Бодхоны и Замка – последствия недавней непогоды. Ближе к перевалу крутизна склона увеличивается, здорово помогают ступени, набитые накануне. ясно
Прохождение пер. Седло Бодхоны 8 ч. 1 1-я веревка – кулуар слева, выводящий на снежно-осыпную крутонаклонную полку. Заснеженные, обледенелые скалы (40°-45°, 20 м), снежно-осыпной склон (25°-30°, 25м). Пересекли полку справа налево, перевесили подъемную веревку на правый край полки из-за опасности схода камней и льда по кулуару со склонов Бодхоны.
2-я веревка – подъем по правому (по ходу) краю наклонной снежно-осыпной полки под стену (25°-30°, 30м.)
Далее по полке вдоль стены до русла ручья
3-я веревка – траверс снежно-ледового русла ручья, из которого периодически сыпались ледяные комья.
4-я веревка – узкая полочка от русла ручья (20 м) + участок натечного льда (30°-35°, 10 м) за ледовый столб.
5-я веревка – от ледового столба по полке до начала снежно-осыпного склона к перевалу (25°-30°, 50 м).
6-я веревка – выход на снежно-осыпной склон (30м, до 30°, можно было не вешать)
Далее осыпной склон, покрытый глубоким снегом до перевала (1,5 ч.)
ясно фото 25

фото 26
25.07 7 пер. Седло Бодхоны – ледник Сурхоб (левобережная морена) 1,5 ч. 2,5 Выход в 8:25. Спуск осуществляем по снежно – фирновому склону по линии падения воды(50 мин). Далее движемся по моренным валам в сторону цирка ледника Сурхоб. Достигнув ледника, на левой боковой морене ставим лагерь. ясно фото 27
26.07 8 Левобережная морена ледника Сурхоб – перевальный взлет 40 мин. 1,4 Выход в 5:20. По центру пологого закрытого ледника подходим под начало крутой части подъема, чуть правее центра, где надеваем кошки и достаем ледорубы. ясно фото 28
подъем на пер. Гусева-Мухина Восточный 4 ч. 1 Весь подъем протекал по снежно-ледовому склону.
1-я веревка - от бергшрунда вертикально вверх (30°в направлении правого ледового лба)
2-я веревка – вверх и чуть левее, начало обхода ледового лба (35°)
3-я веревка – диагональ налево в обход лба (30°-35°)
4-я веревка – вертикально вверх вдоль лба (до 40°)
5-я веревка – диагональ направо, выход на верх ледового лба.
6-я веревка – вверх - влево выход на пологую часть. (30°)
7-я веревка на ледорубе – диагональ налево – траверс пологого (20°) снежного склона, выход на еще более пологую часть (15°).
Траверс снежного склона до перевала.
ясно фото 29
на пер. Гусева-Мухина Восточный – пер. Седло Ганзы 25 мин. 1 От перевала траверс левого ( по ходу ) осыпного склона отрога, в котором находится пер. Гусева-Мухина Восточный до основного гребня. Далее по широкому ровному щебнистому гребню до скального контрфорса, обойдя который слева, выходим на пер. Седло Ганзы. Со стены контрофорса тек ручеек, которого может и не быть в неснежные годы. ясно фото 30
27.07 9 Подъем на в. Большая Ганза 3 ч. 30 мин. 2,5 Выход в 5:00. Подъем начинается по относительно пологой, заснеженной в нашем случае, галечной осыпи. (35 мин). Далее сильно заснеженный снежно-ледовый склон вдоль гребня. молоко фото 31
Спуск с вершины 1 ч. 45 мин. По пути подъема
28.07 10 пер. Седло Ганзы – под пер. ВАА 1 ч. 45 мин. 4,2 Выход в 5:20. По пологому гребню практически без изменения высоты вышли на пер. Кальгаспорный (35 мин), откуда, преодолев небольшую зону разломов, по закрытому леднику, обходя трещины вышли на пер. Гусева-Мухина Западный (25 мин). Перевалу предшествовал небольшой подъем. Далее вниз по некрутому языку закрытого ледника Малая Ганза подошли к отрогу, ведущему к пер. ВАА. По смерзшемуся снегу шлось легко. ясно фото 30

фото 32
седловины пер. ВАА 1 ч. 2 Подъем начали по снежному склону (250-300 м, крутизна до 30°, ведущему прямиком на 1-ю седловину (седловину отрога). Далее траверс осыпного склона в направлении следующей седловины с набором высоты 50 м. Тропа. Вторая седловина закрыта снежником, траверс склона к следующей седловине по правой (по ходу) границе снежника практически без набора. Третья седловина также закрыта снегом. От нее существенный спуск по центру снежника (м.б. камнеопасен). Подъем на последнюю седловину осуществляется косым траверсом справа налево сперва по снежнику, а затем по осыпному склону. ясно фото 33

фото 34

фото 37
фото 36
пер. ВАА – оз. Мутное 1 ч. 3 Спуск прямо вниз по снежникам. Через 30 мин выходим в карман морены, слева начинается курумник. Еще через 500-600 м. пересекаем курумник в направлении оз. Мутного и выходим на снежник, по которому спускаемся к озеру. ясно фото 39
29.07 11 оз. Мутное- пер. Чимтарга 4 ч. 30 мин. 5 Выход в 6:00. Пересекли галечное поле, поднялись по смерзшемуся снежнику к ровному закрытому леднику (45 мин.). По леднику вышли под снежный взлет (300-400 м, крутизна до 30°), выводящий в цирк перевала (1,5 ч.). Преодолев снежный взлет (25 мин), пересекли курумник, на котором есть места для ночевки и поднялись на тропу, идущую к перевалу по осыпному склону отрога г. Чимтарга. (40мин) По тропе дошли до перевала.
Замечание: по нашему мнению, выбранный нами путь по леднику не является оптимальным и существует тропа к перевалу, траверсирующая склон отрога Чимтарги выше ледника.
ранним утром ясно, после пасмурно, пурга фото 40
фото 41
пер. Чимтарга – ночевка на реке Правый Зиндон 1 ч. 40 мин. 2,5 Пройдя снежный склон первального взлета, уходим вправо на снежно-осыпные склоны западного отрога Чимтарги. Это необходимо сделать, чтобы ниже избежать дюльфер на плитах, перегораживающих широкий кулуар, ведущий к перевалу. Также выбранный путь в наш снежный год менее лавиноопасен. Пройдя широкую осыпную полку спускаемся к реке Правый Зиндон по снежнику и мелкой осыпи, откуда по тропе за 20 мин. выходим к отличным ночевкам. пурга фото 42
30.07 12 река Правый Зиндон – ледник Мирали Западный 2 ч. 40 мин. 3,5 Выход в 5:30. По тропе доходим до осыпей, ведущих к леднику Мирали Западный, где кладем заброску (30 мин.). Далее по слабой тропе по осыпям выходим на снежник, подходящий к бараньим лбам. (1,5ч.). Бараньи лбы возможно обойти слева (по ходу) по кулуару, однако выглянувшее солнце заставляет задуматься о каменной опасности. Выбираем путь по бараньим лбам и за 40 мин. по фирново-ледовым кулуарам (крутизна до 30°) и полочкам, надев кошки, выходим к леднику. ясно
фото 43
фото 44
ледник Мирали Западный – пер. Мирали 3 ч. 40 мин. 1,7 Подъем осуществляли по левой (ор.) части ледника, обходя его крутые участки справа. В пологой части ледника, ближе к перевалу, глубокий снег. На перевале есть хорошие, защищенные от ветра места для ночевки под склонами в. Мирали. ясно, во второй половине дня снег
фото 45
31.07 13 подход под скальный пояс 50 мин. 2 Выход в 6:55 (ждали погоду). Глубокий снег. Необходимо учитывать, что с запада на пер. Мирадли постоянно образуются снежные карнизы. Несколько небольших трещин ближе к скальному поясу преодолеваем по снежным мостам с попеременной страховкой. ясно фото 46
преодоление скального пояса 1 ч. 45 мин. 0,2 Подъем начинаем по заснеженному кулуару, который выводит к скальному поясу, где участок лазания средней сложности 6-10 м. Далее выход на снежный склон, по которому выходим на гребень. натаскивает облака
траверс по гребню 1ч. 40 мин. 1,5 Первый участок пути - траверс юго-восточного склона гребня без потери высоты в обход скал. Через 250-300 м. выход на гребень, сперва узкий, а затем расширяющийся. Далее до характерной скалы в виде пальца, откуда крутой взлет до 40°-45°, 350-400 м. Далее широкий гребень пересекают три некрутых вала. Высшая точка с туром расположена у правого конца последнего из них. На всем протяжении глубокий снег, тропежка. молоко фото 47
спуск на перевал по пути подъема 2ч. молоко
спуск к реке Правый Зиндон по пути подъема 1ч. 30 мин. Выход в 16:00. Спуск осуществляли по правой части ледника. Бараньи лбы обошли по кулуару справа по ходу. молоко, снег
Река Правый Зиндон – оз. Большое Алло 1ч. 30мин. 4,1 Путь до озера по тропе, пересекающей несколько курумников. мелкий дождик фото 48
01.08 14 оз. Большое Алло – бивак на реке Казнок Ишан 7 ч. 20 мин. 18 Выход в 7:30. Тропа по курумнику огибает озеро слева (40 мин.), далее начинает спускаться по навалам камней, затем через заросли арчи и выводит к скальным воротам и характерным галечным выносам (1 час). Здесь начинается ручей. По его правому берегу тропа выводит к прижиму (1 ч.), перед которым разливы. Вброд переправляемся на другой берег. Перед озером Мало Алло тропа теряется и мы переходим по камням обратно на правый берег, где обнаруживаем тропу. Обойдя озеро, тропа опять теряется и мы переходим по камням на левый берег, где обнаруживаем картофельное поле(45 мин.). Очевидно, два последних перехода довольно бурной речки были лишними, поэтому рекомендуем перед озером не переправляться. Через 300-400 м. от картофельного поля хороша тропа раздваивается: одна идет прямо вниз, другая направо, переходя речку. Переходим реку вброд по правой тропе и серпантином спускаемся к летнику (40 мин), где угощаемся абрикосами. Далее хорошая тропа выводит к мосту через р. Арча-Майдан (45 мин), откуда по грунтовой дороге доходим до кишлака Хуморигунг (1,5 ч.) От кишлака по хорошей тропе доходим до места ночевки (1 ч) ясно

фото 49
02.08 15 подход к истокам р. Казнок-Ишан 4 ч. 15 мин. 15 Выход в 6:00. Хорошая тропа кроме последних 3-4 км. На самом верхнем летнике угощаемся айраном и лепешками. ясно

фото 50

подъем под ледник к пер. Западный Сарымат 3 ч. 30 мин. 2,5 Переходим реку Казнок-Ишан в ее верховьях. Далее, поднявшись по травянистому склону слева от характерной конгломерантной осыпи, пересекаем ее и поднявшись еще метров 100-150 выходим на уровень моренного гребня, ведущего к перевалу. (1час 10 мин). Далее по карману морены правее гребня выходим на уровень отрога Гиссарского хребта (40 мин). Впереди виден еще один отрог. Пройдя еще 400-500 м. по гребню морены поворачиваем направо на север и движемся между этими двумя отрогами по увалам крупнокаменистой морены. Немного не доходя ледника возле одного из снежников встаем на ночлег. ясно фото 51
фото 52
03.08 16 подход и подъем на пер. Западный Сарымат 1 ч. 20 мин. 2 Выход в 8:20. По морене выходим на ледник (15 мин), перевал становится виден только отсюда. Под перевал выходим по леднику по левой части цирка(40 мин). Подъем на перевал по сильно разрушенным скалам левее осыпного кулуара с перевала. ясно фото 53
фото 54
фото 55
пер. Западный Сарымат – оз. Хазор-Чашма 4 ч. 40 мин 13 С перевала уходим влево, траверсируя снежный склон и не сильно теряя высоту. Метров через 300-400, под первой высокой скалой, начинаем спуск. Перед выполаживанием встречается насколько небольших трещин, забитых снегом (20 мин). Далее по пологому леднику выходим на конгломератные моренные валы (10 мин), по которым выходим к ручью, где начинается тропа по его левому берегу (1,5 ч). Минуем летовку (10 мин) на правом берегу и по тропе, траверсируя склон выходим в ущелье Чатдара, где переходим р. Чатадара по мосту (40 мин.). Далее тропа идет вдоль реки, немного спускается и начинает траверсировать склон (10 мин). Речка остается далеко внизу. Выйдя в ущелье Хазорчашма (40 мин), тропа серпантином спускается к мосту через р. Хазорчашма (40 мин.) По тропе выходим к северной оконечности озера, где ночуем. ясно фото 56

фото 57
04.08 17 оз. Хазор-Чашма – оз. Соя 3 ч. 30 мин. 13 Выход в 7:30. Хорошая грунтовая дорога. На оз. Маргузор встретили группу М. Землянникова. На оз. Нофик заобедали в чудесной рощице, полакомились абрикосами, искупались. У оз. Соя нас забрала машина. ясно фото 58

Техническое описание прохождения группой маршрута

Перевал Алаудин (1А – н/к, 3784)

Перевал Алаудин расположен в Зеравшанском хребте между пиками Северный с юга и Алаудин с севера.
Соединяет оз. Дюшаха и Алаудинские озера и является наиболее логичным и коротким путем от Алаудинских озер в Куликулонскую котловину.
Характер перевала – травянисто-осыпной.
Ориентация склонов запад/восток.
Пройден группой 20.07.2004 с востока на запад.

Фото 13

Подъем на перевал начинается от зеленой поляны на левом берегу речки, вытекающей из озера Верхнее Алаудинское в 100-150 м. от озера. (Фото 13) На поляне лежит большой камень с указателем "пер. Алаудинский". Тропа начинается по левой части курумника, через 70-100 м. набора выходя в его центральную часть. Далее тропа выводит к границе леса (45 мин), пересекает несколько травянисто-осыпных террас, на одной из которых расположен ручеек (45 мин) и, пройдя курумник, выводит к более крутой части подъема (45 мин). Подъем осуществляется под склоны пика Алаудин, правее (по ходу) седловины перевала по средней и мелкой осыпи (45 мин). Далее переходим на перевал по широкому гребню. (5 мин).

Фото 14

Спуск с перевала начинается от перевального тура прямо вниз по мелкоосыпному склону. Пересекая несколько снежничков, выходим к большому камню, возле которого начинается ручей и можно заобедать (15 мин). От камня по правому берегу ручья идет тропа, которая, пройдя травянистую террасу, выводит к крутому осыпному склону (15 мин), который рекомендуется обойти, спустившись из левого угла террасы (правда, тропы мы там не видели). Тропа же траверсирует осыпной конгломератный склон, пересекает несколько холмиков и выводит к стоку оз. Дюшаха (20 мин). (Фото 14)

Всего на подъем на перевал требуется 3-3,5 часа, на спуск – 50 мин. чистого ходового времени.