Руководитель: Новикова Ю.П., Москва

4195 м

Характер

комбинированный

Расположен в северном отроге хребта Терскей-Алатау между пер. Призывников и Гастелло.

Координаты GPS - 42,27659 N 78,422370E (WGS84)

Восхождение 20 июля 2009 года по северо-западному гребню с пер. Призывников. Снята записка группы Красноярского альпклуба от 18.07.2009г.

Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, системы, кошки, основные веревки. В менее снежный год могут понадобиться ледобуры, расходные петли.

Описание восхождения даётся с пер. Призывников. Спуск по пути подъёма.

В данном описании понятия "право " и "лево " даются по ходу движения

При восхождении мы опирались на описания Добрушиной О. (1999) и описание альпклуба Планета (http://www.planeta-rostov.ru)

Наиболее простой путь восхождения на пик Гастелло идёт вдоль его северо-западного гребня и начинается от пер. Призывников (1Б). Гребень имеет изогнутую форму: примерно в 200м от вершины он принимает направление запад-восток. Поднимались преимущественно справа по ходу от гребня, иногда выбираясь на сам гребень, и лишь в конце подъема мы перебрались на левую сторону гребня. Четкого маршрута нет, двигаться, нужно выбирая наиболее удобные пути среди разрушенных скал, осыпных кулуаров, участков снега и льда.

В 10-20 группа выходит с места сбора после подъема на п. Призывников. (фото 28)

Идем в связках. Обходим справа разрушенные скалы, ограничивающие седловину перевала, и оказываемся под снежным взлетом (50м, 40°) который в другие годы, судя по описаниям, был ледовым (фото 29, 30). В нашем случае, это был, пожалуй, самый неприятный из участков подъема: глубокий снег, под ним камни осложняли движение. Подъем осуществляли в связках с попеременной страховкой. Поднявшись на гребень, обнаруживаем достаточно ровную площадку, где группа сняла кошки. Кошки дальше на маршруте не нужны.

Дальнейшее движение было более легким и сводилось в основном к поиску удобного маршрута среди разрушенных скал, участков снега и очень редко льда (фото 31,32,33,34)(в нашем случае было много снега, и практически весь лед оказался им засыпан). В основном удобный маршрут прослеживался с правой стороны гребня, пару раз, встречались элементы свободного лазания (не более 2м высотой). Шли в основном с одновременной страховкой, и лишь на 3-4х участках (включая стартовый участок подъема) попеременная страховка была необходима (либо перила, если идти не в связках). В качестве промежуточных точек использовали скальные выходы. Участки разрушенных скал периодически сменяются небольшими ровными площадками.

При подходе к пику гребень изгибается и выполаживается, но становится достаточно узким. Далее приходится перебираться на левую сторону гребня и идти по снегу вдоль скальных жандармов. Подходим к вершине - самому высокому из скальных выходов, маркированному конструкцией из дюралевых уголков. Сюда последняя связка выходит в 13.30.

Фотографируемся на вершине,(фото 35) пишем записку и уходим обратно. Сняли записку группы Красноярского альпклуба от 18.07.2009г.

Спуск начинаем в 13.40, идём по пути подъема. В 15.20 последняя связка выходит на седловину пер. Призывников.

Расчет ходового времени:

1. Подъем с перевала Призывников на пик Гастелло

3ч. 10 мин

2. Спуск с пика Гастелло на перевал призывников

1ч. 40 мин

Всего

4ч. 50 мин.

Выводы и рекомендации:

Восхождение на пик Гастелло является технически очень интересным, но все же не сильно сложным. Однако необходимо чтобы абсолютно все участники группы владели некоторой скальной техникой. Само лазание достаточно простое, но если кто-то столкнется со скалами впервые, то для него, с большой вероятностью, придется практически везде провешивать перила, что сильно увеличит время восхождения. Желательно так же, чтобы индивидуальная скальная подготовка участников была получена не только на скалодроме, но и на других, более простых скальных препятствиях.

Пер. Армейских Туристов (АТУ)

Категория трудности:

Высота:

4200 м

Характер:

скально-ледовый

Расположен: в отроге главного хребта, разделяющего долины рек Джеты-Огуз и Чон-Кызыл-Су

Прохождение: 22-23 июля 2009 года из долины реки Байтор в верховья р. Айлама

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, системы, основные веревки, закладки, крючья, скальный молоток, станционные петли

22.07.09. Подъём дежурных в 500, остальных в 530. Погода хорошая, солнечно, небо ясное, в 705 вышли от места ночёвки, траверсируем склон вправо по х.д., несколько мелких ручьёв переходим по камням. Тропа идет по левому берегу реки Джеты-Огуз. (фото 42)

В 733 подходим к месту, где в Джеты-Огуз впадает правый приток (хотя это выглядит так, как будто сам Джеты-Огуз является притоком, вытекающим из "висячей" долины). Продолжаем подъем по тропе, проходим несколько участков средней осыпи и выходим в долину. Долина пологая и неширокая, слегка поворачивает налево по ходу. Идем по тропе вдоль берега реки и далее по слежавшейся средней осыпи, расположенной под подъемом к перевалам СОАН. (фото 43) Что бы не идти вдоль бараньих лбов для удобного захода в долину, ведущую к перевалу, решаем по осыпи траверсировать травянисто - осыпной склон (~15°) в направлении небольшой травянистой полки, по которой мы хотим эти самые бараньи лбы обойти. (фото 44)

К 1000 мы закончили траверс, и подошли под полку - относительно пологий (в сравнении с окружающими) (~20-25°) участок бараньих лбов, поросший кое-где травой. Далее мы поднимались по полке, и вышли на следующую ступень долины. По ней течёт ручей, много хороших травянистых площадок под палатки (фото 45). Впереди видна следующая ступень долины: взлёт, по центру которого - водопад и бараньи лбы, а сверху всё заканчивается мореным валом. Уходим на правую (по х.д.) часть склона, оставляя слева водопад и бараньи лбы, и поднимаемся косым траверсом по крупной осыпи до мореного вала. (фото 46) К 1215 выходим на площадку перед озером там и останавливаемся на обед.

После обеда в 1330обходим озеро справа по х.д. и через метров 100-150 по морене подходим к языку ледника. (фото 47) Ледник открытый и в своей нижней части достаточно крутой (до 30°), поэтому обходим самую крутую часть по камням левого борта (ор.) и только потом выходим на ледник. Из-за большого количества снега в этом году весь ледник был закрыт.

В 1450 выходим на ледник, надеваем системы, кошки и связываемся. Снег достаточно плотный, поэтому обходимся без снегоступов. Поднимаемся по центру ледника. Чем выше, тем больше снега (чуть дальше поворота глубина около 70 см, а в верхний части уже почти 1,5 метра). Выходим на пологую часть ледника и в 16:00 встаем на ночлег. (фото 48) С места ночёвки хорошо просматривается наш завтрашний подъем. (фото 49)

Перевальный взлет представляет собой скальную стену высотой 100 м и крутизной 50-70°. Видно 2 логичных пути подъема: по осыпному кулуару под снежным карнизом (Мехоношина, 2006), или по системе скальных полок правее кулуара. В связи с камнеопасностью осыпного кулуара, решаем подниматься по скальным полкам, так как это описано в отчёте Зотова (2001), но обнаруживаем, что за это время рельеф несколько изменился: по-видимому, произошло частичное обрушение склона, и, поэтому, несколько полок в нижней части подъёма отсутствуют, а вместо них имеется большой участок "зеркала". Тогда решаем подходить по осыпи правее начала кулуара, и далее вешать перила на подъем.(фото 49)

Пройдено 4,8 км, набор высоты: +941м.

23.07.09 Подъем дежурных в 430, остальных в 500. В 700 выходим к скалам и просматриваем маршрут в 730 - делаем первую станцию. Станция во внутреннем углу скальной стенки у щели, правее осыпного кулуара. От снега до начала первой верёвки метров 30-40 крупной, очень подвижной осыпи. Поднимаемся строго по одному. В 800 - провешиваем первую верёвку по внутреннему углу, далее по скальной стенке и небольшим полочкам до широкой и длинной полки, на которой и делаем станцию. (фото 50) Провешиваем вторую веревку перил, с небольшим траверсом вправо по небольшому внутреннему углу и выходим к туру. 1425 вся группа поднялась на перевал. (фото 51) Седловина не широкая, снежно-скальная.

В 1450 начинаем спуск правее от тура, по крутому (до 300) снежнику, параллельно скалам и далее выходим на осыпь правого борта ледника и спускаемся дальше по ней. (фото 52) Придерживаясь правого берега ручья, по травянисто- осыпному склону, выходим на локальное выполаживание долины. В 15.30 выходим на небольшие травянистые площадки и становимся на обед (при необходимости на них можно встать и на ночь).

В 1700 начали спуск от площадок левее по х.д., переходим на левый берег ручья и далее спускаемся по средней хорошо слежавшейся осыпи, придерживаясь левого борта долины. Постепенно средняя осыпь переходит в крупную, перемежаясь участками травы. Выходим на некрутой (150) травянистый склон, и по нему спускаемся до дна долины р. Айлама (уходящей к пер. Айлама) Выходим на краевую морену ледника. Так как воды нет, идем дальше вниз. Спускаемся с вала на зачехлённую моренной часть ледника, проходим её и поднимаемся на открытую часть ледника Айлама Западный. Ледник пологий, мы обходимся без кошек. Выходим на центральную морену ледника и в 1905 встаем на ночлег.(фото 54)

Пройдено 2,6 км, набор высоты: + 85м, - 520м.

Расчет ходового времени:

1. Подъем на перевал

подъем вдоль Байтора до подъема на бараньи лбы

2 часа 30 мин

подъем до озера под ледником

1 час 20 мин

Итого на прохождение перевала

15 часов 25 мин

Выводы и рекомендации:

Перевал АТУ является хорошей скальной 2А, рекомендуемой для прохождения как в походах 3 к.с., так в более сложных походах в качестве разминочного. Для большего технического интереса его стоит проходить в направлении восток-запад, так чтобы скальный участок приходился на подъем. Прохождение перевала АТУ является технически очень интересным, но все же не сильно сложным. Затруднительным также является наличие кусков почти вертикального подъема по верёвке по участкам зеркала. Это требует предварительной тренировки.

Перевал Электриков
Категория трудности
Высота 4130
Характер Снежно-ледовый
Координаты GPS(WGS 84) N 42°08&rsquo16.6" E078°17&rsquo08.8"
Ориентация Восток - Запад
Расположен в отроге главного хребта, разделяющего долины рек Айлама и Карабаткак
Необходимое снаряжение Каски, кошки, ледорубы, системы, ледобуры, верёвка основная
Прохождение 24 июля 2009г. с ледника Зап.Айлама на ледник Карабаткак

23.07.09. После спуска с пер. Армейских туристов заночевали на срединной морене ледника Айлама (N42°08&rsquo49.6" E078°17&rsquo52.4", 3584м, фото 54,55)

24.07.09.Подъем дежурных в 4.40, остальных в 5.10. Погода ясная, вышли в 7.10. За 20 мин. подошли по пологому языку ледника под ледопад (N42°08&rsquo40.8" E078°17&rsquo50.4", 3672м, фото 56), надели кошки, связались и начали подъём. Поднимались ближе к правому (ор.) борту ледника, обходя зону основных разломов (локальная крутизна до 350). Движение в связках с одновременной страховкой (фото 57). При переходе нескольких трещин организовывали попеременную страховку через ледобур.

Затем вышли на пологую часть ледника, засыпанную снегом (фото 58). Снег не шёл уже пару дней и слежался, мы ещё застали утренний наст, поэтому снегоступы надевать не стали. Переходим зону разломов, местами с попеременной страховкой, и продолжаем движение, пересекая ледник по диагонали к его левому борту (фото 59). Движемся параллельно скалам, но на расстоянии от них, поскольку со скал периодически падают камни, и внизу видны следы сходов лавин и упавших камней.

Выходим под перевальный взлёт в 10.15 (N42°08&rsquo24.2" E078°17&rsquo19.0", 3840м), снега много, крутизна в нижней части около 20° , поднимаемся в связках с одновременной страховкой вдоль скал по лавинному выносу. (фото 61) Со скал постоянно летят мелкие и средние камни. Крутизна постепенно увеличивается. Не доходя до бергшрунда (ориентир - выступ тёмных скал) вешаем первую верёвку перил. Здесь удалось докопаться до льда, перила закреплены на бурах, крутизна около 35°.(фото 62) Второй верёвки хватает за перегиб, до седловины перевала. Первый участник поднялся на перевал в 12.10, вся остальная группа в 13.15. (фото 64)

Седловина скально-осыпная, резко обрывающаяся в сторону ледника Карабаткак(фото 63) со стороны ледника Айлама есть большая снежная площадка под несколько палаток. Упомянутого в описаниях снежного болота с водой не было.

Спуск начинаем в 14.00 вначале траверсом вправо по мелкоосыпному склону выходим к снежному лавиноопасному кулуару и спускаемся по нему на тело ледника. Идём вдоль первой ступени ледопада, уходя на правый борт ледника, как было рекомендовано в отчёте Зотова А., 2001(фото 65) и не доходя сбросов уходим на скалы (фото 66, 67). Есть вариант идти по ледопаду, но нам он показался слишком разорванным и сильно засыпанным уже раскисшим снегом. По скалам, присыпанным камнями, траверсируем склон протяженностью около 200 метров, затем перелезаем через небольшое скальное ребро и продолжаем спускаться вниз. Далее выходим к крутому скальному кулуару, где на скальных крючьях провешиваем одну верёвку перил на дюльфер и спускаемся на тело ледника.

Здесь ледник поворачивает вправо, а мы пересекаем его вдоль зоны разломов к левому борту и спускаемся по снежным кулуарам левее бараньих лбов, переходя из одного в другой по осыпям (фото 68). Затем выходим на пологий язык ледника и движемся по нему к окончанию его правой части, откуда начинается тропа вдоль озера. Метрах в 100, за домиком гляциологов встаём на ночёвку, вся группа подтягивается к 20.00 (N42°09&rsquo42.6" E078°16&rsquo11.0", 3276м). Озеро немного мутное, но другой воды не нашли.

Пройдено 5,8 км, набор высоты: +608м, -851м.

Расчёт ходового времени:

2. Спуск с перевала

спуск на ледник Карабаткак

15мин

траверс по скалам и спуск на ледник

2ч30мин

движение по леднику и спуск вдоль лбов на язык ледника:

1ч20мин

движение по языку ледника и далее по тропе до ночёвки

40мин

Итого на спуск

Итого на прохождение перевала

9ч40мин

Выводы:

Перевал имеет также седловину 1Б, расположенную севернее, но подъем, на неё осуществляется по узкому лавино и камнеопасному кулуару (видны были свежие следы камней).

Перевал через седловину 2А достаточно интересен в 3 походах 3 кс для освоения ледовой техники, но требует много времени для прохождения, из-за длинных подходов по ледопадам. Перевал является односторонним, т.к. нам кажется затруднительным поиск пути подъема для обхода ледопадов ледника Карабаткак. Из-за непропорционально сложных подходов по ледопадам мы бы не рекомендовали ходить этот перевал в походах ниже 3 кс.

Подход под перевал Загадка (зап.)

25.07.09 Спустившись с перевала Электриков в долину реки Чон-Кызыл-Су к 11.00, от нового здания ФГС и канатной переправы начинаем подъем в сторону слияния рек Кельдыке и Чон-Кызыл-Су по орографически правому берегу Чон-Кызыл-Су.(фото 69) Сначала идем по тропе в хвойном лесу, потом вдоль берега. В какой-то момент тропа теряется, появляются прижимы, обходим их почти по самой кромке воды. В 14.00 устраиваем обед на небольшой полянке. После обеда продолжаем движение вдоль берега, где опять появляется тропа. К 15.00 подходим к слиянию рек (впадение Кельдыке), но не доходя до него (слияния) поворачиваем налево и начинаем подъем по орографически правому берегу Кельдыке. Движемся по легко читаемой, широкой тропе в лесу. К 18.00 попадаем в висячую долину и заросли кустарника, после которых нашему взгляду открывается кош. Проходим мимо и к 18.30 поднимаемся до слияния правого и левого притоков Кельдыке.(фото 70,71) Необходимо перейти правый приток и далее двигаться по правому берегу левого притока, но считаем нецелесообразным бродить речку вечером, и решаем встать на ночевку в небольшом кармане на траве (так чтобы нас напрямую не было видно из коша). Подъем от слияния Чон-Кызыл-Суу и Карабаткак - 600 м. Высота ночевки - 3140 м.

Пройдено 14,9 км, набор высоты: +573м, -707м.

26.07.09 Подъем дежурных в 4.40, остальные в 5.15. Небольшая облачность.

Выходим в 7.00, с утра воды в реке существенно меньше, без проблем, не разуваясь, переходим речку и начинаем подъем по правому берегу левого притока. Движемся по тропам животных, к 8.00 подходим к мореному валу, перебравшись через который оказываемся на довольно большой площадке, доходящей до языка ледника (3650 м).(фото 72) Решаем сразу не выходить на ледник, а пройти немного вверх (около 80 м) по правому (орографически) борту ледника и, расположившись на камнях, надеваем кошки, каски, системы и в 9.30 выходим на ледник. Внизу ледник Кельдыке открытый, трещин в этой части мало, все хорошо видны. От правого борта поднимаемся вверх, постепенно выходя на выпуклую центральную часть ледника. (фото 73, 75)

Далее поднимаемся по леднику в направлении большой скальной стены, постепенно уходя на левый борт ледника. Разломы на правом борту обходим справа по ходу движения. К 11.20 подходим к зоне разрывов (3960 м), переходим на центральную часть, лавируя между трещинами и перепрыгивая их. (фото 74,76) Трещин много, большие, их видно хорошо, в этой части ледник Кельдыке очень рваный, особенно у правого борта.

Обходим несколько больших открытых трещин, далее ледник становится закрытым. (фото 77) Толщина снега постепенно увеличивается, а трещины становится видно хуже. Поднимаемся по направлению на скальный остров. Снега становится очень много, он сильно раскис, идти без снегоступов трудно. Стараемся часто менять связку, идущую первой, так как достаточно трудно тропить. Постоянно из под ног впереди идущего расходятся трещинки, длиной до 20 метров в каждую сторону (проседает верхний слой снега - наст, толщиной примерно 5 см.). Но склон достаточно пологий и движемся мы по самому центру ледника, поэтому лавин не стоит опасаться.

К 15.00 выходим на небольшое выполаживание (практически горизонтальная площадка), где решаем встать на бивуак, чтобы на следующий день встать по раньше и идти по подмерзшему снегу.(фото 78) Подниматься выше сегодня не имеет смысла, так как мы находимся в безопасном месте (с точки зрения схода лавин) и практически под перевальным взлетом. Высота 4235, с последней ночевки набрали 1100 м. Погода ясная, но с 16.10 небо стало заволакивать тучами, и в 17.30 началась гроза с мокрым снегом. Первая волна закончилась к 18.00, через 20-25 минут началась вторая волна непогоды. Вечером один из участников жалуется на здоровье (обострение хронического заболевания ЖКТ, о котором он не посчитал нужным поставить в известность руководителя, потому как обострений не было более 5 лет).

Пройдено 5,2 км, набор высоты: +1073 м.

27.07.09. Практически всю ночь шел снег, периодически была гроза. По более крутым склонам в стороне от нас сходили лавины. Дежурные просыпаются сначала в 4.30, но так как движение в такую погоду нецелесообразно, ложатся спать опять, периодически просыпаются и поглядывают на улицу. В 7.00 топим снег и готовим завтрак. Снег продолжает идти, туман то подступает, и тогда видимость падает до 30-40 метров, то отступает, и становится видно далеко вниз, но вершины гор все равно закрыты. Весь день проводим в палатках, в надежде на следующее утро. Периодически начинается сильный снегопад с грозой. Но к вечеру небо немного растягивает, что, безусловно, вселяет в нас надежду. Заодно наблюдаем за здоровьем больного участника, оно не улучшается. Решаем на следующий день спускаться вниз.

28.07.09 Ночью опять шел снег. Дежурные решают выползти в 6.00, ветер и небольшой снег. К 8.00 решаем идти вниз, в Джилысу. Появляется просвет, начинаем собираться, надеваем системы, кошки, каски, связываемся. В 9.30 выходим, почти сразу же приползает облако, начинается мелкий снег, снизу из долины поднимается туман. Идем по своим же, уже сильно засыпанным следам. Снег мокрый, липнет к кошкам, антиподлипы помогают плохо. Выходим в зону трещин, где мало снега. Тут наших следов уже совсем не видно, идем аккуратно, лавируя между трещинами. В 10.00 накрывает густой туман - видимость не больше 15-20 метров. Решаем переждать и останавливаемся. Снег усилился, но туман рассеялся. Продолжаем движение по центру ледника, лавируя между трещинами, движемся примерно по тому же пути, как и поднимались.

Общее направление движения: от центральной части сначала чуть к правому борту ледника, а потом переходим на левый. К 11.00 спускаемся на пологую часть, выходит солнце - как всегда, не в то время, когда нужно. От пологой части левого борта идем вниз по центральной части и дальше по правому борту ледника. Не доходя метров 50-70 до конца языка ледника, выходим на морену, развязываемся, снимаем кошки. Спускаем по морене и по пути подъема, идем к слиянию притоков Кельдыке. Переходим правый приток по камням и, чуть поднявшись на луг на котором недавно ночевали, встаём на перекус и сушку. Иногда нас балует своим появлением солнце, в 13.00 продолжаем движение, небо опять затягивает. Спускаемся по тропе к слиянию рек Кельдыке и Чон-Кызыл-Су. Встаем на полянке, на стрелке слияния в 14.30. Как только спустились, начался сильный дождь с градом, еле успеваем поставить палатки, чтобы в конец не промокнуть. Через какое-то время порыв стихает, но позже почти все время моросит мелкий дождь.

Пройдено 7,1 км, набор высоты: -1452 м.

29.07.09 Дежурные поднимаются в 7.30. Низкая облачность, туман, временами мелкий дождь. К 13.30 растягивает, обедаем, после обеда собираемся и выходим. Движемся по пути подъема, не смотря на хорошую тропу без прижимов на том берегу, так как переправа выглядит достаточно затруднительной. Обходя те же самые прижимы, в 17.00 подходим к новому зданию ФГС. Продолжаем спуск, метров через 150 мост на левый берег Чон-Кызыл-Су, далее проходим через лес и выходим на дорогу соединяющую ФГС и Джилысу. После дорога снова переходит на правый берег через остатки автомобильного моста и ниже по течению еще раз на левый. В процессе движения по камням или в брод нужно перейти несколько ручьев, пересекающих дорогу. К 19.00 - в Джилысу. Высота - 2320.

Пройдено 9,9 км, набор высоты: -440м.

30.07.09. выезжаем в Каракол.

Общественное снаряжение

Снаряжение

штук

Специальное

Веревки основные, 50м

Стропа расходная 6мм , 20м

Кольцевые стропы на станции

Карабины (не считая 4 личных на каждого)

Оттяжки

Скально-ледовый молоток

Крючья и швеллера

Закладки, набор 6 штук

Ледобуры (не считая 1 личного на каждого)

Лавинный лист

Документы, карты, описания

Рем набор

Аптечка групповая

Общий вес снаряжения - 32кг.

Выводы:
1. Очень удачным оказалось использование мультитопливных горелок Primus Omnifluel при использовании в качестве топлива бензина с добавлением жидкости для инжекторных двигателей. Чистили горелки всего 1-2 раза за поход, и не было никаких проблем.

2. Использование GPS сильно облегчало ориентирование в условиях постоянного снегопада.

Картографический материал.

В походе использовались топографические карты масштаба 1: 100 000 и 1:50 000, а также обзорная карта-хребтовка.(см. Приложения)

Координаты точек по GPS.

42,221165

78,170245

2322,576

*) Сигнал со спутников был очень слабым. Координаты, выданные GPS, не совпадали с реальными. Высота замерялась встроенным альтиметром и по карте.

Фотоальбом

Фото12. Подъем на следующую ступень ледника

Фото13. Место вынужденного обеда и пережидания непогоды

Фото14. Место ночёвки на леднике Чон-Узень Западный

Фото15. Место начала подъема на перевальный взлёт.
Нижний бергшрунд

Фото21. Переправа через р. Аюу-Тер

Фото22. Подъем по тропе вдоль р. Аюу-Тер

Фото23. Путь подхода по долине р. Аюу-Тер

Фото24. Пути прохождения бараньих лбов.
(Вариант 1 – по снежнику,
вариант 2- обходить по скальным полкам)

Фото25. Путь подъема по леднику Аютор Восточный

Фото40. Удачное место стоянки

Фото41. Вид на дальнейший спуск по долине

Фото42. Долина р. Джеты-Огуз

Фото43. Заход по р. Байтор.
Справа видны пер. СоАН

Фото44. Путь обхода бараньих лбов

Фото45. Ступень долины над бараньими лбами

Фото46. Ступень долины над бараньими лбами.
Путь подъема на следующую ступень долины

Фото47. Верхний цирк пер. АТУ с озером

Фото48. Цирк пер. АТУ

Фото49. Путь подъема на пер. АТУ

Фото50. Группа поднимается на пер. АТУ

Фото51. На седловине перевала АТУ

Фото52. Спуск с седловины пер. АТУ

Фото53. Вид на пер.Электриков со спуска
с пер.Армейских туристов

Фото54. Вид на пер. Электриков со спуска с пер.Армейских туристов.
1-место ночёвки, 2-пер.Электриков 2А

Фото60. вид на ледник Айлама с подъема на пер. Электриков

Фото61. Подъем на перевальный взлёт пер. Электриков

Фото62. Подъем на перевальный взлёт пер. Электриков

Фото63. На седловине пер. Электриков (2А)

Фото64. Группа на седловине пер. Электриков (2А)