Руководитель: В.Виданов, Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по Ц.Кавказу (КБР и С.Осетия) летом 2010 г. Часть 2 из 2.

Фотоальбом к отчету

Продолжение. Начало здесь

13-ый день похода (06.08.2010г.)

т/б Дзинага – река Караугом – Райская поляна

С места ночёвки недалеко от т/б Дзинага на правом берегу реки Караугом выходим в 11:30 по дороге в направлении села Дзинага. Проходим село Дзинага и за ним выходим к погранзаставе. На погранзаставе регистрируемся и идём дальше по дороге вверх по долине по правому берегу реки Караугом (фото 701). Минут через 10 дорога заворачивает влево по ходу. Задумавшись как идти, спрашиваем у отдыхающих поблизости путь к леднику Караугом, и нам советуют тропу, идущую по берегу реки. Дорога остается слева, и мы спускаемся на берег реки на тропу (фото 702).

Тропа хорошо набитая. Идём сначала по пустому берегу и осыпям, потом по мелколесью, а затем по настоящему лесу (фото 703). Проходим несколько ручейков. По дороге проходим заросли малины (фото 704). Тропа выводит к мосту через реку, переходим по мосту на левый берег (фото 705-706). Далее по тропе левого берега реки Караугом выходим к лавинному выносу, пересекаем его и подходим к речке вытекающей с ледника Иська. Выбираем место для брода и переправляемся. Далее продолжаем путь по тропе до реки Фастаг. Реку Фастаг переходим по мосту (фото 707), немного выше впадения её в реку Караугом и встаем на ночёвки на правом берегу реки Фастаг, на Райской поляне. День отличный, солнечный. Как только начали ставить палатки, сразу пошёл дождь, но чуть-чуть – только когда ставили палатки.

Ходовое время

От т/б Дзинага до погранзаставы – 1 час.

От погранзаставы до выхода на тропу – 10 мин.

От начала тропы до моста через реку Караугом – 1 час.

От моста через реку Караугом до места ночёвки – 1 час 30 мин.

Итого: 3часа 40минут

14-ый день похода (07.08.2010г.)

Райская поляна – левобережная морена ледника Гулар

С места ночёвки на правом берегу реки Фастаг, недалеко от впадения её в реку Караугом на райских ночёвках выходим в 9:00. По набитой тропе поднимаемся на моренный гребень левого борта долины Караугом (фото 708). Находим удобное для спуска место и спускаемся по нему на ледник. Надеваем кошки, и за час пересекаем ледник, обходя трещины (фото 709-710). Ледник – открытый с не очень большим количеством трещин в центральной части. На морене правого борта ледника Караугом снимаем кошки и начинаем подъём в цирк перевала Воологата (фото 711-712). Поднимаемся вдоль ручейка по травянисто-осыпным холмам. Постепенно погода портится, на нас надвигается чёрная туча, вот-вот начнется дождь. Начинаем искать место для ночёвки. Выходим в карман правой морены ледника Гулар к началу мощного травянисто-осыпного гребня (фото 713). Здесь при желании можно поставить палатки, ищем, есть ли поблизости вода. До ледниковой реки идти далеко, но чуть выше по морене есть небольшой снежник, лежащий с зимы, из-под снежника вытекает небольшой ручеек. Начинает накрапывать дождь, и мы решаем встать на ночёвку здесь и не идти до подготовленных мест ночёвок (до них идти около 1 часа).

От места ночёвок до выхода на ледник – 2 часа 15 мин.

Пересекаем ледник в направлении правого борта – 1час.

Подъём от ледника Караугом до места ночёвки на левобережной морене ледника Гулар – 2 часа 10 мин.

Итого: 5 часов 25 мин.

Перевал Воологата (2А, 4000) + Чилингини (2А, 3650)

Перевал Воологата (2А, 4000) (другие названия: Вологата)

Местонахождение: Ц. Кавказ, в Соудорском хребте между вершинами Саудор-хох и Воологата. Соединяет ледник Гулар (приток ледника Караугом) и ледник Сонгути.

Экспозиция склонов: З – В.

Перевал Чилингини (2А, 3650)

Местонахождение: Ц. Кавказ, в Саудорском отроге между вершинами Саудор-хох и Чиринта. Соединяет ледники Сонгути и Скаттиком.

Экспозиция склонов:С-Ю.

Путь прохождения:Ледник Караугом – ледник Гулар – ледник Сонгути – ледник Скаттиком.

Характер маршрута: ледово-скально-осыпной.

Время прохождения: 08.08.2010г.

Описание дается: от ночёвок на правобережной морене ледника Гулар до левобережной морены ледника Скаттиком.

Определяющие участки:

- Подъем на пер. Воологата со стороны ледника Караугом.

- Спуск с пер. Воологата и траверс верхней части ледника Сонгути в направлении пер. Чилингини.

- Спуск с пер. Чилингини по леднику Скаттиком.

Возможные опасности:при движении по средней живой осыпи возможны камнепады. На ледниках Сонгути и Скаттиком много закрытых трещин.

Меры безопасности: Подъем и спуск по осыпи плотной группой, прохождение закрытых ледников в связках.

15-ый день похода (08.08.2010г.)

Правобережная морена ледника Гулар – перевал Воологата (2А, 4000) – ледник Сонгути

- Подъем на пер. Воологата со стороны ледника Караугом:

С места ночёвки в кармане правобережной морены ледника Гулар выходим в 8:25 вверх по гребню морены. Гребень достаточно плавно набирает высоту. Поднялись до подготовленных мест ночёвок (9:25) Далее продолжаем подъём по осыпному склону, который выходит на небольшие «бараньи лбы» (фото 714). По ним поднимаемся до начала снежника под перевалом Воологата. В конце «бараньих лбов» одеваем кошки и по не крутому снежному склону (фото 715) поднимаемся на выполаживание под перевальным взлётом пер. Воологата (фото 716). Перевальный взлет пер. Воологата представляет собой небольшой снежно-ледовый участок, за которым идёт мелкая живая осыпь и разрушенные скалы. По снежно-ледовому склону поднимаемся как можно выше к перевалу. Снимаем кошки и продолжаем движение плотной группой по живой осыпи (фото 717). Осыпь очень живая и нам стоит больших трудов дойти до начала скал (фото 718). По разрушенным скалам, на которых лежит осыпь, забирая вправо, поднимаемся на перевальную седловину. Путь подъёма достаточно трудоёмкий, скорее всего на спуске в эту сторону (при прохождении перевала в др. сторону) придётся вешать веревки. Перевальная седловина пер. Воологата – не широкий скально-осыпной гребень (фото 719). Тур находится ближе к вершине Воологата. Снята записка: клуба АТО г.Москва в составе 6 человек, пер.Воологата (2А, 4000м) от 1 августа 2010г. В 15:30 рук.Холодов П.Н., маршрутная книжка 1/3-303.

На седловине нас накрывает снегом. Ждём пока распогодится. На седловине надеваем системы, кошки и связываем связки.

- Спуск с пер. Воологата и траверс верхней части ледника Сонгути в направлении пер. Чилингини:

Предварительно производим визуальную разведку путей спуска. Путь спуска с пер. Воологата в сторону ледника Скаттиком (пер. Чилингини) представляет собой около 20 м осыпного склона (фото 720-721), после которого начинается закрытый ледник. По осыпи идём, забирая влево по ходу и выходим на снег. Снежный склон под перевалом подрезан бергшрундом. Выбираем мостик, находящийся слева по ходу движения. Преодолеваем бергшрунд с одновременной страховкой и выходим на ледник Скаттиком (фото 722-723). Ледник достаточно пологий, трещин очень мало и они небольшие. Идём в связках, предварительно зондируя трещины. Выходим на пологую открытую часть (фото 724-726), и идём в направлении пер. Чилингини. Недалеко от пер. Чилингини нас накрывает мокрым снегом, по этому быстро ищем место и останавливаемся на ночёвку недалеко от озера (фото 727-728). Есть несколько мест под палатки, в основном под 2 шт., так что третью ставим на отдалении.

Ходовое время

От места ночёвки до нижних ночёвок под пер.Воологата с запада – 50 мин.

От нижних ночёвок под пер. Воологата с запада до начала снежника – 55 мин.

От начала снежника до выхода на осыпь и скалы – 1 час 05 мин.

От окончания снежника до седловины – 1 час 20 мин.

Спуск с седловины до выхода на пологий ледник – 1 час

По леднику до места ночёвок у озера – 1 час

Итого: 6 часов 10 минут

16-ый день похода (09.08.2010г.)

Перевал Чилингини (2А, 3650) – левобережная морена ледника Скаттиком.

- Спуск с пер. Чилингини по леднику Скаттиком:

С места ночёвки у озера на левобережной морене ледника Сонгути выходим в 9:30 по осыпям в направлении седловины пер. Чилингини. Спускаемся по скально-осыпному склону, а затем по снежнику на седловину пер. Чилингини. Перевальная седловина большая, снежно-ледовая. Тур не нашли. Надеваем кошки, связываем связки, начинаем спуск. Ледник Скаттиком достаточно плоский, вначале закрытый (фото 729-730). Идём, зондируя трещины. Выходим на открытую часть и по ней доходим до скальных выходов (2-х нунатаков) посередине ледника. (11:25). Проходим между ними и продолжаем путь по открытому леднику Скаттиком и выходим на его левобережную морену (12:45).

Ходовое время

От места ночёвки у озера до седловины пер. Чилингини – 40 мин.

С пер. Чилингини до нунатаков на леднике Скаттиком – 55 мин.

От нунатаков до выхода на левобережную морену ледника Скаттиком - 35 мин.

Итого: 2 часа 10 мин.

Перевал Кадурвцек Северный (2А, 3700)

Местонахождение: Ц. Кавказ, в хребте Сардидор (северо-восточном отроге Соудорского хребта), соединяет ледники Скаттиком и Кадурхошхин.

Экспозиция склонов: СЗ – ЮВ.

Путь прохождения:с ледника Скаттиком – на ледник Кадурхошхин.

Характер маршрута:ледово-скально-осыпной.

Время прохождения:09.08.2010г.

Описание дается: от левобережной морены ледника Скаттиком до ледника Кадурхошхин.

Определяющие участки:

- Подъём на пер. Кадурвцек Северный со стороны ледника Скаттиком.

- Спуск в сторону ледника Кадурхошхин.

Возможные опасности:при движении по скалам и осыпям возможны камнепады, на леднике Кадурхощхин возможны трещины.

Меры безопасности:Подъем и спуск по осыпи плотной группой, прохождение закрытых ледников в связках.

Необходимое снаряжение: кошки, ледорубы, каски, верёвки.

Левоберехная морена ледника Скаттиком – перевал Кадурвцек Северный (2А, 3700) – ледник Кадурхошхин

- Подъём не пер. Кадурвцек Северный со стороны ледника Скаттиком:

При спуске по леднику Скаттиком подъём на пер. Кадурвцек Северный очень хорошо просматривается (фото 801), но при подъёме это не помогает т.к. видимость ограничивается скальными стенами кулуара. По осыпному склону поднимаемся выше скальных выходов. Выбираем кулуар (по нашему мнению, ведущий к перевалу) и начинаем подъём. Подъём проходит по осыпи и скалам, иногда с применением простого (на первый взгляд) лазания (фото 802-807). В двух местах есть участки среднетехнического лазания, высотой около 4-х метров. Их проходим без рюкзаков с применением гимнастической страховки. Немного блуждаем в скалах ища нужный отворот кулуара и в итоге всех наших стараний выходим на гребень, немного правее нашей седловины (фото 808, 811-812). (утром 10.08.2010г. сходили на правильную седловину. Перевальный взлёт пер. Кадурвцек Северный со стороны ледника Кадурхошхин представляет собой снежно-ледовый склон крутизной 20-30 град (фото 813-814). Сняли записку: гр. Турклуба МГУ г. Москва, Казань, Могилёв, Новосибирск от 05.08.2009г.)

- Спуск на ледник Кадурхошхин:

Спуск с гребня на ледник Кадурхошхин не представляет никакой технической сложности, около 5 м осыпного склона, далее закрытый ледник крутизной около20 град, который очень быстро выполаживается (фото 811-812). По леднику идём, забирая вправо по ходу, и доходим до скальных выходов. Обследуем скалы в поисках мест под палатки, но ничего не находим и устраиваемся на ночёвку на леднике (недалеко от скал), предварительно вырубив площадки (фото 809-810).

Ходовое время

Подъём от морены до седловины пер.Кадурвцек Сев. – 2 часа 40 мин.

С седловины перевала до места ночёвок на леднике – 30 мин.

Итого: 3 часа 10 мин.

Перевал Кадурхошхин Верхний (2А, 3870)

Местонахождение: Ц. Кавказ, в Соудорском хребте севернее вершины Гегифтон, соединяет ледники Кадурхошхин и Зап. Хуппара.

Экспозиция склонов: СЗ-ЮВ.

Путь прохождения:с ледника Кадурхошхин – на ледник Зап. Хуппара.

Характер маршрута: ледово-скально-осыпной.

Время прохождения: 10.08.2010г.

Описание дается: от ночёвок на леднике Кадурхошхин до долины реки Сарди-дон (Скатиком-дон)

Определяющие участки:

- Подъём на пер. Кадурхошхин Верхний со стороны ледника Кадурхошхин.

- Спуск в сторону ледника Зап. Хуппара.

Возможные опасности: на подъёме и спуске возможно падение камней.

Меры безопасности: Прохождение закрытых ледников в связках, на спуске провешивание перильной страховки.

Необходимое снаряжение: кошки, ледорубы, каски, верёвки, ледобуры, страховочные системы, спусковые устройства, карабины.

17-ый день похода (10.08.2010г.)

Ледник Кадурхошхин – перевал Кадурхошхин Верхний(2А, 3870) – ледник Зап. Хуппара

- Подъём на пер. Кадурхошхин Верхний со стороны ледника Кадурхошхин:

С места ночёвки хорошо просматривается подход к нашему следующему перевалу Кадурхошхин Верхний (фото 901). Сам перевал и перевальный взлет не просматриваются с мест ночёвок и с нашей траектории пути. Видно только начало кулуара, ведущего на перевал. Слева по ходу от начала перевального взлета хорошо просматривается свежая каменная осыпь (результат камнепада).

От места ночёвки возле скальных выходов на леднике Кадурхошхин в связках выдвигаемся в сторону перевала Кадурхошхин Верхний. За два небольших перехода по леднику (частично закрытому) поднимаемся к началу перевального взлёта. Чтоб не рисковать уходим под скалы справа по ходу и из-под них начинаем подъём, сразу выходя в кулуар (фото 902). Перевальный взлет пер. Кадурхошхин Верхний представляет собой узкий снежный кулуар, длинной 200-250м, крутизной до 50 град. в верхней его части (фото 903-904). Подъём осуществляем в связках, рубя ступени в снегу. Перевальная седловина пер. Кадурхошхин Верхний представляет собой неширокий скально-осыпной гребень (фото 905). Тур расположен выше перевальной седловины ближе к в. Гегифтон. Сняли записку: гр. Турклуба МГУ г. Москва, Казань, Могилёв, Новосибирск от 05.08.2009г.

- Спуск в сторону ледника Зап. Хуппара:

Спуск с перевала в сторону ледника Хуппара Западный представляет собой ледовый склон, крутизной прим 30-35 град., покрытый мелкими камнями! В начале спуска особенно много камней вмерзших в лёд, так что закрутить ледобур не представляется возможным (фото 906-909). На спуск провешено 5 с половиной веревок. Крепление первой веревки за скальный выступ на перевале. В виду невозможности закручивания бура, первую веревку наращиваем второй. Далее веревки крепились на ледобурах. Спуск последнего осуществлялся с нижней страховкой. Спускались до осыпи на леднике. По осыпи спустились на пологий открытый ледник и по нему начали спуск вниз. При спуске рекомендуем держатся правой стороны (фото 910), т.к. мы забрав ближе к центру ледника попали между 2-х ледниковых рек, текущих в глубоких и широких проталинах (промоинах), пришлось возвращаться и искать переход. Погода постепенно портится, надвигается туман и начинает моросить дождь, по этому, дойдя до морен под языком ледника (фото 911), спускаемся по ним по правому берегу реки. Пройдя два моренных вала, переходим речку по камням и выходим на прекрасные места для ночёвки (травка, песочек) (фото 912).

Ходовое время

От места ночёвки на леднике до начала кулуара – 1 час 10 мин.

Подъём по кулуару до седловины – 1 час 15 мин.

Спуск с седловины до выхода на осыпь – 2 часа 30 мин.

Спуск по леднику Зап. Хуппара и моренным холмам до места ночёвки – 1 час 10 мин.

Итого: 6 часов 05 мин.

18-ый день похода (11.08.2010г.)

долина реки Хуппара – пер. Дунта (н/к, 2358) – посёлок Дунта

От мест ночёвок по моренным осыпным холмам спускаемся до бараньих лбов. В этом месте река Хуппара уходит вниз водопадом. На правом берегу реки, над бараньими лбами начинается тропа (фото 913-914). Тропа серпантином спускается по правому берегу реки с бараньих лбов, далее теряется в зарослях. Дальше в долине достаточно много козьих тропок. Выбираем одну из них и движемся вниз по достаточно плоской долине (фото 915). Переходим реку по камням и движемся по левому берегу. Почти в конце долины переходим речку вброд, т.к. нам кажется, что тропа продолжается по правому берегу. Но, вопреки нашим ожиданиям, выбранная тропа уходит в соседнее ущелье. Сходим с тропы и спускаемся по травянистому склону вниз до слияния рек Хуппара и Скаттиком-дон. Немного выше слияния переходим речку Хуппара вброд на левый берег и по нему доходим до коша, т.к. возможно там есть мост. Моста около коша не оказалось, переходим реку вброд, глубина примерно 60-70 см (фото 916). От коша по хорошей тропе проходим перевал Дунта (фото 917) и от него спускаемся в поселок Дунта (фото 918). Реку Сонгути преодолеваем по мосту, состоящему из груды железа и пары досок. Из Дунты выезжаем на газели до Владикавказа.

Ходовое время

От места ночёвки до слияния рек Хуппара и Скатиком-дон – 3 часа 30 мин.