Автор: Голубев Михаил Владимирович, Москва.

ОТЧЕТ
о горном путешествии 2 к.с. по Центральному Кавказу (Северная Осетия)

Федерация спортивного туризма - организация туристов Москвы

ОТЧЕТ о горном путешествии 2 к.с. по Центральному Кавказу (Северная Осетия), совершенном с 3 по 17 января 2008 г.

Нитка маршрута:
Владикавказ - пос. Нар - р. Льядон - пер. Лья-Цми (зимой 1Б) по гребню - пос. Заромаг - пос. Верх. Згид - пер. 3000 м - радиально г. Кионхох Зап. по сев. гребню (1Б) - р. Комидон - пос. Дунта - пер. Скатиком (н/к) - р. Сардидон - р. Хуппара - радиально г. Хуппара (1Б) - р. Сардидон - пер. Гулар (1А зимой) - т/б Дзинага - р. Урух - Нальчик

Маршрутная книжка 1П.
Руководитель: Голубев Михаил Владимирович.
Москва 2008

Дмитрий
1978 1ГУ Штурман, зав. по GPS

*закончили поход в пос. Дунта

Фото 001. Слева направо: М. Чушев, Д. Вороненко, С. Суслов, А. Николаев, М. Голубев, Д. Яранцев

Понятия "левый" и "правый" даны в орографическом смысле, если не указано иное. Ходовое время дано чистое, если не указано иное.

Существуют разночтения в названиях природных объектов на территории, где проходил поход. Приводим некоторые различные названия, встречающиеся в литературе, отчетах, картах (первое - наиболее часто употребляющееся, используемое в данном отчете). В названиях рек/долин окончание "дон" часто не используют.

Сонгутидон, Сонгуттидон (долина, река)
Льядон, Лиядон, Ляйдон (долина, река)
Цмидон, Цмиакомдон (долина, река)
Скатиком, Скаттыком (перевал). По некоторым данным, так называется не пер. н/к в районе Дунты, а пер. 3А в верховьях Сонгутидона.
Мамисондон (Мамисон, Мамихдон)

т/б - турбаза
Транскам, ТКМ - Транскавказская магистраль

Был заявлен следующий маршрут:

Пос. Нар - р. Льядон - пер. Комлагат (1Б) - радиально г. Комлагат (1Б) - р. Баддон - р. Ардон - р. Садон - пос. Верхний Згид - пер. 3000 м - радиально г. Кионхох (1Б) - р. Комидон - пос. Дунта - пер. Скатиком (Дунта) (н/к) - р. Сардидон - р. Хуппара - радиально г. Хуппара или пер. Хуппара (не труднее 1Б) - р. Сардидон - пер. Гулар (1А зимой) - т/б Дзинага - р. Урух

Запасные варианты:

1. При опасности спуска с пер. Комлагат в Баддон - возврат в Льядон. Возможно, путь в пос. Нар по гребню, разделяющему долины Льядон и Цмиакомдон
2. Спуск с пер. Саварафцаг в с. Дунта, отказ от восхождения на г. Кионхох
3. Пер. Згидский (н/к) вместо пер. Саварафцаг (н/к)
4. Спуск от с. Дунта по долине Сонгутидон до р. Урух
5. После пер. Скатиком - спуск по р. Сардидон в Согнутидон (Айгомогидон) и далее в долину Урух
6. Отказ от радиального выхода в верховья л. Хуппара зап.
7. Прохождение пер. Гулар не через р. Кафанта, а из следующего ниже по течению левого притока р. Сардидон
8. В случае высокой лавиноопасности - отказ от прохождения пер. Комлагат, едем на машине в пос. Верхний Фиагдон и проходим пер. Архонский - пос. Холст - пер. Холстский - р. Архон - пер. Бадский - пос. Бад (все перевалы н/к, до 2500 м)
9. Движение по тропе по водоразделу долин Цмиакомдон и Льядон

Был пройден слудующий маршрут:

Пос. Нар - р. Льядон - пер. Лья-Цми (зимой 1Б) по гребню - пос. Заромаг - пос. Верх. Згид - пер. 3000 м - радиально г. Кионхох Зап. по сев. гребню (1Б) - р. Комидон - пос. Дунта - пер. Скатиком (Дунта) (н/к) - р. Сардидон - р. Хуппара - радиально г. Хуппара (1Б) - р. Сардидон - пер. Гулар (1А зимой) - т/б Дзинага - р. Урух

Обзорная схема маршрута

Таким образом, основное изменение в маршруте - не пройдены пер. Комлагат + г. Комлагат из-за высокой лавиноопасности, а вместо них пройден траверс водораздела Льядона и Цмидона через пер. Лья-Цми (название условное). Подробнее - в техническом описании. Другое изменение - совершено восхождение на вершину Кионхох Зап., находящуюся по пути к главной вершине.

Были заявлены следующие аварйные выходы с маршрута:

1. Из долины Льядон, с пер. Комлагат - к с. Нар
2. Из долины Баддон - в с. Бад
3. Из бассейна р. Садон - в пос. Верх. Згид
4. Из бассейнов рек Комидон, Сонгуттидон - в с. Дунта
5. Из бассейна р. Сардидон - в долину Сонгутидон к дороге Мацута-Дунта
6. К западу от пер. Гулар - спуск в пос. Дзинага

Трансферт, оформление пропусков в пограничную зону, регистрация в МЧС

Транспорт по Северной Осетии мы заказывали и рекомендуем заказывать через Руслана Дзодзиева (8-928-486-39-40, doorsun@mail.ru).
Для нахождения в пограничной зоне на территории РСО-А необходимо оформить пограничные пропуска. Наш маршрут проходил вне пограничной зоны, что нам подтвердили сами пограничники (тел. во Владикавказе (8672)75-64-22), поэтому оформление пропусков не потребовалось. Если же это потребуется, рекомендуем оформлять также через Руслана Дзодзиева.
Во Владикавказе перед началом похода заехали в МЧС (тел. (8672)74-41-03) и поставились на учет.
Также оформлением пропусков и трансфертом в Осетии занимается Алексей Медведев: medal@osetia.ru, (8672)75-86-92, 8-928-497-99-33.

Номер
дня
Число января Пройденный путь Высоты км +dh -dh
1 3 Пос. Нар - дол. Льядон 1780-2070 5,6 300 0
2 4 По долине р. Льядон по гребню над ор. правым берегом 2070-2570 2,7 500 0
3 5 По долине р. Льядон по гребню над ор. правым берегом до высоты 3270 м 2570-3270 2,1 700 0
4 6 Пер. Лья-Цми (1Б, 3229 м) - спуск по водоразделу р. Льядон и р. Цмидон 3270-3229-2420 6,1 0 850
4 7 Спуск с водороздела на Транскам в районе п. Нижний Зарамаг - пос. Верх. Згид 2420-1750 3,8 0 650
6 8 Подъём от п. Верхний Згид под пер. 3000 м 1970-2700 10,0 730 0
7 9 Подъём на пер. 3000 м и спуск к ночёвке около перевала 2700-2990-2940 1,9 340 100
8 10 Г. Кионхох Зап. радиально (1Б, 3400 м) 2950-2680-3407-2680-2950 5,3 1000 1000
9 11 Спуск в село Дунта 2950-2990-1730 10,1 70 1200
10 12 Пос. Дунта - дол. Сонгутидон - пер. Скатиком (Дунта) (н/к, 2358 м) - р. Сардидон 1730-2358-2070 5,5 600 270
11 13 Дол. Сардидон - дол. Хуппара - карман левобережной морены л. Хуппара Зап. 2070-3330 6,3 1270 0
12 14 Радиальное восхождение на г. Хуппара по СВ гребню (1Б, 3907 м) 3330-3907-3330 5,2 570 570
13 15 Спуск по дол. Хуппара в дол. Сардидон 3330-2070 6,3 0 1270
14 16 Дол. Сардидон - пер. Гулар (1А, 2954 м) - дол. Гулардон - пос. Дзинага 2070-2954-1550 15,7 880 1410
15 17 Пос. Дзинага - дол. Караугомдон - дол. Урух 1550-1370 3 0 180

Общий километраж составил 87 км, с коэфф. 1.2 - 104,4 км
Общий набор высоты составил около 7 км, сброс высоты около 7,4 км.

Высотный график движения

Описание дается от пос. Нар до пос. Заромаг

3 января

1 января в 21:33 на поезде 034С Москва-Владикавказ отбываем с Казанского вокзала. 3 января в 9:10 прибываем на вокзал Владикавказа. На заранее заказанной Газели едем до Транскавказской магистрали и далее по ней по долине Ардон до впадения р. Садон. По р. Садон едем до пос. Садон, где оставляем заброску на второй этап. Возращаемся на Транскам и едем до пос. Нар. Точнее, немного не доезжаем до поселка, останавливаемся у первого по пути, кирпичного, кафе перед мостом через р. Льядон. Отсюда видно начало долины Льядон (Фото 003). Время 13:30, перекусываем остатками с поезда и в 14 часов выходим в долину Льядон к нашему первому по плану перевалу Комлагат.

Фото 003

Первые 3-4 километра путь по долине Льядон идет по грунтовой дороге на правом берегу. Мы сначала сделали ошибку, идя по какой-то тропе на правом берегу Льядона. Тропа скоро ушла под снег и мы спустились на дорогу, по которой и надо было идти с самого начала (Фото 003). Идем дальше по дороге. Часто по пути встречаются руины древних построек и жилые дома. Вдоль дороги тянутся электрические провода. В 300 м от Транскама находятся "Бочки" базы МЧС, но мы ее обошли сверху по тропе, и не узнали, есть ли там кто-нибудь.
По дороге недавно проезжали 2-3 машины, по колее идется легко. Но через 2 перехода по 30 мин. колея кончается у одной из групп домов типа дач (Фото 004). Далее идем в снегоступах, толщина снега 40-50 см. Проходим по заснеженной дороге еще 40 мин. до последней группы жилых летом домов (здесь кончаются столбы с электрическими проводами). Вокруг много развалин старого поселения. Судя по разным картам, это место называется Топанакау. Высота 2070 м. Из крутого бокового ущелья правого борта долины течет ручей. Ставимся в 20 м от него под стеной одного из старых домов. Немного выше - лавки и стол под крышей, на них удобно готовить и есть еду.

Фото 004

4 января

Ночью -15-17 градусов.
Выходим в 8 утра. Продолжаем идти правым берегом Льядона по присыпанной 40-50-см снегом тропе (вероятно). Через 200 м на правом берегу прижим и мост на левый берег. Здесь тропа уже не читается, идем вдоль русла. Скоро и на нашем берегу появляется прижим, правда не отвесный, а просто крутой (30-40 град.), травянистый (под снегом). Идем рядом с водой или прямо по руслу (когда возможно), т.к. снега на нем нет или мало, а вода в основном под толстой коркой льда (Фото 005, 006). Движение на снежных участках медленное, даже в снегоступах тяжело, т.к. часто попадаются россыпи крупных круглых камней, засыпанных снегом, через которые в снегоступах пролезть очень тяжело, а снимать и надевать их каждый раз не хочется - для этого надо снять рюкзак. Обойти по склону тоже невозможно - тропа (если она там есть) засыпана, а траверсировать травянистый склон с толстым слоем снега - не только малое удовольствие, но еще и опасно.

Фото 005

Фото 006

Фото 007

Через 40 минут выходим из "полуканьона". Льядон здесь принимает крупный левый приток, в верховьях которого перевал ВВС (3А) (Фото 007). Но дальше долина все равно довольно узкая, кое-где на ее дно сошли лавины с левого борта. А на правом борту различима видимо очень мощная тропа, уходящая траверсом с набором высоты на выполаживание склона. Дальше по дну долины идти опасно, идем "по тропе" (она под снегом, но читается). Через 20 минут подъема по крутому склону (до 30 град.) выходим на выполаживание склона (до 5-20 град.), и идем далее по нему с небольшим набором высоты параллельно реке Льядон около 60 минут. Высота над руслом - метров 200. Тропа читаться перестает, а "полка" заканчивается (Фото 007), поднимаемся на следующую "полку" - выполаживание склона, тянущееся также на каком-то протяжении вдоль долины. Подъем проходит по склону крутизной 30 град., около 300 м. Идем с лавинными лентами, т.к. снег глубокий - до 50 см. Идти прямо вверх чрезвычайно трудно, т.к. даже со снегоступами зарываемся по колено, приходится подниматься мелкими серпантинами. Наконец, за 80 мин. от предыдущей "полки", выходим на следующее выполаживание, в нижней части которого вообще ровное поле (Фото 008). Высота около 2570 м по GPS.

Фото 008

Фото 009

Открывается наш перевал Комлагат (Фото 009). К нему теперь возможны два пути. Первый - спуститься на дно Льдона и идти по нему к перевалу. Второй - траверсировать правый склон Льдона или вообще подниматься на южный гребень-отрог п. Инесс и по нему выйти в район пер. Комлагат. Первый вариант был объективно лавиноопасен - на обоих бортах долины глубокий снежный покров, и идти туда было слишком опасно. Второй вариант не был заявлен, да и потребовал бы очень много времени и непредвиденных технический трудностей, а в случае траверса, кроме того, лавиноопасен. Поэтому решаем идти по запасному варианту - по водоразделу долин Льядон и Цмидон выйти к пос. Заромаг. На Фото 009 этот водораздел частично виден - это южный гребень-отрог п. Инесс, район перевала Лья-Цми (так мы его условно назвали, потому что он соединяет долины Льядон и Цмидон).
Решаем ставить здесь (на широком поле) лагерь, хотя время всего 15 часов. Это первый ходовой день, напрягаться особо не стоит, да и ближайшее следующее безопасное место для ночевки - на следующем выполаживании гребня, идущего слева от 4-го снизу правого притока Льядона (по этому гребню решаем идти к пер. Лья-Цми - это наиболее безопасный путь).
Температура вечером упала до -20 грудусов. Погода облачная, с просветами, безветренная.

5 января

Выходим в 7:30. Небо затянуто сплошной высокой облачной пеленой, но видимость хорошая.
За 30 минут по пологому снежному склону в снегоступах подходим под крутой (30-35 град.), пока слабовыраженный гребень, идущий слева от 4-го правого притока Льядона (Фото 009). Поскольку гребень еще слабовыражен, представляет собой по сути выпуклый склон, до выполаживания поднимаемся "в лоб", с лавинными лентами, в снегоступах. Подъем очень напряженный - набор около 250 м по высоте до выполаживания занимает 2,5 часа чистого времени. Погода улучшается, выглядывает солнце. С выполаживания открывается хороший вид на верховья Льядона (Фото 010) и на дальнейший путь по гребню к водоразделу Льдона и Цмидона (Фото 011).

Фото 010

Фото 011

Дальше гребень уже узкий и безопасный, в основном пологий с отдельными взлетами, крутизной 25-35 град., в паре мест короткие взлеты 2-3 м до 60 град., засыпанные 1-1,5-м слоем снега, роем траншеи.
За 1,5 часа поднимаемся до ровной седловины, соединяющей соседние цирки (Фото 011). В районе седловины на пологом склоне ставим палатки. Снег здесь уплотнен, выкапываем для палаток глубокие полки в склоне, строим стенки вокруг - к вечеру усиливается ветер. Зато замечательный закат (Фото 012). Высота 3253 м.

Фото 012

Фото 013

6 января

Ночью и утром температура -25 град., сильный ветер с ураганными порывами (Фото 013). Решаем не готовить завтрак, быстрее собраться и выйти на близкий уже пер. Лья-Цми и спускаться по гребню, разделяющему долины Льядон и Цмидон до укрытия от ветра или пока ветер не прекратится, и тогда по завтрако-обедать.
Выходим в 10:20. С места ночевки по пологим снежным склонам, обходя выходы бараньих лбов, спускаемся на дно небольшого цирка в верховьях 4-го правого притока Льядона (Фото 014). У перевала Цми-Лья две седловины - северная и южная. Нам удобнее идти на южную. Подъем из цирка на нее проходит по пологому снежному (зимой) склону. Путь от места ночевки до седловины занял 30 минут. И по пути, и на перевале - по-прежнему очень сильный ветер (Фото 015, 016). Тура не нашли - видимо, под снегом, или отсутствует. Седловина широкая.

Фото 014

Фото 015

Фото 016

Перевал Лья-Цми (южная седловина)
расположен: в Теплинском массиве в южном отроге пика Инесс
соединяет: долины Льядон и Цмидон
ведет: из верхнего цирка 4-го снизу правого притока Льядона в верховья долины Цмидон
категория трудности: летом 1А, зимой 1Б зимой спуск в Цмидон лавиноопасен
высота 3229 м
координаты WGS84: N42 43.003 E44 04.348.

С перевала хорошая панорама на верховья Льядона, Цмидона, а также на юг, где видны верховья Мамисона, Зруга, Гината (Фото 017).

Фото 017

Фото 018

Спуск с перевала Лья-Цми в долину Цмидона был лавиноопасен (Фото 018), спускаемся по водоразделу Льядона и Цмидона. Гребень в большей части широкий и пологий, но встречаются и узкие участки с карнизами, и участки крутизной 30 град. (Фото 019, 020). Идем в снегоступах, т.к. и на гребне много снега. По пути открываются полностью верховья Цмидона с перевалами Стрекоза, Ветреный, Встречный (Фото 018). А так же - долины и вершины в районе ГКХ (Фото 022).

Фото 019

Фото 020

На высоте метров 2800 ветер становится намного слабее, возможно просто погода улучшилась. Делаем много чая, усиленный перекус, т.к. не было завтрака. Продолжаем спускаться по гребню до высоты около 2400 м до 16 часов. Появилась сотовая связь. Видим, что до Заромага в этот день спуститься не успеваем, и ставим палатки на просторной поляне в расширении гребня (Фото 018). Ходовое время от перевала - 2,5 часа. С места ночевки - хороший вид на долину Цмидона (Фото 021).
Вечером температура резко падает до -30, а ночью и утром перед рассветом достигает -35.

Фото 021

Фото 022

7 января

Весь день солнечно, но очень морозно. Такая погода теперь будет до конца похода.
Выходим в 8:40. Продолжаем спускаться в снегоступах по гребню, разделяющему долины Льядон и Цмидон, в пос. Заромаг. Гребень широкий, в основном пологий (наибольшая крутизна 25 град.). Со сбросом высоты снег становится тоньше, на северном склоне справа по ходу появляется березовый, а затем сосновый лес. За 150 м по высоте до Транскама гребень становится острее и круче. Проходим небольшой крутой участок (15 м, 40-45 град.), с которого по 30-35-град. травянистому с выходами скал, засыпанному небольшим слоем снега склону (Фото 023) выходим на серпантин мощной тропы, которая довольно круто спускается к дороге по левой по ходу части гребня. От лагеря шли 2,5 часа "грязного" времени.

Фото 023

Оцениваем пройденный траверс р. Льядон - пер. Лья-Цми - водораздел Льядона и Цмидона - пос. Заромаг как 1Б к.тр.

По Транскаму, а затем по дороге вдоль р. Садон, доезжаем до пос. Верхний Згид. В нижней (южной) части поселка, по рекомендации местных жителей, заселяемся в заброшенный дачный домик. Недалеко протекает незамерзающий чистый ручей, из которого берем воду. В домике ночуем на деревянном полу, температура -6 градусов, т.е. очень тепло. Сегодня рождество, отмечаем его с купленными по дороге вином и красной икрой :). Посвящаем остаток дня разбору заброски.

Описание дается от пос. Верхний Згид до пос. Дунта

8 января

Две наши следующие задачи - дойти до селения Дунта, сходив радиально на вершину Кионхох с перемычки "3000 м" в Скалистом хребте.

Фото 024

Выходим в 8:50. За полчаса проходим по серпантину дороги-улицы через поселок Верхний Згид (Фото 024). В центре поселка - памятники Ленину и Сталину. В самом поселке зимой живет буквально 10-20 человек. Летом же на порядок больше. От послека идем дальше около 20 минут по разным тропам, выбирая наиболее натоптанную, до основной дороги, ведущей на пер. Саварафцаг (н/к) в Дигорию, в долину Айгомугидона (бассейн Уруха) (Фото 025).

Фото 025

Окружающие склоны большей частью свободны от снега, т.к. они южные, пологие, обращены к солнцу. Но дорога засыпана примерно 40-см слоем снега. Однако по ней недавно проезжала машина (видимо, УАЗ), поэтому идем по колее быстро, пока через полчаса она не заканчивается. А в сторону, направо по ходу, вверх уходят следы недавно прошедшей группы (как мы потом узнали, это альпинисты-москвичи ходили на п. 3280). Следы шли прямо вверх, срезая серпантины дороги. Склон - то травянистый, то снежный (толщиной 20-30 см), крутизна 10-15 градусов. Идем по следам еще около 40 минут. В какой-то момент понимаем, что серпантины дороги кончились, и она пошла ровно к перевалу Саварафцаг, а следы нам больше не по пути. Идем траврсом в западном направлении, немного сбрасывая высоту. Как назло, много снежных участков глубиной до 50 см. За 20 минут все же выходим снова на дорогу. По ней недавно проходило несколько коров, и по этим следам вполне можно идти без снегоступов и даже с приличной скоростью. Через 40 минут дорога огибает один слабовыраженный южный отрог Скалистого хребта, и впереди открывается сам перевал Саварафцаг (Фото 026).

Фото 026

Проходим еще один переход 30 мин. до пересечения дорогой слабого ручья. У него устраиваем обед, кипятим чай, отдыхаем. Хотя воздух морозный (градусов 15), на солнце и без ветра очень тепло.
На сам перевал Саварафцаг нам не нужно, поэтому после обеда сворачиваем с дороги (Фото 026) и по травянистым гребешкам крутизной до 30 град. выходим на широкий пологий гребень, соединяющий Цейский и Скалистый хребты. В этом гребне находятся (ниже нас) перевалы Згидский, Саварафцаг.
Открывается перевал "3000 м", массив Барзонд-Цагвери (Фото 027).

Фото 027

Видим, что засветло, с учетом накопившейся за тяжелый ходовой день усталости, на перевал 3000 м в этот день дойти не успеем, да и на утро не будет запаса сил для восхождения на Кионхох. Поэтому решаем искать ближайшее удобное место для ночевки, желательно с жидкой водой рядом. Для этого траверсируем склон в западном направлении с небольшой потерей высоты. Ровных площадок вокруг много, но мы прошли всё же еще около 50 минут до площадки у почти полностью замерзшего, едва текущего ручейка (Фото 027, место ночевки указано приблизительно). Солнце уже полчаса как зашло, время 17 часов. Температура резко упала до -25 градусов. На следующий день планируем подняться на перевал 3000 м, поставить там лагерь и устроить полудневку перед восхождением на Кионхох.

9 января

Выходим в 8:30. Идем в общем направлении на перевал "3000 м" приемущественно по травянисто-осыпным гребешкам крутизной 10-25 градусов (Фото 027). Эти гребешки "не дают" идти прямо к перевалу, а "заставляют" идти по ним вверх по склону, забирая таким образом правее по ходу от нужного направления. Пересекать ложбины между гребешками довольно трудно, т.к. они забиты глубоким снегом, а надевать и снимать без конца снегоступы не хочется. Как выяснилось, нужно было все-таки идти строго под перевальный взлет, и уже по нему выходить на перевал. Мы же в итоге вышли на гребень выше нашего перевала, т.к. пришлось обходить сверху крутую (ок. 40 град.) смерзшуюся мелкую осыпь (Фото 028).

Фото 028

Обходили тоже по довольно крутому (30-35 град.), немного обледенелому среднеосыпному частично заснеженному склону, что было довольно неприятно. Рекомендуемый путь подъема на перевал обозначен на Фото 028 синим цветом. Ходовое время от ночевки до перевала - 2 часа. По рекомендуемому пути это заняло бы на минут на 40 меньше. На Фото 029 - группа на перевале 3000 м.

Фото 029

С перевала - фантастический вид на равнину. Воздух морозный и прозрачный, поэтому видимость километров на 150. Вечером и ночью был виден свет огней населенных пунктов на равнине, до которых по высоте более 2,5 км. А завершают панораму влево и вправо красивые башни Барзонд-Цагвери и стены Кионхоха (Фото 030).

Фото 030

Фото 031

Самая низкая точка седловины имеет высоту 2990 м по GPS и координаты WGS84: N42 55.264, E43 55.892.

С перевала за 5 минут спускаемся около 250 м (40 м по высоте) по ровному слабонаклонному плато перевала к группе крупных камней (Фото 031), среди которых более уютно, чем на самой седловине, открытой всем ветрам (хотя погода уже давно поразительно стабильная, и ветра нет, и похоже, долго не предвидится). На ровной поляне среди камней ставим лагерь. Остается еще часа 2 солнца, сушим на нем спальники и прочие вещи. На завтра - радиальное восхождение на вершину Кионхох.

10 января

Выходим в 7:30. Участник А. Николаев остался в лагере из-за плохого самочувствия.
В описании радиального восхождения приводится "грязное" время движения.
За 20 минут спускаемся около километра (сброс 260 м высоты) по пологому дну долины, обрамленной северными гребнями Барзонд-Цагвери и Кионхоха, к началу кулуара, выводящего на северный гребень Кионхоха (Фото 032). Это маршрут 1Б альп. по книге Ю.В. Левковского "По среднегорью Северной Осетии".

Фото 032

Надеваем ИСС, каски. Кулуар со стороны выглядит как полка на скальной стене (Фото 032), однако от его основания уже видно, что это действительно несложный кулуар среди эффектных стен (местами отрицательных). В верхней части кулуар разветвляется на множество рукавов и переходит в скально-осыпной склон. Летом здесь все будет сплошь скально-осыпным, и веротяно, камнеопасным. Сейчас же дно кулуара забито плотным снегом, идти легко. Участки мягкого снега обходятся по простым скалам, осыпям. Крутизна склона до выхода на северный гребень Кионхоха в среднем около 35 градусов, но есть протяженные участки и до 45 градусов. В верхней части кулуара, где он уже начал "разветвляться", немного ошиблись в выборе пути подъема и вылезли на скальный гребешок крутизной 45-50 градусов. Здесь провесили одну веревку 50 м. С гребешка просмотрели правильный путь, по которому планируем возвращаться. Выше точки закрепления веревки поднимаемся по снежному склону крутизной 35-40 град., местами есть доски, идем аккуратно прямо вверх. Последние 150 м перед выходом на гребень крутизна снежно-скального склона составляет 45 градусов. Обратно планируем спускаться в 100 м севернее, где крутизна склона поменьше, и меньше скальных выходов.

Подъем по кулуару занял 2 часа. На Фото 033-037 - снимки, сделанные в ходе подъема по кулуару. На Фото 038 - вид на север с места выхода на гребень.

Фото 033

Фото 034

Фото 035

Фото 036

Фото 037

Фото 038

Идем дальше по гребню к вершине, которую пока не видно. Характер гребня несимметричный: слева по ходу (с востока) средней крутизны осыпной склон, засыпанный в основном снегом, справа же - крутые скалы, а выше вообще отвесные обрывы.
Все жандармы легко обходим слева по ходу по крутой осыпи. Впереди - большой жандарм "Купол" (Фото 039).

Фото 039

Фото 040

Его скальные выходы обходим по той же крутой осыпи слева по ходу. За жандармом открывается западная вершина массива Кионхох (Фото 040). По простому гребню подходим под вершинный взлет, представляющий собой снежно-скальный склон крутизной от 35 градусов в нижней части до 45 в верхней. Часты участки глубокого снега, тропежка по пояс. Последние 50 м провешиваем перила, т.к. появляется "куда падать", а последние 5-м - довольно неприятные скалы с плохими зацепками, тем более для рук в зимних перчатках. Путь от выхода на гребень до вершины занял около 2 часов. На Фото 041 - группа на вершине Кионхох Зап.

Фото 041

Характер гребня, идущего далее к главной вершине Кионхох (еще ок. 300 м) требует провешивания перил на многих участках, т.к. слева крутой скально-снежный склон (ок. 45 град.), справа же отвесные обрывы (Фото 042). За оставшееся время нам не успеть сходить на главную вершину и вернуться, поэтому дальше не идем.

Фото 042

Уже с нашей вершины отличная панорама во все стороны. На севере - бескрайние равнины (Фото 043), на западе - продолжение Скалистого хребта, вершина Барзонд-Цагвери (Фото 044), на вершины районов Цея-Сонгути-Караугома (Фото 045).

Фото 043

Фото 044

Фото 045

Спускаемся по пути подъема. До начала кулуара 50 минут, по кулуару еще 40 минут, затем вверх к ночевке 45 минут.
Совершенное восхождение соответствует 1Б к.тр.
Вечером температура упала до -30 градусов.

11 января

Выходим в 10:00. За 5 минут поднимаемся на перевал "3000 м". С него траверсом вправо-вниз по 25-градусному травянисто-осыпному склону спускаемся на выполаживание до 10-15 градусов. Дальше спускаемся, выбирая менее заснеженные склоны, к грунтовой дороге, идущей с пер. Саварафцаг (Фото 046). По дороге спускаемся к другой дороге, соединяющей селения Галиат и Камунта (Фото 047). Селение Камунта находится на гребне - водоразделе рек Комидон и Донисар. Поднимаемся по дороге в селение Камунта, а затем спускаемся в селение Дунта (Фото 048). Путь с перевала "3000 м" до селения Дунта занял около 3,5 часов ЧХВ. Считаем, что зимой трудность южного склона перевала "3000 м" соответствует 1А.

Фото 046

Фото 047

Фото 048

При входе в поселок консультируемся у местного населения, где нам можно переночевать. Нас направляют к главе поселка &ndash Алану Байсонгурову. Он живет в самом крайнем доме при выезде из поселка, у него есть машина и связь. Алан устраивает нас в теплом домике с печкой, на ужин картошка, мясо, в общем - истинное кавказское гостеприимство, о котором многие могли бы только мечтать.

На Фото 049, 050 - путь, пройденный от Верхнего Згида до Дунты по GPS в системе Google Earth.

Фото 049

Фото 050

В поселке есть сотовая связь Мегафон. Звоним Руслану Дзодзиеву, чтобы заказать машину до Владикавказа на следующий день. Дело в том, что накануне вечером выяснилось, что Стас Суслов обморозил 3 пальца на ногах (2-3 степень). В Дунту он спустился в чьих-то валенках большого размера, чтобы не тревожить пальцы лишний раз. В течение дня медиком регулярно делались перевязки и дезинфекция. Дальнейшее развитие обморожения не происходило. Ночевали в теплом помещении, поэтому было решено не суетиться и отправить Стаса домой на следующий день. Сопровождал его Дима Вороненко, который чувствовал признаки простуды, и решил не рисковать развитием заболевания, продолжая маршрут (25-градусные морозы сохранялись), и Андрей Николаев. Таким образом, нас осталось трое, о чем мы сообщили в МКК по телефону.
Решили продолжить поход втроем, т.к. у нас имелось все необходимое, даже с избытком, снаряжение, одежда, обувь, пища и газ, а также было хорошее самочувствие и полная уверенность в своих силах.

Описание дается от пос. Дунта до коша в долине Сардидон

Правильное название перевала - Дунта. Перевал Скатиком ведет с ледника Скатиком (Чилингини Вост.) на верхнее плато л. Караугом и имеет 3А категорию трудности.

12 января

Провожаем уезжающих домой Стаса, Диму и Андрея, перераспределяем продукты и снаряжение (все лишнее снаряжение отправили в Москву), и в 12:40 выходим.

Наш следующий перевал - пер. Дунта - расположен в хребте, разделяющем долины Сонгути и Сардидон (Фото 051). Подъем на него осуществляется по скотопрогонной тропе, которая сначала поднимается к развалинам древнего селения Хунсар, а затем траверсирует с набором высоты восточные склоны вершины 2615 м.

Фото 051

Река Сонгутидон сильно замерзла - слабая речка течет под толстым слоем скользкой наледи. Аккуратно по ней переходим на левый берег. По словам Алана, летом мост через Сонгути снесло, но он планирует к этому лету его восстановить.
Поднимаемся к руинам Хунсар, от них идем в направлении тропы, которую снизу не видно. Склон снежно-травянистый крутизной около 20 град. Наконец выходим на тропу. В ложбинах она засыпана глубоким снегом, тяжелая тропежка. Но в целом идем быстро. Когда тропа огибает мощный скалистый отрог пика 2615 м, она вывходит на южную сторону, где снега нет. С небольшим набором высоты тропа выводит на седловину перевала (Фото 051). От пос. Дунта шли 2 ч. 10 мин. ЧХВ. На Фото 052 - мы на пер. Скатиком. По пути открывался вид на верховья притока Сонгутидона - Кайсардона с вершиной Цейхох (Фото 053). Седловина перевала - ровное травянистое плато, засыпанное снегом. Тура и записки не нашли.

Кооррдинаты седловины в WGS84: N42 53.378, E43 49.666.

Фото 052

Фото 053

Спуск возможен как прямо в долину (смысла в этом мало), так и по тропе траверсом влево по ходу. Эта тропа выводит к кошу в долине Сардидон в 1 км ниже впадения реки Хуппара в Сардидон (Фото 054, 055). Спуск с перевала до коша занял 50 минут. В коше дверь открыта, внутри 4 кровати, стол. Вполне уютно, и безветренно. Ночуем внутри, чем экономим утреннее время на сборах. Координаты коша в WGS84: N42 52.593, E43 48.760.

Фото 054

Фото 055

Моста через реку ни около коша, ни в пределах видмости в 1 км вверх и вниз по долине не видно. Сейчас река вся закрыта толстой наледью, но летом здесь переправа будет непростая.

Описание дается от коша в долине Сардидон

13 января

Выходим в 8:45. Переходим по льду реку Сардидон на левый берег и поднимаемся по коровьим тропам траверсом с набором высоты к долине Хуппара - левому притоку Сардидона (Фото 056).

Фото 056

За поворотом склона, когда он становится обращенным к югу, снега практически не остается, идти легко. Большинство троп сливаются в одну самую мощную. Она входит в долину Хуппары высоко над рекой - река Хуппара в районе впадения в Сардидон течет в каньоне. Выше, где долина Хуппары расширяется, тропа спускатся к реке (Фото 057).

Фото 057

Здесь уже снова много снега, т.к. склон хоть и южный, но теневой зимой. Впереди открываются верховья долины - вершина Цахфедор (4062 м), отроги Саудорского хребта (Фото 057, 058).

Фото 058

Дальше идем в снегоступах. Через 3 - 3,5 км ровное дно долины (много мест для ночевки) заканчивается, долина перегорожена крутым уступом. В его правой по ходу части - крутые бараньи лбы с замерзжим водопадом реки на них, в левой - крутые моренные склоны с большим оврагом и гребешками по бокам. По правому по ходу из них, сняв снегоступы, забираемся на выполаживание. Открывается перевал Цахфедор, ледник Вост. Хуппара (Фото 059) и дальнейший путь к л. Зап. Хуппара.

Фото 059

Поворачиваем направо и по пологим средне- и крупноосыпным склонам, перемежающимся со снежными полями, идем в направлении л. Зап. Хуппара (Фото 060).

Фото 060

Вечер застает нас на высоте 3330 м, у хорошего безопасного места в кармане левобережной морены л. Зап. Хуппара (Фото 061).

Фото 061

Здесь ставим штурмовую палатку, как следует ее укрепляем. Ходовое время - 4,5 часа. Температура ночью и рано утром -30 градусов.

14 января

Выходим в 7:30. На восхождение берем полный комплект имевшегося у нас специального снаряжения: веревка 50 м, петли, крючья, молоток, расходный репшнур, ледобуры, а из личного - ледоруб, кошки, каска, ИСС.
Прямо от палатки просматривается подъем по скально-осыпному ребру на Саудорский хребет в районе п. 3732 м (Фото 060). Подъем проходит по крутой средней слежавшейся осыпи (ок. 35 град.) с участками простых скал. В верхней части - пологий протяженный "тягунок". В месте выхода на гребень он широкий, пологий. Открывается впечатляющая панорама на районы Безенги, Сугана, Скалистого хребта, Казбека. По пологому, простому, широкому гребню переходим через вершину 3732 м и спускаемся на седловину перевала Хуппара, судя по карте (фото 061, 062).

Фото 062

С п. 3732 и этот перевал, и все верховья Хуппары хорошо просматрвались (Фото 062). Сам перевал Хуппара со стороны долины Цадотидон (Гулардон) совершенно не похож на 1Б - крутые (до 50 град.) протяженные (метров 300) кулуары среди крутых скал - скорее 2Б и повышенной опасности как зимой, так и летом.
Мы же продолжаем идти на вершину Хуппара по ее северо-восточному гребню. На перевале Хуппара связываемся, т.к. дальше гребень из плотного снега, с карнизами, с отдельными острыми и/или крутыми участками (Фото 062). На Фото 063, 064, 065, 066 - некоторые участки подъема по северному гребню на вершину Хуппара.

Фото 063

Фото 064

Фото 065

Фото 066

От палатки до вершины шли 4 часа "грязного" времени.
На Фото 067 - мы на вершине Хуппара. На Фото 068 - записка, снятая с вершины Хуппара. (Проскуряков Р.П., Озерин В.В., Владикавказ, 29.08.2003).

Фото 067

Фото 068

На вершине безветренно, поэтому довольно тепло. Поэтому около 2 часов проводим на вершине, любуясь панорамами (Фото 069, 070, 071) и перекусывая - до палатки идти не более 2 часов, а время всего 12.
Координаты вершины Хуппара по GPS (WGS84): N42 50.834, E43 44.649.

Фото 069

Фото 070

Фото 071

К палатке вернулись по пути подъема за 2 часа. На Фото 072, 073 - участки спуска по гребню.

Фото 072

Фото 073

Оцениваем трудность восхождения как 1Б. Видимо, летом гребень сложнее и соответствует 2А, судя по снятой запсиске - какие-то сложные скальные участки летом свободны от снега. Мы же спокойно прошли гребень с одновременной страховкой.

15 января

Выходим в 9 утра. Спускаемся за 2,5 часа ЧХВ к кошу в долине Сардидона по пути подъема (см. 13 января). Оставшееся время - полудневка. На солнце без ветра довольно тепло, сушим вещи, наслаждаемся теплом, отдыхаем. В тени всего 10 мороза, а на солнце можно стоять в одной футболке!

Описание дается от коша в долине Сардидон до долины Урух

16 января

Выходим в 9 утра от коша в долине Сардидон. По льду переходим замерзшую реку и по коровьим тропам идем по левому борту ущелья со значительным набором высоты в сторону долины Казатидон - левого притока Сардидона (Фото 074).

Фото 074

Тропа слабо заснежена, идется легко. За 20 минут выходим к речке Казатидон в ее ровное течение (ниже она течет по крутому склону в каньоне). Речка полностью замерзла, переходим ее на левый берег. Идти вдоль русла можно, но там много снега, т.к. берега в нижней части крутые и солнца там зимой нет. Тропки же поднимаются по левому борту долины на гребешок, отделяющий ее от следующего к северу небольшого притока Сардидона. По пологим травянистым склонам выходим на гребешок, а по нему - на выполаживание левого борта долинки Казатидон (набор около 300 м высоты). Здесь южный склон, снега почти нет. Траверсом склонов Казатыхоха идут коровьи тропы, стараемся идти по наиболее набитой из них. Речка "течет" метрах в 200 ниже по высоте. Перевала не видно, и он откроется только в последний момент. Набор высоты очень слабый (Фото 075, 076), зато по расстоянию до перевала довольно много - километра четыре. Иногда приходится тропить снежные участки.

Фото 075

Фото 076

Фото 077

Наконец в 14 часов выходим на перевал Гулар (Фото 077). От места ночевки (коша в долине Сардидон) шли 5 часов "грязного" времени и 2,5 часа "чистого" (по пути обед-перекус). Набор высоты почти 900 м. По пути к перевалу ни одного коша не видели, хотя они и нанесены на карту. Седловина перевала - широкое снежное (летом видимо травянистое) поле. На востоке замечательный вид на Цейский хребет, на Казбек. На западе видны вершины Дигории - Лабода, Галдор и др., а так же, за Штульской перемычкой - Шхара (5204 м). Тура и записки не нашли. Погода, как и многие предыдущие дни - солнечно, легкий ветер, и потому очень тепло. Но как только тень или порыв ветра, сразу чувствуется мороз градусов 15-20.
Спуск начинаем в 14:20, т.е. на перевале не задержались - надо было успеть до темноты выйти на нижнюю, "хорошую" часть дороги, ведущей с перевала, или вообще успеть в Дзинагу. По серпантину дороги до Дзинаги около 11 км (сброс высоты 1,5 км), и летом "бегом" этот путь можно пройти часа за 2-3. Зимой же перевал не зря имеет категорию 1А: дорога на перевальном взлете "снивелирована" снегом, и мы даже не смогли ее сразу обнаружить (хотя издалека она конечно заметна) - просто спускались в направлении видимого протяженного участка дороги (Фото 078).

Фото 078

До выхода на этот участок спуск был не очень простым - около 300 м снежного с травянистыми участками склона кртуизной 30, иногда до 35 градусов. Но и дорога в начале частично разрушена летними селями, промыта ручьями и приходится траверсировть очень крутые (40 град.) скально-осыпные участки, присыпанные снегом. После ручья, текущего и зимой (рядом развалины какого-то домика, возможна ночевка, координаты WGS84: N42 54.105, E43 45.447), дорога "налаживается", надеваем снегоступы, т.к. она засыпана снегом толщиной до полуметра. От перевала это небольшое в общем расстояние шли 70 минут. Появилась сотовая связь (Мегафон).
По дороге идем уже намного быстрее. Она спускается к реке Гулардон (до высоты метров 100 над ней, ниже каньон) длинными серпантинами, но срезать их опасно, склон крутой. Местами дорогу пересекают сошедшие днем мокрые лавины (склон южный). Через час (высота около 2400 м) снега становится меньше, внешний край дороги вообще от него освобождается, т.к. солнце здесь уже печет днем сильно. По пути хорошо просматривается долинка Цадотидон - левый приток Гулардона и вершина Хуппара (Фото 079).

Фото 079

В ботинках без снегоступов идем еще быстрее, тем более приближается темнота. Но она нам уже не страшна - дорога перестала петлять, стала шире и направилась вдоль русла реки Гулардон в сторону Дзинаги. Темноту встречаем у развалин древнего селения Гулар (около 1850 м). Дальше идем в налобных фонариках.
Проходим чистый ручей (координаты WGS84: N42 53.820 E43 43.069), дальше дорога идет с легким набором высоты. Внизу видим огни Дзинаги и погранзаставы выше нее. Но дорога идет траверсом склона дальше на север, потом серпантинами выходит к самому северному краю поселка Дзинага. От перевала около 11 км, 3,5 часа ЧХВ.
Время 19 часов. У хозяев первого же дома узнаем, где можно поставить палатки и есть вода, но хозяева, как и в Дунте, оказываются очень гостеприимными, приглашают в дом, кормят и укладывают спать в кровати. Мы выражаем им огромную благодарность!

17 января

Выходим в 10:30 :). По дороге спускаемся 3 км до моста через Урух к главной дороге, соединяющей альплагеря Дигории и равнину. В этом месте линейная часть маршрута закончена.

На попутной машине погранотряда доезжаем до базы Ростсельмаш, откуда пешком около 1,5 км до альпбаз Комыарт и Таймази. В Таймази заселяемся на две ночи в теплой комнате. На базе живут в основном горнолыжники и просто отдыхающие (сначала было человек 10, позже был заезд еще человек 30). Выше Ростсельмаша в долине сотовй связи нет, но она появлется со склонов выше. Сама вышка - в пос. Стур-Дигора.

18 января

Гуляем по южным склонам вершины Айхва Юж. до высоты 3300 м, любуемся панорамами Дигории. На небе появились перистые облака, но погода пока не портится.

19 января

На заранее заказанной машине уезжаем от базы Ростсельмаш в Нальчик к поезду до Москвы.
Рейсовый транспорт - маршрутка, которая, как говорят, ходит раз в день в районе 17 часов. Она заезжает в Дзинагу и Стур-Дигору, но не обязательно ежедневно, и расчитывать на нее не следует.

Как и сообщается в литературе, в декабре-январе на Кавказе еще мало снега, погода стабильно солнечная. Но в этом году на Кавказе, как и в горах Азии СССР, стояли аномальные морозы. Например, в эти же сроки в 2007 году температура ночью была около 15 градусов на высотах 2500-3000 м и редко 20-24 градуса на высотах около 3500 м. В этом же году ночные температуры были 25-30, а иногда до 35 градусов мороза. Это было дополнительной трудностью похода, и преодолели мы ее практически на пределе возможностей одежды и обуви, т.к. готовились все же к более теплой погоде.
Снежная обстановка была разной. В Теплинском районе было очень много снега, причем рыхлого, "пушистого". Видимо, это связано с тем, что ГКХ в этом районе низкий и разрушенный, и его по сути заменяет Теплинская группа (в смысле принятия на себя влажных воздушных масс с юга и запада). Из-за большой лавиноопасности пришлось отказаться от прохождения перевала Комлагат и пройти по запасному варианту. В районе Скалистого хребта снега очень мало - сказывается и южная экспозиция склонов, и меньшие высоты, и то, что массам влажного воздуха по пути приходится перевалить через ГКХ и Боковой хребет, потеряв значительную часть влаги. Долины Сардидон и Хуппара тоже были относительно малоснежные. Во первых, со времени снегопада прошло больше недели, снег сдуло или уплотнило ветрами. Во-вторых, ГКХ района Караугомского плато и здесь сработал препятствием для влажного воздуха циклонов.
В связи с коротким световым днем и частым наличием глубокого снега зимой удается пройти едва половину того, что возможно летом. Это следует учитывать при разработке маршрута.
В течение похода удалось познакомиться со значительноой частью нового района для руководителя и участников, посмотреть на районы Тепли, Туалетии, Цейского хребта, Караугома. Было много запоминающихся моментов, из которых можно выделить экстремальную погоду на ночевке под пер. Лья-Цми, впечатляющее по красоте видов и технически насыщенное для 1Б восхождение на вершину Кионхох, очень гостеприимный прием в Дунте, замечательное восхождение на высокую вершину Хуппара с запоминающимся видом на Караугомский ледопад. Удалось побывать в верховьях редкопосещаемого ущелья Хуппара, сделать снимки его верховьев.