Автор: Константин Сергин, г. Москва

Двусмысленности в популярном районе ц. части хр. Терскей-Алатау

Двусмысленности в популярном районе центральной части хр. Терскей-Алатау на Тянь-Шане.

При подготовке восхождения на пик Альбатрос и прогулки в цирке под пиками Делоне и Тамма
этим летом 2009г было отмечено несколько несообразностей, нестыковок.
При доброй воле знающих людей они могут быть решены. Вот две из нестыковок:

1. Расхождения в оценке пути, трудности и высоты пика Альбатрос

1) Итак, высота: не в первый раз наблюдаю нестыковки в названиях и высотах одних и тех же объектов. Вероятно, первые восхождения делались с барометрическим высотомером, либо просто с барометром, когда приличные топокарты были недоступны, GPS не изобрели... Почему все высоты выше истинных - могу предположить :)), но лучше обратиться к специалистам по психологии и к этой статье: http://www.russianclimb.com/russian/urubko_bajankol.html

2) Второй вопрос, который меня смущает: какой гребень - какого направления?  По классификатору Альбатрос (З) имеет высоту 4740м и трудность при восхождении по южному  (выделено мной, SK) гребню 2Б.

Причем,если посмотреть на топокарту и пару схем:

то упомянутый в классификаторе Ю гребень, по которому взошел первовосходитель - Ю. Мясин - это вовсе не восхождение с пер. Эпюра, ибо гребень, в котором находится этот перевал - западный, с некоторой натяжкой - юго-западный, что я и выделил в альпинистском описании, которое ниже. Южный (скорее юго-восточный) гребень подходит к вершине, которая на этих фото названа Альбатрос Восточный.

3) И третье: трудность восхождения с перевала Эпюра я оцениваю как 2Аальп. На среднестатистическую 2Б не хватает ни длины, ни сложности.

Итого, для себя я решил так:

1) разница в высоте.  Альпинистам и нам, горным туристам, не важны эти 200 м - все равно вершина низкая.

2) Восхождение с пер. Эпюра  - это и есть упомянутый альпинистами южный гребень, несмотря на то, что он реально западный или юго-западный. (Но не удивлюсь, если окажется, что что-то было напутано в давние времена и потом  стало привычной нестыковкой, на которую все закрывают глаза, ибо лень возиться, выясняя истину, как и с высотой)

3) Трудность восхождения с перевала до обозначенной   м н о й   вершины Альбатрос З. (на карте ALBATROS и высота 4485м по GPS) все-таки 2А, а вот если ее продолжить до следующей вершины, обозначенной  м н о й   Альбатрос В. (на карте 4583-1М и высота 4583,1м), то это будет 2Б. Но, не пройдя сам от Зап. до Вост. вершины, и не имея описаний, ручаться не буду. Также можно попытаться объяснить упрощение восхождения обилием снега в этом (2009) году или моей малой квалификацией.

Быть может, в альпинизме эти вопросы давно решены и я напрасно время теряю? Тогда жду хора желающих просветить меня и других  сразу же выложу правильную версию. Пишите sergin_k@inetcomm.ru. В интернете пока ответа нет. (12.2009г)

Описание нашего восхождения с картами, точками GPS, фотографиями здесь:

Для справки почитайте описание, взятое отсюда: http://mountains.tos.ru/~ar1.htm, более ничего толком не нашел в интернете  (12.2009г), по нему мы восходили, кстати :)

Маршрут на пик Альбатрос по южному (выделено мной, SK) гребню (4720 м - 2Б)

От бивуака под Северной стеной пика Джигит пересечь ледник на восток (1 час), затем на юго-восток в направлении перевала Эпюр (4250 м), который четко выделяется между массивом Джигит и пиком Альбатрос (4740 м). Лучше всего подниматься на перевал по правой части снежного склона между пиком Альбатрос и небольшим скальным гребешком Обычно ледник покрыт снегом. В верхней части, однако, может быть открыт бергшрунд. До седловины 3-4 часа хода. Затем поднимаются по юго-западному гребню (выделено мной, SK), причем первые 300 метров путь проходит по снегу, затем - по скалам до вершины (1,5 - 2 часа от перевала). Панорама великолепна. Спуск по пути подъема (3 часа).

2. Расхождения в местоположении пика Тамма

Расположение пика Тамма (4247,4м по топокарте) дано по схеме 1980г о прохождении пика и пер. Делоне (внизу). Требует проверки!

Схема 1980 г

Возможно, то, что я обозначил на фото и карте пиком Тамма, на самом деле - пик Кругозор, ибо не стыкуется с другой схемой-хребтовкой! Можно посмотреть подписанные фото в отчете:

и по:

Кусочкам обзорной
схемы 500м

Кусочкам листов
"пятисотки"

Гугловской модели - рельеф.
Не очень точно, но наглядно

Кусок старой хребтовки,
где на месте предполагаемого мной
пика Тамма, стоит пик Кругозор.
А п. Тамма значительно севернее.
Искать истину не буду,
оставлю это специалистам

На седловине, с которой, мы предполагаем,
начинается восхождение на пик Тамма.
На карте пер. обозначен IKS-PASS

Вид на пик Тамма
с подъема пер. Эпюра

с восхождения на пик Альбатрос

А так же по схеме из Отчета 3807 (1980г) о второпрохождении пер. Делоне по которому и шли. Очень интересно сравнить описание местности с разницей в 29лет. (Дополненный Отчет 3807 - внизу страницы)

Все карты, схемы и GPS привязки смотри в отчете, в ИТОГАХ, в разделе "карты".

______________________________

Отчет 3807 библиотеки МГЦТК (1980г),
комментарии Сергина К. по пер. Делоне 2009г выделены красным цветом

4-7. КОЛЬЦЕВОЙ ВЫХОД: лед.ЗАП.КАРАКОЛЬСКИЙ - лед.ОНТОР -пер.ОНТОР (3880м) - пик ДЕЛОНЕ (4170м) + пер.ДЕЛОНЕ (ДНЕПРОПЕТРОВЦЕВ) (3950м) (2Б) - лед.ОНТОР - лед. ЗАП. КАРАКОЛЬСКИЙ

Кусочек обзорной схемы 500м

Схема из Отчета 3807 (1980г)
о второпрохождении пер. Делоне

Гугловская модель - рельеф.
Не очень точно, но наглядно

Пик Делоне и непройденный, как мы полагали, перевал между пиками Делоне и Тамма находятся в боковом северном отроге хребта Терскей-Алатау (фото №38, схема на стр.35).Отрог соединяется с вершиной Джигит в хребте Терскей-Алатау через глубокое понижение - седловину перевала Онтор. Для восхождения на пик Делоне, посвященного 90-летию Делоне, и разведки, прохождения и описания перевала Делоне, как мы его условно называем, связывающего верховья рек Онтор и Культор, был выбран путь (траверс) по северному отрогу с перевала Онтор. Такой вариант пути позволял провести разведку перевала "сверху" и удобно и логично связывал вершину и перевал Делоне. Кроме того, такой путь являлся по нашим сведениям первопрохождением на всех его участках.

Характер пути по указанному кольцевому маршруту следующий. До пер. Онтор - движение по открытому, а затем закрытому леднику. Далее при движении от перевальной седловины до пика Делоне - разрушенный скальный гребень, скалы - простые, на отдельных участках - средней сложности. От пика Делоне до пер.Делоне - сначала разрушенный скальный гребень, далее до вершины 4120м - движение по покрытому глубоким снегом гребню (надувы, карнизы!) затем от вершины 4120м к пер. Делоне спуск по крутому (до 50°) снежно-ледовому склону (бергшрунд, трещины, снежный карниз с восточной стороны). Пер. Делоне: с востока - закрытый ледник, скально-осыпной кулуар с запада - осыпные и травянистые склоны, закрытый ледник. Маршрут проходился в условиях резкого ухудшения погоды во второй половине дня (снег, туман, сильный ветер, видимость падала до 50м и менее), с момента выхода на пик Делоне, Описание способов страховки будет дано в тексте ниже.

От лагеря №10 на лед. Зап. Каракольском до пер. Онтор - 3 часа (9-10 км), набор высоты - 280м от пер. Онтор до пика Делоне -3 часа (1,5-2 км), набор высоты - 290м от пика Делоне до пер. Делоне - 3,5 часа (1-1,5 км), сброс высоты - 220м и, наконец, от пер. Делоне до лагеря №10 - 2,5 часа, сброс высоты - 350м. Общее время движения - 12 часов, протяженность - 18-20км.

Из лагеря №10 группа в составе 4 человек (со специальным и бивуачным снаряжением, запасом продуктов и топлива на 2 дня) в 6 часов утра вышла для прохождения указанного кольцевого маршрута. Вначале - спуск по открытому лед. Зап.Каракольскому на лед. Онтор, открытый в нижней и средней части. Далее движение по закрытому леднику в связках к пер. Онтор. Непосредственно на перевал выход по короткой (5м), крутой скальной стенке. Высота пер.Онтор - 3880м. Снята записка от 1.08.80 группы туристов из Львова.

С пер. Онтор направилась вверх-влево (на север) непосредственно по гребню, преодолевая участки простых разрушенных скал, иногда - средней сложности (фото №39, 40). Движение в связках с одновременной, а в более сложных местах - с попеременной страховкой, используя элементы скального рельефа - выступы, перегибы и пр. Движение по разрушенному гребню требовало аккуратности, поскольку в отдельных местах его ширина не превышала 0,5м, а скальные склоны обрывались вниз от гребня почти отвесно. На всем пути к пику Делоне удалось найти достаточно простые (без применения крючьевой страховки и сложного лазания) обходы встречающихся жандармов, стенных участков и серии малых предвершин. Непосредственно на пик Делоне выход по крутому (40-50°) скально-осыпному склону. Высота пика Делоне - 4170м. На карто-схемах района безусловно ошибочно указана высота 4598м. Сняли записку от 2.08.80 группы альпинистов из Красноярска о первовосхождении на вершину по Западному гребню. С вершины пика Делоне открывается изумительная панорама на восток и на запад хребта Терскей-Алатау и его северных, а также и южных отрогов (см.фото №42, 43 - к сожалению резко ухудшающаяся погода не позволила получить качественных снимков). Сложность участка траверса от пер.Онтор до пика Делоне соответствует, по нашему мнению, 2А к.с. Без сомнения пик Делоне стоит рекомендовать включать в маршруты 4 и 5 к.с. как отличную панорамную вершину.

Далее, для того, чтобы выйти на пер. Делоне - как нам удалось просмотреть в минуты прояснения - группа продолжила движение по гребню к безымянной вершине 4120м (как потом выяснилось из наших измерений), с которой возможен спуск на перевал. На этом участке гребень меняет направление на северо-восточное. К вершине 4120м путь идет вначале по разрушенному гребню, а затем по глубокому снегу верхней части северо-западного склона. На этом участке в верхней части склона образован огромный карниз-надув направленный в сторону лед. Джигит (см.фото №44). Северо-западные склоны, идущие вниз от гребня, лавиноопасны - мы наблюдали следы свежих лавин. Группа двигалась в связках, след в след, в 4-5м от края карниза (ширина карниза около 2м). С вершины 4120м сняли записку от 14.07.76 грузинских альпинистов, ошибочно принявших её за пик Тамма.

От вершины 4120м на седловину пер.Делоне группа спускалась по краю гребня, имеющего вновь северное направление (см. схему), по снежному, а затем в 15-20м от вершины ледовому склону максимальной крутизной в верхней и средней части до 50°. Справа (на восток) склон (гребень) обрывался огромным карнизом (не менее 3м), слева поперек склона встречались многочисленные, прикрытые свежим снегом трещины. Протяженность крутого участка склона - 250м, общая протяженность - 350-400м. Группа спускалась в кошках, применяя взаимодействие связок (спуск "связка по связке") было использовано 7 течек страховки: верхняя - через ледоруб, остальные - через ледовые крючья (ледобуры). Последнего (верхнего) при спуске принимали с нижней страховкой (фото №45).

Высота перевала - 3950м. (по GPS - 4120м) Обнаружили тур и записку группы туристов из Днепропетровска от 4.08.77 о первопрохождении перевала из долины р. Онтор в долину р. Культор. Таким образом, наша группа оказалась на перевале второй, но вышла на него впервые по новому пути с прохождением отличной панорамной вершины - пика Делоне. Мы провели разведку восточных склонов перевала. К закрытому пологому леднику (не более 20° в верхней части) спуск идет по осыпному склону-кулуару, крутизной до 35°, протяженностью 100-150 м. (Этот ледник - для нас загадка. на общем виде склона

видно, что в 150 м под седловиной ни ледника, ни снежника нет. На еще более подробной фотке

виден ледник - левый приток лед. Джигит. Но до него от седловины не 150 м, а 400м.

На запад (в сторону лед. Онтор) группа спускалась по ледовому склону (крутизна до 30-35°, протяженность 150-200м), покрытому свежим снегом. Возможно, что ледник стаял и уменьшился, теперь, чтобы попасть на седловину, можно идти по снегу-осыпи. А на склоне ледник разорван бергом:

Далее спуск по правой части закрытого ледника (трещины) и выход на правобережную морену (см.фото №45). Ниже находится ледниковое озеро (на высоте 3580м) с удобными местами для ночевок. (места для ночевок есть, но озера уже не осталось) Далее к лед.Онтор простой спуск по осыпным и травянистым склонам (крутизна до 25-30°).

Сложность пер.Делоне (Днепропетровцев) по нашему мнению не выше 1Б, может быть, 1Б*. Туристы из Днепропетровска оценили перевал также как 1Б-2А.Перевал является логичным путем из долины р.Онтор в долину р.Культор и, на наш взгляд, имеет определенные преимущества перед традиционным путем через пер.Онтор, поскольку при практически той же сложности требует меньшего времени для прохождения из одной долины в другую.Кроме того, этот перевал менее трудоемок, так как почти полностью исключает длительное хождение по протяженным ледникам Онтор и Джигит, а также позволяет совершить подъём на панорамные вершины 4120м и пик Делоне.

К нашему прохождению стоит отнестись критично, возможно, мы выбрали не оптимальный путь - ведь это единственное описание слишком далеко от реальности оказалось, так что это был по сути первопроход. Может быть что-то недопоняли. Но, то что мы прошли, это все-таки простая и длинная 2А, а не 1Б и не советуем идти в "двойке". Пер. Онтор проще и, если бы не тропежка по закрытым ледникам, был бы намного быстрее :).

Общую сложность связки: пер.Онтор + пик Делоне + пер.Делоне (Днепропетровцев) мы оцениваем как 2Б и рекомендуем включать её в маршрут или радиальные (кольцевые) выходы в походах 4 и 5 к.с. Прохождение этой связки имеет как несомненный спортивный интерес (скалы, ледовые участки, хождение по гребню и пр.), так и возможность прекрасного "рассмотрения" и изучения центральной части хребта Терскей-Алатау и его отрогов