Горы мира > Северная Америка >

Мир прекрасных красных и некрасных скал:
по национальным паркам Америки
Часть 1

В октябре прошлого года я отложил на время работу и на три недели отправился с дочерью в Америку. Для меня это был далеко не первый визит в США, но первый за рулем. Помимо пребывания в трех мегаполисах, мы совершили недельное путешествие на машине по дикому Западу, начав и закончив его в Денвере. Повезло с погодой: шесть из семи дней были теплыми и ясными и только один – для разнообразия – облачным. Мы четко уложились в посуточный маршрутный график, хотя составлялся он на глазок, из общих соображений. Видимо, автодело в Америке поставлено настолько хорошо, что таких соображений хватает.

Скальный мир дикого Запада достоин посещения. Это утверждение с длинной бородой, но все еще не аксиома. В его защиту я привожу подборку своих снимков. Бытовые и «технические» маршрутные рекомендации оставлю за кадром: их при желании легко почерпнуть из сети. Буду рад за тех, кто соблазнится возможностью «взять да махнуть туда»: это неопасно, несложно, недорого и очень здорово.

01. Примерный вид маршрутной петли.

Приведенная схема дает общее представление о месте и масштабе маршрута. Полная петля, с учетом разъездов по нац. паркам – около 2000 миль (3,5 тыс. км) – в среднем 250-300 миль в день. Разбивка маршрута по дням:

День 1-й: переезд через Скалистые горы из Денвера в городок Грэнд Джанкшн (Grand Junction), пеший подъем в горах к Висячему озеру (Hanging Lake).

День 2-й: посещение нац. парка Colorado National Monument, переезд в Юту в городок Моэб (Moab), проводы солнца на севере парка Canyonlands.

День 3-й: весь день в нац. парке Арки (Arches), неподалеку от городка Моэб.

День 4-й: продвижение на юг, к Аризоне, попутный заезд на смотровую площадку Иглы (Needles) в восточной стороне Canyonlands, вечерняя автопрогулка по нац. парку Долина памятников (Monument Valley) в районе резервации племени Навахо (самая дальняя точка маршрута).

День 5-й: обратный путь – другой дорогой – в Колорадо, вечернее катание по нац. парку Mesa Verde, с экскурсией по скальным поселениям индейцев.

День 6-й: продвижение на север по живописной горной трассе San Juan Skyway Loop до городка Урэй (Ouray).

День 7-й: дальнейшее продвижение на север, автопрогулка по парку Черный каньон (Black Canyon of the Gunnison), вечернее возвращение в Денвер.

В этой 1-й части публикации представлены маршруты и посещения первых двух дней автопробега.

День 1-й.

Наш чикагский самолет приземлился в Денвере в 9-30 утра. Багаж, туда-сюда, местная туринформподдержка – к 11 часам мы на прилегающей площадке автопроката от Enterprise (надежная и менее накладная, нежели Avis и Hertz, фирма) – и через четверть часа оформлений уже рулим на Тойоте Королле к Скалистым горам. Весь этот день нам строго на запад – через горы в широкую долину, за которой наши программные скально-песчаные нац. парки Юты. Темнеет рано (середина октября), только ездового времени около пяти часов, плюс неминуемые видовые остановки – времени, словом, в обрез.

Из Денвера через Скалистые горы ведет знаменитая трасса I-70 (I = Interstate – высший ранг американских автомагистралей). Знаменита она своими насыщенными природными видами и отменным качеством. Дорога пересекает горы по дну узкого ущелья вдоль культовой реки Колорадо (которая здесь только начинается и уже потом прорезает серию каньонов, в их числе Большой каньон, на своем долгом трудовом пути через Юту и Аризону к Калифорнийскому заливу в Мексике). Полосы прямого и встречного направлений магистрали не только разделены на всем протяжении, но – на наиболее живописном участке каньона Гленвуд (Glennwood Canyon) – еще проложены на разных этажах.

Вдоль дороги есть где остановиться, чтобы не только осмотреться, но и пройтись по предусмотренным – порой длинным – тропам. Спрессованные временем, мы ограничились только одной, но длительной прогулкой – к Висячему озеру (Hanging Lake). Это небольшое озерцо в нише среди вершинных скал питается водопадиком и ручьем стекает вниз к реке. До него метров 500-600 набора высоты, а это не менее часа темпового подъема и полчаса спуска по каменистой тропе, плюс время у озера. Мы хотели поспеть к озеру, застав солнце, но поднялись уже с началом сумерек – и не пожалели: дыхание и краски вечера чарующе усилили мрачновато-отрешенную готику сумеречной скально-озерной картины.

Остаток пути на машине проделали в темноте и где-то к 11 вечера спустились с гор в долину и в городке Грэнд Джанкшн (Grand Junction) нашли свободный номер в одном из мотелей.

02. Наш легкий надежный пыжик – Toyota Corolla.
Удобная для двоих, экономная и достаточная для грунтовых,
в меру ухабистых грунтовых дорог нац. парков машина.

03. Почти сразу по выезде из Денвера – веселящие глаз и радующие душу виды хребта свежезаснеженных Скалистых гор.

04. Первый пикничок на обочине у реки детских чтений и грез Колорадо.

05. Трасса I-70 на участке каньона Гленвуд.
Слева от двухъярусной дороги река Колорадо,
вдоль ее противоположного берега действующая железная дорога,
по которой ездили знаменитые киногерои.

06. Все съезды с главных дорог имеют сквозную нумерацию, по ней видно, сколько еще до вашего съезда.
Этот «наш» указатель предупреждает о том, что съезд к Висячему озеру в полумиле и что там будет цивильная площадка для отдыха

07. На автостоянке у начала пешей тропы вверх к Висячему озеру.

08. Скала на том берегу реки доминирует над всем видом и при низком солнце просто завораживает.

09. Вот и Висячее озеро,
оно в 600 метрах над рекой.
Мы поднимались к нему в вечерней прохладе,
но все равно притомились, так как заложили темп.
А каково проделывать этот путь в дневную жару,
тем более летнюю!

10. Волшебство в вечерних сумерках.

День 2-й.

Второй день нашего автопробега по дикому Западу был короче по километражу, но гуще на события. Он включал утреннее знакомство с парком Национальный памятник (Colorado National Monument), поездку вдоль реки Колорадо по видовой трассе US-128 и проводы солнца на смотровой площадке Dead Horse Point, что у северной оконечности громадного (в несколько площадей Москвы) скального парка Canyonlands.

11. Карта маршрутных посещений 2-4 дней, штат Юта.
Оранжевая линия – 2-й день, красные кружки – 3-й,
зеленоватая линия – 4-й.
Цифры в голубых кружках – номера ночевок на маршруте.

Стотысячный городок Грэнд Джанкшн без стеснения раскинулся по широкой межгорной долине. Название он получил от слияния двух доминирующих рек региона, Колорадо и Ганнисон. В четверти часа езды от него в противоположную от Скалистых гор сторону – въезд в скальное царство парка Colorado National Monument. По нему змеится образцовая дорога, и большинство посетителей ограничиваются полуторачасовым проездом по ней, с серией остановок на обзорных площадках. Конечно, можно не спешить и провести здесь больше времени, тем более что входной пропуск в этот парк (или любой другой – от 10 до 15 долларов на машину) действует в течение недели. Однако дикий Запад – настолько щедрая на достопримечательности территория, что если у вас даже месяц на знакомство с ним, то и тогда вы не зашикуете и будете скупы в растратах времени на удовлетворение своих резонных запросов.

Парк National Мonument напоминает скальное крымское предгорье – похожие вертикальные срезы скальных стен и зеленеющие желоба-котлованы. Но в Крыму степь, тогда как здесь пустыня и тут и сям торчат среди стен облизанные ветрами гигантские скальные изваяния.

12. На въезде в парк Colorado National Monument.

13. Характерные скальные стены.

14. Что-то крымское, но не вполне.

15. Вид на долину (там городок Grand Junction) и хребет Скалистых гор за ней.

16. Вид на долину «во всю ширину».

17. При наличии времени эти скалы можно потрогать...

18. … а можно и полазить.

Спустившись назад в долину, мы двинулись дальше на запад по магистрали I-70, переехали из Колорадо в Юту и за местечком Cisco свернули на живописную трассу US-128 – та повела нас между скалами вдоль меандров реки Колорадо. Опять-таки, чертовски не хотелось торопиться, однако соблазн успеть на неземные закатные виды Canyonlands подгонял. Все равно поездка по US-128 прочно врезалась в память и легла на цифру маршрутных снимков.

19. Въезжаем в Юту.

20. Scenic Byway US-128 – дорога вдоль реки Колорадо.

21. Река Колорадо в «скучном» течении до скал.

22. Эти наступившие красные скалы всепоглощающи.

23. Жемчужина маршрута – вдали башни Фишера (Fisher Towers).

24. Я видел примерно такую «рамку» на постере,
снимок для которого был получен при заходящем солнце.
Розово-алые башни, многоцветное окружение
и белоснежные вершины позади – фантастика!

25. Эх, было бы время!..

26. Дело к пяти – цвета наливаются.

27. Господь – художник, архитектор и инженер.

28. Дорога US-128 скоро вольется в более масштабную магистраль,
и мы покинем эти места,
но не простимся с рекой Колорадо – над ней
проводим солнце уже в другом месте.

Уже на склоне мы выехали на магистраль US-191 в паре миль от городка Моэб (планового места двух ночевок), но двинулись в обратную сторону, к северному краю парка Canyonlands, по отходящей влево шоссейке S-313 – там возвышается мысок со смотровой площадкой Dead Horse Point. К солнечному закату, слава Богу, успели – и стали свидетелями фантастической, неземной картины!

29. На смотровой площадке Dead Horse Point.
По преданию, с этого мыска попрыгали в бездну и разбились дикие мустанги,
окруженные и зажатые желавшими их одомашнить пионерами Запада.

30. Виды марсианские, а река все та же – Колорадо.

31. Если приехать сюда весной, то к этой красоте добавятся еще белоснежные горные купола. Видел – знаю.

32. Эти мои фоты видели в ЦУПе (Центр Управления Полетами в Королеве).
Сказали, что если у них накроется фотосъемка с их марсианских космических аппаратов,
они обратятся ко мне за фотоматериалом.

33. Когда от солнца на скалах остались только крохи, началась сумеречная мистика.

Когда начало смеркаться, мы двинулись назад к большой дороге, проехали по ней в городок Моэб (Moab) и там бросили в одном из мотелей свои усталые кости – следующий день сулил нам глобальную пешую прогулку среди скал парка Арки. Таких видов, как в Dead Horse Point, мы уже не увидим, но будут другие.
Сome along, folks!

Арктангенс Донгузоруна

Когутайские записи

*****

И слова, и фотографии - спасибо!