Руководитель: Л.А.Примоленный, г. Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по С.Тянь-Шаню в августе 2009 г. Часть 2

Часть 1 здесь

4.4. Авария на перевале Орджоникидзе

13.08.2009 наша группа попала в лавину при подъёме на пер. Орджоникидзе с запада. Далее будут описаны наши действия, причины аварии и последствия. Нам очень повезло. Никто не пострадал и потери снаряжения минимальны.

стоянки Альпенград. Ночёвка 11-14.08

43-4,7646

77-5,4102

поворот в долину лед. Орджоникидзе

43-3,9306

77-5,4906

привал на боковой морене на уровне языка ледника Орджоникидзе

43-3,8556

77-6,0462

цирк пер. Орджоникидзе. Ступень ледника

43-3,8088

77-6,3324

Всё началось днём раньше. Ночью с 11 на 12 прошёл сильный снегопад (ф. 17). В этот день у нас планировалось радиальное восхождение на вер. Амангельды. Но пришлось отказаться от него. Распогодилось только к обеду. Стоит отметить, что в этот год снегопады случались довольно часто. За день до нашего приезда группа Ивана Коренчука как и мы попала под такой же снегопад на Альпенграде. К вечеру весь снег на стоянках стаял.

На следующий день погода была хорошая. По плану в этот день мы должны были идти пер. Орджоникидзе. Встали в 5:0 0. Позавтракали и вышли в 7:15. За переход по тропе в кармане морены дошли до поворота в долину лед. Орджоникидзе (т. 041, 3417).

Нужно отметить, что на перевал можно подняться 2-мя способами (ф. 19). Первый путь описан у Вуколова [2]. Он проходит по осыпному склону западного отрога вер. Орджоникидзе и начинается от лед. Иглы Туюксу. Второй путь проходит по лед. Орджоникидзе и по ледовому склону выводит непосредственно на перевал. Этот вариант в обычные годы труднее 2А из-за участка льда 200м крутизной до 45гр.

Привалившись напротив перевала (т. 041, 3417), увидели, что склон второго варианта подъёма покрыт снегом и решили пойти по этому пути, чтобы сэкономить время (обход отрога занял бы 1-1,5 перехода) и силы (подниматься по мелкой осыпи довольно изнурительно) (ф. 18).

В 10:40 поднялись по морене на ступень ледника в цирк перевалов Маяковского и Орджоникидзе (ф. 20, 21). Здесь связались и продолжили движение к перевалу по наиболее пологому пути (ф. 22). Через полперехода склон стал крутизной 35-40гр, а снег очень глубоким и рассыпчатым. Идти с рюкзаком очень сложно, т.к. ступени не формируются. Отсюда решили подниматься по самому короткому пути (по линии падения воды) без рюкзаков и вытаскивать их на верёвке т.к. это значительно проще и быстрее. Перильная страховка была излишней т.к. при желании можно было в любой момент зарыться по развилку.

Таким образом преодолели 50м (1 верёвку) до бергшрунда и 50м после. Авария произошла, когда Света лидировала и уносила конец верёвки на перевал, трое вытаскивали последние рюкзаки и руководитель стоял на нижнем краю бергшрунда в ожидании страховки для его преодоления. Снежная доска сошла из-под Светы очень мягко и тихо. Сошёл весь склон от "скального забора" на перевале до скал в боковом отроге вер. Орджоникидзе (ф. 23, 24). События развивались очень стремительно. Люди и рюкзаки ехали на поверхности лавины. Света в лавину фактически не попала, а пролетела по обнажившемуся льду по внутреннему углу ледника на его язык (около 400м набора). Основная часть лавины выкатилась и остановилась на ступени ледника в цирке перевала (т. 043, 3830). Все люди остались на поверхности. Только руководителю засыпало ногу. Остановившись, снежная масса тут же "сцементировлась". Быстро встали на ноги, убедились, что все живы, и стали наблюдать, как Света пролетает вниз, пытаясь зарубиться. Двое побежали к ней, остальные начали откапывать верёвку и искать рюкзак с аптечкой. Света удачно приземлилась на лавинный вынос, поэтому стали искать остальное снаряжение и уходить вниз на язык ледника. 4 рюкзака были в зоне видимости, а 5-ый лежал на перегибе между блоками снега. Одну верёвку откапали без труда, другую решили оставить, т.к. она была глубоко в твёрдом снежном блоке на перегибе. Суммарные потери снаряжения - ледоруб, очки, верёвка. Травм у людей не было.

Спустившись вниз, стали готовить обед, чтобы успокоиться, отойти от шока и подумать над дальнейшими действиями.

Подробнее об изменении маршрута см. в разделе 3.5. Причины отклонения от графика. Ниже приведены выводы и рекомендации.

Причины аварии:

· Снегопад и резкие суточные изменения температуры повлияли на структуру снега, что привело к ослаблению подложки между снегом и льдом и образованию снежной доски.

· Устойчивый стереотипный блок мышления у всей команды и прежде всего у руководителя. Об этом пишет Олег Янчевский в своей статье [7]. Большая часть группы проходила лавинные занятия. Но в августе, в районе, где многоснежность не типична, мысль о лавинах быстро провалилась в желудок. Присутствовала полная уверенность, что с нами такого точно не произойдёт. Стоит отметить, что лавинные занятия тем не менее не прошли бесследно. Этот опыт позволил избавиться от паники и сильного шока.

Что нас спасло:

· Отсутствие рюкзаков за плечами позволило и людям и рюкзакам находиться на поверхности лавины. Получить травму с рюкзаком гораздо проще чем без него т.к. теряется гибкость движений.

· Относительно небольшое количество снега

· Большая удача

Рекомендации:

· Не ходить на снежные склоны после снегопадов в течении 3-ёх суток. Этот совет совершенно не практичен.

· Тщательно планировать запасные варианты для лавиноопасных склонов на случай неустойчивой погоды.

· Сразу поворачивать назад и искать другие варианты при выходе на достаточно крутой (>25гр) склон со слабым слоем подложки. Особенно если склон уже подрезан трещинами и неровностями. В нашем случае стоило двигаться по краю доски вдоль скльных выступов. Этот путь сложнее из-за крутизны и пришлось бы двигаться с перильной страховкой.

· Проходить лавиноопасные склоны рано утром. Т.е. вставать на ночёвку под перевалом или в 2-3 переходах от него.

4.5. Перевал Маншук Маметовой (1Б, 4010)

стоянки Альпенград - лед. Маншук Маметовой - пер. Маншук Маметовой - лед. Бырджига - ур. Солнечная поляна в долине р. Л.Талгар (14.08 - 15.08)

43-4,6932 77-6,8916

восток-запад

восточный

осыпной

западный

снежно-осыпной

Расположение

Расположен в Малоалмаатинском отроге между вершиной Героев Панфиловцев и вершиной Маншук Маметовой. Соединяет лед.Маншук Маметовой (р.М.Алматинка) и лед.Бырджига (р.Л.Талгар)

Прохождение

14.08.2009 со стороны лед. Маншук Маметовой. Снята записка группы туристов из турклуба МГУ под руководством Гудкова О. от 11.08.2009

ледорубы, каски, верёвки основные, ИСС

Описание

даётся от стоянок Альпенград в долине лед. М.Маметовой до ур. Солнечная Поляна в долине р. Л.Талгар

3.2.25

8 день

14.08.2009

лёгкая облачность

м/н на стоянках Альпенград - лед. Маншук Маметовой - пер. Маншук Маметовой (1Б, 4010) - лед. Бырджига - Солнечная Поляна

7,752 км

стоянки на озере с лед. Маметовой под пер. Пионер

43-4,7844

77-5,928

подножие западного перевального взлёта пер. Маметовой

43-4,6326

77-6,5928

пер. Маншук Маметовой

43-4,6932

77-6,8916

подножие восточного перевального взлёта пер. Маметовой

43-4,641

77-7,065

Солнечная Поляна. Ночёвки 14-16.08

43-4,6116

77-9,7428

Прошлым вечером решили поспать подольше, поэтому встаём около 7 часов утра. Погода ясная. Завтракаем обеденным супом и остатками личной еды (в качестве схемы питания в походе использовалось Индивидуально-Коллективное ПИТание ИКПИТ). В 9:35 уходим вверх по тропе.

За переход поднимаемся к стоянкам у озера с лед. Маметовой под пер. Пионер (т. 044, 3580) (ф. 25). Отсюда хорошо видно перевалы Антикайнена, Маметовой, Пионер и склоны пер. Учитель.

Чтобы подойти к нашему перевалу, нужно обойти озеро. Можно пройти справа по осыпи и пересечь ледник в пологой части. Или пройти слева по средне-осыпному 20-тиградусному склону. Опасность и сложность второго варианта в том, что в некоторых участках небольшой слой осыпи лежит на льду.

Пока сидим на привале наблюдаем горных стрелков, поднимающихся на пер. Антикайнена и группу альпинистов, которые спустились с пер. Учитель и двигаются в нашу сторону.

Решаем обойти озеро справа, т.к. этот путь более безопасен и менее трудоёмок. Ледник пересекаем в пологой части без кошек и связок. Лёд местами присыпан снегом. В 11:30 подходим к перевальному взлёту (т. 045. 3750) (ф. 26). Он представляет собой снежно-осыпной склон (средняя и мелкая осыпь) крутизной до 30гр и протяжённостью 260м. Преодолеваем его, двигаясь плотной группой и с смостраховкой ледорубами. Участок перед седловиной наиболее неприятный т.к. осыпь там совсем живая. В 13:13 выходим на перевал (т. 047, 4010) (ф. 27). Седловина не очень широкая, но место под пару палаток можно найти. На восточную сторону нависает снежный карниз, который можно легко обойти справа по ходу (ф. 28). Отсюда видно долину р. Малая Алматинка на западе и большую часть Джамбульского отрога на востоке.

В 13:30 начинаем спуск с перевала. Восточный склон перевала представляет собой мелко-осыпной склон крутизной до 30гр и протяжённостью 200м. Осыпь сильно едет. Каждый шаг вызывает поток камней. Стоит идти плотной группой, чтобы не покалечить друг друга камнями (ф. 29).

Склон заканчивается на леднике Бырджига (т. 048, 3820). Ледник довольно пологий, но закрытый и видны трещины. Одеваем системы, связываемся и проходим несколько сотен метров до правой морены (ф. 30).

Дальнейший путь до Солнечной Поляны проходит по бесконечным моренным валам (средняя осыпь). Встать на ночёвку можно только у ледника т.к. других источников воды нет. Ручей из ледника быстро уходит под камни и вытекает наружу только на Солнечной Поляне из-под древней оконечной морены.

Через 1,5 перехода спускаемся с морены к месту, где долины ледников Бырджига и Орджоникидзе соединяются и начинается следующий уступ (ф. 31). Здесь нужно идти правее в карман древней срединной морены. В кармане есть подобие тропы, которая выходит на Солнечную Поляну.

В 18:00 выходим к подножию моренного вала, где вытекает ручей. Утоляем жажду, проходим на поляну и встаём на ночёвку (т. 051, 2613). Трое участников отправляются за заброской №1, а остальные ставят лагерь (ф. 32).

9 день

15.08.2009

Днёвка на Солнечной Поляне

Т.к. значительную часть маршрута было решено порезать, в этот день устраиваем днёвку, отъедаемся, стираемся и релаксируем.

Характер пути

Подъём от стоянок Альпенград (Ночёвки 11-14.08) до стоянок на озере лед. Маметовой под пер. Пионер

0,84

+200

Тропа

Подъём от стоянок под пер. Пионер до перевального взлёта пер. Маметовой

1,26

+170

Средняя осыпь. Открытый пологий ледник, слегка присыпанный снегом. Самостраховка треккинговыми палками

Подъём на пер. Маншук Маметовой

0,504

+260

Снежно-осыпной склон (средняя и мелкая осыпь) 300м куртизной до 35гр. Движение плотной группой с самостраховкой треккинговыми палками

Всего на подъём на пер. Маншук Маметовой от стоянок Альпенград (Ночёвки 11-14.08)

2,604

+630

153/

3:48

Спуск с пер. Маншук Маметовой

0,3

-190

Осыпной склон (мелкая осыпь) 200м крутизной до 35гр. Камнеопасно! Движение плотной группой с самостраховкой треккинговыми палками

Спуск по лед. Бырджига и далее по моренным валам на Солнечную Поляну

4,848

-1207

Короткий участок по закрытому леднику проходим в связках. Далее движение по моренным валам (средняя осыпь)

Всего на спуск с пер. Маншук Маметовой до Солнечной Поляны (Ночёвки 14-16.08)

5,148

-1397

433/

8:18

Выводы и рекомендации. Перевал Маншук Маметовой соответствует категории 1Б. Перевал очень трудоёмкий и немного камнеопасный из-за подвижной осыпи на перевальных взлётах. Бесконечные моренные валы на пути к Солнечной Поляне сильно утомляют. Не рекомендуется к прохождению. Особенно при движении в обратном направлении (с Солнечной Поляны). Но тем не менее - это один из самых простых и безопасный путей из долины р. М.Алматинка в долину р. Л.Талгара. Остальные варианты либо камнеопасны, либо выше категорией трудности, либо предполагают дополнительный километраж до Солнечной Поляны.

4.6. Перевал Тогузак(4160) + перевал Джусанды-Кунгей(4377) через плечо вер. Мурынтау-Зыкина (2А связка)

Солнечная Поляна - лед. Тогузак - пер. Тогузак - плечо вер. Мурынтау-Зыкина - пер. Джусанды-Кунгей - лед. Джусанды - р. Жангарык (левая морена лед. Жангарык) (16.08 - 18.08)

Перевал Тогузак

Категория трудности

1Б (2А в связке с пер. Джусанды-Кунгей)

43- 1,2870 77- 13,9140

восток-запад

западный

Расположение

Расположен в основном хребте Заилийского Алатау между пиком САШИА и вершиной Мурынтау-Зыкина. Соединяет лед.С. Тогузак (р. Л.Талгар) и лед.Десница (лед.Богатырь, р.Ю.-В.Талгар, р.Чилик)

Прохождение

17.08.2009 со стороны лед. С.Тогузак. Снята записка группы туристов из Москвы под рук. Кузаняна от 13.08.2009

даётся от ур. Солнечная Поляна в долине р. Л.Талгар до перевальной седловины

Перевал Джусанды-Кунгей

Категория трудности

2А (2А в связке с пер. Тогузак)

43- 0,5490 77- 14,6832

северо-восток - юго-запад

плечо вершины Мурынтау-Зыкиа

Расположение

Расположен в основном хребте Заилийского Алатау между вершиной Мурынтау-Зыкина и вершиной Джусанды-Кунгей. Соединяет лед. Джусанды-Кунгей (р.Жангырык, р.Иссык) и лед.Богатырь (р.Ю.-В.Талгар, р.Иссык)

Прохождение

17.08.2009 через плечо вершины Мурынтау-Зыкина в сторону лед. Джусанды-Кунгей. Снята записка группы туристов из Ростова-на-Дону турклуба "Планета" под руководством Дзгоба от 02.08.2008.

даётся от седловины пер. Тогузак до р. Жангарык

2.2.2

10 день

16.08.2009

солнечно

м/н на Солнечной Поляне - р. Туристов - верховья р. Л. Талгар - ночёвки у языка лед. Прав. Тогузак

11,94 км

+1037 м

285 мин/7ч 35мин

Солнечная Поляна. Ночёвки 14-16.08

43-4,6116

77-9,7428

переправа по камням через р. Туристов

43-2,367

77-9,3666

переправа по камням через р. Конституция

43-1,485

77-9,4242

Заброска №2. Точка на правой боковой морене лед. Тогузак возле вертолётной площадки.

43-0,69

77-10,5186

Ночёвки 16-17.08 у языка лед. Тогузак

43-0,8664

77-11,8314

Встаём в 5:00. На небе лёгкая облачность. Ночью были заморозки и на траве остался иней и кусочки льда. Сегодня нам нужно подойти к пер. Тогузак. Часть пути до вертолётной площадки (т. 019, 3650) описана в главе "Заброска№2".

Выходим в 7:15 и в 12:50 подходим на гребень морены возле вертолётной площадки и заброски №2 (т. 054) (ф. 37). Решаем сегодня встать у языка лед. Тогузак и сбегать за заброской со стоянок.

Дальше тропа тянется по гребню, который в конце концов вырождается в конгломератный склон и плавно переходит в борт лед. Прав. Тогузак. В 14:50 спускаемся к языку ледника (т. 055, 3650) косым траверсом с самостраховкой треккинговыми палками. Крутизна склона здесь до 20гр (ф. 38).

Из-за конгломератного рельефа, место похоже на стройку. Чистую воду берём из ручейков с ледника. Места под палатки довольно легко расчистить ледорубами.

Часть команды начинает ставить лагерь и готовить обед. Остальные отправляются за заброской по дну долины вдоль грязного потока из ледника. Стоит отметить, что этот путь более ровный и простой. Выйти на него можно от р. Л. Талгар, двигаясь вдоль ручья с лед. Тогузак.

Небо чистое и светит солнце, но из-за близости ледника холодновато.

11 день

17.08.2009

солнечно

м/н у языка лед. Прав. Тогузак - лед. Прав. тогузак - [пер. Тогузак (4160) + пер. Джусанды-Кунгей(4377) через плечо вер. Мурынтау зыкина](2А связка) - лед. Джсанды - ночёвки у языка лед. Джусанды

10,164 км

граница закрытой части лед. Тогузак

43-1,0314

77-12,9516

подножие западного перевального взлёта пер. Тогузак

43-1,0848

77-13,6962

пер. Тогузак

43-1,287

77-13,914

подножие вершинного взлёта на плечо вер. Мурынтау

43-0,8388

77-14,1342

плечо вершины Мурынтау-Зыкина

43-0,6888

77-14,2644

обзорная точка на плече вершины Мурынтау-Зыкина

43-0,7332

левая морена лед. Жангарык в точке пересечения с ручьём с лед. Джусанды

42-58,4064

77-14,7696

Встаём в 5:00. Небо чистое. Завтракаем, одеваем системы, кошки и в 7:45 выходим а ледник. Сегодня нам предстоит пройти связку перевалов Тогузак + Джусанды-Кунгей.

Ледник Тогузак (Северная ветвь) пологий (до 15гр) и без трещин (ф. 39). Проходим переход по открытой части ледника (до т. 056, 3885) и переход в связках по закрытой части до перевального взлёта пер. Тогузак (т. 057, 3980).

Перевальный взлёт представляет собой снежный склон протяжённостью 200м и крутизной до 30гр (ф. 40). Проходим его с самостраховкой ледорубами.

В 10:20 выходим на перевал (т. 058, 4160). С другой стороны перевального взлёта как такового нет. Ледник Богатырь перетекает в седловину перевала, которая представляет собой огромное пологое снежное плато. Едим шоколадку, фотографируемся (ф. 41), пишем записку и в 10:50 выходим.

Наш дальнейший путь лежит к вершине Мурынтау-Зыкина, точнее к её плечу. Идём по плато в связках до вершинного взлёта (т. 059, 4317) (ф. 42). Отсюда сложно понять, что это вершина из-за пологого снежного купола и неточности карт на этом участке. Снег плотный и тропить не приходится. Скорее всего здесь есть трещины. Вершинный взлёт представляет собой снежный склон 100м крутизной 20-25гр до бергшрунда и короткий крутой участок 25м до 40гр (ф. 43). Проходим его с перильной страховкой. Далее склон выполаживается и выводит на очень широкий гребень (13:00). На саму вершину подниматься не стали, а прошли в сторону пер. Джусанды до осыпного пупырька с крестом (т. 061, 4430) (ф. 44 сделано с осыпного пупырька). Отсюда видно хребет Кунгей Алатау и Талгарский узел (ф. 46, 47 сделаны с осыпного пупырька). До перевала Джусанды-Кунгей (т. 062, 4377) нужно сбросить 150м по некрутому широкому снежному гребню. Седловина перевала широкая. Можно поставить несколько палаток (ф. 45).

В 13:55 начинаем спуск наискось налево вдоль склонов вер. Джусанды (ф. 48). Перевальный взлёт представляет собой снежный склон крутизной 20-30гр протяжённостью 200м. Ледник Джусанды в верхней части (цирке перевалов Попова, Джусанды, Мурынтау-Зыкина, Сыргымалымуз) пологий (до 15гр) и с закрытыми трещинами (ф. 49). Участок ледника, отделяющий верхнюю часть от языка, имеет крутизну до 30гр и разорван большими трещинами.

По леднику движемся в связках, придерживаясь левого борта. Снег не глубокий и тропить не приходится, но жарко как на сковородке. Через переход доходим до левой морены и решаем идти по ней т.к. ледник в этой части сильно разорван. Спуститься также можно по противоположной стороне ледника. Там он пологий, открытый и без трещин (ф. 50).

Снимаем кошки, развязываемся и сбрасываем около 150м по средней осыпи. Далее ледник открывается и выполаживается. Выходим на него и пересекаем наискось в сторону правого борта долины. В 16:30 приходим к хорошим стоянкм на разливе ручья из ледника (т. 064, 3730) и встаём на ночёвку. Камни на морене лежат на льду и периодически срываются, поэтому ставим палатки в камнебезопасном месте.

Переход от места ночёвки до правой морены лед. Жангарык в точке пересечения с ручьём с лед. Джусанды (т. 066, 3530) описан в 13-ом дне.

12 день

18.08.2009

Днёвка у языка ледника Джусанды

Т.к. в запасе остаётся ещё много дней и мы отказались от пер. 70-ти летия Октября, этот день днюём. С погодой не повезло - весь день хмурое небо, но без осадков. Снимаем фильм, мультик, строим сад камней и релаксируем.

Подъём от Солнечной Поляны (Ночёвки 14-16.08) до переправы через р. Туристов

5,148

+307

Подъём от переправы через р. Туристов до переправы через р. Л. Талгар

1,968

+107

Тропа по древней пологой морене

Подъём от переправы через р. Л. Талгар до языка лед. Тогузак (Ночёвки 16-17.08)

4,824

+623

Теряющаяся тропа по моренным валам. Тропа по гребню левой морены лед. Тогузак. Спуск с гребня к языку ледника по конгломератному склону крутизной 15-20гр с самостраховкой треккинговыми палками

Подъём по открытой части лед. Тогузак

1,86

+235

Открытый пологий ледник до 15гр. Движение с самостраховкой ледорубами

Подъём по закрытой части лед. Тогузак до перевального взлёта пер. Тогузак

1,224

-53

100/

2:00

Движение в связках по пологому снежному плато. Ключевой участок подъёма на плечо вершины - снежный склон 25м крутизной до 40гр. Перильная страховка.

Спуск с пер. Джусанды-Кунгей до левой боковой морены лед. Джусанды

1,872

-327

Снежный склон крутизной до 30гр плавно выходящий на пологий закрытый ледник с трещинами. Движение в связках

Спуск по левой морене и затем через открытую часть ледника до Ночёвок 17-19.08 у озера

2,088

-320

Средняя осыпь крутизной до 30гр. Далее открытый ледник крутизной до 20гр. Движение с самостраховкой ледорубами

Спуск от Ночёвок 17-19.08 до р. Жангарык (левой боковой морены лед. Жангарык)

1,428

-200

Средняя осыпь. Движение с самостраховкой треккинговыми палками

Всего на спуск с пер. Джусанды-Кунгей до р. Жангарык (левой морены лед. Жангарык)

5,388

-900

650/

14:55

Выводы и рекомендации. Связка перевалов Тогузак + Джусанды-Кунгей через вершину Мурынтау-Зыкина - интересный и очень красивый путь из долины р. Л.Талгар в долину р. Жангарык. Одно из самых ярких впечатлений похода. В снежные годы соответствует категории 2А с натяжкой. Рекомендуется для походов от 3 к.с.

4.7. Перевал Чилико-Кеминский (1Б, 4100)

р. Жангарык (левая морена лед. Жангарык) - лед. Жангарык - пер. Чилико-Кеминский - верховья р. Чон-Кемин (19.08)

42-56,5860, 77-11,0670

северо-восток - юго-запад

северо-восточный

снежно-осыпной

Расположение

Расположен в Чилико-Кеминской перемычке между вершиной 4394 и вершиной 4139. Соединяет Ю.ветвь лед. Жангырык и верховья р. Чон-Кемин

Прохождение

19.08.2009 со стороны лед. Жангарык. Снята записка группы туристов турклуба "Романтик" г. Запорожье под руководством Дерибаса от 27.08.2008.

даётся от р. Жангарык до верховий р. Чон-Кемин

4.4.3

13 день

19.08.2009

облачно, снег

м/н - р. Жангарык - лед. Жангарык - пер. Чилико-Кеминский (1Б, 4100) - верховья р. Чон-Кемин

11,976 км

язык лед. Жангарык

42-57,7764

77-12,8742

ступень лед. Жангарык после зоны трещин. граница закрытой части

42-57,0018

77-11,7282

подножие северо-восточного перевального взлёта пер. Чилико-Кеминский

42-56,7246

77-11,0784

пер. Чилико-Кеминский

42-56,586

77-11,067

стоянки на морене возле ледника

42-56,0628

77-10,6536

начало тропы по моренным валам в верховьях р. Чон-Кемин

42-55,7622

77-10,4004

Ночёвки 19-20.08 в верховьях р. Чон-Кемин

42-55,4892

77-9,9918

Встаём в 5:00. Погода пасмурная. Сегодня нам предстоит пройти пер. Чилико-Кеминский.

В 7:20 начинаем движение по правому берегу ручья вниз в долину р. Жангарык. Спускаемся до левой древней морены лед. Жангарык. Небо затянуто и накрапыват дождик, но сквозь дымку видно ледники Жангарык. В хорошую погоду можно увидеть наш перевал. Дальнейший путь до ледника проходит по гребню морены. Долина ровная и пологая. Встать на ночёвку можно практически в любом месте.

В 9:30 доходим до языка (т. 068, 3475) и одеваем кошки. Ледник пологий (до 15гр) и открытый до зоны трещин (т. 070, 3865) (ф. 51). Следующая ступень ледника пологая, но закрытая. Есть трещины (ф. 52). Здесь мы связываемся и продолжаем движение в сторону перевала, придерживаясь левого по ходу склона. Снег не глубокий (по щиколотку).

В 12:35 подходим к перевальному взлёту (т. 071, 4000). Он представляет собой снежный склон 100м крутизной до 30гр. С перевала нависает снежный карниз, но его можно легко обойти слева по ходу.

В 13:15 поднимаемся на перевал (ф. 53). Пошёл лёгкий снег и задул ветер. Седловина широкая и при необходимости можно уместить несколько палаток. Из-за пасмурной погоды на северо-востоке ничего особенного не видно. На юго-запад открывается вид на Кунгей и верховья долины р. Чон-Кемин. Фотографируемся, едим шоколадку, пишем записку и в 13:45 начинаем спуск.

На юго-западной стороне нет ярко выраженного перевального взлёта (ф. 54). Снежный склон крутизной20-25гр плавно переходит в ледник. Ледник небольшой, но закрытый и сильно разорванный. Идём в связках, придерживаясь правого борта ледника. Доходим до ледового сброса и сворачиваем направо на осыпной склон т.к. здесь большие трещины и проще обойти их не по леднику. Склон из средней осыпи крутизной до 30гр. Траверсируем его до русла ручья, стекающего со снежника, и спускаемся по нему плотной группой до морены. По морене проходим несколько сотен метров и делаем привал на ровной площадке (т. 073, 3760). Здесь есть места под палатки, но не ясно откуда брать воду (ф. 55).

Снимаем системы и продолжаем спуск по осыпи (ф. 56). Через полперехода доходим до тропы, которая тянется по моренным валам в долине р. Чон-Кемин (т. 074, 3500) (ф. 57). Проходим по ней ещё полперехода и спускаемся на большое ровное пространство возле ручья. Встаём здесь на ночёвку (15:40).

Только успеваем поставить палатки, как начинается снегопад такой же как на Альпенграде. Продолжается несколько часов. Сбросив все осадки, тучи иссякают и небо расчищается (ф. 58). Из-за снегопада поток в ручье сильно ослаб и скрылся в камнях возле места стоянки. За водой приходится идти выше по течению.

Характер пути

Путь по левой морене лед. Жангарык от точки пересечения с ручьём с лед. Джусанды до языка лед. Жангарык

3,408

+25 -80

Путь по гребню морены

Подъём по открытой части лед. Жангарык

2,556

+390

Открытый ледник до 20гр. Движение с самостраховкой ледорубами. Зона трещин.

Подъём по закрытой части лед. Жангарык до перевального взлёта пер. Чилико-Кеминский

1,224

+135

Закрытый ледник крутизной до 15гр. Есть трещины. Зону трещин обходим слева по ходу движения, прижимаясь к склону. Движение в связках.

Подъём на пер. Чилико-Кеминский

0,312

+100

Снежный склон 100м кртизной до 30гр. Обход карниза слева по ходу. Самостраховка ледорубами

Всего на подъём на пер. Чилико-Кеминский от р. Жангарык (точки пересечения с ручьём с лед. Джусанды)

7,5

+650

-80

215/

5:05

Спуск с пер. Чилико-Кеминский по леднику до стоянок на морене

1,344

-340

Закрытый рваный ледник до 15гр. Движение по леднику в связках. Далее выход на средне осыпной склон 30гр правого борта ледника

Спуск по морене до Ночёвок 19-20.08 в верховьях р. Чон-Кемин

1,704

-340

Средняя осыпь. Затем тропа по моренным валам

Всего на спуск с пер. Чилико-Кеминский до верховий р. Чон-Кемин (Ночёвки 19-20.08)

3,048

-760

300/

6:50

Выводы и рекомендации. Перевал Чилико-Кеминский соответствует категории 1Б. Это красивый и простой способ пересечь Чилико-Кеминскую перемычку. Рекомендуется в походах от 2 к.с.

4.8. Перевал Бозтери Зап. (2А, 4200)

Верховья р. Чон-Кемин - оз. Джассык-Кель - р. Аксу - лед. Аксу Вост. - пер. Бозтери Зап. - р. Бакты-Долонаты - пос. Прогресс (20.08 - 22.08)

42-48,7068 77-5,3124

север-юг

северо-восточный

снежно-ледовый

Расположение

Расположен в основном хребте Кунгей Алатау. Соединяет лед. В.Аксу (р.Чон-Кемин) и лед. Бакты-Долонаты (р. Бакты-Долонаты)

Прохождение

21.08.2009 со стороны лед. В.Аксу. Тур не обнаружен.

Необходимое снаряжение

ледорубы, кошки, каски, верёвки основные, ИСС, расходные петли, ледобуры

даётся от верховий р. Чон-Кемин до пос. Прогресс

4.1.28

14 день

20.08.2009

Ночёвки 20-21.08

42-53,0088

77-5,7756

По плану подъём назначался в 5:00, но утром шёл снег, поэтому решили переждать непогоду. К 10 часам распогодилось. Позавтракали и вышли в 12:35. Получилась полуднёвка-отсидка.

Сегодня наша цель - пройти в долину р. Аксу. Причём на участке от оз. Джассык-кель до поворота в долину нужно было двигаться очень быстро, чтобы не попасться киргизским пограничникам. По информации от спасателей в Алма-Ате, пограничники просматривают этот участок с поста ниже по долине и иногда делают выезды.

Со стоянок выходим на тропу и через 2 перехода доходим до озера (т. 078, 3100). У него потрясающий неестественный ярко-бирюзовый цвет (ф. 59). До конца не верится, что оно настоящее. Это жемчужина района. Здесь есть оборудованные стоянки, но останавливаться здесь может быть опасно из-за пограничников (подробнее см. в разделе 2.5. Пребывание в чужих странах).

От озера резво проходим в боковую долину р. Аксу. Тропа здесь помечена туриками с отметинами красной краской (ф. 60). Она ведёт на популярный перевал Аксу Сев. (1А) и далее в пос. Григорьевка. Проходим переход и в 15:35 встаём на ночёвку (т. 080, 3105).

15 день

21.08.2009

переменная облачность

облачно, снег

м/н на р. Аксу - лед. Вост. Аксу - пер. Бозтери Зап. (2А, 4200) - р. Бакты-Долонаты

13,656 км

язык лед. Аксу Вост.

42-51,174

77-6,3366

граница закрытой части лед. Аксу Вост.

42-49,6992

77-6,2022

цирк пер. Бозтери Зап.

42-48,888

77-5,4912

пер. Бозтери Зап.

42-48,7068

77-5,3124

южный перевальный взлёт пер. Бозтери Зап.

42-48,5826

77-5,1492

язык лед. Бакты-Долонаты

42-47,9868

77-5,4072

Ночёвки 21-22.08 у оконечной морены лед. Бакты-Долонаты

42-47,4078

77-5,8434

Встаём в 5:00. Погода хорошая. Сегодня нам предстоит пройти наш крайний перевал Бозтери Зап.

Выходим в 7:20 и идём по тропе до языка ледника Аксу Вост. (т. 082, 3420). Тропа отсюда уходит вверх на боковую морену и затем, траверсируя склон, тянется до пер. Аксу Сев. В 9:20 выходим на язык ледника (ф. 61). Ледник длинный и очень пологий вплоть до хребта Кунгей. В т. 084 ледник закрывается. Отсюда идём в связках. Снега не много - по щиколотку.

В 12:50 выходим в цирк пер. Бозтери Зап. Перевальный взлёт представляет собой фирново-ледовый лоб протяжённостью 50м и крутизной до 45гр (ф. 62). Проходим его с перильной страховкой. В 14:25 поднимаемся на перевал (т. 087, 4200) (ф. 63). Погода портится. Не найдя турика, фотографируемся, едим шоколадку и начинаем спуск. Он представляет собой широкий снежный кулуар протяжённостью 200м и крутизной до 45гр (ф. 64, 65). Стоит отметить, что в малоснежные годы здесь вместо снега может быть лёд. Провешиваем 2 верёвки перильной страховки зигзагом, чтобы не покалечить друг друга камнями. Станции делаем на скальных выступах. Снег не глубокий и однородный. Лавинной опасности нет. Далее спускаемся 50м на 3 такта до выполаживания.

В 16:30 спускаемся на ледник Бакты-Долонаты (т. 088, 3970). Он небольшой, закрытый и пологий. Отсюда уже видно оз. Иссык-Куль и хребет Терскей в дымке. В связках за 15 мин спускаемся к языку (т. 92, 3740). Отсюда начинается срединная морена из средней (ближе к крупной) осыпи. Идти по ней довольно утомительно.

В 17:50 спускаемся с морены на траву (ф. 66). Долина здесь пологая и ровная. Встаём на ночёвку возле ручья, вытекающего из-под морены.

16 день

22.08.2009

FIN

42-39,0602

77-8,698

Сегодня крайний день нашего похода. Спим подольше и встаём в 8 утра. Небо чистое. Завтракаем, одеваемся по-летнему и неожиданно небо заволакивают тучи и начинается мелкий снег, который заставляет нас ускориться.

Дальнейший путь по долине проходит по левому берегу р. Бакты-Долонаты. Во всей долине посётся скот, начиная от ночёвок у морены. Поэтому тропы хорошо натоптаны и встречается много пастухов.

В районе т. 100 река проходит через скальный прижим. Его нужно обходить поверху по широкой скотопрогонной тропе. Идти по этому пути было психологически сложно т.к. нужно было набрать около 200м. Но лучших альтернатив не было. Пробираться вдоль реки через заросли кустарника значительно дольше.

После прижима начинается грунтовая дорога (т. 093, 2220), которая выводит нас в пос. Прогресс (ф. 67). В 16:30 выходим на трассу, ловим такси и уезжаем в Чолпон-Ату отдыхать.

Путь от верховий р. Чон-Кемин (Ночёвки 19-20.08) до оз. Джассык-Кель

5,472

-320

Путь от оз. Джассык-Кель до Ночёвок 20-21.08

4,872

+75 -70

тропа

Подъём от Ночёвок 20-21.08 до языка лед. Аксу Вост.

4,212

+315

тропа

Подъём по открытой части лед. Аксу Вост.

3,288

+350

Открытый ледник до 10гр

Подъём по закрытой части лед. Аксу Вост. до цирка пер. Бозтери Зап.

2,4

+290

Закрытый ледник без трещин до 15гр. Проходим в связках

Подъём на пер. Бозтери Зап.

0,504

Спуск с пер. Бозтери Зап. на лед. Бакты-Долонаты

0,384

-230

Снежный склон 200м крутизной до 45гр. Участок 100м перильной страховки. Далее с самостраховкой ледорубами на 3 такта

Спуск по лед. Бакты-Долонаты до языка

1,392

10,98

-1320

Тропа. Прижим обходить по верху

Спуск по грунтовой дороге до трассы в пос. Прогресс

FIN

-2890

855/

19:05

Выводы и рекомендации. Перевал Бозтери Зап. - красивый и интересный путь от р. Чон-Кемин к озеру Иссык-Куль, соответствующий категории 2А. Рекомендуется в походах от 3 к.с.

5. Ссылки

1. Отчёт Зеленцовой Екатерины (турклуб МГУ) 5кс 2006г - http://leoshome.trsoft.ru/travel/2006/tyanshan_kz5/index.html

2. По Северному Тянь-Шаню. Горные туристские маршруты по Заилийскому Алатау и Кунгей-Алатау.Вуколов В.Н. - http://www.skitalets.ru/books/northtanshan/index.htm

3. Отчёт Ольга Добрушиной (турклуб МГУ) 3кс 2006г - http://www.geolink-group.com/tourclub/dbase/trip.php?back=tours&p_trip=65

4. Отчёты турклуба "Гадкий Утёнок" - http://www.g-utka.ru/marshrut.php

5. Федерация альпинизма Казахстана - http://www.mountain.kz/ru/climbing-routes-maps

6. Форум "Центр Тяжести", на котором можно получить различную информацию по району http://bb.ct.kz/index.php?showforum=20

7. Статья Олега Янчевского "Почему мы попадаем в аварии?" http://www.mountain.ru/people/sketch/2004/pochemu_my/

6. Карты

1. Вуколов. Хребтовка на генштабе - http://www.westra.ru/reports/tianshan/zailmap.html

2. Вуколов. Чёрно-белая хребтовка - http://x-step.narod.ru/use/tyan/tyan_kar.html

3. Сервис Google Maps. Ландшафтные карты - http://maps.google.com/

7. Выводы и рекомендации

1. Из-за многочисленных изменений в графике движения заявленный маршрут пройти не получилось. В результате вышел слабый поход 3 кс больше похожий на 2-ую категорию. Из 16-ти дней похода фактически ходовыми было только 12.

2. Технический уровень не удалось повысить т.к. в результате изменения маршрута осталось только 2 препятствия 2А, которые из-за обилия снега не представляли особой сложности.

3. Была реализована одна из основных целей похода - отлично повести лето в новом районе. Многочисленные днёвки использовались для творческой самореализации и релаксации. А пара дней на Иссык-Куле окончательно сформировали ощущение матрасного отдыха на море.

4. По нашему мнению, лучше выбрать другой район вблизи оз. Иссык-Куль для похода 3 кс (Киргизский хребет или Терскей Алатау) из-за многочисленных проблем с пересечением границы и пребыванием в чужих странах (см раздел 2.5 Пребывание в чужих странах).