Автор: П.А. Егин (г. Москва)

Из Балкарии в Карачай. Solo-2010.
Часть II.

Каньон реки Малка

В Джилысу

Вдоль ручья

Знакомым маршрутом. У меня были запасные варианты маршрута, которые предусматривали возможность его урезания (например, не идти на АЛП, а сразу спускаться на плато Джикаугенкез). Оказалось же, что мне надо не урезать маршрут, а идти другим более простым путем.

Серебряный источник

Я вспомнил, что лет двадцать пять назад мне пришлось пойти в отпуск в конце сентября. Чтобы отпуск не пропал, я составил простой маршрут и отправился из пос. Верхний Баксан к оз. Сылтранкель, потом пошел по дол. р. Кыртык на пер. Кыртыкауш. Спустился по Исламчату и перешел в верховья реки Малки к источникам Джилысу.

Дорога шла по левой стороне долины реки Кыртык. Как обычно, путь начался с подъема на устьевую ступень. На окраине пос. Верхний Баксан у меня произошла удачная встреча с хозяином первого коша. Он подвез меня на уазике и избавил от нудного подъема по серпантину. Первый кош находится в начале пологой части долины. Отсюда на юге видна гора Уллутау .

Второй кош находится в стороне от дороги, и я туда не заходил. Этот кош привлек мое внимание аккуратным зеленым лужком, который был тщательно выкошен и уставлен небольшими стожками сена. Надо отметить, что у балкарцев не пропадает ни одна сенокосная лужайка.

В третьем коше я познакомился с Хамзатом. Здесь есть источник нарзана и пещеры в горе. Хамзат угостил меня айраном, рассказал о достопримечательностях этого места, а потом показал осколок снаряда и еще какой-то кусок металла. На нем под легким слоем ржавчины четко виднелось клеймо 1941R.

Вид с плато Ирахиксырт

Четвертый кош находится у дороги в долине р. Гитчеесенчи, на расстоянии примерно 300 метров от того места, где от дороги отходит влево тропа на пер. Кыртыкауш. На развилке стоит приглашение зайти . Высота примерно 2640 м. Хозяина коша зовут Владимир, он русский, уроженец Тырныауза, с высшим образованием. Владимиру 61 год. Он уже несколько лет постоянно работает в коше и иногда навещает детей и внуков в Кисловодске. Любит исполнять под гитару бардовские песни и сочиняет сам. Владимиру помогал молодой парень-балкарец. Он поступил в институт и работал до начала занятий.

А я рассказал, как двадцать пять лет назад осенью встретил в этих местах пастухов, которые перегоняли овец вниз. Вечером того дня в долине Исламчата я узнал, как балкарцы готовят ужин в походных условиях. Был установлен треножник, а на нем висел большой котел, в котором варилась нарубленная большими кусками баранина. Когда все наелись мяса, достали большую кружку. Из котла зачерпывали полкружки горячего бульона и доливали айран до краев кружки. Этот напиток прекрасно дополнял баранину. Выслушав мой рассказ, Владимир спросил: “А знаешь, кто тебя угощал?” Он указал на своего помощника: “Его дядя”.

На пологих склонах вокруг перевала Кыртыкауш (3232 м) выложены из камней названия городов. Много украинских названий. Это обстоятельство совпало со словами хозяев кошей, которые утверждали, что российские туристы появляются редко, а вот туристов с Украины они видят регулярно.

На Исламчате было два коша, первый – под пер. Кыртыкауш, а второй – за поворотом тропы из долины Исламчата на перевал, ведущий в верховья р. Малка. На той схеме этот перевал обозначен, как Сев. Каракайский высотой 2089 м, а правильная высота – 2880 м. На этот перевал по травянистому склону поднимается хорошая тропа.

Следы вулканического прошлого

Все хозяева кошей оказались людьми гостеприимными и интересными. Маршрут получился хотя и простой, но мне понравился.

Когда я увидел Джилысу (Теплая вода), уже вечерело. Я остановился на пологом склоне метров на 200 выше народного курорта. Склон был покрыт такой густой травой, что палатка встала на нее, как на перину. Слева во всей красе возвышался Эльбрус, а пониже вид украшал водопад Султан . Вправо открывался вид на каньон р. Малка.

Ледник Уллучиран

В Джилысу (2200 м) оказалось много народа и большое количество самодеятельных построек. А двадцать пять лет назад там было два коша и забетонированные края у ванны нарзана – в общем, почти как во времена генерала Эммануэля. Когда я подошел к ближайшему домику, хозяева сначала пригласили меня к столу, а потом усадили в “Ниву” и подвезли до источника. Так как была первая половина дня, женская часть семьи отправилась принимать ванны, а глава семьи с сыном – к так называемому “Серебряному источнику”.

Я пошел с ними. За валом в самом начале каньона, пробитого рекой, есть подвесной мостик на правый берег Кызылкола. Дальше тропа шла вдоль ручья под краем ровного плато. Этот ручей начинался из “Серебряного источника”. Не знаю, как насчет серебра, но вода в источнике очень чистая, холодная и вкусная. Вода из источника собирается в довольно большом углублении, и желающие в нем купаются. В этом углублении вода голубоватая. В конце плато располагается база МЧС и палаточный лагерь, откуда начинаются восхождения на Эльбрус. Плато закончилось крутым склоном, под которым текла полноводная и мутная речка Карачаулсу.

Необычный склон

Через речку есть мостик, от которого дорога поднимается на плато Ирахиксырт. С этого плато открываются впечатляющие виды на Эльбрус. Источников воды на плато не встречалось. Ирахиксырт закончился балкой с ручьем. У ручья прямо на дороге я поставил палатку.

Утром я круто повернул с дороги на юг и начал подниматься по заросшим травой валам. Спустился к р. Кызылкол недалеко от оконечности л. Уллучиран. Реку не переходил, а пересек л. Уллучиран в самой нижней части. По левобережной морене поднялся до стоянки в моренном кармане (высота 3450-3500 м). Рядом со стоянкой проходила хорошая тропа на пер. Балкбаши (3691 м), до которого было уже совсем близко.

Вид на северо-восток

Вертолет МЧС

Готовится шашлык

Фото 58.
Мои знакомые из Счастливое и турист-соло
Вот наблюдение, касающееся ледников Зап. Курмы, Ирикчат и Уллучиран. Я путешествовал в период, когда ледники максимально открыты. Видимые части всех трех ледников располагаются ближе к правым склонам ущелий. Слева вдоль ледников расположены широкие морены и осыпи. Оказалось, что и под моренами и под осыпями залегает лед. Причем верхний уровень этого льда может подниматься довольно высоко на левый склон. Например, я поднимался на пер. Ирикчат по тропе, которая проходила по левому склону долины далеко от видимого ледника. Местами слой конгломерата оказывался тонким, и под ним виднелся лед. Этот лед тает, и тропа “плывет”. Появляются провалы.

Этими “украшениями” был особенно богат мой путь вдоль л. Уллучиран. Проще идти классическим путем – переходя реку вброд ниже по течению. Или уж идти вверх по середине ледника, а потом сворачивать вправо к стоянке. Но так идти лучше не одному.

Путь в Хурзук

И еще одно наблюдение. Сейчас туристов в горах пока еще меньше, чем в советские времена, однако, мусора появляется все больше. Теперь туристы используют продукты в пластиковой упаковке и бутылки, которых раньше просто не было. И бывает очень неприятно увидеть в ручье пластиковый пакет, который может пролежать много лет. Я не понимаю людей, которые здесь мусорят. Ведь они приехали издалека, а потом поднимались в горы, чтобы увидеть эти замечательные места. Что касается меня, скажу, что я не оставил в горах ничего, кроме пакетиков с чайной заваркой. Все остальное без проблем уносилось вниз и попадало в мусорный контейнер.

Склоны Эльбруса сложены вулканическими породами, которые по внешнему виду очень отличаются от осадочных пород даже там, где старые валы покрыты травой. На севере был виден склон хребта с фантастическим сочетанием цветов: преобладал темно-серый, почти черный (цвет вулканического пепла), внизу ярко зеленела трава, а с седловины спускались полосы вишневого цвета (фото 48). На северо-востоке вдали сквозь дымку виднелось плато с высокими обрывистыми краями – плато Кинжал. На востоке с одного ответвления ледника на другое по крутому склону стекал водопад, а в юго-восточном направлении поднимался покрытый грандиозными ледниками Эльбрус.

Старая башня

Погода была хорошая, площадка ровная, виды открывались замечательные. Вблизи оставался небольшой снежник, и под камнями тек ручеек. Да и время у меня было. Я решил, что закончу поход завтра, а сейчас останусь здесь. Расположился со всеми удобствами. День заканчивался превосходно.

Ночью меня разбудил ветер такой силы, что сдвигались камни, за которые я закрепил растяжки палатки. Пришлось подняться в три часа ночи (2 сентября). На фоне ночного неба выделялся Эльбрус. Над его вершиной различалось облако, а остальное небо было чистое. Позднее дома я выяснил, что в этот момент за облаком около вершины Эльбруса была Луна в фазе “последняя четверть”. Наверное, она обеспечивала подсветку этой картины. Правее Эльбруса сиял огромный Юпитер (он как раз приблизился к Земле), а левее – яркие звезды созвездия Орион. Но я не пробовал делать необычные снимки – было не до того. Требовалось основательно укрепить растяжки.

Памятник герою

Ветер дул шквалами и временами стихал полностью. А потом в полной тишине со стороны вершины возникал шум, как от бурного потока воды. Здесь можно было начинать обратный отсчет: пять, четыре, три… И палатка содрогалась от удара. Я надеялся, что к рассвету ветер успокоится. Солнце взошло, но стало еще хуже: вместо порывов гремел непрерывный ураган. Я пишу “гремел”, потому что такой звук производил тент палатки. Каждую минуту я ожидал, что ураган разнесет палатку в клочья. Но она устояла.

Укладывая рюкзак, приходилось каждую вещь придавливать тяжелым камнем. Каким-то чудом я ничего не упустил. Подходя к седловине перевала, я надеялся, что на той стороне ветер начнет стихать. Вопреки моим надеждам на спуске ветер еще усилился. Тропа была хорошая, но местами справа – на подветренной стороне были крутые склоны. В таких местах приходилось останавливаться и ждать, пока ветер хоть немного сбавит сумасшедший напор. Дождавшись, я проходил метров двадцать-тридцать и снова останавливался, изо всех сил стараясь не упасть. Все-таки один раз я не успел сосредоточиться и грохнулся на камни. Хорошо, что место было безопасное.

Заключительная часть. Все закончилось благополучно, я спустился к минеральным источникам (примерно 2600 м) – теперь уже в Карачае. Не знаю, как правильно называть это место. Здешняя гостиница называется Джилы-Суу.

Над главным источником построен павильон из камня со стеклянной крышей. Перед входом и внутри павильона помещены рекомендации о порядке приема лечебных ванн. В источнике одновременно может разместиться целая компания. Температура воды 16 градусов, и очень приятно, если пригревает солнышко, когда вылезешь. В окрестностях есть несколько питьевых источников минеральной воды. Всюду под ногами сновали толстые суслики.

Запечатленная в камне легенда

Отсюда можно начинать восхождение на западную вершину Эльбруса.
Я провел две ночевки на базе отдыха. Людей на источниках было немного, и со многими я успел познакомиться. Все мои знакомые были гостеприимны и доброжелательны. Это выражалось не только в том, что каждое знакомство сопровождалось приглашением на шашлык или плов. Три человека намеревались уезжать в тот же день, что и я, и обещали подвезти меня на своем уазике. А чтобы я не беспокоился о том, что могу не успеть на поезд, они по собственной инициативе решили отправиться пораньше.

Здесь я познакомился с solo-туристом карачаевцем. На фото 58 он – второй слева. От Джилы-Суу до Хурзука примерно 19 км, но это очень тяжелые километры и для водителя и для автомобиля. Сначала дорога идет высоко по правому берегу р. Битиктебе, а после впадения Битиктебе в Уллухурзук – по правому берегу этой реки. Перед впадением р. Кичкинекол дорога серпантинами спускается к реке и по мосту переходит на левый берег. По пути 11 или 12 (я сбился со счета) мостов разной степени разбитости. Несколько раз встречались лесовозы. Разъехаться со встречными машинами было не просто.

Камень Карчи

Недалеко от дороги бурлила река. Над водой свисали ветви деревьев. Ярко желтела облепиха.

Мои знакомые из поселка Счастливое (этот поселок расположен примерно в 20 км на восток от Черкесска) оценили мой интерес к истории и географии Карачая и по пути останавливались у достопримечательностей.

На нижней окраине Хурзука я увидел старую башню и памятник Джатдаю Байрамукову. Дома я познакомился с его биографией, чтобы понять, почему его считают народным героем.

Вдоль Кубани идет хорошая дорога и мы быстро миновали Учкулан и Карт-Джурт. У устья реки Худес мы осмотрели новый мемориал у камня Карчи. Отличный мемориал, а в прошлом году здесь была простая грунтовая площадка, над которой меньше, чем на метр, выступал камень, огороженный металлическими столбиками с цепочкой.

Индыш вверх по течению

Мы продолжили путь вниз по дороге вдоль Кубани и миновали горбатый мост, ведущий в долину р. Даут.

Третья остановка была в ущелье речки Индыш у источника нарзана. Меня всегда интересовали ущелья небольших притоков Кубани, но не предоставлялась возможность туда заглянуть.

Долина Кубани постепенно расширялась, и вот показался город Карачаевск, который расположен в живописном месте у слияния Кубани и Теберды. В Усть-Джегуте я распрощался со своими знакомыми и поехал в Кисловодск. Конечно, до Невинномысска дорога короче, но зато до Кисловодска – живописнее. Из Москвы я отправил моим знакомым по Джилы-Суу альбомы с фотографиями из этого и прежних походов. В пути из Балкарии в Карачай были еще встречи с жителями Кабардино-Балкарии, с альпинистами и туристами из Пензы, Москвы, Севастополя и других городов. Сначала мои записки получились слишком длинными, и пришлось убрать описания этих встреч. Скажу только, что обо всех встречах в Балкарии и Карачае у меня сохранились самые лучшие впечатления. И двадцать пять-тридцать лет назад было также.

Я написал не обо всех, с кем встречался на своем пути. Но всем им я желаю крепкого здоровья и надеюсь, что когда-нибудь доведется встретиться снова.

Читать первую часть

27.01.2011г.

Отважный человек. Очень интересные, живописные фото. Описания природы дают представление, что ты сам все это видишь - так ярки и колоритны краски. Заметки глубоки по содержанию: знакомят с географией края, направляют заинтересованных путешественников по маршруту, оговаривая и предупреждая о сложностях, местах отдыха. Психологический настрой описания оптимистичен - раскрывает характер целеустремленного, доброго человека-путешественника, которому не безразлична жизнь не только нашей планеты, но и далеких звездных миров, свет которых озаряет душу всех нас, не равнодушных друг к другу.