Автор: Ганаховский Сергей, Москва

Отчет о горном путешествии 5 к/с по Центральному Тянь-Шаню (хр. Терскей Алатау)

Маршрутная книжка: 1/3-508
Руководитель: Ганаховский Сергей
эл. почта: condor21 - yandex.ru
Москва, 2008.

Справочные сведения (Паспорт спортивного путешествия)

Проводящая организация
Наименование: Клуб Туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра физического воспитания Физкультурно-оздоровительного центра МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Адрес: Москва, Госпитальная набережная, д.4/2, Спортивный комбинат МГТУ.
Телефон: 263-22-29
e-mail: info@tourism.bmstu.ru www: http://tourism.bmstu.ru

Место проведения
Страна: Киргизская Республика
Область: Иссык-Кульская
Район:
Подрайон:
Массивы: Терскей Алатау

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

130 (без коэфф.)

18.08.07-04.09.07

Подробная нитка пройденного маршрута

Алтын-Арашан - ур.Экичат - ледн. Чон-Узень - пер. Туристов Татарии (2А, 4400) - пер. Бригантина (2Б, 4400) - ледн. Зап. Караколтор - пер. Джигит+ пик Джигит (3А, 5130) - ледн. Вост. Онтор - а/л Каракол (рад) - пер Джеты-Огуз (2Б, 4300) - ледн. Айланыш - пер. ВГУ-400 (3А, 4800) - ледн. Киче-Борду - пер. Грозовой (2А-Б, 4450) - пер. Фестивальный (2А, 4450) ледн. Бороко Вост.- пер. Серебряное Седло (3А, 4650) - ледн. Байтор - пер. СОАН I (2А, 4000) - р. Айлама - р. Карабаткак - р. Чон-Кызылсу - с. Покровка

Подробная нитка заявленного маршрута

р. Алтын-Арашан - ур.Экичат

ур. Экичат - ледн. Чон Узень

пешком

ледн. Чон-Узень - пер. Туристов Татарии (2А, 4400)

подход под пер. Бригантина

пешком

пер. Бригантина (2Б, 4400)

ледн. Зап. Караколтор - под пер. Джигит

6,5

пер. Джигит+ пик Джигит (3А, 5130)

пер. Джигит+ пик Джигит (3А, 5130) - ледн. Вост. Онтор

рад. выход в а/л Каракол

пешком

ледн. Зап. Онтор - пер Джеты-Огуз (2Б, 4300)

ледн. Айланыш - под пер. ВГУ-400

пер. ВГУ-400-II (3А, 4800) - ледн. Киче-Борду Вост

пешком

ледн. Киче-Борду Вост - пер. Грозовой (2Б, 4450)

пешком

ледн. Киче-Борду Зап. - пер. Фестивальный (2А, 4450) - ледн. Бороко Вост.

пешком

пер. Серебряное Седло (3А, 4650)

пешком

ледн. Байтор - пер. СОАН I (2А, 4000)

р. Айлама - р. Карабаткак

Характеристика препятствия

Туристов Татарии

с Востока на Запад

Пологий открытый ледник, закрытый ледник до 15º, снежно-ледовый склон 100-120 м до 30º

Бригантина

с Севера на Юг

Пологий открытый ледник, снежно-ледовый склон 150-170 м до 40º, закрытый пологий ледник, разрушенные скалы 50м до 60º, закрытый ледник 50 м до 30º. На спуск дюльфер по скальному кулуару 15 м, средне и крупноблочная осыпь 3 км

Перевал+ вершина

Джигит

с Востока на Запад

Ледовый склон до 45º 200м, закрытый пологий ледник, разрушенные простые скалы до 45º 300м, осыпной склон, снежный склон, крупноблочная осыпь на подъем. Разрушенный скальный гребень с непродолжительными участками лазания, некрутой снежно-ледовый склон, ледовый склон до 30º 300м на спуск

Джеты-Огуз

с Востока на Запад

Подход по открытому леднику, крутой (до 25-30º) конгломератно-осыпной склон , некрутые (45º-50º) простые сильно разрушенные скалы 150-200м, дюльфер+перила через кулуар 50 м, некрутые (45º-50º) простые сильно разрушенные скалы 150 м

Васильева+ВГУ-II

2Б-3А

с Севера на Юг

Открытый ледопад до 50º по перилам 150 м, далее в связках по ледопаду до плато. С плато по закрытому леднику до 35º на пер. Васильева 2 перехода. С первала по закрытому леднику до 40º на пер. ВГУ-II 2 перехода.

Грозовой

с Востока на Запад

Закрытый пологий ледник на подъем, снежно-ледовый склон с бергом до 35º 100-150м. на спуск

Фестивальный

с Востока на Запад

Снежно-ледовый склон с бергом до 30º 70м. подъем, закрытый некрутой (до 25º) ледник на спуск.

Серебряное Седло

с Востока на Запад

Открытый, а затем закрытый ледник с небольшим ледопадом (до 25º), 1,5 км до плато снежно-ледовый склон 100 м до 45º с 2м вертикальной ступенькой на подъем. На спуск снежно-ледовый, затем ледовый склон до 50º 500м, закрытый ледник 1,5 км снежно-ледовый кулуар 100м до до 40º. Закрытый ледник до открытой пологой части.

СОАН

1,2

с Востока на Запад

Крупноблочная осыпь 0,7 км, тропа по скальным полкам 300м на подъем. Спуск по крупноблочной осыпи 150м, дюльфер 20м на пологую часть.

Участники

3ГУ, Ц. Кавказ, 2 с эл. 4ГУ Осетия

М., Госпитальный переулок 6/2 к.1008

завснар

Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов
Библиотека ТССР: Москва, Студеный пр-д., д.7
Библиотека МГЦТК: Москва, Большая Коммунистическая ул., д.17
Библиотека т/к МГТУ: Москва, Госпитальная наб., д.4/2, Спорткомбинат МГТУ, т/к.
Видеоматериалы имеются, хранятся у Ганаховского С.А.
Поход рассмотрен МКК
ФСТ г. Москвы

Содержание отчета
Общая смысловая идея путешествия

В 2007 году «новая волна» молодежи турклуба МГТУ им. Баумана доросла до уровня походов V к.с. Также хотелось опробовать силы и командиру (мне), сводившему до этого две «четверки».
Район Терскея был выбран по нескольким причинам:
- Во-первых, он был знаком мне, посещавшему его в 2002
- Во-вторых, он достаточно высок и является хорошей подготовкой для более высотных походов, что являлось стратегическим планом.
- В-третьих, легкодоступность района позволяла вписаться в ограниченные отпуском сроки.
По мере общения с МКК изначально запланированный маршрут претерпевал всё большие и большие изменения в сторону упрощения. Аргументируя недостатком опыта участников и командира, МКК настаивало на «минимальной» пятерке. Таким образом, из нитки были исключены весьма интересные перевалы Сказка (3A, 4400) и Карабаткак Западный (3А, 4500). С трудом удалось заявить пер. Джигит (3А, 4306) и отдельно вершину Джигит. При этом договоренность с МКК была, что мы идем либо пер. Джигит в первой половине маршрута, либо пер. Серебряное Седло (3А, 4650) в случае, если не проходим пер. Джигит. К счастью, уже с маршрута, успешно пройдя все предшествующие препятствия и на два дня опережая график, нам удалось договориться о прохождении и Серебряного Седла. В этом очень помогли спутниковый телефон и Николай Евстафьев, выступивший в роли посредника, за что ему огромное спасибо.
Большое влияние на построение маршрута оказал отчет Екатерины Зеленцовой о четверке 2005 г. в этом же районе. Первая часть нашего маршрута практически целиком повторяет нитку Екатерины. Я очень признателен Екатерине за хорошие отчеты и качественные, интересные маршруты, которые хочется повторять вслед за ней.
Таким образом, учитывая все вышеописанные условия, а также то, что, по мнению МКК, поход на Терскее должен как минимум дважды пересекать основной хребет, и то, что, выйдя на северную часть хребта, завершить поход стоит несложным перевалом в соседнюю долину (это красиво), у нас получилась заявленная и пройденная нитка. При выборе перевалов мы старались достичь максимального разнообразия, насколько это было возможно, и в смысле рельефа и в смысле прохождения определяющей стороны на подъем/спуск.
Несмотря на то, что ходили мы в основном по хоженым-перехоженным местам, мы повидали много красивого и интересного, в том числе:
- Горячие источники (в том числе дикие) на входе и выходе с маршрута
- Тянь-Шаньская ель - отдельная песня
- Красавец Джигит, великолепные виды с Джигита и пер. Джеты-Огуз
- Стена Джеты-Огуз
- Аксуйская стена (правда, издали)
- Следы гигантской лавины под пер. Васильева
- Загадочные озера на леднике Бороко Восточный
- Следы снежного барса (?) в районе пер. Грозовой
- Каждый перевал, за исключением Грозового и Фестивального был по-своему уникален, великолепен и интересен. И даже довольно заурядный «Туристов Татарии», наш разминочный перевал, оставил массу позитивных эмоций.
К сожалению, нам не удалось запланировать посещение оз. Алакель из-за того, что ни при каком раскладе времени нам на это не хватало. Возможно было, конечно, сходить на него радиально из а/л на стрелке рек Онтор и Кельтор, но тогда бы вместо отдыха мы получили еще один напряженный день.
В данном разделе я хочу выразить благодарность Николаю Евстафьеву, поддерживавшему нас при подготовке и на маршруте, Сергею Костину, не пожалевшему времени и сил на наше вразумление, всем, кто нас поддерживал и помогал нам, а также Клубу Туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана за то, что мы есть, какие мы есть, и конечно, же команде, которая отлично и большим запасом справилась с предложенным путешествием.
Варианты подъезда и отъезда, пропуска и пр.
Не исключаю, что существуют и другие варианты заезда, но мы заезжали в г. Бишкек, столицу Киргизии, откуда на специально заказанном транспорте (микроавтобусе) добирались до Каракола, откуда на ГАЗ-66 забрасывались вверх по ущелью до горячих источников Алтын-Арашан.
В Бишкек часть группы добиралась поездом, часть самолетом. Аэропорт находится километрах в 30-40 от города. Доехали из аэропорта до ж/д вокзала, где была запланирована встреча группы, на такси, сбив цену до 300 сом (1,4 сома = 1 руб). Те, кто добирались поездом, приехали по московскому времени, хотя на сайте РЖД говорится о том, что если рейс международный, то в качестве времени прибытия указывается местное время.
В городе Бишкек во время заездов-отъездов группа провела в общей сложности около суток, при этом никаких неприятностей ни с милицией, ни с местными жителями не случилось.
Дорога до Алтын-Арашана, безусловно, является вызовом для автотранспорта, однако вполне преодолима и для легковых внедорожных автомобилей, которые мы там наблюдали.

Участок

Каракол - Алтын-Арашан

ГАЗ-66

1,5 ч.

Наш маршрут проходил по территории Киргизии. Никаких специальных пропусков не требуется, однако стоит зарегистрироваться по месту проживания. Данная формальность нужна, в основном, при пересечении границы в аэропорту, однако ни там, ни где-либо в другом месте данные бумажки нам не потребовались. Зарегистрировал нас туроператор, через которого мы заезжали в район. Стоимость регистрации - 7$/чел.
Также мы были наслышаны о егерях, которые взимали оплату по принципу «как договоришься» в районе стрелки рек Онтор и Кельтор. Нам никакие егеря не встретились, не смотря на то, что мы провели в районе альплагеря на стрелке около суток. Группе же нашего Клуба, ходившей в поход на Терскей за месяц до нас, пришлось расстаться с несколькими десятками сомов. Наш туроператор предлагал егерей «посылать», если они нам встретятся и при этом ссылаться на него. Насколько этот метод действенен, проверить не пришлось.
Загранпаспорт для посещения страны не нужен, документы, билеты и излишки денег мы не брали даже на маршрут (памятуя случай 2002 г, когда один из рюкзаков засыпало в лавине вместе с документами, билетами и общественной кассой), сдав их на хранение туроператору. С собой взяли лишь ксерокопии (не денег, конечно).
Приехав в Каракол рано утром 18 августа, в тот же день к вечеру мы уже выехали в горы, переделав необходимые дела, в которые входили подготовка заброски, отправка отмашки в МКК, докупка забытого, прием пищи и т.п. Здесь я хочу отметить, что отправить телеграмму в МКК по зашифрованному адресу «Москва-4» не удалось, т.к. почтальоны наотрез отказались посылать телеграмму на виртуальный адрес. Пришлось прибегнуть к телефонному звонку.
Ни в каких спасательных службах мы не регистрировались, не уверен, что они вообще существуют. Однако мы договорились о схемах взаимодействия с туроператором, предоставив ему наши страховые сведения, контрольные сроки и контакты нашего наблюдателя (человека из турклуба, отслеживающего наши приключения и владеющего полной информацией) в Москве.
Группа была застрахована на предмет несчастного случая в компании «РОСНО» по программе «страхование граждан на время путешествий по странам СНГ» на сумму 20000$ на каждого. Страховка стоила 20$ на человека на 22 дня.
Несмотря на наличие арендованного спутникового телефона, местами удавалось пользоваться мобильной связью. Так, с вершины Джигит удалось даже дозвониться, а от стрелки Онтор - Кельтор послать СМС.

В Караколе есть два основных туроператора - «Неофит» и «Альп-Тур Иссык-Куль» И. Ханина. Оба они представлены в Интернете. Услуги туроператора, к которым мы прибегли:
- Трансфер Бишкек - Каракол - Алтын-Арашан и Каракол - Бишкек
- Поездка на экскурсию в музей Пржевальского и на городской пляж
- Отправка и хранение заброски в а/л на стрелке Онтор-Кельтор
- Хранение денег, документов, билетов и части вещей в Караколе
- Пристанище в Караколе
- Закупка газа
- Услуги альплагеря:
- Баня
- Покупка арбуза, пива и других продуктов
- Регистрация по месту жительства
- Полагались на помощь в случае чрезвычайной ситуации

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
В случае аварии, повлекшей за собой наличие тяжело пострадавших, а значит невозможность продолжения маршрута и преодоления даже запасных препятствий, (характеризующихся большей простотой), предполагалось, покинув опасную зону, связываться со спасателями, страховой и ассист-компаниями, гидом, ЦМКК и представителями нашего турклуба посредством спутниковой связи. В идеальном случае должен был прилететь вертолет.

В остальных случаях, когда группа могла бы выбраться самостоятельно, либо при отсутствии возможности посторонней помощи предполагались следующие варианты:

1) Северная часть хребта. Спуск вниз по любой долине до людей, находящихся там в изобилии. Каждая из потенциальных долин проходима, используется для скотоводства и матрасного туризма. Во многих долинах до определенного момента есть дороги, проходимые для спец. транспорта.

2) Южная часть хребта. Лучше все же выйти на Северную часть хребта, поскольку Южная часть весьма безлюдна и отдалена от поселений. В случае отсутствия такой возможности мы планировали спускаться к р. Сары-Чат, протекающей вдоль подножия хребта, пересекать ее и держать путь на Юго -Запад, к золотодобывающему комбинату «Кумтор», описанный в отчете А. Зотова 2004 г. Для этого у нас были точки в GPS, а также карта и на данный участок. К счастью, совершить это тягостное путешествие, которое бы заняло несколько дней, не пришлось.

Стоит также отметить, что спуск на Южную сторону по долине р. Киче-Борду осложнена необходимостью прохождения ледопада уровня 2Б, описание которого у нас также имелось.

Заявленные запасные варианты

Участок маршрута

Запасной вариант

ледн. Кельтор Восточный - пер. Бригантина (2Б, 4400) - ледн. Западный Караколтор

ледн. Кельтор Восточный - пер. Каракольский Западный (2А, 4250) - ледн. Западный Караколтор

ледн. Западный Караколтор - пер. Джигит + пик Джигит (3А, 5130) - ледн. Восточный Онтор

ледн. Западный Караколтор - пер. Эпюра (2А, 4300) - пер. Онтор (1Б, 3900) - ледн. Восточный Онтор

ледн.Западный Онтор - пер. Джеты-Огуз (2Б, 4300) - ледн. Айланыш

ледн.Западный Онтор - пер. Арчалытор Сев. (2А, 4200) - ледн. Айланыш

ледн.Киче-Борду - пер. Грозовой (2Б, 4450) - пер. Фестивальный (2А, 4450) - ледн. Бороко Восточный

ледн.Киче-Борду - р. Киче-Борду - р. Сарычат - р. Бороко - ледн. Бороко Восточный

ледн. Бороко Восточный - пер. Серебряное Седло (3А, 4650) - ледн. Байтор - пер. СОАН I (2А, 4000) - р . Айлама - р. Карабаткак - р. Чон-Кызылсу

ледн. Бороко Восточный - р. Бороко - р. Сарычат - р. Колпаковского - ледн. Колпаковского - пер. Колпаковского (2А, 4250)- р. Чон-Кызылсу

-//-

ледн. Бороко Восточный - р. Бороко - р. Сарычат - комбинат Кумтор

пер. СОАН I (2А, 4000) - р . Айлама - р. Карабаткак - р. Чон-Кызылсу

Отказ от прохождения пер. СОАН I (2А, 4000) и спуск вниз по р. Джеты-Огуз

Изменения изначальных планов и их причины

Сход участника с маршрута из-за болезни

После спуска с пер. Джигит и отдыха в а/л Владимир Старцев решил покинуть команду из-за плохого самочувствия.

Опережение графика

На протяжении всего маршрута мы опережали план на 1-2 дня ввиду хорошей погоды и хорошего уровня подготовки команды

Прохождение трех перевалов 3А вместо двух

Получили разрешение МКК по спутниковому телефону пройти еще один заявленный перевал. Силы группы и хорошая погода этому способствовали.

Маршрут закончили в пос. Чон-Кызылсуу, а не в Покровке

Надоело идти вдоль пыльной проезжей дороги, становящейся асфальтовой после Чон-Кызылсуу. + Подвернулся попутный транспорт.

На обратном пути все поехали поездом, хотя часть планировала самолетом

Закончив маршрут ранее запланированного, не смогли обменять авиабилеты. Поехав поездом, выиграли немного денег и времени.

График движения
Учитывая, что сплошной GPS-трек не велся, расстояния участков даны оценочно. Высоты и времена даны более точно. 1 веревка (перила) = 50 м.

(авг-сент)

условия

Заезд в ур. Алтын-Арашан

Грунтовая дорога

До границы леса (устье ручья Ийри-Тер с пер. Таркытор)

3:45

+420

Радиалка на горячие источники

1+0:30

2+2

±434

Небольшой дождь, ветер

Подъем до озера под ледн. Чон-Узень

+581

Курумники, кустисто-травянистые и каменистые склоны.

Радиальный занос груза под пер. Туристов Татарии

2:40+0:45

2,5+2,5

±510

Каменисто-осыпной склон, открытый ледник

Недолгий дождь со снегом, ветер

под пер. Туристов Татарии

3,5

+660

Каменисто-осыпной склон, открытый, затем закрытый ледник.

Подъем на пер. Туристов Татарии

0,2

+100

Снежно-ледовый склон (3,5 веревки)

Спуск к месту ночевки

4,5

-680

Закрытый, затем открытый ледник, моренные увалы

Хмуро

Подход под сн-ледовый взлет

1:15

+226

Гребень морены, открытый ледник

Подъем на плато

+166

Снежно ледовый склон (3,5 веревки)

Ясно

Подход по плато к скалам

0:50

+150

Подъем на перевал Бригантина

5:00

+110

Перила: по леднику (1), по скалам (1), по леднику (1)

Спуск с перевала

2:10

-765

15 м перил, осыпной конгломератный склон, моренные увалы, бараньи лбы, травянистый склон

Подъем под пер. Джигит

3:25

6,5

+837

Преимущественно открытый ледник

Подъем по кулуару

3:30

+366

Сн-ледовый склон (5,5 веревок)

Ясно

Выход на перевал Джигит по плато

0:30

Спуск по сн-ледовому склону

3:30

-374

Сн-ледовый склон (7,5 веревок)

Спуск по скальному ребру

3:00

0,15

Скальное ребро (2 веревки)

Спуск по сн-ледовому ребру

-444

Снежно-ледовый склон (вкл. 3 веревки)

Выход к месту ночевки

-237

Открытый ледник, моренные увалы.

Спуск в а\л Каракол

5:10

-1168

Морена, открытый ледник, тропа

Подъем под ледн. Вост. Онтор

4:00

+592

Ясно

Подход под перевальный взлет пер. Джетыогуз

3:20

Подъем по скалам

4:00

0,5

Сильно разрушенные скалы (6,5 веревок)

Спуск на снежное плато

Ледопад

1:50

+172

Сн-ледовый склон (3 веревки)

Ясно

По плато до места ночевки

0:40

1,5

Верхняя часть ледопада, открытый ледник

Подъем на пер. Васильева

1:30

1,7

+370

Преимущественно закрытый ледник + сн-ледовый склон (0,5 веревки через берг)

Ясно

Подход под начало подъема на верхнее плато

0:40

Подъем на пер. Серебряное седло

0,4

+127

Сн-ледовый склон (2 веревки)

Спуск на верхнее плато

3:20

-337

Сн., затем сн-ледовый, затем ледовый склон (9 веревок)

Спуск на ледник

2,5

-696

Преимущественно закрытый ледник + сн-ледовый склон (2 веревки)

Спуск до места ночевки

-336

Курумник, дюльфер 20 м

Пасмурно

Спуск до ночевки в р-не кур. Джылысу

4:40

-1410

Курумник в начале, затем тропа и дорога

Переменная облачность, ливень, ясно

Выход в Чонг-КызылСу

1:50

-335

1985

Грунтовая дорога

График высот

Техническое описание прохождения группой маршрута
Ниже приводится внутригрупповое время, сдвинутое на 2 часа вперед по сравнению с местным (т.е., например, наши 9 утра это 7 утра местного времени). 1 переход ~ 45 мин.

Перевал Туристов Татарии

Категория трудности: 2А
Высота: 4300 м
Ориентация: северо-восток - юго-запад
Координаты по GPS: 42^14.061 78^16.157

Расположен в северном отроге Главного хребта. Соединяет долины рек Чон-Узень (р. Арашан) и р. Кельтор (р. Каракол). Ведёт с ледника Чон-Узень Западный на ледник Кельтор Восточный. С перевала снята записка группы туристов

Прохождение: 19-21 августа 2007 года со стороны р. Чон-Узень. Описание даётся от горячих источников Алтын-Арашан до ночевок в моренном кармане под ледником Кельтор Восточный.

18.08 К вечеру доезжаем до курорта на горячих источниках Алтын-Арашан. По деньгам получается дешевле снять домик с кроватью и заодно получить право посетить все источники, чем жить неподалеку в палатке и платить за посещение каждого источника отдельно. Поэтому первую ночь проводим с комфортом, все-таки, это курорт. Помимо источников и подушек пользуемся и уютной столовой. Кстати, после минеральных источников стоит отдохнуть час-полтора, не нагружаться. Отмечаем повышенное сердцебиение.

19.08 Рассвет в 7:30. Выход в 8:50. Сразу переходи на левый (здесь и далее орографический) берег и идем по тропе вдоль берега. Местами ответвления тропы уходят куда-то вправо-вверх, по ним ходить не надо. Временами есть риск потерять тропу. Однако на всем протяжении пути до стрелки с р. Таштектор (ур. Экичат) правильная тропа идет низом, не удаляясь сильно от реки.
Где-то через переход справа впадает речка, через которую есть бревенчатый мостик, в районе которого есть места под 2-3 палатки (42,35403 78,61979). В этом месте правильная тропа уходит резко вниз.
К 14:00 дошли до устья р. Ийри-Тер (Такыр-Тор), перебрались через нее по мостику из бревна и оказались на мысе - месте слияния двух рек, где под здоровенными елями нашли уютное место для обеда и ночлега (42,28996 78,63359). Место это является самой границей леса, выше только кусты. Есть дрова, если поискать. Высота около 3000.
Поскольку время, силы и желание двигательной активности далеки от исчерпания, решаем совершить радиальный выход на дикие горячие источники, расположенные неподалеку в ущелье р. Ийри-Тер. К источникам ведет тропа по левому берегу. Перед водопадом в районе слияния с правым притоком р. Ийри-Тер необходимо перейти на правый. Сами источники располагаются чуть выше водопада, который надо обойти слева по ходу, поднявшись на травянистый лоб. Относительно тропы они расположены чуть ниже и ближе к реке (42,28497 78,61491). Время пути от стрелки - 1 час (налегке).

20.08 Выход в 8:40. По совету Е. Зеленцовой (отчет 2005 г.) двигаемся по левому берегу р. Алтын-Арашан. За один переход поднимаемся и практически пересекаем каменистый лоб в обход прижимов реки. Тропинка по противоположному берегу реки, хорошо заметная напротив места ночевок, между тем куда-то исчезает. Еще через полперехода встречаем места для ночевок (42,27193 78,63598). Тропа малозаметна, временами совсем теряется.
Еще через переход начинаем потихонечку подниматься на левый борт долины, рассчитывая выйти на следующую ступень долины с плавным набором высоты. Учитывая, что пришлось пересекать несколько курумников и местами продираться через кусты, думаю, это ни чуть не лучше, чем подняться вдоль ручья.
Поднявшись на террасу (еще один переход), в удобном месте по камням переходим на правый берег ручья и по нему поднимаемся до озер (1 переход). Стоит отметить, что можно пройти и по левому берегу, но там необходимо преодолевать небольшие скальные прижимы. Зато потом можно обойтись без брода обратно.
Переходим ручей вброд обратно в месте его истока из озера, заодно помыв ноги перед обедом. Здесь располагаются довольно удобные места для ночевки под 4-5 палаток (42,25422 78,62655).
Обед в 13:00. По тем же причинам, что и накануне, решаем подняться под перевал. Однако наверху, испытав приступы горной болезни, решаем спуститься обратно к озеру, оставив все ненужное под перевалом. Таким образом, ночуем в месте обеда. Выход с обеда в 15:00, на верхнем плато в районе 18:00, назад к озерам спускаемся в районе 20:00.

21.08 Выход в 7:45. Обойдя озеро слева по ходу, перепрыгнув множество ручейков, на которые разливается ручей, впадающий в озеро, начинаем подъем по осыпи вдоль левого берега ручья. Далее выходим на пологий открытый ледник (около 1 перехода), по правой части которого продолжаем движение в направлении скального отрога, разбивающего ледник на два цирка. В левом по ходу находится наш перевал Туристов Татарии и пер. Украина, которые хорошо видны, в правом - пер. Труд (2А, 4200).
Несколько не доходя скального отрога, поворачиваем налево, чтобы попасть в свой цирк. Подобная траектория движения по леднику позволяет обойти трещины и двигаться по наиболее пологим его частям.
В 9:25 поднимаемся к оставленным накануне вещам. Здесь, на верхнем плато, в его правой части, практически под склонами скального отрога, довольно ровный ледник и при желании можно заночевать. Группа сильно растянулась и, как только показались последние, в 10:25 первая связка продолжает путь к перевалу. Ледник здесь начал закрываться, поэтому идем, связавшись. Чуть дальше начинаем топтать ступени в снегу.
Когда топтать ступени надоедает, первый в связке переходит берг по мощному снежному мосту, крепит перила для остальных и мы начинаем вешать перила. Всего провешиваем 3,5 веревки. Последняя - косые перила налево, поскольку поднимаемся мы несколько правее перевала. На перевале в 13:30.
Спуск начинаем в 15:00. По крупноблочной осыпи спускаемся к началу ледника, связываемся. Путь держим на моренный вал прямо по ходу. Чуть ниже ледник открывается. При этом в верхней части ледника отклоняемся правее в обход крутого участка. Путь до моренного вала занял один час. Непосредственно перед выходом на моренные увалы крутизна ледника увеличивается, но не настолько, чтобы понадобились перила.
По моренным валам, сильно теряя высоту и минуя слева по ходу другой язык нашего же ледника, в 17:30 выходим на хорошие площадки (42,2227 78,56894) в кармане морены ледника Кельтор Восточный, подробно описанные в отчете 2005 г. Е. Зеленцовой.

Перевал Бригантина

Категория трудности: 2Б
Высота: 4400 м по классификатору, 4260 по GPS
Характер: скально-ледово-снежный
Ориентация: север -юг
Координаты по GPS: 42,1886 78,58918

22.08 Выход в 8:20. Вылезаем на гребень морены ледника Кельтор Восточный и движемся по нему вверх. Через 15 минут встречаем площадки под палатку. Они, безусловно, сильно хуже наших ночевок, к тому же непонятно, откуда брать воду. В верхней части морены спустились на ровный открытый ледник. Ледник местами имеет уклон, однако, по камушкам и микро-кальгаспорам идти удобно и без кошек. За час подходим под начало крутой части подъема на верхнее плато под перевал. Характер подъема - снежно-ледовый. Повесив 3,5 веревки до пологой части, за 2 часа поднялись на верхнее плато. Здесь, связавшись, распутали небольшую зону разрывов, образовавшуюся в месте перегиба ледника и выдвинулись в сторону снежно-ледового склона, ведущего на перевал. Однако для нас представлял интерес подъем по скальному ребру, поэтому, пройдя под склоном, отклоняемся вправо и поднимаемся вдоль ребра до скального острова, где группа располагается на обед (еще один час).
Во время подъема нам показалось, что на скалах есть удобное место для того, чтобы собралась вся группа. Поэтому первая связка дошла до начала скал. Однако это не так, поэтому первая связка, дав оставшимся сигнал располагаться на острове и сделав станцию, возвращается к остальным.
Пока готовится обед, передовая связка выдвигается провешивать перила. Скалы сложности не представляют, однако всё сильно разрушенное и живое. Промежуточные точки - на крючьях. Встречаем один старый крюк, еще один, титановый, оставляем мы, не сумев его выбить. Одной веревки (55 м) хватает до балкона, по которому можно уйти влево на снежно-ледовый участок (перила не требуются), по которому, провесив еще одну веревку перил вдоль скального ребра, можно выйти на перевал. Однако, обнаружилось, что технические лидеры забыли кошки, поэтому они спускаются вниз, так и не провесив подъем на перевал до конца.
Учитывая камнепадоопасность всего скального участка подъема, поднимаемся (и спускаемся) строго по одному. Для ускорения подъема перила со скального острова под скалы организовываем в виде буквы «Г», верхняя часть этих перил представляет собой траверс вдоль скал до защищенной следующей станции, откуда начинаются перила по скалам и на которой могут расположиться два человека. Таким образом, хотя бы нижнюю часть первых перил можно пройти параллельно.
Последняя веревка выводит на гребень правее самого перевала, откуда спустившись по нему, попадаем на перевал. Последний поднимается на перевал в 19:40. На перевале- мульда, в ней озеро.
Спуск осуществляем по каменистому кулуару, провесив 15-20 м. перил. Последний слез налегке с нижней страховкой. Дальнейший участок спуска проходит по неприятному конгломератно-осыпному склону. Часть группы для спуска уходит левее по ходу, где больше камней, другая же часть спускается практически в лоб, чуть левее кулуара. Оба эти пути равнозначны и неприятны.
Далее по среднеблочной осыпи, перемежающейся со снежниками, спускаемся под язык ледника Восточный Каракалтор, попутно любуясь закатными красками и хребтом Ак-Шийрак. По пути встречаем места под палатки (42,18523 78,58697), однако воды в ближайших окрестностях не видно. Возможно, пораньше где-то неподалеку мог лежать снежник.
В 21:30, миновав язык ледника продолжаем путь по правому берегу речки, из него вытекающей. До бараньих лбов доходим уже в сумерках. Спускаясь по лбам вправо-вниз попадаем в один из разломов, по которому спускаемся до их окончания. Далее по травянистому склону спускаемся к реке, где в полной темноте, исключительно по GPS находим описанные в отчете 2005 г. Е. Зеленцовой ночевки (42,18534 78,58658). На ночевку встаем в 22:20.

Перевал + вершина Джигит
Высота: 4767 м перевал, 5072 м вершина
Характер: скально-ледово-снежный
Ориентация: север -юг
Координаты по GPS: (42,18864 78,52672) перевал, (42,18977 78,52804) вершина

23.08 Выход в 10:50. Движемся по левому берегу р. Каракалтор, поднимаемся на открытый пологий ледник. Путь держим на остроконечную скальную пирамиду, перед которой надо повернуть направо. К 14:30 подходим к повороту, наклон ледника здесь несколько увеличивается, однако кошки по-прежнему не требуются. Ледовые разломы обходим слева по ходу.
Чуть выше связываемся и по совету Е. Зеленцовой уходим по закрытому леднику левее в обход трещиноватой области. Поднявшись под нависающий ледник, находим относительно ровное место, не доходя до следов ледового обвала, где выравниваем площадки, обедаем, разбиваем бивак. Затем отправляемся провесить все имеющиеся четыре веревки по кулуару. Это занимает порядка 4 часов, довольно долго возились с закреплением последней веревки на скалах. Назад возвращаемся в одиннадцатом часу.

24.08 Выход в 8:20. Подъем на верхнее плато занял 5,5 веревок. Первая - до «горла» между нависающим ледником справа и скалами слева, на ледобурах. До ее начала участники поднимаются по снежному склону без перил. Следующие две - по центру кулуара (ледобуры), четвертая выводит на относительно удобную скальную полку справа (крючья + ледобур), где могут собраться 3 человека. Последняя, пятая веревка выводит на довольно пологую часть ледника, изначально мы ее закрепляем на ледорубе. Чуть позже мы наращиваем ее шестой веревкой, которую крепим за откол на скалах. С середины последней веревки склон становится совсем пологим.
Связавшись, выдвигаемся в сторону перевала по снежному наклонному плато в 12:30. В 13:00 выходим на перевал, представляющий собой небольшое снежное плато. Перекусив и отдохнув, отправляемся на вершину в 13:45.
Начало пути проходит по снежно-ледовому гребню слева по ходу, затем по центру склона. Движемся в связках. Снега немного, поэтому провешиваем одну веревку перил на наиболее крутом участке. На вершине в 15:30. Погода портится, поэтому видами любуемся не очень долго - все затягивает и начинается снегопад. Однако, успеваем разглядеть окружающие вершины и перевалы. Что интересно, с вершины работает мобильная связь, делаем несколько звонков.
На спуске провешиваем 3 веревки - одну с вершины (ледоруб), две другие - там же, где вешали наверх (ледобуры). Последний везде спускается с нижней. На седловину спускаемся в 16:50, спуск занял порядка 40 минут.

25.08 Выход в 9:00. Погода вчерашняя, т.е. снег и облачно, однако к моменту начала провешивания перил погода налаживается. Спуск до первого скального жандарма занимает 7,5 веревок, выходим на него в 13:40. Все веревки крепим на ледобурах, сдергиваем самовывертом. При этом предпоследняя веревка уходит в сн-ледовый кулуар, идущий вдоль скального ребра. Именно в верхней части этого кулуара мы и выходим на скалы справа по ходу. Здесь весьма удобное безопасное место для сбора всей группы, где мы отдыхаем и перекусываем. На первый скальный жандарм прямо отсюда ведет небольшая трехметровая стеночка, сам жандарм сверху плоский. Жандарм этот можно обойти, спустившись на одну веревку вниз по кулуару, однако мы решаем идти «по классике», что, как я думаю, раза в два медленнее, чем обход жандарма по льду. Однако в кулуаре есть свои прелести - камнепадоопасность со скального ребра и торчащие из-подо льда камни, за которые может зацепиться веревка при сдергивании.
С жандарма идет отвесный дюльфер 10-15 м, затем менее крутой по ребру до седловинки, откуда без перил подъем на следующий жандарм. С него похожий дюльфер, до следующей седловинки, откуда ножками до начала снежного ребра. Учитывая, что мы замешкались на сдергивании веревки, упустив сдергивающую веревку, а также сложность рельефа для сдергивания, из-за чего перила с последнего жандарма сдергивали не целиком, а дважды по полверевки с организацией промежуточной станции, вся эта деятельность занимает довольно много времени - на снежное ребро последний участник выходит в 16:55. Все станции организовывали на петлях, сдергивали через местные (стационарные) петли.
Здесь (42,19601 78,51673) есть хорошая ровная снежная площадка под несколько палаток, на которой уже обустраивается на ночлег встречная группа. По любезно предоставленным ими перилам дюльферяем по крутому участку. Чуть ниже, ввиду малого количества снега, провешиваем еще двое перил (ледобуры) на крутом участке, последний спускается с нижней страховкой налегке. На последней веревке начинается снег. Связываемся, уходим с ребра правее, пересекаем закрытую часть ледника и в 18:45 выходим на ровную открытую часть ледника.
Отдохнув и перекусив, движемся вниз по леднику. Перед огромной мульдой уходим направо, выходим на морену, пересекаем несколько моренных холмов и выходим на отличные зеленые стоянки (42,1963 78,49743) в кармане морены в 20:10. Вода между камней чуть ниже места ночевок.

26.08 Выход в 9:50. Учитывая опережение графика, решаем спуститься на ночь в альплагерь. Поэтому, чтобы не таскать туда-сюда лишнее, хотим положить заброску напротив ледника Западный Онтор. От места стоянки движемся в его направлении. Преодолеваем травянистый и каменистый склоны, спускаемся с морены на открытый ровный ледник Восточный Онтор, пересекаем его и прячем заброску в камнях левобережной морены. В 11:30 продолжаем спуск вниз сначала по левому ранглюфту, а затем по самому леднику. Хотя местами скользковато, кошки не надеваем. Практически от языка ледника начинается тропа по левому берегу р. Онтор. Местами тропа уходит от реки сильно влево, обходя разливы, болотца и каменистые завалы. В 17:45 выходим к лагерю (42,2572 78,48681), устроив по пути продолжительный обеденный привал на озерце (42,25771 78,48756).

пер. Джеты-Огуз

Категория трудности: 2Б
Высота: 4166 м
Характер: скальный
Ориентация: восток - запад
Координаты по GPS: (42,18309 78,43214)

27.08 После вечеринки накануне в альплагере выходим в 13:55. В восьмом часу приходим на место ночевки неподалеку от ледника Восточный Онтор (42,217 78,48135). Движемся по той же тропе, что и накануне.

С утра Владимир Старцев объявил, что хочет сойти с маршрута в связи с нездоровьем. Мы попросили забрать его часть снаряжения, которая нам явно не понадобится. Чтобы сделать это, Владимир поднимается с нами до заброски, затем вместе с нашими новыми друзьями (после вечеринки), которые поднялись с нами «посмотреть на ледник» спускается в альплагерь, откуда уезжает.
Выход в 8:30. Также, как и 2 дня назад, путь подъема до поворота к леднику Западный Онтор пролегает сперва по леднику Онтор Восточный, затем, где становится покруче, по левому ранглюфту. При такой траектории кошки не требуются. С места заброски движемся вдоль ручья в направлении языка ледника, по пути преодолевая пологие скалы. В удобном месте по моренному чехлу вылезаем на ровный, открытый пологий ледник Западный Онтор и продолжаем движение по нему в направлении перевала. Слегка не доходя до начала осыпи, ведущей на скальные полки, обедаем. Выходим с обеда в14:40. на обеде один из участников забывает телеобъектив, (который и поныне там, к сведению геокешеров).
По осыпному склону, поднимаемся, сперва пересекая его налево вверх, а затем вдоль скал. Мелкая осыпь неприятная, отнимает много сил. «Шаг вперед, два назад». К тому же очень пыльная. Практически под самыми скалами, в последнем левом кармане, под плитами, уходим влево на контрофорс по некрутым, ступенчатым, сильно разрушенным скалам. Для этого вешаем первую веревку. Место неприятное, простреливается камнями, которые скидывают поднимающиеся. Веревка выводит на небольшой балкон, немного пройдя по которому и провесив еще метров 20 перил, выходим на плоскую часть контрофорса. Отсюда хорошо виден неприятный кулуар, преодоление которого описано в отчете 2005 г. Е. Зеленцовой:
«Вторая веревка перил шла по гребню одного из контрфорсов, жандарм преграждает путь под скалы перевального гребня.
В 16:00 пришедшие первыми начинают вешать третью веревку перил (фото 117), обходя жандарм слева по ходу. Мы планируем выйти траверсом к кулуару, находящемуся прямо по ходу, подняться по нему к небольшому снежнику, а от него вверх по скалам на гребень (фото 118, 119).»
Нам очень не хотелось преодолевать кулуар в этом месте, очевидная камнепадоопасность, когломератный, крутой, достаточно продолжительный склон и сложность организации перил предлагают задуматься о других вариантах. И другой вариант нашелся. Поднявшись на жандарм чуть правее по простым скалам (1 веревка) мы обнаруживаем следующее плоское плечо, на котором имеется место под палатку, мусор. С плеча в направлении кулуара идет удобная скальная полочка, в конце которой мы закрепляем на отколе веревку для дюльфера в кулуар. Здесь же обнаруживается вбитый крюк, очевидно, мы не первые идем эти путем. Провешиваем V-образные перила (участники преодолевают кулуар дюльфером, затем, уже на другой стороне, перещелкиваются на жумар), другой конец которых закрепляем на камне со стационарной петлей, том же, на который выходила Екатерина Зеленцова (см. ее отчет 2005 г). Кулуар в этом месте только начинается, не такой широкий.
Следующая веревка - вверх вдоль скал по осыпному кулуару, ведущему на контрофорс и по гребню контрофорса. Далее мы вешаем сдвоенную 8 мм веревку левее гребня контрофорса, затем 20-25 м следующей веревки налево и вверх хватает для выхода на гребень. Подъем представляет из себя движение по полкам и преодоление небольших стеночек. Первый вылезает на гребень в районе 21:00. Спуск с гребня трудностей не представляет. Связавшись, спускаемся на закрытый ледник, на котором, отойдя несколько сотен метров от перевала, на чьих-то оборудованных защитными стенками местах, встаем на ночлег около 22:00. Воду набираем в правом ранглюфте, из ручейка, стекающего со склонов.

29.08 Выход в 10:10. Ледник закрытый, движемся в связках. Движемся к левой стороне ледника, где в обход крутого участка (где понадобились бы перила) спускаемся по осыпи - продолжению скального ребра, вдающегося в ледник. Снова выходим на ледник и пересекаем его налево по ходу, где находится наиболее пологая часть для спуска с языка ледника. У языка ледника в 11:40 развязываемся и отдыхаем.
По моренным осыпям вдоль ручья спускаемся на зеленые холмы, где некоторое время отдыхаем перед скорым подъемом.

пер. ВГУ-400-II через пер. Васильева

Высота: 4851 м
Ориентация: север - юг
Координаты по GPS: (42,17103 78,45247)

29.08 (продолжение) Выход с привала в 12:25. Спускаемся на открытый ледник Айланыш, в ранклюфте надеваем кошки. Движемся вверх по правой и центральной части ледника, попутно находя дорогу среди больших разломов ледника.
По имеющимся у нас описаниям подъем на верхнее плато ледника по «классике» лежит в правой по ходу части преграждающего дорогу ледопада, под стенами вершины Джеты-Огуз. И, действительно, подъем там положе и без разрывов. Однако весь склон засыпан камнями, явно упавшими со склонов вершины, поэтому желания идти по «классике» не возникает. Решаем подниматься по ледопаду в левой по ходу его части, где меньше всего разрывов.
Пройдя ледовые холмы, подходим под начало крутого (порядка 30-35 градусов) подъема, где устраиваем обед в 13:45 (42,17466 78,42852). Во время обеда провешиваем три веревки вверх, последняя - налево наискосок с выходом на ледовую полку, на которой (а также в трещине, забитой льдом) может разместиться вся группа. Выход с обеда в 16:10, подъем по перилам занял около полутора часов. Максимальная крутизна подъема - 45-50 град.
Обвязавшись, уходим по полке налево, распутываем уже относительно плоскую часть ледопада, местами перепрыгивая трещины, либо переходя их по узким ледовым ножам. Через некоторое время выходим на плоскую часть верхнего плато, здесь ровный открытый ледник с трещинами. Найдя место поуютнее, встаем на ночевку (42,17075 78,53713) в начале седьмого. Воду берем из луж на леднике.
Плато выше и правее изрыто огромным, невообразимо огромным лавинным выносом, а, возможно, и следами обвала. Здесь же проходит «дорога» шириной в два десятка метров и высотой стенок около трех метров, как будто гигантский бульдозер проехал, разгребая снег.

30.08 Выход в 8:30. Движемся в связках в направлении пер. Васильева. По имеющимся у нас описаниям, подъем на перевал осуществляется по кулуару вдоль скал в левой по ходу части склона. Однако, видимо, обстановка с тех пор успела здорово измениться и наиболее логичным путем смотрится подъем правее, т.е. по центру склона. Кулуар же смотрится неприветливо - разрывы и ледовые лбы. Подъем осуществляем по центру склона в связках. Крутизна склона до 25-30 градусов, попадаются непротяженные крутые участки (до 45 градусов), которые проходим с попеременной страховкой. В целом, траектория подъема проходит траверсами по наиболее пологим участкам склона в обход ледяных лбов и трещин. Ледник закрыт, но снега немного. Для выхода на перевал Васильева в верхней части подъема уходим налево. В 11:25 выходим на пер. Васильева (42,11348 78,3854).
Безусловно, наиболее интересным и логичным путем подъема сюда с пер. Джеты-Огуз является подъем по гребню, соединяющему эти две точки. Однако подобный вариант прохождения нам заявить не удалось.
На перевале общаемся с группой уже знакомых нам ребят из Новосибирска, которые в рамках своего турпохода совершают восхождение на в. Каракол. Они ночевали на перевале и как раз завтракали, когда мы поднялись.
Выходим с перевала в 11:55 и отправляемся вправо, вверх по гребню в направлении разломов с торчащими ледяными башнями. От разломов поднимаемсяь вправо-вверх, где, преодолев небольшую трещину по снежному мосту, выходим под вторые разломы. Пройдя под вторыми разломами направо, выходим на обширное снежное плато, по которому в 13:40 выходим на перевал ВГУ-400-II (42,16479 78,44088).
Спуск с перевала сложности не представляет, движемся в связках в направлении пер. Грозовой, держась правее по ходу в обход зоны трещин напротив пер. ВГУ-400-I. Достигнув низшей точки спуска на снежном плато в 14:30 обедаем (42,16483 78,44085).

пер. Грозовой

Категория трудности: 2А (в нашем варианте)
Высота: 4600 м
Ориентация: восток - запад
Координаты по GPS: (42,13376 78,19899)

30.08 Выход с обеда 16:55. Перевал хорошо виден. По закрытому леднику с плавным небольшим набором высоты за один переход поднимаемся на перевал. Подъем никаких трудностей не представляет.
Поскольку вешать веревки не хочется, решаем идти не в соответствии с имеющимся описанием (вертикально вниз 2 веревки), а уйти правее по ходу, где явно просматривается более пологий путь. Широкой дугой вправо, обходя крутые и ледовые участки склона, спускаемся под скалы слева по ходу. Здесь с попеременной страховкой перепрыгиваем берг и устремляемся далее на открытый ледник.
Чуть ниже, перед скальным нунатаком ледник уходит вниз-влево по ходу. Там же начинается зона трещин. Вниз ходить не стоит, поскольку зона трещин переходит в небольшой ледопад. Разведав все это, мы поднимаемся вверх, к нунатаку, затем за ним спускаемся налево, на ровное открытое снежно-ледовое плато, где и встаем на ночевку (42,37043 78,61306) в 19:55. На нунатаке также есть площадка под 1 палатку.

пер. Фестивальный

Категория трудности: 2А (в нашем варианте)
Высота: 4608 м
Ориентация: восток - запад
Координаты по GPS: (42,14343 78,41138)

31.08 Выход в 9:20. С места ночевки хорошо виден путь подъема - по плато, затем по наклонной террасе направо к перевалу. Движемся в связках. При выходе на террасу необходимо распутать путь через несложную зону трещин. Перевальный взлет подрезан бергом, который преодолеваем, переползая по снежному мостику. Хотя этот последний участок подъема и несложен, да и лететь особо некуда, предпочитаем повесить 1 веревку перил для опоры и подстраховки. На перевале в 11:35.
Спуск с перевала никакой технической сложности не представляет. Спускаемся по фирновому склону крутизной до 25 градусов в кошках. Далее продолжаем движение в направлении ледовых озер вниз. Под начало ледопада, ведущего на верхнее плато под пер. Серебряное Седло, подходим в 12:25.

пер. Серебряное седло

Высота: 4812 м
Ориентация: юг - север
Координаты по GPS: (42,15266 78,38531)

31.08 Выход с привала в 12:45. Развязавшись на привале, мы были неправы - вскоре ледник опять закрывается и мы связываемся. До этого момента движемся по открытому леднику, обходя и перепрыгивая трещины. В заснеженной части ледника идти тяжело, приходится тропить, также, видимо, высота и усталость дают знать. Местами приходится преодолевать небольшие снежные стенки, переходить трещины по мостам. К 15:30 поднимаемся на верхнее плато, под перевал, где устраиваемся на обед, ужин и ночлег (42,15088 78,3902).

01.09 Первый день осени ознаменовался прекрасной теплой погодой. Выход первой связки в 7:20. Преодолев бергшрунд, подрезающий перевальный взлет, по снежному мосту, провешиваем первые перила под скальный палец в правой по ходу части перевального взлета. Станция на ледорубе. Станцию для дальнейшей страховки лидера организуем на френдах. Лидер выходит на перевал в правой части, где карниз только начинается. Здесь нет нависания, есть только небольшая двухметровая стеночка. Вторые перила крепим на ледобурах в сосульке в правой части седловины. Склон на протяжении всего подъема заснеженный, к тому же с утра подмороженный, поэтому организация промежуточных точек страховки представляется затруднительной и мы обходимся без них.
Тур находится на скалах в Восточной части седловины. Седловина достаточно широка для комфортной ночевки.
Спуск начинаем в 8:55 от правой по ходу части седловины. Направление спуска - несколько правее (по ходу) кулуара, идущего с перевала. Первую веревку удалось закрепить на ледобуре, докопавшись-таки до льда. Последующие веревки закрепляем на ледорубах, усиленных лопатой. Снег глубокий, смерзшийся, плотный, держит хорошо. Последний спускается налегке с нижней страховкой. Последние три веревки проходим по льду, станции на ледобурах. До выполаживания, представленного началом лавинного выноса, всего провешиваем 9 веревок и спускаемся к 12:20. Далее, связавшись, уходим широкой дугой вправо по ходу в обход крутого снежно-ледового лба.
Очутившись на плато, мы сперва движемся по центральной его части, забирая вправо. Однако, войдя в зону трещин и сверившись с описаниями, понимаем, что этот путь неверный. Возвращаемся и уходим налево, на самый край плато, к нависающим слева разломам. Здесь спускаемся ниже, до начала крутой части - уходящего вниз ледового склона - желоба. Нам кажется, что склон однородный и мы отходим метров на сто правее, где ничего не нависает над головой и вообще склон смотрится приятнее. Склон и тут и там выгнутый, поэтому что внизу, не видно. Спустившись на одну веревку лидер уперся в сераки, лазать через которые нам не хочется, поэтому мы возвращаемся назад к кулуару под ледовый склон. Провешиваем вниз две веревки на ледобурах, последняя проходит по совсем узкому кулуару между ледовой стенкой слева и ледопадом справа. Этих двух веревок достаточно, чтобы выйти в снежно-ледовый широкий и относительно некрутой кулуар, по которому можно спуститься до пологой части ледника. Кулуар закрыт, движемся в связках, однако трещины практически не попадаются. Снизу видно, что сераки, на которые вылез лидер в первой попытке, лишь начало довольно внушительного ледопада. Хорошо, что мы туда не полезли. На ровный, открытый ледник Байтор спускаемся в 15:00. Развязываемся, отдыхаем, перекусываем.
По леднику Байтор движемся, придерживаясь его правой части. В начале ровный, через некоторое время он покрывается высокими гребнями, что заставляет нас то идти то по морене, то снова выходить на ледник, обходя промоины и мульды. В нижней части ледника гребни опять исчезают, мы движемся по телу ледника. Перед выходом на морену пересекаем ледник, выходя на его левую часть, а также левый берег р. Байтор, где есть некрутой спуск.
Далее по левому берегу р. Байтор по слабой тропе спускаемся до первой хорошей ночевки на травке (42,18384 78,34476) напротив рыжеватой скалы (по ходу слева) с черными разводами в 17:30. Ночевка находится практически на развилке долины Байтор.

пер. СОАН

Категория трудности: 2А
Высота: 4066 м
Характер: скальный
Ориентация: восток - запад
Координаты по GPS: (42,18088 78,29067)

02.09 Выход в 8:55. От места ночевки уходим от реки Байтор влево по ходу, где пересекаем курумник, переходим ручей и начинаем подниматься вдоль него по склону, заросшему кустами. Пройдя зону кустов, отклоняемся от ручья вправо, поднимаемся по травянистому склону с обилием троп и выходим на травянистую террасу, с которой открывается вид на окружающие озера. Одно из озер остается справа по ходу в стороне, наш путь лежит к следующему. Чтобы подойти к нему, необходимо преодолеть еще одну ступень подъема. За озером, в дальней его оконечности, есть ручей. У самого озера можно найти места под палатку.
От озера наш подъем проходит по кулуару, заваленному крупными и средними бульниками. Перед выходом в цирк перед перевалом, справа на склоне проявляется тропа. В восточной части цирка, на плоских бараньих лбах, есть места под палатку. Кажется, есть и вода. Цирк стоит пересекать в правой его части, избегая прохождения под камнепадоопасным склоном слева походу, в верхней части которого лежит небольшой ледник, служащий причиной частых камнепадов.
Подъем на перевал осуществляется по крупной и среднеблочной крутой осыпи в правой по ходу части цирка. Осыпь эта выводит к началу наклонной скальной террасы, обрывающейся в цирк скальной стенкой. Однако в правой ее части она примыкает к осыпи, там и надо подниматься. На всем протяжении пути до выхода на скальную террасу стоит опасаться камнепадов и с правого по ходу склона, под которым протекает путь. Далее траверсами по тропам, перебирающимися со ступени на ступень поднимаемся на перевал в 13:30.
Спуск начинаем в 14:10 влево-вниз по осыпи. Здесь, практически в самой левой части, находится оптимальный спуск (дюльфер)со скальной ступени высотой 10-20м, преграждающей склон. Правильное место для спуска легко обнаружить по большому камню со стационарной петлей. Сдюльферяв метров 15, отправляемся дальше вниз по осыпи. Несколько ниже начинают попадаться турики.
Дойдя до окончания скального гребня, разделяющего цирки перевалов СОАН-I и СОАН-II слева по ходу, поворачиваем налево и, не теряя высоты, выходим на травянистую террасу, на которой расположено озеро. Возле озера есть неплохие места для ночевки (42,17797 78,29098), на которых мы и останавливаемся в 17:05.

03.09 Выход в 9:10. Спуск продолжаем сперва по курумникам, затем по довольно крутой травянистой ступени. Вдоль р. Айлама идет хорошая тропа, которая отходит от реки и поднимается на склон неподалеку от места впадения реки в р. Карабаткак. Там же начинается зона леса. После спуска со клона тропа подходит ближе к реке, местами идет по старой заброшенной дороге. Р. Карабаткак переходим по хорошему мосту напротив ФГС, возле которой в 12:40 встаем на обед (42,19389 78,20106).
С обеда выходим в 14:40, по хорошей грунтовой дороге движемся вниз. По пути начинается первый за весь поход проливной ливень. Вымокшие, выходим к горячим источникам Джилы-Су в начале пятого. Накупавшись вдоволь на источниках (это стоило каких-то небольших денег), отошли вниз минут на 10-15, перешли по мостику р. Карабаткак на противоположный берег и там, на укромной полянке (42,22477 78,16143) устроились на ночлег в 17:35.

04.09 Выход в 8:30. Продолжаем путь по грунтовой дороге. Местами еще попадаются возможные места для ночевки, но чем ниже, тем они неприятнее. Покрытие дороги становится жестче, вскоре лес заканчивается. Справа проходим красивые красные склоны. В районе 11:00 выходим в пос. Чонг-Кызылсу, где грузимся в попутный молоковоз и едем до пос. Покровка. Из пос. Покровка на попутной газели уезжаем в Каракол. В Караколе посещаем озеро Иссык-Куль и музей Пржевальского, в тот же вечер уезжаем в Бишкек, откуда уезжаем поездом в Москву на следующий день.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
1. Район в целом имеет высокую потенциальную лавинную опасность. В случае неблагоприятных условий лавиноопасными становятся
- пер. Туристов Татарии
- отдельные участки северной стороны пер. Джигит
- пер. ВГУ-400-II
- пер. Серебряное Седло.
2. Камнепадоопасность
- на скальных участках пер. Бригантина и пер. Джеты-Огуз
- при спуске с пер. Бригантина
- под склонами в. Джеты-Огуз на леднике Айланыш на подходах к пер. ВГУ-400
- в цирке пер. СОАН.
3. Опасность ледового обвала с ледопада под пер. Джигит
Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте
- Горячие источники Айланыш, на р. Ийри-Тер, Джылы-су
- Тянь-Шаньская ель - отдельная песня
- Красавец Джигит, великолепные виды с Джигита и пер. Джеты-Огуз
- Стена Джеты-Огуз
- Аксуйская стена (правда, издали)
- Следы гигантской лавины под пер. Васильева
- Загадочные озера на леднике Бороко Восточный
- Следы снежной рыси в районе пер. Грозовой
- Местные жители и юрты
Дополнительные сведения о походе
Особенности погодных условий
Сроки похода были выбраны исходя из почерпнутых в отчетах наблюдений, что оптимальным сроками для района являются конец лета - начало осени. Эти наблюдения нас не обманули, погода на всем протяжении похода была великолепной.
Снаряжение
Из снаряжения нам не пригодились
- Комплект закладок
- Почти не пригодились френды
- 1 горелка проходила в качестве запасной
- 2 ледовых инструмента были избыточны, одного хватило бы
- Снегоступы
Газовые баллоны закупали у туроператора. Брали фирменные, не перезаправленные, корейские Kovea KGF-0230 230 г. Зарекомендовали они себя хорошо, после похода штук 8 осталось. Правда, обедали мы не каждый день и дней оказалось меньше.

Количество

Сенг

якорь снежный1

якорь снежный2

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
Транспорт
- Поезд купе Москва-Бишкек 3120 руб.
- Самолет Москва-Бишкек-Москва 13200 руб.
- Газель Бишкек-Каракол-Аэропорт 160$.
- Газель Бишкек-Каракол-Ж/Д 140$
- Газ 66 Каракол - источники Алтын-Арашан 120$
- Отвезти заброску в а/л на р. Онтор 35$
Спутниковый Телефон
- Стоимость аренды аппарата $125
- Стоимость исходящих звонков на московские номера $1.04/мин
- Входящие - бесплатно
- СМС - $0.25
- Залог $1000, стоимость сделанных звонков и отправленных смс будет изъята из суммы залога.
Прочее
- Газ Kovea KGF-0230 230 г через туроператора 7$
- Оформление регистрации через туроператора на 1 чел 7$
- Страховка группы 3335 руб.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
Маршрут, район и все остальное нам понравилось.

Более логичным вариантом прохождения участка пер. Джеты-Огуз - пер. ВГУ-400 было бы прохождение траверса гребня с заходом (возможно, радиальным) на в. Каракол. Это технически сложнее, но красивее.

Планировать самостоятельный выход на шоссе в пос. Покровка не стоит, грунтовая дорога по степи до Покровки не очень интересна.

А вот подняться самостоятельно к источникам Алтын-Арашан, заходя на маршрут, возможно, имеет смысл для того, чтобы втянуться.

Для выхода с южной стороны хребта на Северную стоит продумать хорошие запасные варианты, чтобы не быть запертыми в случае непогоды и неблагоприятной лавинной обстановки.

Основные использованные источники
1. Костин Сергей и его домашние отчеты, Москва.

2. Терскей- 2005, Зеленцова Е., Москва, 4 к.с.

3. Терскей- 2001, Евстафьев Н., Москва, 5 к.с.

4. Терскей-1994, Симонов Н., Новосибирск, 5 к.с.

5. Отчеты по Терскею Г.Е. Сальникова

6. Терскей - 2002 Винокуров, Москва, 4 к.с.
Терскей - 2005, Кабанов С., Ростов-на-Дону, 5 к.с.

8. Терскей - 2004, Деменев Н.П., Пермь, 5 к.с.

9. Терскей - 2005, Тулаев Д., Томск, 5 к.с.

10. Терскей - 1988, Лыков, Ростов, 5 к.с. - отличные схемы перевалов

11. Акшийрак и Терскей-2004, Зотов. А, Москва, 5 к.с.

Контрольные записки
К сожалению, урожай контрольных записок был небогатым:
- на пер. Туристов Татарии, вероятнее всего, мы нашли неправильный тур, так и не дойдя до самого перевала (мы вылезли и спустились правее)
- пер. Бригантина, Джигит - записки не обнаружили
- пер. Васильева, пер. ВГУ-400-2 - туров нет, перевалы снежные
- пер. Грозовой - записка была сильно размокшей, прочтению не поддавалась
- пер. Фестивальный - не обнаружили тура.