Горы мира > Северная Америка >

Автор и фото: Игорь Паша, Москва

Мир прекрасных красных и некрасных скал:
По национальным паркам Америки.
Часть 2

Скальный мир дикого Запада достоин посещения. Это утверждение с длинной бородой, но все еще не аксиома. В его защиту я привожу подборку своих снимков. Буду рад за тех, кто соблазнится возможностью «взять да махнуть туда»: это неопасно, несложно, недорого и очень здорово.

Примерный вид маршрутной петли

В Части 1 этой серии заметок были представлены маршруты и посещения первых двух дней нашего недельного автопробега по национальным паркам Америки, стартовавшего и финишировавшего в Денвере. Здесь представлены 3-й и 4-й маршрутные дни.

Карта маршрутных посещений 2-4 дней, штат Юта.
Оранжевая линия – 2-й день, красные кружки – 3-й,
зеленоватая линия – 4-й.
Цифры в голубых кружках – номера ночевок на маршруте

День 3
Третий день нашего автопробега был целиком посвящен национальному парку Арки (Arches), он того заслуживает. Парк расположен на возвышающемся на две-три сотни метров плато площадью с Москву, окантованному треугольником автодорог: с одной из них – I-71 – мы вчера свернули, по другой – US 128 –ехали потом вдоль реки Колорадо, по третьей – US-191 – объезжали Арки, направляясь к Мертвой Лошади (Dead Horse Point).

Наш «день Арок» начался в городке Моэб (Moab), где мы провели ночь (и проведем следующую). Всем необходимым – суточным питьем, едой и бензином – запаслись на старте: на территории парка ничего этого не будет. Съезд к парку – в 6 милях к северу по дороге US-191. От съезда – затяжной подъем по образцовой петляющей дороге, то и дело предлагающей остановиться и совершить короткие пешие маршруты среди бастионов паркового скального авангарда.

Съезд с магистрали US-191 и начало подъемной дороги в парк Арки

Главное здание МГУ
Парадная пешеходная улица среди скальных небоскребов

Набрав 200-300 метров высоты над окружением, дорога устремляется вдаль. Тут и там с нее есть съезды к побочным достопримечательностям (схему проездов по парку вы получаете как приложение к въездному недельному пропуску, 15 долларов за машину). Однако культовые места – на дальней стороне парка, до них миль сорок. Там дорога упирается в широкую дугу скал, под которой сеть парковочных мест и санитарных точек, – далее только пешие маршруты. Их несколько, они разной протяженности и сложности, но все по принципу «всё свое ношу с собой». В жару люди носят с собой, помимо хавки, по канистре воды на душу. В наши октябрьские +25 нам хватило по литру.

Самый длинный (и самый интересный) пеший маршрут – по восьмимильной петле. Это на часа четыре, не меньше, если только вы не комета Галлея вблизи перигелия. Маршрут затрапезно начинается обставленной расписанными табличками широкой песчаной дорожкой, но потом – за извещением о начале дикого участка – он местами усложняется. Например, там, где надо преодолевать отполированные 45-градусные многометровые купола, – в сухую погоду это делается с шустрого разбега, а при мокром покрытии вообще непонятно как делается, если на вас кроссовки (или, по-американски, сандалии или шлепки). Кроме того, по ходу маршрута очень даже есть где заблудиться и «поартачиться», а это приятно, если времени вдоволь.

К верхним панорамам ведет четырехмильная тропа

Башни тут и там

Арки, арки

Это смотровое яйцо я снимал так и этак

На обратном пути по пешему маршруту.
Вдали вершины массива La Sal.
Правее них – нагорный бассейн реки Колорадо
и наша вчерашняя площадка Dead Horse Point

Если у въезда в парк нас встречал небоскреб МГУ,
то провожает комплекс Гарварда

На обратном пути по парковому плато, уже вечером, мы свернули к стоящей далеко в стороне Изящной арке (Delicate Arсh). Боясь опоздать к закату, выбрали вариант с подъездом к ближней стоянке, от нее сто метров пешего подъема к дальним видам на Изящную арку. Солнце действительно уже садилось, когда мы вышли на виды. При наличии времени, конечно, стоило подъехать ближе к Арке по другой, объездной дороге.

Изящная арка (Delicate Arch) на скальном массиве за обрывом.
За спиной низкое солнце в потянувшейся с запада мгле