Руководитель: Олег Один, Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц.Тянь-Шаню в августе 2006 г. Часть 1 из 2

Туристский Спортивный Союз России

Московский Горный Клуб «Вестра»

Отчет о горном походе IV категории сложности по центральному Тянь-Шаню (Хребты Борколдой и Западный Кок-шаал-тоо)

Хребет Борколдой

Ледник Чонг-Тура-Суу

Хребет Кок-Шаал-Тоо

Москва, 2006 г.

I. Справочные сведения о походе:

1. Вид туризма: горный.

2. Категория сложности: четвёртая.

3. Район: Центральный Тянь-Шань, хр. Борколдой и Кок-шаал-тоо.

4. Выпускающая организация: МКК МГЦТК г. Москвы.

5. м/к 1/3 – 403, 2006 г.

6. Руководитель: д-р Один О.В.

7. Время проведения: 5 августа - 27 августа 2006 г.

8. Пройденное расстояние: 208 км.

9. Ниткамаршрута:

пос. Карасай – р. Узенгикуш-Туюк – л. Узенгикуш–Туюк – пер. Ветреная лампа (2А, 4506, п/п) – истоки р. Джегалмай – л. №179 – пер. Ольги Вороновой (2А, 4621, п/п) – р. Джарыктал – пер. Тёплая щель (1А, 3770) – ПОГЗ Каракоз – р. Кичине-тура-суу – пер. Молдова (2А, 4544) – л. Чонг-тура-суу (Исследвателей) – пик. Зенит (траверс 2Б, 5116) – пер. Китайский (2А, 4821) - пер. Железнодорожник (2Б, 4969) – л. Чонг-Туюкуйрук – пер. А.А. Летавета (2А, 4502) – л. Безымянный – ПОГЗ Каракоз – пер. Каракоз (н/к, 3841) – пер. Простой (1Б, 4556) – руч. Кайнар – пер. Купол Кайнара (2Б, 4591) – р. Узенгикуш-Туюк – пос. Карасай.

ИТОГО: пройдено 11 препятствий (10 перевалов и 1 восхождение), в том числе: н\к - 1, 1А - 1, 1Б - 2 , 2А - 4 (2 п\п), 2Б -3.

10. Продолжительность активной части: 23 дня.

11. Продуктовая раскладка – общественная, в среднем 500 г/чел*день.

II. Отважные участники

1984

РГГУ, студент

3ГУ (Ц. Кавказ), 5642

Участник и просто хороший человек

Жигулёвцева Елена Юрьевна,

aliena@ints.ru

1982

ФГУП НПЦ АП, инженер

3ГУ (Ц. Кавказ), 1ГР (З. Кавказ), 5642

Штурман, летописец, фотограф и просто хороший человек

Лахно Елена Павловна

1983

ООО «Заказные информсистемы», программист

3ГУ (Ц. Кавказ), 5300

Снаряженец и просто хороший человек

Логин Сергей Владимирович,

shmurdyak@mail.ru

1982

ООО «Рольф-Химки», инженер-механик

3ГУ (Ц. Кавказ), 2ЛУ (Хибины), 5ВУ (Путораны), 1ГР (Хибины), 4200

Видеооператор, ремонтник и просто хороший человек

Нефёдова Ольга Сергеевна

neola.81@list.ru

1981

ООО «ФБК», сметчик

3ГУ (Ц. Кавказ), 4000

Завхоз и просто хороший человек

д-р Один Олег Владимирович,

odin@westra.ru

+7-903-744-8350

1976

ГКБ 59, врач реаниматолог-анестезиолог

4ГУ с эл. 5 (Памир), 3ГР (Ц. Кавказ), 6200

Руководитель, врач и просто хороший человек

Романов Михаил Александрович

1979

Магазин «Альпиндустрия», продавец-консультант

2ГУ (Ц. Кавказ), 5000

Фотограф и просто хороший человек

III. Благодарности:

О. Чхетиани за помощь в разработке маршрута, поддержку и предоставленные материалы. Д. Попову за предоставленные материалы. И. Кижватову за моральную поддержку с «Большой земли» и пограничникам ПОГЗ Каракоз за гостеприимство.

IV. Идея и организация похода.

Основные элементы организации маршрута:

1. Завоз обоих забросок на ПОГЗ Каракоз. Старт из пос. Карасай.

2. Первый этап (исследование совершенно нехоженой части хр. Борколдой) проходил по долинам рек Узенгикуш-Туюк, Джегалмай, Джарыктал и включал в себя 3 перевала (2п/п). Особенностью нашего маршрута явился непосредственный спуск в долину реки Джегалмай. Сведения о посещениях этих мест отсутствуют, никаких следов пребывания человека мы не обнаружили. Нам удалось лицезреть доселе невиданную северную стену пика 5170 (высшей точки Борколдоя) и посетить нехоженный ледник №179.

3. Второй этап проходил по хребту Кок-шаал-тоо и может быть разбит на несколько частей:

· Исследование долины реки Кичине-тура-суу и её истоков, последние данные о посещении которых относятся к концу 1950-х годов. Именно тогда здесь был пройден перевал Молдова, ведущий на лед. Чонг-тура-суу. От пограничников мы узнали, что в 2005 г. долину р. Кичине-тура-суу исследовали Новозеландские альпинисты. В итоге, никаких следов пребывания людей выше узкого места каньона мы не обнаружили.

· Восхождение на пик Зенит (Идеал). Последнее известное (а возможно и единственное) восхождение на его вершину относится к 1993 г. (Ю. Братков) описания отсутствуют.

· Прохождение перевалов Китайский, Железнодорожник и А.А. Летавета. Эти перевалы были впервые пройдены группой А. Шалова в 2001 г. Мы осуществили вторые прохождения (и первые в данном направлении).

4. Третий этап снова проходил по Борколдою, по долинам р. Чолок-Капчигай, руч. Кайнар, р. Узенгикуш-Туюк. Планируемое восхождение на пик 5169 не состоялось в связи с быстро-наступающей осенью. Удалось пройти пер. Простой (1Б, второе прохождение и первое в данном направлении) и пер. Купол Кайнара (2Б, второе прохождение, первое прохождение на подъём по определяющей стороне и новый путь спуска).

5. Окончание маршрута в пос. Карасай.

V. Прекрасное описание района и историю его освоения можно найти в литературном источнике 1.

VI. Заявленный план похода.

1. Основной маршрут:

г.Бишкек – пос. Карасай – р. Кара-суу – л. Кара-суу – пер. 4550 (1Б-2А, п/п) – истоки р. Джегалмай – л. №179 – пер. 4200 (ок. 2А, п/п) – р. Джарыктал – пер. Тёплая щель (3800, 1А) – ПОГЗ Каракоз – р. Кичине-тура-суу – пер. Молдова (ок. 4600, 2А) – л. Чонг-тура-суу (Исследвателей) – пик. Зенит по СЗ гребню (5148, 2А) – траверс хр. Кок-шаал-тоо (2А-2Б, п/п) до пер. Железнодорожник (4800, 2Б) – л. Чонг-Туюкуйрук – пер. А.А. Летавета (4500, 2А) – л. Безымянный – ПОГЗ Каракоз – пер. Каракоз (3804, н/к) – пер. 4900 + пик 5169 (2А-2Б, п/п) – пер. Простой (1Б) или пер. Бёрн (4600, 1Б) – р. Кайнар – оз. Кайнар – пер. Купол Кайнара (2Б) – р. Узенгикуш-Туюк – пос. Карасай – г. Бишкек.

2. Запасные варианты маршрута (после согласования с МКК):

· исследовать цирки истоков л. Кичине-тура-суу на предмет поиска перевалов на левый исток л. Чонг-тура-суу

· перед траверсом пика Зенит просмотреть склоны вершины 5015. При невозможности прохождения – пер. Китайский (2А) с возможным траверсом хребта Кок-шаал-тоо в восточном направлении или прохождением пер. Железнодорожник (2Б).

· просмотреть возможность прохождения перевала в СЗ плече в 4982 (ок. 2Б), вместо пер. Китайский + пер. Железнодорожник.

· При невозможности прохождения пер. 4550 – прохождение седловины в восточном цирке ледника №270 на ледник №275 с последующим прохождением седловины на ледник Джегалмай.

· В случае невозможности выхода к пер. 4550 или его прохождения – заход по р. Узенгикуш-Туюк и прохождение пер. Гипротрансмост + пер. Кайнар-Джегалмай (п/п) + пер. Джарыктал Зап. либо пер. 4200 и далее по основному варианту.

· Особые указания: первопрохождение перевалов 4550 и 4200 при условии не выше 2А к.с.

VII. Пройденный маршрут:

1. Нитка:

г.Бишкек – пос. Карасай – р. Узенгикуш-Туюк – л. Узенгикуш–Туюк – пер. Ветреная лампа (2А, 4506, п/п) – истоки р. Джегалмай – л. №179 – пер. Ольги Вороновой (2А, 4621, п/п) – р. Джарыктал – пер. Тёплая щель (1А, 3770) – ПОГЗ Каракоз – р. Кичине-тура-суу – пер. Молдова (2А, 4544) – л. Чонг-тура-суу (Исследователей) – пик. Зенит (Идеал) (траверс 2Б, 5116) – пер. Китайский (2А, 4821) - пер. Железнодорожник (2Б, 4969) – л. Чонг-Туюкуйрук – пер. Летавета (2А, 4502) – л. Безымянный – ПОГЗ Каракоз – пер. Каракоз (н/к, 3841) – пер. Простой (1Б, 4556) – руч. Кайнар – пер. Купол Кайнара (2Б, 4591) – р. Узенгикуш-Туюк – пос. Карасай – г. Бишкек.

2. Комментарии:

· После тщательного обдумывания, решено было начать маршрут по запасному варианту (через долину р. Узенгикуш-Туюк и пер. 4200), ибо его прохождение внушало меньшие опасения в превышении сложности 2А. В итоге был пройден перевал, соседний с предполагаемым (в том же цирке): пер. Ветреная лампа (2А, 4500), как наиболее логичный.

· Брод реки Джегалмай вызвал некоторые затруднения и был выполнен после многочасовой разведки недалеко от места её вытекания из ледника Джегалмай. В дальнейшем, ниже по течению, река образует грандиозный каньон, который удалось обойти по полкам левого борта.

· Пройденный нами пер. Ольги Вороновой (2А, 4620) – очень логичный путь из долины реки Джегалмай в долину реки Джарыктал (через ледник №179). Сам цирк ледника №179 весьма грандиозен и требует дальнейшего исследования.

· Река Кичине-тура-суу течёт в глубоком ущелье практически на всём протяжении. Его прохождение требует многочисленных бродов. Путь преграждают каньоны. Преодоление первого из них потребовало лазания по скалам с нижней страховкой, навешивания трёх перильных верёвок (двух на подъём и одной на спуск) и раздельной транспортировки рюкзаков. Последующие каньоны удалось обойти по скалам и осыпям правого борта. С учётом трёх верёвок в каньоне, перевал Молдова – довольно непростая 2А, однако без каньона его сложность не выше 1Б. Неизвестно, можно ли обойти первый каньон по террасам правого борта реки Кичине-тура-суу. Нам это представляется маловероятным. Во всём цирке пройденная нами седловина – наиболее значительная, логичная и красивая, так что, вероятнее всего, именно она была пройдена в 1950-х. Поэтому мы и сохранили историческое название за этим перевалом.

· От траверса хребта Кок-шаал-тоо было решено отказаться. Ввиду огромных перепадов высоты это мероприятие потребовало бы слишком много ходовых дней.

· Подъём на пик Зенит (Идеал), который проходил по предположительному пути подъёма группы Ю. Браткова (1993) является весьма логичным и безопасным. Красивая и техничная ледовая 2Б.

· Пер. 4982 со стороны ледника Чонг-тура-суу – мерзкая сыпуха и нам не захотелось проходить его. Другая сторона этого перевала, впрочем, может представлять интерес. Со стороны мы оценили сложность в 2Б (ледовая).

· На момент нашего прохождения пер. А.А. Летавета не соответствовал категории сложности 2А. По всем параметрам это - довольно несложная 1Б. Перевал, однако, весьма тяжёл физически, особенно при прохождении со стороны ледника Чонг-Туюкуйрук, ибо приходится карабкаться по длинной и крутой мелкой осыпи.

· От восхождения на пик 5169 решено было отказаться ввиду опасений, что погода ухудшится (в район пришла осень) и оставит слишком мало времени для прохождения пер. Купол Кайнара, в случае отказа от которого нам пришлось бы совершить очень длинный треккинг. Да и просто хотелось на Купол Кайнара.

· Пер. Купол Кайнара не обманул ожиданий. Перевал технически интересен своей скальной ступенью (действительно 5 верёвок интересного лазания). Ещё одна особенность перевала – его Т-образность с северной стороны: возможен заход с двух ручьёв (мы спускались на западный, а группа А. Новика (первопроходцы) поднималась с восточного цирка).

3. Список пройденных препятствий:

пер. Молдова**

N - SE

пик Зенит (Идеал)**

траверс: подъём по W склону, с выходом на NW гребень, спуск по NW склону.

пер. Китайский***

пер. Простой***

пер. Купол Кайнара***

* - первопрохождение.

**- в режиме первопрохождения (описания отсутствовали).

*** - второе прохождение, первое в данном направлении.

VIII. График движения

5,8

630/0

пешком

переменная облачность, в середине дня осадки, вечером ясно

перевал Ветреная лампа — долина реки Джегалмай

6ч 15мин

6,7

100/860

пешком

утром солнечно и ВЕТРЕНО, в середине дня осадки, вечером ясно.

Долина реки Джегалмай — подход под перевал Ольги Вороновой

6,4

740/630

пешком

утром ясно, в середине дня дождь, вечером облачно

р. Чолок-Капчигай

9,8

990/1100

пешком

облачно, вечером дождь с градом

пер. Купол Кайнара

9,5

0/150

солнечно

Всего активно пройдено: 173,8 х 1,2 = 208 км.

Карта похода, верхняя часть

Карта похода, нижняя часть

IX. Высотный профиль маршрута

Высотный график

X. Техническое описание.

Preambula.

Длина верёвки 50 метров. Направления даны в орографическом смысле если иное не указано явно. В квадратных скобках даны ссылки на GPS точки (см. приложение). Время указано без учёта привалов.

5 августа 1 день экспедиции :) с.Карасай — долина реки Узенгикуш-Туюк.

В 6.20 выезжаем с погранзаставы Каракоз, куда мы завозили заброски, в с. Карасай, где нас ждут остальные участники и откуда начинается наш маршрут.

Около 14.00 собираемся на правом берегу р. Карасай и договариваемся с машиной, чтобы нас перевезли на левый берег (за отдельную плату). Брод р. Кара-сай представляется крайне затруднительным. Раньше там были мосты, но их посмывало. На заставе Карасай у нас ещё раз проверяют документы, и в 15.20 мы выходим [т.3] в направлении долины р. Узенгикуш-Туюк, которую местные называют просто Туюк (фото 1). К 16.10 доходим до поворота в долину р. Узенгикуш-Туюк и делаем привал [т.4]. На левом берегу реки располагается охотничий лагерь. Продолжаем путь по травянистым террасам, местами заболоченным (фото 2). В 17.40 перебродили правый приток Туюка [т.10]. В 18.10 перебродили ещё один приток [т.11]. В 18.20 решаем ставить лагерь [т.12] у очередного маленького ручья. Погода весь день была отличная.

50мин до долины р. Узенгикуш-Туюк

1ч 20мин до правого притока

30мин до притока и места ночевки

6 августа 2 день р. Узенгикуш-Туюк

В 8.00 выходим и меньше чем через полчаса первый брод [т.13] на сегодня. В 9.00 перепрыгиваем очередной приток [т.15] р. Узенгикуш-Туюк и делаем привал. Кстати, долина этого притока ведет на пер. Купол Кайнара. Через два перехода в 10.25 - новый ручей и привал. Выходим в 10.50 и через полчаса снова брод и короткий отдых. Через переход делаем перекус у озерца. В 13.30 продолжаем движение. Идем по речной гальке, местами обходя прижимы верхом. Через два перехода подходим под маленький водопад [т.22]. Погода начинает портиться, находим место для лагеря и идем туда. В 16.30 ставим палатки [т.23]. Двое участников поднимаются к водопаду, который срывается со скал правого борта долины. Оттуда виден язык лед. Туюк (фото 3).

3ч 15мин от места ночёвки до перекуса

2ч 15мин до места ночевки

7 августа 3 день верховья р. Узенгикуш-Туюк – лед. Туюк

Дождь срывает запланированный ранний подъем. Только в 8.00 вылезаем из палаток. В 10.30 выходим. Идем по моренным холмам особо не выбирая путь. Вчера от водопада было видно, что в принципе все равно, где идти. В 11.10 делаем привал у ледникового озера [т.24]. Его левый берег представляет собой ледовую стенку, по которой постоянно катятся камни, а наш берег – каменистый пляж. Погода хорошая, хотя на небе много облаков. Некоторые купаются. Виден цирк ледника и седловина перевала (фото 4).

Выходим примерно в 11.40. Подходим к леднику. Выход на него пологий и зачехленный. Идем по правому краю ледника, переходим и перепрыгиваем ледниковые ручьи и речки. В 12.50 короткий привал. Погода начинает портиться, набегают облака, ухудшается видимость. К двум часам доходим до закрытой части ледника, начинается метель, видимость падает до нуля. Решаем переждать и устроить перекус [т.26].

Через час развиднелось. Связываемся и выходим на закрытый ледник, поднимаясь в цирк перевала по левому борту ледника. Подъем – некрутой снежный склон (фото 5). Ближе к перегибу встречаются трещины средних размеров, на перегибе – бергшрунд (фото 6). Переходим его по мосту. Влево по ходу подъема бергшрунд шире. В 16.55 выходим в цирк [т.29] перевала и продолжаем движение по пологому закрытому леднику, держась левого борта. В 17.10 выходим на осыпь левого борта и встаем лагерем [т.30]. Рядом течет ручей. Двое участников совершают разведку на перевал. Ближе к ночи небо опять затянуло, и пошел снег.

40мин до озера

20мин до ледника

1ч 20мин до закрытого ледника

2ч 20мин до цирка перевала

20мин до места ночёвки

8 августа 4 день пер. Ветреная лампа – р. Джегалмай

Выходим в 7.20. За полчаса поднимаемся на перевал [т. 31] (фото 7). Идем в кошках по фирну в 20-30 градусов. Седловина широкая осыпная. Можно поставить палатки. Тур складываем на правых по ходу скалах. С седловины просматривается почти весь спуск. Сильный ветер, ясно. Называем перевал «Ветреная лампа» и оцениваем сложность в 1Б-2А (фото 9). С него открывается панорама внутреннего Борколдоя (фото 8).

В 8.15 начинаем спуск. Сначала по 30 градусному фирну – идем в связках. Через 50-70 метров доходим до смерзшейся осыпи, покрытой тонким слоем льда. Кошки держат плохо, вылетая вместе с камешками. Вешаем веревку вдоль выхода скал справа по ходу (фото 10). Точку делаем на буре. Вторая веревка – через небольшой бергшрунд (фото 11). Дальше идем в связках по закрытому леднику. В 10.00 выходим на выполаживание на открытом леднике, развязываемся (фото 12, 13, 14). Затем по покровной морене спускаемся к ледниковой реке [т.33]. Идем по ее правому берегу, затем переходим на левый. В 11.45 делаем привал на моренных сбросах [т.34]. Дальше спускаемся по реке (фото 16), опять переходим на правый берег. Наблюдаем цирки ледника Джегалмай (фото 15). К 12.35 выходим к месту впадения [т. 36] притока в основное русло р. Джегалмай. Перекусываем.

В 13.10 выходим. Понимаем, что место брода имеет смысл искать только выше по течению, и делаем разведку. Переходим на левый берег притока и вдоль основного русла доходим до ледника. Река течет по глубокому ледяному каньону, поэтому вариант обхода по леднику не кажется перспективным. Вытекая из ледника, река разливается. Это самое подходящее место для брода [т.37] (фото 17). Небо затягивает, начинается ветер. Бродим двумя стенками (фото 18).

Пересекаем моренный вал и разливы еще одного ручья и выходим на левый борт долины. Погода улучшается. Продолжаем двигаться по левому берегу р. Джегалмай и в 17.45 выходим к ее очередному разливу. Находим абсолютно ровные зеленые площадки и встаем на ночевку [т.41]. Недалеко течет ручей с чистой водой.

25 мин – от места ночёвки до перевала

2ч – спуск с перевала до покровной морены

1ч 30 мин до моренных сбросов

30 мин до места впадения притока в основное русло р. Джегалмай

30 мин до места брода (время поиска брода не учтено)

1ч 20мин до места ночёвки

9 августа 5 день р. Джегалмай – лед. №179

Выходим в 7.50. Идем по левому берегу реки, то по старым разливам, то по травянистым склонам (фото 19). В 8.30 выходим к каньону [т.42] (фото 20). Разведка. Находим обход по скальным полкам метрах в 15 выше. В 9.45 выходим. Идем аккуратно, но в страховке необходимости нет. Видно, что по этому пути ходят козы. В 10.00 мы снова у реки [т.43]. За 2 небольших перехода (фото 21) к 11.00 выходим на моренный вал [т.45]. Отсюда виден лед. №179, низовья р. Джегалмай, а также высшая точка Борколдоя – непройденный пик 5179 (фото 22, 23). Далее спускаемся по моренному сбросу вниз к реке, которую нам надо перебродить. Место брода [т.46] находим быстро и в 12.00 мы отдыхаем на левом берегу.

В 12.30 выходим от места брода, поднимаемся на морену ледника №179 и идем по правому борту долины. Через два перехода устраиваем перекус [т.48] (фото 24), в 14.20 выходим.

Траверсируем правый осыпной склон. Внизу в рантклюфте течет река (фото 25). Наблюдаем левый исток ледника (фото 26). В 15.05 после привала спускаемся вниз к реке и продолжаем движение вверх по течению в поисках места, где можно перейти на ледник, в 16.30 находим такое место и оказываемся на покровной морене (фото 27). Продолжаем движение и через некоторое время выходим на открытый лед. Ледник широкий, пологий, в средней части трещин нет (фото 28). Идем по середине ледника по неширокой срединной морене. Открывается вид на наш перевал (фото 29). По левому краю встречаются большие карстовые воронки, и течет ещё одна большая ледниковая река. Выход же на правую морену не представляет труда, поэтому ставим лагерь [т.51] на ней. Воду берем из ледниковых ручьев. Ледниковая река слишком глубокая и уходит в дыру.

40мин до каньона

15 мин обход каньона до спуска к реке

20 мин до гребня моренного вала

30 мин до брода

1,5 ч до места перекуса

2 ч до выхода на ледник

1ч до места ночевки

10 августа 6 день лед.179 – пер. Ольги Вороновой – правый исток р. Джарыктал

Выход в 7.20. Через переход подходим к закрытому льду, связываемся. За два перехода к 10.20 поднимаемся на перевал.

Подъем представляет собой снежно-фирновый склон крутизной до 35 градусов (фото 30). Посередине большой бергшрунд. Аккуратно переходим его по надежному мосту. Выше участок осыпи и вновь фирн (фото 32). Седловина перевала снежно-осыпная, очень узкая (фото 33). Слева по ходу – скалы гребня, справа со стороны спуска висит карниз (фото 31). Спуск в цирк просматривается.

Складываем тур, перевал [т.56] называем именем Ольги Вороновой, нашего товарища, погибшего на Эльбрусе в 2003 г. С седловины открывается вид на Кок-шаал-тоо (фото 34). Сложность оцениваем ориентировочно в 2А к.т. Первую верёвку вешаем на спуск, закрепляя на скальной петле. Одной веревки хватает до более полого участка. Связываемся и идем по закрытому леднику, встречаются небольшие трещины (фото 35). Через 10 минут выходим на открытый ледник и подходим к крутому спуску. Чтобы организовать точку, приходится раскапывать толстый слой ненадежного фирна до льда. Вешаем веревки на ледобурах, сдергиваем через проушины. Первые две веревки ложатся на ледовый склон крутизной до 45 градусов. Третья веревка выводит на глубокий снег. В 14.00 сдергиваем третью веревку и через 15 минут выходим на участок покровной морены [т.59]. Развязываем связки и продолжаем спуск в кошках по открытому леднику вдоль морены. Через переход выходим на морену [т.60], снимаем кошки, оглядываемся назад (фото 36). За один большой переход, местами по кромке воды, выходим к верховьям притока р. Джарыктал. Он образуется из слияния трех ледниковых рек [т.63], по одной из которых мы и спустились, а две другие на этом участке текут под камнями (фото 37, 38, 39). За один переход доходим до ровной травянистой площадки (фото 40) и в 17.00 встаем на ночёвку [т.65]. Из осыпи вытекает чистая река.

50мин до закрытого ледника

40мин подход под перевальный взлет

1ч 10мин до седловины

10мин до открытого ледника после 1 веревки на спуск

2ч на спуск до выполаживания

40мин до морены

1ч 40мин до места ночевки

11 августа 7 день долина р. Джарыктал – пер. Теплая щель – р. Узенгикуш – низ. р. Кичине-тура-суу

Выход в 9.05. Идем правым берегом реки вниз по течению, спускаясь по бараньим лбам (фото 41). Меньше чем через час выходим на огромную зеленую поляну. Отдыхаем. В 10.15 продолжаем движение. Обходим три прижима (фото 42). В 12.50 доходим до притока, который вытекает из долины пер. Теплая щель (фото 43). Плотно обедаем [т. 69] и начинаем подъем.

Идем медленно по руслу ручья. Вода то исчезает, то появляется. Жарко. В 15.10 делаем привал на слиянии [т. 70] (фото 44). Разведка, ориентирование. Решаем продолжать подъем прямо, вдоль левого по ходу ручья (фото 45). Подъем - некрутой каменисто-травянистый склон. В 16.30 выходим на широкий глинистый гребень [т. 73, 74], весь вытоптанный дикими, рогатыми скотами:). По фотографиям Попова Д. с перевала в сторону долины р. Джарыктал мы понимаем, что перевал находится левее по ходу. Кажется, что можно спуститься и отсюда, но небольшая часть спуска всё же не видна. Решаем идти на правильную седловину. Однако, по гребню туда попасть непросто, т.к. там скальный сброс. Поэтому траверсируем склон чуть ниже гребня под скалами и выходим под пер. Теплая щель (фото 46). Седловина также широкая и глинистая [т. 75]. Воды нет, тура нет. В 17.50 начинаем спуск с перевала по травянисто-каменистому склону. Выходим как раз к мосту через мощную р. Узенгикуш [т. 77] (фото 47, 48). Пересекаем долину, разделяющую хребты Борколдой и Кок-шаал-тоо, и в 20.10 встаем на ночевку на левом берегу р. Кичине-тура-суу недалеко от впадения её в р. Узенгикуш [т. 79].

45мин до поляны

40мин до р.Кичине-тура-суу

12 августа 8 день долина р. Узенгикуш – ПОГЗ Каракоз

Дневка.

В 10.10 отправляемся за заброской. Двое остаются в лагере. Идем по хорошей автомобильной дороге. На заставе [т. 80] встречают гостеприимно, кормят обедом, расспрашивают, откуда пришли и куда пойдем, предупреждают, чтобы не ходили на китайскую сторону, т.к. там ходят патрули. В лагерь возвращаемся примерно к 15.00. Погода солнечная, жарко. Много едим.

13 августа 9 день долина р. Кичине-тура-суу

В 7.50 начинаем движение по левому берегу р. Кичине-тура-суу. Пройдя меньше получаса по конной охотничьей тропе, бродим на правый берег, чтобы обойти прижим. Продолжаем идти по правому берегу. Иногда появляется тропа. Уровень воды в реке пока позволяет проходить подмытые берега по кромке. Через четыре небольших перехода опять бродим на левый берег. Бродить ощутимо сложнее, чем несколько часов назад. Однако далее бродить приходится часто, чтобы обходить прижимы. В 13.50 упираемся в узкий скальный каньон длиной около 30 метров.

После неудачных попыток найти обход решаем перекусить и вешать перила. Первая веревка (около 10 метров горизонтального участка, затем две скальные ступеньки в 2-3 метра высотой) выводит на полку (фото 49, 50). С полки вешаем перила по диагонали наверх - туда, откуда можно повесить дюльфер на берег. Скалы 2-3 сложности, местами довольно разрушенные. Третью веревку вешаем уже на спуск и решаем пока не сдергивать (фото 51), ибо темнеет и неясно, что дальше [т. 89]. Встаём на ночевку [т. 90]. Площадки выравниваем на речном островке (как самом некамнеопасном) с расчетом, что вода начнет скоро спадать.

25мин до места брода

4ч 40мин до начала каньона

3ч на преодоление каньона

14 августа 10 день долина р. Кичине-тура-суу – подход под пер. Молдова

Проснулись мы действительно уже на полуострове, а не на острове. Вода в р. Кичине-тура-суу спала за ночь очень сильно. Вчерашний день показал, что нужно как можно больше узнать разведкой, а не боем.

Разведка: выясняем, что через 700 метров вдоль реки постоянных переходов с одного берега на другой снова начинается каньон. Поднимаемся вверх на правый берег по крутому скально-грунтовому склону (фото 52). Вверху находим козью тропу. Идем по ней через 3 холма. Затем решаем, что дальше проходимо и возвращаемся в лагерь уже по скально-осыпному склону, расположенному ближе к лагерю.

Выходим с места лагеря. В 12.00 начинаем подъем по осыпи [т. 91], потому что вода в реке прибыла, и дойти до стационарного грунта равносильно подъему по осыпи. Добираемся до скал, вдоль них идти становится легче. К 12.35 вылезаем на козью тропу, которая траверсирует склон. Это еще далеко не гребень. По осыпям и травянистым участкам идти удобно, но на грунтовых участках склона тропа иногда практически сходит на нет (фото 53). Через два перехода останавливаемся на перекус на довольно пологом травянистом склоне [т. 97]. Река Кичине-тура-суу течет в 20 метрах ниже. Продолжаем траверсировать склон и в 16.30 начинаем спускаться к леднику, ведущему на пер. Молдова (фото 54, 55). По левобережной морене выходим на покровную морену. Поднимаемся на выполаживание ледника, ищем место для ночевки (фото 56). Около 18.30 ставим лагерь на левобережной морене [т. 100] (фото 57).

1ч до начала подъёма

35мин от реки до тропы на склоне

1ч 40мин до места перекуса

2,5 часа до места ночевки

15 августа 11 день пер. Молдова – лед. Чонг-тура-суу

Выходим в 7.30. Сначала идем по пологому зачехленному льду, затем склон становится немного круче, и покрывная морена постепенно заканчивается – надеваем кошки. К 8.30 выходим на перегиб, за которым ледник закрывается, связываемся. Дальше подъем на перевал - пологий, закрытый ледник с парой террас (фото 58). К 10.00 выходим на широкую снежную седловину [т. 102] (фото 59). Однако видно, что снег значительно стаял, особенно на южной стороне перевала - там склоны покрывает мокрая кашеобразная осыпь. Тура мы не нашли и сложили свой на скальном выступе слева по ходу. В 10.30 начинаем спуск в связках по снежному участку. Снег мокрый и плохо держит – выходим на осыпь и «съезжаем» вниз к зачехленному леднику. Переходим речку в левом рантклюфте. Развязываемся и снимаем кошки.

Продолжаем спускаться по морене по правому берегу реки (фото 60). В 12.20 выходим к леднику, который ниже сливается с левым истоком лед. Чонг-тура-суу. Перекусываем [т. 103] (фото 61, 62, 63). Ледник зачехленный и представляет собой осыпные «барханы». Переходим сразу на правый (противоположный) борт долины, так как ниже «барханы» становятся менее проходимыми, а также там труднее преодолеть ледниковую реку. Идем вниз по долине с тем, чтобы в нужный момент свернуть и выйти на правый исток лед. Чонг-тура-суу. Идти неудобно: осыпь крупная и живая. В 16.30 наконец-то «заворачиваем» и оказываемся на левобережной морене лед. Чон-тура-суу. Встаем на ночевку на высоком берегу чудесного ледникового озерца [т. 104].

50мин до перегиба долины

1ч 20мин до седловины

1ч 40мин до места перекуса

3ч до места ночёвки

16 августа 12день лед. Чонг-тура-суу

Выходим в 7.45. Идем по такой же морене (фото 64), как и вчера, но она менее подвижна, и идти гораздо приятней. Через 3 перехода выходим на покровную морену, перейдя ледниковую реку. Перекусываем [т. 109]. В 14.15 заканчиваем пить чай и продолжаем путь по покровной морене, практически не набирая высоту (фото 65). В 17.10 перепрыгиваем ледниковую речку и встаем на ночевку на камнях справа по ходу [т. 113] (фото 68). Погода весь день была облачная. Завтра планируем восхождение на п. Зенит (фото 66).

17 августа 13 день п. Зенит (Идеал)

Встаем в 5.00, завтракаем, надеваем системы и кошки. В 6.20 выходим в направлении северо-западного, частично видимого отсюда гребня п. Зенит. Сначала идем по пологому леднику без трещин. На закрытом льду связываемся.

Начинаем подъем по западному снежному склону, чтобы выйти на северо-западный гребень. Начинаем подъём на гребень [т. 116]. Крутизна склона в нижней части 20-25 градусов. Идем в связках одновременно.Участки фирна перемежаются со льдом. Переходим небольшие трещины (фото 69). Примерно через 200 метров набора склон становится круче, делаем промежуток на ледобуре, ещё через 50 метров начинаем вешать перила. Вешаем 11 веревок на подъем (7 – до гребня, 4 – по гребню на вершину), станции на ледобурах (до льда докопаться не сложно). Крутизна склона 40 - 50 градусов [т. 117-128] (фото 70 - 74). В 14.00 мы на вершине, которая представляет собой скальный гребень шириной 3 метра [т. 129]. В сторону лед. Чонг-тура-суу небольшой карниз. Находим тур в высшей точке и консервную банку рядом с ним, однако записка истлела и утратила читабельность. Погода солнечная, настроение хорошее (фото 75 -77). Хорошо виден пер. Железнодорожник (фото 86)

Начинаем спуск по северному гребню, постепенно выходя на северо-западную стену (фото 78). Крутизна склона в верхней части 60-65 град, вешаем веревки на бурах, сдёргиваем через проушины. Крутизна склона постепенно уменьшается до 45 градусов, и в 70 м над бергшрундом склон закрывается, снег глубокий и раскисший – трудно организовать точку. Траверсируем склон вправо к скалам (20 м) – бергшрунд под ними кажется забитым снегом. 7-ю верёвку вешаем уже со скал, оставляя петлю. 8-й верёвки хватает через бергшрунд, который здесь имеет ширину метров 8, но переходится по лавинным выносам [т. 130-134] (фото 79).

После бергшрунда крутизна склона уменьшается до 30 градусов, продолжая уменьшаться далее связываемся и продолжаем спуск по закрытому леднику, который через 400 м обрывается ледопадом. Найти спуск на лед. Чонг-тура-суу через ледопад не удаётся, поэтому уходим влево по ходу, огибая скальный контрфорс и спускаемся по западному склону. По леднику быстро добегаем до лагеря. Последние метров 100 идем уже в сумерках.

Траверс потребовал навешивания 19 перильных верёвок, общее количество точек страховки, учитывая промежуточные точки при движении с нижней страховкой: 30 (фото 67).

6,5 ч на подъем

5ч на спуск

18 августа 14 день лед. Чонг-тура-суу – пер. Китайский – лед. Мерке-суу (Китай).

Встали поздно – выход в 10.30. Переходим на правый край лед. Чонг-тура-суу и поднимаемся в цирк пер. Китайский (фото 80). Ледник становится круче и закрывается - надеваем кошки и связываемся. Трещин довольно много, но проход находится быстро. В 14.30 мы на осыпной неширокой седловине [т. 139]. Погода хорошая. Снимаем записку группы А. Шалова (фото 81, 82).

Около 15.00 начинаем спуск. Закрепляем перила на большом скальном выступе. На спуск – сильно разрушенные скалы – снимаем кошки (фото 83). Вторая веревка выводит уже на фирн, склон выполаживается, и можно идти без страховки (фото 84). Камнеопасно. Надеваем кошки и спускаемся в цирк, где на горизонтальной поверхности решаем ставить лагерь [т. 141]. Воду берем из ледниковой речки.

2ч 35мин до привала

1ч до перевала

1,5ч до места ночёвки

19 августа 15 день Лед. Мерке-суу – пер. Железнодорожник – лед.Чонг-Туюкуйрук

Выходим в 7.35. Идем в связках и кошках. 8.15 выходим на небольшое выполаживание [т. 142] (фото 85). Через 10 мин подходим к бергшрунду (фото 87), вешаем через него веревку [т. 143]. Лидер проходит бергшрунд по ледовому мосту с нижней страховкой (фото 88). Далее снег сменяется льдом и жестким фирном, склон становится круче. Погода портится, всё затягивает облаками. Провешиваем ещё 2 веревки до гребня. Выходим на широкую снежно-ледовую седловину [т. 145] (фото 89). Дует сильный ветер, видимости нет. Слева по ходу замечаем скалы и уходим к ним, чтобы спрятаться от ветра и подождать погоду. Тур не ищем. Вероятно, он находится правее по ходу. В просветы замечаем, что гребень в основном острый ледовый, с карнизами и надувами. То широкое место, на которое мы вышли при подъеме, кажется небезопасным для спуска (и вообще не очень понятно, что это – большой карниз или начало ледопада – есть большие трещины). Наступает небольшое затишье, и мы решаем спускаться. Выбираем узкое место гребня с небольшим надувом карниза здесь нет (фото 90). Первую верёвку вешаем по склону крутизной 70 градусов (фото 91), это – самое крутое место склона, далее он постепенно выполаживается до 45 градусов. Сдергиваем верёвки через проушины. Всего повесили 6 веревок. Последнюю веревку, которая легла через бергшрунд, сдергиваем в 14.00 [т. 148] (фото 92, 93). Связываемся и через 30 мин выходим на пологий закрытый ледник.

Для того чтобы спуститься на основное русло ледника нужно найти проход в многоступенчатом ледопаде (фото 94 - 96). После двух безуспешных попыток, уходим на правый борт ледника, далее, обходя трещины, выходим на открытый ледник. Развязываем связки и за один большой переход выходим на морену правого борта. Затем по ней спускаемся в долину на пологий открытый ледник, пересекаем его и в 18.00 встаем лагерем на левой морене [т. 155] (фото 97, 99). Небо чистое.

50мин до бергшрунда

2ч до седловины

3ч на спуск до выполаживания

2ч до открытого разорванного ледника

40мин до правобережной морены

50мин до места ночёвки

20 августа 16 день лед. Чонг-Туюкуйрук – пер. А.А. Летавета – лед. Безымянный – р. Чонг-тура-суу

Выходим в 8.30. По левобережной морене лед. Чонг-Туюкуйрук спускаемся немного вниз по долине до поворота на пер. А.А. Летавета (фото 98). За два перехода поднимаемся в цирк перевала по левой морене ледника, вытекающего оттуда, и выходим на левый осыпной склон. Делаем привал. Затем, траверсируя осыпной склон, поднимаемся на перевал (фото 100, 101). В 12.50 мы на широкой осыпной седловине [т. 158] (фото 102, 103).

Спускаемся сначала по мокрой осыпи. Погода немного портится, идет снег. Осыпь выводит на закрытый ледник – надеваем кошки и траверсируем склон вправо по ходу, чтобы сразу выйти на открытый ледник. В 14.40 устраиваем перекус на покровной морене ледника [т. 161]. Течёт множество ручьёв (фото 104).

Продолжаем спуск в долину р. Чонг-тура-суу. Идем по морене, а затем по ручью правого борта. Очень красиво – маленькие водопадики, скалы. Морена заканчивается, из нее вытекает река, мы продолжаем движение по ее правому берегу. Долина становится круче, берега реки выше, появляются прижимы. Переходим на левый берег реки (по камням) и верхом обходим небольшой каньон. Затем часть группы спускается к реке и переходит на правый берег, откуда быстро доходит до слияния и начинает ставить лагерь. Другая часть группы верхом обходит ещё один маленький прижим левого борта и переходит речку ниже по течению. Встаём на ночлег [т. 164] (фото 105).

21 августа 17 день р. Чонг-тура-суу – р. Узенгикуш – ПОГЗ Каракоз

К 14.00 подходим к ПОГЗ Каракоз [т. 166], забираем заброску и ставим лагерь на правом берегу левого притока р. Узенгикуш [т. 167], недалеко от заставы. Разбираем заброску, сушимся, погода отличная, жарко.

22 августа 18 день приток р. Узенгикуш – пер. Каракоз – р. Чолок-Капчигай

Выходим в 8.30. Поднимаемся по хорошей тропе вдоль речки, которая петляет между холмами. Поднимаемся по осыпному взлету на видимую прямо по ходу седловину [т. 171] (фото 106). Пер. Каракоз при этом остается правее по гребню, но это не очень важно, так как перевалить в нужную долину можно и в том месте, куда мы поднялись. Спускаемся не сразу, перегибаем через несколько отрогов, рассчитывая, что таким образом мы обойдем некоторые прижимы.

В 12.30 привал у р. Чолок-Капчигай [т. 173]. Продолжаем движение по ее правому берегу. Идем то по галечным разливам, то по кромке воды (фото 107). Стоит учесть, что при большей воде могут быть дополнительные прижимы [т. 174]. В 13.30 обходим прижим правого борта по скалам на высоте около 30 метров над водой [т. 175]. Через полчаса подходим к еще одному прижиму, который не обходится по верху. Погода портится. Бродим реку и ставим палатку [т. 178]. Пережидая проливной дождь, готовим обед. Ближе к вечеру дождь стихает, но идти уже поздно. Ставим вторую палатку и готовим ужин и ночуем.

2ч до перевала

1ч спуск до реки

40мин до прижима

5мин до места брода и места ночевки на др. берегу

23 августа 19 день р. Чолок-Капчигай

В 8.20 выходим со стоянки. Идем левым берегом реки по кромке воды. Возможно, при большей воде придется идти по осыпным склонам. В 8.55 привал у слияния [т. 180]. Продолжаем идти уже по левому притоку. Далее долина сужается. Попадаются каменные заборчики, построенные охотниками для загона животных. В 10.00 подходим к прижиму. Тропа идет наверх и обходит сбросы высотой около 200 метров, затем спускается на зеленую площадку. В 10.45 выходим с поляны, чуть спускаемся к реке, переходим приток и через некоторое время снова набираем высоту. Склон траверсирует довольно удобная тропа. Проходим осыпь, делаем привал на травянистом склоне. Долина сужается, затем снова речной разлив (фото 108). Проходим галечное «плато». Переходим левый приток, и делаем перекус [т. 189] (фото 109). Продолжаем движение в 14.40. За два перехода подходим к каньону. Левый борт каньона – скалы, а правый – сильно зачехлённый язык ледника, по которому, по описаниям этот каньон и обходится. Бродим на правый берег и встаем на ночевку на зелёной поляне [т. 192], в 100 метрах от ледника.

35мин до слияния

15мин до каменных заборчиков

20мин до каньона

30мин на обход прижимов до зеленой поляны

3ч до правого притока (перекус)

1,5ч до брода и места ночевки

24 августа 20 день р. Чолок-Капчигай – пер. Простой – ручей Кайнар

Выходим в 7.40. Поднимаемся на морену, переходим на ее левый борт (обходя каньон) и спускаемся к речному разливу, делаем короткий привал [т. 195]. Прижим не позволяет дойти до правого притока р. Чолок-Капчигай, который течет из цирка пер. Простой, поэтому начинаем подъем по осыпи правого борта ущелья (фото 110, 111). К ручью спускаться сложно и не имеет смысла – траверсируем осыпной склон, местами выходя на скалы. Моросит дождь, видимость временами исчезает – идём по GPS. Выходим на более пологий участок и продолжаем идти по руслам ручьев между осыпными холмами [т. 198]. Вода местами появляется, местами исчезает. Перевальный взлет также осыпной (фото 112). В 12.35 выходим на перевал. Седловина широкая, покрыта снегом. В туре записка А. Новика [т. 206].

Спускаемся в связках и кошках по закрытому леднику. На склоне встречаются трещины. Затем выходим на открытый лед и по нему доходим до морены. Начинается мелкий дождик, решаем переждать и перекусить [т. 209] (фото 113). В 15.00 выходим. Идем по моренным холмам левого борта. В удобном месте переходим речку и далее, траверсируя осыпи правого борта, в 16.25 выходим на огромную зеленую поляну в долине ручья Кайнар [т. 210] (фото 114). По правому склону идет хорошая тропа, чередуются травянистые и осыпные участки, открывается вид на верховья ручья Кайнар (фото 115). Через час погода совсем портится, начинается дождь с градом. Ставим лагерь [т. 211].

35мин до начала подъема на правый борт притока

4ч до перевала

2ч до морены (перекус)

1ч 20мин до долины ручья Кайнар

1ч до места ночёвки

25 августа 21день пер. Купол Кайнара

Выходим в 8.35. Идем правым берегом ручья Кайнар по зеленым террасам. Наш перевал находится на противоположном борту долины. Впереди появляется оз. Кайнар. Не доходя до него около километра по фотографиям из отчета Новика находим место подъема на перевал (фото 116, 117). Решаем подниматься по скалам правого борта каньона ручья, который течет из долины перевала. Бродим ручей Кайнар и в 10.10 начинаем подъем к скалам по травянисто-осыпному склону [т. 214]. Поднявшись на 150 метров от дна долины Кайнара, начинаем вешать веревки [т. 215]. (11.40 повесили первую) Организовываем станцию на скальных крючьях и выпускаем лидера с нижней страховкой без рюкзака, который делает промежутки на крючьях и закладках. Крутизна первой верёвки до 60 градусов (сложность IV): сложное лазание по монолитным внешним углам и стенкам(фото 119, 120). Рюкзаки поднимаем отдельно. Вторая верёвка крутизной до 40 (сложность II) (фото 121). Третья верёвка имеет крутизну до 50 градусов (сложность III) и выводит на широкую скальную полку отдыхаем (фото 118). Вешаем четвертую веревку (50 град, IV сложность) [т. 217], которая выводит на следующую полку. Далее по пологому участку идем ногами (заворачиваем в висячую долину), затем вешаем пятую веревку на скальном уступе, перегораживающем вход в долину (40 градусов, II сложность) [т. 219] (фото 122). Поднимаемся по осыпному склону, выходим к руслу ручья, вытекающего из цирка, подходим под морены цирка и встаем на ночевку [т. 220]. Ручей здесь течет под камнями, но местами выходит наружу.

1ч 10мин к началу подъема от реки в цирк перевала

1ч до места начала провешивания веревок

7ч до выхода в цирк и постановки лагеря

26 августа 22 день пер. Купол Кайнара – р. Узенгикуш-Туюк

Выход в 7.50. Идем с небольшим набором высоты по сухому руслу реки среди моренных холмов. В 8.20 делаем привал и выбираем путь (фото 123). Так как явных седловин в скальном гребне не видно, ходим на разведку и выбираем путь справа по ходу по скально-осыпному кулуару со снежником. В 9.45 начинаем подъем (фото 124). Осыпной склон выводит нас в кулуар [т. 222]. Стараемся пройти кулуар побыстрее и плотной группой, так как он камнеопасен как при движении, так и в результате вытаивания камней. Выходим под гребень [т. 223]. На выполаживании под снежной стенкой высотой 2-3 метра, связываемся и уходим направо по снегу, обходя стенку (фото 125). Через 10 метров замечаем тур на скально-осыпном гребне (12.15). Снимаем записку группы Новика от 2001г [т. 224] (фото 126). Погода солнечная.

В 12.35 начинаем спуск. Идем в связках по закрытому леднику. В последние дни было много осадков, лежит свежий снег, но лавинной опасности пока нет (фото 127). Забираем направо по ходу в направлении седловины, ведущей из долины восточного притока р. Узенгикуш-Туюк в долину другого притока (нашего). Предполагаем, что именно на эту седловину вышла группа Новика, поднимаясь на пер. Купол Кайнара. Мы же сворачиваем налево и спускаемся на морену к 13.30 [т. 225]. Крутизна склона на спуске колеблется от 5 градусов до 35 градусов. Самый крутой участок уже при подходе к морене. На протяжении всего спуска встречаются трещины, но их легко можно перепрыгнуть или обойти (фото 128).

Обедаем и начинаем спуск в долину р. Узенгикуш-Туюк. Переходим по камням ледниковые речки, выходим на гребень морены, а затем спускаемся в правый карман. Далее по нему за два перехода к 16.20 выходим в долину р. Узенгикуш-Туюк [т. 227] (фото 129). Пройдя 2 км вниз по долине, встаем на ночевку у очередного правого притока [т. 228].

50мин подход под скалы

2ч на подъем до небольшого выполаживания

10мин до тура

50мин на спуск до морены

2ч до выхода в долину р. Туюк

40мин до места ночёвки

27 августа 23 день р.Узенгикуш-Туюк – р. Карасай – погз. Карасай – оз. Иссык-Куль

Выходим около 9 утра. Иногда попадаются сурочьи тропы и автомобильная колея (фото 130). К 11 часам подходим к заставе Карасай [т. 230].

Ждем машину, сушимся и едим, едим и сушимся, ждем. Только в 19.00 выезжаем из Карасая.