Автор: Ларетин А.Ю., Москва

Отчет похода. Часть 4.
Часть 5. Приложения.
Документ без имени

2.9 Л .Микельчиран - л. Уллукол- л. Карачаул -л. Уллучиран.

Выход в 9.00.С места стоянки выходим на ледник Микельчиран (в кошках), пересекаем его и движемся на запад вдоль верхней кромки лавовых массивов. Ледник открытый, пологий. Выходим к л.Уллукол, и пересекаем его со спуском к левому борту. Хорошо виден С.Приют Эльбруса - несколько разномастных строений. Восточнее стоят два белых домика - вроде бы пост МЧС.
(Ф.59)
Спускаемся по леднику к его левому языку. Здесь крутизна открытого льда достигает местами 30º. Выходим на левую морену. Высота 3500м. Выше по леднику левый борт представляет собой крутой скальный массив. С морены на западе виден л. Карачаул, он находится выше, к нему ведет осыпной склон, по которому стекает ручей. Движемся на запад по моренным холмам. Проходим небольшой ручей, образующий озерко, есть ровные площадки на мелкой осыпи. Преодолев осыпной склон кр.30°(Ф.60) выходим на открытый л. Карачаул. Одеваем кошки. Он имеет крутизну местами до 20°, много глубоких промоин(Ф.61).
Пересекаем ледник, направляясь ниже по течению от высокого скального борта, и выходим на левобережную морену. Следующий ледник - Уллучиран - лежит намного ниже, чем л. Карачаул. К нему ведет осыпной склон. Траверсируем этот склон вверх по течению и выходим на ледник с минимальной потерей высоты. Непосредственный спуск на лед проходит по мелкой камнеопасной осыпи кр.до 40° и протяженностью около 100м. Пересекаем ледник наискось,

направляясь к хорошо заметному карману старой морены под пер.Балкбаши.(Ф.62) Ледник Уллучиран несет 3 поверхностных морены.Они представляют собой тонкий слой осыпи на льду и пересекать их следует в кошках. Левый борт ледника - крутая старая морена.Ледник, примыкающий к ней разорван.Проходим разрывы по моренным завалам и поднимаемся наклонным траверсом по конгломератному склону крутизной 30-35°. В моренном кармане находится множество хороших площадок, они растянулись примерно на километровом участке вдоль стекающего по карману чистого ручья. Тропа на перевал проходит примерно на 100м выше. Высота 3409 м, ночевка.(Ф.63)

График движения

+135

2.10 Перевал Балкбаши

Район, хребет:

Ц. Кавказ  Эльбруский отрог .

Индекс перевала: (по перечню)

1.1.6

Категория трудности:

Характер :

Осыпной

Высота перевала:

3707 м (по перечню - 3689м)

Местоположение:

Август

Особые замечания:

Тропа

Выход в 8.00.От места ночевки по пологому осыпному склону поднимаемся на тропу и начинаем по ней наклонный траверс на перевал. Перед седловиной тропа делает несколько серпантинов. Перевал - широкий осыпной гребень, есть несколько площадок, но нет воды.(Ф.64) Тропа поднимается на вершинку к северу от перевала и идет на запад по её осыпному гребню.(Ф.67) Есть маркированная турами тропа, спускающаяся на юг, в ущелье, но мы быстро ушли с неё и вернулись на западную. Тропа полого спускается на запад, закладывая на крутых местах серпантины. Внизу тропа пересекает стекающий справа ручей, и по его правому берегу спускается на обширную травянистую террасу правого берега р.Битюктебекол. На ней находится летовка, немного ниже - усадьба из нескольких новых домов. Здесь начинается грунтовая дорога, высота 2700 м. Ещё через 1 км на левом берегу есть минеральные источники, они оформлены(Ф.65) в виде водолечебницы, есть мост. Это несколько недостроенных каменных зданий, на самом крупном есть дверь и стеклянная крыша. В нем и находится единственная пригодная для купаний нарзанная ванна. Пока все бесплатно, распорядок следующий - женское время до 12.00, мужское - после. Мы посетили заведение, понравилось.(Ф.66) Окрестности представляют собой народный курорт - палатки, шалаши, несколько туалетов, мусор, пасутся коровы. Немного ниже строится еще одна усадьба. Чистая вода есть в ручейках на склоне. Отсюда и до с.Хурзук движемся по грунтовой дороги. До устья р.Кичкеникол она высоко траверсирует правый борт долины.(Ф.67) Перед Кичкениколом дорога серпантинами спускается к реке, по мосту переходит на левый берег. Ровных мест очень мало. По долине Кичкенекола спускается сильно разбитая лесовозная дорога. Удалось найти пару плохих площадок между рекой и этой дорогой. Ночевка, высота 2007 м.

Выход в 8.00.Далее продолжаем двигаться по дороге, она несколько раз по мостам переходит с берега на берег. Приемлемые места для ночевок есть только перед Хурзуком. Дорога пологая, идти легко. Выходим почти в центр селения, автобусная остановка немного выше по долине, рядом пара магазинов.

График движения

-520

3.Выводы и рекомендации.

3.1 Выводы.
Успешно и полностью пройден горный маршрут 4 категории сложности. Уровень подготовки группы соответствовал уровню сложности препятствий. Планирование было вполне адекватным условиям района, что подтверждается наличием одного резервного дня на выходе с маршрута. Погодные условия были не идеальными, но достаточно благоприятными - на непогоду ушло 2 резервных дня. Облегчило окончание маршрута наличие в долине Уллухурзука грунтовой дороги, на которую мы не рассчитывали. Материальное обеспечение соответствовало задачам похода. Финансовые затраты соответствовали зарезервированным средствам.
Маршрут был продолжительный и достаточно трудный физически, но его преодоление, включая подъём на З.Эльбрус всей группой, принесло очень много позитивных эмоций.
Мы рады, что смогли это сделать.

3.2 Рекомендации.
При прохождении территории Кабардино-Балкарского заповедника стоит заранее озаботится наличием пропусков. Штрафы будут дороже.
В связи с высокой камнепадной опасностью в настоящее время гор Кавказа во второй половине лета есть определенные сомнения в целесообразности бивака на ночевках Джорашты. Площадки находятся под высокой скальной стеной, и хотя падения камней с неё не отмечалось, у всей группы было весьма тревожное состояние. Возможно, имеет смысл ночевать на снегу под перевалом В.Шаурту, или на ночевках Тютюргу верхние, и очень рано с них выходить. Камнеопасность подъёма на пер.Шаурту В. в последнем случае не сильно возрастет, а при спуске с седловины Шаурту З. камнеопасность при отсутствии снега в течении дня не меняется.
При спуске с пер.Шаурту В. через Шаурту З. следует помнить, что спускаться с гребня можно с первой же седловины, с которой просматривается весь путь до ледника Шаурту. Спуск непосредственно с пер. Шаурту В. следует решительно отвергнуть из-за высокой камнеопасности западного склона п.МВТУ.
Ночевки Шаурту верхние - достаточно неплохое место для бивака, но следует помнить, что площадок всего три, и быть готовым расчищать новые, если они заняты.
Спуск с северной ветви л.Шаурту к основной возможен как по льду с обеих сторон нунатака, так и по осыпи от ночевок. При спуске по льду слева от нунатака есть опасность ледовых обвалов вследствии обрушения сераков, а справа - камнепада при вытаивании камней из грязного льда. Спуск же по осыпи от ночевок прост и занимает около 30 минут, хотя и требует аккуратности.
При подходе под л.Ю.Чат надо помнить о возможности ледового обвала с правого борта долины в районе перехода р.Кулак по языку ледника. Подъём на язык л.Ю.Чат несомненно нужно проводить рано утром, поскольку верхняя часть подхода к нему по осыпи и скалам камнеопасна при сходе камней с языка.
При спуске по правому берегу р.Башиль следует строго отслеживать тропы и не пропустить поворот вправо по ходу, в обход прижима. Не стоит пытаться пройти прижим по низу - слишком опасно.
Подъём на пер.Донкина следует начинать очень рано, угроза ледового обвала со склонов г.Чегем - совершенно реальна.
Не рекомендуем включать восхождение на г.Кичкидар с севера по описанному нами маршруту в поход 4 к.с. - это сложнее средней 2Б. Нам удалось успешно сделать это восхождение благодаря наличию в группе хорошо подготовленных технических лидеров, имевших опыт восхождений 2Б-3А.Возможно, легче будет спускаться с вершины на пер.Кичкидар и с него на верхние Кичкидарские ночевки. Но и там в августе везде лед, камнепады со скал и открытые бергшрунды. Все это требует тщательной проработки и консультации на месте (в АУСБ «Уллу-Тау»)
При восхождении на Эльбрус с севера лагерь можно размещать помимо С.Приюта на моренах л.Микельчиран - там есть площадки, следует только выбрать защищенное от ветра место.
Как оценить сложность траверса северных склонов. Эльбруса по нашему пути - вопрос сложный. Хотя не потребовалось применять перильную страховку, но все ледовые участки следует идти в кошках. Можно сказать что опыт группы нужен не ниже 1Б, а зачёт этого участка как 2А- не очевидно. Вот при прохождении с л.Уллукол через л.Карачаул и верхние ледопады л.Уллучиран - это точно 2А, если не выше при нынешней ледовой обстановке.
Пройти пер.Балкбаши и в тот же день спустится в Хурзук по грунтовке - вполне реально для сильной группы. Заночевать можно, не доходя пару километров до селения. Мы же, заночевав на р.Кичкенекол, пришли в Хурзук в 11.00, успели доехать до Черкесска, отметить окончание маршрута в привокзальном кафе, и поменять билеты перед отъездом.

3.Выводы и рекомендации.

3.1 Выводы.
Успешно и полностью пройден горный маршрут 4 категории сложности. Уровень подготовки группы соответствовал уровню сложности препятствий. Планирование было вполне адекватным условиям района, что подтверждается наличием одного резервного дня на выходе с маршрута. Погодные условия были не идеальными, но достаточно благоприятными – на непогоду ушло 2 резервных дня. Облегчило окончание маршрута наличие в долине Уллухурзука грунтовой дороги, на которую мы не рассчитывали. Материальное обеспечение соответствовало задачам похода. Финансовые затраты соответствовали зарезервированным средствам.
Мы рады, что смогли это сделать.

3.2 Рекомендации.
Ночевки Шаурту верхние – достаточно неплохое место для бивака, но следует помнить, что площадок всего три, и быть готовым расчищать новые, если они заняты.
Спуск с северной ветви л.Шаурту к основной возможен как по льду с обеих сторон нунатака, так и по осыпи от ночевок. При спуске по льду слева от нунатака есть опасность ледовых обвалов вследствии обрушения сераков, а справа – камнепада при вытаивании камней из грязного льда. Спуск же по осыпи от ночевок прост и занимает около 30 минут, хотя и требует аккуратности.
При спуске по правому берегу р.Башиль следует строго отслеживать тропы и не пропустить поворот вправо по ходу, в обход прижима. Не стоит пытаться пройти прижим по низу – слишком опасно.
Подъём на пер.Донкина следует начинать очень рано, угроза ледового обвала со склонов г.Чегем – совершенно реальна.
Не рекомендуем включать восхождение на г.Кичкидар с севера по описанному нами маршруту в поход 4 к.с. – это сложнее средней 2Б. Нам удалось успешно сделать это восхождение благодаря наличию в группе хорошо подготовленных технических лидеров, имевших опыт восхождений 2Б-3А.Возможно, легче будет спускаться с вершины на пер.Кичкидар и с него на верхние Кичкидарские ночевки. Но и там в августе везде лед, камнепады со скал и открытые бергшрунды. Все это требует тщательной проработки и консультации на месте (в АУСБ «Уллу-Тау»)
При восхождении на Эльбрус с севера лагерь можно размещать помимо С.Приюта на моренах л.Микельчиран – там есть площадки, следует только выбрать защищенное от ветра место.
Как оценить сложность траверса северных склонов. Эльбруса по нашему пути – вопрос сложный. Хотя не потребовалось применять перильную страховку, но все ледовые участки следует идти в кошках. Можно сказать что опыт группы нужен не ниже 1Б, а зачёт этого участка как 2А- не очевидно. Вот при прохождении с л.Уллукол через л.Карачаул и верхние ледопады л.Уллучиран – это точно 2А, если не выше при нынешней ледовой обстановке.
Пройти пер.Балкбаши и в тот же день спустится в Хурзук по грунтовке – вполне реально для сильной группы. Заночевать можно, не доходя пару километров до селения. Мы же, заночевав на р.Кичкенекол, пришли в Хурзук в 11.00, успели доехать до Черкесска, отметить окончание маршрута в привокзальном кафе, и поменять билеты перед отъездом.