Руководитель: Овчарова Анна, г.Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по Ц.Кавказу в июле 2008 г.

ОТЧЕТ

о походе 3 к.с. по Центральному Кавказу (из Адырсу в Безенги)

29 июня - 13 июля 2008 года

Маршрутная книжка № 11/3-302

Руководитель: Овчарова Анна

E-mail: ovcharova.av@gmail.com

МОСКВА 2008

Справочные сведения

Вид туризма: горный

Район: Адырсу-Безенги (Центральный Кавказ)

Категория сложности: третья

Количество участников: шесть

Сроки проведения: 29 июня - 13 июля 2008 года

Продолжительность: 15 дней

Протяженность: 142 км

Набор высоты: 8000 м

Нитка маршрута заявленная: Нальчик - Тырныауз - д.р.Тютю-су - пер.Килар (1Б) - т/б Башиль - пос. Верх.Чегем - пер.Шеки (н/к) - АУСБ Безенги - пер.МВТУ + пер.Спартак (2А) - пер. Ашинова + пер.Туристов Грузии (2А) - пер. Дополнительный (1А) - пер.Коштан (1Б) - пер.9 мая (1Б) - д.р. Укюксу - д.р. Думала – Нальчик.

Нитка пройденная: Нальчик - Тырныауз - д.р.Тютю-су - пер.Килар (1Б) - т/б Башиль - пос. Верх.Чегем - пер.Шеки (н/к) - АУСБ Безенги - пер.МВТУ + пер.Спартак (2А) - пер. Ашинова + пер.Туристов Грузии (2А) - пер. Дополнительный (1А) - пер.Коштан (1Б) - д.р. Думала – Нальчик

Пройдено перевалов 6, из них: н/к – 1 шт., 1А – 1 шт. , 1Б – 2 шт., 2А – 2 шт.

Максимальная высота: 4200 м

Максимальная высота ночевки: 3970 м

Схема маршрута

2. Выбор района

Про Северный Кавказ многое написано до нас. Горная система достаточно хорошо изучена, и плюсы от посещения района очевидны: это быстрая по времени и вполне доступная в материальном плане дорога, хорошо известные и проработанные варианты забросок и выбросок, простота в оформлении и получении погранпропусков. Хорошо развитая горная инфраструктура района, альплагеря и турбазы позволяют не только легко делать заброски продовольствия и снаряжения, но и надеяться на помощь в случае непредвиденных обстоятельств. Говоря о безопасности мероприятия, нельзя не отметить и высокую вероятность встретить другие группы на маршруте.

Оба района – Адырсу и Безенги – отличаются высокой посещаемостью, и как следствие достаточно большим объёмом информации по препятствиям, хорошей базой фотографий. Хотя, стоит отметить и исключения – препятствия, по которым информация была недостаточной. Одной из задач этого отчёта автор ставит восполнение этого пробела. См. главу «Выводы и рекомендации».

Перед группой стояла задача получить опыт прохождения горных препятствий, соответствующих 2А категории трудности, для повышения опыта, познакомиться с возможностями районов, и - последнее в списке, но не по значимости – получить акклиматизацию перед предстоявшими большинству из нас следующими походами в этом сезоне.

3. Участники, их опыт и должности в группе.

Фамилия, Имя, Отчество

28 июня

поезд

29 июня (вск)

Нальчик – забрать погранпропуска, отправить заброску в Безенги. Заезд до Тырныауза на а/м или общественном транспорте. Заход по д.р. Тютю-су до конца зеленки

4,2

30 июня

подход к пер. Килар м/н - "Тютю Верхние"

1июля

Подъем на пер.Килар (1Б, 3850)

7,5

Спуск до конечных морен ледника

-1500

Спуск по тропе левого берега ручья до слияния с Джайлыксу (2650)

2 июля

спуск до т/б Башиль (2100)

21,2

4,2

-550

1,1

спуск до Верхнего Чегема (1650)

-400

2,5

подъем в сторону пер. Шеки (ночевка или до В. Чегема)

3 июля

подъём на пер. Шеки (н/к, )

1,7

Подъем вдоль восточной ветви ледника Безенги до Джангикоша

6,2

6 июля

Подъем в верхний цирк восточной ветви ледника Безенги и выход на перевал МВТУ Сев. (2А, 4200)

4,5

Спуск с перевала МВТУ и траверс на перевал Спартак (2А, 4000)

-100

Спуск с перевала Спартак на ледник Крумкол до снежного цирка левее нижнего нунатака.

-130

7 июля

Прохождение Курумкольского ледопада

-350

2,5

Спуск по пологой части ледника Крумкол, пересечение его северной ветви и выход на морены левого борта

-380

8 июля

Подъем на перевал Ашинова 2А 3800 по осыпным склонам (3800),

3,3

спуск в цирк лед. Дыхкотюбугай (№405)

-300

Подъем на перевал Туристов Грузии (2А, 3650) по леднику Дыхкотюбугай

0,7

Спуск с седловины до моренного бугра между ручьями

-500

9 июля

Спуск правым берегом ручья по полям, по криволесью, осыпям и слабым тропам до впадения его в Тютюнсу, далее до падения Тютюнсу в каньон

-1050

10 июля

Спуск до впадения Тютюнсу в Черек Балкарский и переправа через Тютюнсу по мосту

4,6

2,2

-500

1920

Спуск левым берегом Черека Балкарского до поворота на пер. Дополнительный (1А)

-50

0,5

Подъём по сухому руслу ручья до "зуба"

11 июля

Подъём на пер. Дополнительный (1А, 2960) левым берегом ручья до снежника

3,5

Выход на седловину перевала Дополнительный

0,5

Траверс цирка левым бортом в сторону пер. Коштан

12 июля

Подъем на пер. Коштан (1Б, 3450) по снежнику и снежно-осыпному кулуару

14,5

1950

Спуск с перевала Коштан до конца снежника и далее до правой морены ледника Уллуаузна

-700

1,2

Спуск по гребню мореныи переход до срединной части зачехлённого ледника на обед

-100

0,6

Переходна левый борт ледника и спуск левым берегом р. Думала до слияния с Укюсу

-620

с коэффициентом

ИТОГО набор высоты

5. Техническое описание

Везде, где это не оговаривается специально, понятия “правый”, “левый” даются в орографическом смысле, под “ходовым временем” понимается чистое ходовое время (за вычетом времени на привалы и разведки). Время прихода на привал замерялось по часам хронометриста и примерно соответствует среднему по группе.

Все основные веревки в группе - стандартные 50м, там, где веревки использовались не на полную длину, это специально оговаривается.

Запланированный маршрут был пройден полностью за исключением последнего перевала - 9 мая (1Б). От его прохождения отказались из-за совпадения планов с группой численностью более 15 человек, что сулило повышенную камнеопасность при прохождении.

5.1 Заезд в район проведения похода

27 июня 2008 года, пятница.Поезд Москва — Нальчик, отправление в 19:50 с Казанского вокзала. Стоимость плацкартного билета составила 1220 руб. в одну сторону.

29 июня 2008 года, воскресенье. Поезд прибывает в Нальчик в 06:36. Мы заблаговременно договаривались с альплагерем Безенги о доставке и хранении нашей заброски в альплагере. У них же делали пропуска в програничную зону и Кабардино-Балкарский национальный заповедник. Складываем заброску в автобус до альплагеря, двое уезжают в офис КабБалкАльпинист за пропусками в нацпарк, которые нам забыли сделать. В это время остальные участники добираются на городском рейсовом автобусе до автовокзала (обратите внимание, что в Нальчике есть два автовокзала. Но, как правило, если сказать, куда вам надо ехать, отправят вас на правильный). На автовокзале арендуем маршрутку до Тырнауза за 1500 руб. (?) (250 руб. с человека против 200 руб. с человека за автобус).

5.2 Перевал Киллар (1Б)

Категория трудности:

3850 м

снежный

Расположен: в гребне между вершинами Орелю и Кенчат

Прохождение: 1 июля 2008 года из д. р. Тютюсу в д. р. Джайлык.

Необходимое снаряжение: веревки основные, системы страховочные, каски, ледорубы, кошки (по ситуации).

29 июня в 10:00 выгружаемся из машины на Баксанском шоссе над р. Тютюсу. По д.р. Тютюсу, левым берегом идёт грунтовая дорога, по которой мы и поднимались. Чтобы на нёё попасть, необходимо перейти правый рукав Тютю (берега которого убраны в бетон) по Баксанскому шоссе, пропустить один автомобильный съезд и на втором углубиться в заросли кустарника. К 11:00, не без разведки, находим мостик через следующий рукав Тютюсу, склоченный из трёх брёвен и мокрых, скользких (!) поперечных досок, с железным прутом в качестве перил (фото 8). Таким образом, мы оказываемся на левом берегу Тютюсу, в симпатичном лесу. Из леса тропинка выводит нас на автомобильную грунтовую дорогу к «дачным участкам». Дорога проходит участки насквозь и начинает серпантином подниматься наверх по лесистому склону (фото 9). Встретился один шлагбаум (видимо, для коров), проходим за него. Широкая автомобильная дорога утомительным серпантином продолжает подниматься выше и выше. Теперь уже видим противоположный берег, но не видим никакой возможности пройти по нему, хотя такие описания существуют. Спустя время, дорогу пересекает речной поток, в этом месте автомобильный брод. Для пешеходов мост чуть выше - из больших бревен, но перед этим несколько метров траверса склона берега (фото 10). Переходим на правый берег (12:54 привал после моста), где и продолжается дорога, сбиться с нее нельзя. Приблизительно через 2:30 ЧХВ дорога переходит в тропу. Некоторое время идем по лесу, тропа не ярко выраженная. Выход из леса у нас получился через какой-то забор, в котором мы нашли калитку. Проходим через последние куски леса по правому берегу реки (фото 11). Ещё через 1:30 ЧХВ встаем лагерем после границы последнего леса, на первом пригодном для этого месте, на левом берегу реки (16:50). Начинается дождь. До этого погода хмурилась, а днем идти было жарко, иногда даже очень.

Итого ЧХВ 4 ч. 10 мин.

На следующий день, 30 июня, за 4:30 ЧХВ по травянисто-осыпному склону доходим до начала снежника. По пути до снежника долина все время плавно поворачивает налево, двигались от тура к туру (сильный туман, ловим моменты просветов для ориентирования), пересекая небольшие ручьи, забирая правее по ходу (ор. левее). Место достаточно посещаемое и туров много. В ориентировании они не сильно помогают, так как маршрутов тут тоже много. Поднимаемся выше. Ледник сильно зачехлен или растаял, не видим его там, где ожидали. Зато очень много снега, лежит низко, тропим. К 11:30 вышли на первое выполаживание. Плавной дугой поворачиваем налево (фото 12). К 15:30 поднялись к верхним стоянкам.

В других описаниях найдены упоминания о ночевках "Тютю нижние" (3200) «на левобережных моренах ледника Тютю», а также «просторные травянистые ночевки у ручья...» "Тютю верхние" (3450), которые видны «после пресечения пологого заморененного ледника до правобережных морен и подъёма на гребень, а затем на вал конечной морены ледника Кенчат».

Не найдя никаких травянистых ночевок на месте верхних ночёвок (просто никакой травы: один снег!), ночуем на каменистых выступах не до конца занесенных снегом. 16:10 – ставим лагерь. Воду берем из проточной лужи средних размеров. Достаточно холодно. Начинает сыпать крупа.

За ночь выпадает 5-7 см снега, лужа покрывается коркой льда.

1 июля выходим в 7:40. С утра мороз. Переменная облачность.

В течение 1:05 ЧХВ поднимаемся по 20° снежному склону до выполаживания (фото 13), вяжемся в связки. В течение 1:10 ЧХВ идём в связках по закрытому леднику, постепенно поворачивая правее и обходя таким образом понижение у правого борота ледника – там сходили лавинки и камни со склона. Справа от нас разломы. Тропежка по голень. Трещин по ходу движения мало или сильно забиты снегом. Некоторые все же были нами обнаружены.

За 1:30 ЧХВ проходим сильно заснеженный перевальный взлёт и выходим на седловину перевала. По 30°-ому снежному склону поднимаемся на гребень в 50-ти метрах левее перевала, потому что с самого перевала свисает карниз на сторону подъема (фото 14). Последние метры подъема на гребень – плотный фирн (могут понадобиться кошки для первого). Сам гребень занесен снегом, с небольшими надувами, есть скальные выходы. На них и вешаем петлю и перила, подстраховывая наше движение к седловине перевала в условиях очень плохой видимости. Развиднелось, гребень широкий, восхождение на в. Орелю с этой стороны не должно представлять проблем (фото 15). Седловина перевала занесена снегом (выше колена), тур не обнаружили. Сама седловина достаточно широкая и пологая, при желании можно оборудовать место под палатки. Как уже писали, висит карниз на сторону подъема – близко к краю подходить не стоит. В 12:35 группа собралась на перевале (фото 16). Хорошо виден наш путь по леднику (фото 17).

Спуск с перевала начинаем в 13:20.

Снег на спуске основательно подкис и проваливается. Два перехода (~40 мин) спускаемся в связках. Трещин нет или забиты. Далее по описанию ледника нет, развязываемся, продолжаем спуск по снегу (фото 18). В течение 1:30 идем по подкисшему снегу чередующемуся с выходами камней и курумником Из-под снега иногда торчат верхушки туров, но тропа все равно явно под снегом. Другой путь спуска проходит левее, но он нам не понравился – на пути к нему под снегом угадывались ручьи и речки. Поэтому мы шли просто вниз, небыстро – проваливаемся в снегу (фото 19).. Наконец-то, выходим на траву. Обедаем с 15:40 до 16:30

17:10 идем по траве, потом по слабо выраженной тропе выше прижима на левом берегу, постепенно спускаясь. Иногда пересекаем осыпи и ручьи. После прохождения прижима, на уровне слияния реки с Джайлыксу, надо искать более крутую тропинку вниз, она приведет на зеленую равнину. Там, вдоль ручья идут тропы. Немного спускаемся, переходим овражек поближе к бурному потоку Джайлыксу (считая, в условиях вездесущих коров, воду из него более чистой, чем из вялотекущего ручейка), но не совсем на его берегу, выбираем место, ставим лагерь (18:40). Выбор большой, есть несколько стоянок вокруг больших камней.

Погода туманная, мокрая. Вечером пошел дождь.

Около 4-х часов ЧХВ потрачено на подъем от ночевок под перевалом. И около 3-х часов ЧХВ на спуск до ночевок на траве в долине реки Джайлыксу.

На следующий день в 8:15 продолжаем спуск по д.р. Джайлыксу. Идём по тропе левым берегом реки. Через 25 минут тропа уходит вниз, и скоро мы входим в зону красивого леса. Проводим полчаса у красивого водопада, что немного правее тропы и продолжаем свой путь по уже хорошей дороге. К 10:00 мы пришли к небольшому мостику (с ненадёжными перилами из железного прута) через достаточно бурный поток. Мост вполне крепкий, но покосившийся, и постоянно мокрый (а значит, и скользкий!) от воды. Скользкий не на шутку. Надеваем кошки. Через 5-10 минут дорога приводит нас к большому подвесному мосту. Переходить следует осторожно – есть прогнившие доски.

В 10:40 прошли пустынную на тот момент турбазу «Башиль». Сезон ещё не начался, лишь два мужика что-то делали по хозяйству. Далее идём по грунтовой автомобильной дороге. В11:15 мы были у моста через р. Башиль, а в12:00 прошли слияние с Гара-Аузусу. Дорога привела нас к погранзаставе, что расположена в нескольких километрах не доходя посёлка, где у нас проверили документы (погранпропуска и паспорта), а потом и в посёлок Верхний Чегем.

5.3 Перевал Шеки (н/к)

Категория трудности:

н/к

2500 м

травянистый

Расположение: Соединяет Чегемское ущелье и ущелье Безенги

Прохождение: 3 июля 2008 года из Чегема в Безенги

Необходимое снаряжение: не требуется

Подъем со стороны Чегемского ущелья начали от с. Верхний Чегем. Примерно из центра села, спросив у местных, как пройти в Безенги, вышли на дорогу, уходящую «в гору» в нужном направлении (фото 20). Дорога перешла в натопланную (скотом?) тропу, которая потом ушла в ненужном направлении. Мы же продолжили движение по азимуту, по полям, медленно, но уверенно набирая высоту. Перевалив через небольшой гребень, через 2 ходки (47 мин) спускаемся к ручью и переходим на его правую (ор.) сторону, где останавливаемся на обед. Далее поднимаемся по тропе правее в. Чегетбаши («динозаврика» - гребешка скал срели лугов (фото 21)) до выполаживания, и в месте, где тропа расходится с ручьем, встаем на стоянку, т.к. дальше до самого перевала не будет воды.

Воду и на обед и на стоянке брали из ручейков. Не быстрых, но проточных. Если группа хочет, можно брать обеззараживающие таблетки на этот и следующий день. Мы просто кипятили.

3 июля с утра более-менее развиднелось, внизу, слева по ходу, видим вторую дорогу через перевал, которой мы и не хотели идти, т.к. чтобы гарантировано на нее выйти, надо было пройти Верхний Чегем весь насквозь, привлекая к себе ещё больше внимания со стороны местных жителей. Второй причиной было то, что это действительно дорога, идет под ЛЭП. Ничего интересного.

Перевальное плато заболочено, тропа иногда теряется, но сам перевал определяется. За 1 час 23 минуты поднимаемся на перевал (к 9:50) (фото 22). Общее время подъема 2 ч 10 мин. 10:00 уходим с перевала. Поднимаемся к дороге, которая идет правее (по ходу). Далее идём по ней. Дорога петляет, иногда теряется. Через ходку (27 мин) эта дорога уходит направо, мы считаем что нам рано поворачивать и спускаемся к другой дороге, которая идет ниже. Через 1,5 часа теряем дорогу и спускаемся к ещё одной, ниже, которая потом спускается к реке и идёт параллельно ней. Чтобы попасть в а/л «Безенги», а не в деревню Безенги, надо было спускаясь траверсировать склон направо. Но описание этого пути мы встретили лишь в одном отчете и оно было невнятным, поэтому от такой авантюры мы отказались. Еще через 25 мин. пересекаем речку Кишлык-су (по камням и вброд) и обедаем (с 13:10 до 15:00). После обеда за 30 минут доходим в деревню Безенги, последний участок дороги сильно размыт. Общее время спуска 2 часа 22 минуты.

Как уже писалось, есть альтернативный способ прохождения перевала в нескольких км. севернее. Путь идёт параллельно нашему, под ЛЭПкой, по дороге. И заходить на него надо с северной оконечности поселка Верхний Чегем, чего нам не хотелось, равно как идти по дороге.

ЧХВ 4 ч. 43 мин.

5.4 Связка перевалов МВТУ и Спартак (2А)

Перевал МВТУ

4200 м

снежно-осыпной

Расположение: находится в перемычке Башхаауз, в южном гребне в. Башхаауз. Соединяет верховья ледников Безенги и Башхаауз (исток ледника Дыхсу)

Прохождение: 6 июля 2008 года со стороны ледника Безенги на сторону ледника Башхауз

Необходимое снаряжение: веревки страховочные, системы страховочные, каски, ледорубы, кошки.

5 июля 2008 года в 7:30 вышли из а/л «Безенги», где забрали свою продуктовую заброску и провели один день днёвки. Поднимаемся правым бортом р. Черек-Безенгийский по достаточно хорошо набитой тропе. Примерно через 1,5 часа (время с привалами) к 9:00, тропа переходит на морену. Есть места, где необходимо обращать внимание на склон (высоко) на предмет схода камней. Определяются по следам падавших камней. Ещё через 1 час (к 10:00) выходим на ледник. Через 2 часа (к 12:00) начинается зона трещин, но ледник покрыт слоем снега, под которым не видно трещин. И там, где обычно ходят без связок, т.к. все трещины видны и легко обходятся или перепрыгиваются, мы связываемся в связки (фото 23). Перешли речку, скрытую снегом, развязались. В 14:30 поднялись на верх моренного вала, на выполаживание (фото 24). Тропа заснежена. Встаем на обед до 16:30. Справа от моренного вала (слева по ходу), течет ручей (и есть озёра), это надо просто знать, под снегом этого было не видно. Поток воды чувствуется и слышен из-под снега, если встать рядом. Раскопали снег, пробили слой льда. Пообедав и налюбовавшись видами Безенгийской стены, двинулись дальше. Тропа практически свободна от снега.18:00 привал. Последний переход от моренного вала до стоянок опять пришлось тропить снег. В 18:40 встали на самых ближних к Джангикошу стоянках. Остальные (ниже) засыпаны снегом.

ЧХВ 6 ч 12 мин

На следующий день, 6 июля 2008 года, погода утром была и морозная. 6:36 вышли с Джангикоша. На плотном, местами зафирнованном снегу в кошках комфортнее, надеваем. Поднимаемся по леднику. Ледник закрытый, но трещин нет. В 10:45 вышли на выполаживание (вид на перевал Дыхниауш), с которого поворачиваем налево. Снег уже основательно подкис. Полюбовались, поворачиваем налево. К 12:00 подошли к перевальному взлёту (фото 25). На перевал поднялись за 30 минут. Крутизна перевального взлёта 30*. Склон заснежен. На другую сторону – осыпной. Специального снаряжения не потребовалось. Достаточно острый, но и не с крутыми склонами, гребень, в ширину - на одого, местами на двоих. Погода облачная.

ЧХВ с утра до подъема на перевал 4 часа.

Перевал Спартак

4100 м

снежно-ледово-осыпной

Расположение: находится в перемычке Башхаауз, в юго-восточном гребне в. Башхаауз. Соединяет верховья ледников Башхаауз и Крумкол.

Прохождение: 6 июля 2008 года со стороны ледника Башхауз на сторону ледника Крумкол

В13:00 немного поднимаемся вверх по гребню от перевала МВТУ и начинаем траверс склона в сторону перевала Спартак. Траверсиреум снежно-осыпной склон, в опасных местах по одному с дистанцией примерно 15-20 метров (диктуется рельефом выше по склону), смотрим друг другу камни (иногда с вершины и из кулуара сыпет) (фото 25).

Через час (в 14:00) вышли на перевал Спартак. Обедаем и никуда не торопимся, сидим на высоте – видимость ухудшается, ледопад, похоже, сегодня нам не идти.

15:40 начинаем спуск на ледник Крумкол. Ледник закрытый, трещины. Движение в связках. Идём очень плавной дугой слева направо. 16:00 привал. Серьезная облачность, видимость ограничена. 16:20 стоянка примерно на уровне первого нунатака. Зондируем округу, очерчиваем границы, куда ходить без страховки нельзя. За водой ходили в связках к скальному выходу под верхней ступенью ледопада, под большой вертикальный скальный выход. Вторая часть группы занималась в это время снежным строительством. Так мы готовились к самой нашей высокой ночёвке (3970м). Состояние группы хорошее.

ЧХВ всего дня 5 ч 50 мин.

7 июля 2008 года, понедельник

5:00 подъем дежурных. Снег, плохая видимость, но мы все равно готовимся к выходу. Немного подождали. Снег закончился, туман (периодически рассеивается). 8:20 выходим.

Спускаемся по леднику в связках, обходим трещины. Через 1,5 часа предпринимаем разведку, т.к. на пути большая трещина. Выбрали вариант обхода справа (фото 27). Вешаем перила на спуск (11:30) через два бергшрунда. Далее достаточно пологий склон. Трещины забиты снегом. Движение в связках (фото 28). Проходили в стороне от нунатака, но все равно посматриваем, не долетают ли до нас камни. Подходить к нему ближе желания не возникает – есть и следы от обвалов. В15:20 остановились на обед ниже второго нунатака. Через 1,5 часа продолжили свой путь, выбираем место для ночевки. Видимость ограничена, но иногда становится видно наш пройденный путь (фото 29) и следующий перевал. К 18:00 выбрали место под стоянку на морене. Повсюду снег, тропим, Воды по описаниям здесь нет, а есть ниже. Идти ниже и терять высоту не хотелось - отсюда логичнее подниматься на перевал Ашинова. Снег топить тоже не хотелось. Откопали воду под мореной.

ЧХВ с утра 5 ч 30 мин

5.6 Связка перевалов Ашинова и Туристов Грузии (2А)

Перевал Ашинова

3800 м

(снежно-)осыпной

Расположение: находится в южном отроге хребта Коштан-крест между в. 20-летия ВЛКСМ (другое название - 4100) и в.Колкая. Соединяет ледник Крумкол и ледник Дыхкотюбугай.

Прохождение: 8 июля 2008 года с ледника Крумкол на ледник Ю. Тютюн

Сам перевал и путь подъёма на него хорошо видны ещё при спуске и движении по леднику Крумкол. Подъем на седловину возможен или косым траверсом склона слева направо (по ходу) с морен на повороте ледника Крумкол, или в лоб по склону по линии падения воды. Мы идём по первому варианту. В 7:30 выходим со стоянки на морене. За 1,5 часа поднимаемся по заснеженному склону и выходим на мелкую и среднюю осыпь. Достаточно сильный туман мешает ориентироваться, поэтому сначала мы недостаточно сильно забрали вправо. Развиднелось, 1 час идем траверсом по осыпному склону крутизной 20-25 градусов, обходя бараний лоб. рсом по снежному склону не недалеко от начала подъема. у Крумкол. Затем поднимаемся по снежно-осыпному склону (фото 30) крутизной 25-30 градусов и через 1 ч 15 мин (в 11:54) выходим на седловину перевала (фото 31). Седловина перевала широкая. Тур нашли южнее. Время на подъем 3 ч 20 мин.

Начинаем спуск в 12:45. С правой по ходу движения стороны седловины нависает небольшой снежный карниз, проходим его. Спускаемся по снежному склону пика ХХ лет ВЛКСМ, траверсируя склон влево (фото 32). Переваливаем через его широкое юго-восточное ребро (есть смысл двигаться траверсом, не набирая высоту или обходить снизу) и в 13:30 останавливаемся на обед, поскольку усилился туман, и перевал Туристов Грузии не видно. Время спуска с перевала Ашинова до начала подъема на перевал Туристов Грузии 35 мин.

Перевал Туристов Грузии

3800 м

снежно-ледовый

Расположение: находится в южном отроге хребта Коштан-Крест между в.3844 и в. Каратау. Соединяет ледники Дыхкотюбугай и южную ветвь ледника Тютюн.

Прохождение: 8 июля 2008 года ЮЗ-СВ.

Необходимое снаряжение: основные веревки, страховочные системы, кошки, ледорубы

Подъем начинаем от осыпного цирка у языка ледника Южный Тютюн. Из-за тумана перевал не видно, ждём просвета. В 16:00 видимость улучшается и группа начинает подъем на перевал по снежному склону, в кошках, держась центра (фото 33). Через 15 минут связываемся в связки и поднимаемся по снежному склону крутизной 20-25 градусов. Седловина перевала находится справа по ходу, там ледник рвется и образует трещины, которые мы обходим по дуге слева. В 17:13 группа поднялась на перевал Туристов Грузии, чистоу время подъема 50 мин.

В 17:40 начинаем спуск по снежному склону в связках и кошках. Туман, мелкий дождь. Через 10 мин выходим на осыпь, снимаем кошки и развязываемся. Спускаясь, забираем влево, чтобы обойти бараньи лбы и сбросы. Посматриваем друг другу возможные камни сверху. В один из просветов увидели нормальный спуск вниз и бараньи лбы справа от нас, начали движение прямо вниз. В 18:00 начинаем искать место для стоянки, упрямо моросит дождь. В 18:30 встаем на стоянку на одном из моренных валов. Дождь усиливается.

Время спуска с перевала до м/н 50 мин.

ЧХВ с утра для двух перевалов 6 ч 05 мин

На следующий день, 9 июля, выходим в 8:09 и продолжаем спуск в долину по травянисто-осыпному склону, иногда выходя на ещё сохранившиеся снежники (фото 34). Идем по правому берегу ручья, и после впадения его в Тютюнсу – также, по правому берегу. Тропы как таковой нет. Начинается криволесье, скорость передвижения сильно падает. Несколько раз пытаемся найти тропу выше по склону, но безуспешно, хотя по описаниям она где-то есть. Траверсируем осыпной берег реки. К 14:30 доходим до скального каньона, в который и уходит река, но не находим прохода. Следуя описаниям, в которых говорится, что тропа идёт верхом, тратим несколько часов на попытки обойти прижим, но наверху нет и намека на проход, с другой стороны обрыв. Спускаемся к реке и в 21:00 ровняем площадку для сна на каменистом берегу реки, под прикрытием большого камня. Палатки поставить затруднительно, спим под тентом, погода позволяет.

На следующий день, 10 июля, утром, тропа нашлась в зарослях за большим камнем, в десяти метрах по высоте над водой, на границе каменистого берега и соснового леса, где река уходит в каньон. На этом большом камне сложили тур и в 9:00 начали спуск по тропе. Сначала продираемся по зарослям, ближе к низу тропа становится хорошо натоптанной и идёт по красивому сосновому лесу. В какой-то момент виден водопад в каньоне и позже - долина реки Черек Балкарский. К 11:10, с двумя привалами, выходим к слиянию Тютюнсу и Черека. Через полчаса ходьбы доходим до Тютюнсу, ищем мост. Он оказался чуть выше разлива, за кустами (фото 35). Тропы хорошо натоптаны лошадьми. Согласно описаниям, моста может не быть (смывает). В таком случае следует переправляться ниже по течению, через многочисленные рукава Тютюнсу, на которые он делится, впадая в Черек Балкарский. Переправа не глубокая. При везении можно и по камням перепрыгнуть.

Ещё через 30 минут (в 12:15) дошли до поворота на пер. Дополнительный - видим скальный «зуб».

5.6 Перевал Дополнительный (1А, 2960)

Перевал Дополнительный

2960 м

скально-осыпной

Расположение: Перевал расположен в восточном отроге хребта Коштан-крест и соединяет верховье реки Коштансу и левый приток р. Черек Балкарский. Самостоятельного значения не имеет, только в связке с пер. Шести (1Б) или пер. Коштан (1Б).

Прохождение: 11 июля 2008 года со стороны д.р. Черек Балкарский

Необходимое снаряжение: каски, кошки

Из д.р. Черек Балкарский, с тропы, видна отличительная примета нужного поворота из долины, да и самого перевала – скальный «зуб». Это отдельно стоящая скала, загнутая влево как клык, хорошо различимая на фоне неба.

В 13.00 начинаем подъём по сухому руслу реки, через некоторое время в русле появляется вода. В 14:00 выходим на левую сторону русла реки, на травяные площадки. Но они расположены под уклоном. Согласно описаниям, стоянки есть под «зубом». Предприняв разведку до «зуба» и найдя там и тропу и место для постановки палаток, решаем подниматься (фото 36).

К «зубу» подошли с левой (ор.) стороны, где нашли тропу, огибающую его с нижней стороны и приводящую на другую его сторону, ближе к реке. Немного поднялись по тропе левым берегом реки и в 15.30 встали на стоянку на тропе между рекой и «зубом», на небольших площадках на 2-3 палатки. Полуднёвка. ЧХВ до м/н 1 час 30 мин.

Несмотря на переменную облачность, внизу было жарко. В районе трёх часов для прошёл дождик.

На следующий день, 11 июля, выходим в 8 часов и продолжаем подъём. Погода ясная. Склоны травянистые, изредка осыпные, крутизной 30-35 градусов, тропа преимущественно идёт по левому (ор.) борту, иногда теряется в траве. Стены ущелья весьма круты. В 09:30 из долины стал наползать плотный туман, сильно ограничивая видимость. На осыпных участках склона движемся плотной группой – осыпь подвижная. Кроме этого отдельные камни сходят сверху – стены нагреваются на солнце и начинают «стрелять». Стараемся смотреть друг другу камни и делать привалы под защитой стены

В 11.50 выходим к снежнику и надеваем кошки. Крутизна склона 35-40 градусов. Здесь необходимо просматривать друг другу склон – по снежнику камни сверху летят бесшумно. Снежник пройден за 60 мин (фото 37). Дальше подъём идёт по осыпи (движение плотной группой), которая позже переходит в неприятный конгломератный склон. Выход на перевальную седловину по осыпи и разрушенным скалам (плотной группой или с дистанцией). Есть два варианта: справа и слева от жандарма (фото 38). Мы выбрали правый вариант (по ходу). Пытаемся придерживаться за скалы, но они не надежные – разбираются руками. 13.30 выходим на перевал Дополнительный. Седловина перевала широкая, с той стороны заснежена. Обедаем. Воды на перевале нет. Сделали сток на снежном склоне, натекла вода - приготовили обед. По описаниям, вода должна быть левее (по ходу).

В 15:40 начинаем движение в кошках по снежнику, придерживаясь левого борта долины, в сторону перевала Коштан и стараемся не сильно терять высоту. В 16.30 встаём на ночёвку на последнем пологом месте склона. Вид красивый, тем более, это единственное место, где стаял снег. В метрах тридцати течет ручеек. Погода ветреная. Облачность 6 баллов.

ЧХВ с утра 4 ч 50 мин

5.7 Перевал Коштан (1Б, 3450)

Перевал Коштан

3450 м

(снежно-)осыпной

Расположение: Находится на хребте Коштан-Крест, направление запад-восток.

Соединяет лед. Уллуаузна и пр. исток р. Коштансу (р. Черек Балкарский).

Назван по наименованию хребта Коштан-Крест, в котором расположен, и реки Коштансу, ущелье которой расположено с востока от перевала.

Прохождение: 12 июля 2008 года с ледника Крумкол на ледник Ю. Тютюн

Необходимое снаряжение: каски, кошки

Выходим в 7 утра, переходим долину и начинаем подъём по крутому травянистому склону. Туман. Через 20 минут выходим на пологий снежник, где обнаруживаем следы предыдущей группы, по ним и идём. Ещё через 40 минут подходим под финальный взлёт крутизной до 35 градусов. Через час подъёма по снежному, местами осыпному склону (плотной группой) выходим на перевал Коштан, правее треугольного жандарма (9:15) (фото 39).

Спуск с перевала начали в 10:20: за 50 минут спускаемся в кошках по снежнику. На противоположной стороне долины видим лагерь группы, по следам которой и прошли перевал Коштан. Группа большая - более 15-ти человек точно. Чуть позже мы их встретили на леднике. Завтра они собираются идти пер. 9 мая (1Б). Нас это огорчило. Перевал и так осыпной, а тут ещё человек 15 туда же собрались.

От конца снежника за 20 минут спускаемся по осыпи к правой боковой морене ледника Уллуауз. Погода ясная и жаркая (12:00).

После сошедшего несколько лет назад селя пройти напрямик на другой борт ледника, к перевалу 9 мая, слишком сложно. Обходим ниже по долине. Сначала движение прямо по моренному валу, натоптанная тропа. Спустя минут 20 хода тропа разветвляется: одна также по моренному валу уходит вниз по долине, другая – налево, на зачехленный язык ледника. Её мы и выбираем. Движение по зачехленному леднику, с рваным рельефом. Осыпь на леднике подвижная.

В 12:40 встали на обед на маленьком ледовом озерце. Купаемся, обсуждаем планы, перспективы. Решаем 9 мая не идти и выходить из района по д.р. Думала.

Спуск до слияния р. Думала и Укюсу занимает три часа. Движение левым берегом реки Думала, вытекающей из-под ледника Уллуазна. Зачехленный ледник сменяется крупной подвижной осыпью. После выхода с осыпи/курумника на траву тропа легко читается.

Идем левым берегом реки. Пасется скот. Стоят метеорологические чашки.

На слиянии стоит кош, пасут овец. После слияния дорога переходит на правый берег. Вход на тер-рию коша с северной стороны творчески оформлен (фото 39). Немного отойдя от коша, встали на первом пригодном месте, среди высокой травы. Воду брали из реки, берег высокий и крутой. Ниже по течению вставать нет ни площадок, ни доступа к воду - ещё более высокие и ещё более крутые берега.

ЧХВ 6 ч 50 мин.

5.8 Выезд из района проведения похода

На следующий день, 13 июля (воскр), спустились до слияния р. Думала и Черека Безенгийского, где егерь проверил у нас пропуск в заповедник, а позже согласился подвезти до села Безенги на грузовичке взяв какую-то символическую плату за проезд (12:30). В селе с проходящим транспортом не везло (воскресение), а мы торопились успеть попробовать поменять билеты на поезд до Москвы, отправлявшийся в 16:30. В итоге сторговались с кем-то из местных на УАЗике до Советского (15:00). Из Советского ехали на маршрутке. На московский поезд успели впритык, да всё равно не было мест. Поэтому поехали на перекладных: автобусы Нальчик – Пятигорск, Пятигорск – Ростов-на-Дону поезда Ростов – Рязань и Рязань – Москва. В Москве, таким образом, мы были всего лишь на 6 часов позже, чем если бы ехали на Нальчинском поезде – примерно в 10:30 утра, 15 июля 2008 года.

6. Итоги, выводы, рекомендации

Мы считаем, что поход получился интересным как по техническим препятствиям, так и по посещенным природным объектам, позволил нам достичь целей, которые стояли перед группой в начале похода. Участники смогли познакомиться со спортивными возможностями районов Адырсу и Безенги, полюбоваться на Безенгийскую стену, получить опыт прохождения перевалов 2А категории трудности, акклиматизироваться перед следующими спортивными походами в этом сезоне.

Район можно рекомендовать как для групп, которые впервые отправляются на Северный Кавказ, так и для уже бывавших там. Из пройденных препятствий хочется особо отметить перевал Шеки (н/к, ) и перевал Дополнительный (1А). Первый – как скучную, но безопасную альтернативу перевалу Столбовой (2А), второй – как достаточно сложный для прохождения перевал, в силу камнеопасности и того факта, что проходится он на личной технике.

Несмотря на то, что район часто посещаемый, мы испытали трудности с поиском материалов по пер. Дополнительный (1А) и вершине Орелю (1Б). Таким образом, сделанные нами снимки пути восхождения на вершину Орелю с пер. Киллар должны внести свой вклад в развитие информационного блока по району Адырсу.

В начале июля на Северном Кавказе в высокогорной зоне лежит все ещё много снега, и это необходимо учитывать при планировании маршрута (скорости движения) и подборе снаряжения (бахилы сильно рекомендованы).

Находясь в альплагере Безенги, строго рекомендуется выразить почтение директору Али Хусеевичу, пообщаться с начальником учебной части, начальником спасотряда, самими спасателями. Они смогу рассказать не только об обстановке на подходах (много ли снега, много ли трещин), но и том, на каких маршрутах какие группы работают. Также им необходимо знать, что в районе проходит группа туристов, чтобы не быть дезинформированными, если о вас будут поступать сообщения от других групп, которые вас увидят.

8. Фотоальбом

Примечание: в оформлении отчета использованы фотографии Анастасии Горячевой, Анны Овчаровой, Ильи Сергачева.

8.2 Перевал Киллар (1Б)

Фото 8. Мост через один из рукавов в устье Тютю-су. Вид с целевого берега.

Фото 9. Дорога на левом берегу Тютю-су

Фото 10. Автомобильный брод через Тютю-су. Мост – чуть выше.

Фото 11. Последние куски леса в д.р. Тютю-су.

Фото 12. Между нижними и верхними ночёвками.

Фото 13. Путь подъёма на ледник Кенчат.

Фото 14. Пер. Киллар.

Фото 15. Вид на в. Орелю с пер. Киллар

Фото 16. Седловина пер. Киллар. На заднем фоне – в. Кенчат.

Фото 17. Ледник Кенчат и следы подъёма

Фото 18. Спуск с пер. Киллар

Фото 19. Спуск в д.р. Джайлыксу

8.3 Перевал Шеки (н/к, 2500)

Фото 20. с. Верхний Чегем

Фото 21. Направление движения правее в. Чегетбаши

Фото 22. Группа на пер. Шеки (н/к, 2500)

8.4 Связка перевалов МВТУ-Спартак (2А)

Фото 23. Подъём на моренный вал восточной ветви ледника Безенги

Фото 24. Вид с моренного вала на пройденный путь

Фото 26. Траверс с пер. МВТУ (4200) на пер. Спартак (4100)

Фото 27. Крумкольский ледопад (под верхним нунатаком)

Фото 28. Прохождение Крумкольского ледопада

Фото 29. Прохождение Крумкольского ледопада

8.5 Связка перевалов Ашинова и Туристов Грузии (2А)

Фото 30. Подъём на пер. Ашинова

Фото 31. Выход на пер. Ашинова

Фото 32. Спуск с пер. Ашинова

Фото 33. Подъём на пер. Туристов Грузии

Фото 34. Долина реки Тютюнсу.

Фото 35. Мост через Тютюнсу у впадения в Черек Балкарский.

8.6 Перевал Дополнительный (1А, 2960)

Фото 36. На подходе к «зубу».

Фото 37. Вид вниз на снежник.

Фото 38. Седловина пер. Дополнительный.

8.7 Перевал Коштан (1Б, 3450)

Фото 39. Пер. Коштан (вост. сторона) (1Б)

Фото 40. Спуск с пер. Коштан (зап. сторона)