Автор: Ларетин А.Ю., Москва

Часть 5. Приложения.

2.4 Перевал Донкина

Район, хребет:

Ц. Кавказ Адырский хребет .

Индекс перевала: (по перечню)

2.3.14

Категория трудности:

Снежно-ледово -скальный

Высота перевала:

4050 м (по перечню – 3900м)

К югу от вершины Джайлык

Соединяемые ледники, долины:

Л.Джайлык – л.Юном З.

Ориентация перевальных склонов:

Восток-запад

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледорубы, кошки, системы, каски, карабины, ледобуры, веревка.

Июль

Особые замечания:

Перевал сложно найти при плохой видимости с л. Джайлык. Подход к перевалу проходит по зоне ледовых обвалов.

Выход в 9.30.От места дневки на р.Джайлык по тропе идем вверх по течению. Справа остаются строения заброшенной турбазы «Каравелла». Подходим к каньону устьевой ступени Джайлыка и по крутой тропе правого берега поднимаемся на ступень. Здесь неподалеку находится летовка и мост на левый берег. Долина полого поднимается прямо, затем сворачивает налево по ходу. На правом берегу постоянно встречаются чистые ручьи, вытекающие из склона. По тропе подходим к повороту долины. Здесь начинаются древние морены, по которым круто поднимаемся к языку ледника. Под языком &ndash небольшое выполаживание, здесь на правом берегу реки есть песчанные площадки.(Ф.34) Чистую воду мы нашли в ручейке на левом берегу. Речка без труда переходится по камням. Ночевка, высота 2929 м.Ближе к правому борту долины есть маленькое озеро, на его берегах еще несколько площадок. Выход в 8.50Утром по камням переходим речку и поднимаемся на гребень левобережной морены, здесь тропа. По тропе доходим до места, где морена заканчивается скалой и по простым скалам и осыпи спускаемся на лед. По пологому леднику
поднимаемся до впадения его верхнего правого притока.(Ф.35) В его верховье виден пер.Донкина. Разравниваем площадки на песчаной осыпи левобережной морены. Вода из ручьев на леднике. Высота 3323 м, дневка по причине плохой погоды (грозы всю ночь и большую часть следующего дня).
Выход 4.50.От левобережной морены пересекаем открытый ледник и подходим к слиянию с последним правым притоком. Связываемся, надеваем кошки. Нижняя и средняя часть притока являются зоной разломов. Также по всей ширине ледника видны следы старых ледовых обвалов с висячих ледников на склоне г.Чегем (правый борт). Небольшие обвалы происходили с этих ледников весь предыдущий день. Общее направление движения - по центру ледника, избегая подходить к правому борту. Движемся без привалов, пока не выходим из опасной зоны. При прохождении разрывов пришлось прыгать через трещины, переходить по мостам, спускаться в трещины и двигаться по снежным пробкам. Желательно пройти этот участок до появления солнца. Относительно безопасны верховья ледника, но здесь камнепады с склонов простреливают борта ледника.
Прямо с перевальной седловины идет камнепадный желоб.(Ф.38) Несколько левее, под скальной стеной находится скальный остров, наверху которого есть большая полка. Слева от острова &ndash снежно-ледовый склон, прорезанный лавинным желобом. Все склоны перевального цирка подрезаны открытыми бергшрундами. Пробки есть только на пересечениях бергшрунда с желобами. Поднимаемся по склону слева от скального острова, пройдя бергшрунд по лавинной пробке. При нас по желобу дважды сходили мини-лавинки. Крутизна склона выше бергшрунда 40-45°, глубина снега 5 см. Движемся с перильной страховкой. После прохождения бергшрунда, перила выходят на склон вправо от желоба и поднимаются на уровень середины острова (50 м). Затем идет траверс к острову, где есть небольшая полочка(50 м).(Ф.39) Далее косой траверс по разрушенным скалам на большую полку над островом(50 м). На льду крепление веревки ледобурами, на скалах - через петли. Полка шириной 1 м, длинной &ndashоколо 10, сверху прикрыта нависающими скалами.(Ф.40) Справа от полки кулуар, выводящий на перевал. Крутизна &ndash 50-60°, протяженность - 55м.Перила.(Ф.41) Дно кулуара залито грязным льдом. Перевальная седловина осыпная, тур на правых скалах, есть 3 небольшие площадки.(Ф.42) Спускаемся с перевала вдоль правого борта, по леднику крутизной не более 30°. Ледник З.Юном закрытый, есть

трещины. Движемся в связках, лавируя между крупных разрывов. Средняя часть ледника открыта. В левом борту открывается низкая седловина. В ней находятся верхние Кичкидарские ночевки. Выходим к ним траверсируя пологий ледовый склон. Перед выходом к ночевкам есть камнеопасная зона.(Ф.43) Проходим это место по одному. Ночевки &ndash несколько хороших площадок на осыпи, примыкающей к скальному гребню. Высота 3658м, ночевка. Через низкую седловину можно спустится на ледник Юном.

Место дневки – язык л.Джайлык

-405

2.5 Вершина Кичкидар

Район, хребет:

Ц. Кавказ Адырский хребет .

Маршрут

По С гребню (через пер. Донкина)

Категория сложности:

Комбинированный

Высота вершины:

4276 м (по классификатору – 4360м)

Между перевалами Донкина и Кичкидар

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледорубы, кошки, системы, каски, карабины, ледобуры, веревка, расходные петли.

Спуск по л.З.Юном

Выход в 7.15.От верхних Кичкидарских ночевок поднимаемся на перевал Донкина по закрытому леднику кр. до 30°. Во время подходов можно было просмотреть весь предстоящий маршрут.(Ф.50)
От перевальной седловины поднимаемся вверх-вправо по ходу на вершину Снежный купол с одновременной страховкой в кошках. Крутизна склона от 30 до 45°, протяженность около 150м.(Ф.44) Снег плотный. Выходим на выполаживание склона, и, не подходя к южной его кромке, траверсируем вправо по ходу, к хорошо заметному жандарму. От жандарма видно, что на юг склон обрывается карнизами. После жандарма идет снежный гребень, на него спускаемся, повесив 50 м веревки по ледовому склону справа по ходу.(Ф.45) Веревку крепили на петле, закрепленной на жандарме, затем продернули. Движемся по снежному гребню одновременно примерно 100м до следующего жандарма.(Ф.46) К жандарму с юга ведут следы, по идее здесь находится седловина пер.Чегемский, однако тура

мы не заметили. За жандармом лежит широкий крутой ледовый склон перед скалами вершины. На гребне здесь висят карнизы в южную сторону, поэтому мы спускаемся направо на 50 м вниз, в снежную мульду. Веревку крепим на петле на выступе и продергиваем. Далее к скалам вершины идем по ледовому склону кр.45°, покрытому тонкой снежной коркой.(Ф.47) Здесь вешаем 120 м перил на ледобурах. Приемлемый выход на скалы просматривается ниже на 50 м. Вешаем 50 м перил и спускаемся на ФСУ. Веревку снимаем съёмным ледобуром. Далее снова траверсируем с подъёмом вправо по ходу по 40-45° льду около 40 м и по ледовому кулуару крутизной 70-80° протяженностью 10 м выходим на седловину Западного гребня вершины. Здесь размещается вся группа.
Отсюда до вершины подъём по простым скалам, с попеременной страховкой через выступы. По небольшой скальной ступени поднимаемся вверх, на наклонную скальную террасу, пересекаем её вправо по ходу, и по простому скальному гребешку выходим к внутреннему углу в 50 м над террасой. От угла по наклонной полке траверсируем скальную стенку влево по ходу и выходим на вершинную площадку, заваленную крупными камнями. Тур на скальном уступе.(Ф.48) Спуск на седловину по пути подъема.

От нижнего (по гребню) края седловины спускаемся по веревке на ФСУ 50 м по крутым ступенчатым скалам.(Ф.49) Крепим веревку на старой петле, усилив её, затем продергиваем. Спуск выводит на простые скалы с многочисленными полками. Спускаемся по ним лазанием на большую седловину. Отсюда по описанию надо спускаться на левую сторону гребня и с неё по снежному кулуару на ледник.
Проводим разведку. На левый склон ведет кулуар с мелкой подвижной осыпью. Он заканчивается скальным уступом, вправо и влево от которого ведут крутые узкие кулуары. Перед выступом находим тур. Правый по ходу кулуар выводит на скальную стену. Левый проходит в разрушенных скалах, на его дне лежит лед. Кулуар спускается параллельно гребню и смыкается с верхним кулуаром, падающим с седловины, с которой мы ходили на вершину. По этому кулуару периодически идут камни. Если здесь и есть безопасный спуск, то сверху он не читается. Решаем спускаться по ледовому склону правой стороны гребня.
Обойдя лазанием справа небольшой жандарм, выходим на следующую седловину, лежащую немного ниже по гребню. Отсюда гребень круто спускается вниз, и примерно под нами внизу видна следующая седловина гребня, образующая большую мульду. Закрепив веревку за большой камень на петле, начинаем спуск на ФСУ по 40° ледовому склону. До нижней седловины вешаем 100м веревки. Первую веревку продергиваем, вторую снимаем с нижней страховкой.
С седловины вниз ведет ледовый склон крутизной в верхней части до 45°, затем выполаживающийся. Он подрезан двумя бергшрундами. На нём мы повесили 200 м перил на ледобурах. Первую веревку снимали съёмным ледобуром, остальные &ndash с нижней страховкой. Бергшрунды прошли по мостам. Падения камней по трассе спуска не замечено. Сильные камнепады шли по центру ледника, в 200 м справа. Вдоль скал слева также видны следы падения камней.(Ф.50)

Спуск вывел на разорванный ледовый склон, крутизной от 25°, местами закрытый. Лавируя между трещинами, в связках спускаемся, отклоняясь к правому борту. В конечном итоге выходим на нижнюю часть спуска с пер.Донкина и затем к верхним Кичкидарским ночевкам.

В.Кичкидарские ночевки-пер.Донкина

1ч 10 мин

+405

Пер.Донкина-1-ый жандарм(на Сн.куполе)

40 мин

+120

1-ый ж.-снежная мульда перед ледовым склоном

1ч 40 мин

Траверс ледового склона и выход на З.гребень

3ч 10 мин

Подъём на вершину и спуск

1ч 20 мин

±105

Спуск до В.Кичкидарских ночевок

5ч 30 мин

-525

2.6. В.Кичкидарские ночевки &ndash АУСБ «Уллу-Тау»-с.В.Баксан &ndash р.Кыртык-р.Субаши.

Выход в 10.45.От ночевок по мелкой осыпи кр. 30-40º, протяженностью 200м спускаемся на открытый ледник С. Юном. Движемся вниз вдоль его правого борта. Крутой язык ледника обходим по морене справа, далее по небольшой осыпной ступени спускаемся на открытый ледник Юном. Движемся вниз вдоль его правого борта. Немного не доходя до крутого языка ледника, выходим на левый склон, вскоре переходим по камням бурный поток с ледников З.Джайлык и З.Юном и спускаемся на плоское дно долины. Здесь множество бивачных площадок &ndash ночевки нижние Кичкидарские. Отсюда по хорошей тропе проходим крутую ступень долины и по правому берегу зеленой долины р.Куллумкол спускаемся до границы леса. Вскоре выходим к мосту через Куллумкол, переходим на левый берег и попадаем на территорию разрушенного селем а/л «Джайлык». По тропе проходим мимо заброшенных строений, выходим на грунтовую дорогу и по ней почти без подъёма выходим к воротам АУСБ «Уллу-Тау». Проходим лагерь до столовой, сворачиваем направо по ходу, переходим ручей и попадаем в зону палаточных стоянок. Высота 2367 м, ночевка. Воду берем из ручья, неподалеку стоит ряд ларьков со спиртным и едой. Удалось сходить в душ. Мы заказали в столовой пиццу, получилось весьма неплохо. (Ф.51)

Выход в 8.00.Утром по грунтовой дороге спускаемся по долине Адыр-су, мимо нового «Джайлыка», до устьевой ступени долины, проходим её по лестнице и выходим в Баксанскую долину. По автодороге переходим р.Баксан и входим в с. В.Баксан. Здесь забираем заброску и начинаем подъём в долину р.Кыртык по грунтовой дороге. Дорога серпантинами поднимается на невысокий отрог, отделяющий р.Баксан от р.Кыртык. Сначала подъем идет со стороны Баксана, затем со стороны Кыртыка и выходит на плоскую вершину отрога. Отсюда дорога с небольшим подъёмом высоко траверсирует левый борт долины Кыртыка к устью первого левого притока. За этой речкой есть несколько кошей. За кошами дорога рядом небольших взлетов выходит на плоскую часть долины, под массив г.Уллукая. Рядом с дорогой стоит кош, рядом с которым на камнях есть надпись «Нарзан». Маленький нарзанный источник находится в расселине г.Уллукая на левом берегу ручья, протекающего мимо коша. В скалах вокруг нарзана &ndash несколько небольших пещер. Пройдя немного вверх по долине, встаем на ровных площадках неподалеку от следующего притока Кыртыка. Высота 2352 м, ночевка.
Выход в 8.00.Далее дорога полого набирает высоту. По бревну переходим р.Уллуусенчи, затем также с небольшим подъемом выходим к кошу у слияния р.Мкяра и р.Субаши. Здесь есть мост на правый берег Субаши.(Ф.52) Продолжаем движение по левому берегу. За кошем по тропинке снова выходим на дорогу и движемся по ней до поворота дороги вправо по ходу, наверх. Далее дорога высоко траверсирует борт долины и выводит к пер.Балык. Мы сворачиваем на тропинку, которая траверсирует крутой левый берег Субаши. По тропинке выходим к небольшому ущелью в верховьях Субаши. Основная тропа обходит его сверху, но есть следы и вдоль воды, по камням и крутой осыпи. Примерно километр карабкаемся по осыпи и глыбам, затем переходим по камням на правый берег. Здесь слияние истоков Субаши. Главный вытекает из каньона прямо по ходу, еще один справа. Немного выше на правом борту долины есть 2 травянистых террасы, одна над другой. Верхняя показалась нам более ровной. Есть чистый ручей. Высота 3146 м, ночевка.

В.Кичкидарские ночевки-а/л «Уллу-Тау»

+750

2.7 Перевал Джикаугенкёз

Район, хребет:

Ц. Кавказ Эльбрусский отрог .

Индекс перевала: (по перечню)

1.1.12

Категория трудности:

ледово - осыпной

Высота перевала:

3562 м (по перечню – 3520м)

К северу от в.Чаткара

Соединяемые ледники, долины:

Р.Субаши – л.Джикаугенкёз

Ориентация перевальных склонов:

Восток-запад

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледорубы, кошки, каски.

Особые замечания:

Подъём с востока по тропе.

Выход в 5.50.От места ночевки спускаемся к реке и переходим на левый берег по снежнику. Здесь, по скалам отрога хребта, идет тропа. Вскоре выходим на большое осыпное поле. Здесь множество бивачных площадок, высота 3264 м. Хорошо заметная на осыпи тропа сворачивает вправо по ходу, по прежнему прижимаясь к склону отрога, подъём пологий. Встречаются еще 2 места ночевок, последнее на высоте 3400м, вода в ручье и озерце. Далее тропа выводит на седловину в отрожке и, траверсируя его склон, выходит на широкую седловину перевала Джикаугенкёз.(��) Тур в центре седловины. Спуск на запад проходит также по 30º осыпи, по которой серпантинами идет тропа. С осыпи, через небольшой закрытый бергшрунд, выходим на пологий открытый ледник. Он залит тонким натечным льдом, поэтому сразу одеваем кошки. Дальнейший путь хорошо виден. Пересекаем ледовое плато и выходим по пологому склону выше п.Калицкого. Отсюда просматриваются ледовые поля до лавового потока перед л.Микельчиран.(Ф.54) Далее пересекаем узкую поверхностную морену и выходим на бугристую поверхность открытого л.Бирджаллы. Здесь встречаются отдельные трещины, бугры, впадины, приходится лавировать. Впереди виден лавовый поток перед л.Микельчиран. Направляемся на седловину немного ниже его верхней кромки. Ширина потока здесь около 500м. В его средней части находим в нагромождении громадных глыб две хорошие площадки. Начинается гроза, решаем ставить лагерь здесь и отсюда идти на Эльбрус. Высота 3747 м, ночевка. Вода есть в ручейке между глыб.(Ф.55)

Верховья р.Субаши – перевал Джикаугенкез

2.8 Вершина Эльбрус Западный

Ц. Кавказ, Эльбруский отрог

Маршрут

С севера, через скалы Ленца и седловину

Категория сложности:

Снежно-ледовый

Высота вершины:

5641м

Северный отрог Главного хребта

Горные ботинки, ледорубы, кошки,

нет

Из-за затянувшейся до 5 утра грозы решаем отложить восхождение и ограничиться в этот день акклиматизационным выходом к скалам Ленца.
Выход в 4.00.На следующее утро по осыпи выходим на ледник, одеваем кошки(и идем в них весь день) и начинаем траверсировать с небольшим подъемом ледник Микельчиран, стремясь выйти на нижнюю часть пологого снежного гребня, закрывающего от нас западную часть массива Эльбруса. Ледник открытый, есть небольшие пятна снега. По гребню и проходит основная трасса подъема на Эльбрус с севера. Нижняя часть подъёма до скал Ленца промаркирована шестами с флажками. На этом участке есть 3 хорошо заметные трещины, они промаркированы флажками. Крутизна склона 30º, глубина снега 3-5 см. Перед первой крупной скалой есть мульда, там можно передохнуть.На скале &ndash металлический крест. Высота 4578 м.
Далее до собственно конуса восточной вершины движемся в основном вверх, лавируя между (Ф.56)

скальных выходов. Крутизна склона 30-35º, склон фирновый. Верхняя граница скал проходит на высоте около 5000м. Отсюда траверсируем с подъёмом без тропы снежный склон В.Эльбруса, направляясь к седловине. Крутизна склона 20-25º, глубина следов 10-20 см, высота седловины 5382м. С неё видна непрерывная цепочка людей, которые наклонным траверсом поднимаются на западную вершину с южного края седловины.(Ф.57) Пологим траверсом с седловины выходим на эту тропу,(крутизна 25-30°) и по ней поднимаемся на купол З.Эльбруса. Небольшой холмик вершины находится на его западной оконечности. Отсюда склоны круто падают как на юг, так и на север. На вершине постоянно толпится народ, тур завален эмблемами, значками, вымпелами и т.д. С трудом находим записку.(Ф.58)
Спускаемся без проблем по своим следам.

Ночевки – нижние скалы

Седловина - вершина

2 ч 30 мин

+342

Спуск с вершины до ночевок