Автор: Балицкий Ю.С., Киев.

ОТЧЕТ о горном туристском спортивном походе 6 категории сложности по Центральному Кавказу, район Безенги

- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Часть 4
Часть 3

Краткая характеристика основных участков маршрута:

Уч.

Краткая хар-ка

Краткое техн. описание

Т (ч)

Примечание

1-2-3

Подъем на пер. Крумкольский провал (3Б)

Подъем на ребро гребня (снег), движение по ребру, траверс по крутому (40-55°) льду - 5 веревок, прохождение жандарма - 2 веревки

6-8

3-4

Альп. маршрут 4Б к.с. (к) на в. Крумкол по В гребню

Снежный гребень, скалы, жандармы, снежные «ножи». Одновременная страховка + 6-10 веревок перил

7-9

4-5

Спуск по З гребню в. Крумкол до пер. Памяти (3Б, продольно)

Разнообразный гребень, преодоление жандармов, карнизы. 3 веревки дюльферов

Обход в. Мижирги З, спуск по Ю гребню в. Мижирги З на пер. Селлы

Обледенелые скалы, местами стенки, около 20 дюльферов на петлях, крючьях

10-14

На подъем - маршрут 5А к.с.

10-11

Спуск с пер. Селлы на л. Крумкол и пер. Спартак

4-5 веревок дюльферов с перевала, ледник

2-4

Краткая характеристика запасных и аварийных участков маршрута:

Уч.

Краткая хар-ка

Краткое техн. описание

Т (ч)

Примечание

3-14

Спуск с пер. Крумкольский Провал к карману 2-х морен л. Крумкол

Ледовый кулуар ок. 800 м крутизной до 50°. Ледопад.

8-12

Камнеопасно

4-14

Спуск с в. Крумкол по ЮВ гребню на л. Крумкол

На подъем - альп. маршрут 3Б к.с. Комбинированный гребень, возможны промежуточные ночевки

7-12

14-15

Спуск в низовья л. Крумкол

Открытый ледник, моренные завалы, тропа по боковой морене

6-16

Открытый ледник, моренные отвалы

3.3.8. Пер. Спартак (2А, 4110) - пер. МВТУ ( 2А, 4200) - а/л Безенги

11.08.07

Сильно рано вставать смысла не было, важнее было отдохнуть. Поэтому встали как проснулись. Наслаждаясь сборами на широкой седловине перевала J, неторопливо спаковались. Погода отличная. Начали движение в сторону снежного взлета на пер. МВТУ. Пришлось несколько приспуститься до снега, одеть кошки и затем подняться по плотному снегу до 35° до разрушенных скал, по которым выйти на седловину перевала. Время на это ушло около 1:10. По взлету лениво катятся камешки, так что приходилось быть внимательными. Минут 30 провели на перевале, одели кошки, связались и начали спуск. Метров 20 разрушенных скал, метров 20 льда, небольшой бергшрунд и мы движемся по закрытому леднику. Доходим до хижины Джанги. Здесь часа полтора валяемся, рассматривая прекрасный вид на Стену, обедаем. По моренному гребню тропою подходим к повороту ледника и дальше по льду движемся в направлении Баранкоша. От Джангикоша переход занял около 2:10 ЧХВ. Поскольку все порядком устали, решаем ночевать в этом красивом месте.

12.08.07
Хорошо выспавшись, выходим в 9 часов. Один переход по тропе, которая идет по морене, выходим на ледник и двигаемся по нему до «нижней» тропы, ведущей в а/л. До лагеря добрались за 3:20.
После обеда два добровольца бегут за снаряжением, баллонами и мусором, которые были оставлены в нижней части л. №443 перед С стеной Уллуауза. Вечером грузим вещи в машину, которая встретит нас в Булунгу.

Вид на взлет пер. Спартак с севера

Бивуак на пер. Спартак

На пер. МВТУ

После спуска с пер. МВТУ

3.3.9. Пер. Столбовой-2 (2А*, 3714)

13.08.07
Вышли из а/л достаточно поздно – в 8:30. Перешли мост по дороге и начали подъем по травяному склону. За 4 перехода поднялись к началу цирка под перевалом. На небе набежали облачка, седловину перевала уже закрывает туманом. Еще через час начали подъем на перевальный взлет. Из-за тумана мы несколько уклонились правее, и на гребень вышли восточнее основной седловины. Время 14:30. Спускаться так поздно по С стороне перевала опасно. Поэтому приняли решение спускаться через соседнюю вершину. На пик 50-летия поднимаемся по простому разрушенному гребню за 30 минут. Тут со спуском все ясно – лед около 40°, 3 веревки, дальше снежный выкат. От вершины спуск занял около часа. Один переход движемся по леднику, переходим на моренные завалы, по которым доходим до осыпей. На ночевку становимся на камнях около 19:30.

14.08.07
Встали около 6 утра. Собрались и двинулись вниз по ущелью. Погода отличная. Движемся не очень быстро, чувствуется усталось после вчерашнего дня. Перед поселком встали на обед. В 17 часов нас подобрала заказанная машина.

К сожалению, в поезде при просмотре фотографий была утеряна флешка с фотографиями после Баранкоша.

3.4. Высотный график

4. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Итоги похода

В целом, все, что было задумано, удалось. Маршрут получился красивый, основательно напряженный и техничный.
Хотелось бы выделить следующие достижения похода.
1. Пройден маршрут, в котором все определяющие и предопределяющие препятствия являются вершинами или траверсами. При этом с одной стороны, был сделан полноценный выпуск в МКК и поход защищается в МКК, а с другой стороны, на все восхождения мы успешно выпустились в КСС а/л и на сборах ФАиС Киева, в итоге получили соответствующие записи в альпинистские книжки. То есть все пройденное засчитано нам и в альпинистский и в туристский опыт.
2. Разработана и проверена в реальных условиях концепция организации питания/режима дня/распределения веса. Подтверждена ее эффективность для подобных мероприятий.
3. Пройдены в рамках похода несколько популярных альпинистских маршрутов района «Безенги» и один новый траверс (ранее не проходившися как цельное отдельное препятствие - проходился по частям или в составе более длинного траверса - информация КСС а/л Безенги).

Ниже следуют рекомендации для желающих проводить аналогичные маршруты.
Общие рекомендации
* Обязательно заезжайте в а/л «Безенги» и консультируйтесь в КСС по состоянию маршрутов, ледопадов, склонов и т.д. Обстановка в районе меняется каждый год, по старым отчетам сложность многих технических элементов невозможно адекватно оценить по причине их зависимости от состояния склонов, количества снега и т.д.
* Оформление пропусков, регистрации и трансфер по предварительной заявке в а/л «Безенги» хорошо экономит время и нервы.
* Наиболее удобное время проведения мероприятий в районе - в период с середины июля по середину августа.
* В большинстве дней во второй половине дня портится погода. Если не хотите сюрпризов - планируйте ранние выходы (с рассветом, а лучше до рассвета) и остановку на бивуак в районе 15 часов.

Однозначно надо сказать, что основная составляющая успеха в подобных походах закладывается на этапах тщательной подготовки. При планировании маршрута надо отчетливо понимать, какие сложности могут встретиться на запланированных локальных препятствиях и целенаправленно готовить группу к их преодолению. Банально, но именно такой подход дает уверенность на маршруте. Подбрасывая дрова в огонь вечных споров туристов и альпинистов, попытаемся по итогам похода сформулировать конкретные рекомендации для подготовки туристов, которые захотят в качестве ЛП ходить вершины и траверсы.
1. Подавляющее количество перевалов не дает туристам опыта хождения по гребням. Гребневые же маршруты на вершины являются обычно наиболее логичными и безопасными. Ключевой вопрос в том, чтобы научится уверенно проходить участки гребня 1-2 к.т., а желательно частично и 3 к.т. с ОДНОВРЕМЕННОЙ страховкой. Потому что сплошное провешивание перилами километрового гребня 3 к.т. - это прямой путь к холодной ночевке в районе вершины.
2. Важнейшим фактором для обеспечения предыдущего пункта является носимый вес. Необходимо добиваться максимального облегчения рюкзаков на альпинистских маршрутах. Мы сами несколько раз попадали в ситуации, когда при восхождении брали за ориентир время, указанное в альпинистском описании и недостаточно учитывали влияние веса на скорость, даже при одновременном движении. То есть надо стараться ходить альпинистские ЛП с весом, максимально близким к тому, с которым ходят его альпинисты. Обеспечивать это нужно за счет забросок, минимизации шмоток, уменьшения раскладки, тщательным подбором специального снаряжения.
3. Необходимо менять тактику прохождения ЛП: выходить на маршрут до рассвета обходиться без привалов (здесь опять же важный фактор - вес), т.е. отдых на участках попеременного движения отменять (сдвигать) обеды при работе на маршруте быть готовым работать 12-16 часов, чтобы успеть пройти ЛП за день в случае, если нет удобных мест для ночевок и т.д.
4. По возможности максимально взаимодействовать с альпинистами района - консультироваться в КСС/МЧС, выпускаться на маршруты у них, учитывать очередности групп на популярных маршрутах, использовать радиосвязь и т.д.
5. Заранее отработать и использовать различные варианты взаимодействия связок вместо классических перил на маршрутах с частой сменой одновременного и попеременного движения.
6. Нужно иметь запас прочности по технике, чтобы иметь возможность преодолеть неожиданное усложнение маршрута, например в виде обледенелой стенки.
7. Научиться понимать логику альпинистского маршрута, чтобы не делать участки первопрохождений более высокой к.т., чем маршрут, который идет группа.

Рекомендации и впечатления от ЛП

ЛП

Впечатления

Гидан

В принципе, восхождение на в. Гидантау с В стороны - явление достаточно редкое. Вариант, который мы прошли по реальной сложности максимально приближается к 2Б. Причем к достаточно длинной 2Б. Поэтому группам, которые собираются проходить ЛП по нашему варианту, нужно уметь уверенно ходить с одновременной страховкой по рельефу 1-2 к.т. Если начинать провешивать перила на подъеме и на спуске - прохождение может сильно затянуться по времени со всеми вытекающими последствиями.

Укю

Новое логичное и красивое ЛП для туристских маршрутов. Разнообразный рельеф, простота в ориентации и безопасность (в случае подъема на перевал Бетала Калмыкова с севера). ЛП можно проходить даже в тумане. Рекомендуется для прохождения как полноценная 3А.

Урал

По технической сложности ЛП однозначно стоит сильной 3Б*. Однако, из-за малой протяженности и перепада высот мы оцениваем несколько скромнее - как слабую, но техничную 3Б*.

У этого ЛП также имеются некоторые трудности с логичностью - западнее него находится простой перевал Урал (2Б), восточнее - перевал Укю Верхний (3А*), на саму вершину Урал В есть еще несколько альпинистских маршрутов 4А и 4Б к.т. Пройденный вариант - самый сложный из всех маршрутов на массив Урал из Теплого Угла. При разработке маршрута мы планировали идти траверс Урал З - В (4Б альп.) с перевала Урал, но, поскольку группа в полном составе прошла его на сборах 2006 года, решили лезть по контрфорсу С стены.

Тем не менее, по всем формальным признакам это ЛП 3Б* к.т.

От группы требуется приличный уровень лазания по скалам и умение уверенно работать на комбинированном рельефе.

Уллуауз

У альпинистов это один из «культовых» маршрутов 5А к.т. С точки зрения туристов препятствие логично и достаточно сложно для 3Б* к.т. Тем не менее, препятствие очень компактно по протяженности, поэтому наша оценка - 3Б* ниже средней, но очень техничная.

От группы требуется отличная техника работы на льду и физподготовка, а также хотя бы один человек с приличным уровнем лазания и хорошие навыки прохождения гребней 3 к.т. для всех.

Мы рекомендовали бы данное препятствие для прохождений в походах 6 к.с.

Птица-Коштан

Впервые данное препятствие прошла группа О. Фомичева в 2001 году. Классифицировано оно было как 3Б*. При чтении отчета возникло желание повторить прохождение этого ЛП с восхождением на пятитысячник.

В целом ЛП логично, радиальное восхождение на Коштан хорошо сочетается с несколько неординарным подходом к штурмовой ночевке - через п. Птица. По результатам повторного прохождения, нам кажется, что сложность ЛП 3Б. Действительно сложных участков немного, нет сплошных перил на 10 и более веревок (только если специально не перилить от пер. Птица). По нашему мнению, место для ночевки перед восхождением на Коштан (между Птицей и Ледовым Куполом) у нас выбрано удачнее, чем у Фомичева. При движении с грузом лучше остановиться раньше и отдохнуть перед Вершиной, чем сильно напрягаться, а потом делать дневку. Налегке Ледовый Купол проходится очень быстро и в одну и в другую сторону.

По формальным признакам ЛП также стоит оценить как 3Б.

От группы требуются уверенные навыки одновременного движения по рельефу 1-2 к.т., быстрая перильная работа на льду. Важное требование - умение одновременно передвигаться по снежным ножам (на гребне Коштана) и хорошая предварительная акклиматизация.

Крумкол-Мижирги

Однозначно, это жемчужина похода. ЛП 3Б* выше среднего, нехоженое в таком варианте туристами и альпинистами. Препятствие абсолютно логично и достаточно безопасно.

Требует от группы уверенного передвижения по сложному комбинированному рельефу, точного расчета сил и грамотных тактических действий, а также хорошего запаса сил.

Не смотря на напряженность, ЛП оставило исключительно положительные эмоции.

Мы рекомендовали бы данное препятствие для прохождений в походах 6 к.с.

Спартак-МВТУ

Хочется отметить только некоторую камнеопасность южной стороны перевала МВТУ. Связка часто ходится в обе стороны.

Столбовой

Вариант, по которому мы проходили перевал, впервые увидели на фотографиях М. Голубева. Это действительно самый безопасный путь из ущ. Безенги к реке Кору.

5. Дополнения
5.1. Список и описание снаряжения

Задолго до похода, на этапе его разработки и получения альпинистской подготовки, стало ясно, что большую часть из имевшегося в группе снаряжения придется менять - кое-что просто износилось, часть перестала удовлетворять требованиям безопасности в новых условиях, часть на тот момент просто отсутствовала. Кроме того, по мере разработки маршрута, все более критичной становилась оптимизация веса снаряжения в связи с высокой технической сложностью локальных препятствий в походе и как часть общей концепции облегчения рюкзаков.
Сочетание этих факторов привело к тому, что практически все (включая одежду и обувь), подбиралось непосредственно под маршрут с учетом характера предстоящих препятствий и планируемой тактики их прохождения. Так, например, была введена новая (по крайней мере - для нас) категория «номерного» снаряжения, т.е. личного снаряжения, состав которого у каждого участника зависел от порядка следования.
Была проведена большая работа по изучению и отбору, а также тестированию и всесторонней проверке снаряжения. По некоторым пунктам не удалось найти устроивших нас промышленных образцов имеющихся в свободной продаже - такое снаряжение пришлось изготавливать (самим либо на заказ) или адаптировать под наши требования. Про эти позиции ниже будет рассказано подробнее.
При подготовке все снаряжение было разбито нами на несколько категорий, сохраним это деление и здесь.

5.1.1. Личное снаряжение
5.1.1.1. Личное специальное

Может показаться, что здесь много не хватает, но перед тем как делать такой вывод, стоит посмотреть разделы номерного и общественного снаряжения. Так, например, в личное действительно включено по 3 карабина, но есть карабины и в общественном ледорубы и зажимы отнесены к номерному снаряжению и т.п.

Каска

Petzl TiBloc

ИТОГО личное специальное

2,632

Каски и беседки специально не подбирались, использовались те, что были. Каски - Petzl Ecrin Roc, лишь у Жени - Petzl Elios. Беседки - самые разные, поэтому вес в таблице дан усредненный. Самая тяжелая из них (Юрина Petzl Corax) весила 530 г, самая легкая (Андрея) - около 350 г.
Кошки прицельно покупались новые - с чем-то послабее G14 на северной стене Уллуауза было бы очень грустно.
Петелька Rock Empire Dyneema 120 в личном снаряжении предполагалась к использованию в качестве «откидыша» (негрузового аналога грудной обвязки), при необходимости организовать себе точку страховки, при возможной организации полиспаста либо как еще один ус самостраховки. Идея оказалась полностью оправданной - использовали их в качестве всего вышеперечисленного кроме, пожалуй, полиспаста - не пришлось J.
Реверсино вместо имевшихся реверсо брали из-за диаметра основной веревки.
Модели карабинов подбирались также обдуманно - грушевидный карабин использовался в качестве основного на обвязке - под реверсино, страховку ледоруба и т.д., овальный - для самостраховки. Оба муфтованых карабина подбирались с прицелом на возможное использование с ти-блоком и аварийным роликом. Немуфтованый Kong Helium использовался в качестве многоцелевого (как развесочный, укорачивание самостраховки и т.п.).
Аварийные блочки (пластиковые ролики весом 11 г) было решено взять с собой после серии экспериментов по организации полиспаста из набора личного снаряжения и вытягивания пострадавшего в одиночку. Без ролика самому вытянуть человека с рюкзаком оказалось практически невозможно.
Педаль - трехметровый кусок репа Ø 4 мм, подогнанный индивидуально по росту. Использовался вместе с жюмарами и ти-блоками при прохождении отвесных ключевых участков (в первую очередь - при подъеме на в. Урал)
Самострах для рюкзака представлял собой петлю из репа Ø 4 мм с маленьким карабинчиком. Использовался в случае необходимости снять рюкзак на станции кроме того, при передвижении в связках рюкзак с его помощью всегда был пристрахован к петле на связочной веревке (не к обвязке!) с целью максимально быстрой разгрузки человека при срыве или попадании в трещину.

Кроме того, с собой брались:

Реверсо

Petzl Reverso

Палки-телескопы

Masters Х-Light, Petzl

Пульсометр

Sigmа Sport PC14

Реверсо были положены в заброску на л. Укю Малый и использовались вместе с веревками-статиками лишь при прохождении в. Урал, после чего были оставлены.
Трекинговые палки использовались только на этапе разноса забросок, на маршрут с собой не брались.
Пульсометр в список обязательного снаряжения не входил, брался с собой лишь одним участником.

5.1.1.2. Личное неспециальное
Здесь также позиций меньше, чем обычно, так как все, что давало выигрыш в весе при переносе в общественное, было сделано таковым.

Рюкзак

Документы, деньги

ИТОГО личное неспециальное

1,206

Конструкцию рюкзака мы разрабатывали самостоятельно, впрочем, большое влияние на нас в этом плане оказала статья Владимира Геллера «Фрагменты теории рюкзакостроения» (http://www.skitalets.ru/equipment/rukzak/geller/index.htm). Несмотря на то, что она ориентирована в первую очередь на пошив экспедиционных рюкзаков (отнести к которым нужные нам 60-65 л было бы неправильно), многие основополагающие идеи, как то наличие полного силового каркаса, отсутствие жестких элементов и как следствие смягчающих подушек на спине, укладка подрезанного «гармошкой» коврика на фасад рюкзака, были почерпнуты именно оттуда. Первый пробный вариант рюкзака оказался переоблегченным (менее 300 г) и как следствие недостаточно прочным - после сбора мнений о необходимых доработках некоторые силовые узлы были разорваны просто руками. Второй (доработанный и усиленный) вариант был в целом принят, по результатам его тестирования были лишь возвращены противооткиды (сперва убранные из конструкции под влиянием все той же статьи), однако их введение на позднем этапе предопределило не слишком удачную их конструкцию.
В окончательном варианте рюкзак представлял собой мягкий, прямоугольный в сечении «стакан» из ткани-силиконки с усиленным непромокаемым дном. На ткань были нашиты ленты (вокруг стакана и вертикально через дно и верх), образующие силовой каркас. Сработала эта идея великолепно - несмотря на слабую ткань (выбиралась предельно легкая, рюкзак изначально планировался как одноразовый) дыры в ней размером даже 10х15 см не представляли проблемы с точки зрения прочностных характеристик рюкзака. Говоря словами Андрея - «достаточно было заткнуть чем-то большим, палаткой например, чтоб мелочи не вываливались». В верхнем силовом узле лямки крепились вмертвую - размеры рюкзака подбирались под каждого персонально. К этому же узлу крепилась ручка для переноски, кроме того, за эту ручку была организована самостраховка рюкзака. «Половинки» пояса крепились к нижним узлам силового каркаса, от всевозможных смягчающих подушек под спину мы отказались - при правильной укладке рюкзака в них не было необходимости. От клапана с карманом мы также отказались как от непропорционально тяжелого элемента, тубус закрывался на «липучку», при необходимости - сворачивался, и в любом случае прижимался лентами силового каркаса. Были предусмотрены съемные карманы на лямках для раций и фотоаппаратуры, но, к сожалению, они были забыты в суматохе отъезда. Рации пришлось держать в карманах одежды, чехлы же с фотоаппаратами мы все же крепили на лямки. Боковые стяжки для внешней навески также крепились к силовому каркасу, ткань нигде не была под нагрузкой.
На поясе рюкзака были предусмотрены крепления-кармашки для пластиковых пол-литровых бутылок определенной формы (соображения, по которым это было сделано, подробно описаны в разделе «Питание»). Кармашки были нашиты под некоторым углом, с тем, чтобы бутылки не мешали движениям, как руками, так и корпусом. Бутылки и пробки-соски для них использовались от детской питьевой воды «Малятко» с характерным сужением в 1/3 длины от горлышка, на которое приходилась резинка крепления кармашка.
Сидушки самодельные - один из ковриков был разрезан и использовался для изготовления сидушек, наколенников и т.п. Размер, длина резинки и наличие фастексов выбирались каждым индивидуально.
Коврики специально выбирались длиной 120 см - они легче, чем стандартные (180 см - 600 г), а в ногах у нас все равно традиционно складируются пустые рюкзаки, веревки, системы и прочее снаряжение. Как уже сказано выше, коврики были заранее подрезаны «гармошкой» под размер рюкзака.
Очки брали с собой без футляров. Решение оказалось верным - очки были все время на себе, в палатке их вешали под потолок. Немаловажным фактором при этом стало то, что при весе очков 35 г, фирменный футляр весит 70 г.
На этапе разноса забросок использовались также личные спальники (в связи с разделением группы) и «грузовые» рюкзаки, оставленные затем в а/л.

5.1.1.3. Одежда и обувь
Использовался достаточно стандартный набор, основанный на трехслойной модели одежды с некоторыми вариациями. Нововведением для нас стал отказ от привычной уже мембраны - штаны были заменены на авизентовые оригинальной конструкции, куртка «разделена» на 2 - легкую ветровку и основную штурмовую куртку с одним слоем синтетического утеплителя.
Приведем здесь полный список. Конечно же, часть из этого всегда была надета на себя, но на этапе подготовки при минимизации веса рюкзаков мы работали по всем пунктам.

Ботинки

Camp Essential Magic Jacket

Куртка верхняя с капюшоном

BASK «Безенги»

Штаны верхние с "фонариками"

Авизент, оригинальная конструкция, непосредственный пошив - Синицина Т.В.

Шапка

Что-то еще личное

ИТОГО одежда и обувь

6,146

Трое из четверых участников перед походом приняли решение поменять ботинки на пластиковые, о чем надо сказать не жалели, Андрей же сохранил верность своим La Sportiva Makalu. Утверждает, что жалел об этом лишь на Уллуаузе J, однако для нашего маршрута пластиковые ботинки кажутся все же более оправданными. Для разноса забросок по желанию брались старые кожаные боты, оставленные потом в а/л.
Носки выбирались исходя из личных предпочтений. Кто-то взял 2 пары Thermolite и одну Coolmax, кто-то - наоборот, но в любом случае все остановились на Lorpen.
В качестве легкой ветро- и дождезащиты были выбраны недавно появившиеся в Киеве в продаже чрезвычайно легкие куртки Camp из одного слоя Pertex. Вес в таблице указан для модели с разъемной молнией, Юра успел приобрести последний экземпляр с укороченной - в таком исполнении ее вес составлял 90 г. Как ветровки они не вызвали никаких нареканий, однако неприятным сюрпризом стала невозможность работать в них на скальном рельефе - от малейшего касания скал на них образовывались потертости с микродырочками.
Куртки BASK «Безенги» - это не совсем то, что виделось изначально, но наиболее близкое из доступного (впрочем, и так их пришлось везти из Москвы, зато там они были куплены на распродаже чрезвычайно дешево). Несмотря на это, они полностью себя оправдали - куртки оказались весьма широкофункциональными, снимались исключительно перед сном, да и то не всегда. Единственным серьезным минусом конструкции нам показалось отсутствие внешнего (на каску) капюшона, в связи с чем была выполнена некоторая доработка - на воротники были нашиты «липучки», на которые крепились споротые со старых мембранных курток капюшоны. Идея съемных капюшонов оказалась очень красивой, капюшоны порой использовались и отдельно - вместо панамок.
Верхние штаны из всей одежды доставили, пожалуй, больше всего работы. Авизент пришлось заказывать в Тольятти (спасибо Владимиру Геллеру), немало хлопот ушло на отработку конструкции. В целом она оказалась достаточно удачной, хотя первый «пробный» вариант пошива в дело и не пошел. «Изюминкой» конструкции являлись интегрированные со штанами «фонарики» - с внутренней стороны был нашит тубус на липучках, прикрывающий верх ботинка, на внешней штанине предусмотрены крючок (на шнуровку) и крепления для резинки (под подошву, во избежание задирания штанины). Также была нашита лента на липучке вокруг штанины чуть ниже колена, она обеспечивала фиксацию штанины и наличие «пузырей» для сгибания коленей. Рассматривался вариант интеграции также и наколенников, но затем от этой идеи по ряду соображений отказались. С целью снижения веса мы отказались также от модели «полукомбинезон», что оказалось спорным решением - несмотря на специальный крой штанин и индивидуально подобранные размеры при активной работе на скалах все же зачастую обнажалась поясница.
Весь утепляющий слой (теплые штаны, флиска, носки для спанья, шапка, перчатки) шился на заказ в киевской фирме SEC (Синицина Татьяна Васильевна). Отличился Юра, пошивший часть из вышеперечисленного самостоятельно. Фасон и крой выбирался из соображений минимального веса - флиска-анорак (с короткой неразъемной молнией), отсутствие карманов и усиления. На перчатках усиление все же было, но традиционную кожу мы попросили Татьяну Васильевну заменить на синтетическую ткань - кожа тяжелая и долго сохнет. Там же мы привычно заказали и термобелье из PowerStretch.
Верхонки - легкие однослойные перчатки делались также на заказ. Позволяли меньше ранить руки на скалах, обеспечивали дополнительное утепление при работе на льду. Расплатой за малый вес стала их «одноразовость» - к дальнейшему использованию после этого похода они оказались непригодны
Шлепанцы могут показаться «неподходящей обувью для этого похода», и потому в список обязательного включены не были. Тем не менее, ни у кого не хватило духу отказаться от столь приятного аксессуара J.
«Что-то еще личное» - пункт, оставленный для индивидуальных вариаций, лимитировался лишь общий вес - до 100 г. Носовой платок, утепляющая лента на шею и т.п. относились именно сюда.

5.1.2. Номерное снаряжение
К «номерному» снаряжению мы отнесли такое, которое традиционно относится к личному, но в нашем случае его набор у конкретного участника непосредственно зависит от порядка следования в группе.

Ледоруб с самострахом

3,150

Вышеперечисленное распределялось следующим образом:
Ледорубы:
- движение первого предполагалось с ледовым инструментом (одним или двумя - в зависимости от ситуации), остальным полагались ледорубы.
- ледорубы специально не приобретались - брали с собой те, что имелись в наличии, однако их ассортимент покрывал все потребности. Участниками брались с собой ледорубы Grivel Nepal 80, Salewa Freney 60 и Grivel Jorasses. Jorasses имеет клюв, аналогичный ледовому инструменту и потому на снежно-ледовых участках он в основном выдавался последнему. На северной стене Уллуауза последний шел с двумя ледорубами. Пристраховывались ледорубы лентой индивидуально подобранной длины.
Фонарики:
- при необходимости первому выдавался «прожектор» - фонарик Petzl MYO Belt XP с выносным батарейным блоком на три батарейки АА и режимом направленного луча (более мощный, но и более тяжелый), остальным - обычные Petzl Tikka либо Tikka Plus
Зажимы:
- с целью экономии веса и с оглядкой на тактику передвижения жюмары Petzl (с немуфтованными карабинами Kong Helium) полагались лишь второму и третьему
- последнего по большей части принимали, потому жюмар ему не полагался, вместо него на случай подъема по отвесу на педалях - Petzl TiBloc и большой удобный для руки для карабин (Kong H.M.S. Napik). Исключение было сделано лишь при подъеме на в. Урал - там с жюмарами шли тяжело груженые последние двое, а облегченный второй поднимался с двумя ти-блоками
- первому кроме личного ти-блока выдавался лишь еще один ти-блок без карабина. Подъем первого по веревке - редкость, ти-блок планировался в основном на случай спасработ и организации полиспаста.

5.1.3. Общественное снаряжение
5.1.3.1. Бивуачное

Палатки
В качестве основной использовалась самодельная четырехместная палатка-полубочка. Такая конструкция была выбрана как наиболее легкая, с высокой обитаемостью и простым кроем. Дно - из тентовой ткани, размеры - 180х200 см, торцы из нее же - непродуваемые, со сплошными внешними карманами под дуги с обеих сторон - входы в форме полуэллипса с затягивающимися тубусами из силиконки. Крыша - парашют, парашютные стропы пошли на оттяжки. Дуги - Корея, шесть секций, одна из которых укороченная. Форма торцов - полуокружность, таким образом высота палатки составила 90 см. Тент размером 4х4 м - из силиконки с нашитыми вдоль широкими полосами из парашюта для возможности привалить его камнями. Большая длина тента обеспечивала наличие своеобразных «тамбуров». К палатке прилагались две запасные секции дуг. Палатка показала достаточно высокую надежность и ветроустойчивость, хорошую обитаемость. Большим плюсом стал ее вес - 2,700 кг.
Как запасная бралась с собой также и палатка СнарЯжение «Мста-4», после разноса забросок оставлена в а/л.
Кухня/горелки

Общий вес, кг

Бойлер 2,3 л, набор (с горелкой)

Котел 2 л круглый с крышкой

Бутылка пластиковая 2 л

0,057

Расходные материалы, набор

Горелка газовая осн. с футляром

MSR Pocket Rocket

Фонарь газовый с чехлом

Primus Micron Lantern

Запасные сеточки к фонарю

0,004

0,016

ИТОГО кухня

1,960

«Бойлер» представляет собой нашу попытку (довольно удачную надо сказать J) изготовить интегрированную кухонную систему (аналог Jetboil PCS или Primus EtaPower EF), но с объемом, достаточным для четырех человек. За основу был взят легкий чайник «Экспедиция» емкостью 2,3 л, с которым была проведена большая серия экспериментов по замеру КПД с различными системами ветрозащиты. В окончательном варианте на чайник металлическими тросиками жестко крепилась снизу горелка, навинченная на баллон. Между форсункой горелки и регулятором газа был установлен отражатель с отверстиями, который с одной стороны не давал излишне греться баллону, а с другой - не мешал подсосу воздуха снизу. Вокруг чайника так же жестко крепилась ветрозащита (сверху возвышающаяся над краем чайника на 4-5 см, а снизу доходящая до середины баллона). Ветрозащита окружала чайник не вплотную, а с некоторым зазором, подобранным экспериментально для обеспечения тока горячего воздуха вдоль стенок (при плотном прилегании горячий воздух обтекал ветрозащиту снаружи, плюс начиналось ее разогревание, что приводило к большим потерям). Было предусмотрено небольшое отверстие для поджига и вырез для доступа к регулятору. Сверху ветрозащита накрывалась крышкой (кроме крышки самого чайника) с прорезью для ручки. На ручке в свою очередь был закреплен тросик с крючком для обеспечения возможности подвесить всю систему. Материалом ветрозащиты, ее крышки и нижнего отражателя была взята тонкая алюминиевая жесть (или толстая фольга, как посмотреть). В целом при довольно малом весе (625 г в сборе вместе с горелкой) данная система обеспечила достижение КПД до 80% по результатам экспериментов. Единственным, вполне предвидимым впрочем, минусом оказалось неудобство раскладывания еды и последующего мытья бойлера без разборки системы (особенно по утрам - не вылезая из палатки), что и предопределило наш стиль готовки - кипячение воды в бойлере и запаривание каши во втором котелке либо по мискам.
Легкий двухлитровый котелок по возможности устанавливался на вторую горелку, если такой возможности не было - использовался для заваривания чая/запаривания каши, (как уже сказано, в таком случае в бойлере только кипятили воду).
Емкости для пищи/жидкости (на миски/чашки они начали делиться лишь по мере использования) были взяты пластиковые, в каких в супермаркетах продаются пресервы (селедка, морская капуста и т.п.). Выбирались емкости с пометкой PP (полипропилен), который, как и полиэтилен высокой плотности (пометка HDPE), легко переносит высокие температуры, но в отличие от него не выделяет при этом токсичные вещества. При переноске емкости вставлялись одна в другую, на каждые 2 из них полагалась одна крышка.
Горелок MSR Pocket Rocket на самом деле было две, вторая (без чехла) как сказано выше входила в комплект бойлера. Еще одна горелка (VAR) была оставлена в а/л в качестве запасной.
Указанная модель газовой лампы была выбрана в свое время за отсутствие стеклянных элементов в конструкции.
Расходные материалы, в свою очередь, представляли собой следующий набор:

Туалетная бумага, рулон

Мыло, 80 г в кульке

Спички, коробки в кульках

0,014

Зажигалки

0,013

0,026

Губки для посуды поролоновые, в кульке

0,014

Губка для посуды металлическая

ИТОГО расходные материалы

0,332

Кроме вышеперечисленного, в заброске на л.443 находились 8 шт. пластиковых бутылок по 0,5 л, так как при прохождении С стены Уллуауза, в отличие от остальных участков, мы брали с собой по 2 л углеводного питья а в ущ. Думала и в а/л нас ждали еще наборы расходных материалов.

Вещи/спальники

Спальник-сшивка с компрессором

Синтепон, конструкция и производство Александра Волкова

Рукавицы теплые

Синтепон, запасные, одни на группу

ИТОГО общественные вещи

3,678

На заказ была изготовлена четырехместная парашютная сшивка с синтепоном в качестве утеплителя, снизу - один слой, сверху и с боков - трехслойный. Конструкция отрабатывалась производителем для полярных походов, был предусмотрен полностью закрывающийся капюшон с карманом для сидушек как ребра жесткости (за головой, таким образом полностью закрытый капюшон не лежит на лице). Сшивка в походе показала себя великолепно. Отличная конструкция и правильно подобранные размеры позволяли себя чувствовать в ней комфортно в любых условиях. Сшивка была сшита еще с некоторым «запасом» по теплу - капюшон мы не застегивали, воротник практически не затягивали, хотя были и достаточно холодные ночевки. На удивление хорошо себя чувствовали те, кто спал по бокам - за счет «подворотов» трехслойного синтепона верхней части.

5.1.3.2. Специальное

0,296

ИТОГО веревки и карабины

7,118

Веревки Beal Joker Golden Dry были выбраны нами за малый вес, хорошие динамические показатели и пропитку - будучи для эксперимента полностью утопленной на 3 часа в воде веревка набрала лишь около 500 г веса, да и в боевых условиях пропитка ушла далеко не сразу. Диаметр этих веревок - 9,1 мм, плюс они достаточно скользкие, что в сумме и определило использование Petzl Reversino (а не Reverso) в качестве основного спускового/страхующего устройства.
В качестве вспомогательной (сдергивающей) веревки был взят реп Ø 3 мм - предварительные эксперименты показали, что как бы ее не клинило, даже втроем мы ее порвать не смогли, и такой диаметр был признан достаточным.
Немуфтованные карабины использовались на точках, а муфтованные как основные станционные. Количество подбиралось исходя из тактики передвижения на различном рельефе. На льду предполагалось 4 станции (три одновременно на рельефе, четвертая - в процессе передачи снизу-вверх) на двух ледобурах каждая. На скалах наш темп движения ниже, хватало 3 х станционных комплектов, но зато станции были уже на трех точках. В таком случае один из муфтованых карабинов менял свое назначение, и количество опять же оказывалось достаточным.
Отказ от интеграции наколенников со штанами вовсе не означал наш отказ от наколенников как таковых, просто их пришлось изготовить в виде отдельного элемента снаряжения. Несмотря на то, что делались они буквально «на коленке» (уж простите за каламбур), конструкция их оказалась весьма удачной и достойной быть описанной подробнее. Итак, за основу был взят прямоугольный обрезок коврика, в котором по сторонам были сделаны по два узких треугольных выреза таким образом, что при сгибании коврика края вырезов сходились, и он принимал форму, напоминающую полусферу. Коврик, в таком согнутом виде, помещался в тканевой чехол несколько меньшего размера. Этим достигались сразу две цели - коврик поддерживался в таком состоянии, плюс натяжение ткани по его вогнутой стороне обеспечивало дополнительную мягкую воздушную подушку на колене. На ноге наколенники крепились двумя лентами с липучками - вокруг ноги выше и ниже колена. В походе наколенники показали себя отлично, единственный минус - выбранная для их изготовления тентовая ткань оказалась легко секущейся и к концу мероприятия они полностью потеряли товарный вид.

Еще одна динамическая веревка Lanex Rocky 60 м была оставлена в а/л в качестве резервной, вместе с запасными кошками (Cassin).

Скальное

Крючья скальные, набор, титан

Закладки, набор основной 10 шт.

Stregor

Расходный реп 15 м

ИТОГО скальное

4,027

В вес наборов закладок (Stregor №№1-10) и френдов (7 шт., средние номера 0,5-3,5) включены также и веса небольшого развесочного карабинчика.
Основной набор оттяжек - это два амортизатора рывка Cassin Express Shock Absorber с карабинами Kong Helium и по три оттяжки 30 см и 60 см, собранных из петель Rock Empire Dyneema, все тех же Kong Helium и резинок-фиксаторов Petzl.
Удочки для закладок - максимально легкие из найденных в продаже, под термином «крюкоулавливатели» скрываются куски парашютной стропы с маленькими карабинчиками.
В состав аварийного шлямбурного набора входили изготовленные на заказ четыре «фантиковских» шлямбура (аналог дюбеля с гильзой из мягкого алюминия - простенько и со вкусом), четыре же титановых уха и обычный SDS бур (предварительно нами укороченный) с самостраховкой и самодельной рукояткой из монтажной пены. Использовать его нам так и не пришлось, но наличие в кармане шлямбурного набора, да еще и столь легкого, определенно грело душу тому, кто работал первым.
Куски расходного репа Ø 6 были разложены по заброскам (5 м - в а/л, 15 м - в ущ. Думала, 10 м - взяты с собой на старте).

Кроме перечисленного в последних двух подкатегориях, часть снаряжения была положена в заброску на л. Укю Малый и оставлена на л. 443 после прохождения в. Урал. Несмотря на то, что на всем остальном маршруте это снаряжение не использовалось, все же есть смысл перечислить и его:

Веревка основная, статика, 50 м

0,495

ИТОГО дополнительное

15,805

Из перечисленного не пришлось использовать лишь одну пару скальных туфель и скайхуки - все остальное пошло в дело.
Стоит лишь уточнить, что дополнительный набор закладок был аналогичен основному (полный спектр от 1 до 10), доп. шлямбурный набор представлял собой 6 строительных анкеров, пару титановых ушей и маленький ключ на 13.
Дополнительный набор оттяжек состоял из 3-х оттяжек по 12 см и по 2 штуки оттяжек 30 см и 60 см, аналогичных основным, но без карабинов (только петли и фиксаторы). При подъеме на в. Урал они были укомплектованы карабинами Kong Helium (8 шт., перечислены выше в основном наборе), на точках при этом использовались карабины из дополнительного набора.

Снежное

Якорь-уголок (пикет)

Якорь фирновый

Лопата снежная

Ortovox Lexan Proffesional

ИТОГО снежное

1,318

Результаты тестирования разных типов снежных якорей в январе 2006 года показали, что наиболее надежным является пикет, изготовленный из алюминиевого уголка. Перед походом в уголке с целью облегчения были высверлены отверстия, что позволило довести его вес до 520 г (цельный вариант весил около 700 г).
Однако пикет отлично держит лишь будучи достаточно заглубленным, потому кроме него был взят также и обычный фирновый якорь (чуть согнутый алюминиевый пятиугольник).

Ледовое

Cassin Stream 170

Ледобур стальной короткий

Grivel Helix 120

Инструмент ледовый с бойком (с самостраховкой)

Black Diamond

Инструмент ледовый с лопаткой (с самостраховкой)

ИТОГО ледовое

2,925

Количество ледобуров выбиралось исходя из тактики передвижения. Как уже говорилось выше при расчете карабинов, у нас на льду планировалось 4 станции (3 на рельефе и одна в процессе передачи наверх). Соответственно и титановых ледобуров было взято по 4 шт. - по одному тонкому и одному толстому на станцию. Стальные ледобуры брались с прицелом их использования на промежуточных точках.

Аппаратура

Общий вес, кг

Фотоаппарат цифровой с чехлом и батарейками.

Canon PowerShot A620

Монокль в футляре

ИТОГО аппаратура

2,453

Волею случая у нас в группе оказалось 2 одинаковых фотоаппарата, что значительно упростило вопрос с их питанием и картами памяти (были взяты с собой 4 карточки SD общей емкостью 4,5 Гб). Canon PowerShot A620 - хоть и несколько устаревший, но достаточно компактный и удобный цифровик. К сожалению, отсутствие в группе хотя бы «полупрофессионального» фотографа, скорее всего не позволило использовать весь потенциал аппарата - кадры в основном делались в автоматическом режиме либо в режиме с приоритетом выдержки (при съемках в темноте). Большим плюсом аппарата для автономных условий является питание от элементов АА. Вообще вся наша аппаратура (рации, фотоаппараты, включенный в строку «документы» диктофон) подбиралась с прицелом именно на эти элементы питания, выбились из общей картины лишь фонарики Tikka, работающие от батареек ААА.
Для работы всей этой аппаратуры были взяты с собой, обдуманно разложены по заброскам и использованы 122 батарейки АА и 18 ААА. Использовались батарейки SONY и TDK.
В качестве основных гарнитур использовались приобретенные специально, весьма удобные модели с ларингофоном и пневматическим наушником, как запасная - имелась с собой «родная», с обычным наушником и микрофоном.
С новыми гарнитурами пользоваться индивидуальными рациями стало еще приятнее и теперь даже сложно представить, как мы обходились без них всего два года назад. Крики «страховка готова!» на пределе слышимости для нас надежно ушли в прошлое, перестали быть проблемой в этом плане перегибы и сплошной туман со слышимостью до 20 м. Имеющиеся у нас рации обеспечивали, кроме того, дальность связи, достаточную для свободного общения между частями группы на этапе разноса забросок или в случае ее растягивания на походах.
Монокль - микроскопическая J (до 5 см длиной) подзорная труба, но тем не менее - с шестикратным увеличением.

5.1.3.3. Прочее
Сюда отнесено то из общественного снаряжения, что не попало ни в какую другую категорию.

Аптечка связочная

Набор документов

ИТОГО прочее

2,627

Ремнабор включал в себя инструменты и материалы, подобранные для ремонта имеющегося набора снаряжения.
В набор документов входили кроме самих документов (карты-схемы района, пропуска в погранзону, фотографий маршрутов, бумаги и ручки для записок) также будильник, карты штабные (1 колода) и диктофон с батарейкой и наушниками. На диктофон записывались как техописания маршрутов, так и впечатления о прошедших днях - своего рода летопись похода.

Кроме того брались с собой и были разложены по заброскам:

Общий вес, кг

ЗИП на личные потери, набор

Сюда входили запасные емкости для пищи, крышки для них, пробки-соски, п/э кульки

0,070

0,140

Мешки забросочные

0,071

0,497

Еще один

5.1.4. Сводка по снаряжениию
Вот вроде бы все, никакие мелочи не забыты. В целом большая работа по подбору снаряжения себя оправдала - набор показал себя вполне адекватным, недостатка какого либо снаряжения не ощущалось и ничего из основного набора не оказалось лишним.
Поскольку происходило некоторое «движение» снаряжения (часть поднималась из забросок, часть оставлялась) разобраться в обилии приведенных таблиц может оказаться непросто. В связи с этим покажем сводную таблицу, в которую включим тот набор снаряжения, с которым проходился ключевой отрезок маршрута.

Вес, кг

0,332

«Педаль»

0,030

Горелка газовая осн., с футляром

0,110

Общественное - специальное

Коврик

0,450

Веревка осн. динамическая 50 м.

5,800

Ложка

0,025

Веревка вспомогательная 55 м.

0,610

0,289

Пробки - соски

0,010

Закладки, набор основной 10 шт.

0,405

0,710

Якорь-уголок (пикет)

0,520

Штаны верхние с "фонариками"

0,400

0,151

Шлепанцы

0,200

Инструмент ледовый с бойком (с самостраховкой)

0,865

Что-то еще личное

0,100

Инструмент ледовый с лопаткой (с самостраховкой)

0,855

Номерное

Общественное - аппаратура

"Прожектор" с батарейками

0,215

Фотоаппарат цифровой с чехлом и батарейками

0,860

0,176

Набор документов

0,365

Общий суммарный вес личного снаряжения (включая одежду и обувь) и номерного (в пересчете на одного человека) составлял около 10,750 кг, общественного - 28,400 кг, то есть по 7,100 кг на человека.

5.1.5. Аптечка. Принцип формирования и список медикаментов
Основой для размышлений послужили две достаточно простые мысли.
1. Личные аптечки обычно содержат лекарства от персональных, так сказать «нестандартных» болезней. Однако у нас в команде хронических заболеваний не наблюдается, а личные предпочтения и индивидуальная переносимость лекарств учитываются на этапе формирования общей аптечки, в связи с чем личные аптечки практически отсутствуют. Возникла мысль возродить их на новом уровне - некий минимальный набор медикаментов, который всегда у каждого при себе.
2. Потеря рюкзака - это серьезно, это практически гарантированный сход с маршрута. Потеря рюкзака при срыве с травмой - тем более. Но если в этом случае потерян рюкзак с аптечкой - случай уже может стать фатальным. Следовательно, аптечку надо резервировать, причем «половинки» желательно носить в разных связках.

В процессе проработки идеи первая мысль была опробована на сборах 2006 года и принята, вторая же подверглась переработке. Из соображений баланса между полным весом аптечек и количеством лекарств, содержащихся в каждой (т.е. тем, с чем можно остаться при неблагоприятном стечении обстоятельств) принцип деления пополам был забракован и ему на смену пришел принцип деления на уровни. При этом в общей аптечке оставался одинарный набор так сказать «некритичных» либо «несрочных» медикаментов, а в две связочные попадал соответственно удвоенный комплект «аварийных».

Окончательно оформившись, концепция аптечек выглядела следующим образом:
- Личная. Содержит набор, позволяющий в случае НС дождаться, пока на помощь придут твои товарищи (1-2 часа) - обезболивающее, стимулятор, перевязочное. После обнаружения в продаже спиртовых маркеров с зеленкой они были отнесены сюда же - из соображений гигиены (благо не весят практически ничего). Вес аптечки - до 50 грамм. Переносится каждым лично при себе (в кармане - не в рюкзаке!).
- Связочная. В случае НС призвана обеспечить выживание пострадавших при транспортировке и/или до подхода помощи извне (Безенги - район освоенный, связь с альплагерем была, так что эти сроки не должны были стать запредельными). Содержит дезинфекторы и перевязочные материалы, обезболивающие (как местные, так и системные), противошоковые и стимуляторы, шприцы для ампульных препаратов, антибиотики. Количество - из расчета на двое суток для двух пострадавших (4 человеко-дня). Вес отдельно не регламентировался, но две связочные аптечки вместе с общей хотелось уложить в 1,0-1,2 кг. Переносится вторым номером в каждой связке в рюкзаке сверху.
- Общая. Оставшийся достаточно стандартный набор на все случаи жизни - жаропонижающие, антипростудные и противоинфекционные препараты, сердечные и спазмолитики, лекарства от заболеваний желудочно-кишечного тракта и ЛОР-заболеваний, дезинфекторы и перевязочные материалы, инструменты (ножницы, термометр) и т.п. Сюда же были отнесены противоотечное и легочный антибиотик - все же это не настолько срочно, чтобы помещать их в связочную аптечку, а в случае потери рюкзака с общей - все равно спуск вниз с уменьшающимся риском отека. Количество - для «разовых» препаратов (например, активированный уголь) на 4-5 приемов, для лекарств, принимаемых регулярно - на трое суток на одного человека. Отдельные позиции (например, лейкопластырь или цитрамон от головной боли при акклиматизации) - берутся с явным запасом. Переносится в рюкзаке в принципе любым участником, кроме первого, но предпочтительней все же второй номер в своей связке.
- Спирт. Это отдельная статья и в аптечку, в общем-то, не входит, так как применим как в медицинских, так и в технических и профилактических целях.
В процессе непосредственного формирования аптечек никаких существенных изменений внесено не было, лишь было чуть изменено количество отдельных препаратов с учетом их фасовки.

Итак, окончательно сформированные и собранные аптечки выглядели следующим образом:
1) Личная аптечка (4 шт. - по числу участников). Вес с упаковкой- 42 г.

Бинт стерильный 5х10

Обезболивающее

Кетанов 10 мг

4 т.

Стимулятор

Кофеин 200 мг

2 т.

Выбран в качестве наиболее щадящего и безвредного стимулятора

Дезинфектор

Зеленка - маркер

Эквивалент 3 мл 3% раствора

2) Связочная аптечка (2 шт. - по числу связок). Вес с упаковкой - 260 г.

Обезболивающее местное

Открывалка для ампул

Бинт стерильный 7х14

1 шт.

Бинтов, конечно же, мало, но их сколько ни возьми - все мало.

Кроме того, планировалось в случае НС использование бинтов также и из личных аптечек

Бинт нестерильный 7х14

Пластырь

Небольшой моток - исключительно для крепления повязок на коже

Дезинфекторы

Гидроперит

6 т.

3) Общая аптечка (одна на группу). Вес с упаковкой - 735 г.

Жаропонижающие/

Анальгин

Кофеин 200 мг

10 т.

Не анальгетик конечно, но подразумевалось в том числе и совместное с ними употребление

Противоинфекционное

Валидол

Нитроглицерин

40 т.

Полная упаковка. Весит настолько мало, что отсыпать не имело смысла

Отхаркивающее

по 1 шт.

Бинт стерильный 7х14

1 шт.

При необходимости часть нестерильного бинта можно взять в одной из связочных аптечек. А вот если понадобится стерильный, то оставлять без него связку - не хочется

Вата

30 г

Пластырь бактерицидный

~50 шт.

Разные (от 1,5х2,5 до 7х10, предпочтение - средним размерам)

Пластырь 5х10

1 рул.

Рулон один, но большой и широкий. Второй (узкий) брать не стали, так как всегда можно разрезать

Дезинфекторы

Марганцовка

1/3 бут.

Из старых запасов - сейчас купить практически нереально