Автор: Ермилов А. М., Москва

дождь

Общая протяженность пути: 17 км
Ходовое время: 6 часов 55 минут
Перепад высот: 400 (+240, -160)

Правый исток р. Ашутор –
р. Ашутор

Сегодня нам предстоит спуститься по р. Ашутор до р. Караколтор и подняться
как можно выше по долине последней.
Выходим со стоянки на левом берегу р. Ашутор и идем вниз вдоль реки в ССВ направлении. Через 5 минут переходим по камням небольшой левый приток. Еще через  20  минут  мы  выходим  к  левому  истоку  р.  Ашутор  (Фото  76).  Долина расширяется и поворачивает в СВ направлении. Оба берега долины представляют собой  пологие травянистые террасы, круто обрывающиеся к реке. Несмотря на то, что тропа на нашей карте идет по правому берегу р. Ашутор, мы решаем поискать путь по левому берегу, чтобы в дальнейшем не бродить ниже  реку с уже сильным течением.

Спуск по долине р.
Ашутор

Переходим левый исток р. Ашутор на разливах, практически только по камням,
и забираемся на левобережную террасу. Здесь вдоль реки идет еле заметная тропа, и пасутся  табуны  лошадей.  Через  50  минут  движения  по  тропе  мы  выходим  к прижиму и приходится набирать высоту, чтобы обойти его поверху. За 15 минут мы
обходим прижим и спускаемся к маленькому ручейку, стекающему с левого борта
долины. Высота этого места на карте обозначена как 3423м. Отсюда же видно место впадения  в  р.  Ашутор  ее  большого  правого  притока.  Продолжаем  движение  по тропе в том же направлении (Фото 77). Через 40 минут мы подходим к мощному левому притоку р. Ашутор – р. Экичат (Фото 78).
Уже почти середина дня и этот ручей довольно бурный. Вода в нем черного цвета, но после разведки брода, решаем переходить стенкой по двое. Бродим реку в месте  ее  разлива  на  два  рукава.  Вода  доходит  до  середины  бедра,  течение
достаточно сильное. Иногда слышно как перекатываются камни.
Перебродив реку, продолжаем идти по тропе по террасам вдоль правого берега р. Ашутор.  Через 40 минут становится видно место слияния р. Ашутор и Каракол- тор. У места слияния на правом берегу р. Ашутор стоит скотоводческая ферма. Ни одного моста мы не разглядели, но, судя по пасущимся коровам, где-то должен быть мост или хотя бы брод. Сворачиваем по тропе в долину р. Караколтор (Фото 79, 80) и через 15 минут мы уже выходим к самой реке.

Подъем вдоль р. Караколтор

Вдоль р. Караколтор по ее левому берегу также идет хорошая конная тропа.
Выше  по  течению  виден  прижим.  Тропа  раздваивается.  Одна  обходит  прижим сверху, а другая идет низом. Мы решаем пойти по нижней тропе и через 20 минут понимаем свою ошибку, потому что тропа кончается и дальше пройти невозможно. Поднимаемся на прижим и находим верхнюю тропу. В течение 1 часа 10 минут идем  по  травянистым  террасам  долины  р.  Караколтор,  обходя  все  прижимы  по верху. На этом берегу встать негде. С правого борта долины не стекает ни одного ручья, а к реке не спуститься. Наконец террасы кончаются, и тропа выходит на ровную травянистую полку недалеко от реки. Здесь уже можно разбить лагерь, но воду  придется  брать  из  р.  Караколтор,  а  она  там  очень  мутная.  Поэтому  мы продолжаем наше движение.
Тропа опять поднимается на травянистую террасу, по которой мы идем еще
1 час,  пока  она  опять  не  спускается  к  реке.  Здесь  в  р.  Караколтор  впадает небольшой,  но  чистый  ручей,  и  есть  ровные  места  для  стоянки.  На  СЗ  виден основной хребет Терскей-Алатау и наш перевал Бригантина (2Б, 4400) в виде ярко
выраженной скальной галочки в хребте (Фото 81). Здесь мы и встаем на ночевку.

Впечатления. Рекомендации.

На этом участке пути есть очень сложный брод, поэтому выходить на маршрут следует как
можно раньше, чтобы уровень воды был поменьше.

В долине р. Караколтор были удивлены, увидев охотящегося волка.

День похода

р. Караколтор – под пер. Бригантина (2Б, 4400)

Характеристика пути

Погода

Движение вверх по р. Караколтор Зап.

слабая тропа, далее

1-07

Общая протяженность пути: 8 км
Ходовое время: 3 часа 47 минут
Перепад высот: 200 м (+200)

Описание маршрута

Движение вверх по р. Караколтор Зап.

С места стоянки вышли в СЗ направлении по тропе, идущей правым берегом
реки. Через 10 минут переходим правый приток р. Караколтор Зап. по камням, через некоторое время проходим старое место разлива реки, здесь тропа теряется. На левом берегу   реки (30 минут от стоянки) впадает левый приток р.Караколтор, а также  стоит  небольшое  зимовье.       Продолжаем  идти  вдоль  реки,  преодолевая прижимы,  через  2  часа  вышли  к  месту  широкого  разлива  р.Караколтор  Зап. Напротив – стекает р. Караколтор Вост., из-под ледника Караколтор Вост.

Брод через
р. Караколтор Зап.

Бродим реку на разливе, ниже впадения р. Караколтор Вост. в р. Караколтор
Зап. (Фото 82). Ширина реки около 10 м, максимальная глубина в месте брода около 0,6 м. Скорость течения средняя. Переходим по одному с самостраховкой альпенштоком. Брод занял 10 минут.

Подъем под
лед. Караколтор
Вост.

Перейдя  на  левый  берег  р.  Караколтор  Зап.,  идем  на  С  в  направлении
р. Караколтор Вост. Через 5 минут выходим на левый берег р. Караколтор Вост. Перейти ее очень сложно, решаем подняться в висячую долину р. Караколтор Вост. и  перейти  реку  около  ледника.  р.  Караколтор  Вост.  падает  с  устьевой  ступени бурным  потоком,  зажатым  в  скальные  берега  (Фото  83).  На  устьевую  ступень поднялись за 37 минут, вдоль левого берега реки. Подъем проходит по крупной осыпи и скальным плитам, крутизна склона 25-30˚.   Продолжаем движение вдоль реки, встречаются места под палатки. За 20 минут выходим к разливам под языком ледника  (Фото  86).  Как  показала  визуальная  разведка  перейти  реку  по  языку ледника затруднительно. Язык ледника разделен на две части большой промоиной, которую перейти можно только сильно выше на леднике. Проще перейти реку  на разливе под языком ледника. За 5 минут переходим по одному на правый берег р. Караколтор Вост. Максимальная глубина 0,4 м, течение слабое, вода естественно холодная, а ширина реки  в месте брода около 15 м. Встаем на ночевку на галечных площадках  на  правом  берегу  реки.  Отсюда  уже  виден  верхний  осыпной         цирк пер. Бригантина, а также просматривается  часть подъема на перевал (Фото 84, 85).

Впечатления. Рекомендации.

Бродить  р.  Караколтор  нужно  выше  места  впадения  в  нее  р.  Караколтор  Вост,  чтобы подниматься под пер.Бригантина  вдоль правого берега р. Караколтор Вост.

пер. Бригантина (2Б, 4400) – лед. Культор Вост. – правобережные
морены

Погода

Подъём на пер. Бригантина (2Б, 4400) от лед. Караколтор Вост.

Крупная осыпь до
250, перевальный взлёт – средняя
осыпь до 350, 5м простых скал при
выходе на седловину

+460

С, СВ

3-00

Солнечно

Спуск с пер. Бригантина (2Б, 4400) на лед. Культор В.

Ледовая стена до 600
(300 м перил), простой ледопад (связки), 100 м перил по снежно-ледовому склону (до 350)

0,5

-240

С, СВ

3-00

Спуск с лед. Культор
В. к р. Культор

открытый ледник (до
50), морена (средняя осыпь до 250)

3,6

-400

С-СВ

0-55

Переменная облачность

Общая протяженность пути: 6,1 км
Ходовое время: 6 часов 55 минут
Перепад высот: 1100 м (+460,-640)

Подъём на
пер. Бригантина (2Б,
4400) от лед.
Караколтор В.

От места нашей стоянки (под языком лед. Караколтор В., на правом берегу
стекающего с него ручья) отлично виден моренный цирк перевала Бригантина (в правом борту долины лед. Караколтор В.) и весь подъём на него. Прямо с места стоянки начинаем подъём на моренный вал, закрывающий вход в цирк перевала. Идём на З по крупной осыпи (до 250), осыпь - устойчивая. Набрав около 50 м за
35мин выходим в моренный цирк пер. Бригантина. Дальше идём на СВ к подножию перевального  взлёта.  Сначала  в  течении  15 мин  движемся  по  пологой  (до  50) крупной осыпи, затем ещё 55 мин весьма интенсивно набираем высоту (крупная осыпь,   перемежающаяся   со   снежниками,   крутизна   до   250)   и   выходим   под перевальный взлёт. Перевальный взлёт пер. Бригантина представляет собой средне осыпной кулуар крутизной 30-350  длинной 250 м, осыпь крайне живая (Фото 87). Кулуар   внизу   достаточно   широк,   однако   постепенно   сужается   к   верху   до нескольких метров, непосредственно под седловиной перевала находится ледовая пробка (3-4 м, крутизна до 400). Поднимаемся на перевал по кулуару, прижимаясь к его левому борту (осыпь менее живая!). Идем серпантином, плотной группой, не находимся  друг  над  другом.  За  1  ч  выходим  под  ледовую  пробку  в  верховьях кулуара и, т.к. подъём по ней без кошек невозможен, обходим её слева свободным лазаньем с взаимной подстраховкой по скалам (до 450, около 5 м). Скалы простые, однако   сильно   разрушенные   (много   живых   камней),   при   движении   следует проявлять осторожность (что мы и делаем!). За 15 мин поднимаемся из под ледовой пробки на седловину перевала.

Пер. Бригантина
(2Б, 4400)

Седловина перевала – достаточно большая (около 20 м в диаметре) мульда с
озерцом по центру (Фото 88). Можно найти места под 2 палатки (с трудом под 3). Слева (по направлению прохождения перевала) седловина ограниченна фирновой стенкой,  справа  -  скалами.  Находим  разрушенный  тур  в  осыпи  у  выхода  из подъёмного кулуара (Фото 89), однако записки в нём нет.

Спуск с
пер. Бригантина (2Б,
4400) на
лед. Культор В.

Спуск  с  перевала  проходит  по  ледовой  стене  крутизной  до  600,  длинной
около 300 м (т.н. «парус бригантины»). Многочисленные описания говорят, что спуск  с  перевала  на  лед.  Культор  надо  начинать  от  начала  скал  контрфорса, обрамляющего стену слева, это самый пологий и камне-безопасный путь (Фото 90). Следуем этому совету: поднимаемся по ледовому склону (до 200, 50 м) (кошки, самостраховка ледорубом), обходя фирновую стенку (в левой части седловины) со стороны спуска с перевала (справа по ходу). За 5 мин выходим к скалам левого контрфорса  у  перегиба  стены.  Дальнейший  спуск  проходит  с  самостраховкой  к перилам  (схватывающий  узел,  спусковое  устройство  типа  «восьмёрка»,  кошки). Крепление всех верёвок – на ледобурах, длина одной верёвки – 50м, снятие верёвок
– выкручиванием ледобура. Первая верёвка идёт по слабо выраженному левому рантклюфту  стены  (снежно-ледовый  склон  крутизной  до  350)  и  выводит  на небольшую  снежно-ледовую  полку  (Фото  91).  Дальше  возможны  два  варианта спуска: первый – выйти на гребень контрфорса (фактически – выйти на левый край полки),  затем  спустится  по  скальному  склону  его  другой  стороны  (до  600, предположительно около 100м) и далее по сильно разорванному закрытому леднику крутизной до 300, в обход контрфорса выйти к подножию «паруса». Второй вариант
– непосредственно по ледовой стене паруса (ледовый склон, около 250 м, до 600).
Несмотря  на  большую  длину,  выбираем  второй  вариант,  т. к.  спуск  по  скалам контрфорса  камнеопасен,  а  спуск  по  стене  нет.  Следующую  верёвку  вешаем  с правого края полки непосредственно по склону стены, спускаемся, забирая к её центру (Фото 92). Двух верёвок от полки хватает, чтобы пройти наиболее крутую часть «паруса» (600). Далее вещаем ещё 3 верёвки по нижней части стены (до 400, на фотографиях  эта  часть  стены  ошибочно  выглядит  наиболее  крутой).  Последней верёвки как раз хватает, чтобы перейти бергшрунд (ширина до 3 м) по старому лавинному выносу и выйти на обширную снежную полку в основании стены. Всего при спуске c седловины было навешено 6 верёвок (300 м) (Фото 93), спуск занял
2 ч 5мин. Полка – участок закрытого ледника около 100 х 100 м, отделённый от основного лед. Культор В. ступенью ледопада. На полке возможна ночёвка (воды в жидком  виде нет).  Для спуска  с  полки,  в  связках  с одновременной страховкой, выбирая  путь  между  трещин,  выходим  на  её  левый  край  (под  характерный, огромных  размеров,  серак)  (Фото  94).  Из-под  серака  спускаемся  по  снежно- ледовому кулуару. Сначала по склону крутизной до 200, лавируя между трещинами, в связках с одновременной страховкой, в кошках проходим около 20 м (Фото 95), затем  кулуар  становится  круче  (до  350),  зато  разрывы  исчезают.  Спускаемся  с самостраховкой к перилам (2 х 50м, крепление – ледобуры, снятие – последним участником  с  нижней  страховкой)  (Фото  96).  Нижнюю  часть  кулара  (снежно- ледовый  склон  до  300,  около  100 м)  проходим  в  кошках  с  самостраховкой ледорубом, выходим на пологий открытый лед. Культор В. (Фото 97, 98). Спуск с полки занял 50 мин.

Спуск с лед. Культор
В. к слиянию истоков р. Культор

Из-под ледопада под «парусом Бригантины» по пологому (до 50) открытому
леднику  Культор В. идём на СВ к правобережной боковой морене ледника, забирая немного влево походу, чтобы выйти на морену как можно  ниже. Через 25 мин
выходим на морену (Фото 99). На гребне вала правобережной боковой морены лед.
Культор   В.   возможна   стоянка   (гребень   плоский   и   пологий,   можно   найти расчищенные площадки под палатки, вода – в рантклюфте ледника). Спускаемся по морене  в  обход  крутых  ледовых  сбросов  его  языка.  Идём  на  ССВ  по  средне- осыпному склону крутизной до 250 по тропинке, отмеченной турами (она идёт в 50-
100 м от края ледника). Через 30 мин выходим под язык ледника на галечное поле у слияния ручьёв с лед. Культор В. и с ледника в цирке пер. Каракольский Зап. (2А). Здесь возможна стоянка (нетрудно выровнять площадки под палатки на гальке, есть протоки ручья с чистой водой). Встаём на ночёвку.

Впечатления. Рекомендации.
Потрясающий перевал! Всем рекомендуем! На фоне великолепной стены на спуске забылся даже утомительный осыпной подъём!

При прохождении перевала в другую сторону советуем использовать следующую тактику: подъём по ледопаду (это должно занять меньше, чем половина дня). Ночёвка над ледопадом. Прохождение «паруса» на следующий день с утра.

Дневка

К сожалению, болезнь руководителя не дает нам завершить маршрут по намеченному плану. Решаем
сделать здесь дневку, отказавшись от прохождения пер. 50 лет Октября (2Б), и спустится по запасному варианту по долине р. Каракол до г. Каракол. Выходить в г. Каракол раньше не имеет смысла, т.к. серьезная медицинская помощь не требуется, а машина на выезд в г. Бишкек все равно уже заказана на 03.09.

Дневка

Делаем еще одну дневку для полного восстановления сил, наслаждаемся последними днями в горах.

День похода

Морены лед. Культор Вост. – р. Культор – а/л «Каракол»

р. Культор – р. Кара-
кол (а\л «Каракол»)

Тропа, дорога

-940

ССЗ

5-20

Общая протяженность пути: 15 км
Ходовое время: 5 часов 20 минут
Перепад высот: 940 м (-940)

р. Культор –
р. Каракол (а\л
«Каракол»)

От места стоянки у слияния левого и правого истоков р. Кельтор (левый – ручей с
лед. Культор В., правый – ручей из цирка пер. Туристов Татарии, Новокаракольский) переходим на правый берег последнего (по камням, ширина около 5 м) и оказываемся таким образом на правом берегу р. Культор. Переправа заняла 5 мин. Начинаем спуск по долине р. Культор. Идем на ССЗ по тропе, по моренным отложениям (крупная осыпь)  вдоль  правого  берега  реки.  Тропа  промаркирована  турами.  Почти  сразу начинается резкий сброс высоты (крутизна около 150, локально – до 300). За 40 мин доходим  до  конца  моренных  отложений  и  выходим  на  небольшую  травянистую площадку на правом берегу реки, с которой за 15 мин спускаемся по крутому (до 350) травянистому склону (по тропе) к слиянию р. Культор и Культор Зап. (левый приток р. Культор из цирка пер. Эпюра, Онтор).  Продолжаем спуск по тропе по  травянистому с отдельными выходами крупной осыпи правому берегу р. Культор (Фото 100). Сразу после слияния долина образует ступень (до 250), затем её уклон уменьшается до 50, несмотря на встречающиеся в обилии заболоченные участки, на этом отрезке пути можно легко найти место стоянки. Через 50 мин после слияния выходим к широкому разливу реки, минуем его за 20 мин ещё за 15 мин выходим к устью ручья – правого притока  р.  Культор.  Переходим  его  по  камням  (ширина  около  3  м),  ровно  как  и следующий правый приток, впадающий в реку в 100 м ниже (на переправу через 2 ручья и движение от одного до другого тратим 15 мин). После впадения второго ручья характер  правого  берега  реки  меняется  –  начинается  крупно  осыпной  прижим (крутизна ската к реке до 300, длина 500-700 м), проходим его, придерживаясь тропы (она промаркирована турами) за 40 мин, входим в зону леса. Дальше спускаемся по долине  р.  Культор  по  хорошей  тропе  идущей  по  лесу  на  правом  берегу  реки, периодически     встречаем     хорошие     места     для      стоянки.     Долина     постепенно поворачивает на З. За 50 мин движения выходим к хорошему мосту через р. Культор, примерно в 1 км выше её слияния с р. Онтор. Переходим по мосту на левый берег р. Культор.  Продолжаем спуск к слиянию рек Культор и Онтор по тропе. Тропа сначала забирается достаточно высоко по левому борту долины р. Культор, немного срезая конец отрога, разделяющего долины р. Культор и Онтор, затем резко спускается к слиянию рек (травянистый поросший лесом склон крутизной до 350). За 40 мин от моста спускаемся к р. Онтор, немного выше её слияния с р. Культор. Переходим на левый  берег  р.  Онтор  по  хорошему  мосту  и  оказываемся  на  хорошей  грунтовой дороге. Спускаемся по долине р. Онтор (после слияния с р. Культор это называется долиной р. Каракол) по её левому берегу (Фото 101). Идём по грунтовой дороге на ССЗ и за 30 мин выходим к альплагерю «Каракол» (Фото 102). Становимся на стоянку на поляне лагеря, стоянка платная, но цены приемлемые (10 сом с палатки за ночь).

Впечатления. Рекомендации.

После многих дней, проведённых среди снега, льда, морен и высокогорных пастбищ, забываешь,
что в горах ещё есть лес! :)

Долина р. Каракол (а\л «Каракол») – г. Каракол

4 - 40

Общая протяженность пути: 18 км
Ходовое время: 4 часа 40 минут
Перепад высот: 1000 м (-1000)

Спуск по долине р. Каракол до
г. Каракол

От а\л «Каракол» вниз по долине р. Каракол (по левому берегу) идёт хорошая
грунтовая  дорога.  Дорога  проезжая  для  машин,  идёт  местами  на  значительном удалении от реки. В долине р. Каракол ниже а\л «Каракол» можно встать на стоянку практически в любом месте, вода – в р. Каракол (не очень чистая) и её притоках (чистая), есть дрова. Начинаем спуск по долине р. Каракол из альплагеря по дороге. Через  15  мин  после  выхода  из  альплагеря  переходим  ручей  –  левый  приток р. Каракол – по камням (ширина до 5 м), это занимает 5 мин. Продолжаем спуск по дороге  и  через  2  ч  40  мин  переходим  ещё  один  ручей  (переходим  по  камням, ширина – до 10м, переправа заняла 5 мин), через 25 мин после ручья переходим на правый берег р. Каракол по автомобильному мосту и продолжаем спуск по дороге по  правому  берегу  реки,  за  40  мин  выходим  к  КПП  национального  парка.  По счастью в здании КПП никого нет (если бы были – наверняка захотели бы денег). За КПП начинается асфальтовая дорога. За 30 мин по асфальтовой дороге выходим на окраину г. Каракол. Здесь нас ждет заказанный автобус, который доставит нас в г. Бишкек.