Автор: Ирина Крамарская, Москва

Западный Кавказ

С 29 июля по 05 августа наша команда из турклуба МИТХТ в составе 5 человек совершила небольшой и не сложный поход по Западному Кавказу, республика Адыгея.

Основная часть похода проходила по территории Кавказского государственного биосферного заповедника, считающегося самым большим на всем Кавказе. На всей обширной его территории произрастают и обитают тысячи эндемичных видов растений и животных, которых не встретишь более ни где в мире.

Итак, путешествие началось с живописного Гуамского ущелья, тянущегося гигантским разломом от пос. Гуамка до пос. Мезмай. Вдоль всей правой стороны проложена узкоколейная железная дорога, по которой раз в день со свистом и стуком проносится дрезина с туристами.

Все путешествие по ущелью нас сопровождал шум реки Курджипс, мелкого горного ручейка, который во время наводнения летом 2003 года буквально снес большую часть узкоколейки, после чего она так и не была до конца восстановлена. Но это отдельная грустная история, наша же задача состояла в том, чтобы посмотреть красоты этого, действительно сказочного, края, скрытого от посторонних глаз невысокими горами с крутыми скальными обрывами.

Гуамское ущелье мы «пролетели» почти на одном дыхании, временами забывая, что идем по краю крутого обрыва, на дне которого нас поджидают острые камни. Все группы, путешествующие по этому району и делающие остановку в пос. Мезмай, останавливаются на территории ГЛЮКа «Завадова поляна» (ГЛЮК – Горный Клуб Юных Краеведов), названного так по имени Геннадия Завады – жителя г.Ростов, основателя ГЛЮКа, отличного краеведа, и, «по совместительству», журналиста.

Вроде бы все прекрасно. Однако недостаток данного маршрута состоял в том, что нашей группе предстояло быстрыми темпами за полтора суток набрать высоту 1200 метров по крутой лесной тропке. Подъем сам по себе скучен и однообразен. Много не посмотришь, просто потому что не интересно. Под мерный стук сердца шагаешь вверх, чувствуя всем телом тяжесть двадцатикилограммового рюкзака. Вдох-выдох…. Чем круче подъем, тем глубже и чаще дыхание…. Вроде бы так учили…

Наконец, следующий пункт нашего путешествия – Ивановы поляны и склоны горы Зауда Почему Ивановы поляны названы именно так, а не иначе, мы, к нашему стыду, не выяснили. Зато мы их увидели. Когда мы вышли к полянам, солнышко уже прощально помахивало лучиком, намереваясь закатится за гору. И вот он, самый желанный и долгожданный момент: разъедание арбуза на высоте 1500 метров!

Арбуз весил 8 кило, и был героически донесен до места ночевки одним из членов команды. Жаль, что съеден он был несказанно быстрее, нежели донесен. Буквально через 10 минут от полосатой тушки остались одни корочки и косточки. Засыпали мы на вершине под вой ветра и блеск мириадов звезд.

Утро, как и накануне, солнечное, безветренное и свежее от росы. Скорый завтрак - и снова «вперед и вверх». За этот день нам предстояло протопать около 13 км, из них 11 - вверх. Пейзаж постепенно менялся, сказывалась высотная поясность. Из букового леса группа буквально вывалилась в разнотравье. При этом самый низкорослый член команды только шуршал в высокой траве, и обнаружить его местопребывание было весьма сложно.

Палило солнышко, постепенно обгорали носы и уши. И вот прохлада пихтового леса. Стволы деревьев достигали таких размеров, что наша группа не могла обхватить их. Уже на самой опушке нам встретился пень ТАКИХ размеров, что в течение почти часа мы с пеной у рта спорили о возрасте. Лет 300, не меньше!

Лес кончился, опять обжигающая трава, колючки, солнышко. По правую руку вдаль убегает хребет, на котором угадывается вершина Мезмай, на склоне которой нам предстоит пообедать. Она далеко, в легком полуденном мареве, а кушать-то хочется! И группа прибавляет шаг. Родничок, приятные камни – выветренный известняк, из которого здесь сложены все хребты, и низкая травка. Привал!

Дальше дорога уходит вниз. И опять наверх, где уже виднеются снежнички. Мы вступаем в пределы заповедника. Опять крутой подъем, на этот раз в голове бьется только одна мысль – не сбить дыхание. Сложный был день. Сначала набор высоты, потом опять потеря и вновь набор. Все вымотались и устали. На последних метрах ноги еле передвигаются. Скинули рюкзаки, поискали место для ночевки. Оно оказалось метрах в 35-40 от нашего привала. Одна мысль, что нужно опять надевать рюкзак и идти, убивала своей беспощадностью. Ноги отказывались повиноваться. Приходилось себя уговаривать: еще шаг, еще парочку, еще немного…

Усталость дала о себе знать, почти всю ночь ворочались, не могли уснуть. Утро тоже не порадовало – набежали тучи. Но идти вверх уже меньше. Мы уже на самом подходе к плато Лаго-наки. Еще около 12 км - и мы на озере Псенодах. Минут через десять, на подходе к Мурзикалу, на нас обрушился ливень. Низкая травка насквозь промочила «асолы», в которые была обута практически вся наша команда. Так дождь и сопровождал нас до самого озера.

Перевалили за хребтик и остановились… Вот они, горы! Те самые, пусть и не высокие, но все-таки горы! Вокруг вершин кружат тучи, кое-где громыхает гром. Мы уже совсем близко к апогею нашего похода – трем легендарным вершинам плато Лаго-наки – Фишт, Оштен и Пшехо-Су, овеянным легендами и тайнами. По левую сторону нашего движения высился красавец Оштен, упираясь своей могучей вершиной в серую тучу. Прямо по направлению движения – изящная Пшехо-Су, точнее - ее скальные отроги. Виднеются следы камнепадов и снежники. На Пшехо-Су заметны следы ледника, который разрастается ближе к зиме.

Небольшой привал под дождем. Спасал только тент, который постоянно сносило с наших штоков и телескопов, несмотря на то, что он был намертво примотан к камням. Сила ветра откровенно радовала… Опять подъем и опять спуск. Какая-то каменная гряда внизу не давала покоя… Вроде бы за ней цель нашего сегодняшнего пути – озеро Псенодах. Но по всем признакам его там нет. Пошли выяснять.

Еще на подходе мы услышали смех и детские громкие голоса. Так и есть, небольшое озерцо с прозрачной чистой водой и небольшой лагерь, который по началу мы приняли за стан спелеологов. Оказалось, что это просто подмосковная группа школьников из славного города Жуковский. Очень общительные и веселые ребята. Они рассказали нам историю о попытке подъема на Пшехо-Су этим утром. Гора не пустила. Впрочем, это и так было заметно. Вся скальная вершина была закрыта туманом. Наш маленький лагерь расположился за небольшим мысом буквально в 30 метрах от группы школьников.

К вечеру, как бы дразня нас, тучи рассеялись и обе вершины – Оштен и Пшехо-Су осветились розовыми лучами заходящего солнца. Если завтра погода позволит, мы пойдем наверх . Но…

Погода не позволила. Пасмурно, промозгло и сыро. Все опять скрылось за облаками и туманами. И мы пошли на Фишт-Оштеновский перевал (или перемычку). Сначала небольшой, но очень крутой подъем, а затем траверс по склону Оштена. Через полтора часа мы на перемычке.

Школьники, которые вышли на пару часов раньше нас, уже стояли лагерем под Пшехо-Су и ждали окна в погоде для восхождения. Гора не особо благоволила. Но часть группы все же выдвинулась на штурм. Как высоко они поднялись, мы так и не выяснили.

Прождав буквально полчаса на перевале, мы начали спуск на турприют Фишт, красные крыши которого просматривались с перевала даже в такую погоду. Спуск занял еще пару часов. Впрочем, никто не торопился. Уже поздно было торопиться. На приюте нас опять застал дождь, пришедший с моря. Когда же он закончился и дал возможность оглядеться, то первое, что бросилось в глаза – это знамена, которые мокрыми полотнищами еле-еле шевелились на ветру. Флаг республики Адыгея, знамя Фишта, флаг России и флажок БАСКа!

К вечеру опять небо расчистилось, тучи уползли. А нас догнала измученная и промокшая насквозь группа жуковских школьников. Они почти взошли, но опять помешал туман. Мы же решили попытать счастье на следующее утро. Пока мы ставились, мимо нас по одному проходили члены группы, спускавшейся с Фишта. Дождь застал их на подъеме. Ребята так и не дошли до вершины. Шли хмурые, злые, бесконечно усталые. Впрочем, они отыгрались на следующий день.

Вечер выдался на удивление живописным. Кучевые облачка окрасились в розовый цвет и мирно плыли в сторону озера Псенодах. День закончился безоблачной и ясной ночью. Утром, в половину седьмого, мы подскочили как ошпаренные с одной мыслью – проспали! Нос, высунутый из палатки, подсказал, что пока погода благоволит, надо идти. И мы пошли.

Пшехо-Су пребывала в хорошем настроении, чем мы и воспользовались. Правда, немного отклонились от тропы и вместо нашей горы, пошли на Фишт. Пришлось потом делать около 1,5 км крюк, возвращаясь на склоны Пшехо. Подъем занял 5 часов. И мы на вершине! Спуск – это еще два с половиной часа. Итого 7,5 часов восхождения, для первого раза - неплохо. На спуске нас немного обкапал дождик. Но ливень так и не дошел до нас. В этот день обед ознаменовался наличием деликатеса – кабачковой икры, которую мы обнаружили в местном магазинчике.

Подъем утром проходил грустно и тяжело. Сказывалась большая нагрузка прошедшего дня. А нам еще предстояло покинуть пределы заповедника, и в этот день спустится в Бабук-аул. По программе максимум, мы хотели уже оказаться в Дагомысе, но….

Перевал Белореченский мы со скрипом прошли. Перевал Черкесский пожелал нам приятного пути громом в спину и проливным дождем на голову! Такого ливня мы еще на маршруте не видели. Спустились в буковый лес. Через пару часов дождь закончился, и пополз туман. Жуткое и завораживающее зрелище. В голову полезли мысли об оборотнях, леших, ведьмах и прочей нечисти.

Однако солнце еще высоко, а идти нам еще долго. Вниз мы пробирались по мокрому душному лесу, скользя ботинками по размокшей земле. А где-то там маячил «веселый спуск» с перевала Майкопский, которым нас запугивали с самого начала. А тут еще и дождик! На удивлении, все спустились без проблем и увечий. А веселый спуск никто особо не приметил. Это к тому, что весело нам стало с того момента, как мы зашли под проливным дождем в лес.

Бабук-аул встретил нас гробовым молчанием и отсутствием живых душ. На наши призывы показаться, никто не отреагировал. И пришлось нам идти дальше, а солнышко в это время уже скрывалось за хребтом. Шум воды то приближался, то отдалялся. Где-то внизу, на дне обрыва за деревьями скрывалась река Шахе! Мутная после дождя и бурная, как и все горные реки. Эх, каяк мне!

Ставили лагерь и ужинали уже в глубокой тьме. Все были обессиленные и голодные. Голод пересилил даже желание завалиться спать. Во время ужина мы подверглись нападению диких ночных мышек, которые норовили сгрызть все, что попадало им лапки. Их мало пугал свет фонариков и, что удивительно, довольно громкие возгласы людей.

Мы решили, что это гордые лесные кавказские мышки, которые, как джигиты, не боятся ничего и никого. Потому подальше запрятали все продукты и отправились спать.

Весь следующий день мы шли по нудной, лишь местами красивой, дороге на Солохаул. На кордоне нас остановили и неласковыми словами объяснили, что наши пропуска просрочены на 2 дня, но после оплаты недостающих дней отпустили с миром. После окончания заповедника дорога совсем перестала быть живописной. Еще больше настроение портили лужи грязи, которые постоянно приходилось обходить.

После 13-ти км быстрого шага мы выпали в Бзыш – небольшую деревеньку на берегу Шахе. Там нам подвернулась машина, которая и доставила нас до конечного пункта нашего путешествия – Дагомыса, полного света, запахов и отдыхающих. Настроение заметно улучшилось во время нашей поездки. Мало кто может похвастаться, что побывал на Camel Trophy и еще меньшее количество народа может похвастаться тем, что принимал в нем участие. Мы теперь можем!

УАЗик вывез нас к самому вокзалу в Дагомысе. Дальше наш путь пролегал через Сочи в Адлер, а оттуда в Москву. Но путешествие наше уже закончилось.

До новых встреч Фишт, Оштен и Пшехо-Су!