Руководитель: Сапрыкин В.П., г. Ульяновск

Отчет о горном походе 4 к.с. по Приэльбрусью в августе 2010 г. Часть 1

ОТЧЕТ

о прохождении горного спортивного туристского маршрута

IV категории сложности по Центральному Кавказу,

совершённого группой РОО «Ульяновская Федерация спортивного туризма»

в период с 3 августа по 22 августа 2010 года.

Маршрутная книжка № 123-10Г

Руководитель группы: Сапрыкин Василий Павлович

тел. (8422) 21-68-83, 89603640602.

e-mail: vasilij_saprykin@mail.ru

Ульяновск, 2010 г.

3. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

3.1. Проводящая организация

Региональная общественная организация «Ульяновская Федерация спортивного туризма».

Сайт:http://horizont73.ru

211, зачётная 192

3 – 22 августа 2010 г.

3.4. Нитка пройденного маршрута

Аул Хурзук – дол. р. Енукол – пер. Енукол (н/к, 2200) – пер. Быкылы (н/к, 2963) – пер. Чемарт (н/к, 3132) – дол. р. Чемарткол – третий правый приток р. Чемарткол – пер. Шахты (1Б, 3300), первопрохождение – дол. р. Голубой – мин. источники, рад. – пер. Нартджал. (1А, 3405) – пер. Бурунташ (н/к, 3086) - дол. р. Кызылкол – мин. источники Джылысу, КБР – Сев. Приют, рад. – пер. Каракайский Сев. (н/к, 2889) – дол. р. Керанзыкол – пер. Керанзы Верхний (2Б, 3550), первопрохождение - дол. р. Шаукол – пер. Джувурген Зап. (1Б, 3500), первопрохождение – дол. р.р. Гитчоесенчи, Кыртык, Мкяра, Мукал – пер. Мукал-Мкяра (1Б, 3741) – пер. Советский Воин (1Б, 3761) – дол. р. Ирикчат – пер. Медвежонок (2Б, 3753) – пер. Чат Эльбрусский Сев. (2А, 3783) – Вост. поля Эльбруса - Сев. Приют – в. Эльбрус Вост. (2А, 5621), рад. – траверс Сев. лед. полей Эльбруса (2А, 4100) - пер. Балкбаши (1Б, 3691) – дол. р. Битюкюбе – траверс хребта от пер. Пастухова через пер. лётчика Машкова (1А, 3496), Кольцевой (1А, 3353), Озёрный Кольцевой (1А, 3447), Рыжие скалы (н/к, 3219) – дол. р. Чайтчесу – мин. источники, КЧР – дол. р.р. Битюктюбе, Уллухурзук – аул Хурзук.

3.5. Обзорная карта.

Прилагается обзорная карта района с территорией, по которой проходил маршрут. Масштаб карты 1:100000. «Нитка» маршрута, и его запасные варианты, согласно п. 4.3.2, нанесены на карту.

обзорная карта маршрута

Дол. р. Шаукол – дол. р. р. Гитчоесенчи, Кыртык

Мукал - Мкяра

ледово-осыпной

Дол. р. Мукал, лед. Мукал – дол. р. Мкяра, лед. Мкяра Вост.

Советский Воин

Крапоткина Кристина Николаевна

I-III Г-У, восхожде-ние на в. Эльбрус

медик

3.8.Адрес хранения отчётных материалов.

Отчет хранится в библиотеке спортивного туристского клуба «Горизонт» г. Ульяновск.

Фотографии и видеоматериалы имеются у каждого участника маршрута.

3.9.Заявочные документы и отчет рассматривались

Ульяновской областной туристско-спортивной маршрутно-квалификационной комиссией.

Шифр МКК: 173–00–324220000.

4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЁТА

4.1. Общая смысловая идея маршрута.

Уважаемые друзья!

Суть прохождения этого маршрута изложена на этой странице.

В содержании самого отчёта много всякой информации – технической. Здесь же Вы найдёте ответы на все вопросы: зачем, почему так, с какой целью, почему не всё классически.

Цели:

- прохождение горных спортивных маршрутов IV и II категорий сложности

- продолжение изучения территории Приэльбрусья, как ближайшего для нас горного района, с целью определения местонахождений потенциально возможных перевалов разных категорий сложности, в частности, для маршруток 4 и 5 к.с

- установка памятной таблички

- приобретение туристского опыта, и повышение мастерства для подготовки к прохождению туристских маршрутов более высоких категорий сложности.

В течение нескольких последних лет мы совершили много маршрутов в этом районе, в Приэльбрусье, особенно на восточных, северных и западных склонах самой вершины и по ближайшим хребтам. В отличие от других, этот район Кавказа пока имеет уникальную доступность и хорошие подъезды. На большую часть этого района не нужно оформлять пропуска. Достаточно легко можно подъехать и из Кисловодска, около 100 км, прямо к склонам Эльбруса, и из Невинномысска, 170 км, до аула Хурзук. И для нас, для ульяновцев, это, вообще, самый ближний горный район.

Природными достопримечательностями, да, и историческими тоже, район не обделён: скалы, ледники, озёра, водопады, минеральные источники, лечебные ванны, народные курорты, «боевые перевалы» - всё это имеется.

Ну а красавец Эльбрус просто завораживает красотой своих пока ещё чистых северных склонов.

Развита сеть поисково-спасательных формирований МЧС: имеются базы и в Кисловодске и в Черкесске. Выше расположены поисково-спасательные отряды в долине реки Битюктюбе (КЧР), в нижней части урочища Ирахиссырт и ещё выше, у Северного Приюта (приют Н. Олейникова), КБР.

В спортивном отношении имеются перевалы и для «единичек», и для «двоек», и для «троек». И высотность их хорошая: можно планировать маршрут на высотах выше 4000 м.

А вот для «четвёрок» и «пятёрок» сложнее. А так хочется! Заманчиво. И Эльбрус рядом.

Вот мы и продолжаем поиск перевалов необходимой сложности, но так чтоб без натяжек и упрощений.

И ещё.

Путь к Голубому ручью с шахтами и минеральным источником, что течёт за хребтом Ташлысырт т.е. за Чёрным хребтом от пер. Бурунташ через пер. Нарджал проложен. Но как обратно? Пробовали в обход по дол р. Артыкчал и через пер. Кояэшик. Не очень понравилось: как пешка. Вот если бы долины рек Худес, Чучхур, Чемарткол (сложные долины) и Голубого ручья «связать», а выходить по тому же пер. Нарджал и далее по дол. Кызылкол к источникам, водопаду, в долину замков, ну, и на ледники. Вот мы и стремились. А информация и у нас самих накопилась, и из книги А.А. Алексеева «Эльбрус и его отроги» на первых порах почерпнули. А вот про перевал Керанзы, так это М. Расторгуев. Большое спасибо этим ребятам. Также спасибо М. Голубеву за его фотоматериалы.

И последнее.

Табличку ребятам, что погибли здесь в 2004 г, надо было поставить. На высоте их последнего бивака (около 5100-5200 м.) хотели. Второй год мы это делаем: первый год не удалось, не пустила погода, очень не пустила. В этом году вторая попытка, больше времени нет: в 2011 году или Алтай или Саяны. Так что надо было обязательно суметь.

Одновремённо запланировали прохождение маршрутов второй и четвёртой категорий сложности, увязали их нитки, чтобы взаимно контролировать друг друга.

Не всё прошли по основному варианту: по затратам времени сложней маршрут оказался, чем планировали.

Ну, в общем, так, читайте.

4.2. Подъезды и отъезды.

4.2.1. Подъезд из г. Ульяновска до г. Невинномысска по железной дороге с посадкой в г. Сызрани занимает около полутора суток. В Невинномысске, прямо у ж/д вокзала был нанят микроавтобус «Форд» до аула Хурзук. Такой вариант предпочтителен, если планируется полная загрузка машины.

4.2.2. Отъезд из аула Хурзук до г. Невинномысска на том же, заранее заказанном, микроавтобусе.

Можно и на рейсовом автобусе. Он 2 раза в день ходит. От а. Хурзук утром в 6 часов по местному времени отходит и в обед. И идёт до г. Карачаевска. На автобусе дешевле.

4.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

4.3.1. Аварийные выходы:

День пути

Пункт выхода

Характер пути

0 - 3

Аул. Хурзук

Заброшенная грунтовая дорога, тропы, травянистые склоны

3 - 5

База МЧС в ур. Ирахиссырт

Тропы, травянистые склоны, осыпи, морены, скалы

5 - 6

Дол. Шаукол, г. Тырныауз

Грунтовая дорога, тропы, травянистые склоны, осыпи, морены, скалы

6 - 9

Дол. р. Кыртык, п. Верхний Баксан

Грунтовая дорога, тропы, травянистые склоны, осыпи, скалы

9 - 10

Пос. Эльбрус, после пер. Чат Сев. МЧС у Приюта 11-и, после лавового потока МЧС у Сев. Приюта

Тропы, травянистые склоны, осыпи, морены, скалы, снежники, закрытый, открытый ледник

11 - 13

МЧС у Сев. Приюта

тропы, травянистые склоны, осыпи, морены, снежники, закрытый, открытый ледник

13 -15

Аул Хурзук

Автомобильная грунтовая дорога, тропы, травянистые склоны, осыпи, морены, скалы, снежники, закрытый, открытый ледник

4.3.2. Запасные варианты

Запасные варианты маршрута, разработанные с учётом погодных и других факторов, позволили бы пройти маршрут запланированной категории сложности, несмотря на различные задержки в движении.

Запасные варианты:

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Через пер. Мукал-Мкяра (1Б, 3741) – далее по маршруту.

Подъём на в. Эльбрус Восточная (2А, 5621) радиально, далее см. ниже.

Траверс северных ледовых полей Эльбруса (2А, 4100) – пер Балкбаши.

Пер. Балкбаши (1Б, 3691) – мин. источники в дол р. Битюктюбе - далее по маршруту, обходя пер. Короткий.

4.4. Изменения маршрута и их причины

1. При подъёме на пер. Мукал-Мкяра Южный прошёл камнепад, подтвердивший камнепадоопасность кулуара, по которому проходил подъём. И это было на первой половине подъёма, менее сложной. Дальше рисковать не решили. И ждать соответствующего времени суток для прохождения камнепадоопасного участка у нас не было времени. Воспользовались запасным вариантом.

2. По причине отставания от графика отказались от траверса в. Эльбрус Западная, заменив его восхождением на в. Эльбрус Восточная: мы на эту вершину ранее не поднимались, и нужно было установить табличку погибшим в 2004 г. ребятам в верхней части скал Ленца, на месте их последнего бивака.

3. Траверсировали северные ледовые поля Эльбруса, чтобы ещё сократить отставание от графика.

4. Спустились с пер. Балкбаши к источникам, чтобы пойти оставшуюся часть маршрута с лёгкими рюкзаками для сокращения времени прохождения.

4.5 График движения

Содержится в высотном профиль - графике.

высотный профиль – график

4.6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА

4 августа – 0 день активной части маршрута.

Долина реки Енукол.

ходовых часов 2-40,

км. 4,8.

Набор высоты 750 м,

сброс высоты 0 м.

Поезд прибыл в Невинномысск в 9-32. Около двух часов у нас ушло на поиск машины и погрузку группы в микроавтобус «Форд».

Подъездная дорога шла вдоль р. Кубань через Черкесск, Усть-Джегуту, Карачаевск, Каменномостский, постепенно поднимаясь в горы.

В 15-20 мы прибыли к первому мосту через р. Уллухурзук выше аула Хурзук, который мы переехали. Дальше водитель ехать не захотел: глубокая колея, грязь от дождей.

Время 16-00. Идём по грунтовой дороге со всей поклажей и полными рюкзаками пешком к впадению р. Енукол. Хорошая погода: редкие облака, солнце, жарко. Шли около 40 мин.

Уходим от оживлённой трассы, что по долине р. Уллухурзук.

Вдоль р. Енукол ведёт свежая грунтовая дорога: идёт заготовка древесины. Путь по ней. Фото №1.

Фото №1. Подъём по долине реки Енукол.

Смешанный, выше хвойный лес. Зелёные горы вокруг. Чистый до опьянения воздух. Режим движения 30-10.

Много подъездных продуктов. На сколько сил хватает - несём, часть поедаем. Прячем заброску, что на выезд.

Крутизна увеличивается до 25град. Дорога идёт почти до верхней границы леса, там работают лесорубы, но выше дорога уходит влево и делает большую петлю серпантина. Мы же, сокращая путь, идем по тропе вдоль в основном соснового леса в направлении недавно построенного коша, далее вверх. Лес кончился, впереди седловина травянистого перевала, но время уже много. На косом склоне у ручья в 19-30 стали на бивак. Фото №2.

Фото №2. Первый бивак на границе леса. Вид вниз по дол р. Енукол.

Ровного места нет, палатки поставили с уклоном. Высокая трава. По темноте подъехал чабан на лошади. Поговорили. Спросил, почему не в коше заночевали - ключ от замка висит на виду. Сказали, что там никого не было, а самим хозяйничать не принято. Ему оставили продукты от дороги: консервы – тушёнку, сгущёнку и что-то ещё.

5 августа – 1 день активной части маршрута.

Перевал Енукол (н/к, 2200), долина реки Эльмезтебе,

перевал Быкылы (н/к, 2963), долина реки Перевальная.

ходовых часов 7-25,

км. 13,8.

Набор высоты 880 м,

сброс высоты 0 м.

Температура +8 градС. Взвесили рюкзаки. В 8-30 выход. По травянистому склону к 10-00 часам поднялись на широкую травянистую седловину пер. Енукол (н/к, 2200) и через 200-300 метров вышли старую колёсную на дорогу. Фото №3.

Фото №3. Подъём на перевал Енукол.

Просматривается всё верховье долины р. Эльмезтебе. Фото №4.

Фото №4. Долина реки Эльмезтебе.

Открылся вид на Эльбрус. Когда-то здесь бурлила жизнь. Это так называемый молочный путь: по этому пути обслуживали отары в верховьях долин. Через какого-то оператора сотовой связи дозвонились домой.

Путь по дороге. Старая дорога, местами переходящая в тропу, траверсирует травянистые местами заболоченные склоны Подъёмы, и спуски здесь не большие. Фото №5.

Фото №5. Путь к н/к перевал.

В 12-45 встали на обед. Вокруг зелёные горы. Леса нет. Погода начинает меняться, набегают облака.

Проходим н/к перевал и к 16-20 поднимаемся на пер. Быкылы (н/к, 2963). Фото №6.

Фото №6. Подъём на перевал Быкылы (н/к, 2963).

Сложен тур, но записки нет. Седловина широкая, травянисто-осыпная. Внизу в долине кош. Отсюда хорошо просматривается долина р. Перевальная и наш следующий перевал Чемарт.

В Погода портится, ждём дождя. Эльбрус ещё виден, но не весь.

В 17-45 встали на бивак в долине реки Перевальная, в 2,5 км. от перевального взлёта.

6 августа – 2 день активной части маршрута.

перевал Чемарт (н/к, 3132), долина реки Чемарткол.

ходовых часов 8-10,

км. 11,4.

Набор высоты 200 м,

сброс высоты 522 м.

В 8-00 выход. Около +10 градС температура. Ясно. Дорога всё более сужается до тропы. Встречаются осыпи и заболоченные участки. Путь на пер. Чемарт. Мелкая осыпь, около 300 метров до 35град. Фото №7.

Фото №7. В долине реки Перевальная.

В 10-00 мы на перевале Чемарт (н/к, 3132). Седловина широкая, мелкокаменистая, местами трава. Сложен тур. Записки нет. С перевала открылся вид на долину реки Чемарткол и западное окончание хребта Ташлысырт. 300 м. до 40град спуска и далее путь по тропе в направлении р. Чемарткол. Фото №8.

Фото №8. В долине реки Чемарткол.

Когда-то это была дорога. Режим движения 40-10. Ясно. Слабый с порывами ветер. Тропа траверсирует правые по ходу склоны, местами пересекает заболоченные участки и становится не заметной.

Последний участок выхода к реке Чемарткол - крутой травянистый спуск, крутизной до 60град, 300 м. Фото №9.

Фото №9. Спуск к первому притоку реки Чемарткол.

Скользкая трава. Местами небольшие мелкокаменистые участки. Подстраховываем друг друга.

12-20 – 14-10 обед у слияния ручьёв с пер. Бурунташ и из цирка с пер. Сев. Балкбаши. Почти сплошная облачность. Дождя нет. В этом месте будет первое разделение групп. Для организации заброски один из участников «четвёрки» уходит с «двойкой» и с заброской, а мы забираем одного, наиболее подготовленного парня из «двойки».

Путь вниз вдоль р. Чемарткол. Фото №10.

Фото №10. В долине реки Чемарткол.

Слабая заросшая тропа по левому берегу. Долина травянистая, широкая. Пересекаем устье долины второго правого притока. Просматривается замыкающий цирк этой долины с чисто осыпными склонами. Подъём там был бы трудный.

Через 40 мин. переправа ручья по камням у большого камня с туриком на верху и начало траверса с подъёмом правого склона, чтобы не сбрасывать высоту. Фото №11, 12.

Фото №11. Переправа через реку Чемарткол.

Фото №12. Траверс склона долины реки Чемарткол к третьему правому притоку.

У камня с туриком минеральный источник, но его выход в воде.

Траверс травянистого склона с выходами скал, с пересечением кулуаров - ложбин стоков. Местами высокая трава. С траверса мы видели внизу ещё 3 минеральных источника. Облачность с прояснениями. Вдоль реки Чемарткол по левому склону высоко над рекой просматривается широкая старая скотогонная тропа.

В 16-12 мы вышли на перегиб хребта, который траверсировали. Внизу в 300 м. ручей, вдоль которого наш путь наверх к неизвестному перевалу. Фото №13.

Фото №13. В долине третьего правого притока реки Чемарткол.

Долина имеет форму ущелья, река зажата склонами. Выше долина упирается в острый изрезанный гребень и поворачивает вправо. Формы рельефа предполагают его образование твёрдыми породами.

Косой спуск к ручью и путь вдоль него по правой стороне. Тропы нет. Но высоко на склоне, на правой стороне просматривается серпантин старой машинной дороги.

Через 2 км. от устья долина раздваивается: наш путь по левой по ходу долине. А вправо идёт долина к перевалу, ведущему через отрог к первому правому притоку.

От перегиба до поворота нашей долины около 2-3 км. Травянистые склоны часто покрыты осыпями и упираются вверху в скалы хребта. Троп нет.

В 17-33 мы у развилки. Фото №14.

Фото №14. В долине третьего правого притока реки Чемарткол.

Ручей правой по ходу долины сухой. Конец высокой травы. Долина в месте развилки более пологая. Непродолжительный мелкий дождь.

Через 20 мин. от слияния ручьёв мы подошли к отвесным гранитным склонам вершины, которой оканчивается разделяющий хребет. Впереди замыкающий хребет, уходящий вправо, понижается. Вначале поворота 200 метровый взлёт до 30-35град крутизной - ступень долины.

В 18-00 бивак напротив склонов разделяющей вершины.

7 августа. 3-й день активной части маршрута.

Долина реки Чемарткол, перевал Шахты (п/п, 1Б, 3300), долина ручья Голубой.

ходовых часов 9-50,

км. 17,3.

Набор высот 592 м,

сброс высоты 300 м.

В 7-30 выход. Облачно. Подъём по осыпному взлёту и мы выходим к шахте у левого склона долины. Фото №15.

Фото №15. В долине третьего правого притока реки Чемарткол.

Остатки оборудования вход в шахту открыт. Фото №16.

Фото №16. Шахта в долине третьего правого притока реки Чемарткол.

На дне 20-30 см. воды. К этой шахте и вела не везде сохранившаяся старая дорога, подрезающая правый склон долины и уходящая серпантином через него на север. Долина и здесь узкая.

От шахты выход в 8-33. Мы выше шахты переходим ручей на правый берег и, сокращая путь, поднимаемся по осыпному 300 метровому склону, до 30-35град, удаляясь от ручья, и выходим в пологую часть долины. Отсюда уже видна седловина, пологая, осыпная. Фото №17.

Фото №17. Подъём на перевал Шахты.

Правее цирк замыкается и видна мелко осыпная седловина, ведущая к истоку ручья Голубой. Фото №18.

Фото №18. Вид от подъёма на перевал Шахты в сторону в. Кызылкая.

Под ногами зелени почти нет, слежавшаяся мелкая и средняя осыпь из плоского конгломерата. Идти великолепно.

В 10-23 мы на седловине. Фото №19.

Фото №19. На перевале Шахты.

То есть почти час мы проходили такой перевальный взлёт, около 2-х км. длины, затяжной и нудный. Вышли на седловину под скалы вершины 3581 справа по ходу. Седловина широкая покрыта мелкой осыпью.

Отсюда открывается вид в долину р. Голубой, р. Конушкол, на склон в. Эльбрус, часть скал Ленца, Чёрный хребет, пер Нарджал. Фото №20, 21, 22.

Фото №20. Вид с перевала Шахты в долину ручья Голубой.

Фото №21. Вид с перевала Шахты в долину реки Конушкол.

Фото №22. Вид с перевала Шахты на скальные гребни в долине реки Конушкол.

Внизу в 150 м. от ручья остатки стен строения. Сложили турик, написали записку с отметкой «первопрохождение». Название перевала не указали: ничего подходящего не пришло в голову. Позже Андрей предложит назвать перевал Шахты. Мы согласились. Действительно, с обеих сторон старые заброшенные шахты.

Ветерок. Редкие облака.

В 13-00 спустились к ручью Голубой. Точно голубой: на камнях его русла образовался налёт голубого цвета. Выше в 150 м. верхняя шахта. Из неё течёт минерализованный ручей, но пить мы не решились: ручей образовал осадок белого цвета.

Спуск большей частью осыпной, местами выходы скал. Фото №23, 24.

Фото №23. Спуск с перевала Шахты.

Фото №24. Характер рельефа на спуске с перевала Шахты

Но и они обходятся по осыпям. Лишь на одном участке около 50 м. одновременная и попеременная страховка. Крутизна до 45град, большая протяжённость спуска около 500-600 м. От седловины осыпь слежавшаяся жёсткая, трудная для ходьбы. Ниже – мягкая осыпь съезжаешь вместе с ней. Спуск по кулуару разной ширины. Местами камнепадоопасно. Далее правее по ходу выход на старую осыпь с зелёнкой, около 150-200 м. и спуск к шахте.

Выход с обеда в 14-30. От Чёрных скал к нам идёт грозовая туча. Путь по дороге через разделяющий хребет. В 40 м. от разделяющего хребта под остатками стены здания немного выше ручья пережидали дождь и град. 15-15 траверс хребта по дороге. Подходим к средней шахте в долине р. Кислый с перевалом Нарджал. Фото №25.

Фото №25. В долине р. Кислый

Оставляем рюкзаки и в 15-20 выходим радиально на источники. Фото №26, 27.

Фото №26. Мин источники в долине р. Тохана.

Фото №27. Переправа через р. Тохана.

В 16-05 были на нижнем источнике. Фото №28.

Фото №28. Мин источники в долине р. Тохана.

В 16-15 обратно. Причина: сильный ветер холодный дождь, промокли, замёрзли. 17-04 мы у рюкзаков.

В 17-15 выход вверх по дороге. В 18-00 подходим к строению с остатками стен в районе нижней шахты. Палатка внутри этих стен - немного тише: на открытом месте сильный ветер.

8 августа. 4 день активной части маршрута.

пер. Нарджал (1А, 3405), долина реки Кызылкол, «Серебряный источник».

ходовых часов 6-30,

км. 16,8.

Набор высоты 405 м,

сброс высоты 1205 м.

В 7-00 выход. Безоблачно. Слабый ветер. Путь по старой, слабозаметной тропе, оставшейся ещё от рабочих, к верхней шахте по травянисто осыпному склону до 30-40град. Шахта сухая, вход почти полностью засыпан. Фото №30.

Фото №30. Шахта в долине р. Кислый.

Выход с привала в 7-50. Подъём по мелко осыпному склону серпантином по спусковой тропе с её широкими шагами. Фото №29, 31.

Фото №29. Подъём на пер. Нарджал.

Фото №31. Подъём на пер. Нарджал.

Скользим вниз. В 8-33 мы у тура на перевале Нарджал (1А, 3405). Тихо. Безоблачно. С перевала великолепные виды: на север – столовые горы, бронзовые поля от минеральных источников, красная река от соединений железа, шахты, скальные башни, далее изумрудная зелень альпийских лугов на юг - красавец Эльбрус. Фото №32.

Фото №32. Эльбрус с пер. Нарджал.

В 9-05 начали спуск с седловины по тропе на мелко осыпном склоне на перевал Бурунташ. 9-48 на пер. Бурунташ. Встреча с 2-кой. Тихо. Нет облаков.

В 11-05 начали вместе с 2-кой спуск с пер. Бурунташ по левому склону р. Кызылкол. Фото №33, 34.

Фото №33. Долина реки Кызылкол с пер. Бурунташ.

Фото №34. Траверс левого борта долины реки Кызылкол.

Редкие облака, лёгкий ветерок. Температур +25 градС.

В 12-20 спустились к источнику, примерно, на полпути вдоль Чёрного хребта. Напротив разрушенный мостик. Путь по тропе, местами глубоко выбитой или промытой, или в высокой траве, или заболоченной местами проходящей по осыпям. Тропа иногда хорошая: можно идти быстро. Вообще, путь по левому берегу р. Кызылкол проходит по тропе на склонах с высокой травой, местами по заболоченным участкам, осыпям, средне и крупнокаменистым. Спускающиеся со склонов хр. Ташлысырт ручьи часто образуют достаточно глубокие каньоны. Тропа проходит через них. Гимнастическая страховка.

В 12-40 обед у ручья, очередного левого притока р. Кызылкол. Ниже мин. источник и остатки буровой. Выложена небольшая ванна. Источник мощный, течёт из трубы. Редкие облака, жарко.

В 14-20 выход с обеда. Небольшой подъём и выход на старую дорогу, по которой и была доставлен буровая. Тучи сгущаются. Путь по дороге.

Около 15-30 после 1 ходки спускаемся к руслу реки. Около 300-400 м. до 40град, склон травянистый. Фото №35.

Фото №35. Спуск по долине реки Кызылкол.

Нам желательно переправится через Кызылкол, чтобы попасть на поляну МЧС коротким путём, а не обходить через источники Джылысу. Там нам известно удобное место для бивака. Река мощная и полноводная. Вариант организации навесной переправы между большими камнями в районе нашего спуска мы не приняли. Идём ниже, ищем выполаживание русла и его разделение на несколько протоков. Переправляемся вброд через 3 широкие протоки по 2-3 человека. Фото №36.

Фото №36. Переправа через р. Кызылкол.

Вода доходит до колен.

По ровному слегка наклонному на северо-восток травянистому плато Ирахиссырт, на котором пасётся живность из ближайшего коша, направляемся в сторону базы МЧС. Она расположена у «серебряного источника» - мощного родника, содержащего ионы серебра и действующего один раз в году около 2-х недель. Переправившись ещё через одну реку по мосту, приток Кызылкол, поднимаемся на ровную поляну. Здесь располагается около 20 палаток отдыхающих, туристов и альпинистов и несколько стационарных домиков и палаток базы МЧС г. Кисловодска.

В 17-00 ставим бивак в 100 метрах от «серебряного источника». Погода переменчивая. Иногда появляется солнце, иногда моросит дождь. Температура + 23 градС.

9 августа. 5 день активной части маршрута.

Северный Приют, минеральные источники Джылысу КБР,

перевал Каракайский Северный (н/к, 2889).

ходовых часов 12-00,

км. 27,6.

Набор высоты 2449 м,

сброс высоты 2049 м.

В 4-30 выход на заброску. Температура около +5 градС.

На заброску идут 2 человека.

Это было похоже на спринт. Мы торопились. Где было можно – бежали. Большую часть – с фонарями. Рюкзаки были не тяжёлыми, около 10 кг. каждый. Путь проходит по тропе, ведущей к Северному Приюту и набитой многочисленными туристами, через морены и ровные плато. Проходим широкое, почти горизонтальное, ровное, большое поле. У немцев в ВОВ оно использовалось под аэродром. Рассвело. Последний подъём на морену был левее по ходу от основной тропы, тоже по тропе, но пока менее набитой, ведущей к верхней базе МЧС. Перепад высот от нашего бивака до заброски составил 1560 м.

Время разложилось так:

В 8-00 организуем заброску в скалах в 100 м. левее тропы (в 300-400 м. северо-восточнее Северного Приюта). В 8-25 начало спуска от заброски. В 10-00 мы были уже на биваке. Так быстро мы смогли потому, что были обуты в кроссовки и спускались бегом.

На склонах Эльбруса наблюдаем движение людей.

В 13-15 выход на маршрут. Фото №37.

Фото №37. Мост через приток р. Кызылкол

Редкие облака, лёгкий ветерок. Тепло. Эльбрус открыт. Путь через мин. источники Джылысу, где обилие палаток отдыхающих и лечащихся, магазины, гостиницы, словом, цивилизация. Фото №38.

Фото №38. Минеральные источники Джылысу КБР.

Далее по дороге, ведущей в Тырныауз. До моста через р. Каракаяасу. Неожиданно эта река оказалась столь полноводной, что брода не нашли. Пришлось идти вдоль берега до моста.

От моста начало подъёма на пер. Северный Каракайский (н/к, 2889).

В 14-27 сходим с дороги. Подъём по травянистым склонам, местами с высокой травой. После ходки от моста, в 14-55, выходим на тропу, идущую вдоль ручья вверх. Фото №39.

Фото №39. Вид на Эльбрус от начала подъёма на пер. Каракайский Северный.

Крутизна 25-35град до выполаживания, это около 1 км. до седловины. Затяжной, нудный подъём по травянисты местами осыпным склонам. Перевал - широкая травянистая седловина. Фото №40, 41.

Фото №40. На седловине пер. Каракайский Северный.

Фото №41. Панорама с пер. Каракайский Северный с сторону долины реки Кенранзыкол.

Тур. Записка группы из Украины. Сильный ветер.

В 18-10 начинаем спуск с перевала. Фото №42.

Фото №42. Спуск в долину реки Исламчат.

Тропа забирает вправо по ходу, т.е. траверсирует склон. Около 1 км. спуска. Половина по тропе, затем влево по ходу в направлении устья нашей долины. Травянистые склоны, местами с выходами осыпей – местами крутые, до 50град. Расстались с 2-кой. Выход к реке Исламчат, встретились с чабаном, поговорили. Вдоль реки проложена дорога. Сначала идём по ней, а потом вдоль русла, искали брод. Брода нет, река достаточно широкая, глубокая и быстрая. Переправились по камням. Место переправы найти нелегко. Конец разделяющего реки отрога траверсируем, чтобы меньше сбрасывать высоту. Путь по долине р. Керанзыкол вдоль реки. Ищем место для бивака.

В 19-45 бивак в долине р. Керанзыкол, около 1 км. выше устья. Температура +15 градС.

10 августа. 6 день активной части маршрута.

дол. р. Керанзыкол - пер. Керанзы Верхний (п/п, 2Б, 3550).

ходовых часов 12-45,

км. 9,6.

Набор высоты 950 м,

сброс высоты 450 м.

В 7-15 выход. Температура около +8 градС. Ясно. Путь по долине р. Керанзыкол. Тропы нет. Трава, осыпи. Уклон долины около 20град. От слияния ручьёв путь вдоль левого по ходу ручья. Фото №43, 44.

Фото №43. В долине р. Керанзыкол, у слияния.

Фото №44. Вид на пер. Каракайский Северный из долины р. Керанзыкол.

Изгиб реки влево срезаем подъёмом по плотно слежавшемуся мелкоосыпному склону, 200 м, до 40град. Далее траверс сначала травянистых, потом осыпных склонов левого борта долины. Фото №45, 46.

Фото №45. Подъём по долине реки Керанзыкол.

Фото №46. Подъём по долине реки Керанзыкол.

Мелкие плоские осыпи, устилают всю долину. Местами выходы разрушенных скал из сланцевых пород. Разделяющий долину невысокий короткий гребень обходим справа по ходу, ближе к вершине Шаукамбаши. Фото №47, 48, 49.

Фото №47. В долине р. Керанзыкол.

Фото №48. Разделяющий, невысокий короткий гребень в долине р. Керанзыкол.

Фото №49. В долине р. Керанзыкол, склон хребта от вершины Шаукамбаши.

Местами осыпи среднекаменистые. Крутизна местам до 40град. Идти легко: осыпи плотно слежавшиеся. Проходим 400-метровый, до 35град взлёт. Но это оказался не перевальный а выход к озеру, подпруженному моренным валом. Время 12-30. Почти круглое достаточно большое озеро диаметром около 300-400 м. серо-зелёного цвета обходим слева по ходу. На карте его нет. Справа крутой склон в. Шаукамбаши с небольшим ледничком. Вокруг мелкие и средние осыпи. Привал у верхней окраины озера. Дождь, гроза, холодно.

Выход в 13-30. Перевальный взлёт склон из мелкой осыпи до 35град около 400-500 м. Фото №50.

Фото №50. Озёро под перевальным взлётом пер. Керанзы Верхний.

Поднялись на перевал в 14 часов. Фото №51.

Фото №51. На седловине пер. Керанзы Верхний.

Седловина длинная, обрывается в сторону долины р. Шаукол. Фото №52.

Фото №52. Вид с пер. Керанзы Верхний в сторону долины р. Шаукол.

Ветер, дождь. Мы на перевале Керанзы Верхний. Высота примерно 3550. Сложили тур. Оставили записку с отметкой «первопрохождение». Фото №54.

Фото №54. Н а пер. Керанзы Верхний.

Спуск из-за своей крутизны полностью не просматривается. Видны только местами осыпные кулуары и скальные выходы. Фото №53.

Фото №53. Скальный кулуар пер. Керанзы Верхний.

В 14-30 начали спуск с перевала. Движение в связках. Фото №55.

Фото №55. Спуск с пер. Керанзы Верхний.

Вначале движение по осыпному кулуару и небольшим скалам, крутизной до 70град. Попеременная страховка. Фото №56, 57.

Фото №56. Спуск с пер. Керанзы Верхний.

Фото №57. Спуск с пер. Керанзы Верхний.

Погода пасмурная, временами дождь. Через 200 м. скалы стали круче. Далее на протяжении 300 метров спуска по скалам крутизной 50-90град вешаем перила за скальные выступы. Фото №58, 59.

Фото №58. Спуск с пер. Керанзы Верхний.

Фото №59. Спуск с пер. Керанзы Верхний.

Верхняя страховка. Последний участник по сдвоенной верёвке с самостраховкой схватывающим узлом. За спуск провесили 7 верёвок по 33 метра. Последняя верёвка перед выходом на снежник была вертикальной на всю длину. Фото №60.

Фото №60. Спуск с пер. Керанзы Верхний.

Дальнейшее движение траверсом осыпного, крупные и средние камни, местами скального склона хребта справа по ходу, отделяющего соседний цирк, без потери высоты. Фото №61, 62, 63, 64.

Фото №61. Спуск с пер. Керанзы Верхний.

Фото №62. Траверс склона хребта от в. Шаукамбаши.

Фото №63. Спуск с пер. Керанзы Верхний.

Фото №64. Траверс склона хребта от в. Шаукамбаши.

Так не хотелось спускаться ниже. Режим движения 40-10. Температура +15 градС. Облачно.

В 19-00 заканчиваем траверс и после небольшого подъёма поворачиваем в сторону цирка под вершиной Джувурген. Фото №65.

Фото №65. Хребет от вершины Джувурген.

До 20-30 уставшие и в начинающихся сумерках продолжаем движение по хаосу маренных валов в направлении вершины Джувурген, пока не нашли небольшое озерцо, скорее лужу.

В 20-30 стали на бивак в 400 м. напротив второго справа от в. Джувурген осыпного широкого кулуара, оптимального для прохождения. Первый кулуар, ближний к вершине, смотрелся чуть ниже, но в верхней части там скальные выходы просматривались сложнее, чем во втором.

Готовили пищу уже в полной темноте при свете звёзд и фонарей, но довольные сегодняшней работой. Перевалу Керанзы Верхний, наверное, 2Б можно дать. Может быть, потом появятся какие-то облегчающие варианты.

11 августа. 7 день активной части маршрута.

Перевал Джувурген Западный (п/п, 1Б, 3500), долина реки Кыртык.

ходовых часов 10-45,

км. 12,0.

Набор высоты 900 м,

сброс высоты 1100 м.

Выход в 7-15. ясно. Температура +10 градС. После прохождения нескольких моренных валов подошли ко второму справа по ходу от вершины Джувурген осыпному кулуару, по которому вчера мы решили подниматься. Нижнюю широкую осыпную часть кулуара «в лоб» пройти не получилось: один шаг вперёд, два шага назад – мелкая подвижная осыпь. Поднимались вдоль правого походу скального борта кулуара. Местами по участкам слежавшейся осыпи, местами по скалам. Фото №66, 67.

Фото №66. Подъём на пер. Джувурген Западный.

Фото №67. Подъём на пер. Джувурген Западный.

Крутизна от 40 до 70град. Широкие полки. В 10-00 выходим под крутой, скально-осыпной кулуар, принимаем решение: вешать верёвки. Фото №68.

Фото №68. Перевальный взлёт на пер. Джувурген Западный.

Провесили 120 м. перил. Крепление перил за скальные выступы. Подъём по перилам с самостраховкой.

В 11-00 мы на перевале. Высота около 3500 м. Даём оценку по категории трудности как 1Б. Поднялись со стороны долины р. Шаукол. Седловина осыпная. Ясно. Слабый ветер. Температура около +20 градС. С седловины хороший вид на вершину Джувурген, долину реки Кыртык, где нас ждёт «двойка», и Эльбрус с востока. Фото №69.

Фото №69. Вид с пер. Джувурген Западный в сторону долины р. Кыртык.

Смотрим путь нашего спуска - долину ручья, левого притока р. Кыртык. Уже от истока ручья проложена дорога. Сложили тур, написали записку с отметкой «первопрохождение». Фото №70.

Фото №70. На седловине пер. Джувурген Западный.

В 11-40 начали спуск. По мелко осыпному перевальному взлёту, 500 м, скатились за 15 минут. Далее травянистые склоны. Вышли на дорогу и по ней до места, где стояла буровая. Фото №71, 72.

Фото №71. Спуск с пер. Джувурген Западный.

Фото №72. В долине р. Гитчоесенчи.

Эта дорога шла по левому склону, а ниже по правому – уже просматривалась дорога до самой долины р. Кыртык. От места остатков буровой крутой травянистый спуск на дно долины и путь вдоль русла реки Гитчоесенчи до начала дороги по правому склону. Разведка дороги. Решили не идти по ней, а продолжить путь вдоль русла: есть тропы, а внизу мы сориентировались снова выйти на левобережную дорогу и спустится в долину р. Кыртык.

Эта дорога вела к кошу, что в километре от её устья. Далее по тропе на разделительный гребень между р. Кыртык и нашей. Фото №73.

Фото №73. Пер. Джувурген Западный из долины р. Гитчоесенчи.

Крутой травянистый спуск около 400 м. до 45град к палаткам «2-ки» на берегу р. Кыртык. Фото №74.

Фото №74. Слияние р. Кыртык и р. Гитчоесенчи.

Время 14-30.

С места встречи, пообедав, выход в 15-30. Состояние ребят 2-ки хорошее, а 4-ка уставшая. Но надо идти: мы отстаём от графика. Путь по набитой дороге правым берегом р. Кыртык до мостика через неё перед слиянием рек Субаши и Мкяра. Фото №75.

Фото №75. Переправа через р. Кыртык.

Пасмурно. По мостику ниже слияния переходим на правый берег и продолжаем путь по хорошей тропе по правому берегу р. Мкяра до слияния с р. Мукал и далее до уступа, образованного окончанием хребта слева по ходу и упирающего в реку. На левом берегу тропа вдоль реки, обходящая уступ. Но мы туда попасть не смогли – переправы нет: высокая вода. Бивак группы туристов, которые ждут следующего утра, чтобы переправиться. Около 1-го часа штурмуем уступ в лоб по высокой траве. 300 м. до 50град. Думая, что только мы такие глупые - идём на уступ, но после 2/3 подъёма с изумлением выходим на хорошо набитую тропу, которая траверсирует уступ снизу вверх, слева направо. Фото №76.

Фото №76. Подъём на уступ, перегораживающий путь по долине р. Мукал.

В 17-35 мы на гребне уступа. С гребня уступа хорошие виды вниз, на ледник, на перевал Сылтран. Выходим в 18-00 с уступа по тропе, ведущей на пер. Сылтран и в верховье долины. Фото №77,78.

Фото №77. В долине р. Мукал.

Фото №78. Подъём по долине р. Мукал.

Проходим прижим по тропе и, пройдя около 1 км, организуем переправу через реку по камням. Фото №79.

Фото №79. Переправа через р. Мукал.

В 19-00 встаём на бивак у реки, практически у начала конечных морен ледника Мукал. Чьи-то палатки здесь уже стоят.

12 августа. 8 день активной части маршрута.

Ледник Мукал.

ходовых часов 8-15,

км. 5,0.

Набор высоты 800 м,

сброс высоты 200 м.

В 7-45 начинаем движение от места бивака прямо в «лоб» в направлении ледника Мукал. Погода ясная. Температура +7 градС.

Путь проходит по моренным валам. Фото №80.

Фото №80. Подъём к леднику Мукал.

Средние и крупные камни. После 300 метрового подъёма от реки выходим на пологую часть долины. Фото №82.

Фото №82. Вид вниз по долине р. Мукал от окончания л. Мукал.

Открылись нижняя часть ледника, перевалы Ворута и Грач Нижний. Ледник внизу разделён остроконечным нунатаком. Фото №81.

Фото №81. Нунатак на л. Мукал.

Внизу казалось, что обходить его нужно слева походу, но это было длиннее. Ближе, всё же, принимаем решение обойти его справа: так короче и можно пройти.

К 10-00 подошли под ледник. Ледник открытый. Свободное движение по леднику. Местами рубим ступени во льду или пробиваем их в снегу или гимнастическая страховка. Крутизна склона до 30град. Через 400 м. на перегибе ледника обходим 5 широких трещин и выходим на пологую часть. Фото №83.

Фото №83. Подъём по л. Мукал.

Здесь мы вновь разделяемся с «двойкой». Их перевал Мукал-Мкяра, а нам дальше на Мукал-Мкяра Южный. Погода начинает портиться.

В 12-00 «двойка» отделилась от нас и ушла по своему маршруту. Мы же продолжаем подъём по леднику Мукал в направлении нашего перевала.

В 12-40 подошли к снежно-ледовому склону, ведущему на перевал. У подножия следы сошедшей лавины. Перевальный взлёт – в нижней части широкий кулуар, а в верхней - узкий, зажатый скалами, ледовый, около 300 метров, крутизна 35-50град. Фото №84.

Фото №84. Перевал Мукал-Мкяра Южный с востока. Снимок утра следующего дня.

Вверху кулуар упирается в скалы. Надеваем страховочные системы, кошки, готовим ледобуры, верёвки.

Начинаем подъём в 13-00. Три верёвки провешиваем на фирновом склоне. Крепление перил и страховка через ледоруб. Подъём участников по перилам с самостраховкой. Фото №85.

Фото №85. Подъём на пер. Мукал – Мкяра Южный.

Далее подъём по ледовому склону. Подъём первого с нижней страховкой с организацией промежуточных точек страховки на ледобурах. Крепление перил и организация страховки так же на ледобурах. Во время работы на льду погода резко испортилась. Пошёл мокрый снег, перешедший в дождь. Поднялся ветер.

В районе 15-00, неожиданно, со скал леве по ходу и выше нас полетели камни. Это подтвердило камнепадоопасность кулуара, по которому проходил подъём. И это было на первой половине подъёма, менее сложной. Дальше рисковать не решили. И ждать соответствующего времени суток и погоды для прохождения камнепадоопасного участка у нас не было времени. Воспользовались запасным вариантом.

Спуск занял около часа. В плохих погодных условиях поставили бивак на леднике.

Сильный ветер, дождь. Температура +5 градС.

13 августа. 9 день активной части маршрута.

Перевал Мукал-Мкяра(1Б, 3741), перевал Советский Воин (1Б, 3761),долина реки Ирикчат.

ходовых часов 8-55,

км. 7,4.

Набор высоты 462 м,

сброс высоты 862 м.

Выход в 9-30. Погода ясная. Температура +7 градС.

Продолжаем движение по запасному варианту.

Движение от места бивака в направлении перевал Мукал-Мкяра (1Б, 3761). Фото №86.

Фото №86. Подъём на пер. Мукал – Мкяра.

Движение по снегу и фирну. Трещины не широкие: перешагиваем. Движение в связках. Режим движения 40-10.

К 10-00 подошли под бергшрунд. Переходим бергшрунд по снежному мосту и через 10 м. снежника выходим на среднюю осыпь под скалы. Крутизна склона до 40град. Фото №87.

Фото №87. Подъём на пер. Мукал – Мкяра.

Через 150 метров подъёма по скалам к 10-40 выходим на седловину. Тур. Записка нашей «двойки».

С седловины открылся вид на перевалы Ирины Молотиловой и Советский Воин.

В 11-00 продолжаем движение в направлении перевала Советский воин. Фото №88, 89.

Фото №88. Вид на пер. Мукал-Мкяра Южный с ледника Мкяра Вост.

Фото №89. Вид на пер. Советский Воин с ледника Мкяра Вост.

Спуск по снежному и осыпному склону крутизной до 25град около 300 метров, затем выход на закрытый ледник. Движение в связках по следам, которые проложила «двойка».

После прохождения пологой части ледника Мкяра Восточный, 200 метрового снежно-ледового подъёма, крутизной 25-30град и 40 метров мелкой осыпи в 13-30 выходим на седловину перевала Советский Воин (1Б, 3761). Фото №89, 90.

Фото №90. Вид на пер. Мукал-Мкяра с пер. Советский Воин.

На седловине оборудовано место под палатку. Тур. Записка нашей «двойки». Спуск - осыпной склон, порядка 500 метров и крутизной 20-30град. Фото №91, 92.

Фото №91. Вид с пер. Советский Воин в долину р. Ирикчат

Фото №92. Спуск с пер. Советский Воин.

На ровной площадке ниже, около ручья, готовим чай и перекус.

В 15-30 продолжаем движение по осыпным, а затем и травянистым склонам. Пошёл град. После получаса града пошёл дождь, который с небольшими перерывами продолжался до ночи.

В 17-30 мы спустились на пологую часть долины реки Ирикчат и вышли на тропу, ведущую к пер. Ирикчат.

Дальнейшее движение по тропе вверх вдоль реки Ирикчат. Фото №93.

Фото №93. Подъём по долине р. Ирикчат к пер. Медвежонок.

Режим движения 40-10.

Палатки поставили в 19-10 где-то среди камней в 10 метрах от слабого ручья после прохождения левобережного крупнокаменного прижима, немного ниже языка ледника Ирикчат. Дождь. Температура +14 градС.

14 августа. 10 день активной части маршрута.

Перевал Медвежонок (2Б, 3753), перевал Чат Эльбрусский Северный (2А, 3783),

траверс северных ледовых полей вершины Эльбрус (2А, 3900-4100).

ходовых часов 11-25,

км. 13,2.

Набор высоты 936 м,

сброс высоты 336 м.

Выход в 7-30 по тропе в направлении перевала Ирикчат. Ясно. Температура +8 градС.

Удивительно: через двадцать минут пути встречаемся с участниками «двойки», которые ещё только завтракают.

В 8-30 продолжаем движение по тропе в направлении перевала Медвежонок. К 9-00 выходим на ледник Ирикчат и пересекаем его. Фото №94.

Фото №94. Подъём на пер. Медвежонок.

Ледник открытый, с небольшим уклоном.

После ледника выходим на боковую морену. Местами под камнями лёд. Двигаемся по устойчивым крупным камням. Подходим под скалы. Осыпные кулуары перевала крутые и камнепадоопасные. Обильное таяние снегов и сходы лавин в весенний период основательно «вылизали» склон. Принимаем решение идти по разделительным гребням между кулуарами. Время 9-30.

Подъём на перевал представляет собой скально-осыпной склон до 600 м. и крутизной от 30 до 90град. Фото №95.

Фото №95. Вид с подъёма на пер. Медвежонок в долину р. Ирикчат.

Подъём по гребню между осыпным кулуаром справа по ходу и крутым небольшим ледником слева. Связки. Одновременная, местами попеременная страховка закладываем верёвку за выступы. Участки, где навешиваем перила. Ведём постоянное наблюдение за камнями. При выходе на обманную (мы так радовались, выходя на неё) седловину пересекли справа налево начало ледника под вертикальной скальной стеной. Горизонтальные перила. 30 м. Фото №96.

Фото №96. Траверс скально-ледового склона при подъёме на пер. Медвежонок.

От этой седловины под следующим вертикальным участком над ледником соседнего более широкого кулуара траверсируем склон в связках, местами с попеременной страховкой, около 300 м. до 45град. Фото №97.

Фото №97. Подъём на пер. Медвежонок.

В 12-30 выходим на седловину перевала Медвежонок (2Б, 3753). Фото №98.

Фото №98. Вид с пер. Медвежонок на л. Ирик.

Тур. Записка группы из Украины. Облачность с прояснениями.

Седловина осыпная. С седловины вид на ледник Ирик. На самом деле прямо на перевал ведёт другой широкий ледовый кулуар, который мы пересекли вверху. Начало его гораздо ниже, чем тот, по которому мы поднимались. И как нам увиделось, ниже конца языка ледника Ирикчат. Вариант подъёма по нему сложнее: чисто ледовая техника.

В 13-00 продолжаем движение в направлении ледника Ирик. Внизу два небольших озера. Цвет зелёный.

Спуск с перевала вначале по осыпи, затем по снежнику. Фото № 99.

Фото №99. Спуск с пер. Медвежонок.

Крутизна около 30град. Спускались около 20 минут до крупнокаменистой осыпи справа по ходу. В конце снежника делаем привал для перекуса. Отсюда траверсом проходим, точнее перепрыгиваем, около 200 м. крупной осыпи: камни величиной как стол, шкаф, комната. Ещё через 200 м. начинаем подъём на пер. Чат Эльбрусский Северный. Подъём до 45град, мелкая, средняя осыпь, местами выходы скал. Появляются снежники. Фото №100.

Фото №100. Подъём на пер. Чат Эльбрусский Северный.

Немного уклонились вправо по ходу: траверсируем снежник и влево и подходим к 20 метровому более крутому скальному участку, ведущему на седловину перевала Чат Эльбрусский Северный (2А, 3753). Фото №101, 102.

Фото №101. Подъём на пер. Чат Эльбрусский Северный.

Фото №102. Вид с пер. Чат Эльбрусский Северный на л. Ирик.

Время 15-45. Седловина скальная, узкая с севера сразу начало крутого до 90град ледника, 50 м. Записка группы туристов Минского подшипникового завода. Из записки становится понятно, что мы четвёртая группа, которая поднимается на этот перевал. Вид с перевала на кратер вулкана, Ачкерьякольский лавовый поток, Рыжий бугор и ледовые поля Эльбруса. Спуск с перевала начинаем в 16-00. Ледовый склон 50 метров и крутизной до 90град, подрезанный бергшрундом. Фото №103, 104.

Фото №103. Спуск с пер. Чат Эльбрусский Северный.

Фото №104. Спуск с пер. Чат Эльбрусский Северный.

Крепим верёвочную петлю вокруг камня. Вешаем перила. Спуск по перилам с верхней страховкой. Последний спускается по сдвоенной верёвке с самостраховкой. Бергшрунд в месте нашего спуска шириной около 1,5 м. преодолеваем маятником.

Первый и последний спускаются без рюкзаков, которые спускаем раздельно.

В 16-33 мы под Ачкерьякольским лавовым потоком. Сразу после перевала и далее по леднику движение в связках в разломах местами попеременная страховка. Фото №105, 106.

Фото №105. Вид с пер. Чат Эльбрусский Северный на Ачкерьякольский лав. поток

Фото №106. Траверс ледовых полей Эльбруса

Открытый ледник. Ручьи. На леднике встречаются большие каменные «грибы».

Впереди крутой уступ открытого гладкого ледника 100 м. до 30град. Чудом взобрались без кошек: времени не было их одевать. Тем более, дальше пологий и открытый ледник и кошки не понадобились. А помогла нам узкая почти сомкнутая наклонная ледовая трещина, по которой мы и поднимались. Общее направление пересечения северо-восточных ледовых полей Эльбруса северо-запад. Прошли ниже 2-х ледовых сбросов с обнажением поверхности ложа ледника. Далее траверс с небольшим подъёмом. Вошли в зону облачности. Видимость упала до 50 м. Идём по компасу.

В 18-10 неожиданно прояснилось, и мы смогли скорректировать направление нашего движения.

В 18-50 пошёл мелкий мокрый снег. Видимость не более 30 м. Вышли на участок сильно разорванного ледника. Нам пришлось преодолеть значительное количество широких трещин, по снежным пробкам и перепрыгивая, страхуясь попеременно и вырубая ступени. Из разломов вышли минут через сорок. Далее трещины сужаются и плотно закрыты снегом. По дуге, траверсом снежно-ледового склона движемся в направлении морены. Фото №107.

Фото №107. Траверс северных ледовых полей Эльбруса

Ещё за полчаса мы прошли часть закрытого ледника и участок ледяных разломов и вышли на снежный траверс. На участке разломов льда петляли между трещинами.

В 19-45 встали на бивак на «промежуточной морене» ледника Кынчырсырт. Снег. Ветер. Температура +5 градС. Хорошо оборудованные места для палаток с высокими стенами. Но вода на леднике и, значит, замерзает. О воде наутро надо позаботиться. Скудный ужин и завтрак: продуктов нет, но чай - чай есть.