Скалолазание > Районы и маршруты >

Боулдеринговые камни Беларуси

Часть 1. Музей камней.

Музей камней находится в г. Минске в микрораене Уручье-2
В нем 6 камней высотой около 2 м. и десяток низких камней, на которых можно лазить боулдеринг.

Что собой представляет Музей камней?
Музей состоит из пяти зон. Каждая из них отображает одну из особенностей ледниковых камней.

Первая зона (условное название "Карта") представляет собой самую большую из существующих карт Беларуси. Ее площадь 4,7 га. Карта объемная. На ней отображены не только границы республики, но и главные реки, возвышения, города. Хотя высота этих форм уменьшена в сто раз, основные элементы поверхности видно достаточно четко. Камни на карте расположены строго по географическому принципу, именно в тех местах, где они были собраны. Речная сетка служит тропинками, по которым можно ходить при осмотре ледниковых камней.
    Материалы камней, которые встречаются на поверхности, связанны с тремя последними обледенениями. Камни самого первого из них (днепровского) расположены на  самом севере Беларуси, второго (сожского) - в центральной полосе, последнего (поозёрского) - на юге. Чтобы это показать, на карте из небольших камней выложены границы, до которых доползали сожский и поозёрский ледники.

Вторая зона рассказывает про родину камней. Те ледниковые потоки, которые дошли с центра обледенения Финляндии до территории Беларуси, принесли с собой камни с большой площади северно-заподной части восточно-европейской платформы. Поэтому на нашей территории появились горные породы Швеции, Финляндии, дна Балтийского моря, Карелии, Ленинградской и Псковской областей России, Эстонии, Латвии, Литвы и др. самые прочные   из камней - кристаллической породы. Они прошли наибольший путь.

Третья зона отображает разновидности состава камней. Среди них встречаются представители трех групп горных пород - магматических, осадочных и метаморфических. Хорошо перенесли транспортировку во льду прочнейшие экземпляры. На территории музея из магматических парод представлены гранит, базальт, порфир из осадочных - пескавик, гравелит, известняк, доломит из метаморфичных - гнейс, кристаллический сланец, кварцит:.   В Белоруссии найдены сотни различных горных пород.
    Четвертая зона ("Форма") показывает, что у камней разнообразная форма. Она обусловлена и исходными формами глыб в месте первоначального залегания, и их истиранием при переносе во льду, и воздействием талых вод, и условиями последующей жизни на поверхности.

Пятая зона ("Камень в жизни человека") посвящена роли камней в материальной культуре и историй населения Белоруссии. Тут расположены древние и современные изделия из камня, камни с надписями, нерасшифрованными символами.