Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Турклуб МГТУ им.Н.Э.Баумана

Московский городской центральный клуб туристов

 

ОТЧЕТ
о горном туристическом путешествии по Центральному Тянь-Шаню (хребет Терскей-Алатау) 4 июля – 24 августа 2001г

Маршрутная книжка №1/3-503 выдана маршрутно-квалификационной комиссией Московского городского центрального туристического клуба

Руководитель группы: Евстафьев Н.Е.
адрес: г.Москва, 117342, ул.Бутлерова, 38-1-90,
телефон: 333-0521

Состав группы

 


п/п

ФИО

Год рождения

Место работы

Туристская подготовка

Обязанности в группе

1

Евстафьев Николай Евгеньевич

1970

МТС, инженер

Кавказ 5гу, Алтай 4гр

руководитель

2

Ганаховский Сергей Александрович

1979

МГТУ, студент

Алтай 4гу, Кавказ 3гр

завхоз

3

Мироненко Иван Олегович

1979

МГТУ, студент

Кавказ 4гу

реммастер

4

Зайцев Андрей Александрович

1980

МГТУ, студент

Кавказ 3гу

финансист

5

Воробьев Алексей Александрович

1976

ООО Веза, инженер

Кавказ 3гу, Вост.Саян 5пу

участник

6

Филлипов Дмитрий Александрович

1971

МГТУ, инженер

Кавказ 3гу

фотограф

7

Ященко Ольга Александровна

1965

ИТЦ СканЭкс

Тянь-Шань 4гу

медик

Группа: слева направо - Ященко Ольга, Воробьев Алексей, Мироненко Иван, Евстафьев Николай, Зайцев Андрей, Ганаховский Сергей, Филиппов Дмитрий

 

Краткие сведения о путешествии

Вид туризма: горный

Категория сложности: пятая

Район похода: Киргизия, Центральный Тянь-Шань, хребет Терскей-Алатау

Количество участников: 7 человек

Продолжительность маршрута: 22 дней (из них 1 дневка)

Протяженность маршрута: 163,7 км

Количество перевалов: 8, из них 3А к.с - 2, 2Б к.с - 2, 2А к.с - 2, 1Б к.с - 2

Вершины: восхождение на в.Джигит (5170м, 4А альп.)

Нитка маршрута: пос.Покровка – р.Чон-Кызылсу – кур.Джилису – р.Аютор – пер.Инструкторов ложн. (1Б рад.) – пер.Акклиматизационный (2А) – р.Каратакия – р.Чон-Кызылсу – р.Кельдыке – пер.Загадка Вост. (2Б) – лед.Колпаковского – пер.Бороко (2Б) – лед.Бороко – пер.Серебрянное Седло (3А) – р.Байтор – р.Джетыогуз – курорт Джетыогуз – г.Каракол – р.Каркаол – пер.Онтор (1Б рад.) – пер.Джигит (3А*) + п.Джигит (4А альп.) – лед.Караколтор Зап. – пер.Эпюра (2А) – р.Кельтор – р.Каракол – г.Каракол

Маршрут похода

Дата

Участок пути

Км

1

4.08

Москва - Бишкек - Каракол - а/л Каракол

 

2

5.08

а/л Каракол - р.Чон-Кызылсу - ФГС

1,2

3

6.08

ФГС – кур.Джилису – р.Аютор – подход под пер.Инструкторов

9,6

4

7.08

пер.Инструкторов ложный(рад. 1Б, 3300) – пер.Акклиматиза-
ционный (2А, 3370) – р.Каратакия

6,0

5

8.08

спуск в долину р.Чон-Кызылсу

6,0

6

9.08

р.Кельдыке – лед.Кельдыке – подход под пер.Загадка Восточная

12,0

7

10.08

пер.Загадка Восточная (2Б, 4400) – лед.Колпаковского

3,0

8

11.08

лед.Колпаковского – пер.Бороко (2Б, 4400) – лед.Бороко Зап.

6,6

9

12.08

лед.Бороко Зап. – лед.Бороко Вост. – подход под пер.Серебряное седло

10,8

10

13.08

подъем на верхнее плато лед.Бороко Вост.; полудневка

1,8

11

14.08

отсидка из-за непогоды

-

12

15.08

пер.Серебряное седло (3А, 4650) – верхнее плато лед.Байтор

1,8

13

16.08

спуск по нижнему ледопаду лед.Байтор

1,8

14

17.08

лед.Байтор – р.Байтор – р.Джетыогуз

21,0

15

18.08

р.Джетыогуз – кур.Джетыогуз – а/л Каракол

13,2

16

19.08

дневка

-

17

20.08

р.Каракол – р.Онтор

10,2

18

21.08

лед.Онтор – пер.Онтор(рад. 1Б, 3900) – контрфорс под пер.Джигит

9,0

19

22.08

пер.Джигит(3А*, 4800) + восхождение на в.Джигит (5170, альп.4А) – лед.Караколтор Зап.

1,2

20

23.08

лед.Караколтор Зап. – лед.Эпюра – пер.Эпюра(2А*, 4300) –
лед.Джигит – р.Кельтор

13,8

21

24.08

р.Кельтор – р.Каракол – а/л Каракол

34,7

22

25.08

дневка

-

23

26.08

Каракол – Бишкек – Москва

 
   

Итого пешком, с коэф. 1,2:

163,7

 

Подъезд к району путешествия

Естественным пунктом начала и окончания подавляющего числа походов в район центральной части хребта Терскей Алатау является расположенный на берегу оз.Иссык-Куль город Каракол (г.Пржевальск при советской власти). Через Каракол протекает одноименная река, берущая свое начала из под п.Каракол 5216м – высшей точки хребта. От окраины Каракола до верховьев долины реки немногим более двадцати пяти километров, двадцать из которых можно преодолеть по грунтовой дороге на автотранспорте.

Паралельно р.Каракол на север с хребта спускаются другие полноводные реки, по долинам которых также проложены грунтовые дороги. Для заезда и выхода особенно популярны долины рек Арашан, Аксу, Джетыогуз, Чон-Кызылсу.

С востока и запада через автомобильные перевалы высотную часть хребта Терскей-Алатау пересекают две трассы на юг, с помощью которых возможно организовать заезд в долины р.Сарычат и р.Куйлю Вост., омывающие отроги основного хребта с юга. И в этом случае г.Каракол является естественным промежуточным пунктом.

Автотрасса соединяет г.Каракол с Бишкеком – столицей суверенной Кыргизской республики. Расстояние более 400км обычно отнимает восемь часов пути, качество дороги удовлетворительное.

В Бишкек возможно попасть авиатранспортом – через международный аэропорт с загадочным названием “Манас”, либо по железной дороге.

В Караколе, а также в Бишкеке без труда возможно найти десятки фирм, специализирующихся на организации поездок в горы республики. Нижний порог цен за услуги автотранспорта примерно одинаков, для “своих” групп из стран экс-ссср всегда можно договориться о скидках. Мы воспользовались услугами фирмы …, во владении которой находится а/л Каракол (другое название а/л…) – известной альпинисткой базы на окраине г.Каракол. Помимо услуг автотранспорта мы использовали альплагерь как базу для нашего похода; договорились также и о подвозе заброски в верховья долины Каракол после окончания первой части маршрута, хотя такой возможностью и не сложилось воспользоваться. После тяжелого прохождения перевала Серебрянное седло, руководство фирмы по человечески очень помогло нам с восстановлением утерянных документов участника, а также со снаряжением и всяческой поддержкой. Несомненно, без этой помощи успешное продолжение маршрута было бы невозможно.

Техническое описание

  1. Время, указанное в описании, локальное, отличается на +3 часа от московского и на +1 час от местного.
  2. Встречающиеся в тексте термины “левый” и “правый” берега, если явно не указано относительно чего, следует понимать орографически.
  3. Высоты перевалов даны в соответствии с Перечнем классифицированных перевалов высокогорных районов СССР.
  4. Отметки высот, а также относительные перепады высот (набор, сброс), указанные в тексте отчета определялись по альтиметру (в подавляющем большинстве случаев) и по горизонталям карты масштаба 1см:500м.

р.Чон-Кызылсу – ФГС – кур.Джилису – пер.Инструкторов ложный(рад. 1Б, 3300) – пер.Акклиматизационный (2А, 3370) – р.Чон-Кызылсу

5 августа а/л Каракол – долина р.Чон-Кызылсу – ФГС

На УАЗике-таблетке выехали из альплагеря в 11.00. Проехать удалось практически до бывшей ФГС, лишь около километра ниже мост через реку разрушен, перейти по нему возможно только пешком. С часовым заездом на базар г.Каракол время подъезда 3,5 часа.

Переходим по мосту р.Чонкызылсу на левый берег и в еловом лесу ставим лагерь. Обедаем и договариваемся с приветливым чабаном из коша в который ныне превратилась ФГС оставить там заброску.

6 августа ФГС – кур.Джилису – р.Аютор – подход под пер.Инструкторов

Погода ясная, туман, с утра прохладно. Выход 8.40.

Пройдя около километра вниз по долине р.Чон-Кызылсу, переходим по уже известному нам разрушенному мосту обратно на ее правый берег. По грунтовой дороге спускаемся вниз вдоль реки, переходим по мосту обратно на левый берег к 9.40 оказываемся у горячего источника “курорт Джилису” (2240м). Источник обустраивается: возводится каменный дом, рядом стоят юрты в которых живут отдыхающие киргизы (Фото 1). Испробовать целебные свойства - принять ванну не удается: мы попали в “женский день”, да и время не позволяло. Фотографируемся и направляемся к тропе ведущей в долину р.Аютор.


Фото 1. Мост у источников Джилису

Тропа начинается в 300 метрах выше моста у источников, представляет собой старую заросшую тракторную колею, крутым серпантином поднимающуюся по левому берегу р.Аютор. Подъем начали в 10.05, поднимаемся не спеша по густому лесу. Постепенно дорога заканчивается, переходит в набитую, но редко пользуемую тропу. Через переход выполаживается – мы входим в устьевой каньон долины реки (2545м). Еще переход, пройдя по пути большую поляну по уже сильно заросшей тропе, подходим к последним деревьям (Фото 1). Время 11.45, высота 2740м. Начинаются стланики, пробираясь через густые заросли тропка отходит в сторону от реки и вскоре теряется. Возвращаемся к руслу и переходим по камням на правый берег – здесь зарослей значительно меньше; двигаясь по центру долины поднимаемся на ее первую ступень (камни, трава). Высота 3000м, зеленые луга – великолепные места для ночевки.


Фото 2. Верховья р.Аютор

Поднимаемся на вторую небольшую ступеньку долины (3150м) и уже по камням подходим к третьей, последней перед ледником и самой высокой. Время 13.30, обедаем. Знакомимся с характером тянь-шанской погоды: к этому времени ясное с утра небо затянулось облаками, пошел дождь, который приходится пережидать под тентом. Третью ступень преодолеваем за 45 минут по крутой очень неприятной осыпи. Наверху ровные площадки: глина, трава, камни. Высота 3335м. Здесь в 17.00 встаем на ночевку. За моренным валом пологий язык ледника, у его окончания грязное озеро из которого вытекает ручей с водопадом.

Ужинаем, в 19.30 дождь заканчивается. Совершив перед сном небольшую экскурсию на противоположный берег озера с целью поглазеть с обрыва на Иссык-Куль, ложимся спать.

7 августа пер.Инструкторов ложный(рад. 1Б, 3300) – пер.Акклиматизационный (2А, 3770) – р.Каратакия

Ясно, подморозило. Выход 8.25.


Фото 3. В нижней части ледника Аютор

За 25 минут по морене выходим на ледник Аютор (3470м). Ледник открытый, пологий. Примериваем кошки (Фото 3). К 9.50 подходим к широкому осыпному склону 135м высотой где согласно имеющемуся у нас описанию должен находиться пер.Инструкторов (Фото 4). Подъем по живой осыпи занял 40 минут, высота гребня 3755м.


Фото 4. Вид на пер.Инструкторов ложный с лед.Аютор

В противоположную сторону (на запад) видна боковая долина Джайлык-тор, приток р.Киче-Кызылсу. Однако, перевал Инструкторов должен выводить в соседнюю (на юг) боковую долину р.Киче-Кызылсу, этот же перевал называется предположительно пер.Инструкторов ложный. Обнаруженная записка в туре в соседней седловине подтверждает гипотезу: группа поднялась на этот перевал также в поисках пер.Инструкторов.

Спуск с перевала на запад возможен, но крайне камнеопасен. Перевальный взлет с запада – это пояс сильно разрушенных вертикальных скал метров 40 высотой, рассеченных круто спускающимися узкими осыпными кулуарами. Множество живых камней на скалах не дают шансов спуститься ни по одному кулуару безопасно. Единственно несколько менее опасный путь спуска – траверс над поясом скал по ходу вправо-вниз в сторону широкой осыпи, в обход скал.


Фото 5. Верховья лед.Аютор с пер.Инструкторов ложный

Поскольку пер.Инструкторов ложный не является определяющим препятствием похода и учитывая объективную его опасность сквозного прохождения, принимаем решение спускаться обратно на л.Аютор, и разведать широкую снежно-ледовую седловину на противоположной стороне ледника (Фото 5).


Фото 6. Вид на пер. Акклиматизационный с ледника Аютор

Запасной заявленный вариант – пер.Сибиряков 1Б.

Спускаемся обратно на ледник, время 12.10, обедаем. Подъем по снежно-ледовому до 30° склону занял 1,5 часа и три веревки от бергшрунда (Фото 6). Это перевал параллельный пер.Сибиряков, выводит в долину р.Каратакия, приток Чон-Кызылсу. Седловина – узкий гребень с карманом между снежным наддувом ледника Аютор и скалами со стороны р.Каратакия.

При необходимости в кармане можно заночевать. Обнаруживаем разрушенный тур с запиской от группы поднявшейся сюда в поисках пер.Инструкторов. Называем для определенности этот пер.Акклиматизационный (2А, 3770).


Фото 8. Спуск с пер.Акклиматизационный


Фото 9. Вид на пер.Акклиматизационный из долины р.Каратакия

Где же находится истинный пер.Инструкторов так и осталось загадкой: между пер.Инструкторов ложный и пер.Акклиматизационный нет седловин – только вершина, подъем на которую по ск-ос-сн кулуару неприятен и по визуальной оценке тянет выше чем объявленная в Перечне категория 1Б. Однако, говорящее название перевала не исключает и такой возможности.


Фото 7. Верховья долины р.Каратакия с пер.Акклиматизационный

От седловины с пер.Акклиматизационный спуск на юг в левый исток р.Каратакия вниз-вправо по осыпи, выводящей на скальный пояс. В правой самой низкой части пояса с скального утеса вешаем веревку метров семь в кулуар. Ниже только осыпь (Фото 8, Фото 9). Спуск под взлет занял час, высота здесь 3640м, время 18.10. Далее бежим вниз по осыпям придерживаясь дна долины. Напротив пер.Сибиряков появляются первые ровные места, трава с местами для ночевок, вода журчит в камнях. Спускаемся еще ниже, в 19.00 ставим лагерь на слиянии истоков р.Каратакия, высота 3370м, травянистые площадки, чистый прозрачный ручей.

8 августа спуск по р.Каратакия – р.Чон-Кызылсу; полудневка

Ясно. Выход 8.20.


Фото 10. Устьевой Каньон р.Каратакия

Спускаемся левым берегом придерживаясь русла р.Каратакия. Местами проявляется слабая тропка, приводящая в стланики. Стланики рассекают несколько набитых троп, ведущих в никуда, по-видимому звериных. Двигаясь по руслу без тропы, входим в устьевой каньон, начинается лес (Фото 10).


Фото 11. В долине р.Чон-Кызылсу

Каньон узкий, но вдоль левого берега проходы без труда находятся, пока не упираемся в водопад в скальных воротах. Переправляемся по бревну на правый берег, и поднявшись метров на тридцать по склону, переваливаем в долину р.Чон-Кызылсу. По шикарному еловому лесу спускаемся к реке. Оказываемся в километре выше строений бывшей ФГС, высота 2500м, время 12.20.

Полудневка. Ставим лагерь, обедаем, пережидаем дождь. После грозы разбираем заброску, разведываем завтрашний путь в верховья Чон-Кызылсу

Карта описанного участка маршрута

р.Кельдыке – пер.Загадка Восточная (2Б, 4400) – лед.Колпаковского – пер.Бороко (2Б, 4400) – лед.Бороко Западный

9 августа р.Кельдыке – р.Правая Кельдыке – лед.Кельдыке

Легкая облачность, подозрительно тепло. Выход 8.25.

К месту впадения р.Кельдыке в р.Чон-Кызылсу подошли к 10.00. Высота 2660м. Переправляемся вброд сначала через три рукава разливов Чон-Кызылсу выше места впадения, затем через бурный поток Кельдыке. Подъем на ригель висячей долины Кельдыке начинаем в 10.45 по тропе правого берега. Грязная, убитая скотом тропа серпантином поднимается по живописному еловому лесу. Наверху лес заканчивается, высота 2875м, подъем занял 50минут – полтора перехода. Идем дальше по тропе правого берега, по лугам широкой висячей долины р.Кельдыке.


Фото 12. Скальный бастион под ледником Кельдыке

Тропа поднимается куда-то по склону и теряется несколько выше слияния двух истоков р.Кельдыке. Траверсируя склон правого берега долины р.Правый Кельдыке, постепенно набираем высоту. Поднявшись на скальную ступеньку в центре долины, обедаем на камнях над шумным живописным водопадом. Высота 3200м, время обеда 13.10-14.45.


Фото 13. Язык лед.Кельдыке

Выше р.Правый Кельдыке разбивается на множество ручьев, каменистая долина представляет собой “аэродром” (последние до ледника места для стоянки!), упирающийся в огромный скальный бастион – бараньи лбы, с которого низвергается ручей ледника Кельдыке (Фото 12). Высота у основания 3235м, высота бастиона 190м. Подъем на бастион вдоль ручья по осыпям и скальным выходам правого по ходу борта долины занял 1 час времени.


Фото 14. Ночевка на правобережной морене лед.Кельдыке

Наверху хаос морен вокруг грязного озера в котором грустно тает язык ледника (Фото 13). Обходим озеро справа по крупной живой осыпи и выходим на тело ледника Кельдыке.

Одеваем кошки. Пологий ледник открыт до самого ледопада. Ледопад – хаос огромных глыб льда, сераков, трещин – занимает всю ширину ледника. Путь на верхнее плато просматривается по правобережной морене. На уровне трети набора высоты подъема на верхнее плато в ледник впадает боковой приток – ледник из-под пер.Карабаткак Зап.. Поднимаемся к его языку и ставим лагерь на ровных площадках образовавшихся после отступления ледника (Фото 14). Время 18.30. Высота 3660м.

10 августа подъем на пер.Загадка Восточная (2Б, 4400)


Фото 16. Верховья лед.Кельдыке


Фото 17. Подход к взлету пер.Загадка Восточная

Ясно, ветрено, холодно, -7° С. Выход 8.20.

По морене от места ночевки поднимаемся за 30 минут к правобережным скалам у начала ледопада. Здесь трещины ледника засыпаны камнями, без труда проходим вдоль скал на верхнее плато ледника Кельдыке. Верхнее плато в левой по ходу части открыто, трещины хорошо видны и обходятся. Под перевальный взлет подходим в 10.35 (Фото 16, Фото 17). Высота 4050м.


Фото 18. Первые метры подъема на пер.Загадка Восточная

Надеваем системы, железо, начинаем подъем на перевал. Первые 150м высоты поднимаемся серпантином по следам старых лавинных выносов (Фото 18). Подмороженный снег хорошо держит. Постепенно крутизна увеличивается до 25° , появляются признаки возможных трещин. Вешаем перила, крепление на бурах. До первого неширокого бергшрунда 2,5 веревки, склон крутизной 30° . Бергшрунд обходим слева. Сразу выше второй бергшрунд, более мощный и на всю ширину склона. Ширина 4-6 метров, дна не видно. Высота верхнего нависающего края 4–10м. Лишь в одном месте несколько левее центра подъема виден неширокий снежный мост. Толщина снега в его центре не превышает 50см. Навешиваем перила влево вверх, затем горизонтальные вправо по краю бергшрунда, чтобы подойти к мосту. Без рюкзаков, только на руках (жумары), аккуратно переползаем над бергшрундом, следом вытягиваем рюкзаки. Страховка через ледобур – внизу и снежный якорь выше бергшрунда. На все мероприятие уходит три часа. Последняя веревка выводит на выполаживание (~70м) перед последним верхним бергшрундом. Бергшрунд шириной до семи метров забит снегом, трудности в преодолении не представляет, от него до седловины остается 40 метров высоты.

Спускаемся в верхний бергшрунд в 17.10, высота по альтиметру 4340м. Недостаточная акклиматизация дает о себе знать: голова тяжелая, воздуха не хватает. Обедаем, совершаем разведку на перевал (из берга одна веревка перил): седловина – ровное широкое снежное плато. Спуск на ледник Колпаковского ножками, без препятствий.

Комментарий по расположению пер.Загадка Восточная. Ворожищев Михаил, Томск

В связи с разночтениями туристских схем считаю, что описанный в отчете перевал называется Загадка Центральная 2Б - помечен красной меткой на фрагменте карты. Перевал же Загадка Восточная 2А* расположен в крайнем левом углу (по ходу) ледника. Фото прилагаются, подробности прохождения см.в отчете на сайте http://www.takt.tomsk.ru. На ч-б фото левая сторона седлвины (снято с лед. Колпаковского со стороны Кельдыке туда охоты лезть нету). Второе фото в сторону седловины с места ночевки на лед. Кельдыке (выше ледопада). Самой седловины не видно она закрыта гребнем.

По традиции погода во второй половине дня портится. Облака, снежные заряды, на плато ветер в лицо. Принимаем решение ночевать в бергшрунде: на леднике Колпаковского укрыться от ветра негде, да и снег раскис, движение по нему сейчас – напрасная потеря сил. Выравниваем площадки в снегу, ставим палатки.

11 августа лед.Колпаковского – пер.Бороко (2Б, 4400) – лед.Бороко Западный

Ясно, холодно. Выход 8.30.


Фото 19. Верхний бергшрунд пер.Загадка Вост. (ночевка - вид из палатки)я

Из бергшрунда на седловину перевала Загадка Восточная поднялись за полчаса по накануне оставленной веревке. За ночь приморозило: наст хорошо держит. Небольшой карниз преодолеваем в связках, спуск на плато ледника Колпаковского занял 15 минут. Напротив видна седловина перевала Бороко. К 10.00 двигаясь в связках по ровному насту закрытого ледника Колпаковского выходим на седловину пер.Бороко. Альтиметр показывает 4280м.


Фото 20. Пер.Бороко с лед.Бороко западный


Фото 21. Путь спуска с пер.Бороко

Перевал Бороко находится в перемычке – южном отроге, разделяющем ледники Колпаковского и западную ветвь ледника Бороко. Перевал односторонний: со стороны лед.Колпаковского подъем на него практически не ощущается, однако, в сторону лед.Бороко склон обрывается грандиозными карнизами и ледопадом (Фото 21). Размер мощных карнизов потрясает: в центральной части нависание над практически вертикально уходящем вниз склоном составляет не менее шести метров. К краю седловины опасно даже приближаться (Фото 22). Поднявшись на скалы слева (по ходу прохождения), просматриваем варианты спуска. Ближе к левой части обнаруживаем неширокое место, где нависание карниза не более метра и он не столь мощный. В 11.00 начинаем спуск. Первый, аккуратно подойдя к краю пробивает карниз и спускается на веревку, приводящую к осыпи над разрушенными скалами. Вторую веревку вешаем по ледовому кулуару (до 35° ) вдоль скал. Веревки 50м хватает чтобы слегка завернуть влево за скалы и организовать точку под их защитой. Это актуально: каждый спускающиеся сбивает камни и льдышки.


Фото 22. Карнизы на пер.Бороко

Следующая веревка влево-вниз пересекает снежно-ледовый склон к скалам, где находим точку со старой петлей. Еще две веревки вертикально вниз и склон начинает выполаживаться. Отсюда под основание перевального взлета 150 метров спуска проходим с ледорубами. Два бергшрунда по пути надежно забиты снегом. Высота под перевалом 3900м.

Время 15.00. Погода вновь портиться. Двигаемся по пологому леднику Западный Бороко по направлению к морене, отделяющей его ветвь, ведущую на перевал Байтор. Ледник через 500 метров становится открытым, редкие трещины нешироки. В 16.20 подходим к морене, обедаем. Погода портиться окончательно, дождь, решаем остаться здесь на ночь.

лед.Бороко Восточный – пер. Серебряное седло (3А,4650) – лед.Байтор – р.Джетыогуз – пос.Джетыогуз – а/л Каракол

12 августа лед.Бороко Западный– лед.Бороко Восточный

С раннего утра погода ветреная, вершины в облаках. Следующий наш перевал Серебряное Седло. Сегодняшняя задача обойти перемычку разделяющую ледники Бороко и во второй половине дня подняться по ледопаду на верхнее плато лед.Бороко Восточный под перевальный взлет. Выходим в 9.00.

По открытому пологому леднику быстро спускаемся вдоль срединной морены, и через час пути уже снимаем кошки в грязном кармане левобережной морены. Стараясь не сбросить, но и не набирать высоту, двигаемся по хаосу морен и осыпей, срезая угол между языками двух ледников. Еще переход и к 11.30, выходим на ледник Бороко Восточный. На альтиметре 3550м.


Фото 23. Вид с лед.Бороко восточный подъема на верхнее плато к пер.Серебряное седло

Вновь одев кошки, поднимаемся по пологому открытому леднику. Трещины видны и обходятся. В 13.15, пройдя два перехода, обедаем на левобережной морене у огромной впадины. Отсюда просматривается ледопад, ведущий на верхнее плато под перевал Серебряное седло, однако сам гребень не виден: верха окутали облака. Во время обеда снизу подошла шикарная туча, пошел дождь, перешедший в град – кушаем супчики под тентом. К 15.00 вроде снова проглянуло светило, не мешкая собираемся и выходим чтобы пересечь ледник по направлению к ледопаду (Фото 23).


Фото 24. Вид с верхнего плато на пологую часть лед.Бороко восточный

Однако солнышка хватает не надолго: уже в середине ледника нас накрывает очередным облаком и вновь пошел сильный дождь. Кучкуемся, пережидаем под накидками. Дождь переходит в град, начинается гроза с громом и молниями, но, к счастью, эпицентр ее где-то в стороне. С сожалением приходится констатировать, что на верхнее плато нам сегодня не подняться. Напротив высоких скал ниже ледопада ставим в 17.30 на леднике лагерь (4130м). И вовремя – через час лето сменилось зимой: повалил снег, перешедший в метель (Фото 24).

13 августа подъем на верхнее плато лед.Бороко Восточный под пер.Серебряное Седло

К утру снег прекратился, но погода облачная, сырая – “молоко”, подозрительно тепло. За ночь навалило 10 см свежего снега. Собираемся, в 8.30 выходим.

К основанию ледопада подходим уже в связках: ледник закрыт, под снегом реально много трещин, пока нешироких. Поднимаемся по центральному кулуару ледопада (уклон 15° ), справа и слева в тумане нависают огромные сераки, но вопреки ожиданиям широкие разломы по пути не встречаются, закрытые трещины обнаруживаем и обходим. Все кругом белое, глазу трудно оценивать расстояния и размеры. Снег глубокий, идем тяжело и медленно, приходится тропить часто сменяясь. Метров через сто набора высоты глубина снега увеличивается настолько, что решаем примерить изготовленные к походу снегоступы. Помогает: тропить становится легче, но не на порядок.


Фото 25. Пер.Серебряное седло с верхнего плато лед.Бороко восточный

Перед выходом на плато склон разрезает два широких до 10м разлома. Обходим их соответственно метров сто справа и слева. На плато оказываемся в 10.45, на альтиметре 4430м. Останавливаемся в ожидании просветления, появившийся легкий ветерок подает надежду. Действительно, к полудню небо очищается, перевал прямо перед нами (Фото 25, Фото 26). На седловине видны немаленькие снежные карнизы, скальный палец справа также венчает грозящая обвалиться снежная блямба. Прикидываем два возможных пути подъема: по ск-ос кулуару справа, либо по центру седловины, где в одном месте карниз обвалился.


Фото 26. Путь подъема на пер.Серебряное седло

Уже ясно, что сегодня через перевал мы не пойдем: по описанию с противоположной стороны протяженный сн-лд склон, спуститься на плато до темноты нереально. Ставим лагерь, обедаем, проводим разведку подъема. Оказывается что скалы ограничивающие ск-ос кулуар имеют отрицательный наклон и снежная блямба на пальце почти нависает над головами. Подниматься по кулуару можно, но опасно. Решаем завтра идти по центру седловины в месте где обвалился карниз.

К 16.00 вновь накатило плотное облако, к вечеру пошел снег.

14 августа отсидка из-за непогоды

Зимний снег шел всю ночь и весь день. Тихо, безветренно. Облака надежно укутали верховья хребта, видимость пара десятков метров – даже близкой седловины не разглядеть. Отдыхаем. Во второй половине дня начинают грохотать лавины. Сроки поджимают – сегодня выбрали второй запасной день. Решаем, что завтра выходим при любой погоде: либо проходим перевал, либо спускаемся обратно на ледник чтобы уйти в обход через пер.Котор. Хотя обходной вариант долог и также лавиноопасен.

15 августа пер.Серебряное седло (3А, 4650) – верхнее плато ледника Байтор

Ни ночью, ни утром снег не прекратился. По прежнему безветренно, но показалось что облачность уменьшилась: можно разглядеть скалы на перевальной седловине. В 8.45 выходим. От места стоянки прямо вверх по склону, целясь на место где обвалился карниз. Снег глубокий, тяжелый, следы выше колена, первый тропит ступени без рюкзака. Последние 50м становится круче, под снегом появляется лед, для страховки вешаем одну веревку перил, поднимаемся под карниз. Карниз обвалился на участке метров в шесть, однако небольшое нависание высотой три метра осталось. Преодоление (налегке, с вытягиванием рюкзаков) отняло полтора часа. В 12.00 мы на перевале – на гребне ограничивающем снежный склон, ведущий на ледник Байтор.

Малозаметный тур находится под монолитной скалой справа (по ходу прохождения) от выхода из скального кулуара – альтернативного пути подъема на перевал. Чтобы добраться к туру организовываем 15м горизонтальных перил. В туре записка группы из Перми 95 года.

Начинаем спуск. Плотная облачность, непрекращающийся снег по-прежнему ограничивает видимость парой десятков метров. Вешаем перила ориентируясь на описание: от тура первые две веревки вправо-вниз, затем одну за другой вертикально вниз. Преодолеваем несколько бергшрундов. Спуск проходит по неширокому снежному склону-кулуару, обходящему основные разломы. Справа сквозь разрывы облаков проглядывается скальный гребень, ограничивающий ледник – это согласуется с картой. Много снега, до льда не докопаться, точки организуем на снежных якорях. Из-под ног уходят лавинки, чем ниже, тем более мощные. Лавины сходят повсюду на леднике, особенно мощные раскаты доносятся со стороны пер.Байтор. Стараемся организовывать точки под защитой сераков, за широкими бергами, в стороне от вероятного пути схода лавины. На двенадцатой веревке снежная лавина сходит по нашему снежному склону и краем накрывает всю группу. В этот момент нижний участник уходил чтобы провесить тринадцатую веревку, верхние сбрасывали десятую. Якоря вырвало, сорвало всех. Находящихся внизу протащило метров сто высоты, до начала выполаживания – уровня четырнадцатой веревки. К счастью никого не засыпало полностью, быстро освободились из снега, однако потеряли снаряжение: из серьезного один рюкзак с двухместным спальником, два ледоруба, скальный молоток, снежный якорь. Хорошо присыпало веревки. Часа полтора выставив наблюдателей зондировали склон пытаясь обнаружить рюкзак, выкапывали веревки.

В 17.30 продолжили спуск. До верхнего плато ледника Байтор по глубокому снегу сбросили еще 150м высоты. Отойдя от склонов ближе к центру плато, уже в сумерках поставили лагерь. Погода по-прежнему беспросветная: туман, снег.

16 августа нижний ледопад ледника Байтор

Всю ночь шел снег, грохотали лавины. Дважды обваливалось что-то особенно мощное, с раскатами. Однако утром, несмотря на то что снег не прекращался, показалось, что облачность несколько поднялась: видимость увеличилась до двухсот метров, стало возможно оглядеть окрестности.

Собрали рюкзаки в 9.10 налегке отправились на место вчерашнего происшествия в надежде обнаружить утраченное снаряжение. Выставив наблюдателей щупаем склон. Область поисков небольшая – в пределах 40м на 20м, глубина выноса не превышает полутора метров, но найти рюкзак не удалось. Вытянули веревку, часть другой, хорошо засыпанной, пришлось обрезать. Долго задерживаться здесь не хотелось, к 11.45 спустились на плато и в связках двинулись вниз по закрытому леднику.


Фото 27, 28. Пер.Серебряное седло с верхнего плато лед.Бороко восточный

По глубокому снегу, идем в снегоступах. Верхнее плато ледника Байтор шириной 200м и протяженностью ~500м заканчивается зоной трещин, переходящих в нижний ледопад. Обычный путь по ледопаду – обход центральных самых мощных разломов вдоль левобережного склона. Однако и в хорошую погоду этот вариант объективно опасен, т.к. приходится проходить под угрозой обвалов со склонов. Сейчас же проход под левобережными склонами совершенно невозможен: на наших глазах сходят лавины, видны следы ночных обвалов. Остается два варианта пути: спуск по центру ледопада и по рантклюфту правого борта. Совершив разведку обнаруживается, что весь центр ледника рассекает широкий до 10 метров разлом, преодоление которого довольно проблематично. Но по рантклюфту, похоже можно спускаться.


Фото 29. Центральный склон лед.Байтор (правее нунатака) - обычный путь прохождения нижнего ледопада

Распутав лабиринт трещин закрытого ледника к 14.00 подходим ко входу в круто спускающийся правобережный ранктлюфт. Ледник вдоль правого борта хорошо подтаял: щель вдоль скальной стенки уходит глубоко вниз, однако во многих местах она забита снегом и моренным мусором. Спуск на 200м высоты по ратклюфту занял 2,5 часа, в общей сложности провесили 150м неприятных перил, скальные крючья забивали ледорубом.

Рантклюфт в месте правого поворота ледника обрывается стометровыми бараньими лбами. Внизу естественный мусоросборник, нависает ледник – дюльферять туда не хочется. Обход по склону невозможен. Вариант пути только один: уходить по разломам к центру ледопада. Поднимаемся на прибрежные сераки, разведываем путь. Ледопад открыт, до вечера удается спуститься еще метров на 70 высоты, упираемся в широкие поперечные и продольные разломы. Находим ровную ледовую полку, ставим лагерь. До темноты проводим разведку пути: мостик обнаруживается в семидесяти метрах правее.


Фото 30. Вид на нижний ледопад лед.Байтор с его пологой части

К вечеру, на четвертый день непогоды появились признаки ее окончания: видимость наладилась, видна травка в долине р.Байтор. Мы спустились ниже облаков, однако снег не прекращался, теперь к нему добавился освежающий дождик.

17 августа ледник Байтор – р.Байтор – р.Джетыогуз


Фото 31. Пологая часть лед.Байтор


Фото 32. Трещины пологой части лед.Байтор

Утром наконец-таки увидели кусочек чистого неба, циклон ушел. Выходим в 8.25.

Провесив 250м горизонтальных и вертикальных перил по разведанному накануне пути спускаемся по ледопаду (Фото 27, Фото 28) на центральный ровный склон лед.Байтор. Сбросили 150м высоты. Время 10.10, солнце! Еще 70м по кулуару вниз в связках и мы на ровной пологой нижней части ледника. Отсюда просматривается наш путь по ледопаду (Фото 30), видно, что решение не спускаться по бараньим лбам было правильным.

Еще полтора перехода по леднику, выходим на левобережную морену у его языка. Трещины пологой части обошли сначала справа, выйдя на морену, затем по центру и влево (Фото 31, Фото 32). В 12.30 недалеко от впадения первого левого притока р.Байтор останавливаемся на обед. Сушимся, греемся на солнышке.

В 14.30 продолжаем спуск к р.Джетыогуз. Ниже первого левого притока встречаем группу туриады г.Вильнюса. Они пять дней пережидали непогоду внизу. Литовцы подарили крупы на вечер и утро, что пришлось очень кстати – к этому моменту из еды у нас оставались только бульонные кубики. В 16.30 мы у впадения р.Байтор в Джетыогуз. Жадные киргизы уже ждут. Откупаемся за услуги по переправе на лошадях десятиметровым концом веревки, отрезком от оставленной в лавине. Но и тут неудача: киргиз плохо привязал один из рюкзаков, при переправе рюкзак срывается и уплывает покачиваясь на волнах. Выловить бравым джигитам удается лишь на разливах двумя километрами ниже. Рюкзак целый, но вдрызг мокрый, и, самое неприятное, утонули два ледоруба привязанные снаружи. (Или остались сувенирами у киргизов – что весьма вероятно.)

До вечера успеваем спуститься ниже “Поляны цветов”, ставим лагерь в сумерках на берегу реки, рядом с дорогой. По всей долине рубят леса: рассчитываем завтра уехать на лесовозной машине до курорта Джетыогуз.


Фото 30. В поселке Джетыогуз

18 августа р.Джетыогуз – курорт Джетыогуз – а/лКаракол

Погода великолепная. Выходим в 8.30.

Подъехать на машине не удалось. К 11 часам спускаемся пешком в поселок-курорт Джетыогуз. Прождав полдня попутную машину к вечеру попадаем в Каракол. Останавливаемся в альплагере, где у нас оставлена заброска. Вечером сауна.

19 августа дневка в Караколе

Сушим снаряжение, разбираем заброску, отъедаемся.

Карта описанного участка маршрута

р.Каракол – лед.Онтор – пер.Джигит (3А*,4800) + восх. п.Джигит (5170, альп 4А) – лед.Караколтор зап. – пер.Эпюра (2А*, 4300) – лед.Культор – а/л Каракол


Фото 34. Пик Каракол

20 августа а/л Каракол – верховья долины р.Каракол

На заказанной через альплагерь вахтовке поднимаемся по долине р.Каракол до окончания грунтовой дороги у впадения р.Культор в р.Каракол. Выше не проехать – только тропа. Обедаем.

По тропе левого берега р.Каракол поднимаемся вверх по долине. Тропа теряется в камнях незадолго до верхних озер, образованных разливами реки. Проходим верхнее озеро и останавливаемся на ночь на стоянках у вала, ограничивающего хаос оконечных морен ледника Онтор. Высота 2965м.

Первый раз за поход погода вечером идеальная – ни облачка, хотя и ветрено.


Фото 30. Путь подъема по сн-ск контрфорсу пер.Джигит

21 августа лед.Онтор – пер.Онтор (1Б, 3900) – контрфорс пер.Джигит

Выход в 8.00. За 35 минут доходим до языка ледника, одеваем кошки. Язык пологий с редкими трещинами. Вплоть до верховьев, до осыпного взлета пер.Онтор ледник открыт. Плавно набирая высоту к 13.30 подошли под взлет пер.Онтор. Высота 3820м. Пока готовился обед радиально поднялись на него.


Фото 37. Подъем по сн-ск контрфорсу пер.Джигит


Фото 37. Обход третьего жандарма по ск-лд кулуару

Фото 39. Подъем на пер.Джигит

В 15.00 от пер.Онтор начали подъем на пер.Джигит. Пер.Джигит 3А* (Фото 38) расположен в гребне основного хребта западнее п.Джигит. Со стороны ледника Онтор наиболее простой и безопасный путь подъема начинается от пер.Онтор и проходит по ск-сн контрфорсу хребта (Фото 35). Контрфорс подводит к продолжительному ледовому склону (в верхней части до 50° ), который, собственно, и является перевальным взлетом. Перевал красивый, техничный. В силу крутизны ледового склона на нем объективно не может задерживаться много снега – лавиноопасность невелика.


Фото 38. Вид на пер.Джигит с контрфорса

Двигаясь в связках набираем высоту поднимаясь по гребню контрфорса. Крутизна до 20° . К 17.30 доходим до начала скального участка – жандармов на гребне контрфорса. Здесь на гребне есть ровные достаточно широкие снежные площадки, на которых удобно поставить лагерь. Высота по альтиметру 4110м. Ставим лагерь и до темноты успеваем провесить жандармы. Жандармы – разрушенные скалы, преграждающие путь по контрфорсу. Первый жандарм провешиваем “в лоб” через верх – одна веревка. Второй в обход справа по ходу – вторая веревка. Старые крючья и спусковые петли облегчают задачу. Обнаруживаем, что третий жандарм обходится по ск-лд кулуару справа по ходу.

Вечером на контрфорсе холодно, ветрено, но ясно. С высоты наблюдаем потрясающий закат.

22 августа пер.Джигит (3А*, 4800) + восхождение на п.Джигит (5170, 4А альп.) - спуск на лед.Караколтор западный

Выход в 8.30. Ясно, морозно.

По провешенным накануне перилам проходим контрфорсы, к 10.00 выходим на ледовый склон. Мы оказываемся выше языка висячего ледника, которым обрывается склон в долину Онтора. На склоне, даже в нижней части почти совсем нет снега, в целях безопасности решаем провесить его весь (Фото 39). До перевала вертикально вверх, провесили 13 веревок. (Наши три веревки длиной 35м, 45м и 52м). В верхней особенно крутой части склона уходим к скалам справа по ходу. Здесь вдоль скал сохранился снег, поднимаемся по нему. На гребне в 15.00. Разрушенный тур обнаруживаем на небольшой осыпной площадке слева.


Фото 40. Подъем на п.Джигит от пер.Джигит 3А*


Фото 41. На пике Джигит

Фото 42. Вид на запад с п.Джигит

После полудня прекрасная до этого погода начала быстро портиться. К моменту нашего выхода на гребень, п.Каракол плотно укутала темная туча, двигающаяся в нашем направлении. Решаем в распадке широкого снежного гребня поставить палатку, пообедать и попытаться переждать непогоду, если будет возможность подняться на п.Джигит, до которого с перевала рукой подать. Действительно, через час туча ушла, зацепив нас лишь снежным зарядом – краем непогоды.

Быстро собираемся и налегке поднимаемся на п.Джигит (Фото 40). Подъем-спуск 300м высоты в кошках по снежному склону на вершину занял 1,5 часа времени. Тур на заснеженных скалках чуть ниже самой вершины – высшей точки снежного гребня. На восток гребень становится узким, с серьезными карнизами.


Фото 43. Гребень на восток от вершины п.Джигит

Погода неустойчивая. Опасаясь ее дальнейшего ухудшения, решаем спуститься сегодня до ледника Караколтор. До темноты остается около двух часов, по имеющимся у нас описаниям до него не должно быть больше 2-4 спусковых веревок.

От перевала Джигит уходим влево вниз к скалам, ограничивающим слева ледовое плато ледника спускающегося от перевала. Ледник обрывается на лед.Караколтор висячим ледником, однако слева по ходу между скал и ледопадом тянется ледовый кулуар по которому проходит обычный путь спуска (Фото 46).

Вешаем по кулуару веревки. Четвертая веревка выводит к скальным воротам и стенке которой обрывается кулуар. Место неприятное – здесь кулуар естественный камнесборник, хотя и есть скалы за которыми можно укрываться. Уже сумерки, и в этот момент налетает снежный заряд – опасения насчет неустойчивости погоды оказались не напрасны. Пытаемся разведать путь в обход кулуара по осыпям, но неуспешно. Единственный путь – это спуск дальше вниз. Вешаем веревку и первый аккуратно спускается по скале, и удача! Через семь метров дюльфера оказывается на шикарном скальном балконе шириной два метра, длиной метров десять. В дальнем его конце на камне петля – мы тут не первые.


Фото 44. Место ночевки на балконе, утро


Фото 45. На леднике Караколтор зап.

Балкон горизонтальный, покрыт нетолстым слоем льда, следов камней на нем не видно – защищен от них высокой монолитной стеной, камни, по видимому, просто перелетают. Не мешкая вся группа спускается на балкон, забиваем в стену крючья натягиваем под углом тент. И в этот момент начинается настоящая гроза с громом, оранжевыми молниями, потоком снега. Страшно, но понимаем что сейчас под защитой скалы мы в большей безопасности чем даже не плато. Потихоньку очищаем полку, ставим палатку под тентом, устраиваемся на ночь, ужинаем.

Фото 46. Вид на пер.Джигит и п.Джигит с юга (фото из отчета Г.Сальникова, г.Новосибирск 1993г.)

 

23 августа лед.Караколтор западный – пер.Эпюра (2А*, 4300) – лед.Культор – р.Культор

Всю ночь шел снег, но к утру прекратился. Облачно, сыро, горы в облаках.

От балкона вешаем две веревки вниз: одну по скалам, вторую по льду и снегу, в 10.00 мы на леднике Караколтор западный. В обрывках облаков можно разглядеть откуда спустились (Фото 46).

Лед.Караколтор западный в верхней части закрыт, под снегом много трещин. Идем в связках отыскивая путь. После левого поворота показалась долина р.Караколтор, снега на леднике стало меньше, трещины видны. Быстро идем вниз. Язык ледника с пер.Эпюра обрывается с бараньих лбов над пологой частью лед.Караколтор. Выходим на него зайдя слева по ходу, преодолев хаос конечных морен по широкой дуге под скалами по осыпному валу. Время 13.00. Обедаем на морене. И вновь налетает очередная туча, видимость понижается до никакой, снежный заряд накрывает округу. Приходится пережидать под тентом, час спустя туча уходит. В 15.00 вышли по леднику к пер.Эпюра. Много снегу, ледник закрытый, плавно поднимается. Нижние разломы обходим ближе к правому (по ходу) борту, затем уходим ближе к центру. Здесь у начала верхнего плато в месте перегиба ледника под снегом скрывается лабиринт трещин. Чтобы найти путь через трещины организуем разведку; проходим опасный участок по снежным мостам со всеми мерами предосторожности, попадаем на верхнее плато ледника.

Отсюда видны два провала в гребне, это и есть перевал Эпюра. Седловина перевала – правый провал. Перевального взлета как такового нет; протропив по протяженному снежному плато в 17.30 мы на перевале Эпюра. Не задерживаясь, подгоняемые непогодой, начинаем спуск. От седловины перевала на север отходит снежный гребень, заканчивающийся скалами. Приспустившись метров сто по гребню, вешаем на ледорубном самосбросе одну веревку с гребня вправо. Далее по некрутому (до 20° ) заснеженному склону, сбросив 300м высоты, оказываемся на леднике Культор. Ледник открыт – развязываемся и спускаемся по нему уже в сумерках. На оконечную морену выходим уже в темноте, при свете фонариков. Под акомпонимент начавшегося дождя ставим лагерь на земляных площадках в 200м ниже языка ледника.

24 августа р.Культор – р.Каракол – а/лКаракол

К утру дождь кончился. Выходим в 8.20.

Долина р.Культор исключительно живописна, но в тоже время весьма трудоемка для прохождения. Тропа тянется по правому берегу. По мосту в километре выше впадения в р.Каракол переходим на левый берег р.Культор. У самой стрелки слияния переходим р.Каракол на левый берег по новому лесовозному мосту. Время 11.45, круг замкнулся.

Безрезультатно прождав два часа машину, решаем спускаться в Каракол пешком. Переход 18км под ставшим уже привычным во второй половине дня дождем занял 4 часа. В 18.30 у поста заповедника берем машину и уезжаем в альплагерь. Поход окончен.

Фото 47. Арбузы в Исык-Куле

 

Итоги путешествия
Выводы и рекомендации по маршруту

Пройден спортивный маршрут в интересном и разнообразном горном районе, произведшем хорошее впечатление на всех участников группы. Местоположение хребта Терскей-Алатау, несложные пути подъезда, его природа и горы позволяют совершать горные путешествия любой категории сложности от новичковых до походов высшей категории сложности.

К сожалению, вследствие на редкость неустойчивой в этом году погоды не удалось пройти маршрут полностью как он был заявлен в МКК:

  • после прохождения в условиях продолжительной (пятидневной) непогоды перевала Серебряное седло 3А, мы были вынуждены отказаться от прохождения запланированного перевала Маречека 3А (из долины р.Джетыогуз в р.Каракол) и “разорвать” маршрут, спустившись на дневку в а/л Каракол. Причина: недостаток продуктов (на непогоду были использованы два дня запасных + еще два) и состояние группы. Дневка в альплагере была необходима для продолжения маршрута.
  • от прохождения после пер.Джигит планируемой “выходной” связки перевалов Степкина 1Б + Чон-Узень 3А в долину р.Арашан пришлось отказаться из-за недостатка времени. Вместо нее пройден перевал Эпюра 2А* - один из заявленных запасных вариантов.

При спуске с перевала Серебряное седло группа попала в лавину. К счастью, обошлось лишь потерей небольшой части снаряжения, которое на время дальнейшего маршрута удалось восполнить в альплагере. Мы полностью отдавали себе отчет о высокой лавиноопасности склонов в период прохождения, но считаем решение о спуске с перевала в сторону р.Джетыогуз правильным. Альтернативный вариант спуска из-под седловины пер.Серебряное седло с верхнего плато ледника Бороко восточный также лавинноопасен; обход через ближайший простой перевал – пер.Котор 1Б продолжителен и не было информации о его состоянии. Аварийный вариант схода с маршрута и выходе по долине р.Сарычат на трассу в объезд гор не рассматривался. Как позже выяснилось, по причине циклона пересекающая хребет автотрасса несколько дней была закрыта.

(В лавине также были утеряны заметная сумма общественных денег и документы одного участника. Восстановление документов участника и его авиабилета, необходимых для возвращения на родину, потребовала немалых усилий и нетривиальных действий, но их описание выходит за рамки настоящего отчета.)

Быстро испортившаяся погода оказала влияние также при спуске с пер.Джигит на юг, заставив нас остановиться пережидать грозу и устроить ночевку на скальном балконе посреди склона. Дальнейший спуск на л.Караколтор и прохождение пер.Эпюра прошло при весьма неустойчивой погоде.

В целом, считаем, что несмотря на погодные сложности основная часть заявленного маршрута пройдена, техничных и интересных перевалов достаточно для похода высокой категории сложности. Подготовка всех участников группы хорошая.

Рекомендации по пройденным перевалам:

Инструкторов 1Б, Инструкторов ложный 1Б Перевалы ск-ос. Местонахождение перевала Инструкторов осталось невыясненным. Несмотря на это, можно точно утверждать о повышенной камнеопасности обоих перевалов. Не рекомендуем включать их в нитку маршрутов.

Акклиматизационный 2А С запада снежный склон, с востока осыпной. Хороший перевал, достаточно высокий. При включении в акклиматизационное кольцо, позволяет набрать высоту, “размяться” с веревками.

Загадка Восточная 2Б и Бороко 2Б Сн-лд, односторонние, потенциально могут быть лавиноопасными. Красивые технические перевалы, логично вписываются в нитку маршрута, для, соответственно, подъема на ледник Колпаковского с севера и спуска с него на лед.Бороко. Подъем на перевал Бороко со стороны одноименного ледника в зависимости от сн-лд условий и размера карниза, может быть оценен как 3А к.с.

Серебряное седло 3А Серьезный сн-лд-ск перевал. С обеих сторон мощные ледопады и закрытые разорванные ледники. Лавиноопасный; при прохождении нижнего ледопада лед.Байтор объективная опасность – висячие ледники левого склона. С юга два альтернативных пути подъема на седловину (или спуска с нее) – скальный и снежно-ледовый. Выбор в пользу пути по скалам определяется состоянием карнизов снежной седловины. Пер.Серебрянное Седло потребует от группы полного использования арсенала технических навыков. Перевал красивый и интересный, рекомендуем для прохождения только при хорошей погоде.

Джигит 3А* Сн-лд-ск перевал. Подъем с севера рекомендуем начинать из-под пер.Онтор. Снежный, скальный и ледовый участки последовательно сменяют друг друга. Продолжительный ледовый склон, выводящий на седловину, полностью соответствует категории сложности перевала. Лавиноопасность невелика – на ледовом склоне такой крутизны не может задерживаться много снега. С седловины перевала начинается простой и недолгий путь подъема на вершину п.Джигит. При спуске на юг, на лед.Караколтор Зап. необходимо обойти по лд-ск кулуару язык висячего ледника, камнеопасно. Рекомендуем прохождение перевала Джигит с радиальным восхождением на п.Джигит для технически подготовленной группы.

Эпюра 2А* Сравнительно несложный сн-лд перевал. С севера может быть лавиноопасен. С юга закрытый ледник с трещинами. Наиболее простой путь через хребет в этом районе

Групповое снаряжение

Общее

палатка

2

тент

1

спальники многоместные

3

фанари с батареями

3

кан 7 л.

1

скороварка 7л

1

половник

1

стеклоткань

1

горелки тристар

2

запасная горелка

1

шершавчик

1

баллоны CV470

23

компас

2

документация

1компл.

безмен

1

ремнабор

-

аптека

-

спички

-

фото

-

Специальное

крючья разные

комплект

петли

7

молоток скальный

1

снеж.лопата

3

инструмент ледовый

1

ленточка для бура-сброса

1

веревка Æ 10х50

3

веревка Æ 8х35

1

веревка Æ 6х50

1

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100