Горы мира > Каракорум >

Источник: Денис Урубко, Алма-Ата

Вторая Чаша Фемиды

В последние дни мы снова отработали по маршруту. В третий раз. Кто знаком с типичной тактикой высотных экспедиций, может представить… Обычно, третий или четвертый выход становятся штурмовыми. Когда команда, получив акклиматизацию в предварительной обработке маршрута, выходит наверх, ставит последний лагерь - на рубежной высоте - и отправляется, дружно сопя разреженным воздухом, к высшей точке. К вершине. Но в нашей экспедиции время растягивается до беспросвета. Ибо - зима.

Преодолев ледопад над Базой, мы сделали первый шаг. Затем вышли на ледник, но начавшаяся непогода согнала нас с 5500 домой, оставив приятные воспоминания о большой заброске. В третий выход наши мысли о заброске поменяли окрас на пессимистический, потому что заболел Кори - нас осталось двое. Симоне и я вышли из Базы прихватив кое-что еще, ну… и загрузились этими вещами из депозита. Со скоростью черепашек мы начали искать путь между трещинами в снегах… и сил хватило лишь догрести до середины ледника на высоте примерно 5700. Мы видели, что где-то там впереди нас ждет светлый Лагерь 1. Это было 18.01.2011.

Симоне был готов ко всему. Я тоже. Но когда платформы размером с теннисное поле проседают на полметра, и с грохотом мир вокруг тебя рушится в преисподнюю (я чувствовал себя Брюсом Уиллисом в центре хаоса - помните когда в «Крепком Орешке - 4» он на грузовике убегал от пулявшего ракетами самолета, а вокруг падали мосты и бетонные колонны) - тогда сердце замирает (в отличие от крепкого сердца Орешка). Или когда ты стоишь на тропе, пробитой твоим приятелем, и слышишь, как где-то под тобой в толще снега звонко проламываются стокилограммовые сосульки и падают в Никуда, обозначая бездну над которой ты замер… это немножко понервировало Симоне и меня.

Снег был зимний. Знаете, такой рассыпчатый, что не дает сформировать след или ступень. И который не образует устойчивых мостов над трещинами. Иногда мы плыли в нем по пояс, иногда удавалось провалиться лишь по колено. Но свое поганое дело он творил. За восемь часов работы нам удалось продвинуться не больше, чем на два километра. В общем… мы пересекли верхнюю часть ледника и достигли края плато. То бишь, вечером 19.01.2011 узрели свои удивленные физиономии в точке Лагеря 1 на 5900. И это после десяти дней начала работы на горе! И мы еще не знали, какую приятную ночь предстояло провести. При температуре -40, когда газовая горелка не работает, и приходится перемороженными руками отогревать баллон, когда единственная надежда спасти ногу от обморожения - сунуть ее за пазуху к Симоне, и чувствовать у себя под мышкой его заиндевелую культю…

Зато теперь, погрузившись в реальность «с головой», можно для себя вывести остальные тонкости дела. На первый взгляд они эфемерны - только в моем сознании, и зависят порой от нелепых случайностей. Но почему-то иногда они помогают… дают силы смеяться и шутить в насквозь промороженной платочке Лагеря 1. Итак:

1. Все познается в сравнении, даже холод. Пару дней назад я получил письмо от Анны Пиуновой, ведущей сайта www.mountain.ru, и черкнул ответ: «Ну... знаешь, если воспринимать разницу... то возможно, у нас не так уж и холодно по сравнению с вами. В квартире сколько? +25 На улице сколько? -16 Разница 41 градус. А у меня в палатке - 20, на высоте -40. Разница всего 20 градусов... так что, возможно, вам и сложнее :) »
2. Ветер гремит высоко над горами, редко спускаясь в долину. Цирк ледника прикрыт башнями Гашербрумов 4, 5 и 6. Поэтому, внизу царит сравнительная тишина. И оптимистический грохот на высоте 7000 метров, с которым ураган перемалывает природу, можно воспринимать как что-то далекое.
3. Великий организатор экспедиций Симоне предусмотрел, похоже, все. В Базе много еды, керосина хоть упейся, есть Турайя-интернет от INTERMATICA, у каждого по компьютеру, пассатижи и салфетки на столе… В общем, весело.
4. Здесь в условиях сложного восхождения все наработанные годами инстинкты, что называется, вылезают наружу. Каждое действие становится невероятно продуманным, осмысленным, лаконичным и верным. Все что когда-то вкладывалось тренерами Савиной, Грековым и Горбуновым, все что приобреталось собственными шишками и болячками - оно есть, звучит внутри меня подобно медиатору. И очень приятно чувствовать контроль над ситуацией.
5. Третий участник саммита Кори, помимо того, что интересный человек - очень сильный альпинист. Физически здоров, есть о чем поговорить, не чуждается работы… и хочется верить в пословицу, что новичкам везет. Надеюсь, что «на хвосте» у его удачи появится шанс и для нас с Симоне. Ну а с итальянцем мы друзья.
6. Опыт. Что тут долго рассусоливать - Симоне уже был на двух зимних восьмитысячниках. Ну и мне давелось хапнуть удовольствий.
7. Соседство пакистанского лагеря кроме возможных негативных последствий дает несколько преимуществ. Так, позвонив по телефону ночью с высоты 5400 и поговорив с вертолетчиками, Симоне добился, чтобы нам докинули канистру бензина и охапку бамбуковых вешек. Ну и пообщаться с ребятами-офицерами иногда интересно.
8. Благодаря непостижимой для меня «высокой» технике можно «выпасть» на пару минут из промороженной реальности. И это сильно помогает сохранять жизненный тонус. Общаться с родными, друзьями… не бросать дела нормальной жизни, которые где-то далеко - ТАМ! - идут своим чередом. Так же «мелочи» технического прогресса вроде Джет-бойла, пухового комбинезона, легких палаток и прочего снаряжения позволяют чувствовать лучшее обеспечение по сравнению с людьми, которые шли на штурм этих высот в незапамятные пятидесятые прошлого века.
9. Как бы то ни было, подняться на вершину очень хочется. И это - самый важный фактор, двигатель нашего оптимизма.

Вот такие идеи лежат на другой чаше весов. Какая из них перевесит - покажет будущее. Достигнуть вершины Гашербрума или вернуться не солоно хлебавши… Но важно помнить! Что в другой руке Богиня держит меч… под который лучше не попадать.

А вот зачем я это написал? Для интереса! И чтобы родители не переживали, потому что жизненные ситуации, в которые можно попасть вне гор, часто бывают гораздо опаснее. Как видно из всего вышесказанного, позтивного. Удачи и здоровья Вам!

Читайте на Mountain.Ru:

Гашербрум II. Чаша Фемиды Гашербрум II. Чаша Фемиды

Гашербрум II. Второй лагерь

Моро, Урубко, Ричардсон. Зимняя экспедиция на Гашербрум II. Прибытие в БЛ

Гашербрум II. Жизнь в базлаге, ходка в С2 (6500м)

Денис Урубко, Симоне Моро и Кори Ричардсон. Зимняя экспедиция на Гашербрум II (8035м). Все в базовом лагере

Зимняя экспедиция на Гашербрум II. Моро, Урубко и Ричардс (c видео)