Руководитель: М.Расторгуев, Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по Ц.Кавказу в августе 2009 г.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

01. Проводящая организация (наименование, адрес, телефон).

Кафедра физического воспитания Физкультурно-оздоровительного факультета МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Москва, Госпитальная набережная, д.4/2, Спортивный комплекс МГТУ

02.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км.

Продолжительность,дней

144 (без коэф.)

10.08-24.08

1дневка+2 п/дневки

03. Район, подрайон, массив похода.

Центральный Кавказ, Приэльбрусье

04. Подробная нитка маршрута (пройденная)

р.Баксан – р.Тютюсу – пер.Штенберга 2А – р.Джайлыксу – р.Башильсу – руч.Голубева – пер.Голубева 2А – р.Юном – Куллумколсу – р.Адырсу – пос.Верх.Баксан – р.Сылтрансу – оз.Сылтран – пер.Сылтран Восточный 1А – р.Кыртык – р.Усенчи – р.Гитчеусенчи – р.Уллуартыкол – пер.Онега (рад. по 1Б, п/в) – пер.Артыкол 1А – пер.Хибины 1Б – р.Ташорун – пер.Шаукол н/к – р.Шаукол – р.Малка – ур.Джилису – р.Джикаугенкез – плато Джикаугенкез – пер.Ирикчат 1Б – р.Ирикчат – пос.Эльбрус – р.Адылсу – УСБ «Джан-Туган»

05. Определяющие препятствия маршрута (перевалы, траверсы, вершины, каньоны, переправы,

пороги, растительный покров, болота, осыпи, пески, снег, лед, водные участки и т.д.)

Вид препятствия

Категория трудности

Длина препятствия (для протя-женных)

Характеристика препятствия (характер,высота, новизна, наименование

и т.п)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

Перевал

Скальный, 3901, Штенберга

Подъем по скальному склону ок.500, 130 м – перила спуск 40 м 800 скал – перила.

Снежно-ледовый, 3702, Голубева

Кривошапов Олег Владимирович

1ГУ - Кавказ

1ЛУ - Архангельская обл

07. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Москва, ул.Александра Солженицина д.17, филиал МГЦТК. Москва, Госпитальная наб. 4/2 Спорткомплекс МГТУ

08. Поход рассмотрен МКК

ФСТ-ОТМ

ОТЧЕТ

01. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна и т.п.

Пройти горный поход 3-ей к.с. Подняться, по-возможности пройти насквозь, ранее обнаруженную седловину в р-оне в.Джавурген.

02. Варианты подъезда и отъезда.

Заезд

До Нальчика поездом или самолетом, далее нанятым автотранспортом по Баксанскому шоссе до р.Тютюсу (4 км. выше г.Тырныауз). Возможен аналогичный заезд через г. Минеральные Воды.

Отъезд

Определяющие препятствия на участке

Метео-условия

р.Баксан – р.Тютюсу

Грунтовая дорога, переходящая в тропу.

Облачно. К вечеру густой туман.

Руч. – цирк пер.Штенберга

Травянистый взлет до 250 h200-250м. Далее пологие травянисто-осыпные склоны

ОТСИДКА

Снег с дождем.

пер.Штенберга 2А, 3901 – р.Джайлык

4,5

Разрушенные скалы ок. 500 ≈ 180м на подъем, 40м 800 скалы на спуск, далее закрытый ледник

р.Джайлык – р.Башильсу – руч.Голубева

Тропа. При подходе к руч.Голубева регулярно пропадает.

Утром олнечно. Днем пасмурно. К вечеру дождь.

руч.Голубева – пер.Голубева 2А, 3702 – ледн.Юном – р.Юном – р.Куллумкол

8,5

Тропа до ледн.Сев.Башиль. Снежный взлет до 450 на перевал. 150м перил 500-350 ледового (последние 50м снежного) склона на спуск. Переправа через. руч.Зап.Юном вброд со страховкой.

р.Куллумкол – р.Адырсу – пос.Верх.Баксан – р.Сылтрансу

19,5

Тропа по Куллумколу. Грунтовая дорога по Адырсу. Тропа по Сылтрансу

р.Сылтрансу – оз.Сылтран

4,5

Тропа по Сылтрансу.

пер.Сылтран.Вост 1А, 3478

2,5

Некрутой осыпной h70-100м склон на перевал. До 400 осыпной склон с небольшими снежниками на спуск.

Утром пасмурно. Оставшийся день дождь.

руч.Сылтран.Вост – р.Кыртык – р.Уллуусенчи

8,5

Осыпные и травянистые склоны 150-200 до р.Кыртык. Грунтовая дорога по Кыртыку и Уллуусенчи

Переменная облачность.

р.Гитчеусенчи – пер.Дорожный н/к – р.Уллуартыкол – разведка пер.Онега (п/в по 1Б)

5,5

Грунтовая дорога до цирка пер.Артыкол. Осыпь (в верхней части подвижная 300) до пер.Онега.

Облачно. К вечеру густой туман.

пер.Артыкол 1А – пер.Хибины 1Б – р.Ташорун

7,5

Широкий травянистый склон h300 250-300 на подъеме к пер.Артыкол. Спуск по склону до 400. Подъем по травянистому затем осыпному боковому гребню в.Джавурген (ок. 300). Траверс 250 подвижной осыпи на перевал. Спуск по скально-осыпному кулуару до 400. Затем 200-250 осыпи, переходящие в 100-150 травянистые. Затем тропа.

Утром ясно. Сильный ветер. Вечером небольшие дожди.

р.Ташорун – пер.Шаукам н/к – р.Шаукам – ур.Джилису

22,5

Грунтовая дорога.

Облачно

р.Джикаугенкез – ледн.Джикаугенкез.

Тропа, пропадающая у правого притока р.Джикаугенкез. Появляется вновь после выхода на гребень правого борта р.Джикаугенкез.

Облачно

Ледн.Джикаугенкез – пер.Ирикчат 1Б – р.Ирикчат – пос.Эльбрус – р.Адылсу – УСБ «Джан-туган»

26,5

Пологий ледник до подножия перевала. Снежный взлет до 350 на подъем. Спуск по 200 слежавшейся осыпи (местами тропа). Тропа левым берегом р.Ирикчат до пос.Эльбрус. К УСБ «Джан-Туган» – дорога.

Переменная облачность

УТС в УСБ «Джан-Туган»

р.Тютюсу – цирк пер.Штенберга

=

Возврат к р.Баксан (Баксанское шоссе)

р.Баксан – р.Тютюсу

Руч. – цирк пер.Штенберга

пер.Штенберга 2А – р.Джайлык

ОТСИДКА

Снег, дождь

Выход на погранзаставу «Башиль»

р.Джайлык – р.Башильсу – оз.ледн.Башиль

пер.Штенберга 2А, 3901 – р.Джайлык

ледн.Сев.Башиль – пер.Голубева 2А – р.Куллумкол – р.Адырсу

р.Джайлык – р.Башильсу – руч.Голубева

Спуск на АУСБ «Уллу-Тау»

р.Адырсу – пос.В.Баксан – р.Сылтрансу – оз.Сылтран

Выход в пос.Верх.Баксан

руч.Голубева – пер.Голубева 2А, 3702 – ледн.Юном – р.Юном – р.Куллумкол

(отставание 1 день) Потери времени на спуске с пер.Голубева. Потери времени при переправе через руч.Зап.Юном

ДНЕВКА

р.Куллумкол – р.Адырсу – пос.Верх.Баксан – р.Сылтрансу

(отставание 1 день) Отставание из-за потерь времени в предыдущий день. Потери времени при прохождении погран.поста

пер.Сылтран Вост 1А– р.Кыртык – р.Уллуусенчи

=

р.Сылтрансу – оз.Сылтран (ПОЛУДНЕВКА)

(отставание 1 день)

Спуск к р.Кыртык (коши и дорога в пос.Верх.Баксан)

Цирк пер.Артыкол – разведка пер.Онега (1А-1Б)

пер.Сылтран.Вост 1А, 3478

(отставание 1 день) Травма участницы. Непогода

пер.Онега 1А-1Б п/п – р.Шаукол – ур.Джилису

пер.Артыкол 1А – пер.Хибины 1Б – р.Ташорун – р.Шаукол – ур.Джилису

руч.Сылтран.Вост – р.Кыртык – р.Уллуусенчи

(отставание 2 дня)

Спуск к рр.Ташорун и Шаукам (дорога, коши)

р.Джилису – ледн. Джикаугенкез – пер.Джикаугенкез 1А – р.Субаши

=

Выход к р.Кыртык (дорога, коши)

пер.Артыкол 1А – пер.Хибины 1Б – р.Ташорун

Невозможность сквозного прохождения пер.Онега. Уход на запасной вариант. (отставание 2 дня)

пер.Ирик-Субаши 2А – р.Ирикчат – цирк пер.МЧС (разведка)

пер.Джикаугенкез 1А – пер.Ирикчат 1Б – р.Ирикчат

р.Ташорун – пер.Шаукам н/к – р.Шаукам – ур.Джилису

=

Выход к р.Баксан (пос.Эльбрус)

р.Джикаугенкез – ледн.Джикаугенкез.

(отставание 2 дня) Плохое самочуствие участницы.

пер.МЧС – пос.Элбьрус

=

Плохое самочуствие участницы. Многочисленные мелкие травмы ног, полученные участниками на леднике Джикаугенкез. Уход на запасной вариант.

р.Баксан – р.Юсеньги – цирк пер.Когутай

=

Выход на погранпост «Юсеньги»

Пер.Когутай 2А – пос.Чегет

пер.Коршунова 1Б – «поляна нарзанов»

Выход к р. Баксан

27-28

ЗАПАСНЫЕ ДНИ

=

6. Техническое описание прохождения группой маршрута.

10.08. День первый

Машина «Джан-Тугана» довезла нас до р.Тютюсу. Если ехать по Баксану вниз, останавливаться надо сразу после моста через Баксан, перед Тютюсу. Все водители везут чуть ниже. Туда, где от баксанского шоссе отделяется грунтовка в долину Тютюсу. Грунтовка приведет к самой реке и вброд перейдет ее. Людям же, идти тут не хочется. Чуть ниже моста через Баксан тропа уходит в долину Тютюсу и по пешеходному железному мостику переходит на левый берег Тютюсу. Тропа идет мимо многочисленных огородов и через некоторое время сливается с грунтовкой, перешедшей Тютюсу вброд. Далее движемся по грунтовке.

Долина Тютюсу – висячая долина. Грунтовка вначале траверсирует правый борт долины Баксана (два плеча серпантина) и только затем входит в долину Тютюсу. Идет ее левым берегом. Через переход от брода через Тютюсу в устье долины – мост на правый берег Тютюсу. Сама дорога вновь переходит вброд, а для людей лежит несколько толстенных бревен (фото1). По ним легко перейти на правый берег Тютюсу. Бревна лежат давно. В 2005 они уже были.

Фото 1. Деревянный мост через реку Тютю.

В следующий переход дорога постепенно отходит от реки. Забирается вверх вдоль притока с красивым водопадом и под самим водопадом пересекает приток. Возвращается к Тютюсу. Далее движемся по берегу Тютюсу.

Доходим до летовки. В летовке никто не живет, но она не заброшенная. Рядом добротный столик. Здесь мы сделали обед.

Через полперехода после летовки грунтовка кончается – переходит в тропу. Тропа приближается к самой реке и, местами, идет точно над ней. Где-то здесь должен быть поворот на перевал Штенберга. Уже несколько раз нас догонял, а потом рассеивался туман. На сей раз он накрыл нас плотной пеленой. Видимость метров 30-40.

ОШИБКА: мы не “зарядили” наш GPS и теперь можем использовать его только для сбора информации, а не как навигатор.

Приходится встать на ночевку, хотя световое время еще есть.

11.08. День второй.

Выходим в 8.00. Встали мы очень удачно: почти на траверзе нужного нам поворота. (фото 2)

Фото 2. Поворот к перевалу Штенберга

Перед нами несколькими параллельными валами идет подъем в средний цирк долины р.Тютюсу (из него начинаются подъемы к перевалам левого борта Тютюсу: Спартакиады 2А, плечо Суллукола 3А-3Б, Студенческий 1Б, 30 лет советского альпинизма 2А). За ним просматриваются перевалы Верхнего цирка: плече Джайлыка, Семеновского…

Мы не нашли по описаниям, что бы кто-то поднимался к перевалу Штенберга от Тютюсу. Все остальные группы попадали в нужный цирк через соседние перевалы.

Ошибочно начинаем подъем по гребню одного из валов. Но через 15 минут подъема разбираемся, что идем не туда. Высылаем разведку. Разведка подтверждает, что идти вперед не надо. Приходится спуститься по правому (орог.) склону вала, перевалить еще один вал и только здесь оказываемся у подножия взлета в нужный нам цирк.

Подъем начинаем у его левого (орог.) края по травянистому склону 200-250. В середине склона смещаемся к правому краю – здесь положе. И через покатый перегиб входим в цирк. Прямо перед нами во всей красе стоит перевал Штенберга (фото 3).

Фото 3. Перевал Штенберга с запрада (р.Тютюсу)

Подъем по взлету занял ровно один переход. До конца подъема было только ощущение, что идем правильно, а уверенности не было. Поэтому командир часто останавливался и озирался.

Движемся к перевалу. Трава кончилась. Начались песок, глина, осыпи. Подходим к озерку (разливу). Здесь обедает одна группа, хотя время еще не обеденное. На вопрос, а можно ли будет встать повыше, предлагают уйти на верхние ночевки, а потом спуститься к языку ледника. Нас это не устраивает. Идем к языку ледника. Находим ровные песчаные площадки и ставим лагерь. Полудневка. Предполагалось, что в оставшееся время мы по языку ледника повесим веревки на завтра. Но это не надо: есть пологий заход на ледник по правому краю.

12.08. День третий.

Отсидка.

13.08. День четвертый.

Выход 7.00 По осыпям и снегу подходим к правому краю языка ледника (фото 4). Одеваем кошки. Начинаем подъем на язык ледника по некрутому снежно-ледовому склону (ок. 200) на полку. По полке (ок. 100)идем к середине языка ледника. Поворачиваем к перевалу и по леднику идем к перевалу. Хотя кошки уже не нужны – снег – их не снимаем, чтобы не терять время. Через переход от начала подъема на язык ледника останавливаемся и снимаем кошки. По снежному склону постепенно увеличивающейся крутизны (в самой верхней части ок.350) подходим к подножию собственно перевального взлета.

Фото 4. Язык ледника у пер.Штенберга

Со стороны подъема перевал представляет собой ≈ 500 склон сильно разрушенных скал – крупноблочной осыпи. Перевальная седловина разделена высокими скалами на две седловины. Подъем на левую (по ходу) кажется более пологим. Да и сама седловина кажется более широкой. Без груза на перевал можно подняться без страховки свободным лазанием – падать некуда. Под грузом надо вешаться (вешать перила). После вчерашнего снегопада склон присыпан снегом, что сильно затрудняет выбор оптимального пути. Поиск надежных выступов для закрепления локальных петель занимал много времени.

К сожалению, во время предпоходной подготовки в «Джан-Тугане» утопили одну из двух имеющихся раций и у передовой группы не было постоянной надежной связи с командиром. Поэтому, задав вопрос «идти вправо или влево» и получив ответ «вправо», она двинулась на другую седловину. Командир отвечал «орографически», а они воспринимали «по ходу». Перевеска веревок привела к потере времени.

Седловина перевала – узкий скальный гребень, на котором, при необходимости, можно организовать только сидячую ночевку.

Спуск с перевала 40-метровая 800 стенка разрушающихся скал. Далее пологие камни, далее снег. Есть опасность спуска камней на собственную веревку (фото 5).

Фото 5. Спуск с пер.Штенберга в д.р.Джайлык

Вниз ведет некрутой закрытый ледник. Связки. Подойдя к откровенному сбросу обошли его, оставив справа. Дальше сместились к левому берегу ледника и шли вдоль него. Подойдя ко второму откровенному сбросу, ушли на борт долины ледника, развязались и пошли по борту долины.

Фото 6. Пер.Штенберга из д.р.Джайлык

По окончании ледника (пологий заморененный выкат – не видно окончание льда и начало осыпей) шли примерно по центру долины. Подойдя к озерку (разливам) устроили поздний обед. Далее начали идти по центру долины. Встречавшиеся сбросы обходили, смещаясь влево. В итоге прижались к левому борту долины. Перед сбросом оборудованные площадки. Здесь заночевали.

Фото 7. Подходы к перевалу Штенберга по д.р.Джайлык

14.08. День пятый.

Выход 8.00. По камням перешли разливы на левый берег р.Джайлык и двинулись по тропе вниз. Тропа постоянная. Хорошо видна.

Незадолго до леса – мост на правый берег Джайлыка (фото 8).

Фото 8. Мост через реку Джайлык

Где-то в лесу, по опыту 2004 года, должен быть еще один мост. Но мы сразу переходим на правый берег Джайлыка, не дожидаясь второго моста. Хорошо набитые тропы идут по обоим берегам Джайлыка.

На развилке троп выбираем правую по ходу. Она траверсирует крутой травянистый склон, поросший лесом, и крутым спуском выходит к дороге левого берега р.Башильсу в нескольких сотнях метров выше коша, который, в свою очередь, стоит в полукилометре от погранзаставы «Башиль». Весь маневр и был задуман, чтобы обойти погранзаставу. Не удалось.

Хорошо заметной тропой уходим вверх по Башилсу, левым его берегом. Где-то в лесу должен быть мост на правый берег Башилсу. Несколько раз уходим на хорошо заметные ответвления вниз к реке, но они через некоторое время возвращаются к основной тропе. Воды нет. Очень хочется пить.

В конце 3-го перехода от коша пересекаем глубокий овраг с ручьем. Останавливаемся на привал. Тут-то нас и нагнал наряд пограничников в составе прапорщика и рядового. “Гнались” они за нами от коша. (Собаку, облаивавшую нас, мы слышали хорошо). Проверив пропуска и паспорта (а у нас все было в порядке), прапорщик сказал, что мост на правый берег Башильсу уже далеко сзади, но возвращаться не надо: до ручья Голубева можно пройти и этим берегом, и что сверху, навстречу нам, идет группа.

От ручья Голубева вниз по левому берегу Башильсу идет боковая морена. Из ее кармана, огибая окончание, течет мощный чистый ручей. У него устроили обед. Во время обеда разведка попыталась найти переправу, где можно было бы перейти по камням. Не нашла.

После обеда вначале начали подниматься по тропе вдоль ручья, надеясь, что тропа приведет к переправе в верховьях ручья. Но тропа заметно слабела, а переправы все не было. Более того, создавалось впечатление, что сам ручей становится все мощнее.

Спустились к месту обеда. Подошли к месту, где ручей разделяется на два рукава и там перешли вброд. Не надо было искать легких путей. А сразу надо было перейти вброд и делать обед на том берегу. Такая мысль у командира была, но он ее успешно отогнал.

После переправы продолжалась хорошая тропа вдоль берега Башильсу. Но с началом густого подлеска, заваленного каменными глыбами начала регулярно исчезать. Причем, обрывается, что называется “на ровном месте”, и продолжается в двух-трех десятках метров справа или слева, причем, опять-таки “с ровного места”. Скорость заметно упала. Теперь понятно, почему ”нормальные люди” здесь не ходят. Навстречу нам прошла “обещанная” группа. Это была группа с Украины.

Когда подлесок кончился, перед нами оказались сильно изрезанные крутые песчано-осыпные склоны. Местами попадались следы прошедших украинцев.

Погода кончилась. Временами накрапывал дождь. Пару раз пришлось сесть и накрыться тентом.

При приближении к леднику рельеф более менее “исправился” – стал менее изрезанным, но, при этом, борт долины “придвинулся” и стал “нависать”. Мы начали всерьез опасаться камнепада и старались держаться подальше от склона, поближе к реке. Хотя маневрировать между каменными глыбами было тяжело и неприятно.

Ручей Голубева утекает под ледник Башиль, и уже где-то там, в глубине, сливается с Башильсу. От этой точки и начинается долгий крутой подъем по конгломерату к перевалам Голубева и Серова. Весь подъем идет вдоль левого берега ручья Голубнева, который приходит к леднику Башиль устьевой ступенью. Самая утомительная и неприятная часть подъема – нижняя часть. Первые 15-20 минут подъема. Направление движения надо угадывать. Крутизна около 450. Ботинкам держаться не за что. Камни выворачиваются из склона и уходят вниз.

Но вот крутизна уменьшается. Появляется подобие тропы, которое траверсирует склон в нескольких метрах над ручьем, постепенно “крепнет” и превращается в полноценную тропу.

Наконец тропа приходит к началу устьевой ступени. Впереди на несколько сотен метров весьма пологая долина, и только потом начинается очередной подъем.

У самого начала устьевой ступени площадка. Всего одна. Но, она огромная и очень ровная. Ночлег.

Ночевать планировалось на озере. За моренным валом правого берега. Но в нашем случае это не имеет смысла, т.к. придется перейти ручей Голубева, перелезть моренный вал, а завтра вернуться. Хотя ночевка на озере очень красивая.

15.08. День шестой.

Выход 08.00 Тропа идет левым берегом ручья Голубева и постепенно теряется. Кажется, что она забирает вверх на борт долины, но этого делать не надо. Выбор пути вопросов не вызывает, даже без тропы. Надо только помнить, что забирать вправо на борт долины не следует. Слева (по ходу) начинается ледник, из-под которого вытекает ручей Голубева. Но к нам ледник спускается крутым сбросом и не надо торопиться на него выйти. Можно спокойно продолжать идти по осыпям между ледником и бортом долины.

Наконец осыпи переходят в слабозаморененный ледник. В нижней части открытый. Сразу же попадаются глубокие, но неширокие трещины. Все легко обходится или перепрыгивается. У одной из трещин устраиваем привал.

За один переход подходим под перевал Голубева (фото 9).

Фото 9. Перевал Голубева от ледн.Северный Башиль

Погода отличная. Он виден от самого языка ледника. Ледник полагается считать закрытым, но толщина снега незначительна и все трещины легко читаются. Идем без связок.

С седловины перевала, в этом году, спускается широкий снежный галстук. До самого ледника он не доходит. Надо будет подниматься конгломерату и мелкой осыпи. Крутизна ок.350. Все примерно как вчера, в начале подъема на устьевую ступень, но сильно короче. На снегу видны следы вчерашних украинцев. Но они спусковые и не всегда нам подходят. Серпантином поднимаемся к левому по ходу краю седловины. У самой седловины снежный наддув, а здесь спокойный проход между наддувом и скалой.

Фото 10. Группа на перевале Голубева

С перевала вниз ведет снежный склон. В верхней части крутой (≤ 500). Известно, что отдельные особо талантливые граждане время от времени ходят перевал по снегу без веревок. Так же известно, что в нижней части перевала неширокий, но бергшрунд. Начинаем вешаться.

Сразу же нарываемся на сюрприз: ледоруб не забивается, упирается в лед. Ставим ледобуры. Первые две веревки крепятся на ледобурах. Третья, последняя веревка, крепится на ледорубе. Она заканчивается метрах в 15 ниже бергшрунда. Метрах в 20-25 правее нас через бергшрунд идет снежный мост. На нем чьи-то следы. Похоже, что кто-то действительно шел без веревок. Мы бы не рискнули (фото 11).

Фото 11. Пер. Голубева от ледника Юном

К сожалению, из-за ошибок в тактике спуск с перевала затянулся.

Далее начинаем спускаться по центру ледника. Постепенно смещаемся к правому берегу ледника, т.к. знаем, что тропа будет идти правым берегом, а из-под ледника сразу вырывается мощный поток. И идем у самого берега ледника. Идти по борту долины ледника не хочется: крутые конгломератно-осыпные склоны. Но между бортом ледника и телом ледника постепенно набирает силу ручей. Переправа через который становится проблематичной. Обнаружив каменную пробку переходим по ней на борт ледника и уже по нему спускаемся вниз.

Упираемся в поток ручья Западный Юном (правый приток реки Юном). В предыдущие годы переход через него особых сложностей не вызывал. Минут 15-20 искали переход по камням. Каждый раз находили его в новом месте и переходили на правый берег.

В этом году 40-минутные поиски ни к чему не привели. Придется идти вброд. Нашли место, где поток разделяется на два рукава, в каждом из которых ровная вода. Одели обвязки и системы. Далее по классике: первого страховали двумя веревками, каждого последующего с двух берегов. Один раз страховка сработала: участнице пришлось за нее придержаться.

Может иметь смысл спуститься с ледника Юном на левый берег реки. По нему пройти вниз и перейти Юном вброд по ровной спокойной воде напротив Средних Кичкидарских ночевок.

Тропа правого берега реки Юном начинается почти сразу за ручьем Западный Юном. На самом деле она идет правым берегом ручья Западный Юном от Верхних Кичкидарских ночевок.

По тропе пробежали мимо Средних Кичкидарских ночевок. Спустились по тропе к ручейку Куллумкол и спокойно перешли его. Далее вся река будет называться Куллумкол.

Чуть ниже Куллумкола нашли площадки и заночевали. Вечером были проблемы с чистой водой. Утром их не было.

16.08. День седьмой.

По тропе за два перехода спускаемся к дороге. Тропа идет правым берегом Куллумкола. Перед лесом развилка. Одна идет в лес, другая спускается вниз к реке. Не надо ходить в лес. Проверено ранее: тропа рассыпется на множество тропок и они исчезнут. Незадолго до дороги мост через Куллумкол на левый берег. От моста тропа идет мимо разрушенных строений «Старого Джайлыка». И выходит на дорогу чуть ниже инструкторского домика а/л «Уллу-Тау». Далее 3,5 часа вниз по дороге к устью Адыр-су.

АДЫР-СУ – крутая вода. У самого начала ущелья поток входит в каньон и низвергается водопадом. Многие считают его красивым.

В обход водопада построен подъемник. Вдоль него – огороженная лестница. Принято считать, что в ней 330 ступеней. Это место ранее называлось «докторский перевал»: после подъема доктор щупал у альпинистов пульс и проверял его успокаиваемость. Перед самым подъемником – погран.пост. У погранпоста – столпотворение. Сегодня воскресение. Толпы отдыхающих приехали на экскурсию в ущелье. Каждому нужно предъявить пропуск и паспорт. Номер пропуска и паспортные данные надо вписать в отдельный журнал. И все эти записи делает всего один человек. Скорость продвижения очереди – о…фигенная.

Заранее предвидим хохму: мы не входили в зону на этом посту, но выходим ═> пограничник будет долго искать, а когда же мы вошли, чтобы просто вычеркнуть нас из списков. Когда же до него дойдет, что зашли мы с другого участка, он все равно перепишет все наши паспорта в свой журнал. Хохма в том, что разбираться он будет долго и тоскливо, задавая массу дурацких вопросов.

Добрые ребята из Пятигорска пропустили нас вперед себя, мол, вниз идете. Мы не стали объяснять, что времени на нас потребуется столько же. Отказываться тоже не стали.

На ожидание «погран.прохода» ушло около двух часов. «Докторский перевал» уже несколько лет в таком состоянии, что идти по нему не хочется. Спуск на подъемнике – платный. Из каких соображений назначается цена – тайна, покрытая мраком. Платили не непосредственно дежурной по подъемнику, а в подъемниковской будке. Договаривался Олег Кривошапов. С загадочно ухмыляясь вышел из будки, сказал, что с нас по бутылке пива (ЕМУ) и мы поехали.

Часовое зависание в Верхнем Баксане и мы продолжаем путь.

От магазинов идем параллельно Баксану вверх. Проходим по мосту через Кыртык (к этому моменту он уже слился с Сылтран-су). Поднимаемся к верхнему краю поселка и выходим на серпантин грунтовой автодороги, ведущей в лес по правому берегу реки Сылтран-су. За один час поднимаемся до нижней границы леса. За второй час «пробиваем» лес. В лесу дорога переходит в тропу. На всех развилках выбираем верхнюю, левую по-ходу. Вдоль дороги и тропы и идет арык. Сейчас он не работает. Хотя, когда ребята относили заброску на Сылтран-кель, он был полон.

У самой границы леса тропа поднимается на старый травянистый вал, спускается на другую его сторону и идет к реке. По самому валу – слабенькая тропка. Идти именно по ней. Тропка подойдет к оврагу. Станет мощной тропой. Перейдет овраг и подведет к достаточно мощному правому притоку Сылтран-су. У слияния рек – переправа по камням. Она выложена давно и до сих пор стоит. От верхней границы леса около 20 минут. На стрелке обедаем.

В это время портится погода. Мелкий дождь.

После обеда движемся к около берега Сылтран-су по каким-то травянистым зарослям в направлении зеленых холмов, видимых еще от границы леса. Тропа регулярно исчезает и появляется вновь. Это не сильно важно – направление движения понятно и без нее.

Расстояние от границы леса до зеленых холмов обычно проходится за час. У нас заняло 1,5 часа от стрелки рек (обеда). Становится ясно, что сегодня засветло до озера мы не дойдем. Следующее место, где можно будет встать – “ночевки недотянувших” в одном часе ходьбы от озера. Командир сказал, что стоять там – ниже его достоинства. Поэтому стоим здесь.

Две маленькие палатки спокойно могут разместиться у подножия холмов почти в любом месте. Вода из Сылтран-су. Даже вечером очень чистая. У нас одна большая круглая Tatonta «Sherpa dome»и одна Мегатестовская «Высотка»». Внизу встать проблематично. Приподнимаемся на холм и находим место для большой палатки. На маленькой полянке, чуть в стороне от тропы.

Чуть-чуть внизу и на соседних склонах паслось стадо бычков-двухлеток и молодых коров.

После ужина дежурные поленились сразу отмыть котлы и убрать их вместе с тарелками

в палатку. Рюкзаки также остались снаружи (прикрытые накидками)

ОШИБКА: ночью бычки и коровы пришли в наш лагерь до продуктов они не добрались, но бедлам устроили и оттяжки порвали. Большую часть ночи команда не спала.

17.08. День восьмой.

Под утро бычки угомонились. С выходом мы не торопились и позволили себе “поспать” на час дольше.

Далее по “классике”: полтора перехода по тропе до “ночевок недотянувших” и один час по тропе к озеру Сылтран.

Озеро Сылтран подпирает плотина. Сразу под ней многочисленные площадки – “ночевки недотянувших”. Справа и слева от плотины имеются сливы озера. Тропа идет вдоль левого слива, хотя правый кажется ближе.

Отдельные особо талантливые камкадзы, в свое время, хотели (и пытались) подняться вдоль правого слива. Им это даже удалось: подвижная осыпь, лежащая на конгломерате элементы скалолазания с вылетающими зацепками/опорами и камнями, уходящими вниз. Больше они там не ходят. Не хотят.

Мы даже не пытались.

Полудневка, разбор заброски.

18.08. День девятый.

Выход 8:00 . За 35 минут поднимаемся на перевальное плато перевала Сылтран. Справа по ходу осыпи, над которыми возвышаются две скальные вершины. Слева по ходу – вершина, названная И.Балабановым … . (см ВВ № …).

Нам направо. Курс – между вершинами. Некрутой осыпной склон на перевал (h70м). Перевал – широкая осыпная седловина без воды (фото 12).

Фото 12. Перевал Сылтран Восточный от озера Сылтран
(снимок 2006г с пер.Нейтрино)

Спуск. Достаточно крутой (~400) осыпной склон средней осыпи. Через несколько сот метров поперек всего склона снежник той же крутизны из слежавшегося снега. Около 50-ти метров. Он бывает не каждый год. Снежник можно обойти, оставив его слева (фото 13). Командир в своих пластиковых «Скарпах» и ледорубом, не задумываясь, начал спуск по снегу. Остальные, с лыжными палками, повторили. Участница не удержалась и упала. Зарубиться палками не смогла, НО ее не швыряло, ехала она на животе головой вверх. Долетела до камней под снежником и в них остановилась. Травма ноги.

Фото13. Перевал Сылтран Восточный со стороны р.Кыртык

ОШИБКА КОМАНДИРА: даже перед столь незначительными препятствиями надо указать путь и проверить наличие снаряжения.

Отсидка. Строим площадки для палаток.

Пока строим площадки – портится погода. Весь оставшийся день – снег-дождь-солнце-дождь. Надо было оставаться на озере. Там приятнее, даже в непогоду.

19.08. День десятый.

Выход 08.00. Спуск начинаем по пологим кулуарам, заполненными большими камнями и протяженным каменистым склонам. Они выводят на обширную полку, под которой начинаются травянистые склоны. На эту же полку выводят несколько седловин из долины р.Мукал (подняться от Кыртыка по Мукалу, перевалить на эту полку и спуститься в Кыртык – “перелаз из ниоткуда в никуда”). От полки в Кыртык начинается несколько ручьев, каждый из которых течет в весьма глубоком распадке. Выбираем самый правый и целимся на него.

Начинаем спуск по правым берегом ручья по распадку, и становится ясно, что в отличии от первопроходцев/димцев 2006 года надо выйти на левый берег, и идти не по распадку, а вдоль него по 200-250 травянисто-конгломератным склонам, поросшими чем-то вроде можжевельника.

Спуск приводит к Кыртыку. Дорога пос.Верх.Баксан-Кыртык-Субаши идет левым берегом Кыртыка. На левом же берегу Кыртыка есть пещера от какого-то древнего поселения.

Фото 14. Пещера на левом берегу р.Кыртык

Она высоко над рекой. Чуть ниже пещеры по склону – летовка. Напротив пещеры и летовки, уже на правом берегу Кыртыка – еще одна, не действующая летовка. Между летовками через Кыртык – мост. Вот к этому-то мосту через Кыртык мы и целились. За 2,5 часа от ночевок спустились к мосту и заобедали.

По мосту перешли Кыртык, и далее вверх по дороге поднялись до развилки дорог. Одна идет к кошу на слиянии Субаши с Кыртыком и далее по Субаши к заброшенной шахте и перевалу Балык другая в долины рек Гитче- и Уллу-Усенчи, и далее к Артыколу.

За 3 часа (от кошей) дошли до слияния Уллу-Усенчи и Гитче-Усенчи. Здесь стоит кош. Кошмэна зовут Володя. Но сейчас он в отъезде. Вместо него … .Мы собирались ночевать именно здесь. Туристы в этой долине не частые гости, к тому же мы знали, куда и к кому мы идем. Отношение хозяев было более, чем радушное.

20.08. День одиннадцатый

От кошей дорога идет правым берегом Гитче-Усенчи, пересекает ее и начинает серпантином подъем на водораздел между Гитче-Усенчи и безымянным . После 6-ти “плечей” начинает траверс склона. Пересекает водораздел над ярко выраженной седловиной («перевал «Дорожный»» н/к), траверсом заходит в верхний цирк Уллуартыкол и здесь обрывается. От коша 3-3,5 перехода.

Переходим на левую сторону цирка. Здесь в 2006 году была построена площадка под «Черепаху» (палатка 220х260 см). В прошлом году мы построили еще одну площадку для мегатестовской «Высотной». Сейчас «высотовскую» площадку надо будет достроить под нашу «Sherpa dome» (шестигранник Ø 3 метра). На это уходит пара часов.

После обеда группой 4 человека начинаем разведку перевала Онега. Седловина “засечена” в прошлом году с перевала Артыкол. Располагается западнее в.Западный Джавурген, почти примыкая к ней (фото 15).

Фото 15. «Перевал» Онега от Уллу-Артыкола

От стоянок по некрутым осыпным склонам почти час (без рюкзаков) поднимаемся к подножию перевала. Собственно перевальный взлет – почти 450 склон подвижной осыпи. На подъем по ней уходит минут 30. Местами кажется, что идем по одиночному человеческому следу. Пока поднимаемся – седловину затягивает туман. Выходим на седловину и начинаем искать пути возможного спуска. Видим начала кулуаров. Но насколько они длинные и крутые не видно – туман. Сама седловина – широкое пологое осыпное плато. Перемещаемся по ней, и наконец упираемся в склоны Зап.Джавургена. Валяется старая телогрейка. Мы не первые на этой седловине, что, в общем-то, и предполагалось.

Надежных спусков не обнаружено. Завтра идем запасным вариантом: пер.Артыкол – пер.Хибины – дорога на Джилису.

После ужина к нам в лагерь спустился … , кошмэн из “усенчевского”коша. Он безрезультатно охотился на туров. Попил с нами чаю, и предложил двоим спуститься к нему в кош (по короткому пути), переночевать, а завтра утром к выходу группы вернуться и принести остальным айран и молоко. Он же рассказал, что следы на Онегу – его следы, телогрейку на седловине оставил его напарник еще в прошлом году, а с Онеги, да и вообще с хребта спуска нет до самого Суарыка (перевал Суарык). Сплошные камнеопасные кулуары на ту сторону. Очень удивился, когда командир сказал ему, что перевал Хибины пройден нами в прошлом году, а найден еще в 2006 и что в том же 2006 году пройден перевал Землепроходцев, тоже до Суарыка.

Олег Кривошапов и Дима Каргин пошли ночевать в кош.

21.08. День двенадцатый.

Дима и Олег вернулись только к девяти часам. За ним из коша увязались две собаки – помесь кого-то с белой азиатской овчаркой, но не волкодавы.

ОШИБКА: их надо было отогнать еще в коше, м.б. палкой или вернуться к кошмэнам и привязать их.

Начинаем подъем на перевал. Нудный травянистый склон около 200-250.

Фото 16. Перевал Артыкол от реки Уллуартыкол.

Поднимаемся 45 минут. Перевал – огромное ровное травянистое плато (фото 16). Тур был построен первопроходцами в 2006 году. В прошлом году развалился. Мы его тогда вновь собрали. Пока что стоит.

Спуск с перевала – достаточно крутой (до 450) травянистый склон. Нам надо будет спуститься вниз, затем подняться по такому же крутому травянистому склону на боковой гребень в.Джавурген. Дальнейшее движение по боковому гребню.

Приспустившись с перевала, траверсом влево идем по крутым травянистым, затем конгломератным склонам, без потери высоты. Обходим цирк и выходим на боковой гребень (1 переход). Затем по ровному 250-300 конгломерату гребня поднимаемся к скальному поясу в.Джавурген. (1,5 перехода). У скального пояса сворачиваем вправо (по ходу) и по подвижной осыпи (~ 250) выходим на седловину перевала Хибины (фото 17). От скального пояса он уже виден явной седловиной. Вместе с нами на перевал выходят собаки. Мы думали, что после Артыкола они вернутся обратно.

Фото 17. Перевал Хибины от Гитчеартыкола

Дует сильный ветер. Временами нагоняет туман.

Вниз ведет некрутой, достаточно широкий кулуар. Кулуар покрыт ласковой мелкой осыпью, которая вскоре становится неласковой подвижной средней осыпью. Появляется возможность спустить камни друг на друга. Последними идут собаки. Они даже не думают о камнях и безбоязненно их спускают.

Командир разделяет группу на три подгруппы. Первая спускается по левой стороне кулуара, вторая по правой. Камни, даже “собачьи”, спущенные одной подгруппой до другой не долетают. Сам командир (со своей подгруппой) стоит наверху и координирует движение. Кулуар заканчивается и переходит в широкие осыпные склоны. Правая подгруппа (вместе с собаками) уходит вправо, левая – влево. Командирская подгруппа резво сбегает вниз и уходит вслед за левой подгруппой.

Оказываемся в обширнейшем среднем цирке, куда приводит несколько седловин («Землепроходцев», в частности). Из цирка спускается широкая долина. Внизу видна грунтовая дорога и кош. Кош должен быть обитаем. Там, надеемся, удастся оставить собак. После крутого осыпного спуска они уже хромают. Наверное, повредили лапы.

Спускаемся вниз по долине в направлении коша. Выходим на грунтовую дорогу внизу и идем по ней. Она проходит по левому борту долины, оставляя кош справа. Идем к кошу. Кош обитаем, но сейчас никого нет. Только большая собака, привязанная чуть в стороне, облаивает нас, как непрошенных гостей. Устраиваем обед и ждем: вдруг подойдут хозяева. Обед кончился. Хозяев нет. Зато подошел густой туман.

От коша вниз, к“основной трассе”, ведет автодорога. Идем по ней. Хорошо слышно, как иногда по “основной трассе” проезжают машины.

Подходим к “основной трассе”. Сквозь туман слышно блеяние овец и лай собак. Кажется, что где-то недалеко. Разведка убегает на звук и возвращается минут через 40: на обратном пути сбилась и поплутала в тумане. Никого не нашла. Зато нашла мост (две большие каменные трубы) через Ташорун, где дорога переходит с левого берега на правый. Хорошо. Не придется, как в прошлом году, бродить. Хотя переход через него в любом месте никаких проблем не составит.

По дороге идем вверх. Ташорун слева от нас. Туман не рассеивается, и вообще, очень тоскливо.

Доходим до ручья …, левого притока Ташоруна. Экспедиция т/к МГТУ в 2006 году ночевала здесь, после первопрохождения «Землепроходцев». Хотя время еще есть, мы не помним, где дальше будут ночевки. Становимся на ночевку.

22.08. День тринадцатый.

Выходим и идем вверх по дороге. Через 3 перехода проходим водораздел между Шаукамом и Ташоруном (фото 18).

Фото 18. Перевал Шаукам (н/к)

Формально перевал н/к. Даже тур стоит. Пишем в записке какую-то ахинею про наших собак и идем дальше. Начинают попадаться коши. Далеко не все они нанесены на карту. Почти все они обитаемы, но нигде нет людей (командир все надеется “сдать” собак). Через 3(неполных) переходов (от перевала) – река Исламчат, левый приток Шаукама. Сразу за ним дорога по мосту переходит на левый берег, и здесь же стоит кош. Обитаемый.

Подошли к кошмэнам. Поговорили. Зашли в домик. Попили айран. Залили айран в бутылки. Отдали два конца по 7 метров «основняка» – привязывать собак. Собак привязали и пошли дальше. Кошмэны знают, откуда собаки. Обещали, по возможности, вернуть.

Еще через 3(неполных) переходов доходим до урочища Джилису. На сегодня все. Рабочий день закончен.

23.08. День четырнадцатый.

Формально, ночевки на Джилису платные. Вечером к нам никто не подошел и мы никому не платили. Если утром уйти пораньше – много шансов переночевать бесплатно. Поэтому ушли в 07-15, чуть позже, чем хотел командир.

Подъем на плато начинаем по ребру. Хорошо “вмятая” тропа. Высота бортов до полуметра. На плато она становится нормальной и бежит на юг, придерживаясь реки. Здесь она течет в каньоне. Постепенно рассыпается и исчезает. Дальше идем “по направлению”. Через переход от начала подъема путь перерезает ручей в глубоком овраге. Приходится спуститься и подняться. Далее вновь идем “по направлению’. Где-то впереди будет поляна с остатками кормушки для скота.

Через полперехода от оврага выходим на поляну, сразу берем курс вправо-вверх (по ходу) и выходим на гребень, отделяющий поляну от каньона с рекой Джикаугенкез. Хотя время еще не вышло – устраиваем привал. После привала за один переход выходим на гребень. По нему идут “обломки тропы’. По ним выходим на обширную пологую полку, где в мелкой жесткой траве тропа теряется. Вновь идем “по направлению”. Очень резко трава кончается и начинаются черные вулканические отложения (один переход от выхода на гребень). За небольшим плато начинаются валы из этих отложений. Двинулись направо по ходу, к реке Джикаугенкез. Подсекли какую-то тропу, которая подошла к реке, а затем то приближаясь, то удаляясь пошла в нужном направлении. Через переход от начала валов тропа вышла к огромному провалу. Обойти его не удастся никогда. Приходится спуститься, а затем вновь подняться. К счастью место подъема читается однозначно и от него сразу идет тропа к плато Джикаугенкез.

Тропа подходит к реке и до самого ледника вдоль ее левого берега. Уже у самого ледника встали на последних площадках. Начали считать раны, болезни и потери.

«Тройка» горная пройдена. Уже сказывается накопленная усталость. У одной участницы сильно болит спина. Ее пришлось разгружать. У двух других разболелись старые травмы ног. Оставшегося времени хватит на прохождение только одного перевала.

Идем домой.

24.08. День пятнадцатый

Вышли в 8:00. Погода хорошая. Видимость отличная. Выходим на ледник и сразу берем курс на перевал Ирикчат (фото 19). Ледник закрыт снежной коркой, которая днем растает, известно, что трещин на нем нет, поэтому идем без связок. За один час ЧХВ, первые участники подходят к подножию перевала. Последний подходит минут через двадцать.

Фото 19. Гребень, обрамляющий плато ледника Джикаугенкез

Перевальный взлет, снежный склон с выходами фирна, крутизной около 350. По правой его части шли подъемные следы. Одели кошки. Подъем начали по центру седловины, траверсом вышли на следы и далее двигались по следам. Подъем занял 40минут. Широкая осыпная седловина, есть площадки для палаток, но стоять рекомендуется на восточном краю седловины на площадках под склонами вершины Чаткара. Спуск, хорошо набитая тропа по конгломератному склону. У подножия перевала пропадает в раскисшей земле, рекомендуется выйти на ровный язык ледника и идти по нему почти до самого истока реки Ирикчат. Тропа идет левым берегом реки Ирикчат. К этому моменту раскисшая грязь закончилась и начались осыпи. Иногда тропа исчезает, но найти ее продолжение не сложно.

» через полтора перехода от начала спуска путь преграждает завал из крупноблочной осыпи. Тропа «облизывает» его подножие, проходит над самой рекой, и за завалом выходит на травянистые поляны.

Хотя есть турики ведущие через завал, ходить по ним не следует. Хорошо набитая тропа, травянистыми полянами левого берега, за полтора перехода от (завала), выводит к слиянию рек Ирик и Ирикчат. В этом месте Ирикчат входит в каньон, где низвергается водопадом. Тропа обходит каньон и круто спускается к стрелке рек Ирик и Ирикчат. В этом месте стоит кош. Четь ниже коша начинается лес, где у самой границы были великолепные стоянки. К сожалению, в позапрошлом году их изуродовали лавины. В этом месте был сделан обед. От этих стоянок за один переход, головная часть группы дошла до «Песчаных замков». По пути тропа прошла сквозь несколько лесков. «Песчаные замки» - камнеопасное место, задерживаться на тропе и любоваться их красотами не следует. От «Песчаных замков» за 20минут, по тропе, спускаемся к нарзанному источнику. От минерального источника до поселка Эльбрус 20 минут ходьбы.

Мы хотели закончить поход в поселке Эльбрус, но местные водители просили с нас 1000р за поездку до Джан-Тугана. Мы отказались и еще два часа поднимались к «Джан-Тугану» по автодороге.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Камнепад на перевале Штенберга. Камнеопасность при подъеме на устьевую ступень ручья Северный Башиль.

7. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

8. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая, характерная для данного вида туризма информация).

Специальное личное снаряжение

Общественное снаряжение

Наименование

Кол-во

Примечания

Каска

В скальных кулуарах было спокой-нее со шлемами. Хотя бы с мото.

Веревки основные Æ 10 мм.

3х50м

Крючья скальные

Крючья ледовые (ледобуры)

Молоток ледовый

Как ледовый инструмент реально не использовался