Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель:
О.Мешков, Новосибирск

Отчет о горном походе 5 к.с. по Памиру летом 2010 г. Часть 1 из 2

СЕКЦИЯ ГОРНОГО ТУРИЗМА

НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА


ОТЧЕТ

О горном походе пятой категории сложности

в районе ледника Федченко (Центральный Памир),

совершенном с 19 июля по 23 августа 2010 г.



Маршрутная книжка № 0-70-10

Руководители группы – Юдин В. А., Мешков О. И.

Автора отчета: O.I.Meshkov@inp.nsk.su



1. Справочные сведения:

1.1..Секция горного туризма Новосибирского Государственного Университета, 630090, г. Новосибирск-90, ул. Пирогова, д. 2, т. (383)-336-31-54.

1.2. Количественная характеристика пройденного маршрута:

Вид туризма

Категория сложности

Протяжённость активной части, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовых дней

горный

пятая

180

34

29

19.07–23.08. 2010г.

1.3. Район похода:

Маршрут совершён в районе ледников Абдукагор, Язгулемский, Захарченко, Ракзоу, Федченко, Витковского, РГО Центрального Памира.

1.4. Справочные сведения о районе.

Представляется излишним перегружать отчет подробной информацией об орографии, флоре и фауне района, которую при желании легко найти в Интернете. О Памире (рис. 1.4.1) так много написано, а в библиотеке МГЦТК так много подробных, хорошо иллюстрированных отчетов о походах, совершенных в этом районе, что лучше не раздувать этот раздел «цельнотянутой» информацией.

Центральный Памир у автора ассоциируется с высокими горами, могучими ледниками, поистине необъятными просторами, которыми можно полюбоваться с вершины или седловины перевала в хорошую погоду. Памирские масштабы – это нечто, трудно передаваемое словами. Нам повезло, запоминающихся видов на маршруте было много.

Наиболее подходящее время для продолжительных походов по Центральному Памиру - это период с середины июля по начало сентября, хотя на этот счет у знатоков есть разные точки зрения. Например, В. А. Юдин полагает, что в районе 20 августа погода, в среднем, ухудшается на 5-7 дней, но затем может восстановиться. Г. Е. Сальников, напротив, считает, что походы по Центральному Памиру целесообразно сдвигать к концу августа, т.к. в конце августа – начале сентября ему в среднем реже приходилось пурговать. Есть также мнение, что все определяется везением: бывают года хорошие и плохие. Лето 2010 г. в том районе, где проходил наш поход, явно отличалось повышенным количеством осадков, что подтверждалось, в частности, обилием сочной зелени на склонах практически вплоть до уровня ледников. Нам пришлось столкнуться с разнообразными проявлениями стихии, иногда неприятными, но терпимыми. К сожалению, достаточно плотные облака все время висели на высотах 5500 м и выше, поэтому массивом пика Революции, например, нам особенно полюбоваться и не удалось.


Рис. 1.4.1. Поход проходил в районе п. Революции (6974 м.) и ледников Абдукагор, Язгулемский, Ракзоу, Федченко, Грум-Гржимайло, Витковского, РГО.

При подготовке к походу и написании отчета использовались материалы сайтов

http://www.turclubmai.ru/

http://www.tlib.ru/

http://www.westra.ru

http://www.no-tssr.ru/.

Автор считает своим приятным долгом выразить благодарность А. Лебедеву за консультации по прохождению перевала Паустовского. Кроме того, хочется выразить глубокую благодарность тем сотрудникам МГЦТК, кто взял на себя труд оцифровки имеющихся в библиотеке клуба отчетов. Возможность доступа к ним из Интернета и очень удачная организация контекстного поиска на сайте превращает сбор информации о планируемом путешествии в приятное, увлекательное занятие.

Заметная часть нашего маршрута совпадала с тем, что был пройден группой А. Мамонтова в 2005 г. Много существенных деталей об особенностях разнообразных участков пути были почерпнуты из отчета о том походе и из бесед с А. Мамонтовым и Г. Сальниковым.

1.5. Подробная нитка пройденного маршрута:

Душанбе – кишлак Поймазар - р. Абдукагор – р. Дустироз - пер. Дустироз (2А, 4615 м GPS) – пер. Одесса (3А, 5120 м GPS) – ледн. Ракзоу - пер. Выгодный (1Б*, 5050 м GPS) – пер. «5921», 3А - лед. Федченко – пер. Ребро (3А, 5480 м) – ледн. Абдукагор – пер. Златоуст (2А, 5461 м) – ледн. Федченко – пер. Паустовского (п/п 3А, 6200 м,) – пер. Зимовщиков (2Б, 5915 м) – ледн. Витковского – ледн. Федченко – ГМС им. Горбунова – пер. Кашал-Аяк (2А-2Б, 4300 м) – ледник РГО - р. Абдукагор – кишлак Поймазар - Душанбе.

На рис. 1.5.1. показан высотный график маршрута, на рис. 1.5.2. приведена орографическая схема. Более подробные картографические материалы собраны в Приложении 2.


Рис. 1.5.1. Высоты ночевок (красные кружки) и максимальные высоты, достигнутые в те же дни (синие квадраты)


Рис. 1.5.2.. Нитка маршрута.

На рис .1.5.2. Старт и финиш – красный треугольник. Синий треугольник – место дневки. Красный пунктир – занос заброски. Зеленый пунктир – запланированный маршрут первого кольца. Голубой пунктир – запланированный маршрут второго кольца. Черные точки – произошедшие изменения маршрута. Кружками обведены пройденные перевалы.

1.6. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

Наименование

Категория
трудности

Характеристика
препятствия

перевал

Дустироз.

2А, 4618 м

снежно-ледово-осыпной

перевал

Одесса

3А, 5120 м

снежно- ледовый

перевал

Выгодный

1Б*, 5050 м

снежно-осыпной

перевал

«5921»

3А, ок. 5900 м

снежно- ледовый

перевал

Ребро

3А, ок. 5480 м

скально-ледовый

перевал

Златоуст

2А, 5461 м

снежно-ледовый

перевал

Паустовского

3А, ок. 6200 м

снежно-ледовый

перевал

Зимовщиков

2Б, 5915 м

снежно-ледовый

перевал

Кашал-Аяк

2А-2Б, 4300 м

снежно-ледовый

Формально, были также пройдены перевалы Язгулемский (2Б) и Танымас (1Б), но отнести их к определяющим препятствиям маршрута не представляется возможным: оба остались просто незамеченными группой, потому что «брались с фланга».

1.7. Состав группы

Ф. И. О.

Год рождения

Опыт

Должность

1

Юдин Владимир Алексеевич

1952

6у 6р

Руководитель

2

Мешков Олег Игоревич

1959

6y 5p

Запасной руководитель

3

Фидлер Марина

1990

Фотограф, финансист

4

Короленко Леонид

1988

Участник

5

Щербаков Антон

1988

Отв. за снаряжение

6

Сорокин Михаил

1987

Врач

7

Мамонтов Павел Геннадиевич

1984

Связист

8

Степанов Василий

1977

Навигатор, реммастер

9

Ульянов Александр Петрович

1972

5у 2р

Завхоз

1.8. Адрес хранения отчёта, наличие кино- и видеоматериалов.

Отчёт хранится в библиотеке Новосибирского Отделения Туристско- Спортивного Союза России.

1.9. Выпускающая МКК.

Маршрут рассмотрен Западно- Сибирской зональной МКК № 154-00-66665553 Новосибирского Отделения Туристско-Спортивного Союза России.

2. Организация маршрута.

2.1. Общая смысловая идея похода.

При подготовке маршрута 2010 г. было принято решение ограничить его длительность ровно пятью неделями. Это связано, в частности, с тем, что авиакомпания S7 совершает рейсы из Новосибирска в Душанбе только раз в неделю. Первоначальный, заявленный вариант прохождения маршрута включал перевалы Дорофеева-Горбунова (3А*) и радиальное восхождение на пик Революции (3А*), поэтому даже пятинедельное путешествие еле-еле позволяло все это осуществить. В силу различных обстоятельств реально пройденный маршрут оказался скромнее задуманного как раз на эти два определяющих препятствия.

Около половины участников группы имели ограниченный высотный опыт, но были достаточно хорошо подготовлены технически и физически. Пройденный маршрут должен был существенно повысить их спортивную квалификацию. Район п. Революции – одно из красивейших мест Памира, где не довелось до сих пор побывать обоим руководителям похода. Здесь находится крупнейший долинный ледник мира, а также легендарная ГМС им. Горбунова, каждое посещение которой остается в памяти на всю жизнь. При планировании похода рассматривался вариант заезда с юга, по р. Бартанг, однако собранная в Сети информация заставила задуматься о надежности такого варианта. Мы побоялись разливов Бартанга в июле, сопровождающихся разрушением дороги вдоль реки и отдали предпочтение более надежному северному варианту заезда, через Ванч и Поймазар.

2.2. Варианты подъезда и отъезда.

В Душанбе из Новосибирска мы долетели самолетом авиакомпании S7, предоставившей нашей группе значительные скидки на билеты, за что мы выражаем глубокую благодарность заместителю Генерального директора компании А. В. Еремину. Для покупки авиабилетов удобнее использовать загранпаспорт, т.к. в аэропорту нужно проходить паспортный контроль. Автомобильная часть маршрута обошлась нам в среднем в 550$ за один «Уазик» (от Душанбе до Поймазара).

Горно-Бадахшанская автономная область Таджикистана, является приграничным районом: граница с Афганистаном проходит по рекам Пяндж и Памир. Оформление пропусков, дающих право на посещение ГБАО, является обязательной формальностью, занимающей не менее одного рабочего дня.

Кроме этого, требуется оформление регистрации пребывания на территории Таджикистана. Это можно сделать заранее, по договоренности с туроператором, а вот для оформления пропуска в ГБАО нужны оригинала паспортов, в которых проставлена отметка о пересечении границы Таджикистана.

В Поймазаре с нас безуспешно пытались взять деньги за проезд на территорию национального парка, каковым теперь является ледник Федченко и его ближайшие окрестности. Это следует иметь в виду при получении пропуска в Горно-Бадахшанскую автономную область (ГБАО). В пропуске обязательно должны быть указаны все ледники, включенные в маршрут, в таком случае есть шанс отбиться от местных «рейнджеров».


Рис. 2.2.1. Виды Памирского тракта.

Путь по Памирскому тракту от Душанбе до Ванча очень живописен (рис. 2.2.1), хотя и утомителен. Хороший асфальт кончается примерно через 50 км после выезда из Душанбе. Дальше на дороге попадаются только его остатки времен советской власти, однако дорожные работы ведутся достаточно интенсивно и ситуация, можно надеяться, будет улучшаться с каждым годом.

2.3. Аварийные выходы с маршрута

Формальные аварийные варианты в маршрутную книжку были внесены. Фактически же, самостоятельный выход группы в цивилизацию с серьезно больным или травмированным участником с ледника Федченко, например, потребует чрезвычайных усилий. Это утверждение относится и ко всем остальным ключевым участкам маршрута.

Пока действует МАЛ «Навруз», существует и возможность вызвать к пострадавшему вертолет для эвакуации, но это означает, что фирма «Навруз» должна быть страховым представителем группы в Таджикистане. Ее контакты легко найти в Интернете. В нашей группе возникла аварийная ситуация, потребовавшая вызова вертолета. Подробности этого происшествия приведены ниже.

2.4. Изменения маршрута и их причины

На первой части маршрута из-за болезни руководителя группы Юдина В. А. и необходимости его эвакуации вертолетом группа потеряла 2 дня. Еще один день был потерян на заезде в результате автомобильной аварии. Вследствие этого пришлось отказаться от прохождения перевалов Хурджин Средний и Дорофеева-Горбунова, заменив их заявленным запасным вариантом перевалом «5921».

На второй части маршрута мы отказались от радиального восхождения на пик Революции. Причины этого обсуждаются ниже.

3. Организация похода.

Район был выбран по причинам, изложенным выше. Для сбора информации о маршруте в основном использовался Интернет.

Ценной информацией о вариантах прохождения перевала Паустовского поделился А. Лебедев (МАИ).

При подготовке группы проводились ледовые и скальные тренировки, а также регулярные тренировки по ОФП (зимой – беговые лыжи, летом - кроссы).

В итоге, опыта, технической и физической подготовленности участников оказалось достаточно для успешного преодоления всех встреченных на пути препятствий.

3.1. Материальное обеспечение группы

Общественное снаряжение

1.

Палатка «Северная звезда» (4-5 мест)

2

2.

Спальник

2 4х местных
2 индивидуальных

3.

Верёвка основная (10мм)

5 по 50м

4.

Верёвка вспомогательная (8мм)

2 (60м)

5.

Ледобуры

20

6.

Скальные крючья

около 20

7.

Карабины

20

8.

Ледосброс

1

9.

Пробки дюралюминиевые

10

10.

Парашюты снежные

6

11.

Лавинная лопата

2

12.

Снежный якорь (щит)

1

13.

Снежная пила

2

14.

Верёвка расходная

10 м

15.

Трёхголовый примус «Горыныч»

1

16.

Скороварка (8 л)+ кастрюля (10 л)+ поварёшка + защита от ветра из нержавеющей фольги + «шуба» для скороварки и кастрюли

17.

Ремнабор

1

3.2. Продукты

Были взяты из расчёта 660 граммов на человека в день. Меню апробировано во многих походах. Не было случая, чтобы скороварку не вычищали до блеска.

3.3. Аптечка

Аптечка весила около 4 кг. Витамины, лейкопластырь и лекарства от индивидуальных хронических болезней участники в потребном количестве брали самостоятельно.

3. 4. Денежные расходы

Поход обошёлся примерно в 35 000 рублей на человека (1$ » 30 руб.). Бoльшая часть денег была израсходована на оплату транспортных услуг. Кроме того, значительные незапланированные расходы (14 000 руб) возникли из-за переговоров по спутниковому телефону при вызове вертолета к заболевшему участнику.

4. График движения и техническое описание маршрута

Мы использовали новосибирское время, которое отличается от местного на +2 часа. Это было сделано для того, чтобы дежурным не приходилось вставать в 3 часа ночи.

Если не оговорено особо, то «левый» и «правый» означает «орографически левый» и «орографически правый. Длина веревки – 50 м.

19.07. Прилетели в Душанбе около 13-30 по новосибирскому времени. Время в Душанбе (-2) часа от новосибирского. Регистрации и пропуска были готовы к 20-00, этим занималась фирма «Навруз». Местные SIM-карты можно купить, только получив регистрацию, а новосибирские мобильники (МТС) работали плохо. Выехали из Душанбе на двух «Уазиках», с шофером одного из них, Галиматом Шамсутдиновым, договорились о маршруте заранее, найдя его телефон (810992 -935-886-509 или 934-081-564) в Интернете. Рекомендуем пользоваться услугами Галимата - от общения с ним и его водительского мастерства осталось самое приятное впечатление.

20.07 – 21.07. Путешествие до кишлака Ванч и далее до Поймазара заняло несколько больше времени, чем мы рассчитывали из-за аварии, в которую угодил возле Куляба напарник Галимата. По дороге у нас несколько раз проверяли документы, что отнимало каждый раз минут 10-15.


Рис. 4.1. Овринги на афганском берегу. Их все фотографируют

Дорога от Ванча до Поймазара местами такова, что ехать по ней в темноте практически невозможно. После же Поймазара до полуразрушенного моста через левый приток Ванча (рис. 4.2) идет и вовсе автомобильная тропа. Только местные водители в состоянии двигаться по ней на тяжелогруженых «Уазиках». Забавно, что за мостиком дорога становится заметно лучше. От него до моста через Абдукагор, напротив ледника РГО, около 1.5 часов хода.


Рис. 4.2. Дальше пойдем пешком.

Мы остановились на ночевку, пройдя около получаса, т.к. уже темнело. Повторюсь, в Поймазаре с нас попытались взять деньги за проезд на территорию национального парка, каковым теперь является ледник Федченко и его ближайшие окрестности. Это следует иметь в виду при получении пропуска в Горно-Бадахшанскую автономную область (ГБАО). В пропуске обязательно должны быть указаны все ледники, включенные в маршрут, в таком случае есть шанс отбиться от местных «рейнджеров».

22.07 (1-й день). Решили жить по новосибирскому времени (+2 часа к местному). Утром, выйдя со стоянки в 8 часов (рис. 4.3), отнесли «закладку» выше по течению по левому берегу Абдукагора и спрятали ее в нише под скалой: это продукты для первого кольца маршрута. Вернулись за оставшейся поклажей на место ночевки, попили чаю и около 12-ти понесли еще одну заброску вверх по правому берегу Абдукагора, перейдя реку по мосту. Долгое время шли по остаткам дороги, ведущей к заброшенному руднику, где еще в конце 1980-х добывали горный хрусталь. Местные жители о тех временах вспоминают с ностальгией, потому что работавшая в окрестных ущельях геологическая партия давала работу всему Поймазару. Кроме того, по склонам ущелий Абдукагора и Дустироза были проложены и поддерживались очень неплохие дороги, частично сохранившиеся до сих пор.


Рис.4.3. Начало пути. Слева видна морена ледника РГО, она находится за рекой.

Вверх по Абдукагору дорога ведет практически вплоть до одноименного ледника, хоть и прерывается, конечно, ледником Медвежий. Кроме того, кое-где приходится перепрыгивать через ручьи. Мы достигли за 4 ходки моренного кармана, где и пообедали возле уютного озерца. Акклиматизация, идется небыстро.


Рис. 4.4. Стоянка в моренном кармане после пересечения ледника Медвежьего.

Около 17-ти подошли к Медвежьему. Для его пересечения потребовалось пройти метров на 400 (по расстоянию) выше слияния текущей из-под ледника реки и Абдукагора (рис. 4.5). Моренный чехол, закрывающий Медвежий, в этом месте тонок, скользит под ногами, кое-где выступает лед, но кошки не нужны. Сразу за ледником, в моренном кармане на левом борту Медвежьего или правом борту Абдукагора, находится очень уютная стоянка с четырьмя маленькими прозрачными озерцами, на которой мы и остановились на ночлег. Небо ясное, спим на открытом воздухе.


Рис. 4.5. Вид вниз на р. Абдукагор во время пересечения ледника Медвежий.

23.07 (2-й день). Вышли в 7-30. Идем по остаткам дороги в моренном кармане вдоль Абдукагора, высоко над рекой. Эта тропа (остатки тракторной дороги) обозначена на карте. Выше нее, на правом склоне ущелья, видны электрические столбы.


Рис. 4.6. Ради этого минерала был построен рудник Хрустальный, ныне заброшенный.

Примерно через ходку, на высоте около 3100 м, на склоне начинаются небольшие заросли кустарника, за которыми открывается поляна со стоящим на ней полуразрушенным домиком. В скалах над поляной видны штольни, возле какого-то ржавого механизма валяются крупные, с кулак, куски горного хрусталя (рис. 4.6.).


Рис. 4.7. Вид вверх по ущелью р. Абдукагор. Мостик, видимый на фото и обозначенный на карте, переходить не нужно. Моренный вал ледника становится виден после поворота ущелья влево.

Тропа достаточно очевидна и остается таковой вплоть до моренного вала ледника Абдукагор (рис. 4.7). Его мы достигли около 12-ти часов за 4,5 ходки. С обеда вышли в 13-30 и двинулись вверх по правому борту ледника между моренной грядой и льдом. Как выяснилось месяц спустя, подойдя к первому правому ручью следует пересечь моренную гряду и идти по травяным полянам между ней и правым бортом ущелья. Но в этот день мы избрали другой путь и, придерживаясь ледника, за 5 ходок поднялись до 3850 м, после чего все-таки перелезли через гряду и остановились на ночевку на симпатичной зеленой полянке (рис. 4.8). Напротив нее, на другой стороне ледника, виден наш запланированный спуск с перевала Ребро. Прячем под камнем заброску для заключительной части маршрута. На небе тучки, на всякий случай ставим палатки.


Рис. 4.8. Травка, ровные площадки, чистая вода, ветра нет – жить можно. Место заброски и будущей дневки в моренном кармане на леднике Абдукагор.

24.07 (3-й день). Вышли в 7-30. К 9-15 спустились до места вчерашнего обеда. К 11-45 вернулись на «поляну четырех озер». В 13-10 ушли с поляны и к 16-15, перейдя мост через Абдукагор, оказались у оставленной два дня назад «закладки». Ночуем неподалеку от нее на песчаной террасе. Чистая вода есть в ручье метрах в ста выше по течению Абдукагора.

25.07 (4-й день). Вышли в 7-00, т.к. накануне наметили маршрут низом, возле реки. Однако через 20 мин. уткнулись в «необходимый» прижим, образованный недотаявшей лавиной. Пришлось лезть на склон и двигаться дальше по остаткам обозначенной на топографической карте дороги, густо заросшей травой (рис. 4.9). Ее регулярно пересекают глубокие саи и свежие морены, образованные камнепадами. Воды не бывает на протяжении длинных, масштаба часа, отрезках пути. Первый из встретившихся «серьезных» саев удалось пройти, поднявшись выше по склону метров на 50, а вот для пресечения следующего пришлось, наоборот, спуститься, и вдобавок рубить ступени в крутом конгломератном склоне.


Рис. 4.9. Путь вверх по Дустирозу. Остатки дороги на склоне.

В этом же сае тек ручеек, возле которого мы и пообедали (13-30 – 15-20). Дальше по остаткам дороги хорошо идется вплоть до слияния Абдукагора с Дустирозом. Здесь дорога уходит выше по склону, на ее поиск пришлось потратить некоторое время.


Рис. 4.10. Водопад, пересекающий дорогу.

Склон справа, не вошедший в кадр, непроходим.

Мы продолжали движение до тех пор, пока, ближе к вечеру (17-30), не уткнулись в мощный водопад, образуемый первым левым притоком Дустироза, обозначенным на карте (рис. 4.10). В этом месте он перехлестывает через дорогу и полностью размыл и ее и борт ущелья. Пройти под водопадом кажется невозможным, хотя разведка и обнаружила крюк, забитый в скалу поблизости от потока. Отложив переправу на завтрашнее утро, мы остановились на ночевку, расстелив спальные мешки прямо на дороге.


Рис. 4.11. Дорога окончилась. Впереди видна речка Джангалдара, левый приток Дустироза.

26.07 (5-й день). Выход в 7-15. Даже утром водопад казался грозным препятствием, и мы предпочли спуститься по крутому травяному склону практически к слиянию Дустироза с ручьем, где и удалось перепрыгнуть через поток на другой берег. Этот путь был найден накануне вечером, но переправа через ручей не представлялась возможной, утром же вода в нем очень заметно спала. Вновь поднявшись на дорогу, шли по ней до впадения в Дустироз речки Джангалдара (рис. 4.11). Дорога кончилась. Для переправы через Джангалдару пришлось натянуть страховку, течение оказалось достаточно сильным. Обедали в хорошо известной березовой роще (12-30 – 14-20). Вскоре после выхода с обеда уперлись в прижим, обогнуть который понизу не удалось из-за высокой воды в реке. Пришлось карабкаться верхом и даже бросить веревку на спуск. Дустироз в нескольких местах перекрывали лавинные выносы, по которым мы пару раз переходили с берега на берег, если это казалось целесообразным (рис. 4.12).


Рис. 4.12. И на реке бывают трещины. На снежном мосту через Дустироз.

Возможно, нам следовало воспользоваться таким мостом, чтобы перейти на правый берег, не доходя около часа до слияния Левого и Правого Дустирозов, т.к. практически в виду слияния мы, двигаясь по левому берегу, вновь уперлись в прижим, для преодоления которого снова понадобилось делать разведку, лезть вверх по склону и вешать веревку на спуск (рис. 4.13). Остановились на ночевку на левом берегу Левого Дустироза около 19-30. За чистой водой пришлось подниматься на заросшее карликовой березкой моренное плато. На нем много ручьев, но мало ровных мест под палатку. Заключительный отрезок перед слиянием Дустирозов мы прошли вдоль реки. На моренное плато справа по ходу при желании можно залезть – оно довольно живописно, но такой вариант пути дорогу не сокращает.


Рис. 4.13. Обход прижима на Дустирозе.

27.07 (6-й день). Вышли в 7-00, т.к. предстояла переправа через Левый Дустироз. Опять пришлось вешать страховку из-за сильного течения. Подошли под моренный вал по левому берегу Правого Дустироза. Перед валом есть замечательная поляна с густой травой, на которой установлена памятная табличка в честь геодезистов, работавших в этих краях в 1960-е годы (рис. 4.14). На вал мы залезли по центру (рис. 4.15), но можно подняться на него и обойдя справа по ходу. За валом открывается дивный вид на долину Дустироза (рис. 4.16), куда мы спустились по крутой сыпухе практически с места, на которое поднялись и через ходку остановились на обед.


Рис. 4.14. Поляна перед моренным валом Дустироза. Фото вниз по течению Дустироза. Володя определяет направление дальнейшего движения.


Рис. 4.15. Слияние Левого и Правого Дустирозов. Правый Дустироз вытекает из-под моренного вала, видимого на заднем плане.

Обедали до 14-00. Под перевал Дустироз (2А, 4750 м), следует идти, придерживаясь левого борта долины. Перевал остается скрыт практически до высоты 4200-4300 м. Мы немного ошиблись в ориентировке, но при помощи GPS в конце-концов разобрались. На ночевку остановились около 19-00, на высоте 4400 м, в виду перевальной седловины.


Рис. 4.16. Вид с вершины моренного вала. К перевалу Дустироз – вверх по ущелью, направо за угол и все время вдоль борта ущелья. Седловина не показывается вплоть до высоты 4200-4300 м.


Рис. 4.17. Кажется, показалась седловина Дустироза. Внизу долина, откуда мы пришли. Фото на юг.

28.07 (7-й день). Вышли в 8-05. Повесили на подъем одну веревку по снегу в правом углу, перевала, через забитый снегом бергшрунд (рис. 4.18). Группа собралась возле тура около 10-ти часов.


Рис. 4.18. Седловина перевала Дустироз. На подъем провешена одна веревка под скалы справа.

С утра плохая погода, идет мокрый снег. Сняли записку группы Котова из Петербурга. Спуск с перевала на ледник Язгулемский долог и утомителен, особенно из-за недостаточной акклиматизации. У нас он начался по снежному склону, на котором со всех сторон виднелись следы небольших лавин и камнепадов (рис. 4.19). К счастью, ни с тем, ни с другим столкнуться не пришлось.


Рис. 4.19. Начало спуска с перевала Дустироз.

Снежный склон уперся в морену, с которой мы ушли налево, на крутой конгломератный склон, довольно скользкий из-за моросившего дождя (рис. 4.20). Путь вниз по морене выглядел слишком крутым. На ледник удалось попасть примерно к 13-30.


Рис. 4.20. Озеро Захарченко хорошо видно во время спуска с перевала Дустироз.


Рис. 4.21. На берегу озера Захарченко. До камушка в центре озера никто доплыть не сумел, но пытались.

Пройдя немного вверх по его правому борту, остановились на обед возле небольшого озерца, и с места обеда начали пересекать ледник в направлении озера Захарченко, хорошо видимого на протяжении спуска с Дустироза. Около 18-30 остановились на ночевку на поляне возле озера (рис. 4.21). Очень красиво, но погода не радует. Самые закаленные участники втайне от руководителя полезли купаться, однако до единственного островка на озере не сумел добраться никто: благоразумие заставляло развернуться к берегу на полпути.


Рис. 4.22. Ледник Захарченко. Начало подъема к перевалу Одесса. Вид вниз на закрытый облаками ледник Язгулемский, с которого мы ушли.

29.07 (8-й день). Вышли в 7-30. Туман, моросит дождь. Вначале шли по травянистой гряде вблизи правого борта ледника Захарченко, потом перебрались на ледник, закрытый снегом, и двигались по нему в связках, при этом пришлось некоторое время маневрировать в ледопаде (рис. 4.23).


Рис. 4.23. Достаточно простой ледопад ледника Захарченко

Выше ледопада ледник расширяется и становится более пологим. Впереди видна характерная скала, слева от которой по снежному склону начинается подъем на перевал Одесса (3А, 5120 м). Однако для того, чтобы подойти к началу подъема, пришлось заложить широкую дугу влево по ходу, т.е. к правому борту ледника, двигаясь по выделяющейся гряде. Она вывела на ровные площадки, где мы и остановились на ночевку около 18-00. Выше и левее ночевки находился красивый ледопад (рис. 4.24), Казалось, что если пройти сквозь него, то можно попасть в небольшой цирк, откуда просматривался путь подъема на левую седловину Одессы. Тройка разведчиков попробовала такой проход найти, но не сумела. Собственно, имелся выбор: рискнуть пробраться через ледопад либо сходить протоптать ступени на ребро, разделяющее две седловины Одессы. Разведчики отдали предпочтение более романтичному варианту, однако выход на ровное снежное плато в последний момент преградил высокий серак, сложность преодоления которого явно не соответствовала получаемой выгоде. В случае успеха мы надеялись избежать подъема на ребро по склону со следами недавно сошедших лавин.


Рис. 4.24. Стоянка под перевалом Одесса.

Видна левая седловина и ребро, разделяющее две седловины перевала. За ледопадом находится ровное плато, но проход через ледопад найти не удалось, поэтому на следующий день пришлось лезть на ребро.

30.07 (9-й день). Всю ночь шел снег, правда, не особенно обильный. Вдобавок, утром висел густой туман, который, к счастью, начал рассеиваться ко времени нашего выхода со стоянки (около 8-00). Для подъема на Одессу вначале нужно залезть на мощное, закрытое снегом ребро, разделяющее две седловины перевала. Мы начали подъем левее характерного скального выхода, ориентируясь на который шли накануне по леднику (рис. 4.25). Передовая двойка вешала перила и топтала ступени, остальная группа челноком таскала рюкзаки. Для подъема на ребро оказалось достаточно одной веревки по крутому фирновому склону.


Рис. 4.25. Подъем на ребро, разделяющее две седловины перевала Одесса.

Крутой перевальный взлет также казался лавиноопасным, особенно с учетом ночных осадков. Ребро оказалось закрыто довольно глубоким (выше колена) свежим снегом, движение по которому не вызывало больших опасений, но требовало определенных физических усилий. Путь по ребру вывел в широкую мульду, из которой, поначалу сунувшись вправо, повернули налево (рис. 4.26).


Рис. 4.26. Уход на левую седловину Одессы из мульды на ребре. Две веревки вверх по глубокому снегу и одна веревка горизонтальных перил.

Подъем из мульды прямо вверх или вправо казался опасным из-за крутого глубокого снега. «Левый» путь привел еще в одну мульду, из которой уже была видна левая (для нас) седловина перевала, но чтобы попасть на нее пришлось преодолеть крутой снежный склон, повесив еще две веревки.


Рис. 4.27. Спуск с перевала Одесса на юг. Все время под карнизами, а что делать?

Здесь снег был так глубок, что ступени приходилось трамбовать практически всем телом. Верхний конец последней веревки удалось закрепить на двух ледобурах в бергшрунде. От этой точки еще одна веревка траверса влево завершала подъем на перевал. Последняя веревка была необходима, поскольку финальный кусок подъема, хоть и сравнительно простой технически, проходил над длинным крутым склоном. Группа собралась для спуска около 18-00. С перевального гребня на южную сторону свисали сплошные карнизы (рис. 4.27), под которыми вначале пришлось заложить длинный траверс вправо (1 веревка дюльфер, 1 веревка траверс по снежному склону). Траверс выводил на небольшой скальный островок. Спустившись с него вправо в снежный желоб с плотным снегом, мы закрепили 2 веревки на щите. После нее, наконец, можно было идти пешком. С юга под перевалом имеется большое снежное плато, на котором около 19-30 и были вытоптаны площадки под палатки на безопасном расстоянии от свежих лавинных выносов, каковых в перевальном цирке было более чем достаточно. Мы считаем, что прошли перевал наиболее безопасным способом при наличии заметной лавинной угрозы. Весьма полезными оказались рации, активно использовавшиеся в течение всего рабочего дня.


Рис. 4.28. Миша Сорокин записывает в дневник впечатления от прошедшего дня. Пузыри на руке – последствия ожога травой, полученного где-то на Дустирозе. Носите перчатки!

31.07 (10-й день). Ночь была ясной, подморозило. Вышли в 7-30, сразу связавшись и обув кошки. Ледопад ледника Ракзоу Западный оказался несложным (рис. 4.29). Мы прошли его ближе к центру, а в виду слияния с Ракзоу стали смещаться влево и около 12-00 стали на полудневку на каменной гряде возле его правого борта (рис. 4.30).


Рис. 4.29. В поисках пути по леднику Ракзоу Западный. Нам нужно влево.

Рис. 4.29. В поисках пути по леднику Ракзоу Западный. Нам нужно влево.


Рис. 4.30. А вот и ледник Ракзоу. Видно озеро, на берегу которого, напротив перевала Выгодный, нашлась площадка для полудневки.

Рис. 4.30. А вот и ледник Ракзоу. Видно озеро, на берегу которого, напротив перевала Выгодный, нашлась площадка для полудневки.

1.08 (11-й день). Выход в 7-15. Ясное утро, безоблачное небо. В начале подъема на перевал Выгодный, стало плохо Володе Юдину (рис. 4.31). Пришлось вызывать вертолет. Дальнейшая эпопея оказалось весьма поучительной, поэтому остановлюсь на ней подробнее.


Рис. 4.31. Командир заболел, вызываем вертолет.

Все окончилось благополучно, потому что:

1. Мы были застрахованы от несчастного случая на 30 000 $ каждый в страховой компании, с которой годом раньше (увы!) уже имели дело и в репутации которой не сомневались. У нас был с собой весь необходимый пакет документов с контактными телефонами. Пакет выдается при оформлении полиса. Советуем прочесть весь мелкий шрифт – анатомические подробности обостряют чувство ответственности перед своим организмом.

2. У нас был надежно работавший спутниковый телефон с достаточной суммой денег на счету, с которого мы ежедневно отправляли SMS-сообщения домой, т.е. регулярно проверяли его работоспособность

3. У нас была испытанная солнечная батарея для подзарядки аккумуляторов.

4. Мы пользовались услугами фирмы «Навруз», с ее руководительницей двоих из группы, особенно заболевшего, связывают дружеские отношения. «Навруз» был нашим страховым представителем в Душанбе. Правда, непосредственно нами занималась фирма «АльпМашков», на тот момент контролировавшая полеты вертолета.

5. Мы быстро, в течение получаса, связались со страховой компанией, которая также оперативно установила связь с «АльпМашков» и заказала вертолет. Врач компании дал несколько советов по медицинскому сопровождению больного.

6. Нам пообещали прислать вертолет в течение нескольких часов и запросили координаты места, где мы находимся.

И тут выяснилось:

7. GPS-координаты ровным счетом ничего вертолетчикам не говорят, они, по бедности, не пользуются GPS-навигатором. И доли градуса, и минуты с секундами были одинаково непонятны. Нас спрашивали, каким образом мы очутились на леднике Бивачный?

8. Летчики не знали, что такое ледник Ракзоу – он на топографических картах не обозначен. Страховому представителю необходимо оставлять доступную для понимания карту, на которой обозначен маршрут. Самое надежное – две карты, орографическая и топографическая.

Позднее оказалось:

9. Летчики использовали полет к нам как оказию для посадки в Ванче, куда они отвезли какой-то свой груз. Здесь же они пытались расспросить Галимата, в какую сторону мы пошли?


Рис. 4.32. Прилетел, все-таки.

Тем не менее:

10. Вертолет прилетел во второй половине дня, ориентируясь по Бартангу в соответствии с данным нами описанием, сделал круг над нашими головами и улетел – летчики нас не увидели. Для надежного привлечения внимания требуется фальшфейер, но их нельзя провозить в самолете!

И все-таки:

11. Вертолет нашел нас на следующий день, около 14-00 (рис. 4.32). Для этого его пришлось наводить по спутниковому телефону, связываясь с другим спутниковым телефоном, к счастью, имевшемуся у начальника Ванчского аэропорта. Такие звонки стоят в несколько раз дороже обычного тарифа, поэтому в результате переговоров у нас образовался долг в 8000 руб. и наша SIM-карта была заблокирована – на всякий случай нужно иметь запасную карту. Деньги со счета снимаются с большой задержкой после разговора, оперативно контролировать состояние счета нельзя.

Следует признать, что:

13. Нам повезло с погодой, а также с тем, что неподалеку от места происшествия имелась площадка для приема вертолета. К счастью, состояние больного позволяло ждать, но не факт, что в случае чего мы смогли бы довести Володю до жилых мест самостоятельно, т.к. оптимальный маршрут проходил через перевал Д. Пащенко, (2 Б, 5000 м).

В Душанбе Володя прошел обследование в местной больнице и был отпущен домой. Страховой компании был выставлен счет в 30 200 $, и мы не знаем, чем кончились переговоры между ней и «АльпМашков». Нам не звонят, и мы не звоним.

Небольшой положительный момент состоял в том, что вертолет захватил для нас 4.5 литра бензина, некоторую нехватку которого мы ощущали. Бензин купил Галимат.


Рис. 4.33. Седловина перевала Выгодный (1Б*, ок. 4900 м.).

2.08 (12-й день). Итак, около 14-00 мы посадили Володю в вертолет на Душанбе и отправились во второй раз брать перевал Выгодный. Руководство группой перешло к О. Мешкову. Изменились и наши дальнейшие планы: из-за потерянных дней пришлось отказаться от прохождения перевалов Хурджин Средний и Дорофеева-Горбунова в пользу перевала «5921», впервые пройденного А. Лебедевым.


Рис. 4.34. Подъем на перевал Выгодный. Топчем ступени.

Это был наш запасной вариант, а также кратчайший путь на ледник Федченко. Перед отлетом Володя порекомендовал обязательно пройти перевал Паустовского и трезво взвесить возможность восхождения на пик Революции.

Оба дня, пока мы ждали вертолет, стояла отличная солнечная погода. Снег в середине дня заметно размяк, поэтому весь подъем на Выгодный пришлось честно отработать «паровозиком», топча ступени. Тур на седловине не нашли. Для спуска с перевала потребовалось пройти заметно влево по ходу, в направлении ледопада Ракзоу, через небольшую вершинку, полностью закрывающую длинный гребень Выгодного, спускающийся на запад. Вид на ледопад, открывающийся с точки, откуда начинался спуск, легко позволял понять, за что Выгодный получил свое имя (рис. 4.35). Начало спуска с перевала представляло собой траверс снежного склона, нижний конец первой веревки удалось закрепить на ледобурах в бергшрунде (рис. 4.36). От него вниз была брошена еще одна веревка, после чего крутизна склона позволила идти пешком (рис. 4.37). Встали на ночевку около 18-30 вблизи перевала.


Рис. 4.35. Вид на ледопад Ракзоу с перевала Выгодный. Группа идет вниз по перевальному гребню к началу спуска. Фото на запад. Спуск на север.


Рис. 4.36. Перевал Выгодный. Конец первой веревки на спуске и начало второй.


Рис. 4.37. Маршрут спуска с перевала Выгодный Фото на юг.

3.08 (13-й день). Выход в 7-20. Ледник закрытый, идем в связках. Орография очевидная, а имеющаяся информация о перевале скудная: что-то между 2Б и 3А.


Рис. 4.38. Перевал «5921». Очередь на перила. Фото на север.

Под началом подъема на хребет, ведущий к вершине 5921, мы оказались около 10-00. Выбор начала подъема был сделан из общих соображений – по пути, казавшимся самым простым, приблизительно посередине хребта, выводящего на вершину 5921. Поднялись по склону к бергшрунду (рис. 4.38) и выше него повесили 8 веревок по крутому фирну с участками льда. Выбрались на хребет к 16-00, практически к макушке скалы, видимой на рис. 4.39. Наскоро перекусили и приспустились немного ниже, на седловину 5730, пригодную для установки палаток (рис. 4.40). Этот отрезок пути занимает 7-8 минут, но на нем попадаются трещины. На седловине нашли тур с пустой консервной банкой, вмерзшей в лед.


Рис. 4.39. Перевал «5921». Ночевка на 5700.

Фото на юг сделано разведчиками с точки выше по склону. В центре фотографии виден хребет, в котором находится перевал Выгодный.

Двойка сходила выше по склону на разведку и вернулась с неутешительными известиями о глубоком снеге и обилии мелких трещин. Тур на седловине, где мы ночевали, не нашли, хоть и искали старательно. Весь день было пасмурно. Во время подъема в очередной раз с большой пользой для дела использовались рации.


Рис. 4.40. Перевал «5921» Вид с места ночевки на вершину 5921. Верхушка скалы примыкает к склону, перевалить через нее легко. Фото на север.

4.08 (14-й день). Утром густой туман. Вышли около 8-ми, когда слегка развиднелось. Перевали через небольшую скалу, у подножия которой ночевали, и повесили три веревки по снежно-ледовому склону средней крутизны в условиях практически полного отсутствия видимости.


Рис. 4.41. Обед под вершиной 5921. Получасом раньше казалось, что и ночевать здесь придется, но ветер разогнал густую облачность. Фото на север.

Кстати, издали создается впечатление, что скала – это жандарм, но в действительности ее вершина соединяется со склоном и через нее легко перебраться (рис. 4.40). Третья веревка заканчивалась на краю глубокой и широкой трещины, за которой просматривалась отвесная снежная стенка (рис. 4.41). Видимость несколько метров. Ставим палатки – площадка есть - и начинаем готовить обед в уверенности, что и ночевать здесь тоже придется, однако поднявшийся ветер через час полностью разогнал тучи, позволив полюбоваться сверху ледопадами ледника Язгулемдара.


Рис. 4.42. Памятник пензенским альпинистам, погибшим в 1968 г. при восхождении на вершину «5921». Фото на север.


Рис. 4.43. Возможно, это следует учесть при выборе имени для перевала «5921».


Рис. 4.44. Вид на вершину 5921 с ледника Федченко. Ледоруб установлен на скале в средней части гребня. Фото на юг.

Для спуска на ледник Федченко нужно траверсировать весь гребень слева от вершины 5921. Начало спуска с гребня на ледник Федченко находится за пределами левой границы кадра..

Быстро сворачиваемся и начинаем спуск, точнее траверс хребта от вершины «5921» в направлении перевала Хурджин Верхний. Стараемся по возможности склон не подрезать, потому что снега на нем выше колена.


Рис. 4.45. Лагерь на слиянии ледников Федченко и Язгулемского после спуска с перевала «5921». Фото на восток.

Примерно через полторы ходки натыкаемся на скалах на муляж ледоруба, под которым находим памятную записку (рис. 4.42, 4.43). От этого места начинаем более решительно терять высоту, продолжая, тем не менее, сохранять общее направление движения в сторону седловины Хурджина Верхнего. Наконец, склон под нами «зовет» спуститься на ледник, что мы и делаем, оказываясь к 16-30 метрах в 400-х западнее седловины Верхнего Хурджина (рис. 4.44). Продолжаем движение в связках и около 18-00 устанавливаем палатки на слиянии ледников Язгулемского и Федченко (рис. 4.45). Еще остается достаточно светлого времени, чтобы все желающие могли прогуляться и посмотреть на могучий ледопад Язгулемского. Великолепный закат.

По нашему мнению, перевал «5921» – честная 3А, учитывая техническую сложность, высоту и длительность прохождения, при этом оба его склона приблизительно равноценны по трудности. Предлагаем первопроходцу перевала А. Лебедеву придумать ему имя и внести перевал в классификатор. На прохождение перевала следует планировать не менее двух дней. Лавинная опасность перевала зависит от конкретных снежных условий. В нашем случае она была умеренной, но памятник на скалах заставляет задуматься. Достоинством перевала является возможность прохода с ледника Ракзоу на ледник Федченко в обход ледопадов ледника Язгулемдара.


Рис. 4.46. По леднику Федченко к перевалу Ребро. Автоматическая ГМС, на которую наткнулись случайно.

Продолжение >>>>>>>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100