Горы мира > Алтай >

Автор: Дмитрий Плетенёв, г. Николаев (Укр.)

Алтайские каникулы 2

Вверх по Кучерлинской долине
Ещё на Абае мы максимально разгрузили девчонок, оставили на «Высотнике» в камере хранения всё ненужное. И всё равно рюкзаки тяжёлые. Мой весит где-то 36кг. Может это с непривычки кажется?

Мы могли бы нанять лошадей для перевозки рюкзаков, но это вышло бы дорого (по лошади на рюкзак + лошадь с алтайцем + кормить его) и по времени те же самые 2 дня, что мы пешком рассчитываем пройти до озера. Будем сами тащить вместо лошадей. Местные аборигены только за счёт лошадей и зарабатывают. Мы видели толпу лошадников (лошадей 30) у базы «Высотник». Утром встали, позавтракали, пошли. Порядок такой: идём 30мин., потом приваливаем, отдыхаем. Подъём в 7 часов, перекусываем около 14. Через 2 перехода подошли к интересному объекту – наскальным рисункам. На гладкой стенке выбиты профили козлов. Рядом стоит беседка со столом и лавочками. Отличное место для обеда, но ещё не время. Двигаем дальше. Килограммы за спиной дают о себе знать. Не замечаешь окружающей красоты, смотришь только куда бы ногу поставить. Поглядываешь на часы. Время растягивается как резина. Ну когда эти чёртовы 30 минут пройдут! На привале скидываешь рюкзак, валишься на него, закрыв глаза, пытаешься надышаться. Понемногу силы к тебе возвращаются. Вот ты уже сидишь, делаешь глоток, только сейчас ты обращаешь внимание на окружающий пейзаж. О! А на том берегу водопадик! Красиво ж, елки-палки! Дай-ка его сфоткаю… Но вот командир говорит «Пошли!», жизнь снова тяжелеет ровно на вес твоего рюкзака, и ты опять начинаешь отсчитывать минуты до следующего привала. Последний переход перед обедом – самый трудный. Язык на плече. Уже закрадываются мысли «Лучше б я на море рванул». Приваливаем. Падаешь на рюкзак, дежурные делят сыр, режут колбаску… Ты весь в предвкушении обеда. Жуёшь с фанатизмом каждый кусочек, впитывая максимум калорий. Но вот твоя пайка съедена, насыщение не пришло, а до ужина ещё очень далеко. Ты испытываешь некоторое разочарование в обеде. Хорошо, на воду – коммунизм, пей, сколько влезет! Командуют «Вперёд!», ты забрасываешь рюкзак на плечи и, проклиная лишние 50 грамм соли, которые уж точно надо было оставить в камере хранения, продолжаешь путь. К 16 часам дошли мы до большой стоянки рядом с устьем ручейка и молодым ивняком. Тут начало накрапывать, впереди нас напугала пелена дождя, и мы разбили палатки. Согрели чая, напились, согрели ещё. Повесили украинский флаг. Тут подошла группа словацких туристов (человек 7). Мы их напоили чаем с кавказскими травами, расспросили, куда идут и откуда. Словацкий язык очень отдалённо похож на русский, но друг друга мы поняли. Это вам не лягушатники.

Вечером от избытка времени я помылся и даже зубы почистил. На следующий день мы вжарили, не смотря на килограммы за плечами, и дошли. Сначала до памятника воднице (деревянный крест с каской). Потом до озера. После памятника мы пошли по берегу. Нижняя тропа просто отвратительная: камни, корни, то вверх, то вниз… Все лошадники по верхней ездят. На нижнем маленьком озере встретили ту парочку, с которой в маршрутке до КПП ехали. Парень с девушкой так обрадовались, что мы прорвались-таки через погранцов. Как будто родственников встретили! Мы тоже были рады. В этом месте много хороших мест для стоянок. Дальше перед прижимом тоже красивая поляна имеется. Мы там в кустах сделали заброску с продуктами на 3 дня (на обратную дорогу до Тюнгура). Мы планировали возвращаться через Аккемское озеро, потом через перевал выйти на Кучерлинское и прежним путём уйти назад. Пройдя прижимы слева, вышли на Кучерлинское озеро. Красота! Вода в зависимости от освещения меняет цвет от бирюзового до молочно-белого. В ней отражаются горы.

Северная оконечность озера – место довольно доступное. Тут почти цивилизация. На правом западном берегу (перекинут мостик) построена база – филиал «Высотника». Там есть вертолётная площадка. Говорят, в прошлом году на этой базе отдыхал Янукович. К северной оконечности озера ездят на лошадях. Дальше тропинка петляет вдоль берега. Часто приходится перелазить через поваленные деревья. Хорошо, хоть лошадиный навоз перестал встречаться под ногами.

Все стоянки в начале озера (а их не мало) были заняты. Нам пришлось идти километра 3, пока мы не нашли неплохое место на 2 палатки. Встали посередине озера, с видом на перевал на том берегу. Наши девушки поджарили грибочки (где они их только нашли?), эта зажарка была как нельзя кстати к вечерней каше. Я, как старпом, объявил им благодарность.

6 августа. Вышли в 8:30. Прошли до южной оконечности озера, форсировали по брёвнышкам один мощный ручей, миновали сыпуху. Видели островок (метров 20 в длину) с отличными местами под палатки. Дальше шли по камням вдоль берега. Илюха не рассчитал движения и упал в воду. Всё ок, только рюкзак намочил. Ничего, погода солнечная – высохнет. Привалили на холмике в кедраче. Замечательное место для лагеря. Пообедали. Перешли правый приток Кони-Айры. Там несколько рукавов, воды – по колено, промочили ботинки. Мы держим путь к водопаду Кони-Айры, а его всё нет и нет. Под вечер девчонки выдохлись, особенно Ириша. Лагерь организовали на просторной стоянке, не доходя минут 10 до водопада. Рядом речка, есть ручеёк с чистой водой, сушняка в избытке – красота! Со стоянки, кстати, просматривается водопад между кедрами. После ужина сушили ботинки. Я свои носки на костре попалил. 7 августа, четверг. Устроили днёвку. Девушек надо беречь, тем более красивых и обаятельных, тем более наших, вот и устроили день отдыха. Хорошо, что Андрюха запланировал 4 днёвки. 2 «использовали» на Абае, один день берём сегодня и ещё день на обратном пути отдыхать будем.

Я с Андреем решили «пробежаться» налегке вперёд, разведать дорогу, посмотреть на язык ледника. Водопад Кони-Айры производит впечатление. Это дьявольская молотильня. Мелет камни как в мясорубке. Изощрённый самоубийца может свести счёты с жизнью со стопроцентным успехом.

Мутные воды Кони-Айры навеки упокоят его кровавые останки. Дорога от водопада до морены часто идёт по заболоченной местности поросшей противными кустами (по колено и в рост человека). Есть ещё пару хороших мест под палатку. Часто отходят ложные тропинки в сторону реки. Зелёнка заканчивается. Переходим 2 водопадика, последний почти перед самой мореной. Останавливаемся у большого камня. Открывается красивый вид на ледник, и сыпуху, и горы, и перевалы. Сюда дошли за 1:45. Обратно в лагерь добегаем за 1:10, очень удачно успели на обед. Ириша с Алёной приготовили самый вкусный супчик. Нет, это не суп, это симфония! Партию первой скрипки исполняет мивинка (ещё с поезда), ей вторит колбаска, на заднем фоне басит сырок, а сухарики звенят бубенцами. Ну, если суп – это симфония, то сало (засоленное с перчиком и чесночком) – это поэзия! Кровяная прожилка выделяется, как рифма в белом стихе, сдобренном ямбом соли, хореем перца и дактилем чеснока. Спасибо дежурным, слава завхозу! После обеда покупались, постирались, побрились (только не я). Ириша лечится, делает ингаляции под двумя спальниками. Стоит отличная погода, на небе – ни облачка. Наши ботинки просушились. А вечером пели песни. Хорошее дело – днёвка! Она восстанавливает в туристе силы, и физические, и моральные, а турист полный сил – это страшная сила!

Сага о храбром альпинисте или третье доказательства Бога.

На следующий день мы, полные сил, вышли на штурм перевала Капчал (1Б). Поднялись на морену буквально за 2 часа. Хороший темп. По сыпухе вышли на ледник. Снега нет вовсе (долго не было осадков), только лёд и камни. Одели кошки, системы, каски, очки, связались верёвками и пошли по леднику Кони-Айры. Разбились на 2 связки. Впереди Андрей, Алёна, я (на новой 50-метровой верёвке-динамике), за нами Ириша и Илья (на 20-метровой статике). Идти по льду вполне удобно, если ты в кошках. И кошки твоего размера. Я шёл в кошках размера на 3 больше моего. Через каждых 10 шагов начинали сползать, и это меня немножко нервировало.

Несколько раз нам преграждали путь трещины. Мы их переступали, или обходили, иди проходили по ледяным мостикам. С одной трещиной пришлось повозиться – бурили ледобуры, страховали.

Где-то в 16 часов вышли прямо с ледника на перевал. Ура! Мы на Капчале! Сверху открывается красивейший вид. Где-то в Казахстанских предгорьях горели леса, дым клубами поднимался в голубое небо. Такое впечатление, что взорвали бомбу. Съели перевальную шоколадку, чайникам (нам с Алёной) подарили по воздушному шарику и надавали ледорубом по заднице.

Спуск с перевала пролегал (или провисал) по крутой сыпухе. Высота сыпухи – метров 200. Решили связать обе верёвки и спускаться дюльфером. А дальше уже ногами идти. Как говорит Антон Самокоз, всё бывает в первый раз. Вот и я в первый раз спустился дюльфером. Удачно, мне даже понравилось.

Внизу между сыпухой и ледником проходила устрашающая трещина. Её можно реально пересечь или по небольшому сыпушному мостику по центру или обходить далеко слева. В нижней части сыпухи были видны тёмные промоины, Ириша нас предупредила, что это опасное место – тает лёд под камнями. Андрей без проблем спустился по мостику на ледник. Мы последовали его примеру, только начали обходить промоины сверху. И тут произошло ЧП. Илюха или не заметил, или Иру не услышал, короче попёр прямо через подтаявшую сыпуху, поскользнулся и покатился. У нас только вырвалось «Рубись!!!». Илья зарубился успешно, наверно, в метре от трещины, но начал ёрзать ногами (хотел сам выбраться) и сорвался во второй раз. Его улыбающееся лицо скрылось в трещине. Не знаю как кто, а я просто офигел. Единственный, кто не растерялся – это Андрюха. Он забил ледоруб в лёд, вщёлкнул самостраховку и заглянул в трещину.

– Илюха! Ты живой?
– Живой!
– Ноги, руки целы?
– Целы!
– А верёвка у кого?
– У меня обе.
– Кидай мне конец!

Мы стоим, боимся пошевелиться, что б камни в трещину не сыпались. Илья выкинул конец, Андрей забурил бур, завязал. Затем из трещины показалось Илюшино улыбающееся лицо. Вылез весь грязный, с разбитой бровью (камень поймал), потом они на жумарах вытянули рюкзак. Мы наконец-то вздохнули с облегчением. Спустились на ледник. Единственной потерей оказался Илюхин ледоруб. Андрей даже спускался в трещину, но ничего не нашёл. Получается, Илью спас его необъёмный рюкзак. Он падал спиной вниз, а рюкзак застрял между льдом и скальником. Ещё и котелок самортизировал, потом его ровняли. Пока мы приходили в себя, Илья рассказал нам такой анекдот: «Бывает старый альпинист. Бывает смелый альпинист. Но старого смелого альпиниста не бывает». Илюша, давай ты будешь старым альпинистом, согласен?

Одели кошки, связались, пошли вниз. Этот ледник оказался покороче, было пару неопасных трещин. Вышли на морену, спускались по камням уже из последних сил. Наконец упали на ровной площадке рядом с ручейком. Устроили лагерь на камнях. Сегодня мы шли 12 часов.

Свидание с Белухой.

На следующее утро отдыхали часов до девяти. Плохо, что Илья без ледоруба остался. Впереди по плану у нас 3 перевала и одно восхождение. А ледоруб в горах – это как автомат на войне. Перевалы мы уже штурмовать не сможем, будем возвращаться прежней дорогой, через Капчал. Но на Белуху сходим! Девушек оставим внизу в базовом лагере, а штурмовая группа возьмёт их ледорубы.

Короче, идём на Белуху. От нашей стоянки на камнях пошли вниз по долине. Нам повстречался красивейший безымянный водопад. И ещё множество енотовых нор. По долине идёт хорошо протоптанная тропа. Местами – по болоту, местами – круто вниз. Идём с ледорубами – так как-то спокойнее. Прошли черничную полянку. Повернули вместе с долиной влево, тропа пошла ровнее. Кругом луга, тени – ни грамма, солнце жарит… Где-то по середине долины стоит одинокий кедр, под ним – кострище. На стволе скотчем была примотана записка, что тут была группа из Волгограда.

В обед вышли к Катуни. В верхнем течении она намного мельче чем в Тюнгуре. В этом месте, как сказал наш командир, мы зашли на территорию Казахстана. У пограничников тут КПП нет, но на патруль можно нарваться. Поэтому, не смотря на обеденное время и болото под ногами, мы быстренько чухнули вверх по Катуни. Подкрепились там же на болоте. 10 минут послеобеденного отдыха на рюкзаках, и вперёд, вперёд, вперёд… Тропинка теряется в месте, разлива Катуни, где образуется множество рукавов, протоков и каменистых островков. Тут мы её начали переходить. Я обул кеды, снял ходовые штаны и мы с Андрюхой и Илюхой, как три богатыря, перешли первый рукав. А вода холодная, по колено, пальцы немеют. На том берегу выжали кеды и вернулись за девушками. Рюкзаки на спину, девушек под руки и – вперёд. Хорошо, погода солнечная, тепло. Повторили эту операцию несколько раз. Последний рукав оказался самый широкий и самый глубокий, в одном месте пришлось даже по пояс «искупаться». Вышли на берег, выжались, обсушились. Андрюха пожалел девочек и скомандовал становиться на ночёвку. Было около 17 часов.

Впереди открывался красивейший вид на Белуху, на ледник, питающий Катунь. Вокруг росли кусты, можно было насобирать дров, но мы решили не демаскировать себя дымом и приготовили ужин на горелке. После чая стали думать, как мы пойдём на Белуху. Ириша и Алёна от восхождения сразу отказались. Андрей с Илюхой страстно хотели забраться на вершину. Я колебался: с одной стороны, я хотел пойти наверх, а с другой, я не был уверен в кошках, да и девочек не хотелось оставлять одних на 2 дня. В конце концов, сошлись на том, что девушки остаются, а мы втроём идём на восхождение. А на следующее утро Илья заявил, что остаётся в базовом лагере охранять девчонок от погранцов. Опять начали всё переигрывать. В итоге поступили так: спрятали в кустах весь ненужный хлам, девчонок решили оставить как можно ближе к Белухе. Наверх пойти втроём. По дороге наткнулись на странное место: стол из камней, стоит недопитая бутылка водки (стеклянная), рядом – куча битого стекла, бутылки. Единственное объяснение – мы наткнулись на секрет погранцов. Туристы никогда бы не тащили водку(!) в стекле(!!), и уж точно не стали бы его бить(!!!). Погранцы, видно тушат лесные пожары, если никого нет. Правильно мы сделали, что Иру с Алёной там у переправы не кинули.

На противоположном берегу наблюдали мощный водопад на правом притоке Катуни. Поднялись по высокой сыпухе на левом (восточном) берегу, перевалили через гребень и просто ахнули! Там в укромном распадочке лежало такое красивое озерцо. Вода прозрачная, видно каменистое дно, прогрелась на солнце градусов до 15. Пики Белухи отражаются от водной глади. Райское место! Как у Христа за пазухой. И со стороны реки совершенно скрытое. Если тут кто и ходит – так это туристы, а они нормальные люди. Тут не страшно оставлять наших драгоценных девушек.

Эх, я бы сейчас искупался, да некогда, пора нам идти, и так уже 11 часов. Попрощались, обнялись, поцеловались… Андрюха дал прекрасной половине нашей нруппы инструкции на крайний случай: «Если завтра нас не будет, ждите 3 дня и уходите по долине, сдавайтесь погранцам.» Мы пошли налегке, взяли ледорубы, снарягу, верёвки, тёплые вещи, спальники, одну палатку и еды на 3 раза. После озера поднялись на гребень, там шла хорошая тропинка. Крутовастенький подъём. По тропе поднялись на ледник. Одели кошки, вышли на лёд. Решили не связываться. Сначала было всё ок. Потом пошли трещины. Здесь вам не равнина, здесь климат иной… Начали их обходить, Андрей шёл первый с двумя ледорубами, лазил по торосам, как спайдермэн, бурил буры, навешивал перилла, потом мы перелазили, поднимались на жумаре. Чем дальше – тем страшнее. Да… Как сказал поэт:
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк,
И молимся, чтобы страховка не подвела.

Истинная правда, сейчас я ощутил на шкуре эти слова. В конце концов, мы оказались со всех сторон отрезанными широченными разломами. Андрюха сказал, выходим на сыпуху (она справа была). Вылезли, сняли кошки. Быстренько «пробежались» по камням под ледопад, вышли на середину ледника. Смотрим – на часах 5 вечера. Штурмовать ледопад явно поздно. Там вверху видим большую группу (человек 15), наверное, волгоградцы. Встретили двух мужичков бородатых (на вид опытные альпинисты), говорят, хотели наверх вылезти, не получилось, теперь спускаются вниз в базовый лагерь. А волгоградцы, говорят, целый день штурмовали ледопад, искали путь. Теперь, похоже, нашли, лезут слева (с запада) вдоль скал. Ещё нам «деды» показали где по леднику правильно проходить надо. Оказывается, эти трещины можно очень просто обойти по западной сыпухе, потом перейти через ледник и спускаться по нашей тропинке.

Приняли решение ставить палатку на леднике. Нашли место ровное и подальше от ледопада (чтоб ночью никакая льдина не прилетела). Натянули палатку по всем правилам, закрепили бурами, растянули на ледорубах. Сготовили какую-то еду на горелке. Жалко, что Андрюха спирта не взял. На ночь одели все тёплые вещи. Мне Алёна дала свой спальник, он потеплее будет чем мой самопальный. Спали в системах и в железе, если выходишь «до вітру» - пристёгиваешь конец верёвки. Ночь на льду прошла нормально. Самое главное – вовремя повернуться на бок. Холодно на спине спать – поворачивайся на бок, замёрз один бок – подставляй другой. Так и вертелись до утра.

Встали часов около семи. Видимость не очень – километр, не больше. Я с моими кошками побоялся на ледопад подниматься и принял решение – остаюсь в палатке. Состав штурмовой группы: Илья с Андрюхой. Позавтракали. Пошли на восхождение. Мне оставили один ледоруб и какой-то мизер еды. Мои нож, часы и фотик ушли вместе со штурмовой группой. Андрюха меня проинструктировал: «Ждёшь нас до завтра до обеда, если не будет – пристаёшь к любой группе и спускаешься к девчонкам». Всё, ушли на ледопад. По следам волгоградцев. Я ещё минут 15 наблюдал, как они карабкаются по льдинам. Впереди шёл Андрей, вешал верёвку. В это время Илья его страховал, а потом жумарил за ним следом. Скоро они скрылись за ледяными торосами. Остался я один. Начал искать, чем себя занять. Поменял завязки на кошках, подчинил фонарик налобный… Все дела кончились. Просто лежать в палатке не очень-то и комфортно. Приходится периодически вылезать, приседать, разминаться. Погода стала портиться. Налетело облако. Говорят, густой туман англичане называют «гороховый суп». Этот, скорее, был похож на растаявшее мороженое. И что ещё неудобно – нет возможности контролировать время. Часы забрали, солнца не видно. Лежишь и не знаешь или сейчас утро, или полдень, или дело к трём идёт. Не знаю, сколько прошло времени, услышал я голоса. Высунулся из палатки, смотрю, вверху метрах в трёхстах жёлтая куртка показалась. Хорошо, туман раздуло. Спускаются, чуваки! Я быстренько собрал манатки, поставил чай греться. На финишной прямой сел такой туман, что за 3 метра Илюха палатку потерял, шёл по голосу. Не далась им Белуха. Погода помешала. Вылезли наши восходители на «голубой балкон» (это площадка над ледопадом), там их застал туман, дальше идти, а у них был как минимум один ледопад впереди, возможности не было. Кстати, следов волгоградцев на «балконе» не обнаружилось. Где они ночевали – это вопрос. Поэтому они выбрали удачный момент, когда туман раздуло, и спустились. К палатке они подошли около 12 часов. Да-а-а… Белуха, как настоящая женщина, проявила характер, не подпустила Андрюху второй раз. Издалека только поманила, подставляя для поцелуя холодную скалистую щёку. «Сучка», – так Андрюха охарактеризовал её поведение. Как там у Высоцкого:

Как вечным огнём, сияет днём
Вершина изумрудным льдом,
Которую ты так и не покорил.

Честно говоря, я испытал облегчение, когда мы, попив чая, свернули лагерь и пошли вниз. Меня немножко раздражали падающие с ледопада куски льда и непонятные хрусты под палаткой. Спускались, как нам «деды» показали. На сыпухе начался дождик (и накрапывал до самого лагеря). Перешли ледник, спустились по разделительному гребню. Перед озером на камнях росли ромашки. Ну, мы просто не смогли удержаться от соблазна и собрали по букетику нашим девушкам. Так и шли альпинисты-романтики: промокшие до нитки, в правой руке – ледоруб, в левой – ромашки. Привет, Ириша! Привет, Алёна! Мы вернулись, встречайте нас! Как приятно, когда тебя ждут, когда есть к кому возвращаться. Приятно, забравшись в спальник и куртку (единственные сухие вещи), пить горячий чай. По телу разливается тепло, и на душе становиться теплее.

А вечером пели песни. Точнее пели Илья с Ирой, а мы слушали и аплодировали. В этом походе для меня открылся чарующий мир бардовской песни. Устами Илюши пели Окуджава и Визбор, Высоцкий и Розенбаум и Бог ещё знает кто ещё. Товарищи, вы не любите эти песни? Вы их просто готовить не умеете! А готовить их надо на костре, как шашлыки. Сдобрите их дымком, взбрызните весенней росой, присыпьте щепоткой звёздной пыли и подавайте в хорошей компании. Приятный вечер вам обеспечен. 12 августа. Льёт дождь. Делать нечего, собрали палатки и пошли. Из заброски я достал мой жёлтый дождевик. Перешли Катунь быстро, даже не заметили. Только вода в ботинках попрохладней стала. Дальше по болоту, по долине, вперёд-вперёд, без остановок. Сегодня я понял, что движение – это жизнь. Пока идёшь – тепло, остановился – замёрз. Под волгоградским кедром остановились на перекус. Алёна замёрзла, Андрей поставил палатку, они залезли отогреваться. Пока Илья грел чай, мы все продрогли. Перекусили, выпили чая, промочили горло коньяком. Решили действовать так: Илья, Ириша, я идём вперёд до нашей стоянки на камнях, Андрюха с Алёной часик-два отдыхают и догоняют нас. До часов 7-8 должны встретиться в лагере. А завтра будем штурмовать Капчал (аж мурашки по коже от той сыпухи). Побежали мы вперёд. Согрелись. На черничной полянке задержались, за 10 минут я собрал треть кружки. Хоть черники поели в этот непогожий денёк.

Дальше тропа всё вверх и вверх. Вывела нас на водопад, потом на морену. Нашли наше место (около семи часов), раскинули палатку, Илья взялся куховарить, а мы с Иришей забрались в палатку. Честно говоря, я уже не надеялись сегодня дождаться вторую половину группы, но Андрюха с Алёной подошли через час. Молодцы, завтра таки штурмуем перевал. Сегодня целый день шёл дождь: то затихал, то припускал с новой силой. Но меня это напрягало ну просто самую малость. По сравнению с ледопадом, все неприятности выглядят ничтожно. Ужин и чай Илья разнёс по палаткам. Эту ночь я провёл в палатке с ромашкой.

К первой части ___ Продолжение следует...

Детский лепет

Автор не представляет до сих пор куда он едет и где находится. Ему мерещатся еноты. вместо сурков и на Белуху он собрался взойти за день вместо трёх дней для непрофессионала.