Автор: Константин Савенков, г. Москва

Отчёт о горном походе 4 к.с. по Ц. Тянь-Шаню в июле 2009 г. Часть 2 из 2

Продолжение. Часть 1 здесь

Отчёт о горном походе
4 к.с. по Центральному Тянь-Шаню (хребты Куйлю и Терскей)
в июле 2009 года

Глава 3. Прохождение маршрута

3.1 График движения по маршруту
3.2 Схема маршрута
3.3 Заброска продуктов на перевал Экичат Северный 2А (радиально с востока)
3.4 Перевал Киндык Западный 1Б
3.5 Перевал Оройсу Восточный 1Б п/п
3.6 Перевал Утренней Свежести 1Б п/п
3.7 Перевал Скалозуб 2А п/п
3.8 Перевал Дружба 2Б
3.9 Перевал Экичат Северный радиально с запада 1Б
3.10 Перевал Целинный 2Б
3.11 Перевал Валерия Грушина + перевал Каратор Западный (связка 2Б)
3.12 Подход под пик Джигит до 4100
3.14 Перевал Бригантина 2Б

3.9 Перевал Экичат Северный радиально с запада 1Б

каровое озеро - ледн. Экичат Левый - пер. Экичат Северный рад. с запада (4440, 1Б) - ледн. Экичат Левый - каровое озеро [20.07]

Категория трудности 1Б (радиально с запада)
Высота, м. 4440
Ориентация восток-запад
западный снежно-осыпной
восточный снежно-ледовый
Номер в классификаторе 4.54

Перевал Экичат Северный

Расположен: в хребте Куйлю, водораздел р. Кичи-Талдысу и р. Экичат.
Пройден: 20 июля 2009 года радиально со стороны ледн. Экичат Левый (с запада).
Описание даётся: от карового озера до седловины перевала, далее спуск обратно
С перевала снята записка: нашей группы от 15.07.2009.
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, верёвки (по числу связок).

20 июля

В 7:30 налегке выходим из лагеря на западном берегу карового озера. Обходим озеро справа по ходу и поднимаемся на гребень древней морены, ведущий к леднику Экичат Левый. По гребню подходим под открытый язык ледника (alt=4080). Крутизна льда - 25-30 градусов, однако на поверхности льда много мелких камней и снега, поднимаемся без кошек.

Пересекаем пологий ледник (3-5гр) на север, по направлению к перевалу Экичат (Фото 50). Путь преграждает ручей, разрезающий ледник на две части. Надеваем кошки и по 10 метровому ледовому склону крутизной до 45 градусов спускаемся к ручью. По камням переходим на левый берег, продолжаем идти по леднику на север. Далее следует подъём 15-20гр на верхнее плато ледника.

Верхнее плато ледника закрытое, связываемся. Придерживаясь левобережного кармана, подходим под западный взлёт перевала Экичат Северный (9:30, alt=4350). Подъём в лоб на перевал выглядит лавиноопасным, поэтому поднимаемся траверсом лавинных выносов снежного склона справа по ходу, выходя примерно на середину перевального взлёта. Здесь снега существенно меньше, чем в нижней части взлёта (10-20см). По снежно-осыпному склону крутизной до 30гр поднимаемся на седловину перевала (Фото 51, 9:55, alt=4440).

Находим в туре свою же записку, забираем продукты, занесённые нами на перевал в начале похода. Спускаемся обратно на запад по правой части снежника, вдоль границы снега и осыпи, к 10:40. На закрытом леднике связываемся, надеваем снегоступы - снег уже раскис.

Спускаемся по леднику по пути подъёма к 11:20. На языке ледника до 13:00 устраиваем ледовые занятия, посвящённые главным образом организации ледовых проушин (Фото 52, Фото 53). По гребню морены к 13:50 спускаемся в лагерь близ карового озера.

Резюме

Мы поступили правильно, решив не заносить продукты сразу к озеру, а оставив их на перевале. Ввиду успешной акклиматизации, поход из лагеря за заброской отнял немного времени и сил, позволил провести ледовые занятия и оставил достаточно времени на полноценную полуднёвку.

Расчёт ходового времени

Участок пути Время, чч:мм ЧХВмин, чч:мм ЧХВмакс, чч:ммПуть полный/в зачёт, км Перепад высот, м
Путь от лагеря под перевал 2:00 1:10 1:10 2.7/2.7 +350

ледовых проушин и спуска
по ледовому склону

3.10 Перевал Целинный 2Б

каровое озеро - р. Экичат - р. Теректы - ледн. Айлампа - ледопад ледника Айлампа - фирновое плато Теректы - пер. Целинный (5050, 2Б) - ледн. Куйлю Южный [21-24.09]

Категория трудности
Высота, м. 5050
Ориентация юг-север
южный снежно-ледовый
северный снежно-ледовый
Номер в классификаторе 4.52

Перевал Целинный

Расположен: в хребте Куйлю, между фирновым плато Теректы (ледн. Айлампа) и ледн. Куйлю Южный.
Пройден: 24 июля 2009 года со стороны фирнового плато Теректы (с юга на север).
Описание даётся: от карового озера под ледником Экичат Левый до верхнего плато ледника Куйлю Южный.
С перевала снята записка: ---
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, лавинная лопата (карниз), ледобуры, крючок Абалакова, репшнур, верёвки (перила 1х50м+4х50м+3х50м+4х50м, связки).

21 июля

В 8:40 выходим из лагеря у карового озера под отрогом, разделяющим ледники Экичат Центральный и Экичат Правый (alt=4000). Поднимаемся на гребень морены к югу от озера, спускаемся по гребню вниз, затем уходим с гребня левее, к молочно-белой реке, берущей начало от ледника Экичат Правый. Раннее утро, уровень воды низкий, по камням переходим на левый берег реки и спускаемся по нему вниз до слияния с левым притоком. В притоке вода тёмно-серого, практически чёрного цвета. Его также переходим по камням чуть выше слияния (alt=3740).

Продолжаем спуск по левому берегу реки у самой воды. Периодически встречаются осыпные и конгломератные прижимы, однако в силу низкой воды они легко обходятся по прибрежным камням. Один из прижимов обходим, перейдя на правый берег реки, однако вскоре возвращаемся обратно. Дальше река уходит в скально-конгломератный каньон. По 10-метровому конгломератному склону крутизной 30-35 градусов поднимаемся на травяное плато левого берега (Фото 54) и по левобережному карману ущелья (травянисто-осыпной склон крутизной около 25 градусов) обходим каньон реки.

Здесь начинается тропа, идущая вплоть до слияния рек Экичат и Теректы (Фото 55). Долина реки Экичат идёт уступами, пологие зелёные луга чередуются с крутыми (до 35гр), но непротяжёнными конгломератными склонами.

Спускаемся по тропе (Фото 56). Обедаем в тени большого камня перед осыпным прижимом (12:05, alt=3360). Здесь русло реки Экичат разбивается на несколько рукавов, среди которых есть один с прозрачной водой.

После обеда, в 13:35 продолжаем спуск по тропе, идущей на высоком левом берегу реки. Примерно за километр до слияния проходим чистый родник. Встаём на травяных площадках левого берега реки Экичат на уровне слияния её с рекой Теректы (16:05, alt=3120).

22 июля

В 6:50 выходим из лагеря и переходим реки Экичат и Теректы чуть выше слияния (Фото 57). Здесь каждая из рек разбивается на несколько рукавов, уровень воды в каждом из них - не более полуметра.

Оказавшись на правом берегу р. Теректы (7:10, alt=3090), выходим на тропу и по ней поднимаемся вверх по долине (Фото 58). Тропа скотогонная: утоптанная на каменистых участках долины и исчезающая на травяных лугах, где стада разбредаются и неспешно пасутся. Подходим к конгломератно-травянистому прижиму реки. Здесь тропа уходит наверх большого травянистого холма (Фото 59), мы понимаем это не сразу, какое-то время идём траверсом по крутым травянистым склонам.

Сразу за холмом берега реки на какое-то время становятся низкими, и тропа выводит нас к кошу (9:20, alt=3450). Здесь живут два пастуха с лошадьми, и пасётся стадо баранов около 400 голов. Продолжаем идти вверх по долине, пастухи гонят стадо за нами. Берега снова становятся высокими (Фото 60), все правые притоки реки - пересохшие. Поднимаемся на значительном удалении от реки, вдоль правого борта долины, дабы сократить путь: река, текущая у левого борта, достаточно сильно петляет, да и долина немного поворачивает налево по ходу. Впрочем, это даёт нам примерно 50м лишнего набора высоты - возможно, стоило идти по нижней тропе, ближе к реке.

Выходим к небольшому озеру среди моренных валов (Фото 61, 12:05, alt=3560). Это - первая вода за долгое время, и далее ничего лучше не предвидится. Перед озером, до начала древней морены, есть небольшой родник, но он достаточно сильно загажен. Останавливаемся на обед у озера.

После обеда, в 14:00 продолжаем подъём вверх по долине вдоль её правого борта. На протяжении километра в реку Теректы, берущую своё начало с ледника Теректы, впадает справа два притока (Фото 62). Нам нужен второй, стекающий с ледника Айлампа. Первый приток переходим вброд - уже вторая половина дня, уровень воды не позволяет перейти реку по камням (Фото 63). Глубина брода - до 70см, переходим стенкой в безопасном месте (15:30-15:40, alt=3600). Далее поднимаемся по моренному гребню, идущему по правому берегу р. Теректы. Пересекаем несколько моренных гребней и выходим к нужному нам притоку. Тот, в свою очередь, собирается из двух ручьев: один с левого кармана ледника, другой - с правого. Планируем встать лагерем близ трёх озёр, отмеченных на топокарте. Для этого нам нужно попасть к левобережному ручью. Переходим правобережный ручей по камням, пересекаем на север небольшой участок толстой покровной морены и выходим на обширное галечное поле. В западной оконечности поля, под языком ледника Айлампа, расположено одно из озёр. Два других находятся в 50-70 метрах на северо-запад, укрытые от глаз моренными валами.

Ставим лагерь на небольшом возвышении галечного поля (Фото 64), дабы избежать подтопления в случае подъёма уровня воды (18:00, alt=3850). Интересно, что на топокарте 80-х годов озёра (Фото 65, Фото 66, Фото 67) отмечены примерно в 300 метрах к СЗ от их настоящего положения - видимо, сползли вместе с мореной.

23 июля

Сегодня нам необходимо пройти ледопад, которым фирновое плато Теректы обрывается на ледник Айлампа. У ледопада восточная экспозиция, однако, его прохождение может потребовать значительного времени, поэтому выходим рано, в 5:35.

Обходим первое озеро справа по ходу (Фото 68), поднимаемся на зачехлённый ледник (alt=3900). В кармане ледник сильно разорван, идём по покрытыми мелкими камнями ледовым гребням слева по ходу от кармана (Фото 69).

Выходим на открытый и пологий (5-10гр) ледник Айлампа, поднимаемся по нему, придерживаясь левого борта. Впереди видна нижняя часть ледопада, вываливающегося из ущелья справа по ходу (Фото 70, Фото 72). Подходим под ледопад (7:50, alt=4230).

Существует два варианта прохода этого ледопада. Один вариант - по осыпи, снегу и зачехлённому льду левобережного рантклюфта. Это наиболее простой и быстрый вариант, однако и самый опасный. В свете высокой лавиноопасности в начале похода, решаем потратить день и пройти ледопад "в лоб", на безопасном удалении от камне- и лавиноопасных склонов. Дополнительный аргумент в пользу прохождения ледопада - наш поход проводится в рамках школы СУ, и будет прекрасно, если ребята получат опыт прохождения серьёзных ледопадов - а уровень данного ледопада, без сомнения, весьма серьёзен. Основная его сложность - прохождение двух "меридиональных" разломов "от уха до уха" в верхней части.

С ледника просматривается лишь нижняя, наиболее простая часть ледопада - широкий и достаточно пологий центральный кулуар, подсечённый ледовым отколом с левого борта ледника (Фото 71). Откол достаточно высокий 15-20, однако все трещины в кулуаре засыпаны и виден путь обхода слева по ходу. Изучаем следы ледовых обвалов и лавин в кулуаре. По центру кулуара расположен ряд сераков и небольших отколов, которые направляют снег и обломки льда вправо и влево. Это позволяет безопасно подниматься по центральной части кулуара.

Организуем связки (8:30). По пологому открытому леднику (5-10гр), обходя редкие разломы, подходим под центральную часть ледопада (Фото 72). По льду крутизной 15-20гр подходим под ледовый откол (Фото 73) и идём под ним влево с незначительным набором высоты до места, где ледовая стенка вырождается в склон крутизной 40-45 градусов и высотой около 5м. Поднимаемся по склону и оказываемся на достаточно большая площадка (10х10м, ок. 5гр) под кулуаром.

Далее поднимаемся по кулуару (Фото 74). В нижней части средняя крутизна льда до 35гр. Лёд мягкий, неровный, поднимаемся небольшим серпантином, чтобы фактическая крутизна была меньше. Проходим мимо серака, выше крутизна снижается до 25-30 градусов. Поднимаемся в направлении следующего большого серака по центру кулуара. Не доходя метров 30 до серака начинается участок более жесткого льда 30-35гр, переходим на одновременную страховку (ледобурная дорожка). Интервал между людьми в связках 25м, закручиваем один бур в начале крутого участка, второй - под сераком. Серак обходим слева по ходу, ледовый склон 45-50 градусов длиной около 10-15м. Третий бур - на площадке над сераком, где удобно собраться всей группой. Собираемся к 10:10.

Выше начинается часть ледопада, которая снизу не просматривалась. Поднимаемся по ледовому склону крутизной 20-25гр метров на 20, дальше - стенка 5м крутизной до 60 градусов. Проходим её с одновременной страховкой на бурах. Выше стенки продолжается пологий (20-25гр) ледовый склон (Фото 75), который выводит нас к первому меридиональному разлому (Фото 76).

Продолжая подниматься вверх, с попеременной страховкой проходим по мосту на ледовое перо, по перу проходим влево по ходу и выходим непосредственно к разлому. Глубина разлома - несколько десятков метров, ширина - около 15-20м. Проходим дальше влево и находим надёжный мост, состоящий из расклинившихся в разломе ледовых блоков - видимо, результат старого обвала. По этому мосту с попеременной страховкой пересекаем разлом (Фото 77).

Далее путь преграждает второй разлом (Фото 80). Его дальний край - ледовая стена высотой около 30м, протянувшаяся через весь ледопад. Подъём на стену удобен лишь в нескольких местах, где нет участков нависания и карнизов. Нижний край разлома - кружево сераков, трещин и перьев. Становится понятно, что стену придётся провешивать, но к ней надо ещё подобраться. В поисках надёжного пути через разлом пересекаем ледопад обратно, к центру (Фото 78). Путь лежит по серакам и ледовым блокам, присыпанным слоем снега (Фото 79). Опасности обвалов нет, крутые участки не превышают 2-3м и проходятся со страховкой через ледовые выступы. Тем не менее, путь не просматривается и занимает много времени: то и дело приходится возвращаться назад и искать другой вариант обхода очередного разлома.

Наконец, чуть правее центра ледопада находим ледовый мост через разлом. С попеременной страховкой на бурах связка подходит под стену. Провешиваем 50м перил по ледовой стене крутизной до 75 градусов (Фото 81). Выше откола - ровный (5-10гр) закрытый ледник с большими разломами. Верхняя точка перил - на двух ледорубах. Перила готовы в 13:45.

Поднимаемся по перилам к 15:30. Ледник пологий, но достаточно сильно разорванный (alt=4480). Снег уже раскис, несмотря на снегоступы, проваливаемся по колено и глубже. Есть протяжённые и извилистые разломы шириной 5-10м, пересекающие весь ледник. Все они закрыты сверху 0.7-1м снега, если ледовые перья и есть, то их не видно. Каждый из таких разломов (а всего их около 5) пересекаем далеко не с первой попытки, с многократным проваливанием лидера. Более мелкие трещины, к счастью, забиты снегом.

Стремясь уйти из зоны разломов, поднимаемся по леднику по направлению к левому борту ущелья, в карман ледника (Фото 82). Наконец выходим к нескольким громадным камням, лежащим на ровном леднике (16:30, alt=4530). Под одним из камней - мульда с водой. Решаем вставать лагерем, чтобы пройти этот ледник утром по твёрдому фирну. Ставим палатки за камнями, чтобы защититься от потенциально камнеопасного склона (Фото 83).

24 июля

Собираем лагерь и в 7:30 продолжаем подъём по фирновому плато, придерживаясь левого борта ущелья (Фото 83). На повороте ледника - небольшой ледопад, однако слева он вырожден - несколько разломов, закрытых снегом.

Проходим мимо перевала Магнит (Фото 84). Наш перевал - следующий. Относительно описания 1984 года конфигурация карнизов и торчащих из-под снега скальных выходов в цирке перевала поменялась (Фото 85). По описанию, на подъём - несложный ледопад, большая часть которого проходится ногами. Мы наблюдаем ровный ледовый склон крутизной до 45 градусов, подсечённый бергшрундом (Фото 86). Списываем на изменение снежно-ледовой обстановки. В остальном перевал идентифицируется достаточно точно: карниз слева от точки подъёма совпадает с фотографиями в отчёте, показания GPS также указывают на это место.

Севернее расположена вторая седловина перевала Целинный. Подъём на неё более пологий и короткий, однако на ту сторону она выводит на комбинированную скально-ледовую стену, на которую у нас нет описания. Связываемся по рации с группой МГУ, стоящей на леднике Куйлю Южный, узнаём, что судя по виду, стена камне- и лавино-опасна.

Над склоном южной седловины нависает обширный карниз. В месте наиболее широкой части карниза находится седловина перевала. Выбираем для подъёма ледовый склон орографически левее: во-первых, это единственный участок склона, полностью свободный от снега (хотя и наиболее крутой), во-вторых, над ним - карниз минимальной ширины, что делает путь подъёма безопасным и облегчает выход на перевал.

В связках по закрытому леднику крутизной до 20гр подходим под бергшрунд (Фото 87). Встаём ниже открытой части бергшрунда (9:40, alt=4900) - в случае схода карниза он защитит группу, ещё не вышедшую на перила. Начинаем провешивать перила, обходя открытый бергшрунд по мосту слева по ходу движения (Фото 88). Снега много, до льда удаётся докопаться лишь через 50м, в точке закрепления первой верёвки перил.

Первые три верёвки (Фото 89, Фото 90, Фото 91) крепим на бурах, средняя крутизна ледового склона - 45гр. Четвёртая верёвка выводит под карниз (Фото 92). Здесь лежит снег, который держится плохо и сходит вниз небольшими лавинками. Под карнизом склон положе, примерно 25-30 градусов. Высота карниза в точке подъёма - 2.5-3 метра, угол наклона - порядка 110 градусов (нависание). Лидер, провешивающий 4-ю верёвку, лавинной лопатой срывает часть карниза и выбирается на перевал (Фото 93). Точка закрепления 4 верёвки - два ледоруба, подстрахованные врытой в снег лопатой.

От точки выхода на гребень перевала (alt=5070) до седловины - примерно 70м на юг (Фото 94). Седловина перевала находится ровно над самой широкой частью карниза (15:40, alt=5050). На гребне попадаются трещины, карниз также отделён от перевала трещиной, поэтому выходим на седловину в связках, по мере снятия перильных верёвок. Тур организовывать негде и не из чего - есть лишь небольшой островок 30-градусной живой осыпи, всё остальное - снег и лёд.
На седловине перевала обедаем. В 100 метрах к западу от седловины расположена мульда. Обсуждаем и решаем, что ночевать на перевале не будем: во-первых, внизу нас ждёт дружественная группа, с которой у нас взаимодействие по школьному графику, а во-вторых - следующий перевал (Грушина) камне- и лавино-опасен, и подниматься на него надо рано утром. Спускаясь с перевала Целинный утром, на Грушина мы подняться безопасно не успеем и потеряем день.

Спуск с перевала Целинный на ледник Куйлю Южный представляет собой ледопад, стекающий со стены (Фото 101).
Выходим в 16:55. Используя технику "связка по связке", спускаемся в мульду (Фото 95, Фото 96, снежно-ледовый склон 30-35гр), представляющую из себя забитый снегом разлом, пересекаем разлом по мостам и с попеременной страховкой переваливаем через снежно-ледовый гребень за разломом (Фото 95, всего 150м со страховкой). За гребнем - пологая снежно-ледовая полка, на которой можно собраться всей группой. Ледопад засыпан снегом, фактически - крутой (25-30гр) закрытый ледовый склон с разломами. Идём вниз, обходя крупные разломы (Фото 97). В мелкие периодически проваливаемся.

Встречаются ледовые стенки и отколы, сверху их видно крайне плохо, поэтому надо аккуратно выбирать путь. По полке спускаемся влево. Здесь вдоль ледопада спускается ровный снежно-ледовый склон крутизной 35-40 градусов, однако он "заряжен" снегом, а сверху нависают камнеопасные разрушенные скалы. Спускаемся по ледопаду вдоль склона, затем снова уходим по полке к центру. Тем самым мы обходим зону крупных разломов, расположенных по центру в верхней части перевального склона.

Дальше пути вниз по центру ледопада нет - начинаются скальные выходы, обрывающиеся стеной на ледник Куйлю Южный. Скальный гребень уходит вправо, правее него ступенькой спускается снежно-ледовый склон. Крутизна склона на вертикальной части ступени - до 80гр (Фото 98, откол и край засыпанного разлома). Провешиваем верёвку 50м до выполаживания первой ступеньки (на ледорубах, сдёргивание - ледорубный крест). Аналогичным образом провешиваем верёвку 50м со ступени вниз. Вторая верёвка выводит на ледовый склон крутизной около 40гр. Отсюда провешиваем ещё 50м перил (Фото 99), целясь между скальным гребнем слева и скальным островком справа - двигаясь вдоль гребня, мы можем обойти откол, подсекающий ледопад справа (Фото 100). Над скальным островком склон становится круче - до 45-50 градусов. Вешаем четвёртую верёвку перил, которая через большой бергшрунд слева от скального островка выводит нас на ледник Куйлю Южный. Бергшрунд высотой около 3м и шириной около 1.5м, мост иллюзорный, приходится прыгать. Две нижних верёвки сдёргиваем при помощи ледовых проушин.

Далее по закрытому леднику (до 25гр в верхней части склона) спускаемся на ровную часть ледника Куйлю Южный в цирке перевалов Грушина и Целинный, удалённую от разломов и лавиноопасных склонов (Фото 101, 21:55, alt=4710). Ставим лагерь. Несмотря на позднее время, настроение у группы бодрое. Встречаемся с дружественной группой Ольги Добрушиной.

Резюме

Перевал Целинный - сложная и интересная 2Б. Сложность перевала определяется сразу тремя элементами: ледопадом к востоку от перевала, восточным склоном с карнизом и ледопадом западного склона. Рекомендуем в походе 4 категории сложности закладывать на прохождение перевала 3 дня.

Ледопад сложен в прохождении и ориентировании. Рекомендуется, чтобы у руководителя группы был опыт прохождения ледопадов уровня Каракайского или ледопадов Памира и восточной части Центрального Тянь-Шаня.

В тоже время, прохождение перевала вполне по силам группе, идущей поход 4 к.сл. и может быть рекомендовано команде, планирующей в дальнейшем повышать своё спортивное мастерство.

Расчёт ходового времени

Участок пути Время, чч:мм ЧХВмин, чч:мм ЧХВмакс, чч:мм Путь полный/в зачёт, км Перепад высот, м
Спуск от карового озера по реке Экичат до слияния с рекой Теректы 5:55 3:50 3:55 9.6/9.6 -880
Брод через р. Теректы 0:20 0:20 0:20 0.2/0.2 -30
Подъём по р. Теректы до озёр под языком ледн. Айлампа 10:50 4:504:50 12.5/12.5 +760
Путь по ледн. Айлампа до ледопада Теректы 2:15 1:25 1:35 3.4/3.4 +380
Прохождение ледопада и выход на ледовое плато Теректы 7:10 6:50 6:50 0.6/0.6 +250
Выход с края плато через зону разломов в левобережный карман ледника 1:10 1:10 1:10 0.4/0.4 +50
Подход по ледовому плато под бергшрунд южного склона перевала 2:10 1:20 1:20 2.0/2.0 +370
Прохождение южного склона перевала 6:00 5:50 5:50 0.3/0.3 +170
Всего на подъём 8:10 7:10 7:10 28.4/28.4 -910
+1980
Спуск с седла "связка по связке" до ледовой полки в верхней части северного склона 5:00 5:00 5:00 0.7/0.7 -360
Спуск по ледопаду северного склона до начала гребня
Спуск по перилам,
продёргивание верёвок и переход к месту
лагеря на ледн. Куйлю Южный

(место обеда)

Фото 62. Путь спуска с морены
к правому притоку р. Теректы
и подъёма по моренному гребню
за притоком

по нижней части ледопада

Фото 72. Ледник Айлампа.
Группа подходит под ледопад

Фото 73. Ледопад Теректы.
Выход на полку под

ледопада Теректы

Фото 78. Путь вдоль второго
меридионального разлома
до точки подъёма на плато Теректы

Фото 79. Группа в ледопаде

Фото 88. Начало подъёма на южный
склон пер. Целинный 2Б

Фото 89. Вторая верёвка
(южный склон пер. Целинный 2Б)

Фото 90. Начало третьей верёвки

Фото 91. Подъём по третьей верёвке

Фото 92. Лидер под карнизом южного
склона пер. Целинный 2Б

Фото 93. Карниз прорублен! (южный
склон пер. Целинный 2Б)

Фото 94. Седловина пер. Целинный 2Б
(вид на запад с точки подъёма)

Фото 95. Начало спуска
с пер. Целинный 2Б на север

Фото 96. Спуск "связка по связке"
(верхняя часть северного склона

Фото 100. Нижняя часть северного
склона пер. Целинный 2Б

Фото 101. Северный склон пер. Целинный 2Б
(снято с пер. Валерия Грушина)

3.11 Перевал Валерия Грушина + перевал Каратор Западный (связка 2Б)

ледн. Куйлю Южный - пер. Грушина (4920) + пер. Каратор Западный (4630) траверсом через в. 4750 [вместе 2Б] - ЮВ ветвь ледн. Каратор - центральная ветвь ледн. Каратор - р. Каратор - р. Ашутор - р. Караколтор [25-26.07]

Категория трудности 2Б в связке с пер. Каратор Западный
Высота, м. 4920
Ориентация запад-восток
западный снежно-ледовый
восточный снежно-ледовый
Номер в классификаторе 4.9

Перевал Валерия Грушина

Расположен: соединяет ледн. Куйлю Южный и ледн. Каратор (р. Каратор).
Пройден: 25 июля 2009 года со стороны ледн. Куйлю Южный (с запада).
Описание даётся: от верхнего плато ледн. Куйлю Южный до верхнего плато ледн. Каратор.
С перевала снята записка: группы туристов т/к МГУ (г. Москва) под руководством Добрушиной О.Р. от 24.07.2009.
Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, ледобуры, верёвки (перила 3х50м, связки).

Категория трудности 2Б в связке с пер. Валерия Грушина
Высота, м. 4630
Ориентация север-юг
северный снежно-ледово-осыпной
южный снежно-ледовый (не проходился)
Номер в классификаторе 4.18

Перевал Каратор Западный

Расположен: соединяет ледн. Каратор Восточный (р. Теректы) и ледн. Каратор (р. Каратор).
Пройден: 26 июля 2009 года траверсом со стороны в. 4750 (с запада), со спуском на север.
Описание даётся: от верхнего плато ледн. Каратор до моста через р. Ашутор.
С перевала снята записка: группы туристов т/к "Янтарь" (г. Северск Томской обл.) от 10.08.2008 (руководитель не указан).
Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, ледобуры (дорожка 4х50м), верёвки (связки).

25 июля

У перевала Валерия Грушина - две седловины и, соответственно, два возможных пути прохождения: северный и южный (Фото 102). На северную седловину с запада ведёт снежно-ледовый склон крутизной около 35 градусов, с двух сторон ограниченный скальными ребрами. В силу конфигурации склона на нём скапливается немного снега, однако этот вариант прохождения камнеопасен: с обоих гребней могут лететь камни.

На южную седловину ведёт более длинный снежно-ледовый склон крутизной до 45 градусов. Этот вариант не камнеопасен, однако, на склоне скапливается большое количество снега и возможен сход лавины.

На склоне под северной седловиной видны следы камнепадов. Выбираем южный вариант, рассчитывая подняться до того, как снег раскиснет и появится лавинная опасность. Примерно посередине склона по центру расположен скальный островок. Решаем подниматься сначала к этому скальному островку (здесь склон должен быть меньше напряжён), а затем от него - по линии падения воды выходить на седловину перевала - крутизна верхней части склона минимальна.

Выходим в 9:05. От лагеря (alt=4710) по закрытому леднику в связках подходим под склон перевала. Отсюда по снежно-ледовому склону крутизной до 40 градусов серпантином поднимаемся до скального островка. Фирн смороженный, держит отлично. Кое-где на склоне попадаются небольшие трещины. Когда подходим к скалам, снег уже раскис и понемногу начинает проваливаться. У островка наиболее тяжёлые участники проваливаются уже по бедро (главным образом из-за существенной крутизны склона). При этом структура снега не очень хорошая: фирновая доска толщиной около 30-40см, под ней - около 70см мягкого снега.

Собираемся на пологом (ок. 20гр) склоне над скалами (9:45, alt=4820). Отсюда до седловины идёт снежно-ледовый склон крутизной около 30-35 градусов. Решаем до седловины вешать верёвки: серпантином идти рискованно, подниматься без опоры на верёвку по траншее неудобно, да и на случай схода лавины лучше подниматься по закреплённым перилам.

Пока отдыхаем, наблюдаем сход отдельных камней с гребня орографически правее нашего склона. Камни летят по дуге, и не доходят до места нашего привала нескольких метров. Надо скорее уходить.

От скального островка провешиваем 3 верёвки перил. Средняя крутизна склона - 30-35 градусов (в верхней части третьей верёвки - выполаживание до 25гр). Точки закрепления - первая на ледорубе (со стоящим на нём человеком), две верхних - на бурах. От точки закрепления 3-й верёвки выходим на седловину перевала (12:30, alt=4920) по снежному склону крутизной около 20-25гр длиной порядка 50м. Седловина перевала - широкая, снежная, с карнизом на восточную сторону (Фото 103). Между карнизом и перевальным гребнем - трещина, необходимо проявлять осторожность. Собираемся в правой по ходу части седловины, под прикрытием небольшого скального жандарма.

Трогаемся в 12:50. С южной седловины перевала в связках и снегоступах траверсом пологого широкого снежно-ледового гребня переходим на северную, где на выходе разрушенных скал расположен тур (Фото 104). Из тура снимаем записку группы туристов т/к МГУ (г. Москва) под руководством Добрушиной О.Р. от 24.07.2009.

С северной седловины по пологому снежному склону (до 25гр) спускаемся на ровный закрытый ледник верхнего плато ледника Каратор (Фото 105, Фото 106, 13:25, alt=4880). Обедаем прямо под перевалом.

Верхнее плато ледника Каратор обрывается на север непроходимыми ледопадами. Единственная ровная ветвь ледника - юго-восточная, она и используется для спуска на север. Попасть на ЮВ ветвь ледника Каратор с его верхнего плато можно двумя способами: 1) спустившись по плато на СВ и перевалив через гребень, ограничивающий ЮВ ветвь ледника с запада и 2) траверсом через седловину перевала Каратор Западный, с которой есть достаточно простой спуск на ЮВ ветвь.

Мы выбрали второй способ: во-первых, поскольку хотели пройти этот видовой перевал, во-вторых - потому, что спускались во второй половине дня, а в памяти ещё были свежи воспоминания о зоне разломов фирнового плато Теректы.

Пообедав, выходим в 15:10. Пересекаем закрытый ледник (Фото 107) верхнего плато Каратор (3-5гр) по направлению к седловинке в гребне, разделяющем ледники Каратор и Каратор Восточный (Фото 108). Идём на безопасном расстоянии от южной стены цирка - с неё свисают колоссальные ледовые сбросы.

В 15:40 поднимаемся на седловинку по закрытому леднику крутизной около 15-20гр и уходим налево по ходу, траверсом гребня (Фото 109). Гребень широкий, ледово-снежный, местами рассечённый поперечными трещинами. Проходим по пологому (5-10гр) гребню через слабо выраженную в.4750. Далее появляются скальные и осыпные выходы, обходим их по снегу справа (Фото 110). Крутизна гребня увеличивается до 25-30 градусов (Фото 111), в обход скального жандарма (Фото 112) он выводит нас на седловину перевала Каратор Западный (18:10, alt=4630). Седловина - широкая, осыпная, много мест под палатки (Фото 113). Тур - на выходе разрушенных скал посередине седловины перевала. В туре - записка группы туристов т/к "Янтарь" (г. Северск Томской обл.) от 10.08.2008 (руководитель не указан). Дует достаточно сильный ветер, строим стенки вокруг палаток. Воды нет, топим снег.

26 июля

На север с седловины перевала ведёт снежно-ледовый склон крутизной около 25 градусов в верхней части, далее - более крутой. Перед выполаживанием склон подсечён бергшрундом. Утро, фирн жесткий. Справа от снежного склона вдоль скал идёт осыпь крутизной порядка 30гр.

В 7:50 начинаем спускаться по осыпи и разрушенным скалам. Вскоре осыпь упирается в скальный останец. Дальше возможен путь либо по скальному кулуару (здесь висит спусковая петля), либо по снежно-ледовому склону слева от скал. Кулуар явно камнеопасен, решаем спускаться по льду.

Со страховкой через скальный останец выходим на лёд (Фото 114) и спускаемся в связках с одновременной страховкой через ледобуры (Фото 115). Крутизна склона - до 40 градусов. У скального останца лёд почти открыт (5см снега), ближе к бергшрунду глубина снега возрастает до 1м. От скального останца до безопасного преодоления бергшрунда потребовалось организовать 100м ледобурной дорожки.

Собираемся на пологом закрытом леднике ЮВ ветви ледн. Каратор (9:10, alt=4490). Надеваем снегоступы, спускаемся вниз, придерживаясь правого борта ущелья. Там, где солнце осветило снег, он моментально раскисает и проваливается на 0.5м, несмотря на снегоступы. Стараемся идти в тени.

Ледник поворачивает налево, приближаемся к границе открытого льда. Последние 300м по закрытому леднику попадается большое количество трещин, закрытых раскисшим снегом. Лидер постоянно в них проваливается, подчас - по грудь.

Наконец выходим на открытый ледник (10:05, alt=4220), снимаем снегоступы, разбираем связки. Спускаемся по открытому льду крутизной до 15гр. Вскоре ЮВ ветвь вливается в нижнюю, открытую часть центральной ветви ледника Каратор (Фото 116). Ледник напоминает ледники Памира и района Иныльчека: поверхность бугристая, засыпанная покровной мореной (Фото 117, Фото 118, Фото 119). В многочисленных мульдах попадаются красивые озёра с прозрачной водой (Фото 120, Фото 121, Фото 122).

Спускаемся вниз, придерживаясь левого борта ледника. Язык ледника обрывается к ручью Каратор 35-40 градусным ледовым склоном, засыпанным мелкими камнями (Фото 123). Спускаться по нему не только неудобно, но и опасно - лёд твёрдый, постоянно сходят камни. Уходим правее, ближе к центру ледника, и там спускаемся по руслу небольшого ледникового ручья. Под языком ледника устраиваем обед (13:20, alt=3680), стираем вещи. Стоит отметить, что относительно топокарты ледник отступил метров на 200-300.

После обеда, в 15:55 по снежному мосту переходим на левый берег р. Каратор (Фото 123). Практически сразу же находим тропу, отмеченную турами. Спускаемся по тропе, идущей по ровным галечным полям. Через один переход подходим к левому притоку р. Каратор (16:25, alt=3530). Вода в нём чёрная от грязи, возможности перейти по камням нет - уже вторая половина дня, уровень воды большой. Переходим вброд, глубина - не более 50см.

Продолжаем спуск по тропе. Она взбирается на осыпной прижим левого берега, поросший кустами и травой. Проходим мимо луга, на котором пасётся стадо яков. Далее переходим по камням ещё один левый приток (17:15, alt=3520). Река Каратор течёт в каньоне вдоль правого борта ущелья.

Тропа начинает резать крутой конгломератно-осыпной прижим, всё дальше отходя от реки (Фото 124). Погода портится, порывом ветра у нескольких человек срывает накидки с рюкзаков. Периодически останавливаемся и ждём пока ветер утихнет - боимся, что сдует с тропы. То и дело принимается дождь. Наконец выходим на травянистый гребень, запирающий слева ущелье р. Каратор (Фото 125). Река уходит ещё правее, где впадает в р. Куйлю. За гребнем, слева, видна река Ашутор и кош на её правом берегу. Чуть ниже коша находится слияние р. Ашутор и р. Караколтор, ниже слияния река носит имя р. Куйлю Восточная.

По травянистому склону крутизной около 20гр спускаемся на ровные пастбища, проходим мимо коша и переходим на левый берег р. Ашутор по мостику. Мостиков, на самом деле, два, и опираются они на большой камень посередине реки. Камень периодически заливает волной, однако поверхность его шершавая и перейти можно без труда.

Разбиваем лагерь на лугу, на правом берегу р. Ашутор (19:10, alt=3180). После ужина ходим в кош за лепёшками и молоком с вечерней дойки.

Резюме

Выбранный нами вариант прохождения перевала Грушина (в связке с пер. Каратор Западный) - красив и приятен, особенно в конце похода, когда ночёвка на 4630 не доставляет хлопот. Вариант перехода с центральной на ЮВ ветвь ледника Каратор через отрог, без сомнения, более прост технически, однако при значительной толщине снегового покрова требует ночёвки на верхнем плато ледника.

Видимо, не стоит спускаться по леднику Каратор "до упора", как сделали мы - поверхность нижней части ледника изрыта кальгаспорами и путь по ней неудобен, а спуск с языка ледника не очень приятен. Лучше где-то выше уйти с ледника на левобережную морену и спускаться вдоль левого борта ущелья.

Расчёт ходового времени

Подъём от лагеря на скальный остров посередине склона 0:40 0:20 0:40 0.5/0.5 +110
Подъём от скального острова на седловину перевала 2:45 2:35 2:35 0.2/0.2 +100
Всего на подъём 3:25 2:553:15 0.7/0.7 +210
Переход на северную седловину и спуск с перевала на верхнее плато ледн. Каратор 0:35 0:35 0:35 0.6 -40
Пересечение верхнего плато ледн. Каратор и выход на гребень в. 4750 0:30 0:30 0:30 1.5/1.5 -130
Траверс гребня до седловины пер. Каратор Западный 2:30 1:40 1:40 1.5/1.5 -120

Фото 125. Долина р. Каратор
близ слияния с р. Куйлю Восточная

3.12 Подход под пик Джигит до 4100

р. Ашутор - р. Караколтор - ледн. Караколтор Западный - морена на повороте ледника (4110) [27-28.07]

27 июля

Утром приезжает пастух на лошади, предлагает 1.5л сметаны в обмен на верёвку. Огорчаем его, что верёвки нам ещё нужны, договариваемся и платим за сметану сомами.

В 7:55 выходим вверх по правому берегу р. Караколтор. Вначале тропа идёт по низкому берегу реки вдоль холма, затем взбирается на конгломератно-осыпной прижим, поросший травой. Через три перехода доходим до правого притока с чистой водой. По камням переходим на левый берег притока (9:50, alt=3300), здесь - удобные места для палаток, костровище, большой камень, интересный с точки зрения болдеринга.

Продолжаем подниматься вверх по тропе правого берега р. Караколтор (Фото 126). Выходим на разливы реки перед конгломератным прижимом правого берега. Прижим можно обойти сверху, а можно - по камням около воды. За прижимом в молочно-белую воду р. Караколтор справа впадает кристально чистый приток. Приток достаточно широкий, в итоге перепрыгиваем его по камням, но несколько человек мочат ноги. Чуть выше притока из земли бьет мощный чистый ключ (11:50). Встаём на обед, варим суп, заправляем его утренней сметаной.

В 14:05 выходим с обеда. Начинается ещё один прижим, река уходит к правому борту ущелья, по левому - древняя морена и осыпи, поросшие травой. Ущелье поворачивает налево по ходу. Поднимаемся по морене и осыпям вдоль правого борта ущелья, "срезая" поворот. Погода понемногу портится, начинается дождь.

Поднимаемся до пары озёр, расположенных на северной оконечности моренного холма (15:15, alt=3440). От озёр видно слияние рек Западный и Восточный Караколтор. Дождь усиливается, решаем встать лагерем на озёрах. Как только ставим палатки, начинается гроза с ураганным ветром и градом.

28 июля

Утром ущелье затянуто облаками, моросит дождь. В 5:30 выходим из лагеря и напрямую, срезая излучину реки, подходим под язык ледника Караколтор Западный (6:35, alt=3530). Выход на язык ледника по правому берегу реки не внушает оптимизма: конгломерат, лежащий на ледяных гребнях. Можно пройти по правобережному карману ледника, однако туда периодически что-то валится с правого борта ущелья.

Решаем выходить на язык ледника традиционным путём - по левому берегу реки. Для этого бродим реку Караколтор Западный под языком ледника, максимально поднявшись по правому берегу (6:35-7:10). Брод стенкой, глубина - до 90см, течение достаточно сильное, несмотря на раннее утро (Фото 127).

По смёрзшемуся конгломерату и осыпи поднимаемся по левобережной морене ледника, в первом удобном месте выходим на ледник (Фото 128). Ледник открытый, крутизной 15-20гр, с большим количеством камней и "грибов". Лавируя между ними, поднимаемся вдоль правого края ледника. По мере выполаживания лёд становится более чистым (7:35, alt=3660).

Продолжаем идти вверх по открытому леднику крутизной 3-5гр (Фото 129). Появляются узкие поперечные трещины, однако их немного, и они легко перешагиваются. Подходим к повороту ледника в направлении пика Джигит. На повороте ледник становится круче, здесь - зона разломов. Не доходя до этого места, уходим на левобережную морену ледника (9:10, alt=4020). После небольшой разведки находим старые площадки на морене на уровне зоны разломов на повороте ледника. Поднимаемся к площадкам (10:00, alt=4110), расчищаем их и расширяем. Встаём лагерем, вода - в правобережном ручье ледника.

Выглядывает солнце. Открывается панорама средней части ледн. Караколтор Западный (Фото 130). Обедаем. Налегке поднимаемся по осыпи, ведущей вверх от лагеря. Осыпь позволяет "срезать" поворот ледника и выводит на открытый ровный ледник напротив перевала Джигит.

После обеда погода портится, начинается снегопад. Снегопад продолжается до вечера и всю ночь.

29 июля

Утром снегопад продолжается. Морена укрыта 30см слоем свежего снега. Ветра нет, так что на скорое улучшение погоды рассчитывать не приходится. Решаем отказаться от восхождения и подойти под перевал Бригантина.

Собираем лагерь к 8:45, спускаемся по морене на ледник. Здесь снега значительно меньше, около 10см, трещины отлично видны. Спускаемся по пути подъёма вниз по леднику (Фото 131), затем уходим на левобережную морену (Фото 132, 9:20). По морене без потери высоты проходим к площадкам к северу от слияния рек Восточный и Западный Караколтор (10:35, alt=3550).

Резюме

К сожалению, нам не удалось совершить восхождение на пик Джигит. Тем не менее, мы обновили площадки под палатки на повороте ледника Караколтор Западный и разведали путь под перевал Джигит с юга в обход зоны разломов ледника. Рекомендуем другим группам использовать эту информацию.

Расчёт ходового времени

Участок путиВремя, чч:мм ЧХВмин, чч:мм ЧХВмакс, чч:мм Путь полный/в зачёт, км Перепад высот, м
Подъём от устья р. Караколтор до стоянки с ручьём и болдеринговым камнем 1:55 1:05 1:20 5.3/5.3 +120
Подъём до группы озёр на морене правого борта ущелья 2:10 1:40 1:55 6.4/6.4 +140
Подъём под язык ледника 1:05 0:40 0:40 3.3/3.3 +90
Всего на подъём 8:35 4:50 5:55 19.6/19.6 +930
Спуск на ледник 0:35 0:35 0:35 0.3/0.0 -90
Спуск по леднику и выход на правобережную морену 3.4/0.0 -360
Переход по морене к стоянкам севернее слияния ручьёв Караколтор 1:15 0:45 0:45 0.8/0.8 +20
Всего на спуск 1:50 1:20 1:20 4.5/0.8 -450
+20
Всего 10:25 6:10 7:15 24.1/20.4 +950
-450

Фото 126. Долина р. Караколтор

Фото 127. Брод через р. Караколтор Западный

Фото 128. Подъём на язык ледн.
Караколтор Западный

Фото 129. Подъём по ледн.

Фото 130. Панорама средней части
ледн. Караколтор Западный

Фото 131. Спуск по ледн. Караколтор Западный

Фото 132. Спуск с ледн. Караколтор
Западный и путь к ледн. Караколтор Восточный
и пер. Бригантина

3.14 Перевал Бригантина 2Б

слияние р. Восточный и Западный Караколтор - ледн. Караколтор Восточный - пер. Бригантина (4260, 2Б) - ледн. Бригантина - р. Кельтор - а/л "Каракол" [29-31.07]

Категория трудности
Высота, м. 4260
Ориентация север-юг
южный снежный
северный скально-ледово-снежный
Номер в классификаторе 2.1.5

Перевал Бригантина

Расположен: соединяет ледн. Караколтор Восточный (р. Караколтор) и ледн. Бригантина (р. Кельтор).
Пройден: 30 августа 2009 года со стороны ледн. Караколтор Восточный (с юга).
Описание даётся: от слияния р. Восточный и Западный Караколтор до а/л "Каракол".
С перевала снята записка: группы туристов т/к МГУ (г. Москва) под руководством Добрушиной О.Р. от 19.07.2009.
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, верёвки (перила 3х50м), расходная стропа.

29 июля

Путь к языку ледника Караколтор Восточный от р. Караколтор преграждают ригель "бараньих лбов" и конгломератных склонов (Фото 132). От площадок к северу от слияния р. Восточный и Западный Караколтор (10:45, alt=3550) проходим метров 300 на восток. Здесь "бараньи лбы" и конгломерат под ними "пропилены" руслом пересыхающего ручья. По средним и крупным камням в русле поднимаемся на вершину бараньих лбов (Фото 133). Проходим ещё дальше на север и оказываемся на обширных галечных полях, которыми обрамлён язык ледн. Караколтор Восточный (11:50, alt=3700). Озера под языком ледника нет, есть лишь множество ручьёв, стекающих с ледника и покрывающих поля журчащей сетью. Начинается дождь, устраиваемся на обед вокруг камня-"стола" на краю галечного поля.

Выходим с обеда в 12:55. Путь в южный цирк пер. Бригантина лежит по краю галечных полей, без выхода на ледник. Подходим под ступень средней осыпи, ведущую на север, в цирк перевала. Поднимаемся по осыпи, придерживаясь её левого края. Осыпь выводит нас в нагромождение моренных и осыпных валов (Фото 134), откуда ещё одна осыпная ступень ведёт на северо-восток, непосредственно в верхний цирк пер. Бригантина. Не выходя на ступень, поднимаемся на восток по осыпному гребню, ограничивающему цирк перевала с юго-востока, с гребня траверсом уходим в верхний цирк.

Верхний южный цирк перевала Бригантина по всем отчётам безводный, осыпной. В нашем случае он укрыт более чем метровым слоем снега. Наклон незначителен - 3-5гр, есть много ровных мест. Вытаптываем площадки под палатки примерно в центре цирка (Фото 135), на безопасном удалении от лавино- и камнеопасных кулуаров (13:50, alt=3900). Находим и откапываем ручей, по которому стекает талая вода.

30 июля

Первая звёздная ночь за долгое время. Температура опускается до -10-15 градусов. Утром ясно.

Надеваем снегоступы и кошки, в 5:55 выходим. Тропим в направлении снежного кулуара, выводящего к понижению перевального гребня (Фото 136). От лагеря видны два таких кулуара. На перевал выводит правый по ходу (восточный). Левый кулуар выводит к жандарму западнее седловины перевала Бригантина (Фото 137).

Поднимаемся по кулуару, крутизна снежного склона 35гр, в верхней части - до 40гр. На выходе из кулуара прокапываем небольшую снежную стенку (около 1м). Оказываемся в достаточно большой мульде (Фото 139, 7:00, alt=4260), тур с запиской - на скальных выходах в западной части седловины (Фото 138). Много места под установку палаток.

Из тура извлекаем записку группы туристов т/к МГУ (г. Москва) под руководством Добрушиной О.Р. от 19.07.2009.

Северный склон перевала Бригантина представляет собой протяжённый широкий снежно-ледовый склон (т.н. "парус"), ограниченный с запада скальным контрфорсом. В случае спуска по склону нужно провешивать 6-9 верёвок по снежно-ледовому склону крутизной до 70гр. Другой вариант спуска - спускаться вниз вдоль скал контрфорса, а затем провесить одну верёвку по западной стене контрфорса. Ледник в цирке к западу от перевала расположен существенно выше, чем ледник под "парусом", тем самым можно сократить общее количество перил.

В любом случае, спуск начинается с верхней части контрфорса. Из мульды поднимаемся по фирновому склону (Фото 139) крутизной до 30гр примерно на 20м на запад (ступень на перевальном гребне) и оказываемся у подножия скального жандарма, от которого уходит на север искомый контрфорс (Фото 140).

В 8:20 начинаем спуск. Справа от скального гребня уходит вниз достаточно пологий снежный жёлоб (до 30гр). Спускаться по нему не рискуем - много свежего снега, велика опасность схода лавины. Спускаемся по ледовому склону вдоль скал, закрепив первую верёвку перил на скальном выступе. Крутизна склона достигает здесь 40-45 градусов, но вероятность попасть под лавину исключена.

Аналогичным образом вешаем вторую верёвку (Фото 141), закрепив её на бурах. Далее нужно решить, в каком направлении продолжать спуск - либо порядка 25-30 метров отвесной скальной стены на запад, либо ещё 4-6 верёвок вниз по "парусу". Оцениваем состояние "паруса" - снега порядка 120см, из них 60см - свежий, выпавший за последний сутки-двое. Склон объективно лавиноопасен, при этом делать на нём надёжные станции на бурах - задача крайне трудоёмкая.

Решаем спускаться по скалам. Единственный минус такого варианта спуска - камнеопасность. Средняя крутизна скального склона - порядка 50-60 градусов, есть отвесные стенки, много разрушенных скал и лежащих отдельно камней, прихваченных ночным льдом. В то же время, солнце придёт на этот склон не раньше чем через 3-4 часа, время есть.

Провешиваем 25 метров перил до ледника (точка - на бурах), спускаемся (Фото 142, Фото 143). От нижней точки перил по 20-25 градусному снежному склону спускаемся около 50м до большого скального выхода (Фото 144), за которым можно найти укрытие на случай схода камней со стены пика к западу от перевала. Впрочем, при нас оттуда ничего не сошло.

Под защитой скального выхода по мере спуска группы организуем связки и спускаемся чуть ниже, на пологий закрытый ледник примерно в 200-300м по расстоянию ниже скального выхода (12:00, 4100).

Путь вниз по леднику Бригантина преграждает ледопад. Проходим по леднику на восток, под "парус", где вниз по ледопаду уходит снежно-ледовый желоб. Снег сильно раскис. Спускаемся по желобу, лавируя между разломами, затем уходим влево, под отколы, и по снежно-ледовому склону с редкими разломами выходим на ровный и открытый ледник (Фото 145). Крутизна склона на пути через ледопад достигает 30 градусов - в снегоступах идти сложно, но возможно.

Делаем привал у небольшого холма покровной морены (а по сути, у кучи крупных камней), снимаем снегоступы (13:30, alt=3840). Связки пока не разбираем - ледник прикрыт 5-10см свежего снега, есть риск провалиться в трещину. Продолжаем спуск по леднику, перемещаясь к его правому борту. Как только появляется хороший выход с ледника на морену, снимаем кошки и уходим с ледника направо (Фото 146, 14:20, alt=3620). Пересекаем конгломератно-моренный "нос", местами проваливаясь по щиколотку в грязь, и спускаемся к разливам ручья, стекающего из-под перевала Труд. Переходим на правый берег ручья, останавливаемся на обед (15:10, alt=3500). На обеде наблюдаем, как по "парусу" сходит лавина - значит, выбрав спуск по скалам, мы были правы.

После обеда, в 16:55 выходим на тропу, отмеченную турами, и спускаемся по правому борту ущелья. Проходим мимо слияния ручьёв Кельтор. Продолжая спуск по тропе, подходим к разливам р. Кельтор (Фото 147). Обходим их по тропе правого берега, встаём лагерем на травянистых площадках за разливами (18:30, alt=3090).

31 июля

Выходим от разливов в 8:30, продолжая спускаться по тропе. Минуем несколько ступеней долины, выходим к правому притоку р. Кельтор (Фото 148). Пересекаем приток по камням, через некоторое время подходим к мосту на левый берег. Поскольку состояние нижнего моста через р. Кельтор нам неизвестно, переходим на левый берег, пересекаем "нос" долины выше слияния р. Кельтор и р. Онтор. По торной конной тропе спускаемся к р. Онтор, по бревенчатому мосту (Фото 149) переходим на её левый берег (11:20, alt=2590). Здесь выходим на грунтовую дорогу, по которой к 11:55 спускаемся в альплагерь "Каракол" (Фото 150).

Резюме

Перевал Бригантина достаточно редко ходят с юга на север, когда вариант спуска по скалам оказывается более простым и безопасным, чем путь по "парусу". Также нехарактерным для существующих отчётов по данному перевалу является большое количество снега, в нашем случае превратившее южный склон перевала из осыпного в снежный и закрывшего часть разломов на ледопаде ледника Бригантина. Однако даже в этом случае перевал остаётся 2Б к.сл., благодаря техническому комбинированному спуску на юг с последующим прохождением ледопада с одновременной страховкой.
Без всякого сомнения, этот перевал является одной из самых красивых и запоминающихся 2Б в районе ущелья Кельтор. Рекомендуем включать его в маршруты 4 к.сл. по району Терскей-Алатау.

Расчёт ходового времени

Подъём от слияния р. Караколтор в южный верхний цирк пер. Бригантина 2:00 1:20 1:20 2.2/2.2 +350
Подъём на седловину пер. Бригантина с юга 1:05 1:05 1:05 0.8/0.8 +360
Всего на подъём 3:05 2:25 2:253.0/3.0 +710
Спуск с седловины перевала до открытого ледн. Бригантина 5:10 4:35 4:35 1.1/1.1 -420
Спуск по ледн. Бригантина до ручья, стекающего с пер. Труд 1:40 0:35 0:35 2.1/2.1 -340
Спуск по тропе до моста через р. Онтор 4:25 3:50 3:50 11.4/11.4 -700
Спуск по дороге до а/л "Каракол" 0:25 0:20 0:20 3.1/3.1 -80
Всего на спуск 11:40 9:55 9:55 18.7/18.7 -1540
Всего 14:45 12:20 12:20 21.7/21.7 +950
-450

Фото 133. Подъём на бараньи лбы
под ледн. Караколтор Восточный

Фото 134. Путь в верхний цирк пер. Бригантина 2Б
(снято с пер. Бригантина)

Фото 135. Лагерь в верхнем южном цирке
пер. Бригантина 2Б и путь подъёма
на перевал

Фото 136. Южный склон
пер. Бригантина 2Б

Фото 137. Подъём на
пер. Бригантина 2Б с юга

Фото 138. Группа на седловине
пер. Бригантина 2Б (вид на юг)

Фото 139. Седловина пер. Бригантина 2Б

Фото 146. Цирк пер. Бригантина 2Б с севера

Фото 147. Меандры р. Кельтор

Фото 148. Долина р. Кельтор
чуть выше моста на левый берег

Фото 149. Мост через р. Онтор.