Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: С.Гладилин, г.Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по С.Тянь-Шаню в июле 2006 г.

ОТЧЕТ

о горном походе 5 к.с. по Северному Тянь-Шаню,
совершенном туристами т/к «Вестра» г. Москвы
с 9 по 27 июля 2006г.

Общие сведения о походе

1. Район похода: Северный Тянь-Шань, Киргизский хребет

2. Категория сложности: пятая

3. Протяженность похода: 162 километра

4. Маршрут похода:

б/о «Теплые ключи» – р. Салык – пер. Проценко (1Б, 4200) – пер. Иссык-Ата +
пер. Аламедин Восточный (1Б) – пер. Москва (3А, 4500) – пер. Ак-Дувал (2А) – пер. Топ-Карагай+пер. Корона Южная (3А) – восхождение на в. Корона (3А альп.) – а/л «Ала-Арча»

5. Состав группы:

п/п

Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Туристская подготовка

Обязанности в группе

1

Гладилин Сергей Александрович

1980

5ГУ, С. Памир 4ГР, Алтай

3ЛУ

Руководитель

2

Один Олег Владимирович

1976

4 с элем. 5 ГУ, С. Памир 1 с эл. 5 ГУ, Кавказ 3ГР, Кавказ

Навигатор

3

Зайцев Вячеслав Игоревич

1976

4ГУ, С. Тянь-Шань 2ГР, С. Тянь-Шань

Снаряженец

4

Попова Екатерина Игоревна

1974

4ГУ, Алтай 4ЛУ, Хамар-Дабан

Врач

5

Аристов Андрей Вячеславович

1975

4ГУ, Алтай

2 разряд альп.

Офицер связи

6

Сальникова Марина Михайловна

1987

4ГУ, Кавказ 1 с эл. 5 ГУ, Кавказ

начфин

7

Усачев Михаил Львович

1983

4ГУ, Алтай

Рем. мастер


Дневник похода, техническое описание перевалов

8-9 июля. Организация забросок

До Бишкека участники группы добирались разными путями – кто-то на поезде, кто-то – на самолете. 8 июля те, кто приехал поездом, организовали заброску в а/л Ала-Арча, до которого от Бишкека идет асфальтовая дорога. 9 июля рано утром шестеро из нас встретились в Бишкеке и на заранее заказанной машине забросились на базу отдыха Теплые Ключи в долине Аламедин (до нее, как и до а/л Ала-Арча идет асфальтовая дорога). Седьмой участник из-за опоздания на самолет подъехал в «Теплые ключи» только к вечеру.

Лагерь организовали немного выше базы отдыха на правом (орогр.) берегу Аламедина и, позавтракав, четверо участников отправились заносить заброску вверх по долине р. Аламедин.

Движение по долине Аламедин рекомендуется осуществлять по ее орогр. правому берегу по хорошо натоптанной тропе. Тропа траверсирует склоны на значительном удалении от реки, местами обходя значительные конгломератные обрывы, поэтому сходить с нее не стоит – движение параллельно ей вдоль самой реки зачастую невозможно. Через притоки р. Аламедин на тропе имеются мостики. В верхней части долины (выше впадения в Аламедин реки Кутургансу, стекающей с ледника Скрябина) от тропы имеются ответвления, спускающиеся к воде и переходящие далее вброд небольшие речные разливы – это конные тропы, пешеходу стоит держаться верхней тропы.

Заброску оставили около напротив места впадения р. Алтын-Тёр на правом (орогр.) берегу Аламедина.

Занос заброски и возвращение в лагерь заняли весь световой день.

10 июля. Подъем по долине р. Салык

Подъем в 6.30, выход в 8.40. К 10.30 по описанной выше тропе вдоль орогр. Правого берега р. Аламедин дошли до места впадения р. Салык.

Подъем вдоль р. Салык осуществляли по тропе, идущей сначала по ее орогр. правому берегу, затем несколько раз переходящей с одного берега на другой. В процессе подъема тропа становится все хуже и хуже. Через 3 перехода по 50 минут тропа вывела нас к месту, где р. Салык несколькими потоками вытекает из под древней морены. Здесь мы тропу полностью потеряли в кустарнике.

Долина Салык выше данной точки закрыта толстой древней мореной, под которую полностью уходят все ручьи, поэтому подъем вверх от этого места не имеет смысл делать в условиях ограниченного времени – следующее место вверх по долине, где встретится вода, будет очень не скоро. В связи с этим организуем на небольшом пятачке среди кустарника полудневку.

11 июля. Подход под ледник Салык Западный

Т.к. вчера рано легли, сегодня решили пораньше встать. Подъем в 5.30, выход в 7.40. Переходим на орогр. правый берег наиболее мощного ручья из тех, что образуют р. Салык и вдоль него, а выше – вдоль сухого русла ломимся вверх через кустарник. В 20–30 минутах выше нашей стоянки встречаем площадку под палатки – вероятно, при другой погоде здесь можно найти воду.

Отсюда по крутому травянисто-осыпному взлету поднимаемся на высокую ступень долины и далее движемся по моренным валам орогр. левого борта долины. Около 14.00 подходим к довольно большому озеру. Озеро находится в моренном кармане и не имеет видимых впадающих в него или вытекающих из него ручьев. По-видимому, это первое место, где есть вода, начиная от места нашей стоянки. Здесь организуем обед.

После обеда продолжаем движение по моренным валам. Лагерь организуем на морене, не доходя до ледника Салык Западный (Н. Рериха).

Вечером из долины поднимается туман и идет снег.

12 июля. Перевал Проценко (1Б)

Подъем в 5:00, выход в 7.15. За 2 перехода дошли до лед. Салык Западный и продолжили движение по его срединной морене, а затем – по основному телу ледника (фото 1). Когда ледник становится закрытым, организуем связки. За 3 перехода по леднику подходим под взлет пер. Проценко (фото 2).

Перевал имеет две седловины. Взлет, ведущий на левую седловину – более длинный, но простой, ведущий на правую имеет крутизну около 40° и в наших условиях выглядит на 2А. Ситуация соответствует имеющимся у нас описаниям, в которых подъем на правую седловину охарактеризован как более интересный технически (требующий организации перил). Однако нашей задачей является лишь акклиматизация, поэтому выбираем для подъема левую седловину.

Взлет левой седловины имеет крутизну около 30° и покрыт значительным слоем снега, местами – по пояс, а то и больше. Мы пока недостаточно акклиматизированы, поэтому тропежка дается очень тяжело и движение группы происходит очень медленно. Подъем производим в связках. Когда мы преодолеваем 2/3 взлета, погода окончательно портится, начинается метель, становится очень холодно. В целом подъем на перевал от ледника занял 2 часа.

Наскоро перекусив, начинаем спуск. Погода несколько улучшилась.

В верхней части спуска крутой (до 40°) снежный склон, выводящий на ледник Ленинградцев (Проценко). В наших условиях ледник закрытый (фото 3). Ледник растекается на две ветви – налево – небольшой ледник, оканчивающийся, судя по карте, ледопадом, направо – основное тело лед. Проценко. Движемся по нему около часа, у самого языка переходим на левобережную морену (фото 4), по которой еще за 30 минут спускаемся до озера, где, измученные, организуем ночевку.


Фото 1. Вид на перевал Проценко (1Б)
с лед. Салык Западный


Фото 2. Перевал Проценко (1Б)
с ледника Салык Западный


Фото 3. Перевал Проценко (1Б)
с ледника Ленинградцев (Проценко)


Фото 4. Ледник Проценко

13 июля. Отсидка

С утра погода еще хуже, чем вчера – сильная метель, практически ничего не видно. Никуда не идем.

14 июля

По сравнению со вчерашним днем погода несколько улучшилась. Подъём в 5.00, выход в 7.30. За 1 переход спустились к реке Мин-Джилки и далее двигались по террасам её орогр. левого берега. Еще за 2 перехода поднялись до стоянки на морене ледника Лесгафта. Отсюда просматривается взлет перевала Лесгафта (2Б, фото 5).

Организовали на морене полудневку, сходили на разведку в сторону перевала Лесгафта.

Погода в течение дня была неблагоприятной – холодно, ветер, заряды снега, ограниченная видимость, но к вечеру улучшилась. Обдумываем возможность прохождения перевала Лесгафта.


Фото 5. Взлет пер. Лесгафта (2Б)

15 июля. Перевал Иссык-Ата+пер. Аламедин Восточный (1А, в наших условиях – 1Б)

Примерно с полуночи и до утра снова шел снег. К моменту нашего пробуждения его выпало уже где-то 10–20 см. Поскольку по имеющимся у нас отчетам путь подъема на пер. Лесгафта может пробиваться лавинами, воспринимаем ночной снегопад как знак – и принимаем решение отказаться от прохождения перевала, заменив его на прохождение связки Иссык-Ата+Аламедин Восточный (1А).

Движение начали в 7.45 в сторону ледника Перевальный и за 1 переход спустились к нему. Ледник Перевальный – достаточно ровный и, в наших условиях, закрытый на всем протяжении, поэтому организуем связки. Ледник имеет несколько хорошо заметных крупный трещин, которые легко обходятся. Перевал Иссык-Ата хорошо виден в верховьях ледника (фото 6). Поднимаемся на его седловину за 3 перехода (в 10:40).

Спуск с перевала – осыпь крутизной около 35°.

По нашему мнению сложность перевала (во всяком случае, в наших погодных условиях) превышает заявленную в классификаторе 1А и составляет 1Б.


Фото 6. Перевал Иссык-Ата
с ледника Перевальный

Следующей нашей целью является перевал Аламедин Восточный, поэтому спустившись с Иссык-Аты сразу начинаем траверс склона вправо и выходим на плато под склонами пика, разделяющего перевалы Иссык-Ата, Аламедин Восточный, Лесгафта (пик находится от нас справа по ходу).

Плато закрыто снегом, при движении по нему местами приходится пересекать кулуары с ледниковыми участками, закрытыми снегом, поэтому организуем связки. Основная линия движения – вдоль скального пояса пика.

Закончив траверс очередного кулуара, мы вышли на скально-осыпной гребень, слева ограничивающий долину, спускающуюся от перевала Аламедин Восточный на юг. Спуск с гребня в долину в этом месте невозможен – он обрывается скальными стенами. По гребню идет тропа, в одном месте на гребне находим площадку под 2 палатки (вода здесь – только из снега).

Далее двигаемся вверх по тропе. Она идет по гребню, затем траверсирует орогр. Левый борт долины и выходит на взлет пер. Аламедин (фото 7). На перевал поднимаемся в 12.30.


Фото 7.Путь подъема на перевал Аламедин

Спуск – осыпь крутизной 40-45º, протяжённостью около 120-150м. Спускались, слегка траверсируя склон вправо до ледника. Отсюда по небольшому пологому закрытому ледничку в связках вышли на правобережную морену ледника Прогонный. Дальнейшее движение по ней выводит в заваленную моренными валами долину. Данный участок долины заканчивается высокой ступенью, спустившись с которой оказываемся на зеленой заболоченной полянке с ручейками. Отсюда начинается р. Ашуу-Тёр.

Ниже есть тропа, но читается она плохо, по крайней мере выше озёр. Спускаясь вниз по долине, встречаем пять озер, ниже которых начинается хорошая тропа, набитая туристами, посещающими нижнее озеро во время экскурсий из б/о «Теплые ключи». По этой тропе спускаемся с крутого уступа долины Ашуу-Тёр к слиянию с рекой Туюк-Тер, где около 20:30 организуем лагерь.

16 июля. Подход под пер. Москва (3А)

В 5 утра часть группы отправляется вниз по долине за заброской, остальные готовят завтрак. Над нами первый раз за 3 дня появляется солнышко и мы стремимся высушить промокшие вещи. Группа, отправившаяся за заброской, возвращается в 10.30, в 13:00 начинаем подход под пер. Москва.

Поднимались по правому (орогр.) берегу р.Туюк-Тёр по слабовыраженной тропе (2 перехода). Перевал Москва замыкает долину р. Туюк-Тёр и хорошо виден во время подъема по ней (фото 8). В 14.20 организовали обед под ступенью морены. Далее двигались вдоль моренного гребня, иногда поднимаясь на него. Моренные завалы под ледником Аламедин обходили справа по ходу. За 3 перехода поднялись до языка ледника Аламедин Левый (Туюк-Тёр), стекающего с пер. Москва. Ледник разделен на две части мощным нунатаком, к леднику мы вышли слева от него. Наша цель – подъем на ледовое плато, находящееся над нунатаком – здесь мы планируем заночевать. Так рекомендуют первопроходцы перевала, чьим отчетом мы руководствуемся.

На ледник вышли в 17.45, и начали подъем прямо вверх вдоль линии падения воды, оставляя нунатак справа (фото 9). Язык ледника не крутой (до 30º), движение в кошках и связках. Выше ледник выполаживается и появляются трещины частично закрытые снегом. В средней части, на перегибе, возле нунатака – зона больших разрывов. Переходим их по снежным и ледовым мостам, стараемся их обходить «выше по течению», в более пологой части.

Поднявшись на ледовое плато над нунатаком, обнаруживаем, что ночевка здесь неудобна – ровного места нет, везде наклонно, поэтому выбираемся на сам нунатак – на нем находим 2 хорошие скальные площадки устанавливаем палатки.

17 июля. Перевал Москва (3А)

Перевал Москва является одним из логичных, хоть и не простых, путей из долины р. Туюк-Тёр в долину р. Зап. Карагай. Перевал ценен тем, что является одним из немногих препятствий в этой части Киргизского хребта, классифицированных как 3А. Тем не менее, до нас он был пройден лишь единожды в 1987 году.

Путь подъема, описанный у первопроходцев и пройденный нами, практически по всей длине идет по гребню, выводящему на вершину, ограничивающую перевал с запада, поэтому объективно практически безопасен. Спуск с перевала на юг идет по широкому снежному кулуару и в наших условиях также не представлял особой опасности. Перевал не содержит участков большой крутизны(круче 55º), но требует организации страховки на большом протяжении (суммарная длина перил у нас составила 700 метров, также были небольшие участки движения с попеременной страховкой), поэтому при прохождении перевала рекомендуем обратить внимание на тактические аспекты внутригруппового взаимодействия.

Прохождение перевала за один день от ночевки на морене до ночевки на морене крайне затруднительно, поэтому мы считаем обязательной организацию ночевки при подъеме на ледовом плато над нунатаком или на самом нунатаке.

Подъём 5.00, выход 7.30. Ясно, ветер умеренный.

Подъем на перевал Москва производим в соответствии с имеющимся у нас описанием через вершину, ограничивающую перевал с запада. С вершины на северо-запад спускается заметный скальный гребешок, который является нашим ориентиром на протяжении всего подъема (фото 10).

От нунатака сначала пересекаем снежное поле и поднимаемся на широкий ледовый гребень справа по ходу. Данный гребень, по сути, является продолжением вниз скального гребешка, спускающегося с вершины. Отсюда начинаем двигаться вверх к упомянутому выше скальному гребешку. В целом подъем не крут, 20–25°, однако встречаются отдельные участки крутизной до 40°, а также открытые поперечные трещины. В таких местах мы организуем страховку через «скользящий бур», всего – 4 бура.

Параллельно скальному гребешку, на который мы ориентируемся, справа от него, идет еще одна скальная гряда. Снежно-ледовый взлет между ними, выводящий на вершину, ограничивающую пер. Москва с запада, является основным техническим препятствием на подъеме. Он имеет крутизну 45-55º и подрезан снизу бергшрундом.

Преодоление бергшрунда оказалось не сложным технически (он был забит снегом), но значительно утомительным физически (снег не плотный, глубоко проваливались). Начиная от него, организуем перильную страховку на ледобурах и ледорубах, всего – 300 м.

Взлет выводит нас на скально-осыпной гребень, присыпанный снегом, по которому несложным индивидуальным лазанием выходим на перевал Москва. На перевале были в 15:10 (фото 11), организовали здесь перекус.

На перевале находим записку первопроходцев, таким образом убеждаемся, что наше прохождение – второе.


Фото 8


Фото 9. Перевал Москва с севера


Фото 10. Путь подъема
на пер. Москва с севера


Фото 11. На перевале Москва (3А). Виден спусковой кулуар

Спуск начали в 16.30. С перевала прямо вниз ведет снежный кулуар (фото 12, по описанию первопроходцев, он в верхней части скально-осыпной, но в наших условиях кулуар чисто снежный). Кулуар может быть камнеопасен и лавиноопасен с ор. левого борта – в наших условиях с него сходят небольшие лавинки. Крутизна кулуара 50–55º. Во время спуска организовали 400 метров перил. Крепление – в основном за скалы правого борта кулуара, с последующим продергиванием. После первых 5 веревок, кулуар соединяется с соседним и становится широким (фото 13). Здесь организуем еще 3 веревки перил, закреплямых на ледорубах (спуск последнего – на 3 такта с нижней страховкой).

На ледник спустились к 20:30 и в 21:00 организовали ночевку на первой попавшейся площадке на морене.


Фото 12. Спуск с перевала Москва 3А


Фото 13. Нижняя часть спуска с пер. Москва 3А


Фото 14. Вид на пер. Москва 3А с юга

18 июля. Долина р. Зап. Каракол

Наша задача на сегодня – спуститься в долину р. Зап. Каракол и немного подняться по долине р. Баш-Ала-Арча.

Огромная зеленая долина р. Зап. Каракол достаточно редко посещается туристами. Не часто здесь бывают и местные жители – за все время пребывания в долине мы лишь раз увидели людей – по-видимому, охотников, заехавших сюда на машине. Тем не менее, в долине сохранились старые грунтовые дороги, идкщие по обоим берегам реки, и мосты через реки. После столь неблагоприятных погодных условий в начале маршрута хорошая погода и зелень Зап. Каракола доставили нам огромное удовольствие.

Подъём в 7 утра, выход в 12.30. Спускаемся по центральной части морены, затем по правому берегу ручья. За 1.5 перехода дошли от морены до долины р.Зап.Каракол. Отсюда за 2 перехода (по 45 мин) дошли до слияния с р. Баш-Ала-Арча. Дорога хорошая, идётся легко. От слияния поднимались по дороге вдоль ор. правого берега р. Баш-Ала-Арча в течение 1 перехода (45мин). Стоянка у небольшого озерца, образованного родником.

19 июля. Подход под пер. Ак-Дувал

Подъём в 5.45, выход в 7.45. Продолжаем движение по плохо заметной грунтовой дороге. Незадолго до нас здесь, по-видимому, проехала машина, поэтому в тех местах, где дорога теряется, ориентируемся по примятой траве. Вероятно, без этого ориентира движение значительно замедлилось бы.

За один переход дошли до слияния р.Баш-Ала-Арча и Туюк-Ала-Арча и перешли р. Баш-Ала-Арча вброд стенкой на ор. левый берег. Брод несложный, немного выше колена.

В 10.00 отправляемся дальше и за 4 перехода по 40 минут подошли до места, где р. Баш-Ала-Арча сливается из трех речушек, стекающих с разных склонов. Здесь широкие зеленые луга кончаются. Дальше нам направо по узкой V-образной долине. Перед входом в нее в 14:00 организовали обед.

По V-образной долине за 2 перехода поднялись до места слияния ручьев из разных цирков. Здесь есть хорошие площадки, сложен очаг. До перевала Ак-Дувал отсюда 4км по прямой и 600м набора высоты, перспектив найти плоскую площадку не видно, поэтому организуем ночлег.

Погода: утром солнечно, ясно, вечером дождь.

20 июля. Пер. Ак-Дувал.

Перевал Ак-Дувал является интересным и логичным путем из долины р. Баш-Ала-Арча на ледник Голубина. Большой, достаточно ровный и очень привлекательный ледник Голубина (фото 18) редко посещается туристами. Река, вытекающая из-под его языка, уходит в каньон и падает крутым водопадом в долину р. Ала-Арча, поэтому простейший путь спуска с ледника Голубина в долину р. Ала-Арча ведет через его правобережную морену и далее по долине р. Туюк-Су.

Перевал Ак-Дувал, по нашим сведениям, не посещался в течение 12 лет, а его описания и фотографии отсутствуют в сети Internet. Единственное найденное в Internet описание оказалось заведомо неправильным – самая техничная часть перевала (спуск с седловины на лед. Голубина) в нем пропущена.

Подъём в 4.30, выход в 6.50.

От стоянок двигались вверх, вдоль ручья, текущего с ледника под пер. Ак-Дувал, оставляя бараньи лбы слева по ходу. За 2 перехода подходим под ледник (8.00) и связываемся. Выходим на ледник в 9.00.

Крутую ступень ледника обходим слева по ходу (снежно-ледовый склон, около 10-30º) и поднимаемся на пологую часть ледника. Ледник закрыт, твёрдый наст, снежные мосты хорошо держат. Отсюда уже видна седловина пер. Ак-Дувал (фото 15). Затраченное время – 1час 35 минут от выхода на ледник. За следующий переход прошли по пологой части ледника (в обход крутой части и разрывов) под перевальный взлёт.

Перевальный взлёт: снежно-ледовый склон, около 30º, в средней части бергшрунд, засыпанный снегом (фото 16).

Спуск начали в 12.00. Верхняя часть спуска – снежно-ледовый склон, крутизной до 40º, протяжённость около 300м, нижняя треть отсечена бергшрундом. Спускались в связках с одновременной страховкой около 50 метров, затем по перилам около 200 м. Снега много, ступени держат хорошо, вполне можно было вместо организации перил использовать попеременную страховку.

В 13.40 продолжили по закрытому леднику. За 1 переход дошли до открытого ледника и в 14.30 организовали обед на правобережной морене. Продолжили движение в 15.15. За 1 переход дошли в кошках до окончания языка ледника.

Оптимальный путь дальнейшего движения – перевалить через гребень правобережной морены (на нем расположен домик заброшенной метеостанции), спуститься в долину р. Туюк-Су и спускаться по ней. На склоне морены есть расчищенные площадки под лагеря на 2 и 5 палаток, сложены очаги. От этих мест к домику ведёт хорошо утоптанная тропа.

От домика тропа идет по гребню в сторону долины Ала-Арча, затем поворачивает направо, выходит на «зеленку» и в дальнейшем спускается в долину р. Туюк-Су. Тропа местами тяжело читается, поэтому тратим много времени на ее поиски.

Тропа выводит нас в долину р. Ала-Арча, по ор. правому берегу которой идет отличная тропа, по которой спускаемся до слияния с р. Топ-Карагай.


Фото 15. Пер. Ак-Дувал
со стороны долины Баш-Ала-Арча


Фото 16. Взлет пер. Ак-Дувал
со стороны долины Баш-Ала-Арча


Фото 17. Пер. Ак-Дувал
со стороны лед. Голубина


Фото 18. Ледник Голубина

21 июля. Днёвка.

Отдыхаем, бегаем в а/л Ала-Арча за заброской.

22 июля. Подъем по долине р. Топ-Карагай

Выход в 8 утра. По долине р. Топ-Карагай поднимаемся по левому (орогр) берегу реки, по слабовыраженной тропе и за 2 перехода дошли до каньона с бараньими лбами на левом берегу. Чуть выше каньона мы перебродили с левого (орогр) на правый берег и продолжили движение по правому. Вскоре вышли на отвратительнейшую мелкую, крутую и живую осыпь. На левом берегу же достаточно устойчивая морена и мы рекомендуем не переходить на правый берег, а продолжать подъём по орогр. левому (правда, возможно, что на правом берегу значительно выше реки есть тропа, но мы ее не нашли). За 2 перехода мы преодолели подъём и вышли в висячую долину. Здесь следовало бы остановиться на ночлег (есть много ровных площадок, зелёная трава, хорошие подходы к воде), но жадность взяла свое – т.к. времени только 14:30, решили подняться повыше.

Однако уже через 1 переход половина группы почувствовала сильную усталость и ещё через один переход мы вынуждены были заночевать на первых же неудобных площадках, около которых под камнями журчал ручей. Вообще, вода здесь встречается редко, поэтому в другой год ее может не оказаться.

23 июля. Подход под пер. Топ-Карагай

Так как вчера подойти под перевал не успели, делаем это сегодня – от места ночевки за 3 перехода добрались до последней моренки на леднике Топ-Карагай и организовали полудневку, т.к. подъем на перевал во второй половине дня сочли нецелесообразным.

24 июля. Перевал Топ-Карагай

Вышли в 6.40. За один переход по открытому и один переход по закрытому (в связках) леднику. В 7.50 подошли к перевальному взлёту.

Подъем на перевал Топ-Карагай, судя по имеющимся у нас описаниям, рекомендуется проводить не по кулуару, ведущему непосредственно с перевала, а по другому кулуару, спускающемуся с небольшой возвышенности, находящейся с юга от перевальной седловины. Вид на путь подъема представлен на фото 18.

Путь подъема представляет собой снежно-ледовый склон, крутизной в средней части до 45º. Движемся в кошках и связках с одновременной страховкой. В одном месте, где под снегом встретился натечный лед, организовали страховку через «скользящий» бур.

Подъем выводит нас на гребень, ограничивающий перевальную седловину, на которую с этого гребня легко спускаемся по снежно-ледовому склону.

Седловина широкая, покрыта толстым слоем снега. Тура не обнаружили.

Спуск – снежно-ледовый склон до 40º в средней части, разрезан примерно пополам бергшрундом шириной около 1,5–2 метра, на котором организовали 1 веревку перил (сдергивание с использованием ледовой проушины).

В целом данная часть перевала имеет категорию 2А, категорию 2Б перевал преобретает при прохождении ледопада Кара-Тоо. В нашем случае перевал должен засчитываться в связке с пер. Корона Южная (3А).

Спустившись в верхний цирк ледника, организовали полудневку.


Фото 18а. Перевал Топ-Карагай
со стороны лед. Топ-Карагай


Фото 19. Спуск с пер. Топ-Карагай

25 июля. Перевал Корона Южная

Перевал Корона Южная достаточно часто посещаем туристами. Сложность перевала складывается из крутого (около 60º) взлета со стороны ледника Ак-Сай, достаточно пологого (до 45º) взлета со стороны лед. Кара-Тоо и ледопада Кара-Тоо. Спустившись с перевала Топ-Карагай, мы оказались выше ледопада Кара-Тоо, поэтому в нашем случае перевалы Топ-Карагай и Корона Южная должны засчитываться как связка общей сложность 3А.

Выход 7.20. Двигались в связках по закрытому леднику от места ночёвки (верхний цирк) под перевальный взлёт перевала Корона Южная (фото 21, 22).

Перевальный взлёт – снежный склон крутизной около 45º, с бергшрундом в средней части. Бергшрунд элементарно преодолевается по старому слежавшемуся лавинному конусу. Жесткий утренний снег позволяет нам на таком склоне двигаться просто в кошках и связках с одновременной страховкой, в верхней части – с попеременной страховкой (6 точек страховки через ледоруб).

На седловину поднялись в 8.40. Седловина узкая (фото 22). Тур с запиской находится на северных скалах (для того, чтобы добраться до тура потребовалось организовать веревочную страховку).

Спуск начали в 9 часов.

Спуск с перевала представляет снежно-ледовый склон значительной крутизну – около 60О, протяжённость 350 метров. Далее склон подрезан бергшрундом (примерно 1,5 метра), частично забитым снегом. Ниже бергшрунда – закрытый ледник (снега около 30см) крутизной до 40º (есть трещины!), выводящий на пологий ледник.


Фото 20. Пер. Корона Южная 3А
(вид с пер. Топ-Карагай)


Фото 21. Взлет пер. Корона Южная 3А
со стороны ледника Кара-Тоо


Фото 22. На седловине
пер. Корона Южная 3А

На спуске организовали 7 верёвок перил. Первая (крутизна до 50º, достаточно много снега поверх льда) была закреплена на седловине при помощи связки из двух ледорубов, остальные на – ледобурах. Последний спускался с первой верёвки на 3 такта с нижней страховкой без рюказака, остальные веревки продёргивались с использованием ледовой проушины. Ниже бергшрунда двигались одновременно в связках. На пологую часть ледника вышли в 12.30.


Фото 23. Пер. Корона Южная 3А
со стороны ледника Ак-Сай

После обеда по пологому закрытому леднику с трещинами за один переход дошли до Коронских стоянок (жёлтый домик).

26 июля. Восхождение на вершину Корона I-ая башня

Подъём в 5 утра, выход в 5.50. До верхнего цирка Коронского ледника ведёт пробитая альпинистами тропа. Сначала тропа ведёт вдоль морены, затем по длинному снежно-фирновому склону.

Вершина Корона I-ая башня – самая крупная из видимых на фото 24. Вершина ограничена слева снежным кулуаром (хорошо виден на фотографии), справа – ледовым кулуаром, отделяющим ее от черного жандарма (на фотографии жандарм хорошо виден справа от вершины, сам же разделяющий их ледовый кулуар не виден).

Путь на вершину идет по описанному ледовому кулуару справа от вершины (и соответственно, слева от черного жандарма) . Однако в описании, имевшемся у нас, это было объяснено недостаточно четко, поэтому мы по ошибки поднялись на гребень справа от черного жандарма. Осознав, что ошиблись, приняли решение организовать 1 веревку перил для спуска обратно на ледник.

Ледовый кулуар между вершиной Корона I-ая башня и черным жандармом имеет крутизну до 45º. На подъеме организовали 1 веревку перил (крепление на ледобуре). Кулуар выводит на узкую седловину, обрывающуюся в другую сторону крутым скальным сбросом. Наш путь лежит с нее прямо вверх на гребень I-ой башни по вертикальному скальному участку (сложное лазание, протяженность около 5 метров). Опасность падения в кулуар в случае срыва вынуждают нас отнестись к страховке лезущего с особой тщательностью. Станцию организуем за большой выступ скалы. Скалы покрыты участками натечного льда, свисает много сосулек, которые лидер долго сбивал перед лазанием. Тем не менее, одна из сосулек все же была им сбита в процессе лазания и, падая, задела страхующего.

Преодолев скальную стенку, лидер вышел на скально-осыпной гребень и тут же организовал станцию. Далее подъем идет по гребню – несложные скалы протяженностью около 75 метров (требуется перильная страховка) выводят нас на вершину.

Спуск с вершины начали в 11.30. Все организованные на подъеме перила продергиваем, оставляя петли за выступы скал. Спуск по перилам закончили в 12.40. Дальнейший спуск по закрытому леднику обязательно проводить в связках – снег раскис и шанс провалиться в трещину значительно повышается.

Вершина Корона I-ая башня имеет по альпинистской классификации категорию трудности 3А, но туристическую категорию сложности данного восхождения мы оцениваем как 2Б.

В 15.40 начали спуск до а/л Ала-Арча. Двигались вниз по леднику Ак-Сай (ледник пологий, открыт много трещин) до начала Ак-Сайского ледопада (40 минут). Затем по правобережной его морене ещё два перехода по 40 минут занял спуск до стоянок Рацека.

От стоянок Рацека за 2 перехода по 1 часу дошли (в 20.30) до а/л Ала-Арча. На всём протяжении от а/л до Коронских стоянок идёт хорошая пробитая тропа. Однако организация ночевок по дороге затруднена. Вне зоны леса тропа покрыта мелким песком, который под ногами играет роль шарикоподшипников и сильно усложняет спуск.


Фото 24. Вершина Корона –
слева направо: I-ая, II-ая и III-я башни


Фото 25. На гребне вершины Корона I-ая башня


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100