Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: Т.Гильмутдинов, г. Уфа

Отчет о горном походе 5 к.с. по С.Тянь-Шаню в августе 2009 г. Часть 1 из 3

ОТЧЕТ

О прохождении горного туристского спортивного маршрута пятойкатегории сложности по Северному Тянь-Шаню (хребет Киргизский Алатоо), совершенному группой туристского клуба «Гастелло» г.Уфа в период с 02 по 31 августа 2009 года.

М.к. № БГ-2009-19 Башкирская РМКК

Руководитель группы: Гильмутдинов Т.Н.

Контакты: Г.Уфа, ул. Транспортная, д.26/3,

кв. 15. тел (347) 265-97-77, моб.8-905-350-00-77

email: tgilmutdinov@mail.ru

Республиканская маршрутно-квалификационная комиссия Республики Башкортостан рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено участникам и руководителю пятой категорией сложности.

2. Справочные сведения

2.1 Паспорт спортивного похода

п/п

Позиция

Значение

1

Вид туризма

Горный

2

Категория сложности

Пятая

3

Район проведения

Сев. Тянь-Шань хребет Киргизский Алатоо

4

Сроки проведения:

Всего

Активная часть

02.08.2009-31.08.2009

05.08.2009-27.08.2009

5

Протяженность

190 км

6

Количество участников

8 человек

7

Суммарный набор высоты:

+9882м, - 10153м (разница 172м между начальной и конечной точками маршрута)

8

Продолжительность, дней:

Ходовых

Дневок

Подъезды

29

19

3

7

9

Руководитель

Гильмутдинов Тимур Нурисламович

10

Маршрутная книжка

БГ-2009-19

11

Выпускающая организация:

БашРМКК, код 103-00-545632540

12

Нитка Маршрута:

г.Уфа – г.Оренбург (автобус) – г. Бишкек (ж/д) – ущ.р. Аламедин и ущ.р. Алаарча (заброски, радиально) – пос. Таш-Булак (Белогорка) (автобус) – р. Сокулук – р. Чон-Тер – ледн. Чон-тер – пер. 60 лет СССР (3А, 4100м, GPS-4171м, №83) + траверс в. Башкортостан (4187м, GPS-4202м, первопрохождение, весь траверс 2Б)+пер. ОГК (2А, 3900м, №75) – ледн. Чон-тер– пер. №84 (в классификаторе 2А, первопрохождение, назван «Уфимских туристов», реальная сложность 2Б, GPS-4093м) – р. Туюк-Тер – пер. н/к (3595м, без №) – р. Ала-арча южная – пер. Ала-Арча (1А, 3907м, GPS-3912м, №25) – р. Ала-Арча – а/л Ала-Арча – р. Ак-Сай – ледн. Ак-Сай – ледн. Академии наук – хижина «Наука» - рад. восх. верш. Семенова-Тянь-Шаньского (4б альп., 4895м, подъем и спуск по различным маршрутам) пер. Обходной (1А, 3913м, без№) – ледн. Ак-сай – пер. Корона Южная (3А, 4350м, №150) – ледн. Кара-Тоо – пер. Каджир-Уже (Каджир-Уйе, 3А, 4100м, GPS-4211м, первопрохождение одного из вариантов, №153) – р. Аламедин – пер. Аламединские зубья (3А, 4540м, GPS-4590м, №215) – ледн. Тушинского (Проценко Юж.) – пер. Пятерочка (второе прохождение, назван предыдущей группой «Пятерочка», 2А, 4242м, без №) - ледн. Ленинградцев (Проценко В.) – пер. Усеченка (3А, 4300м, GPS-4321м, №220) – ледн. Салык – р. Аламедин - пос. Теплые ключи - г. Бишкек (автобус) – г. Оренбург (поезд) – г.Уфа (автобус).

2.2 Проводящая организация:

Туристский клуб им. «Н. Гастелло». Турклуб образован в 1959 году туристами Уфимского Моторостроительного Завода (Сейчас УМПО). Вот уже много лет после перестройки у клуба не стало своего помещения, и не стало большинства последователей. Работники завода стали получать низкие зарплаты, финансирование прекратилось, и естественно туризм стал для большинства просто недоступным.

Не смотря на это клуб им «Н. Гастелло» имеет огромные заслуги в развитии туризма и просто в исследовании бескрайних просторов нашей родины и бывшего СССР. В этом году клуб отметил свое 50-ти летие. Но будет не честно, если не сказать, что клуб практически перестал существовать, как таковой. Может быть когда-то произойдет возрождение этого легендарного клуба. Сайта тоже нет.

2.3 Сведения о маршруте

Вид

туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность,

дней

Сроки проведения

общая

Ходовых дней

Горный

5 (пятая)

158 км, с коэффициентом 1,2 – 189,6 км

29

22

02.08-31-08.2009

2.4 Обзорная карта района


2.5 Определяющие препятствия маршрута

Вид

препятствия

К.с. по классификатору,

номер

К.с. по условиям прохождения

Характеристики препятствия, название, высота

Путь прохождения

подъем

Спуск

1

траверс

Пер.3А+вершина+пер.2А

пер№83

пер№75

2А-2Б

пер. 60-лет СССР 3А(2А) 4100 (GPS-4071)м – в. 4187м 2A-2Б (4202м, первопрохождение, названа «Башкортостан») – пер. ОГК 2А 3900м (GPS-4066м), весь траверс – первопрохождение, 2A-2Б.

С востока (траверс)

На запад (траверс)

2

перевал

пер№84

Пер. №84 – первопрохождение, назван «Уфимских туристов», 2Б, GPS-4093м

С запада

На восток

3

перевал

н/к

н/к

Травянисто-осыпной перевал GPS-3595м

С запада

На северо-восток

4

перевал

1А пер№25

пер. Ала-арча 3907м(GPS-3912м)

С запада

На восток

5

вершина

Альп. 3а

Альп. 4б-5а

пик Семенова Тянь-Шаньского 4895м, подъем и спуск по различным маршрутам

С юго-запада

На северо-восток

6

перевал

Нет данных

пер. Обходной, 1А, GPS-3913м, соединяет ледник Академии наук и ледник Аксай

С востока

На запад

7

перевал

Пер№150

пер. Корона Южная 4350м

С севера

На юг

8

перевал

3А пер№153

пер. Каджир-Уже 4100м (GPS-4196м), первопрохождение одного из вариантов (в обход ледопада по склону правого борта ущелья)

С юго-запада

На северо-восток

9

перевал

3А пер№215

пер. Аламединские зубья, северная седловина, 4540м

С запада

На восток

10

перевал

Нед данных

пер Пятерочка, GPS-4242м, второе прохождение

С юга

На север

11

перевал

3А пер№220

пер. Усеченка, центральная седловина, GPS-4321м

С юга

На север

2.6 Состав группы

Ф.И.О.,

Дата рождения

Подготовка

Обязанности,

1

Гильмутдинов Тимур

Нурисламович

30.05.1978

4ГР Ц.Кавказ 2008, 5ГР Ц.Алтай 2007, 4ГР Ц.Тянь-Шань2005, 5ГУ Сев. Тянь-Шань 2006

КМС по горному туризму.

Руководитель

2

Кимаев Константин Юрьевич

03.02.1987

4ГУ Ц.Кавказ 2008, 1 разряд по туризму, КМС по легкой атлетике.

Завхоз

3

Петрашев Александр Иванович

08.12.1960

4ГУ Ц.Кавказ 2008, 3ГУ Сев Тянь-Шань 2007, 2ПУ Зап. Саяны 2005. 1 разряд по туризму. 1 разряд по скалолазанию и ледолазанию, МС по гимнастике.

Заведующий по снаряжению

4

Чеганов Сергей Александрович

19.03.1984

4ГУ Ц.Кавказ 2008, 4ГУ Зап. Тянь-Шань 2005, 3ГУ Вост. Саян 2004, 1ГУ Кавказ 2000.

1 разряд по туризму. 2 разряд по скалолазанию и ледолазанию.

Фотограф

5

Фатхутдинов Айбулат Камилевич

14.04.1988

4ГУ Ц.Кавказ 2008, 3ГУ Сев. Тянь-Шань 2007, 1ГР Юж. Урал 2008, 1ПР Юж. Урал 2007, 1 разряд по туризму.

Реммастер

6

Хабибуллина Диля Маликовна

15.06.1986

4ГУ Алтай 2007, 3ГУ Ц. Кавказ 2008, 2ГР Ю.Урал 2008.

1 разряд по туризму.

Хронометрист

7

Алимгулова Эльвира Ринатовна

21.11.1986

4ГУ Алтай 2007, 3ГУ Ц. Кавказ 2008, 2ГР Ю.Урал 2008.

1 разряд по туризму.

Медик

8

Тимирбаева Диана Марсовна

05.05.1989

4ГУ Ц.Кавказ2008.

1 разряд по туризму.

Музыкант

2.7 Место нахождения отчета

Библиотека Башкирской РМКК, у председателя федерации горного туризма Республики Башкортостан – Киреева Мугалима Газизовича. Тел.8-917-759-47-54. (347) 239-41-73.

3 Описание маршрута

3.1 Идея похода

После проведения в 2008г. похода 4 к.с. состоявшегося на Центральном Кавказе в составе почти этой же группы, коллегиально было решено совершить технически насыщенный поход в красивом и экзотичном районе. Выбор был между центральным Алтаем и Северным Тянь-Шанем. Под эти критерии больше подходил район хребта Киргизского Алатоо, где руководитель принимал участие в горном походе 5 кт в 2006г. Остались в памяти прекрасные впечатления, красивые фотографии и большое желание снова посетить этот район.

Тянь-Шань победил также большей экзотичностью, более казалось устойчивой погодой (оказалось, раз на раз не приходится) и возможными вариантами первопрохождений (что сыграло основную роль) и, конечно же, непобедимо низкой ценой на арбузы и дыни. Был составлен очень технически насыщенный (6 перевалов 3А к.т.) маршрут и два восхождения на самые высокие вершины района. Данный маршрут был вполне по силам группе т.к. половина состава участников имела в своем активе технически насыщенные горные походы, опыт скало- и ледолазания, опыт участия в соревнованиях по турмногоборью и альпинистский опыт. Более половины группы ранее бывали в этом районе.

Еще одним аргументом в пользу района было то, что кроме нашей группы в данный район решили выехать еще три группы из Уфы. Совместно показалось проще решать разные вопросы, да и просто в дороге вместе веселее.

Основной состав группы был сформирован летом 2008г. Проводились совместные тренировки технические и физподготовка.

Техническая подготовка к маршруту заключалась в рациональной подборке снаряжения и продуктов питания. За счет оптимальной подборки снаряжения (личного и группового), наличия двух забросок и суточного рациона питания в 600гр. на человека (можно было и меньше), удалось достичь небольшого веса рюкзаков и как следствие быстрого передвижения по сложному рельефу. Все участники прошли полное обследование в медицинском центре, а также были застрахованы по специальной страховке. Все участники - зарегистрированные члены Туристско Спортивного Союза Республики Башкортостан, входящей в состав ТСС России.

Из интернета и личных консультаций была собрана практически полная информация, распечатаны топокарты и турсхемы по району. Огромное спасибо Олегу Геннадьевичу Лукьянову (г.Уфа) за помощь в сборе материала по данному району.

Приготовлен прибор GPS навигации, с картой района (спасибо туристам московского турклуба «Вестра» за размещение на их сайте карт по району и карты для GPS навигации).

В связи с заявкой маршрута на чемпионат России группа запаслась всеми необходимыми, по условиям проведения, атрибутами, в том числе - спутниковый телефон (которым не пришлось пользоваться), медико-транспортные страховки на всех участников и пр.

В группе было две радиостанции (с дальностью до 4,5 км) для связи между связками. Велась видеозапись и фотосъемка.

3.2 Варианты подъезда и отъезда

Из города Уфа до стартовой точки маршрута возможны следующие варианты подъезда:

1. Из Уфы – автобус Уфа-Оренбург.

Ходит несколько раз в день, стоимость билета (с багажом) порядка 650 рублей. Время в пути порядка шести часов.

Далее поезд Оренбург-Бишкек, ходит каждый день, стоимость с багажом около 2800 рублей. Время в пути на поезде двое суток.

2. Из Уфы – поезд Поезд до Алма-аты. Далее автобус Алматы-Бишкек.

Обратно те же варианты. Группа осуществляла заезды и отъезды по варианту №1. Билеты на поезд, туда и обратно, брались заранее, за 45 дней. Проблем с пересечение границы не было, если не считать, что два кренделя из соседней группы вышли покурить на таможне и были оштрафованы на 500 рублей каждый. Рюкзаки не проверяли. С собой группа везла весь газ. Далее мы двигались из Бишкека на заказанном автобусе «торос» на базе полноприводного Камаза (хотя как оказалось высокой проходимости не требовалось). Автобус и проживание (спальники на ковриках в огороде) в г. Бишкеке, осуществляли через фирму «Достук-треккинг».

Получилось небольшая переплата за трансфер, но удобно в связи с большим количеством груза. Автобус забрал нас прямо с вокзала в Бишкеке. Помогли поменять валюту, отправить телеграмму, купить свежий хлеб, разрешили оставить на базе ненужные в походе вещи и т.д. Отбыли из Бишкека в 10 часов местного времени. К 16 часам прибыли минуя поселок Белогорка в долину Сокулука к месту начала пешей части. Регистрация в Киргизии не нужна.

Из Бишкека планировали выезжать через Алматы или Астану, но получилось с небольшими трудностями купить билеты на поезд до Оренбурга, и возвращались по пути приезда.

Для организации заброски двое участников выехали из Уфы на два дня раньше и в течении двух дней, были осуществлены две заброски продуктов на маршрут – в долину реки Алаарча (в альплагерь), и долину реки Аламедин (от т/б Теплые ключи на лошадях до р. Салык, далее пешком почти до березовой рощи). В офисе «Достук-треккинг» мы оставляли на хранение цивильные вещи, которые забрали после похода, денег за это с нас не взяли.

От первоначального плана послепоходного отдыха на Озере Иссык-куль группа отказалась из-за накопившейся тоски по дому.

3.3 Аварийные и запасные варианты

В связи с технической сложностью маршрута было спланировано достаточно много запасных вариантов. Район Киргизского Алатоо в этом плане очень удобен.

Участки маршрута

Запасные варианты

Пер. 60 лет СССР 3А 4100м, траверс до пер. №84 и спуск с пер.№84.

Вместо пер. 60 лет СССР – прохождение пер.№84

Пер. Каджир-Уже 3А 4100м – ледопад Каждир-Уже

Вместо перевала Каджир-Уже 3А прохождение ледопада Кара-Тоо или пер. Обходной 2Б

Пер. Юбилейный 3А 4300м – первопрохождение траверсом через в. Анжелы Девис

вместо пер. Юбилейный 3А – пер.Искра центр.2А – спуск к оз.Орто-кель

Аварийными вариантами, для данного района, являются все спуски вниз на север по долинам основных рек – Сокулук, Ала-Арча, Аламедин, Иссык-Ата. Не рекомендуются аварийные выходы на южную сторону ввиду дальнейшего довольно протяженного выхода до населенки.

3.4. Изменения маршрута и их причины.

Участки

Запланированный участок

Пройденный участок

1

Первопрохождение траверса от пер. 60 лет СССР 3А через в.4194м до пер. №84 2А.

Первопрохождение траверса от пер. 60 лет СССР 3А через в.4187м (первовосхождениие, названа «Башкортостан») до пер. ОГК 2А. Сложность всего траверса 2А-2Б.

2

Радиальное восхождение на в. Корона 1-я башня.

Далее по запланированному маршруту.

3

Пер. Промежуточный 1Б 4022м

Пер. Пятерочка 1Б-2А 4242м

4

Ледник Салык - пер.Искра центр.2А – спуск к оз.Орто-кель и дальнейший выход с маршрута по долине реки Иссык-Ата.

Спуск до ледника Салык и дальнейший выход с маршрута по долине реки Аламедин.

Обоснования отклонения по участкам:

1. Участок.

Группа отказалась от запланированного первопрохождения траверса с пер. 60 лет 3А через в.4194м до пер.№84.

Причина – намного большая техническая сложность (сложный скальный гребень), чем планировалось (первопрохождение). Данный участок этого района редко посещаем, и при планировании похода не удалось собрать большое количество материала для объективной предварительной оценки. Вместо запланированного траверса, группой был пройден другой траверс от пер. 60 лет СССР 3А через в. 4187м (первопрохождение, названа «Башкортостан») до пер. ОГК 2А. Сложность всего траверса составила примерно 2А-2Б.

2.Участок

Отказ от восхождения на в. Корона 1-я башня 4800м – было принято решение отказаться от восхождения из-за значительного ухудшения погоды (продолжившегося еще четыре дня). Вместо восхождения группой был пройден пер. Корона Южная 3А 4350м. Погодные условия при прохождении оставляли желать лучшего, и когда группа спустилась на ледник Кара-тоо видимость упала до нескольких метров. На следующий же день группе пришлось провести даже вынужденную дневку из-за полного отсутствия видимости и сплошной пурги.

3. Участок.

Вместо пер. Промежуточный 1Б был пройден (второе прохождение) ранее неизвестный и отсутствующий на карте и в классификаторе перевал Пятерочка 1Б-2А (назван так предыдущей группой). Прохождение пер. Промежуточного 1Б планировалось для срезания обхода юго-восточного отрога в. Усеченка. Для этой цели, на наш взгляд, более удобным (меньше сброса высоты – разница 200м и потери времени) оказался перевал, которого не было в классификаторе. Поднявшись на седловину мы обнаружили, что мы не первые, а вторые кто им воспользовался. Перевал простой, безопасный и логичный для своего предназначения.

4. Участок.

Отказ от прохождения последнего из запланированных перевалов – пер. Искра центральная 2А.

Причина - ухудшившееся погодные условия – конец августа и лета, в горах уже началась осень, и еще немного начнется зима. Все-таки уже пройдено пять перевалов 3А, некоторые из них самые сложные из существующих 3А (Каджир-Уже, Усеченка, пик Семенова-Тянь-Шаньского), за плечами 21 день пахоты, несколько первопрохождений и восхождение на самую высокую точку района. Интереса к прохождению перевала 2А да еще и в плохую погоду (пурга и отсутствие видимости) ни у кого не было. А отсиживаться еще какое-то время из-за пер. 2А тоже было не вариантом. Можно было применить диктат, но тогда это была бы другая история и не справедливо по отношению к друзьям.

3.5 График движения, 3.6 Высотный график

Даты

Дни пути

Дни акт. части

Участки маршрута

Км

Перепад высот,м

03-05.08

1,2,3

-

г.Уфа - г.Оренбург - г.Бишкек – пос. Таш-Булак (Белогорка) – р. Сокулук – р. Ашутор

-

-

1 участок маршрута

-

-

05.08

3

1

Р. Ашутор - р. Сокулук (до места брода)

5

1978-2369(+391)

06.08

4

2

Р.Сокулук (брод) – бивак на р. Чон-тер

6

2369-2996(+627)

07.08

5

3

Бивак на р. Чон-тер - бивак на лед. Чон-тер

7

2996-3855(+859)

08.08

6

4

Бивак на лед. Чон-тер – траверс пер. 60 лет СССР 3А 4171м+первопрохождение в.4187м (4202м, названа «Башкортостан»)+пер. ОГК 2А 4066м - бивак на лед. Чон-тер

5

3855-4202-3855

(+347,-347)

9.08

7

5

Бивак на лед. Чон-тер – первопрохождение пер.№84 (назван «Уфимских туристов») 2Б 4093м – р. Туюктор

12

3855-3300-4093-3368 (-555,+793,-725)

10.08

8

6

р. Туюктор – пер н/к 3595м – р. Ала-арча южная – пер. Ала-арча 1А 3912м – р. Ала-арча сев.

10

3368-3595-3300-3912-3317 (+227,-295,

+612,-595)

11.08

9

7

Р. Ала-арча сев. - а/л Ала-Арча

10

3317-2200(-1117)

12.08

10

8

А/л лагерь Ала-арча дневка

0

2200

2 участок маршрута

-

-

13.08

11

9

а/л Ала-Арча – р. Ак-Сай – ледн. Ак-Сай – хижина «Рацека»

7

2200-3361(+1161)

14.08

12

10

Хижина «Рацека» - ледн. Академии Наук – хижина «Наука»

5

3361-3926(+565)

15.08

13

11

Радиальное восхождение верш. Семенова-Тянь-Шаньского 4б 4899м – ночевка в ледовой трещине под пиком Семенова-Т-Ш

5

3926-4895-4825(+969,-70)

16.08

14

12

Ледовая трещина под пиком Семенова-Т- хижина «Наука»

5

4825-3926(-899)

17.08

15

13

хижина «Наука» - пер. Обходной 1А – хижина «Корона»

5

3926-3800-3913-3800-3948 (-126,+113,-113,+148)

18.08

16

14

хижина «Корона» - пер. Корона Южная 3А 4350м – бивак на лед. Кара-тоо

4

3948-4350-4109

(+402,-241)

19.08

17

15

Вынужденная дневка на лед. Кара-тоо под пер.Каджир-уже

0

4109

20.08

18

16

Лед. Кара-тоо – пер. Каджир-Уже 3А 4211м – лед. Каджир-Уже – спуск к р.Аламедин

5

4109-4211-2770

(+102,-1441)

21.08

19

17

Р. Аламедин спуск к заброске у т/б Теплые ключи, полудневка, ночевка на т/б.

15

2770-1707

(-1063)

3 участок маршрута

-

-

22.08

20

18

Т/б теплые ключи - р. Аламедин подъем к месту спуска с ущелья Каджир-уже (за вещами) - полудневка.

15(не зачет)

1707-2770

(+1063)

23.08

21

19

р. Аламедин место спуска с ущелья Каджир-уже – р. Аламедин – подход под язык лед. Пастухова

12

2770-3604

(+834)

24.08

22

20

Бивак под язык лед. Пастухова - пер. Аламединские зубья 3А 4590м – ледник Проценко Южн.

3

3604-4590-4155

(+986,-435)

25.08

23

21

Ледн. Проценко Южн. – пер. Пятерочка 1Б-2А 4242м – ледник Проценко в. - пер. Усеченка 3А 4321м – ледн. Салык Юж.

7

4155-4242-4170-4321-3640

(+87,-72,+151,-681)

26.08

24

22

Ледн. Салык Южн. – р.Салык – место впадения р.Салык в р.Аламедин

4

3640-2044

(-1596)

27.08

25

23

место впадения р.Салык в р.Аламедин – т/б «Теплые ключи» - г. Бишкек

7

2044-1707 (-337)

28.08

26

-

г. Бишкек (ожидание появления билетов), экскурсии, отдых

-

-

29-31.08

27,28,29

-

Поезд г.Бишкек – г.Оренбург, автобус г.Оренбург – г.Уфа

-

-

4. Техническое описание маршрута

4.1 Долина реки Сокулук.

От моста через реку Сокулук у впадения реки Ашуутор до стоянки на леднике Чон-тер.

Протяженность: 20 км.

Перепад высоты: 1877метров.

Время в пути: 2,5 ходовых дня.

Описание прохождения:

От моста на реке Сокулук движение по тропе правого берега. Тропа местами вплотную прижимается к реке и смыта, тропа плохая, часто теряется в камнях. На расстоянии около 5-7 километров от моста, тропа выходит к реке и обрывается на разливах и островах образованных мощным селевым выносом напротив впадения левого притока Сокулука реки Кайдакочме. На берегу есть удобные места для ночевок, но необходимо учитывать, что в период продолжительных дождей на это место вероятен сход селей. Делаем бивак на берегу.

Брод реки Сокулук утром следующего дня, глубина немного выше колен, течение быстрое, два-три рукава, брод стенкой. Сразу же, не переодеваясь, движемся до впадения еще одного левого притока - реки Кичитор. Выше слияния с Кичитором река Сокулук называется рекой Чонтор. Брод еще двух-трех рукавов притока, глубина тоже выше колена, но узкие потоки. Далее сухая тропа до водопада в 2-3-х км выше по течению в основном течении Сокулука. К водопаду можно подойти вплотную по тропе, но очень опасно. Красивых фотографий сделать сложно. Перед водопадом тропа резко набирает высоту, выше водопада тропа выполаживается и далее полого лежит вдоль левого берега реки Чонтор. Выше водопада склоны становятся более травянистыми, пасутся стада полудиких лошадей, изумрудная зеленая трава, бирюзовая спокойная вода заводей реки, яркое летнее солнце, в общем рай на земле. От бивака у брода до стоянок в долине реки Чонтор перед началом моренных валов еще один день подъема. Расстояние около 10-12 км.

На следующий день подъем на моренные валы ледника Чон-тер. Выше моренных валов выход на простые скалы, обработанные ледником и незаметно с каменного чехла на тело ледника. На леднике выше ледопад, который легко обходится по левому борту, по снежному склону. Выше движение в связках, через зону несложных трещин в верхний цирк ледника Чон-тер. В верхнем цирке, ледник Чон-тер пологий, почти плоский. Можно наверное даже авиалайнер посадить при желании. Расстояние от стоянок под моренами до стоянок на леднике около 7-8 км.


Высадка в долине реки Сокулук у моста перед
впадением реки Ашуу-тор


004 - Водопад Шаркыратма – левый приток реки Сокулук


Брод через Сокулук, вода по пояс


Брод через рукава ледового притока
р. Сокулук реки Кичитор


Водопад в основном течении реки Сокулук

4.2 Первопрохождение траверса пер. 60-лет СССР 3А (2А) – в.4187м (4202м, Башкортостан, первовосхождение) – пер. ОГК 2А (весь траверс 2А-2Б к.т., максимальная высота 4202м).

Расположение, № по классификатору, сложность, координаты GPS.

траверс находитсяв основном гребне Киргизского Ала-тоо, начиная с ледника Чон-тер через перевал 60-лет СССР, в. 4187(в. 4202м «Башкортостан») до перевала ОГК со спуском на ледн. Чон-Тер. Подъем с ледн. Чон-тер на пер. 60-лет СССР 3А (2А, GPS-4071м, N42 25,850’ E074 21,507’, №83 по схеме) + подъем по гребню на узловую вершину 4187м (GPS-4202м, N42 25,821’ E074 21,235’, первовосхождение, названа «Башкортостан») +спуск по гребню на пер. ОГК (2А, GPS-4066м, N42 25,959’ E074 21,091’ , №75 по схеме). Весь траверс можно оценить 2А-2Б.

Соединяет

пер. 60-лет СССР с востока и пер. ОГК с запада.

Направление прохождения группой

С ледника Чон-тер через пер. 60 лет СССР до пер. ОГК с возвращением на ледник Чон-тер.

Требуемая квалификация участников

опыт прохождения перевалов 1Б-2А к.с.

Дата прохождения

08 августа 2009 года, с востока на запад. Первое прохождение.

Время прохождения

от места ночевки (снежные площадки на ровном закрытом леднике Чон-тер), до возвращения обратно - общее – 6:45 часов, чистое 5:00 часов.

Снаряжение необходимое для преодоления препятствия

кошки, ледорубы на каждого участника, основная веревка для передвижения в связках по закрытому леднику и снежно-ледовому гребню, петли для организации ТС на скальном гребне.

Протяженность перильной страховки.

Пунктов страховки.

Провешено в общей сложности 3х50м перильной страховки на снежно-ледовом склоне и комбинированном гребне.

3, из них 1 на ледобурах, 2 за скальный выступ

Перепад высот

На подъеме:

На спуске:

+347м

-347

Время

Подъема:

Спуска:

3 часа

2 часа

Описание прохождения:

Подъем.От места ночевки (высота по GPS-3855м, N42 26,185’ E074 21,560’) двигаемся в связках и кошках по закрытому леднику Чон-тер в сторону перевальной седловины перевала 60-лет СССР. По условиям прохождения ледник закрытый пологий, трещины если они и есть либо сомкнуты, либо сильно забиты снегом. Глубина снега более 30 см. Снег свежий, кругом на склонах видны множество следов схода небольших лавин (ввиду небольших протяженностей склонов), а также схода снежно-ледовых карнизов. Лето выдалось снежным.

От места стоянки до перевального взлета дошли за 15 минут. Уклон до перевального взлета около 25 градусов, от взлета до берга около 40 градусов.

От места начала взлета до бергшрунда определяющего сложность перевала дошли за 30 минут. Прохождение берга не вызвало трудностей, так как он практически полностью был плотно забит снегом. Перепад высот от нижней кромки до верхней составил в месте преодоления не более полутора метров. Необходимо отметить, что состояние берга, видимо, может сильно меняться, так как группа, проходившая его впервые оценила перевал как 3А. По условиям прохождения сложность можно оценить в 1Б-2А, но не более.

От берга повесили одну веревку перильной страховки на склоне 40-45 градусов, снег около 15-20 см, глубже лед. Страховка на ледобурах. Конец веревки не дошел почти до начала перегиба и начала снежной мульды. Мульда практически вплотную примыкает с снежной седловине.

Седловина перевала 60 лет СССР узкая снежно-скально осыпная. Высота по GPS 4071м, (N42 25,850’ E074 21,507’). Тур с запиской находится западнее в разрушенных скалах. Место под палатку найти при желании можно в мульде севернее, но делать этого не имеет смысла, так как проще с перевала спуститься в любую сторону (на юг или север). Всего на подъем от места ночевок до перевальной седловины группа затратила 1час50мин. На перевал вся группа взошла очень рано в 9:30.

Так как на преодоление перевала 3А планировалось гораздо большее время, чем было затрачено, было принято решение выдвинуться с разведкой в сторону вершины 4187м. Путь просматривался частично и представлял собой снежно-ледовый гребень с выходами скал. Группа имела все необходимое снаряжение и опыт для проведения возможного первопрохождения данного участка.

Через 200-300 метров от перевальной седловины группа вышла на пологий снежно-ледовый гребень выводящий к вершине. На гребне мощные снежно-ледовые карнизы на северную сторону. До вершины 4187м (по GPS высота составила 4202 метров, N42 25,821’ E074 21,235’) от перевала 60 лет СССР потребовалось 1час35мин ходового времени. От перевальной седловины гребень узкий снежно-ледовый, в одном месте мульда с замерзшей большой лужей. Крутизна уклона снежно-ледового гребня до 60-70 градусов, но благодаря глубокому снегу (от 20 до 50 см) движение упростилось из-за отсутствия открытого льда. Движение в связках с одновременной страховкой, использование петель на выступах скал и камней.

Далее гребень положе – 15-30 градусов. От места выполаживания гребня до вершины около 300-400 метров. Тура с запиской на вершине найти не удалось, было принято решение соорудить тур в разрушенных скалах на южной стороне вершины на самой высокой точке и назвать вершину «Башкортостан» имеющую высоту 4202 метров по прибору GPS и 4187 метров по карте. Вершина «Башкортостан» - узловая, находится в главном хребте Киргизский Алатоо, от вершины отходит далее раздваивающийся довольно протяженный отрог, спускающийся к долине реки Западный Каракол, и являющийся водоразделом рек Туюктор и Аптекамтер. Вершина представляет собой небольшое плато, в диаметре около 15-20 метров. Площадка в центре вершины плоская, скально-снежная, как кратер окружена по сторонам невысокими скальными жандармами. Непосредственно на вершине при желании удобно сделать бивак. Никаких следов пребывания человека найти не удалось. С вершины на довольно большом расстоянии хорошо видны пик Семенова-Тянь-Шаньского и массив Короны.

Спуск.

Спуск с вершины продолжили в сторону перевала ОГК по разрушенному северному скально-снежному ребру.

Северное ребро узкое и имеет протяженность около 400-500 метров, с выполаживанием в средней части. Крутизна в среднем 45 местами до 70 градусов. Глубина снега до 50 см. Движение в связках, одновременная страховка через петли на скальных выступах. Организация перил.

Время на спуск от вершины «Башкортостан» 4202м до перевала ОГК (GPS-4066м, N42 25,959’ E074 21,091’) – 40минут. Перевальная седловина ОГК (Омская Горная Комиссия) не очень широкая, снежно-скальная, с большой плоской каменной плитой посередине, на которой и находится тур с запиской. Перевал имеет сложность 2А, что на мой взгляд вполне этому соответствует.

Спуск в сторону места ночевки на леднике Чон-тер не представляет технической сложности. Перевальный взлет склона перевала ОГК имеет уклон около 35 градусов и протяженность 300-400 метров до пологого тела ледника Чон-тер. Немного выше средней части склон имеет два бергшрунда, которые хорошо просматриваются по пути спуска и полностью забиты снегом, и не представляют ни какой трудности. Единственное на что группе пришлось обратить особое внимание – высокая лавиноопасность склонов. Движение все-же пришлось осуществлять в связках (трещины), но раздельно и с наблюдением – одна связка ушла раньше и полностью спустилась в безопасное место, только после этого начала спуск вторая связка. Спуск также из соображений лавинной опасности проходил по линии падения воды. Спуск с перевала до места ночевок занял 45 минут.

Рельеф по участкам:

Наименование

участка

Характеристика

Опасности (рекомендуемая страховка при прохождении)

Поверхность

Крутизна

Протяж-ть

1

Перевальный взлет пер. 60 лет СССР 3А (2А) до бергшрунда

Снег, закрытый ледник

30-40

200м

Опасность схода снежных лавин с соседних склонов, опасность срыва снежных карнизов с краев бергшрунда (как в условиях прохождения группой). Движение в связках.

2

Бергшрунд под пер. 60 лет СССР

Возможно образование ледовой стенки с нависающим карнизом

80-90

1,5 до 8м

Возможно в малоснежное время оголение стенок бергшрунда от снега с увеличением разницы в высоте его краев и расширением трещины. В таком случае необходимо прохождение по вертикальному льду с использованием специального ледового инструмента – айс-фифи и т.п.

3

Склон выше бергшрунда

Снежно-ледовый склон. 50 метров перильной страховки.

45-50

50м

Возможен срыв и падение в бергшрунд расположенный ниже или на ледник. Перильная страховка с использованием ледовых крючьев.

4

Восточное ребро в.4187м (в. Башкортостан)

Снежно-ледовый гребень с разрушенными скалами на юг и снежными карнизами на север. 50м перильной страховки.

45-60

700м

Возможен срыв с гребня. По южную сторону от гребня крутые разрушенные скальные стены, на северную сторону мощные снежно-ледовые карнизы. Движение в связках с одновременной страховкой через петли на разрушенных скалах или с помощью ледовых крючьев, организация перильной страховки.

5

Северное ребро в. 4187м (в. Башкортостан)

Снежно-ледовый гребень с разрушенными скалами на юг и снежными карнизами на север. 50м перильной страховки.

40-70

500м

Возможен срыв с гребня. По южную сторону от гребня крутые разрушенные скальные стены, на северную сторону мощные снежно-ледовые карнизы. Движение в связках с одновременной страховкой через петли на разрушенных скалах или с помощью ледовых крючьев, организация перильной страховки.

6

Перевальный взлет пер. ОГК 2А

Снежно-ледовый склон с поперечными трещинами

35

400

Возможно падение в трещину на закрытом леднике. Лавиноопасно (как по условиям прохождения). Наведения перил не требуется. Движение в связках, но раздельно и с наблюдением за склоном и группой, желательно наличие радиосвязи.

Особенности прохождения траверса:

Траверс вершины Башкортостан представляет интерес, как с технической, так и обзорной стороны. С траверса открываются виды на долину реки Западный Каракол на юге. На востоке видны пик Семенова-Тянь-Шаньского, Корона, на севере часть долины реки Сокулук. Представляет неплохой вариант для акклиматизационного кольца. В плохую погоду ориентироваться на гребне не сложно, но найти лагерь на леднике Чон-тер (если выход радиальный), в случае отсутствия следов, задача практически не решаемая, ввиду большой его площади и отсутствия на нем ориентиров. Запас по времени на прохождение траверса не требуется, но необходимо учитывать, что путь аварийного схода с траверса только гребневой, так как непосредственно на ледник на северную сторону он опасен из-за нависающих карнизов, трещин и лавиноопасных склонов. Спуск с траверса на южную сторону очень труден из-за сложных крутых скал. Ночевки на гребне возможны, но не целесообразны.

Описание тактики прохождения траверса:

Прохождение по гребневым участкам проходило в связках, с одновременной и попеременной страховкой через петли на скальных выступах, а также перильная страховка на крутых участках. На подъеме на пер. 60 лет СССР использовалась перильная страховка. Движение по лавиноопасным склонам по линии падения воды, раздельное с наблюдением.

Технические фотографии по траверсу пер. 60 лет СССР, в4187м (4206м, Башкортостан) и пер. ОГК:


Вторая ночевка в долине реки Чонтор


Вид на цирк ледника Чонтор из долины
реки Чонтор (приток реки Сокулука).


Группа в долине реки Чонтор
(приток реки Сокулук)


ледопад на леднике Чон-тер
(обходится по левому борту, справа по ходу)


нижняя часть ледника Чон-тер (выше ледопада)


в верхней части ледника Чон-тер,
вид на предстоящий траверс


подъем по перевальному взлету
пер. 60 лет СССР с ледника Чон-тер


Подъем по перилам – Бергшрунд оказался
довольно простым из-за обилия снега.


Склон от бергшрунда до перевальной
седловины со стороны ледника Чон-тер –
всего одна веревка перил.


Выход из мульды на перевальную
седловину пер. 60 лет СССР


вид с перевала 60 лет СССР на юг
(долину реки Ала-арча южная – приток Западного Каракола)


Вид с перевальной седловины пер. 60 лет СССР
на юго-западный отрог в. 4187м («Башкортостан»)


Вид с перевальной седловины пер. 60 лет СССР на юг


Группа на перевальной седловине
пер. 60 лет ССР вид на юг.


Группа на перевальной седловине
пер. 60 лет ССР вид на юг.


Вид с перевальной седловины
пер. 60 лет СССР на путь подъема по восточному гребню
в. 4187м (Башкортостан, 4202м), первопрохождение


Вид с перевальной седловины
пер. 60 лет СССР на север (со стороны подъема с ледника Чон-тер)


вид с перевальной седловины
пер. 60 лет СССР на северную сторону, вид на пер№84
(дальнейшее первопрохождение группы, назван «Уфимских туристов»2Б)


Подъем по восточному гребню
в. 4187м (в. Башкортостан, 4206м)


Восточный гребень в. 4187м.
(Башкортостан) в ни жней части


Восточный гребень в. 4187м (Башкортостан)
в верхней части, в месте выполаживания
перед вершиной, карнизы слева – на северную сторону.


Восточный гребень в месте выполаживания


Группа перед вершиной 4187м «Башкортостан» (слева)


Вид с вершины Башкортостан
в сторону пика Семенова-Тянь-Шаньского
и массива Короны в «зуме» фотоаппарата


Вид с в. Башкортостан в сторону последующего
первопрохождения пер.№84
(названного «Уфимских туристов», 2Б, 4088м)


Самая высокая точка на вершине 4187м
(в. Башкортостан), место установки тура


Группа у места установки тура на в. Башкортостан


Спуск с вершины Башкортостан
по северному гребню в сторону пер. ОГК


Спуск с вершины Башкортостан
по северному гребню в сторону пер. ОГК


Северный гребень в. Башкортостан,
вид со стороны пер. ОГК


На перевальной седловине пер. ОГК,
место установки тура на плоском большом камне


Вид с перевала ОГК на запад
(долина реки Западный Каракол)


Спуск с перевала ОГК на ледник Чон-тер,
лавиноопасно, движение в связках,
но раздельное с наблюдением и по линии падения воды.


Вид с перевала ОГК на восток- на пройденный пер.60лет СССР
и предстоящее первопрохождение пер.№84 названного “Уфимских туристов”, 2Б,4093м.


Вид на траверс пер.60 лет СССР 3А(2А),
вершину 4187м (первопрохождение,
4202-вершина названа “Башкортостан”
и Перевал ОГК 2А. Сложность всего траверса 2А-2Б.

Продолжение >>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100