Автор: Баскаков С.А., Москва

Отчёт о туристском походе I категории сложности по Центральному Кавказу (Приэльбрусье)

Туристско – спортивный союз России
Федерация спортивного туризма г. Москвы.
Группа туристов объединения «Мир путешествий».
Маршрутная книжка № 2161-1/3-102
Руководитель группы: Баскаков С.А.
Адрес: Москва, улица Академика Королёва, Д. 8, к. 2
Контактный телефон: 615-84-75

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ
Группа туристов «Мир путешествий» Северо-восточного административного округа г. Москвы (Баскаков С.А.) в составе 19 человек совершила с 29 июля по 22 августа 2007 г. поход первой категории сложности в районе Центрального Кавказа (Приэльбрусье) по маршруту: Верхний Баксан - пер. Сылтран (н/к 3441) - Верхний Баксан - а/п Джайлык - пер. Койавганауш (1А, 3624) - ледн. Башкара (рад.) - а/п Шхельда - пос. Эльбрус - пос. Терскол - вдп. Девичьи Слёзы - ущ. Азау - «Приют 11» (рад.) - пос. Эльбрус - р. Ирик - пер. Субаши (1А 3719) - пер. Исламсу (1А 3468) - пер. Северный Каракайский (н/к 2889) - ущ. Джил-су - г. Кисловодск.

Протяженность - 129 км, 22 ходовых дня.
Руководитель Баскаков С.А.

09.07.81

МГУПИ

РЕЖИМ ДНЯ И ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ
Каждый день обеспечивался следующий режим дня:
6.00 - подъем дежурных
18.30 - ужин
20.30-21.00-отбой

График движения группы:
На несложных участках маршрута - 50 минут движения, 10 минут отдыха. На средних и к концу дня - 40 минут движения, 7-10 минут отдыха. На трудных (сложных), тяжелых - 25 - 30 минут движения, 5-10 минут отдыха.
На время и во время движения участникам выдавалось дополнительное питание (карманный перекус) и витамины.
На тяжелых участках некоторые участники разгружались в начале маршрута.
Участникам по мере необходимости оказывалась помощь в ремонте и медицинском обслуживании. Сложных поломок, ремонта, травм и заболеваний в группе не было.

ПОДЪЕЗДЫ, ТРАНСПОРТ.
Подъезды в Приэльбрусье очень удобны и разнообразны. Каждая группа может избрать свой путь. По железной дороге или на самолете туристы могут добраться до Минеральных вод, Нальчика, Кисловодска, Черкесска, а оттуда добираться на автобусах через поселки Нижний Баксан, г. Тырнауз до поселков Верхний Баксан, Терскол. Оттуда туристы и альпинисты начинают основное движение. Из Черкесска туристы могут доехать до западных районов Приэльбрусья (п. Улукам и п. Учкулан), откуда идет хорошая дорога в верховья до погранзаставы (Ворошиловские коши). Автобусов, как и поездов, достаточно много. Главное помнить, что приезжать лучше всего утром, И через 2,5 - 4 часа можно будет добраться в сердце Приэльбрусья пос. Терскол. Во многие ущелья ведут грунтовые дороги.
По канатным и канатно-кресельным дорогам можно быстро добраться на склоны гор (Чегет и Эльбрус) и по автоподъемнику в ущелье реки Адырсу.
Приэльбрусье стал пограничным районом. Поэтому необходимо разрешение у начальников погранотрядов.
Приэльбрусье - заповедник, большая часть его - охраняемая территория, необходимо получить разрешение на въезд в заповедную территорию маршрута. Это можно сделать непосредственно у лесников, после проверки их документов, чтобы не было обмана. Придется выплатить некоторую сумму за нахождение в заповеднике.
Подъезд мы осуществили путем заказа автобуса на турбазе «Терскол» (МО РФ). Но постоянно ходят автобусы и маршрутные такси (частного характера). Из г. Тырнауз идут рейсовые автобусы и маршрутные такси в течение дня.

КРАЕВЕДЕНИЕ
(исследовательско-познавательная работа на маршруте)

Команда туристов «Мир путешествий» взялась выполнить задание по сбору информации о культуре Кавказа, нравах и обычаях местных жителей, о природных богатствах этого края и здешних достопримечательностях.
Занимаясь такого рода деятельностью, воспитанники КСЦ «Мир путешествий» изучают историю своей страны, ее известных людей, знакомятся с теми местами, которые восхищали многих поэтов, бардов и исполнителей. Ежегодно пополняется копилка таких исследований школы-студии «Мир путешествий». Каждое путешествие приносит новое открытие и позволяет вникнуть в беспредельный мир поэзии и творчества, этнических культур.
Кавказ издавна восхищал поэтов, бардов и художников. Множество произведений создано по мотивам этих красивых краев. Горы - это стихия, вдохновляющая, как море, лес, пустыня и т.п., на творчество. Велика познавательность и приближенность педагогических уроков в изучении материалов, связанных с авторской и исполнительской песней, поэзией.
Мы перед выездом в поход уже знали о творчестве многих бардов и поэтов, о культуре этого края. Но важно было увидеть места, музеи, подлинный материал, связанный со всем этим. И сравнить это, попытаться обнаружить то, что невозможно узнать, находясь в Москве, это было целью работы.
С точки зрения методики были намечены авторы, исполнители и поэты, с творчеством которых мы должны были познакомиться. И в первую очередь это были известные поэты прошлых веков А.С.Пушкин, М.ЮЛермонтов, исполнитель песен Ф.И.Шаляпин, современные барды: В.С.Высоцкий, Ю.Визбор и т.п.
В сбор материала входил раздел, посвященный защитникам Кавказа в годы Великой Отечественной войны.
С какого времени вести отсчет современной авторской песне? Может быть, с альпинистской «Холодной ночевки», написанной ленинградцем Л.Сени в 1937 году? Или с «Бригантины» П.Когана и Т.Ленского, сочиненной за два часа в том же 37-м? А может с первых песен М. Анчарова, появившихся перед войной? Или с «Барбарисового куста» и «Баксанской», созданных воинами-альпинистами в 1943-м г, на Кавказе? Можно вспомнить и «Глобус» М.Львовского, и первые песни Б.Окуджавы. Или все-таки истоки в поэзии А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Д.Давыдова, Ф.И.Тютчева и Е.Баратынского, в исполнителях Ф.Шаляпине и С.Козловском или иных?
Но мы видим сегодня Кавказ как зону интересов России - это наша Родина. Сюда ехали отдыхать, воевать, провести свой досуг, испытать себя в трудностях в этом суровом, но прекрасном краю.
Песни и стихи многих авторов и исполнителей об этих местах живут как фольклорные: автор неизвестен, мелодии варьируются, безымянный поющий и поэтизирующий народ изменяет слово, придумывает новые куплеты. Наша работа еще важна для установления авторства.
КСП помогает раскрыть новое в жизни и творчестве. И мы, этим пользуясь, выступали как исследователи на маршруте.
До похода полистали литературу и решили, что больше всего посвящений Кавказу было у поэтов прошлого века А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, бардов В.Высоцкого, Ю.Визбора и певца Ф.Шаляпина и местных бардов, например, Т. Шаова, т.к. это соответствовало характеру и следованию нашего спортивного маршрута.
Немало связано на Кавказе с именем А.С.Пушкина. Это мы изучили по материалам в Москве.
М.Ю.Лермонтов представлен в г. Пятигорске и Кисловодске в музеях и памятниках ему. Собран материал о М.Ю.Лермонтове.
В Приэльбрусье создан музей альпинизма и охоты им. В.Высоцкого. В г. Кисловодске мы посетили музей-дачу Ф.Шаляпина, собрали материал и приобрели в подарок раритетную кассету с его творчеством.
В процессе похода мы встречались с группами туристов, пели с ними песни о Кавказе и песни тех, кто их сочинял. Искали новое. Ребятам понравилось сатирическое творчество врача-балкарца Тимура Шаова. Практически нам удалось посетить все перечисленные музеи, в том числе и музей на станции канатной дороги «Мир», посвященный защитникам Кавказа в годы Великой Отечественной войны. И здесь не обошлось без песен и стихов. Мы пообщались с работниками музея и тоже вспоминали песни и стихи о войне.
Немало попутного удалось нам встретить по маршруту. Во-первых, участники любовались уникальной природой гор: снежные шапки горных вершин, сменяющиеся зеленью лесов. В тех же горах пещеры, яркие цветы, о разнообразии которых нет смысла лишний раз напоминать, причудливые рисунки на крыльях бабочек. Однажды нам даже удалось встретить белку, горных козлят и других животных.
Говоря о краеведении, нельзя не упомянуть о местном населении, с которым нам нередко пришлось повстречаться. Местные пастухи - это необычайной доброты люди. Они приветливы, словоохотливы и гостеприимны, потому что пригрели нас у себя в холодную, мокрую погоду. высушили, накормили свежевыпеченным хлебом и напоили теплым молоком.
Что и говорить о доброте душевной тех людей, которые позволили нам посреди своего двора разбить палаточный лагерь, а потом еще и накормившие нас картошкой с сыром и молоком.
Говоря о занятиях местных жителей, нельзя умолчать о чудесно связанных настоящих, шерстяных носках, свитерах, жилетках, пончо, шалях, шапках, варежках, чунях. О банных шапочках, которые можно было практически у любой хозяйки приобрести в качестве сувенира.
Также важно отметить, что уже в г.Кисловодске горожане, приехавшие отдохнуть на место, где мы обосновались, проявили глубочайший ярый интерес к скалолазанию, наблюдая за нашими ребятами во время очередной тренировки.
Надо сказать, что в этом походе нам ой как пригодилось знание иностранных языков, для того, чтобы изъясняться со встреченными нами туристами - европейцами.
В дополнение ко всему выше сказанному можно упомянуть о том, что этот поход стал для нас подтверждением той мысли, что спорт объединяет людей. В этом мы убедились, встречая по дороге и на перевалах жителей не только разных городов нашей Родины, но и жителей разных стран. И их веселые лица, счастье, переполняющее душу, не могли не дополнить и нашего счастья от покорения наших первых перевалов. Видимо туристические походы - это нечто большее, чем просто прогулка под тяжелым рюкзаком, преодоление природных препятствий. Наверное, это еще и способ смывания границ между людьми, которые они сами себе придумали и остаются им верными, сидя в пыльных городах в окружении, отнюдь не гор и безмятежной природы, а среди машин, коптящих небо угарным газом и проблем, придуманных чаще от скуки, а не по необходимости, но «хочется верить, что где-то прячутся глаза», которым надоел этот городской шум и которые хотят наблюдать соотношение безмятежности и стихии природы. И таких глаз, мы надеемся, с каждым годом будет все больше и больше!..
Материалы обо всем этом собраны и переданы школе-студии авторской песни (КСЦ «Мир путешествий») и всем нашим знакомым.
Состоялась встреча со студийцами, мы им рассказали о походе и собранном материале. Такие же встречи с концертом состоялись в школах №№ 1415, 280 и 237. Познавательная часть похода дала свои результаты. Некоторые группы туристов захотели учиться в школе - студии и ходить с нами в походы. Тоже произошло в вышеназванных школах.
О нашем походе была выпущена компьютерная фото-презентация.

Выводы и рекомендации

Рассказы о поэтическом и авторском творчестве, посещение музеев Кавказа значительно расширили кругозор ребят, прошедших поход.
Мы рекомендуем посещать все выше перечисленные музеи и места Приэльбрусья, связанные с поэтами и бардами, творившими на Кавказе.
Культурное наследие, оставшееся нам от них, неоценимо. Кавказ дал России поэтов, а россияне воспели его.

Автор Гарин Максим

2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА И МАРШРУТА ПОХОДА

Приэльбрусье находится на юге России (Северном Кавказе),
Приэльбрусье - туристское название части Большого Кавказа (Главный
Кавказский хребет - ГКХ) от западных подходов к Эльбрусу до бассейна реки Чегем на востоке. Южная его граница проходит по Главному Кавказскому хребту. Это удивительный край с величественными, покрытыми ледяными шапками вершинами, живописными ущельями, многочисленными водопадами, мягким горным климатом.
Цепь красивейших вершин Главного и Бокового хребтов с перевалами, ведущими в Верхнюю Сванетию, выдвинула Приэльбрусье в один из основных районов массового туризма, альпинизма, горнолыжного спорта. Его туристские возможности определяет близость к Европейской части России.
Именно здесь, в Боковом хребте, и находится высочайший горный массив Большого Кавказа, его жемчужина - Эльбрус, представляющий собой двуглавый конус потухшего вулкана. Его горный массив сложен из кристаллических пород вулканического происхождения -туфоф и диабазальтов. С Главным Кавказским хребтом Эльбрус соединен хребтом Хотю-Тау.
Величественное впечатление оставляют и другие «пятитысячники» и
«четырехтысячники»: Дыхтау, Ирикчат, Килар, Донгуз-Орун, Джайлыксубаши, Джан-Туган, Адырсубаши, Суллуколбаши, Уллукара и др.
Приэльбрусье славится живописными ущельями, расположенными на высоте 2000 м над уровнем моря и более. Самое крупное из них - Баксанское. Выше 3500 м широко распространены ледниковые формы рельефа. Свободные от ледников поверхности покрыты моренами. Ледниковые цирки, морены, озера с изумрудно-синей водой - характерные черты рельефа Приэльбрусского высокогорья.
На более низких уровнях (3500-2100 м) на склонах хребтов много каменных россыпей с белыми пятнами тающих снежников. С крутых уступов скал низвергаются вниз пенящиеся водопады. Приэльбрусье - район активной лавинной деятельности. Снежные лавины вместе с огромными массами снега увлекают с гор большое количество каменных обломков и несут вниз, к подножию склонов, образуя огромные конусы выносов. Лавины разного типа, размера и мощности особенно часто сходят с крутых склонов долины реки Терскол, также лавиноопасны верховья долины Азау, где скапливается большое количество снега. Снежные лавины развивают колоссальную скорость скольжения, воздушную волну и обладают огромной разрушительной силой.
Большое количество подвижных осыпей, камнепадов, лавиноопасных склонов требуют неукоснительного выполнения всеми туристами правил техники безопасности в горах.
Климат. Формируется под влиянием высокогорного резко расчлененного контрастного рельефа. Если на равнинах он континентальный, то высоко в горах царит полярный холод. Ледово-снежную шапку Эльбруса называют Малой Антарктидой. Даже в середине лета здесь отрицательные температуры. Зато в некоторых долинах защищенных горами, свой микроклимат. Здесь более 300 солнечных дней в году. Зима теплая, сухая.
Климатические условия Приэльбрусья в значительной степени способствуют развитию туризма, альпинизма и горнолыжного спорта. Лучшее время для занятий альпинизмом - с начала июня до конца сентября и даже начала октября.
Реки. В ледниках рождаются многочисленные реки, родники, ручьи, которые несут свои воды в главную реку Приэльбрусья - Баксан, Это один из крупнейших притоков Терека, впадающего в Каспийское море. Баксан образуется от слияния рек Большой и Малый Азау, Терскола и Донгузорун. Он и его многочисленные притоки- типично горные реки с очень бурным и шумным течением. Адылсу - правый приток Баксана. В ее ущелье растут густые леса, преимущественно сосновые. В подлеске много малины. 24 ледника общей площадью 24 кв. км питают эту реку. Самый крупный из них Шхельдинский. В ущелье Адылсу расположены альплагеря «Адылсу», «Шхельда», «Джан-Туган», летние приюты, Контрольно-спасательные станции, это одно из любимых мест туристов.
Адырсу - правый приток Баксана. Ледники, питающие Адырсу - а их более 40 -стекают с северных склонов Главного Кавказского хребта. От Баксанской долины ущелье Адырсу отделено 200-метровой скальной ступенью. Река «пропилила» здесь узкий каньон. Протяженность ущелья от устьевой ступени до ледника - 14 км. Здесь растут густые сосновые леса с примесью лиственных пород. Подлесок образуют заросли барбариса, малины, смородины, крыжовника. Из ущелья Адырсу можно совершить интересные походы в Местию, ущелья Адылсу, Безенги и др. Долина Адырсу также часто посещается туристами. В ее верховьях расположены альплагеря «Джайлык» и «Уллутау».
Азау впадает в Баксан слева. Область питания этой реки - ледники Бокового и Главного хребтов. Наиболее значительный из них - Терскол, Гарабаши, Большой и Малый Азау, Верховья реки через перевалы Чипер и Чиперазау связаны с долиной Ненскры. На западе долина ограничена ледником Большой Азау, справа, с ледника Чиперазау, река Азау принимает свой единственный приток.
Кыртык - левый приток Баксана. Долина Кыртыка и его притока Сылтрансу находится между восточным отрогом Эльбруса и хребтом Кыртык. В живописном ущелье Кыртыка обнаружены развалины средневековых построек и укреплений, а также следы обитания древнего человека, тропы, местами выложенные каменными плитами. Вдоль реки Сылтрансу по горной тропе можно подняться к живописному озеру Сылтранкель. Его площадь " около 30 га. Долина Кыртыка - одна из наиболее посещаемых горными туристами.

3.График движения:

Чегет - оз.Донгуз-Орун - В.Баксан

В.Баксан - Р.Мукал

нет

Р.Мукал - пер. Сылтран (н/к 3441) - оз. Сылтранкёль.

800+300

пер. Сылтран

оз. Сылтранкёль.- В. Баксан - р.Адырсу.

1700+300

нет

р.Адырсу - подход под пер. Койавганауш (зелёные ночёвки).

пер. Койавганауш (1А 3624) - Зел.Гостиница

800+1000

пер. Койавганауш

Днёвка. Рад.вых.на ледн. Башкара (ледовые и скальные занятия).

100+100

Нет

Зел.Гостиница - пол. Азау.

800+400

Днёвка.

10.

пол. Азау - «Приют 11».

2000

11.

«Приют 11» - скалы Пастухова - «Приют 11»

600+600

12.

«Приют 11» - пол.Азау.

2000

13.

пол.Азау - вдп.Девичьи слёзы - пос.Эльбрус.

1000+450

14.

пос.Эльбрус - р.Ирик

15.

Р.Ирик - подход под пер.Субаши.

16.

пер.Субаши (1А 3719) - р.Субаши.

100+700

21.

Посещение достопримечательностей города.

22.

г. Кисловодск - Мин. Воды - Москва.

Итого:

4.Техническое описание маршрута

Поездом из Москвы с Курского вокзала приезжаем в Нальчик 31 июля в 7.00.
Садимся в заранее заказанный автобус (Фото 1).

В нём нас ждёт человек, который приготовил на нас по предварительному договору пропуска в погранзону. Затем мы выехали из города в пос. Верхний Баксан (фото 2).

В 12 часов прибыли в Верхний Баксан и выдвинулись к началу ущелья р. Кыртык чтобы разбить лагерь.
После обеда в 16 часов часть группы уходит вверх по ущелью на акклиматизационный радиальный выход.
В 18.00 группа собралась в лагере для обсуждения следующего дня и для переноски заброски на хранение к местным жителям.
Ужин и отбой были выполнены по расписанию.

День 1
1 августа 2007г.

7.30 Подъем группы. Завтрак. Первые сборы.
9.00 Выходим из лагеря. Все собранные вещи оставляем у местных жителей в пос. Верхний Баксан. Садимся в заранее заказанную машину и доезжаем по баксанскому шоссе вверх до пос. Чегет. Доезжаем по канатной дороге до кафе «Аи» (фото 3),

откуда совершаем прогулку по хорошо набитой тропе до оз. Донгуз-орункель, расположенное на высоте 2700 м. Путь от кафе «Аи» (фото 4)

до озера занимает около 0,5 часа, но по пути к нему, на тропе расположен погранпост. Проверив пропуска, нас пропустили дальше. На озере фотографируемся, любуемся видом на г. Донгозорун и ледн. «Семерка» (фото 5).

13.30 Обед. Организован перекус в кафе «Аи». Прогулка по северному склону горы Чегет (фото 6,7).

16.00 Спускаемся обратно по канатной дороге на поляну Чегет, откуда уезжаем обратно в пос. Верхний Баксан (фото 8).

21.00 Ужин.
22.00 Отбой.
Погода весь день хорошая. Солнечно. Жарко.

Выводы и рекомендации: Первый день похода оказался очень интересен и увлекателен. Погода замечательная, настроение тоже. Но в первые дни следует опасаться солнечных ожогов. Для защиты от солнца следует в первые дни носить одежду, которая закрывает поражаемые солнцем открытые участки тела. Так же необходимо носить головной убор, и можно пользоваться различными солнцезащитными кремами и мазями. Ко всему прочему этот день оказал положительное воздействие на высотную акклиматизацию участников похода.

День 2.
2 августа 2007.

6.30 Подъём дежурных.
7.00 Общий подъём. Завтрак.
8.30 Выходим на 1 кольцо (пер. Сылтран). Движемся по левому краю ущелья р.Кыртык. Дорога серпантином поднимается по ущелью вверх. Она не была сложной (фото 9),

и за 4 часа хода мы набрали высоту и добрались до первого аула (фото 10).

Дальше по дороге расположена ещё одна летнёвка. Рядом с ней находятся знаменитые пещеры г. Уллукая. Там и сделали обед (фото 12).

13.00 Обед. Воду брали из прилегающих к реке ручьёв. Вода в них очень чистая. Не то, что в реке. (Днём все крупные реки становятся мутными и в воде появляется привкус песка).
15.00 Продолжили движение по левому орографическому берегу реки (фото 11).

Через 4 километра вверх по течению реки находится кош. Рядом с ним расположен мост через р. Кыртык. Мост наполовину разрушен и группа второе русло переходила вброд. (фото 13).

17.30 Разбиваем лагерь чуть выше слияния рек Мукал и Мкяра.
21.00 Отбой.
Погода в первой половине дня хорошая, солнечная. Во второй половине дня небо затянуло тучами и началась небольшая гроза. К ночи всё успокоилось.

День 3.
3 августа 2007г.

6.00 Подъём дежурных.
6.30 Подъём группы. Завтрак.
7.30 Выход в направлении пер. Сылтран. Движение осуществляли организованной колонной. Поднимались к перевалу по хорошо набитой тропе по отрогу между рек Мукал и Мкяра (фото 14,15,16).

11.00 Следуя по хорошо набитой тропе подошли под перевальный взлёт и сделали внеочередной 10-и минутный привал (фото 17).

12.00 Вышли на седловину пер. Сылтран с северо-запада на юго-восток (н/к 3441). На седловине сделали необходимое количество фотографий и раздали перевальный шоколад (фото 18,19,20).

12.40 Спуск с перевала к озеру Сылтранкёль. (Фото 21)

14.00 Обед. Постановка лагеря. Полуднёвка.
20.30 Отбой.

Погода с утра предрасполагала к любым подвигам. Все отметили замечательное солнечное утро и свежесть воздуха. Во второй половине дня погода испортилась и пошёл моросящий дождь. Это никого не смутило,- так как все были рады первому в походе (а для кого-то и в жизни) перевалу.

День 4.
4 августа 2007г.

6.30 Подъём дежурных.
7.00 Подъём группы. Завтрак.
8.00 Выход вниз по р. Сылтрансу по хорошо набитой, но ветвящейся тропе. Группа движется уверенно и аккуратно.
10.30 Спускаясь по тропе мы поравнялись с летнёвкой и встретили группу туристов, идущих на перевал. В этом месте следует небольшое выполаживание (фото 22)

и тропа сильно ветвится. Необходимо придерживаться правого берега р. Сылтрансу и ориентироваться на песчаную тропу, которая уходит в прогале леса слегка вверх (фото 23).

Сверху и снизу от этой тропы идут такие же набитые тропы, но они ведут не в посёлок. Движение по тропе не представляет сложности. Вскоре она выходит на дорогу, которая приводит в Верхний Баксан.
13.00 Обед на прежнем месте ночёвки в ущелье р. Кыртык.
15.00 Продолжили путь по р. Адырсу.
16.30 Прошли после подъёмника 0,5 часа и разбили лагерь в подходящем месте.
20.00 Отбой.

Погода испортилась во второй половине дня, но группу это не смутило. Дождь шёл всю ночь.

День 5.
5 августа 2007г.

7.00 Общий подъём.
8.00 Выход по дороге к а/п Джайлык. Утром на дороге был небольшой туман.
11.00 Прошли мимо а/п Джайлык и двигаемся по тропе к левому притоку р. Адырсу . (Напротив притока и ущелья в полутора километрах от а/п Джайлык находятся летнёвки. Искать тропу нужно слева от притока.) (фото 24)

14.00 По крутой левобережной хорошо набитой тропе вышли на вторую полку перед ледником, не доходя до левобережной большой морены (фото 25,26).

Разбиваем лагерь на второй полке в отведённых для ночлега местах (фото 27,28).

15.00 Обед. Полуднёвка.
20.30 Отбой.

Погода первой половины дня порадовала солнцем. Во второй половине дня было просто пасмурно, но над долиной р. Адырсу шёл дождь.

День 6.
6 августа 2007г.

6.00 Подъём дежурных.
6.30 общий подъём. Завтрак.
7.45 Выход в направлении пер. Койавганауш. Тропа проходит вдоль склона г. Койавганаушбаши. От места ночёвки движемся вверх по высокой левобережной морене (фото 29).

Через 500 м морена примыкает к правому склону г. Койавганаушбаши и становится рваной из-за сходящих с горы лавин
(фото 30).

9.30 Выходим на ледник (фото 31).

По левому краю ледника проходит жёлоб, который нужно перейти в широком неглубоком месте. Необходимо вовремя сойти с тропы, которая вероятно ведёт на вершину г. Койавганаушбаши. В противном случае крутая осыпь по краю ледника не даст двигаться дальше и придётся возвращаться.
В это время года ледник весь вскрытый и опасности не представляет. Обходя трещины можно подойти к подножию перевала (фото 32).

10.00 Подходим под перевальный взлёт (фото 33)

и делаем внеочередной привал (фото 34).

Выполняем необходимое перестроение, для движения по осыпному склону. Трое опытных участников возглавляют строй. Идущим за ними необходимо построиться чередуя сильных и слабых участников.
Двигаемся плотным строем, строго соблюдая интервал. Самостраховка альпенштоком или ледорубом (фото 35).

11.30 Вышли на полку, где можно передохнуть. Рюкзаки снимать не стоит, т.к. склон всё-таки крутой. (30 град.).
12.00 «Взяли» перевал Койавганауш (1А 3624) под общее ликование. С юго-востоко-востока на северо-западо-запад (фото 36).

Сняли перевальную записку. Приготовили «Альпийское мороженое» и раздали перевальный шоколад.
12.30 Начали спуск с перевала в сторону долины р.Адыл-су. Спускаемся по мелкоосыпному склону эскалаторным шагом. (фото 37)

13.00 Обед. Находимся на высокой морене слева от ледника. Много мест для стоянки, близко вода.
Тропа продолжается от огромных кусков скалы, отвалившихся от каменной стены. Они находятся у подножия г. Виатау и хорошо видны с морены, на которую выходит тропа с перевала (фото 39).

15.00 Продолжаем движение вниз по тропе и выходим на правый берег огромной морены ледника Джанкуат (фото 40).

Спускаемся на дно ледника с морены (фото 41),

проходим по языку ледника к левому берегу морены и по камням и конгломерату переправляемся через ручьи р. Адылсу (фото 42).

Далее по ветвящейся тропе через 2 км подходим к «Зелёной Гостинице».
17.30 Разбиваем лагерь.
22.00 Отбой.
Погода держалась хорошая. Весь день было жарко. Участники группы наносили на кожу крема и мази, чтобы предотвратить солнечные ожоги.

День 7
7 августа 2007г.

7.00 Подъём группы. Завтрак. Сегодня днёвка. Запланированы ледовые и скальные занятия.
8.30 Выход группы на занятия. Ледовые занятия проводились на ледн. Башкара (фото 43).

Скальные занятия были проведены на валунах в кармане правобережной марены ледн. Башкара (фото 44).

17.30 Возвращаемся в лагерь.
21.30 Отбой.

Погода весь день хорошая.

День 8
8 августа 2007г.

6.30 Подъем дежуных
7.00 Подъём группы. Завтрак.
8.30 Выход группы к поселку Эльбрус. Тропа от «Зелёной гостиницы» вдоль реки Адыл-су идёт по левому орографическому берегу. Через 1,5 километра пути тропа вывела нас к мосту через реку (фото 45).

После этого на участке примерно в 1 км тропа ведёт нас по крутому скалистому правому берегу реки. В некоторых местах на спусках необходима особая осторожность и по возможности подстраховка (фото 46).

Тропа доходит до леса, откуда начинается дорога.
10.30 Группа движется по дороге (фото 47)

и дошла до а/п Джантуган. К нашему сожалению мы наткнулись на объявление в котором было написано, что проход по дороге через лагерь штрафуется тремястами рублей с человека. Сворачиваем на тропу слева от лагеря. Она оказалась не очень чистой, но через 300 метров опять вышла на дорогу.
По пути мы встретили местного жителя. Он рассказал нам о том, что на этой стороне, у реки, внизу находится источник нарзана и любезно показал нам место. Мы набрали нарзан во фляги.
11.30 Проходим а/п Шхельда. С этого места начинается асфальт (фото 48).

12.10 Забираем заброску, оставленную в посёлке Эльбрус и двигаемся в сторону поляны Азау.
13.00 Обед. Группа разместилась на берегу реки Баксан.
15.00 Выходим по дороге в направлении поляны Азау.
18.00 Разбиваем лагерь на берегу р. Баксан на выходе из ущелья Азау около погранпоста.
21.00 отбой.

В этот день погода была очень солнечная. На небе почти не было облаков.

День 9
9 августа 2007г.

7.00 Общий подъём. Сегодня днёвка.
8.00 Завтрак. Воду из реки посоветовали не брать, т.к. в ней растворён вулканический пепел, выходивший из ледников Эльбруса. Воду берём у рабочих на стройплощадке.
9.00 Дежурные и завхозы распределяют продукты по участникам группы.
13.00 Обед.
15.00 Свободное время. Погода хорошая, солнечная. Можно постирать вещи и вымыться.
21.30 Отбой.

День 10
10 августа 2007г.

6.30 Общий подъём. Завтрак.
8.00 Группа выходит в направлении станции «Мир».
10.40 Доходим до первой станции канатной дороги «Мир» (высота 3000 м).
14.00 Обед. Группа находится чуть выше второй станции.
15.30 Группа выходит в направлении третьей станции канатной дороги.
17.00 Выдвигаемся с третьей станции в направлении «Приюта 11» (фото 49).

18.30 Ужин на «Приюте 11». Группа удачно разместилась в руинах бывшей гостиницы и была надёжно защищена от ветра (фото 50,51).

21.00 Отбой.

Погода первой половины дня солнечная. Во второй половине дня небо затянуло облаками. Дождя не было.

День 11
11 августа 2007г.

8.00 Общий подъём. Сегодня днёвка.
9.00 Завтрак. Все члены группы чувствуют себя нормально.
10.00 Организовывается прогулка до скал «Пастухова». В радиальный акклиматизационный выход пошла не вся группа. Дежурные остались в лагере (фото 52,53,54).

14.00 Обед. Свободное время.
21.00 Отбой.

Погода хорошая почти весь день. С утра была лёгкая облачность, которая к концу дня превратилась в кучевые облака.

День 12
12 августа 2007г.

6.30 Общий подъём. Завтрак.
7.50 Выход группы на спуск к 3 станции канатной дороги.
9.00 За один длинный переход группа дошла до 3 станции.
9.15 Выход по дороге к 2 станции м.к.д.
10.30 Мы дошли до 2 станции м.к.д. Находимся на пороге музея «Эльбруса» Заказываем экскурсию об обороне Эльбруса в Великую Отечественную Войну.
12.00 Движемся в сторону станции «Мир»
13.00 Обед. Воду берём с поверхности ледника.
14.30 Выходим по дороге в направлении станции «Мир»
15.30 Группа на станции «Мир».
17.00 Ставим лагерь на поляне Азау.
20.30 Отбой.

С утра был небольшой туман, который к полудню перерос в сплошную облачность. В конце дня прошёл дождь.

День 13
13 августа 2007г.

6.30 Общий подъём. Завтрак.
7.40 Выход группы в направлении посёлка Эльбрус.
8.30 Группа поднимается к водопаду «Девичьи слёзы» (фото 56,57,58,59).

11.00 Фотографируемся на водопаде.
13.00 Обед в пос. Терскол.
15.00 Выход в направлении пос. Эльбрус.
18.00 Ищем место для стоянки в пос. Эльбрус.
19.00 Ужин. Распределение продуктов питания по участникам группы.
21.00 Отбой.

Весь день переменная облачность без дождя.

День 14
14 августа 2007г.

7.40 Выход группы вверх по р.Ирик по левому орографическому берегу
(фото 60).

8.30 После первого подъёма тропа выходит в висячий цирк и сильно ветвится. Практически все набитые тропы выводят к песчаникам (фото 61).

На них и нужно ориентироваться. Тропа траверсирует склон под песчаниками и выводит из цирка. Далее тропа идёт вдоль реки на 50 - 100 м выше по склону. По пути встречается множество мест для стоянок.
Через 1,5 километра тропа входит в лес (фото 62,63).

В нём мест для стоянок нет, но если пройти дальше, лес кончается и можно найти ровное место.
13.00 Обед. Группа расположилась возле домика с зелёной крышей, в 100 метрах от реки (фото 64).

Вы увидите его, когда тропа пересечёт курумник (каменная река). В нём, чуть выше, под камнями можно найти чистую воду.
15.00 Группа выдвинулась вверх по течению (фото 65).

По хорошо набитой тропе мы дошли до летнёвки. Теперь важно не пропустить момент, когда в изобилии коровьих троп начнёт ответвляться туристская тропа вверх по склону. Ориентироваться нужно на раскидистую сосну. Тропа проходит над ней.
18.00 Группа вышла на висячую долину р. Ирик (фото 66).

18.30 Ужин. Воды в ручьях предостаточно, так что об этом беспокоиться не стоит.
21.00 Отбой.

Погода первой половины дня хорошая. После обеда небо затянуло тучами и пошёл дождь.

День 15
15 августа 2007г.

7.00 Общий подъём.
8.30 Выход группы в направлении пер. Субаши по левому орографическому берегу.
13.00 Обед. Мы находимся в верховьях реки Ирик. Организован отряд разведчиков дороги к перевалу.
15.00 Группа сходит с основной тропы вправо и движется в направлении пер. Субаши по осыпям.
17.30 Ставим лагерь под перевальным взлётом напротив ледника на верхней морене. Делаем разведку подьёма на перевал. (фото 67,68).

21.00 Отбой.

Погода весь день солнечная.

День 16
16 августа 2007г.

6.30 Общий подъём.
8.00 Выход группы на пер. Субаши. Движемся по крупной осыпухе левее перевала.
9.00 Выбравшись на гребень движемся по нему вправо к перевалу. Движение по гребню не представляет сложности, и через 10 минут вся группа была на перевале Субаши (1А 3719 Юго-западо-запад - северо-востока-восток) (фото 69,70,71).

10.30 Спуск с перевала в долину реки Субаши определяет категорию. Группа плотным строем движется вниз по мелко осыпному склону, крутизной ок. 30 град. Камни на склоне покрывают ледник. В некоторых местах он выходит наружу, но почти не виден с перевала. Чтобы камни не поехали, нужно выйти на более толстый слой осыпи. Спуск с перевала осуществляли справа от ледника, ближе к г. Субаши. (фото 72)

12.00 Выходим на склон хребта Кыртык. Левый приток р. Субаши вытекает из глубокого каньона со склонами до 60 град. Чтобы его преодолеть, нужно сбросить высоту и сбоку зайти в него, траверсируя склон в 20 град. (Фото 73)

13.00 Обед. В каньон от старой шахты ведут две дороги. По ним и продолжим путь.
15.00 Выход группы по дороге к старой шахте (фото 74).

16.00 Проходим шахту и движемся дальше.
17.00 Ставим лагерь около летнёвки, у заброшенного рабочего посёлка.
Погода весь день хорошая.

День 17
17 августа 2007г.

6.00 Подъём дежурных.
6.30 Общий подъём. Сегодня днёвка. Мы должны сходить за заброской в аул у подножия г. Уллукая.
8.00 Выход. Часть группы в составе 12 человек отправилась за заброской. Остальные остались дежурить в лагере.
11.30 Берём заброску в ауле.
13.00 Обед. Организован перекус.
16.00 Распределяем продукты по участникам группы.
21.00 Отбой.

С самого утра шёл дождь. Когда группа ушла из лагеря, поднялся сильный ветер, пошёл снег. Во второй половине дня появились просветы и вышло солнце.

День 18
18 августа 2007г.

6.30 Общий подъём.
7.40 Выход группы в направлении перевала Исламсу. Двигаемся вправо по траверсу хребта Кыртык плавно набирая высоту по травянистым полкам и некрутым осыпям (фото 75).

11.00 Выходим на седловину перевала Исламсу (1А 3468) с юго-юго-востока на северо-северо-запад (фото 76-80).

11.30 Спуск с перевала по средне осыпному склону в долину р. Исламчат (фото 81,82).

13.00 Обед в долине реки.
15.00 Выход группы под перевал Северный Каракайский (фото 83,84).

17.00 Постановка лагеря под г. Каракая, недоходя 500м до летнёвки.

Погода весь день хорошая.

День 19
19 августа 2007г.

6.30 Общий подъём.
7.45 Выход группы на перевал Северный Каракайский. Тропа вдоль реки ведет к летнёвке, пересекая овраг напротив перевала. Тропа к перевалу идёт с правой орографической стороны от глубокого оврага и пересекает его через 200 м вверх по течению. Затем тропа уходит правее, огибая другой, более глубокий овраг и выходит на перевал.
11.00 Группа заходит на седловину перевала Северный Каракайский (н/к, 2889) с юго-востока-востока на северо-западо-запад (фото 85,89).

11.20 Спускаемся с перевала в долину р. Малка.
13.00 Обед на висячей долине (фото 86).

15.00 Выдвигаемся вниз к реке.
18.00 Ужин. Лагерь разбили в долине около моста.
21.00 Отбой.

Весь день переменная облачность.

День 20
20 августа 2007г.

8.30 Завтрак.
9.30 Прогулка по ущелью Джил-су (фото 87,88).

(фото 90,91).

Ищем машину.
13.00 Обед.
15.00 Едем на машине в г. Кисловодск.
21.00 Отбой.

День 21
21 августа 2007г.

7.30 Общий подъём.
8.30 Завтрак. Прогулка по городу с посещением музея Шаляпина, Кисловодского парка, нарзанной галереи и т.д.
22.00 Отбой.

День 22
22 августа 2007г.

7.30 Общий подъём.
8.30 Завтрак. Свободное время.
13.00 Обед. Выход на ж/д. вокзал. Едем в Мин. Воды.
19.25 Поезд Кисловодск - Москва.
6. СВЕДЕНИЯ О
МАТЕРИАЛЬНОМ ОСНАЩЕНИИ

ГРУППЫ
АПТЕКА
ПЕРЕВЯЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Бинт стерильный (широкий) 5 шт. Бинт нестерильный 5 шт.
Салфетки стерильные 2 уп.
Жгут 2 шт.
Пластырь бактерицидный 40 шт.
Пластырь (рулон) 4 шт.
Бинт эластичный 4 шт.
Булавки англйские 10 шт.
Вата 1 уп.
Полиэтилен 3 п.

АНТИСЕПТИКИ НАРУЖНОГО ДЕЙСТВИЯ

Перекись водорода 3 % 0,5л.
Перекись сухая (гидроперит) 6 уп. Йод 2 фл.
Спирт этиловый 100 мл.
Марганцовка (порошок) 1 фл.
БОЛЕУТОЛЯЮЩИЕ И ЖАРОПОНИЖАЮЩИЕ ПРЕПАРА ТЫ
Баралгин,табл. 10 Аспирин, табл. 20 Пенталгин 5 уп. Анальгин 10 уп. Цитромон 5 уп.
Парацитомон 4 уп. Стрептоцид 3 уп. Синдексин 3 уп.
СЕРДЕЧНО - СОСУДИСТЫЕ ПРЕПАРАТЫ

Глазолин (гель) 1 уп.

ЖЕЛУДОЧНО - КИШЕЧНЫЕ ПРЕПАРАТЫ

Фестал, драже 10шт.
Уголь активированный 8 уп.
Имодиум 1 уп.

РАЗНЫЕ ПРЕПАРА ТЫ ДЛЯ НАРУЖНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ

Вазелин 1 фл.
Цинковая мазь 1 фл.
Линимент синтамицина 2 тюб. Траксивазин, мазь 1 тюб.
Финалгон, мазь 2 тюб.

ЧУВСТВОПРЕВОДЯЩИЕ

Нашатырный спирт 1 уп.

СНАРЯЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ

1. Спальник 2 шт. - раздельных (два скрепленных вместе спальника на троих участников (палатку))
2. Мешки для продуктов
3. Полиэтиленовые мешки
4. Капроновые чулки под хлеб
5. Электрофонарь - 7
6. Комплект батареек и лампочка - 7 компл.
7. Палатка - 6 (полусфера 3-ка.)
8. Тент - 1.
9. Стойки для палатки (лыжные палки ) - 36
10.Свечи-7
11 .Сухой спирт - 15 табл.
12.Лавинная лопата - 2
13.Газовые горелки - 4
14.Стеклоткань - 1 кусок (2x2 м.)
15.Мыло-2
16.Баллоны с газом - 45 баллонов.
17.Спички в непромокаемой упаковке - 10
18. Автоклав-2
19.Половник- 1
20.Веревка вспомогательная 60м - 2шт.
21 .Веревка осн. 50 м - 2шт.
22.Веревка осн. 40 м - 1шт.
23.Карабины - 14 шт.
24.Крючья ледовые - 10шт.
25.Крючья скальные - 10шт.
26.Подзорная труба - 1
27.Рация - 3 шт.
28.Термометр -1
29.Ремнабор - 1
ЗО.Групповые документы
31 .Фотоаппарат - 3
32.Фотопленки - 15 компл.
3 3. Аптека ( + зап. очки)
34.Туалетная бумага
35. Свисток
36.Гитара - 1
37.Скально-ледовый молоток- 1 шт.
38.Компас - 3

СНАРЯЖЕНИЕ ЛИЧНОЕ

1. Рюкзак
2. Вкладыш (полиэтиленовый)
3. Ботинки основные
4. Обувь запасная (бивачная)
5. Фонарики (гамаши, гетры)
6. Анарак защитный (ветровка)
7. Защитные брюки
8. Свитер
9. Шорты
10. Тренировочный костюм (теплый)
11. Тренировочный костюм (легкий)
12. Нижнее белье, рубашка
12. Плавки, купальный костюм
13. Жилетка
14. Носки (3 пары простых, 4 пары шерстяных)
15. Перчатки простые, брезентовые рукавицы
16. Шнур лавинный
17. Очки от солнца
18. Марля (маска и бедуинка)
19. Головной убор (теплый и легкий)
20. Фляга
21. Трубка полихлорвиниловая (кембрик для питья)
22. Кружка, ложка, вилка, нож
29. Личные туалетные принадлежности
30. Накидка полиэтиленовая
31. Каска
32. Страховочная система (обвязка)
33. Кошки неравнозубые
34. 2 карабина, 2 петли (прусик)
35. Ледоруб
36. Альпенштоки в виде лыжных палок

РЕМНАБОР

1. Сумка для ремнабора
2. Проволока: медная 2шт.
стальная 2 шт.
3. Шурупы (для ботинок) 10шт.
4. Ткань (брезент, х/б, капрон)
5. Кожа
6. Брусок для точки
7. Напильник
8. Надфиль (плоский)
9. Пассатижи
10. Отвертки: шлицевые 2-х размеров, крестовая
11. Шило
12. Клей (БФ и момент) по 1 ул.
13. Киперная лента 10-15 м.
14. Репшнур 12м.
15. Ножовочное полотно
16. Швейный набор: 3 катушки ниток, 6 иголок, 2 сапожные иглы, 12 пуговиц, английские булавки, резинка 6 м.
17. Заклепки алюминевые 10шт.
18. Набор для газовых горелок
25. Свечи 3 шт.
26. Батарейки 4 компл.
27. Наждачная бумага
28. Лампочки для фонаря 4 шт.
29. Гвозди (маленькие и большие) по 10 шт.
Меню
Разнообразие меню обеспечивалось четырьмя разными сочетаниями продуктов на завтрак, обед и ужин, которые чередовались на протяжении всего похода.
Меню №1

колбаса

сухари сладкие

печенье «юбилейное»

В среднем на человека приходилось 700 грамм сухих продуктов питания в день.

Раскладка продуктов

Р. напиток «2ико» - 33 уп
Вермишель - 4 кг
Компот - 3 кг
Консервы рыбные (шпроты) - 8 б.
Консервы рыбные (сайра) - 10 б.
Говядина тушеная - 30 б.
Мясо сублимированное - 30 уп. По 100 г
Вафли - 6 кг
Сухари сладкие - 5 кг
Пряники - 5 кг
Ойла - 2 уп.
Печенье овсяное - 5 кг
Печенье «Юбилейное» - 44 уп.
Кетчуп - 6 бут.

Кисель- 10 ул.
Вобла сушеная - 26 шт.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Группа успешно прошла горный маршрут первой категории сложности по Кавказу (Приэльбрусье). Достаточной оказалась физическая, техническая, материальная и морально-волевая подготовка.
Хорошему самочувствию всех участников в походе способствовала усиленная витаминная раскладка и правильно продуманная и проведенная акклиматизация. Организация заброски, челноченье продуктов и вещей, дополнительно разгрузило участников, позволило им с начала маршрута передвигаться быстро и уверенно.
Погода располагала к созданию фотоснимков. Фотоархив используется для демонстрации на вечерах и встречах, а непосредственное его назначение - наглядное пособие на занятиях по технике горного туризма.
Безопасность обеспечивала хорошая подготовка (знание маршрута, личные навыки) и материальное обеспечение (хорошее личное, специальное и бивуачное снаряжение, правильная организация питания) как отдельных участников, так и группы в целом. Исключительную ценность в повышении безопасности на маршруте несли предпоходные тренировки. Большая часть группы принимала участие в различных зимних и летних походах, соревнованиях по спортивному ориентированию. В качестве основного снаряжения обеспечения безопасности были каски на камнеопастных участках, также безопасность обеспечивалась вниманием при движении на маршруте к лавинно и камнеопасным участкам, состоянию участников группы, их одежде, своевременности привалов и перекусов. Каски, перчатки, хорошая обувь и правильное применение средств страховки и самостраховки обеспечивали безопасность на всём маршруте. Всё это позволило группе безаварийно и без потерь в снаряжении завершить маршрут.
В целом поход соответствует первой категории сложности. Все участники успешно прошли маршрут и справились со своими обязанностями.

Литература

1. Вопросы туризма в школьном курсе географии. А. В. Дарницкий, М.,
«Просвещение», 1979 г.
2. Безопасность человека в экстремальных ситуациях. В.В. Поляков, М.,
«Знание», 1992 г.
3. Азбука туризма. К.В. Бардин, М., «Просвещение» 1973 г.
4. Юный турист И. А. Верба, М., «Физкультура и спорт», 1977 г.
5. Школа выживания. С. Баленко, М., «Коловрат», 1994 г.
6. Энциклопедия экстремальных ситуаций. А. Гостюхин, изд-во
«Зеркало» 1995 г.
7. В поход пешком. А. Уваров, А. Козлов, М., «Советский спорт» 1984 г.
8. Туризм - школа воспитания. Ю. Кокорев, Минск, «Полымя» 1983 г.
9. Энциклопедия физической подготовки. Е. Захаров. М., «Дептос», 1994г.
10. Спортивные походы в горах. Н. Волков, М., ФиС, 1973 г.
11. Картографические схемы. Сост. Ляпин В.Г. 2007 г..
12. «Эльбрус и его отроги». А.А.Алексеев, 2006г.
13. «Приэльбрусье, Адырсу» А.А.Алексеев.1982г.
14. Отчёты по маршрутам Приэльбрусье, Библиотеки МГКТ и Мосгорсютур.

опять грузят...

ну и где там Донгузорун на фото №5? бюрократы...

Что какой-то маршрут не проработанный!

Я бы начал с конца, Джылысу - С. Каракайский-Кыртыкауш (или Исламсу, хотя он вроде 1Б или 1А*)-а дальше только Сылтран или по дорожке к Верхнему Баксану, т.к. все остальные перевалы из долина Субаши - минимум 1Б (и кто вас только выпускает такой толпой) Потом можно колечко через Койавган от В.Баксана до п.Эльбрус сделать А уж потом до склона Эльбруса податься с поездкой на Чегет. Не могу судить про опыт участников (не написан) - но подозреваю, что небольшой и мне чтото не верится, что они поднялись с Азау до Приюта 11 за 10 часов с учетом обеда без помощи канатки.