Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Андрей Кавеев, г. Санкт-Петербург

Прикосновение. Алтай, 2009. Часть 2, горная

Начало здесь: Часть 1, лесная

Алтай, 2009 г.
Прохождение пер. Париж,
“Глубокая разведка” пер. Вектор,
И… использование платформы в горном походе.

Пос. Тюнгур – р. Кучерла - оз. Кучерлинское – разлив Аруколь - р. Йолдо-Айры - оз. Дорошколь – р. Кони-Айры - лед. Кони-Айры – пер. Кони-Айры (2А*, рад.) – р. Кони-Айры– р. Мюшту-Айры - лед. Мюшту-Айры – пер. Вектор (3А*, рад., 1-я ступень) - пер. Париж (3Б, рад.) – лед. Леонида – пер. Токмак (2А) – лед. Западный – оз. Синее и Зеленое - оз. Кучерлинское – пос. Тюнгур.br>

Участники похода (СПб):

1. Кавеев Андрей (руководитель, доктор)
2. Кавеева Елизавета (зам. руководителя, завхоз)
3. Гагарский Алексей (финансы)
4. Крошкин Илья (хронометраж)
5. Гуляев Алексей (ремонтник)

Столь длинное ”вхождение” в район позволило как следует осмотреть практически все верховья реки Кучерла и Кони-Айры. А также втянуться физически и “отболеть” всем городским болячкам, привезенным из далекого сырого города Питера. По этому дальнейшее нахождение в ледниковой зоне не вызвало абсолютно никакого дискомфорта. Особенность Алтая в том, что, в отличие от некоторых других горных районов, он позволяет организовать поход таким образом.

С радиального подъема на перевал Кони-Айры начинается собственно ”горная” часть похода.

11.08.09

Сегодня радиальный подъем на перевал Кони-Айры. Погода ходовая – пасмурно, но без осадков. Перевал достаточно простой и приятный для технической ”разминки”. По разведанной вчера осыпи поднялись к леднику за 25 минут, одели кошки, связались одной группой на две верёвки (50 м) и пошли. Лёд покрыт неглубоким снегом (фото 49), трещины есть ближе к перевальному взлету, частью закрытые, их немного и они легко перешагиваются. По леднику – 50 минут чистого времени.

Наклон взлёта 30-45о, толщина несфирнованного снега примерно 10-12 см. Поскольку у всех хорошие ботинки (у всех, кроме Леши Гуляева, пластиковые Asolo и Scarpa, у Леши – гортексовые Asolo), можно идти в 3 такта. Длина взлёта около 200 м. Время подъема – 45 минут. Седловина узкая, при большом желании можно поставить палатку (есть маленькая мульда за скалами), хотя места очень мало и может выдуть. С южной стороны склон осыпной (фото 50). Тур находится на скалах посередине седловины. Открывается вид в сторону р. Верхний Кураган (фото 51). С перевала взяли записку туристов МГУ под руководством Овчаровой А. В. от 7 августа этого года.
На спуске провесили 3 верёвки на ледорубах и ледовых инструментах, втыкались полностью. Замыкающий шел на спуск с нижней страховкой.

Собираем лагерь, перекусываем и идем на спуск. Фото 52 - вид с ледника в сторону р. Кони-Айры. До моренного языка внизу доходим за три тридцатиминутных перехода (под дождем по сырому травянисто-осыпному склону идется медленно). Далее переправляемся через поток в том же месте, что и вчера, и уходим по тропе. Сегодня до места заброски не дошли – испортилась погода, пошел сильный дождь. Лагерем встали на оборудованной стоянке напротив одного из курумников через один переход после водопада Кони-Айры (2 часа 45 минут грязного времени от места переправы). Далее по тропе была еще одна стоянка, длинный курумник, низина и болото, в которое лезть сегодня под дождем совершенно не хотелось. Опасно было и прыгать по мокрым курумникам под дождем.

Впечатления.

На перевал зашли довольно просто, без затей – весь подъём прошли в три такта, благо снег был плотный и держал хорошо. Каждый раз, первый перевал похода – как возвращение домой. Самое интересное место – граница морены и ледника – как граница 2-х миров, попадая в каждый из которых мгновенно начинаешь жить по новым законам. Как только спустились с ледника (на спуске до лагеря неприятная сыпуха – мелкая, подвижная)и перекусили, облака, всё это время бывшие на юго-западе, накрыли и нас. Пошёл дождь. На спуске к реке дождь усилился. Вот так погода пустила нас на перевал охотно, но теперь и выгоняла с охотой.

На середине спуска к реке произошла неприятность с далеко идущими последствиями. Андрей почувствовал сильный запах бензина из рюкзака. Выяснилось, что сломался один примус (мультитопливная горелка одноименной фирмы Primus). Сломалось пластмассовое соединение насоса с горелкой. Ещё одна проблема – насос был завернут в баллон, и в результате бензин протёк на личняк и спальник. В общем, все проблемы - результат того, что насос заворачивали в баллон с усилием, плюс не вывернули при транспортировке из баллона, но главное - того, что фирма Primus перестала делать металлические головки насосов. Вторая горелка, по счастью, была с насосом с металлической головкой. А далеко идущие последствия были таковы, что непонятно, как теперь группе разделяться перед восхождением на перевал Париж. Будем думать.
Все это происходило на склоне под дождем, что тоже не добавило хорошего настроения. Собрали вещи, пошли дальше. Все, как в классических лекциях по горному туризму: человек идет и нюхает бензин, ждите пневмонию.
После переправы шли по тропе под моросящим дождиком. Тропа жуткая – всё мокрое, скользкое, под ногами болото. Как только встали, с гор поползли на нас тучи, в долине, куда собираемся завтра спускаться, стоит густой туман – погода окончательно испортилась. Ужин готовили в палатке, гадая о завтрашней погоде. Андрей вывесил под защитой ветвей кедра на проветривание от бензина все вещи из рюкзака, а также сам рюкзак. Немного проветрилось, но скоро пришлось убирать: пошел сильный дождь и кедр стал протекать.


49. Пер. Кони-Айры

50. Вид на спуск в долину реки Верхний Кураган


51. Вид в сторону реки Верхний Кураган

52. Вид с ледника в сторону реки Кони-Айры

Перевал Кони-Айры (3125, 2А*), техническое описание.

Подъем на перевал со стороны ледника Кони-Айры. Ледник пологий, разрывы шириной менее 1 м в средней части ледника. Протяженность перевального взлета 200 метров, крутизна вначале 30 градусов, затем до 45. Склон покрыт плотным снегом, что позволило подняться в три такта. При наличии открытого льда может потребоваться навеска перил в верхней части. При прохождении радиально, на спуск потребовалось три веревки перил. Возможно, категорийность перевала повышает прохождение висячего ледника на подходе. Его обход – по мелкой и средней осыпи крутизной до 40 градусов между скалами, разделяющими языки ледника, и орографически правым ледовым языком.

Спуск в сторону р. Верхний Кураган – осыпной склон крутизной 30 градусов, протяженность примерно 200 метров.


Хронометраж дня

5.00 Подъем дежурных
6.00 Общий подъем
7.00 Выход
7.25 Выход на ледник
7.45-9.00 Движение по леднику в связке
9.00 Подъем по перевальному взлету
10.00 Начало спуска с перевала
11.30 Выход на морену
12.00 Перекус в лагере
14.30 Переправились через поток
17.15 Пришли к месту ночевки
20.30 Отбой


12.08.09

Погода ходовая – пасмурно с просветами. Временами появляется солнце. После вчерашнего ливня верховое болото раскисло окончательно, часть тропы вдоль реки исчезла под разлившейся рекой, и заметная часть тропы превратилась в ручей. Все были мокрые, и (кое-кто) пахнущие бензином. Требовалась капитальная просушка и проветривание.

За полтора часа грязного времени дошли до переправы через реку Мюшту-Айры. Перешли по бревнам, опираясь на найденные здесь же шесты. Еще через полчаса забираем все вещи из заброски. Рюкзаки снова весьма тяжелы – около 38-40 кг у мужчин. Поначалу пошлось очень тяжело, постепенно втянулись.

От слияния рек Мюшту и Кони есть тропа, но слабая, временами теряющаяся – признак того, что на ледники Мюшту-Айры люди ходят не так часто. По началу – набор высоты, потом путь выполаживается. Пересекаем небольшие курумники. В какой-то момент проходим мимо водопада (фото 53). Вся долина реки Мюшту – горелый лес с отрастающим подлеском (фото 54 – тропа опять потерялась). Упавшие стволы деревьев существенно затрудняют движение. В пасмурную погоду выглядит весьма мрачно. У нас, по счастью, были просветы.

Через пару переходов тропа выходит к остаткам избы, здесь же осадкомер и несколько обелисков. Далее тропа теряется в небольшом болотце, но путь дальше достаточно очевиден – нужно выходить на замшелую каменную гряду, которая подходит к большому моренному валу (фото 55) ледников Мюшту-Айры, так, что для подъёма на вал остаётся подняться по крутяку всего метров 15-20. Подниматься на моренный вал с самого его низа нецелесообразно, гораздо легче пройти сначала по указанной гряде. Проходим еще 20 минут, обедаем у чудом обнаруженного маленького ручейка, приходится делать небольшую ”заводь”, чтобы набрать кружку воды. Всего до обеда от места заброски делаем 4 перехода по 20 минут, отдых по 10 минут. Река Мюшту достаточно далеко внизу. Далее проходим по бурелому еще метров двести, и выходим к основанию моренного выноса. Последние деревья – здесь.

Поднимаемся на моренный вынос (фото 56). Здесь же начинается длинный моренный вал (фото 57), обходящий слева по ходу весь ледник Мюшту-Айры, а также прочие моренные гряды. Фото 58 – вид назад, в долину Мюшту. Идти по валу достаточно удобно, он хорошо промаркирован туриками (верхушка каждого тура – из белого камня, кто-то не поленился). Слева по ходу образуется "карман", внизу и на дальнем склоне которого зелёнка. Справа зачехлённый разорванный ледник (фото 59 – вот такие в леднике промывы). Думаем, не сделать ли здесь промежуточную заброску, все-таки решили не делать. Из боковой долины (ледника Леонида) течёт ручей, который срывается вниз мощным водопадом (фото 60), а потом пропадает под камнями. Поднявшись вдоль орографически левого берега ручья, попадаешь на верховое болотце, откуда ведёт путь на перевал Токмак. С гребня хорошо видны перевалы Вектор (в дальнем конце долины) и Париж (справа по ходу от него), фото 61, 62. Стоянки есть на гребне морены. Там же растёт ива и небольшие лиственницы, есть хворост. Мы же проходим дальше. Встаём в кармане, закрывшись от ветра мореной, но без оборудованных площадок – пришлось ставиться прямо на карликовую березу. Кстати, от начала горелого леса до водопада вода на тропе была только в одном месте (в низине на тропе, там, где мы обедали) и то, это маленький, чуть заметный ручеёк. В дальнейшем мы насчитали около 4 мест для стоянок на всей длине моренного гребня. Располагаются они в основном у каждого из трех ручейков вдоль долины. У последних двух - дров нет. От места обеда до места ночевки 4 перехода по 20 мин, отдых 10 мин, 1 переход (последний) 35 мин, перед последним переходом разведка места под стоянку – 40 мин.
Фото 63– перевалы Герда (2Б) и Молодых специалистов (2Б), камнеопасные кулуары.

Впечатления.

Ледники Мюшту-Айры – гораздо более приветливое место, чем исток Кони. Хотя, оказавшись здесь, чувствуешь, что место более глухое и суровое, чем, например, Дорошколь. С моренного гребня открывается красивейший вид на расположенную рядом пару перевалов, разделенную пиком Вектор (фото 64, 65). Это Париж (3Б) и Вектор (3А*) – одни из наиболее сложных перевалов Алтая. Перевал Вектор, к тому же, как и Аккемская стена, один из наиболее опасных. На пик Вектор, кстати, в 2006-м году было зимнее первопрохождение команды спасателей и альпинистов г. Новосибирска. по маршруту 6Б со стороны лед. Мюшту-Айры.
Южный склон цирка – поросший травой и кустарником, на северном – ледники. Поражает их близкое соседство, то, что находясь в лесочке, стоишь выше ледниковой зоны (фото 66). А моренный карман между южным склоном и грядой, по которой идет тропа – здесь вообще свой уникальный микроклимат. Весь склон заселен пищухами, почти до самого смыкания с ледником. Позже мы заметили, что даже когда непогода на всем леднике, в этом кармане тепло и уютно. Как нигде, чувствуешь, как хрупко бывает природное равновесие, если когда-нибудь моренный вал снесет ледником, то не будет и этого изумительного уголка с пищухами и бабочками.
Вечером шёл снег, но быстро таял.

Хронометраж дня
6.00 Подъем
9.30 Выход
11.30 У заброски
12.35 Выход
14.30-15.15 Обед
18.45 Вышли к месту ночевки
20.30 Ужин
21.35 Отбой



53. Водопад на реке Мюшту-Айры

54. Заросли

55. Моренный вал


56. Подъем на морену

57. Гребень морены

58. Долина реки Мюшту-Айры


59. Промывы в леднике

60. Водопад из долины лед. Леонида

61. Цирк Мюшту


62. То же

63. Перевалы Герда и Молодых специалистов


64. На закате

65. Перевалы Вектор и Париж

66. “Белое” и “Зеленое”

13.08.09

Делаем заброску в месте стоянки, под большим камнем. Кстати, минутах в сорока ходьбы далее по гребню оказались очень удобные оборудованные стоянки, в том же моренном кармане. Срочно сушим все мокрые после похождений на Кони-Айры вещи, перед сегодняшним выходом на ледник (мокрое практически все). Забираем с собой все снаряжение и продуктов на 5 дней. От места стоянки 1.5 часа чистого ходового времени по промаркированному гребню морены до выхода вправо, на ледник. Место выхода очевидно: идем по гребню, пока он не кончается, упершись в лавинный конус из кулуара слева по ходу. Далее идем по леднику минут 10-15 до места стоянки. Стоять удобно на ровной части ледника, метрах в двухстах от перевальных взлетов Вектора и Парижа. Отсюда очень удобно наблюдать за перевалами. На ледник с морены лучше выходить как можно позже, поскольку ледник неудобен для ходьбы - морщинистый и местами разорванный в верхней части.

После обеда втроем идем “знакомиться” с перевалом Париж. В три такта в кошках поднимаемся по плотно зафирнованному склону крутизной 20 градусов в начале, 35-40 в конце. Ступени практически не получаются, в основном ходьба на первых четырех зубьях. Так удается пройти около четверти всего перевального взлета, подъем занял 40 минут. Подъем заканчиваем, упершись в первые ледовые взлобки. Далее крутизна склона увеличивается, местами начинаются участки открытого льда. Просматриваем дальнейший путь. Спускаемся в течение 10-15 минут, в начале в три такта лицом к склону, затем пешком, лицом от склона.

Считаем, что прохождение любого сложного перевала (3А-3Б) требует суток предварительного наблюдения за склоном (отдых перед прохождением, “привыкание” к перевалу, выяснение мест и времени схода лавин, камнепадов, освещенности склона, наблюдения за погодой и т. д.), а также небольшой “разведки”. Последняя важна не только, чтобы посмотреть “как идется”, состояние снега и льда, путь подъема вблизи, протропить и сделать ступени в случае необходимости, но для того, чтобы снять некоторый “психологический барьер” тревоги перед подъемом. Этот барьер может и не сняться, а чувство опасности – усилиться. В этом случае стоит задуматься, может быть стоит полностью отказаться от прохождения перевала? Следует помнить, что подобная “разведка” скорее всего будет происходить в середине дня, когда склон, при соответствующей экспозиции, может быть камне- или лавиноопасен. Исключение, когда наблюдение и разведка не требуются - случаи очевидного протяженного открытого склона в хорошую погоду, но для “троечных” перевалов это, как правило, редкость.

Наблюдаем за состоянием склонов. Погода сегодня солнечная, редкая облачность. Экспозиция ледопада Вектор западная. Перевал, несмотря на ожидания, примерно до 17.00 был тих и спокоен. Ближе к вечеру и ночью произошло несколько мощных ледовых обвалов с орографически правой части второй ступени ледопада, на ледовое поле, разделяющее первую и вторую ступени. Ледопад перевала начинает освещаться солнцем примерно с 11-12 часов утра. При этом в течение дня попеременно освещаются различные участки ледопада. Наиболее опасная вторая ступень и ее орографически правое “крыло”, наиболее рваное, начинают освещаться после обеда, примерно с 15.00-16.00. Выглядит очень опасно – огромные ажурные ледовые козырьки, готовые в любой момент рухнуть.

Взлет перевала Париж имеет северо-западную экспозицию. Основная часть взлета начинает освещаться примерно в 13.00, сбоку. Однако основной ледопад (орографически левая сторона второй половины взлета) практически весь день находится в тени, за исключением самого верха, освещаемого примерно с 11.00 до 12.00. Вскоре после нашего спуска и возвращения в лагерь (17.00) мы наблюдали небольшой ледовый обвал метрах в десяти левее нашей наивысшей точки подъема. Стало неуютно. Нижняя часть склона периодически простреливалась камнями слева по ходу, из скального кулуара. Но достаточно далеко от линии подъема.

После обеда и до 21.00 идут обсуждения вариантов подъёма, сборы, инструкции и рекомендации Илье и Леше Гуляеву, так как предстоит плановое разделение группы. Те, кто остается внизу, должны будут вернуться на последние оборудованные стоянки и в течение четырех-пяти суток (в зависимости от погоды) дожидаться группу восходителей. Приготовление пищи у ребят – на дровах, которых там оказалось в избытке. В случае отсутствия группы к указанному сроку – выход на турбазу Кучерлинского озера, вызов спасателей и прочие неприятные вещи.

Завтра планируем подъем в 2.00 ночи.

Впечатления.

Да, погода сегодня действительно радовала. С утра высушились, что было просто необходимо, ибо на перевал с сырыми вещами никак нельзя.

Состояние ледопада, вероятно, более или менее опасно в зависимости от сезона. Нынешний сезон считался многоснежным, что заметно по большому количеству фирна и старого желтого снега на перевалах. Перевал Париж не менее впечатляет, хотя выглядит гораздо более спокойно.

В горах наблюдается сегодня удивительное кино: чуть похолодало, как из долины Кони-Айры потянулись тучи, туман. Скоро такие же стали образовываться и в нашем закутке. Причудливые формы: мимо нас проплывет целый “зоопарк”: лошади, горные козлы, и прочие представители местного животного мира, и всё это в лучах заходящего солнца. Ледник, на котором мы стоим, покрыт слоем камней – местами и не догадаешься, что ледник, скорее огромный карьер. На леднике встречаются озёра с зелёной водой и речки - "аквапарки".

Некоторое время колебались, с чего начать: с общего восхождения на Вектор (планировался радиальный выход до ледового поля) или восхождения группы “энтузиастов” на Париж. Решили, что, так как погода хорошая, выбираем второй вариант.

К вечеру всю долину и нас накрыли, как покрывалом, туманы-облака. Зарыты все перевалы, холодно. Надеемся, что к утру развиднеется. Андрей, Лиза и Лёша Гагарский очень сосредоточены, серьёзны, особенно Лёша. Второй день ходит молчаливый, много сидит и думает. Для него это первое прохождение 3Б. Вот вновь, в 21.45 с перевала скатился, по звуку, большой "чемодан", разбился на куски со звуком выстрела, обломки покатились дальше. Будущие восходители в палатке проснулись…

Хронометраж дня

6.30 Подъем, сушка и сортировка вещей, заброска
12.15 Выход
14.15 Выход к месту стоянки у перевалов, обед
15.05 Выход на “разведку” перевала Париж
16.00 Подъем до первых ледопадных участков
17.00 Возвращение в лагерь
17.20 Ужин
21.05 Отбой


14.08.09

Проснулись в 2.00 без будильника, сами. Восхождение отменяется – выпал снег. Толщина слоя 7-10 сантиметров. По всем канонам, идти нельзя. Откладываем на завтра.

В 7.00 сыро и холодно. На небе – плотная облачность. Однако примерно к 10.00, (момент выхода солнца из-за хребта) облачность начинает рассеиваться по мере прогревания воздуха. Появляется голубое небо. Снег на склонах и леднике начинает таять. Полностью снег стаивает к обеду.

Наблюдаем за склонами - на Париже виден след свежей лавины, сошедшей в узком горлышке примерно посередине перевального взлета. Там как раз проходит намеченный путь подъема, а обойти это место нельзя. Лавина сошла, по-видимому, сразу же, ночью. Больше в течение дня мы лавин не наблюдали.

В ледопаде Вектора по-прежнему тихо всю первую половину дня. Что-то начинает валиться вечером, причем только во второй ступени.

Завтра на 2.00 ночи планируем вторую попытку.

Впечатления.

В 2.00, потом в 4.00, потом в 7.00 перебираем все известные ругательства по поводу погоды. Завтракаем, сидим впятером в палатке, общаемся, вылезаем к обеду.

После того, как солнце прогнало облака, погода установилась отличная. Кое-кто даже загорает, ну очень хотелось! Ранний ужин. Собираемся ко второй попытке ночного выхода. Снова инструктируется “группа поддержки”. Главное – разводить костер правильно. Только в сложенном очаге на камнях. Иначе погода испортится всерьез и надолго.

Интересно наблюдать издали за камнепадами. Со звуком пушечного выстрела откалывается каменная глыба от скалы и летит вниз. Быстро ищешь её глазами, стараясь как можно раньше увидеть момент падения. И вот он, громадина, медленно летящая вниз. Именно медленно, потому что из-за огромных масштабов гор, камня и приличного расстояния от нас до линии падения создаётся впечатление "человека на Луне": камень не спеша падает, как в замедленной съёмке, ударяется, раскалывается на несколько частей, и продолжает свой путь вниз. Камни даже падают с гордостью. Осколки, как детские мячики, с лёгкостью отскакивают от скальных выступов, вращаются и летят. Их скорость начинает ощущаться только когда они, достигнув поверхности, начинают катиться по ней. Вот тут-то и соизмеряешь их не маленькие размеры с огромной скоростью.

Ещё одна особенность нашего места стоянки – ледник расположен в самом конце долины, фактически в тупике и ограждён 1,5 километровыми горами. Из-за этого возникает интересное явление: ветер, гонящий облака с севера на юг, отражаясь от гор, дует с юга на север.

Хронометраж дня

2.00 Проснулись, плохая погода, спим дальше.
4.00 То же.
7.00-12.30 Завтрак, затем отдых
13.00 Обед, снова отдых
17.30 Ужин
20.15 Отбой

15.08.09. Перевал Вектор

Подъем в 2.00. Небо – частично звездное, частично закрыто облаками. Завтракаем, собираемся, обвязываемся. И КАК ТОЛЬКО мы обвязались, буквально в течение минут 10-15 тучи сгустились и повалил снег… Повторилась примерно вчерашняя погода. Но сегодня в итоге нападало сантиметров 10-12 (фото 67). Легли спать, как были, в обвязках. К утру снег кончился. Чувствовалось, что повторится вчерашняя ситуация: взойдет солнце, облака разгонит, снег растает.

Принимаем решение: сегодня всей группой проходим радиально первую ступень ледопада Вектор. Пара фотографий: фото 68, 69. Может показаться безумным идти на ТАКОЙ перевал сразу после непогоды. Однако решение считаем достаточно взвешенным. Во-первых, вышли на перевал, только убедившись, что погода устанавливается такая же, как вчера. Во-вторых, прохождение ледопадов, покрытых свежим снегом, гораздо безопаснее, чем прохождение протяженных снежно-ледовых склонов. Причина очевидна – ледопады на Алтае состоят, как правило, из относительно невысоких (в пределах веревки-двух) ярусов-ступеней. Крутые ледовые участки относительно короткие, и весь свежий снег сразу же перераспределяется по ледовым полкам. В-третьих, вчерашние наблюдения показали, что даже после свежего снегопада ледовые обвалы до вечера не начинаются. В общем, вся первая ступень (по крайней мере, на этот раз) произвела впечатление достаточно тихой и спокойной.

“Глубокая разведка” пер. Вектор (3А*, 3560 по классификатору),
радиально по определяющей стороне с лед. Мюшту-Айры.

Перевал (фото 69) представляет собой ледопад, состоящий из двух ступеней. Протяженность первой ступени – около 650 метров. Протяженность второй – ориентировочно 250-300 метров. Ступени разделены ледовым полем крутизной до 15 градусов и протяженностью ориентировочно 200 метров. Вторая ступень выводит на Западное фирновое плато Белухи с запада. Группой пройден участок 0-1 – первая ступень и просмотрены участки 1-2 (ледовое поле) и 2-3 (вторая ступень).

Первая ступень – примерно 200 метров в связке (без промежуточных буров, входим в ледопад орографически слева, затем идем влево по ходу, затем выходим в центр), затем 9х50 метров перил по ледовым мостам и взлобкам крутизной 45-50 градусов (держимся примерно центра ледопада), в отдельных местах до 70 градусов. В верхней части первой ступени – два участка, проходимые в связке с одновременной страховкой. Их протяженность - примерно 150 метров.

Участок 1-2 – ледовое поле крутизной примерно 15 градусов, своеобразная “ледовая морена”, полностью перекрытое ледовыми обвалами. Участок 2-3 – вторая ступень. Она, по нашему мнению, вероятно, предъявляет те же технические требования, что и первая, при меньшей протяженности. Возможно несколько большее количество натечного льда, по сравнению с первой ступенью.

Наше мнение: техническая сложность перевала соответствует ажурному ледопаду средней сложности, усредненной крутизны 45-50 градусов. Повышенная опасность перевала определяется возможностью ледовых обвалов, преимущественно с ”крыльев” второй ступени ледопада. Обвалами перекрывается все ледовое поле. Однако при нас обвалы накрывали в основном левую по ходу его половину. Тактически целесообразно за первый день (умеренно нагруженный) пройти первую ступень, не доходя 50 метров (последний ярус) до ледового поля. Здесь можно найти достаточно безопасные места для ночевки, хотя ледовые обвалы захватывают и эту зону. Далее при благоприятных погодных условиях (в день выхода и как минимум день-два ранее!) как можно быстрее пройти оставшиеся 50 метров и ледовое поле (по нашим оценкам, должно занять в пределах полутора часов) и как можно быстрее уйти в ледовые карманы второй ступени. Вторую ступень также рекомендуется проходить, не задерживаясь (подъем логичен по ее центру, до нижней точки). При неблагоприятных погодных условиях возможны ледовые обвалы, как с “крыльев”, так и с середины второй ступени. Эти обвалы могут перекрывать и верхнюю часть первой ступени, по крайней мере, последние ее 150-200 метров. Также обвалы могут захватывать оба края первой ступени, чему свидетельством огромные (протяженностью не менее 150 метров, фото 70) ледовые конуса выноса внизу, особенно с правой по ходу части. Поэтому при прохождении как второй, так и первой ступени, нужно придерживаться середины ледопада.

Перевал Вектор выводит на Западное плато Белухи с запада. С этого плато далее можно спуститься на ледник Черный.




67. Непогода

68. Вектор поближе

69. Путь подъема


70. След ледового обвала

71. Выход на ледовое поле и 2-ю ступень

72. Укромное место

Подъем до верхней точки занял пять часов (нужно учесть, что поднимались мы налегке). Выше остался последний ярус первой ступени, протяженностью около 50 метров (фото 71), за ним – ледовое поле. Обедаем, спрятавшись под нависанием в мощной горизонтальной трещине (фото 72) и пристраховавшись. Место достаточно хорошо укрыто от ледовых обвалов, можно ставить палатку и ночевать. Подход же к трещине был перекрыт следом мощного ледового обвала, если повалит – будет лететь совсем рядом. Большие ледовые обвалы мы видели с орографически правой части (“крыла”) второй ступени, а орографически левая была от нас отчасти скрыта, так что поручиться за её спокойствие нельзя. Орографически правая часть "оживала", будучи освещена солнцем ближе к вечеру. Левая - теневая и по идее должна быть спокойнее. Следы обвалов также замечены в нижней части первой ступени, там, где мы прошли в связке. В трещине хотя и безопасно, но как-то неуютно. Близится вечер и хочется как можно быстрее уйти, до того, как обвалы начнутся.

Отмечаем, что, несмотря на приведенное выше описание, все не так уж безнадежно. За время нашего спуска ни одного обвала на второй ступени не произошло. Если бы мы пошли на подъем, а не на спуск, мы бы успели пройти, нас пропускали. Забегая вперед, отметим, что благоприятная погода сохранялась и на следующий день. Будь такая задача, можно было бы ночевать в месте обеда, и за второй день пройти перевал на подъем полностью. Но такой задачи не стояло. Планировалась лишь “глубокая разведка” и ледовая тренировка для всей группы.

На спуск было провешено 8х50 метров веревок, крепление на буре-сбрасывателе. Примерно на середине спуска погода испортилась - налетела тучка, почти прозрачная, и из неё повалил снег, не пушистый, а комочками. Сквозь такую тучу можно видеть солнце, но при этом сыпало хорошо, и ничего вокруг видно не было. Выпало сантиметров 5 снега. После циклонной сырости первая звёздная ночь конденсирует влагу из воздуха и под утро туча гарантирована.

Спуск (200 метров в связке) заканчивали в темноте. Весь спуск занял 4 часа 40 минут.

По нашему мнению, возможность прохождения перевала Вектор критически зависит от сезона и погоды. Слишком жаркая погода и сухой сезон наименее благоприятны.

Впечатления.

Решение идти в ледопад после выпадения 10 см свежего снега было непростым. Однако изложенные выше резоны, по нашему мнению, данное решение вполне оправдывают.

Прохождение таких препятствий должно сопровождаться непрерывным “прослушиванием себя”, своих внутренних ощущений, чувства опасности и запрета/разрешения дальнейшего движения. Как при подъеме, так и на спуске все было достаточно спокойно. Чувство опасности появилось при выходе в верхнюю часть первой ступени, последние 50-100 метров.
В целом ледопад выглядел ОЧЕНЬ стремно, хотя шелся вполне спокойно. Сераки - словно фигуры огромных животных. Кто-то видел лошадь, кто-то медведя, а кто-то выводок пищух. Следы ледовых обвалов, как старых, так и более свежих, были видны, так или иначе, на каждом ярусе первой ступени. Весь верх первой ступени практически представлял собой “ледовую морену”.

Леша Гуляев потом сказал, что во время всего подъема у него было ощущение “глаз, глядевших на него”.

Несколько фотографий с подъема на перевал: 73-82.

В темноте от начала ледопада до нашего лагеря идти было минут пять. Однако свежий снег припорошил весь ледник, и мы минут двадцать не могли найти наши палатки, очень хорошо присыпанные снегом. Грустно ходили в темноте, бренча железом на обвязках, пока наконец Андрей не нашел лагерь первым, а остальные не вышли на него по GPS-ке. Ночуем впятером в одной палатке, поскольку платформу решили сложить заранее, чтобы она не мокла под возможным утренним снегопадом.

Ночью на Векторе опять начались обвалы. Кажется, что и со стороны Парижа что-то валится.

Завтра, если погода будет не хуже, делаем третью попытку выйти на перевал Париж. Сделали вывод о тактической нецелесообразности ранних подъемов в данных метеоусловиях (из-за большой влажности по утрам низкая облачность, возможен снегопад, видимость появляется только после восхода солнца и прогрева ледника). К тому же после достаточно тяжелого рабочего дня нужно было до какой-то степени выспаться. Плюс к тому экспозиция склона перевала такова, что ледопадная его часть в основном в тени. Подъем намечен на 9.00 утра.

Хронометраж дня

2.00 Подъем
3.45 Испортилась погода, снова легли спать.
10.00 Подъем, завтрак
11.15 Выход на перевал
11.40 Начало подъема
16.30 Обед
16.50 Начало спуска
21.30 Выход на ледник
22.00 Развязываемся, готовим ужин
00.30 Отбой


73. Начало подъема

74. Вход в первую ступень

75. Работаем…


76. В ледопаде

77. Ледяная “зверюшка”

78. Еще ледяные “звери”


79. Середина первой ступени

80. Ледовые волны


81. Вдруг испортилась погода…

82. Корона Алтая

Зверек Льда (сказка)

Коготки царапают ноздреватый лед. Лапки мерзнут, но лишь слегка. Вот глетчерный лед кончился, начался голубоватый натечник. Не беда! Зверек знает, как нужно держаться, чтобы не сорваться вместе с осколочками льда. Вот лапка находит маленькую трещинку, коготок подходит как раз по ней. Еще несколько метров – и рыхлый снег. Можно немного отдышаться. Потом стряхнуть с шерстки ледяную крошку, облизать лапки – и снова вперед. Это ничего, что лапки не достают до льда и зверек проваливается по самое брюшко и даже иногда по шейку. Главное – двигаться не слишком быстро, иначе устанешь и не сможешь идти дальше. Вот и снег переходит в фирн, близок конец Пути. Ура! Над перевальной седловиной восходит солнце. Можно найти ямку за камнем, защищающую от ветра, и погреться. Иней на шерстке постепенно тает, зверек радуется солнечным лучам. Вот и травинка припасена с собой – можно подкрепиться, ведь предстоит еще Путь домой. Зверек гладит лапкой снег. Он спокоен – он надеется вернуться, ведь Дома его ждут.

Когда-то давно весной, у пищухи-мамы появился зверенок. Он был очень любопытен, часто засматривался на горы, падал в ручейки и никак не мог запомнить, какая трава полезная, а какая нет. Однажды он увидел, как взрослые пищухи ловко прыгают по почти вертикальным каменным стенам, и он очень захотел тоже этому научиться. Тогда это казалось ему очень сложным и запредельным. Но вот он набрался смелости, подошел к опытным пищухам и попросил научить его. “Хорошо”, - ответили пищухи, - “мы попробуем, хотя у нас мало времени”. Зверек стал стараться прыгать, как они. В конце концов, у него стало немного получаться. А однажды зверек решил, предупредив других зверей, залезть на скальную стенку высотой целых семь метров. Он был еще мал и неопытен, но все-таки полез. Он лез очень долго, лапки постоянно срывались с зацепок, но, наконец, он долез почти до верха. И здесь силы у зверенка кончились, он сорвался вниз. Ему повезло, что внизу оказался склон, а не ровная площадка. По этому он уцелел, хотя ушибся очень больно. Придя в себя, он увидел, что рядом никого нет, и, наверное, уже давно, и помочь ему некому. Когда слезки на глазках зверенка высохли, он посмотрел на Горы, Реку и Солнце и сказал им: “Есть Вы, и есть я, научите меня тому, чего не умею я, и чего не умеют другие. Прошу Вас”.

Ледяная стена кончается. Сотни метров крутого льда позади. Спускаться вниз тоже нужно аккуратно, но зверек знает, как надо держаться за лед. Чутье позволит найти обратную дорогу в ледопаде. Не беда, что на пути к его полянке лежит морена с высокими скальными стенками. Другие пищухи не отваживаются, перебравшись через морену, выходить на ледник. Зверек Льда часто перебегает через эту морену по пути домой. Он знает, как надо держаться за лед и скалы, ведь Дома его ждут, и он помнит, кто научил его. И может быть, кто-нибудь еще захочет пройти по его следам?


16.08.09. Прикосновение...

83. Путь подъема

Пер. Париж (3Б), описание. Определяющая сторона перевала – со стороны лед. Мюшту-Айры. Подъем на перевал состоит из четырех частей (фото 83). Участок 0-1 – зафирнованный склон крутизной 20-30 градусов в начале, затем крутизна возрастает до 45 градусов. Протяженность 450 метров. Проходится в три такта, индивидуально. Участок 1-2 – первая ступень ледопада. Протяженность 350-400 метров. Прикрытый снегом лед крутизной до 45 градусов, есть трещины. Кое-где более крутые взлобки, которые легко обходятся. В менее снежный год не исключено наличие отдельных участков крутизной 55-60 градусов. Проходится одновременно, в связке, через промежуточные буры. Участок 2-3 определяет сложность перевала. Крутой ледопад с протяженными ледовыми стенами до 75 градусов. Натечный лед в большей части. Общая протяженность – 550 метров. Навеска перил на всем протяжении участка. Участок 3-4 – снежный склон крутизной 45 градусов вначале, постепенное выполаживание и выход на седловину. Закрытый ледник, имеются разрывы от 3 до 20 метров шириной, прохождение по ледовым мостам. Движение в связке с попеременной страховкой через ледоруб, зондирование. Протяженность участка – 450-500 метров.

Наиболее опасные участки.

1. Ледовая горловина в точке 1. Следы лавин и ледовых обвалов. Сюда попадает все, что валится с карнизов гребня слева от седловины.

2. Нижняя часть участка 2-3. Здесь 4х50м перил по ледовому желобу крутизной 45 градусов, в обход сераков. Желоб забит сыпучим снегом глубиной по пояс на первой веревке. Далее глубина снега – по колено и выше. На первой же веревке проходится полностью забитый снегом разрыв более метра шириной. Борта желоба местами из натечного льда, местами из плотного фирна, в котором бур держится очень ненадежно. Возможен сход лавин – необходимость перильной страховки на бурах в борта желоба.

3. Ледовая горловина в точке 3. Возможность схода лавин с участка 3-4 и гребня слева от седловины после снегопада.
Спуск с перевала на лед. Черный – простой снежный склон крутизной примерно 30 градусов. С этой стороны перевал Париж путают с пер. Герда. Второе название перевала Париж – Герда Ложный.

Отметим, что ледопад 2-3 нужно проходить орографически слева, ближе к скалам. Выход на орографически правую часть опасен – при нас там прошел ледовый обвал, и есть где копиться снегу.



Что можно сказать о восхождении? Подъем, спуск примерно по пути подъема, 3Б+3Б. Три дня, две ночевки в платформе. Непогода на перевальной седловине. Спуск по своим следам, местами перекрытым свежими лавинами. Работа на ледовых стенах крутизной 60-70 градусов. Последняя веревка в горловину 3 - целиком по 70-градусной стене из натечного льда. Инструменты выламывают полуметровые линзы. Ледовый обвал вблизи – мы с одной стороны серака, обвал – с другой. Это – Космос. Прикосновение к иной реальности.


На седловине мы обнаружили тур со старой запиской 1989 года:
"Группа туристов Горьковского Областного совета по туризму и экскурсиям в количестве 6 человек, совершая горное путешествие 4 к. с., вышла на пер. Герда (2Б) со стороны ледника Троновых 8 августа 1989 года в 18 часов. Метеоусловия: небольшая облачность, ветра нет, … . Состояние группы хорошее. Группа продолжает движение в направлении лед. Черный. Руководитель Зайцев В. Снята записка группы Целиноградского Совета по туризму и экскурсиям 4 к.с. (6 чел.) от 23 августа 1983 года. Маршрутная книжка № 105/83 (?), руководитель В. И. Дроженко".

Поскольку седловины Парижа и Герды со стороны лед. Черный очень близко, фактически вплотную, а седловина Герды сразу же выводит на висячее фирновое поле, без сброса высоты, то группы, пройдя седловину Герды, скорее всего, делали короткий траверс по фирновому полю, с небольшим набором высоты и заходом на седловину Парижа, а потом шли на спуск на лед. Черный восточнее, минуя фирновое поле. Впрочем, не знаю.



84. Ледопад Париж

85. Под перевалом

Подробнее об участке 2-4.

Первые 4х50 метров перил, как уже говорилось, по опасному ледовому желобу, крепление на бурах в левый по ходу борт. Далее желоб оканчивается, и еще 2х50м - выход из желоба и уход влево, в ледопад. Здесь лед мягкий, крутизна 45-50 градусов, буры держат плохо. Затем 2х50м по ледовой стене крутизной 60-65 градусов (натечной лед), затем траверс влево по ходу 25 метров под ледовым нависанием, и еще 15 метров вверх. Далее 2х50 метров натечного льда крутизной 50 градусов - выход под ледовую стену, перекрывающую весь склон. Вывеска платформы под небольшим нависанием (на бурах в натечной лед), несколько правее орографически от ее “горла”, выводящего на верхнюю часть перевала. Всего пройдено примерно ¾ длины перевального взлета. Отсюда до участка 3-4 – всего одна веревка, прямо через “горло”, включающая участок стены примерно 8 метров (в остальных местах высота стены – до 20 метров), 90 градусов голубого “бутылочного” льда. Мы решили (на следующий день) провесить три веревки в обход – возникло чувство запрета движения на этот участок. Как потом выяснилось, эти веревки - тоже технически очень непростые. Итак, после 20-30 минут разведки пути, навеска 25 метров перил - траверс от места вывески платформы влево по ходу, ледовая полочка шириной 10-30 см вдоль нависающей ледовой стены. Затем еще траверс 50 метров, на этот раз по 60-70 градусному натечному льду. Наконец, – 50 метров перил вертикально вверх по натечному льду крутизной 70-75 градусов, и оказываемся в точке 3. Последние две веревки оказались самыми сложными из всех. Обход точки 3 еще левее – опасен, так как сопряжен с выходом на участок, по которому велика вероятность схода лавин и ледовых обвалов с седловины и гребня. Отметим, что вязка акселераторов на промежуточных точках существенно ускоряет подъем.

Участок 3-4 в этом сезоне был перегружен снегом (очень снежный год), ледник был хорошо закрыт. При распутывании есть вероятность подрезать склон. Седловина достаточно широкая. Для укрытия от ветра есть маленькая мульдочка, в сторону ледника Черный (в ней мы и нашли тур). Снегопад застал нас на седловине (до этого была хорошая погода, переменная облачность). На спуске мокрый снег скатывался в своеобразные "розочки".

На спуск мы прошли несколько другим путем: от точки 3 провесили 2 веревки влево (по ходу)-вниз, и одну вправо (по ходу)-вверх, до платформы и второй ночевки. Таким образом, избежали неприятного траверса. Далее - 4 веревки по 50 м вниз по льду крутизной до 75-80 градусов, затем 1 веревка по снежному полю (прием последнего участника через ледоруб), и оказываемся в верхней части желоба, где провешиваем 4 веревки на спуск. В итоге спускались по более крутому льду, за то на 2 веревки короче, чем подъем. От точки 2 на спуск шли уже пешком в связке, кое-где закручивая промежуточные буры.

Чуть ниже точки 2 сохранились следы нашего подъема, однако практически на всем участке 1-2 они были стерты свежими лавинами после вчерашнего снегопада, а в самом низу мы обнаружили свежий лавинный вынос. То есть, участок 0-2 нужно проходить как можно быстрее как на подъем, так и на спуск. В принципе, в точке 2, под защитой первого серака, можно как-то ночевать, хотя места под палатку нет.

Вообще, на серьезных перевалах весь лед до 45 градусов нужно уметь проходить в три такта в связке (по крайней мере, на подъем).

Благодаря крутизне склона, большинство лавин (в основном с седловины и гребня) сваливается в первые же часы после начала снегопадов. Это нужно учитывать при разработке тактического плана подъема. Во время спуска по участку 2-3 на нас, как в “песочных часах”, почти непрерывно сыпался свежий снежок.

Пара обзорных фотографий перевала: 84, 85. И несколько фотографий с восхождения: 86-120.



86. К точке 1

87. Участок 1-2

88. Ледовая горловина


89. Точка 2, начало ледового желоба

90. Сераки

91. В желобе


92. Еще в желобе

93. После выхода из желоба

94. В ледопаде выше желоба


95. Работа на стене

96. Вот такие там стены…

97. Траверс


98. Стена

99. Сосульки

100. Вечер


101. Из платформы

102. Крепление платформы

103. Наша ночевка, точнее две


104. Наш дом

105. Начало траверса к горловине 3

106. Траверс


107. Перила

108. Облака

109. Вид вниз из горловины 3


110. Стена

111. Еще стена

112. На участке 3-4


113. Вид с перевала в сторону реки Катунь

114. Перевальная записка

115. Спуск на лед. Черный


116. Корона Алтая и Белуха

117. “Песочные часы”

118. По следам обвала


119. Свежий обвал

120. Лиза, “герой ледового труда”

Немного по поводу используемого снаряжения.

Применение в данном восхождении платформы было продиктовано такими соображениями. Первое, и главное: поскольку планировалось радиальное восхождение по определяющей стороне, то было очевидно, что предстоят высотные ночевки. Имелось описание, где достаточно сильная группа, провесив примерно 20 веревок по льду, не успела пройти ледовую стену за день и была вынуждена делать холодную ночевку в трещине на 60-градусном склоне. А если бы, к тому же, на следующий день у них была непогода? Желания устраивать несколько холодных ночевок или спускаться в непогоду в условиях большой лавинной опасности у нас не было. Кроме того, учитывая неустойчивость погоды, мы допускали, что погодное окно может быть достаточно коротким, и за день тем более не успеть выйти на седловину. Еще было описание, где группа успела пройти до седловины за день, но состояние склона позволило не опериливать желоб (менее лавиноопасно), а также пройти более упрощенно верхнюю стену, имевшую, в их случае, разрыв, и, в итоге, провесить на пять веревок меньше. Гарантии, что в этом году подобное возможно, у нас не было. Ну, и наконец, темп и физические возможности группы: не хотелось ломить, очертя голову, по ледовому маршруту (где-то уровня 5А альп.) лишь бы успеть за день до седловины (а также на другой день от седловины до ледника) любой ценой, а напротив, хотелось достаточно спокойно работать, получая от этого удовольствие и наблюдая за открывающимися видами. Кроме того, воспользоваться платформой было попросту любопытно, о том, чтобы кто-то ранее использовал ее в горных походах, мы не слышали. По итогам, считаем, что платформу вполне можно брать в сложные походы и таким образом, включать в нитку стенные восхождения. Будь такое желание, конечно. Мы использовали платформу, изготовленную А. Варваркиным (www.krukonogi.ru). Два человека живут в ней вполне комфортно. Трое – при необходимости.

На спусках по крутому льду мы использовали бур-сбрасыватель классической конструкции: бур с барабаном, на который намотан репшнур-тройка, соединяемый со вспомогательной веревкой. На участках относительно некрутого льда, прикрытого снегом либо подтаявшего на солнце, вспомогаловку приходится закапывать в снег, иначе есть риск, что она вывернет сбрасыватель под собственным весом. На более крутом льду, там, где вспомогаловку не закрепить, приходится сразу же нагружать ось сбрасывателя основной веревкой, чтобы создать дополнительное сопротивление произвольному выворачиванию. Это достаточно опасно. По этому мы придумали следующее. (с) Андрей Кавеев: бур-сбрасыватель "на зубочистках", просим любить и жаловать (фото 121).

121. Сбрасыватель “на зубочистках”

На основной верёвке делается петля ("восьмёрка" или "третий в связке"), в эту петлю втягивается вспомогаловка и крепится зубочисткой или спичкой, то есть зубочистка (оптимально – 4 шт.) вставляется в получившуюся петлю на вспомогаловке. В итоге вспомогаловка не выкручивает своим весом бур-сбрасыватель, даже на вертикальной или нависающей стенке. При сдергивании зубочистки ломаются, вспомогаловка выскакивает из петли основной верёвки и выкручивает бур. Можно сделать цивильно: например, привязать к буру стальной кружок с металлической планкой на пружине посередине (наподобие пряжки ремня) – это вместо петли на основной веревке и зубочисток. Технари поймут. Установка такой системы, спуск трех человек (два человека одновременно по двум веревкам, третий "заряжает" сбрасыватель и спускается), сброс и распутывание системы у нас занимали 15 минут.

Ну, и наконец, ледовое снаряжение. Мы использовали пару инструментов Charlet Moser Blue Ice плюс отечественный "Кайман-2" (для идущего последним ледовые траверсы) в сочетании с пластиковыми ботинками Asolo и кошками Grivel G-12. Это сочетание вполне хорошо себя зарекомендовало на натечных ледовых стенах. Хотя линзы, конечно, выкалывались.

Хронометраж восхождения

9.00 Подъем
12.00 Начало восхождения от подножья
13.20 Вход в ледовый желоб правее первого серака ледопада 2-3
20.45 Вывеска платформы
21.45 Ужин
2.00 Отбой
9.00 Подъем
11.30 Выход
15.40 На седловине
19.40 Возвращение к платформе
23.00 Отбой
7.00 Подъем, завтрак, сбор платформы
11.45 Выход
16.10 Завершение спуска
18.00 Воссоединение группы

Продолжение здесь: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4129


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100