Автор: Супонников Д.А., Алма-Ата

Отчет о горном туристском походе третьей категории сложности по Внутреннему Тянь-Шаню

- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Часть 4
День 6, 3.08.07
Спуск по долине р. Кошкараташ

8.00 - ленивый подъем.

Сбор лагеря, продолжительный спуск по р. Кошкараташ.

18.00 - повалил снег, забежали отогреться в юрту

19.30 - достигли точки встречи с джиперами, отбытие в сторону культцентра Сурашаташ - еще 75 (?) км

22.00 - базовый лагерь на р. Кёккыя.

- 310

- 20

8 ч

Верховья реки Кошкараташ

Просыпаемся в 8.00 – небо синее, но ненадолго. На завтрак Димыч умудрился приготовить странную кашу: овсянку с остатками шоколада. В общем мы превосходно покормили сурков, а вопрос: «Зачем испортили шоколад?» остался без ответа... Собираемся в ритме: «Don`t Worry Be Happy» - стираемся, купаемся, глазеем по сторонам, не смотря на предстоящий многокилометровый марш вниз по долине, о котором предусмотрительно напоминает Дмитрий, ритм сборов и дальнейшего движения особо не меняется. Итак, под постоянно меняющуюся погоду, заставляющую нас то одеваться, то раздеваться, топаем вниз вдоль прозрачно-синей реки Кошкараташ (а порой и прямо по ней).

Река Кошкараташ в среднем течении. Вид вниз по долине

В какой-то момент принимаем решение: терпеть причуды погоды и собственный жар. Замерзших туристов находят пачками, а вот зажаренных – еще ни одного. Так и идем: куртка на запарившихся плечах под рюкзаком и шорты с выглядывающими из них отмерзающими коленками. День проходит под знаком постоянных бродов, т.к. частенько лучше было спускаться между рукавов реки Кошкараташ. Если идти в ботинках, то постоянное их снимание-надевание отнимает слишком много времени. Поэтому такие длинноногие участники, как Петя предпринимали героические попытки перепрыгивать потоки. Благодаря этому, мы стали свидетелем того, как гитара, притороченная на спине у Пети, «подтолкнула» его, и он ласточкой вонзился в противоположный берег… На этом решили полёты во сне и наяву прекратить, потому что скорость передвижения резко упала, т.к. народ от смеха не мог подняться и медленно отползал.
После двадцатого за сегодняшний день километра вдоль реки стали появляться юрты – мы уже солидно отшагали за этот день. А непогода всё нас догоняла, часам к 18.00 догнала, шорты уже не спасали, пришлось натянуть штаны. И бегом, бегом вниз. Тут налетела темная туча, и повалил огромными хлопьями снег. Зеленые берега моментально стали покрываться белым ковром, вдобавок усилился ветер. Недолго думая, заскочили в гостеприимную чабанскую юрту, окруженную стадом яков. Отогревшись, напившись кымызу, через 30 минут двигаем дальше. Снег прекратился, выглянуло солнце, но уже вечерне-прохладное. Нас провожают дети на ишаке. Ничего не говорят, едут рядом и смотрят. Если мы хотим пойти им на встречу, кидаются наутёк. Цирк.

Долина реки Кошкараташ. Вдали виден хребет Сарыбелес

В 19:00 ставим лагерь в сотне метров от берега реки. До Аксая ещё прилично, завтра утром мы встречаемся там с «джиперами». Аксайская долина сама по себе весьма скучна, и мы изначально решили не тратить время на «пешку» по ней, договорившись с ребятами о том, что нас подберут.
Тем временем солнце дошло до полоски светлого неба между макушками хребта и облаками. Вдалеке на юге заблестел хребет Сарыбелес. Завтра мы должны быть там.

День 7, 4.08.07
р. Аксай - Новый Культцентр Аксай - р. Кёккыя - культцентр Сурашташ (Кёккыя) - р. Кёккыя - культцентр Сурашташ (Кёккыя) - р. Кёльсу - левый приток р. Кёльсу

ч:м

11.30 - сбор базового лагеря, выход.

Посещение культцентра Сурашташ.

13.30 - достигаем нужного притока (3430м), движемся вдоль него в сторону перевала.

16.50 - постановка лагеря на скальной полке под перевалом. Организуем разведку.

+ 96

+ 432

6:30

Ночь выдалась неожиданно холодной. Утром замёрзшая трава хрустит под ногами, а палатки покрыты слоем инея.

Вид на хребет Атбаши с юга, с места нашего бивака в устье реки Кошкараташ

Мы стоим практически в устье реки Кошкараташ, и на востоке от нас – уходящая вдаль долина реки Аксай. И, потому что мы стоим довольно высоко – здесь 3350 м – а хребты не закрывают восход, уже в шесть утра солнце освещает палатки.

Разливы реки Аксай

В восемь часов по многочисленным протокам бродим Аксай и по рации устанавливается связь с ребятами на джипах. Мы под рюкзаками просто летим дальше по разбитой дороге к культцентру «Новый Аксай».

Еще несколько километров, и в лучах восходящего солнца встречаемся с представителями 4-х колесной команды «джиперов». Через два часа приезжаем в базовый лагерь в долине недалеко от культцентра Сурашташ, высота 3333 м (N40°46.070' E76°23.525'). Здесь встречаем группу Никонорова, они озадачены поиском лошадей для заброски. Мы тоже договариваемся на две лошади, обходятся они нам в 400 сом, правда на сдачу мы получаем 5 литров кумыса и две лепёшки.

Солнечный день, да еще практически на равнине, не мог не порадовать. Не спеша поднимаемся вверх по левому берегу реки Кельсу, озираемся вокруг – как будто на 1000 лет назад – первобытная долина окаймленная горами-замками с ледовыми шапками, пасущиеся стада яков, маленькими фигурками вдалеке…

В долине левого притока реки Кельсу (долина Тогыз-Коо). Вид на северо-восток

К 15:00 мы достигаем левого притока Кельсу - ручья, текущего из подковообразного скального цирка с вершинами-башенками высотой под 4300. Местное название этой долины - Тогыз-Коо. Высота здесь 3430 м (N40°42.879', E76°22.968'). Продолжаем идти по левому берегу, теперь уже берегу ручья.
По пути видим 2 палатки - похоже, англичане, про которых нам говорили в культцентре. Пересекая сазы - топкие зеленые лужайки - выходим к скалам, дугой замыкающим ущелье и осыпному склону справа по ходу, ведущему на перевал. Повернув у скал направо (на северо-запад), начинаем подъем.

Слева в скальной расщелине шумит небольшой водопад, нам в итоге надо выйти над ним. Разведав варианты подъёма, выходим наверх по наклонной осыпной террасе, ведущей к характерному скальному «пальцу» (см паспорт перевала Тролль).

Путь обхода стены с водопадом

Бивак над водопадом

В 18:50 ставим лагерь в симпатичных скальных полочках, рядом с притихшим водопадом, почти под перевалом. Высота 3862 м (N40°42.526' E76°20.698'). Двое снаряжаются в разведку. Держим постоянную радиосвязь. Оставшиеся ставят лагерь, созерцают окружающие пейзажи с живописных скальных полок. Разведка вернулась быстро, просмотрев путь завтрашнего спуска. Здесь очередная потеря или дар горным духам: Наташа упустила в скалах единственный фотофильтр-полярик. Великолепный закат в «термитных» (испещрённых гротами) горах и вид на долину - такой был первый вечер в горах Сарыбелеса.

Фрагмент карты К43-28 масштаба 200 000 : 1 (в клетке – 4 км). Обозначены маршрут второй половины путешествия и места биваков. День 8, 5.08.07
Пер. Тролль (1Б, ск-ос, п/п, 4070м, N40°42.375' E76°20.441') - спуск в долину правого притока р. Кульджабаши - пер. Грифон
(2А, лд-сн-ск, п/п, 4345 м , N40°41.511' E76°20.124')

5.00 - подъем

6.35 - выход

7.47 - на пер. Тролль

Спуск с пер. Тролль в долинку

12.10 - выход на лед. с пер. Грифон.

15.50 - выход на пер. Грифон.

17.40 - окончание постановки лагеря

+ 207 м

- 169 м

+ 446м

7:40

Непредсказуемая сложность траверса участка хребта ( в центре) побудила нас выбрать запасной вариант пути

Опять все по взрослому - подъем в 5:00. Завтрак: Толик обозвал его «кашкой-просыпашкой». В 6:35 начинаем подъем по широкому осыпному кулуару, который переходит в приятный травянисто-осыпной склон. Держимся скальных стен справа по ходу. До перевала недалеко и в 7:50 мы уже на нем. Настроение превосходное, солнечное. Оглядываемся - справа, на севере, высятся неприступные скальные стены, как будто мы в окружении троллей, а на самом перевале скальный гном. Да, мы попали в чертоги сказочного народа. У перевала свои хранители, решено назвать его «Тролль». Высота 4070 м (N40°42.375' E76°20.441'). Превосходное настроение требует своего выхода.

Устраиваем небольшой театр теней, шуточно боремся со скальным гномом, неподалеку складываем тур: пирамидку в круге из камней, устраиваем непродолжительный хоровод - задабриваем и веселим хранителей.

Начинаем спуск по кулуару, отмеченному скальным «гномом». Небольшой начальный скальный участок, на котором вешаем 5 метров веревки, зацепив за «гнома»: преодолеваем спортивным спуском. Еще через метров 10 со скальной ступени вешаем вторые 5 метров, тоже на спортивный спуск. В 9:40 спускаемся в небольшую «локальную» долинку, находимся у западного подножья нашего перевала, высота 3900м (N40°42.300' E76°20.346'). Порадовались тому, что вчерашняя разведка присмотрела именно этот кулуар для спуска. Сверху казались возможными еще несколько путей спуска по соседним скально-осыпным кулуарам, правда они до конца не просматривались. Снизу стало видно, что только наш кулуар является единственным адекватным спуском. Остальные кулуары резко сужались и обрывались скальными сбросами высоко над землей.

Подъём на перевал Грифон

Поднимаясь вверх по долине, принимаем решение идти на «запасной» снежно-ледовый перевал. Несмотря на то, что осыпной правее проще, между ним и нашей целью – выходом на траверс - находится скальная вершина с плохо читающимся маршрутом, грозящим непредвиденными сложностями. А снежно-ледовый мы отлично просмотрели сверху, и он выводит практически на гребень хребта.
В 12:10 по правому по ходу моренному валу выходим на ледник, связываемся, начинаем подъем к перевалу.

Бивак на перевале Грифон. Высота 4333

Движемся по левой части склона практически в лоб. Слой снега на жестком фирне небольшой. Постепенно становится круто, около 40°, под ногами жесткий фирн. Начинаем вешать перила. Повесили 3 веревки: 2 вертикально, а последнюю немного траверсом вправо по ходу – здесь склон уже под 50º. Прочувствовали что такое красивая оранжевая «динамика Tendon» как перила на подъем… Мало того, что по ней невозможно жумарить (метр вверх – 0,5 м отвисаешь), так она растянулась метров на 5. Так что, когда добрые товарисчи (2 шт.) наверху захотели поменять оранжевую на статику коричневую, чтобы облегчить народу подъем, они не учли, что коричневой не хватает между станциями. Немного заморочились из-за этого.

В 15:50 «выкарабкиваемся» на снежный гребень, далее вдоль небольшого рантклюфта выползаем на скальную перемычку – перевал, высота 4345 м. Парящие грифы, виды на перевал Тролль и наше затуманенное сознание подсказали название. Перевал становится перевалом «Грифон» (N40°41.511' E76°20.124'). Полусотней метров ниже, на юго-запад от перевала, находим небольшие полки под палатки. Долго возимся с расчисткой от камней. Достроив две трети фундамента, подвешиваем одну палатку частично в воздухе, частично на скальном карнизе и в 17:40 считаем лагерь установленным. Высота 4315 м (N40°41.498' E76°20.080'). Нас ждет заслуженный отдых и музыкальный вечер с песнями под гитару.

День 9, 6.08.07
Траверс: перевал Грифон - точка 4456 м - перевал Водник - стоянка под пиком 4491 ( Марима)

ЧХВ

Отсидка, моральное расползание по дну палатки.

16.30 - 18.30 начало траверса: пер. Грифон - пер. Водник

19:00 - ставим лагерь.

- 30

+ 120

2 ч

Утро нас не порадовало: на нас села непогода. Мы проснулись и позавтракали, а далее вновь завалились по палаткам: повалил хлопьями снег, видимость упала до семи-десяти метров, все это превратило наш лагерь в иллюстрацию: «героическое покорение северного полюса». В мгновения ока окружающие скалы замело снегом, выпало около 20 см. Это стало отличной иллюстрацией к походному правилу: не оставляем вечером вещи разбросанными по стоянке. Хотя вечером и звучала команда «всё убираем», но в итоге погнули крышку от кастрюли, удачно наступив на нее, миски-кружки нашли, также наступив на них... В общем нам оставалось только наслаждаться зрелищем, спать и вяло общаться, особо не выползая из палаток.

Начало траверса

Вот ведь погода в этом районе – удивительное и своенравное существо. Подмечено: не стоит постоянно надеяться здесь на солнечную погоду, как, впрочем, и из-за непогоды не стоит долго печалиться. Она не грозит долгими отсидками. После обеда вдруг развиднелось, снеговую тучу сдуло с хребта, и мы героически засобирались на траверс, идем в сторону вершины Марима.

Начало траверса. Вдали – пер. Мраморный

Относительно узкий скальный гребень перевала Грифон переходит в широкие снежные поля плоской вершины 4456 м (высота, отмеченная на карте 50 000 : 1).
Далее скально-осыпные склоны выводят нас седловину перевала Водник (здесь Петя и Димыч были в прошлом году) – непосредственно мимо перевала топаем по снежному карману с северной стороны. Затем по границе скального гребешка и ледника подходим к массивному жандарму, обходить который затруднительно. Провесив 25 метров перил, выходим на гребень и спускаемся на протяжённую полку с южной стороны жандарма. Поднимаясь по полке, оказываемся на зауженном скальном гребне около 70 см шириной.
Протяжённость этого гребешка – около 20 м. Сразу за ним – плоские площадки, закрытые с севера наддувом ледника.

Участок траверса у перевала «Водник»

В 19:30, в лучах заходящего солнца, вытаптываем снежную площадку на седловине, недалеко от вершины Марима и ставим лагерь. (N40°41.451' E76°20.870'). Удалось даже со склона кармана устроить покатушки, за неимением санок катались на животе, пятой точке, «сидушке». В общем резвились как малые дети на высоте 4430м.

Лагерь под вершиной 4491 м (Марима)

Перед ужином Димыч и Макс сгоняли на вершину с рацией и телефоном: как раз было время связи группой джиперов.
Вечер нас порадовал ошеломляющим закатом, да с гребня открывалась масштабная картина. Хотелось вглядываться и вглядываться в окружающие хребты и продолжать парить над ними.

Вершины 4224 и 4121 (долина Тогыз-Коо – левый приток р. Кельсу)

День 10, 7.08.07
Траверс: пик 4491м (« Марима») - пик 4726 м - пер. Инженерный (4630 м)

5.00 - подъем дежурных

7.30 - выход

8.10 - в. Марима

Подъем на «пупырь»

Седловина под в. 4726

13.10 - в. 4726, продолжение траверса на юг

14.30 - пер. Инженерный, спуск на восток к оз. Кёльсу.

17.30 - постановка лагеря на зеленке

8,5

+ 67 м

+ 53 м

- 36 м

+ 218 м

- 838 м

9:20

На подходе к вершине 4491 м (Марима)

Ночь выдалась жёсткой, морозной, ну и конечно подъём дежурных состоялся в 5.00. Температура за бортом не располагала к быстрому приготовлению пищи, Толик с Петей героически пытались организовать завтрак, лучше всего им удались чай и печенье. Потому как ноу-хау Димыча – макаронные гнёзда в фольге, на этой высоте превратились в 6 больших клёцок, которые можно было резать ножом. В общем, две Наташи решили, что снежным суркам гораздо более голодно, чем им, и от души их покормили. А в это время наконец солнце показалось из-за пелены облаков. Выходим в 7:30 и, через 40 минут движения по снежным полям, уже на Мариме (4491 м). О, да, вид открывался отменный. Народ наслаждался зрелищем, фотографировал, отогревался в лучах восходящего солнца, а вокруг лежал свежий снег. В общем, перезимовать лето нам удалось. Здесь попытались установить внеочередной сеанс радиосвязи.

Седловина 4450 м

Связываемся. Продолжаем траверс хребта, спускаясь вначале на седловину 4450 м, затем огибая с запада купол вершины 4546 м. Движемся по хорошему насту в 30-50 м от карниза. Спуск с вершины «Марима» переходит в плавный подъём средней крутизны, бьем ступени, меняем лидера. В 12:00 поднимаемся на небольшой заснеженный «пупырь» высота 4680 м (N40°40.267' E76°21.250'). По карте это вершина 4629 м. Отсюда просматривается путь на нашу вершину 4726: сначала небольшой спуск на седловину, а затем подъем вдоль карниза, обрывающегося слева монументальными снежно-ледовыми стенами. Выходим с немного увеличенным интервалом между связками.

Вторая связка по рации отслеживает, насколько близко первая подходит к карнизу. В 13.10 поднимаемся на саму вершину 4726 м (высота по GPS 4718 м) (N40°40.055' E76°21.552'). Макушка пика представляет из себя снежно-ледовый полукупол, который обрывается сбросом ледника на северо-восток.

Огибая вершину 4546 м. Впереди – пик 4726

Немного «позагорав» и установили радиосвязь с группой поддержки и группой Дмитрия Шамбура, вышедшей два дна назад на маршрут по западной части хребта, огляделись и заметили приближающиеся с севера тучи. Да, погода вновь неожиданно менялась. Кинули последний взор с высоты на окружающие хребты, почувствовали себя властелинами Вселенной (но не менеджерами погоды) и побежали на юг в сторону перевала Мраморный.

На куполе вершины 4726 м. Вид на запад.

Основной путь спуска – напрямую с вершины 4726 к юго-восточной седловине – отбрасываем, как превосходящий по сложности наши возможности. По пути активно просматриваем варианты возможного спуска с условно названного перевала «5». Пока что справа от нас – глубокие скальные обрывы, лишь впереди, за двумя «жандармами», видна извилистая осыпная полка-кулуар крутизной 35-40 градусов. Продолжаем траверс, спускаемся к скальному гребню, здесь свирепствует ветер, видимость падает, началась метель, гроза. Воздух наэлектризован. Первый скальник обходим в лоб, далее продолжаем идти траверсом, обходя слева второй большой «жандарм». Бережем связочную веревку – обломки скал очень острые.

Спуск на запад с купола вершины 4726 м

В 14:45 выходим на узкую скальную перевальную седловину, которую называем пер. «Инженерный», высота 4630 м. (N40°39.831' E76°21.257'). Рассиживаться здесь долго не можем, непогода не унимается. Накарябав записку, начинаем спуск на восток по крутому осыпному кулуару в сторону озера Кельсу. Камнеопасно, держимся плотной группой. В 15:40 спускаемся на относительно безопасную от камнепада полку. Высота 4465 м (N40°39.763' E76°21.412') . Немного распогодилось, наконец есть время снять связки, обвязки, можно просто передохнуть и перекусить после стремительного улепётывания от непогоды. Разглядываем вершину «К7» (4661 м). Это рабочее название пика, «подсмотренного» нами в прошлом году. В этом сезоне К7 была нашей «факультативной» вершиной, но, в силу обстоятельств, осталась непройденной.

Раствор кулуара, выводящего к перевалу Инженерный. Видны наши следы

Продолжаем спуск по осыпному кулуару, который постепенно расширяется и выводит в гигантский сад камней по заключению Толика. Да, склон действительно похож на место метания камней троллями, всё вокруг загромождено булыжниками. Судя по всему, это следы обвала с вершины 4661 (К7). Спускаемся еще ниже к «зеленке» и в 17:45 ставим лагерь на первой ровной и сухой площадке с травой, высота 3888 м (N40°39.079' E76°22.033'). Под занавес трудного дня природа нас порадовала огромной радугой, одно основание дуги как раз было недалеко от нашего лагеря – теперь мы знаем, где можно поискать золото гномов. Петя и Толик соорудили из имеющихся продуктов великий ужин: гречневую кашу с мясом, орехами и черносливом и волшебный чай из того, что наскребли. День 11, 8.08.07
Стоянка под пер. Инженерный - спуск в лог Итджолы к озеру Кельсу - базовый лагерь на сев. берегу оз. Кельсу

8.00 - подъем

10.00 - выход, спуск в сторону оз. Кёльсу

11.30 - берег оз. Кёльсу.

19.00 - Базовый лагерь на сев. Берегу оз. Кёльсу.

7,5

- 388

5:30

Спуск к озеру Кельсу в лог Итджолы

Подъем в 8.00, не спеша собираемся и в 10.00 выходим. Спуск приятный: по зеленке вдоль реки, ничего на голову не сыпется. Идем спокойно по ущелью, любуемся видами, в какой-то момент необходимо спуститься по крутому обрывистому склону к реке. Продолжаем идти вдоль реки и в 11.30 выходим к берегу озера Кельсу в бухте лога Итджолы, высота 3500 м (N40°39.073' E76°23.554'). Связались по рации с группой поддержки, выясняется, что у нас есть еще в запасе немного времени оглядеться здесь.

В какой-то момент с помощью мощной оптики видеокамеры и фотоаппарата углядели вдали отблески – то были весла нашей гребной флотилии. Еще полчаса и мы стали кричать как потерпевшие и бегать по берегу: стал различим караван из 4х связанных лодок. Vasсa и Андрей рьяно сопротивлялись встречному ветру и волне, они затратили много сил, чтобы подогнать плавсредства к нашему берегу. Радости не было предела, когда ребята ступили на твердую землю, друг друга мы приветствовали как победителей. Но мы-то знаем, именно Vasсa и Андрей были настоящими героями этой эпопеи. Поэтому мы их быстренько объели и стали решать что предпринять далее.

В бухте лога Итджолы. Вид на север

Решили потратить время и попробовать сплавать на разведку южнее по озеру в поисках минеральных источников. Эээ, некоторые из нас впервые сели в байдарку. Для меня это было внове – по крайней мере меня умудрились посадить в центр 3-местной Щуки мимо сидения. Моими компаньонами были Петя и Толик – 2 таких высоких, длинноногих и широкоплечих блондина с голубыми глазами (цвет волос и глаз может и не совпадать с действительностью… Я была под впечатлением). Мало того, что они в обычной жизни превосходят меня ростом, так теперь в байдарке они просто как 2 горы возвышались надо мной. Я могла зарыться в «юбку» с головой, ребята только недоуменно смотрели как у меня это получается, как впрочем недоумевали по поводу замечаний, что подо мной на 2 фаланги - вода. Мне досталась вся вода в нашей лодке, т.к. я сидела в центре Щуки на ее дне, у ребят же было все сухо. Да и лодка странно проседала. Выяснились причины таких казусов часа через 2, когда флотилия решила на сегодня закончить разведку, вернуться к берегу, где мы оставили рюкзаки. Похоже, я выползла из лодки самой мокрой.

Озеро Кельсу. Вдали – южные берега

Мы погрузили рюкзаки в четвертую байдарку «Салют» и отчалили в сторону базового лагеря. Тут-то мы уже расселись по местам верно и быстро двинули на север. Правда быстро про нас – это сильно сказано. Опытным товарищем в нашей лодке был только Петя, мы ж с Толиком были совсем-совсем юнгами. Поэтому, когда гребли Толик и Петя, либо я и Петя, мы продвигались довольно бодро. Когда ж гребли я и Толик, наша Щука начинала совершать безостановочные вращательные движения. Ну а стоило подняться встречному ветру - поднялась волна и скорость наша совсем упала. Правда потом мы вошли в ритм и смогли относительно прямо грести. По дороге мы то и дело замирали с открытыми ртами: перед нами открывались невиданные картины (правда, Петя здесь уже был в том году). В общем, добрались мы до базового лагеря (N40°42.116' E76°23.357') возбужденными, под впечатлением от потрясающего плавания.