Руководитель: Н.Емельянова, г.Пушкино

Отчет о горном походе 1 к.с. по З.Кавказу в августе 2010 г.

ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА объединение туристов Москвы

МГСК «БУРЕВЕСТНИК»

Московский Государственный Строительный Университет

КЛУБ ТУРИСТОВ МГСУ

О Т Ч Е Т

о горном туристском походе 1 категории сложности

в районе Западного Кавказа (Домбай – Приэльбрусье)

Нитка маршрута:

пос.Домбай-оз.Турье-пос.Домбай-г.Зуб Мусат-Чери -Чучхурские водопады-пер.Чучхур -р.Буульген - р.Клухор - р.Кичи-Муруджу-пер.Ц.Кичи-Муруджу - р.Гондорай - р.Джалпакол - пер.Джалпакол Сев.-р.Мырды - а/л Узунколл - Ворошиловские коши - пер.Хотютау – станция «Старый Кругозор» - долина Азау - г.Нальчик

совершённом в августе 2010 года

Маршрутная книжка № 1/3-113.

Руководитель группы:

Емельянова Наталья Андреевна.

РФ, МО, г.Пушкино, пр-д Разина, 5-52.

Тел. 8-903-275-00-13

E-mail: emelyshka@gmail.com

МОСКВА 2010 год

1.СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

1.1. Проводящая организация.

Спортивно оздоровительный комплекс Московского Государственного Строительного Университета. Москва, Ярославское шоссе, 26, Дворец спорта, тел. 499-188-51-38.

1.2. Общие сведения.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км.

Продолжительность дн.

102,3

20 августа

2010 года

1.3. Район похода: Западный Кавказ.

1.4. Нитка пройденного маршрута.

пос.Домбай-оз.Турье-пос.Домбай-г.Зуб Мусат-Чери (1А, 3012 м)

- Чучхурские водопады-пер.Чучхур (н/к 2712 м) -р.Буульген - р.Клухор - р.Кичи-Муруджу-пер.Ц.Кичи-Муруджу (1А, 3136 м) - р.Гондорай - р.Джалпакол - пер.Джалпакол Сев. (1А, 3400 м) -р.Мырды - а/л Узунколл - Ворошиловские коши - пер.Хотютау (1Б, 3546 м) – станция «Старый Кругозор» - долина Азау - г.Нальчик

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Катег. трудн.

Характеристика препятствия

Путь прохождения

Вершина

г.Зуб Мусат-Чери (1А, 3012 м)

Радиально, из пос.Домбай

Перевал

пер.Ц.Кичи-Муруджу (1А, 3136 м)

С запада на восток

пер.Джалпакол Сев. (1А, 3400 м)

Перевал

пер.Хотютау (1Б, 3546 м)

С запада на восток

1.6. Поход рассмотрен МКК ФЕДЕРАЦИИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА объединения туристов Москвы 177-00-56666252.

1.7. Состав группы.

1992

Врач

Указания МКК:

1. Перевал Хотютау (1Б, 3546 м) – прохождение склонов Эльбруса - проходить только при полной видимости.

2. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Погода

радиально: пос.Домбай (1 558 м) -а/л Алибек-оз.Турье (2 168 м) -пос.Домбай

-610

пос.Домбай, акклиматизационный выход, скальные занятия на "Домбайском камне"

Солнечно, тепло, около 27 С

радиально: пос.Домбай-г.Зуб Мусат-Чери (3012, 1А) - пос.Домбай

До 15:00 погода ясная, после – дождь, гроза

-1196

пос.Домбай-д/р Домбай-Ульген-Чучхурские вдп.-р.Чучхур - озера под.ледником - снежные занятия на леднике под.г.М.Домбай-ульген

6,6

Солнечно, тепло, около 27 С

М/н - пер.Чучхур (п/к, 2712) - д/р Буульген- д/р Клухор - оз.Туманлыгель- д/р Кичимуруджу

До 16:00 погода ясная, после – дождь, град

-1300

а/л Узункол - дневка

Пасмурно, дождь

М/н - а/л Узункол - д/р Кубань - Ворошиловские коши – подход под пер. Хотютау (до Ворошиловских кошей на машине, дальше – пешком)

6,0

Пасмурно, дождь

М/н - пер.Хотютау (1Б, 3546м) – ст.Старый Кругозор – пос. Азау – пос.Терскол

11,4

Ясно, около 15 С (на леднике)

-1346

пос.Терскол – г.Нальчик

Итого:

102,3

км

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Термины «левый» («правый») берег, склон, борт ущелья и др. употребляются в орографическом смысле. Исключения оговариваются.

Нитка маршрута нанесена на схемы №1, 2, 3 (Приложения).

При написании данного раздела отчета использованы записи участников.

08.08.10г., 1й день, воскресенье

радиально: пос.Домбай-а/л Алибек-оз.Турье-пос.Домбай

610/-610 м

В Минводах нас встретили Люда и водитель от фирмы, где я заказывала пропуска, про заброску в Узункол он почему-то ничего не знал, но, услышав про 4 тыс. руб. быстро согласился. Пропуска отдал все, кроме Ильи по КЧР, тут вышла непонятная история – в результате Илья остался без пропуска. Мы доехали до Карачаевска, там у дер. Каменномост ждали Вадима и Петю, чтобы они отвезли в заброску. Попытались доспать на полянке – поставили палатки, сделали чай. Но выспаться я никому не дала. Ребята приехали около 11-30, им пришлось там ждать и они передали с заброску с другой группой.

В пос. Домбай мы были около 14-00. Причем нас провезли через весь поселок к дороге, которая ведет наверх к Алибеку. По ней и дошли до сторожки заповедника.

Сторож стал уверять, что без ночевки до озера мы не успеем, но мы решили рискнуть – сил-то пока много, а завтра нужно день потратить – съездить в Теберду за пропуском для Ильи. Заплатили по 50 рублей «экосбор», оставили рюкзаки в старом стойле за сторожкой, и наверх.

Дошли до пограничников, сходили на кладбище альпинистов (фото 1) и по дороге вверх до озера.

Дошли до развилки «озеро -водопады», которая почти сразу после «Алибека».

По маркировке доли до самодельного мостика. Дальше также по маркировке. Собрались у озера около 16:40 (фото 2).

Фото 1. Кладбище альпинистов.

Фото 2. Турье озеро.

С тропы до дороги успели до темноты, уже в 20 подошли к сторожке. Чуть ниже нашли отличное место под стоянку – вода рядом (прямо у дороги), правда небольшой уклон.

Спать легли поздно. Завтра никуда не идем, улаживаем дела.

09.08.10г., 2й день, понедельник

Нитка маршрута

пос.Домбай, акклиматизационный выход, скальные занятия на "Домбайском камне"

Набор высоты/Спуск

Встали около 9, пока собирались, мы с Ильей около 11 вышли, чтобы ехать в Теберду за пропуском. Местные товарищи – бомбилы предложили рейс «туда-обратно» за 700 рублей. Но мы нашли рейсовый автобус – маршрутку и доехали за 30 рублей с человека.

На заставе в Теберде выяснили, что пропуска нашего не было, и нет. Написали заново заявление и стали ждать, т.к. попали в обеденный перерыв. Спустились к речке Теберде. Здесь в запруде купается детвора. Часа в 15-16 был готов наш пропуск. Тетенька на заставе напугала нас, что на Кичи-Муруджу сейчас не пускают. Обратно мы спросили у таксиста – он запросил 250 рублей. Мы доехали за 10 рублей до заповедника и там поймали попутку. Три местных паренька довезли нас до Домбая за спасибо, за что им еще раз спасибо.

Ребята ходили «на скалы». Катя с Айгюль перебирали молоко – часть скисла или испортилась (мы в шоке – оно же сухое), пришлось покупать новое.

Еще вечером помылись в местном душе :) .

10.08.10г., 3й день, вторник

радиально: пос.Домбай-г.Зуб Мусат-Чери (3012, 1А) - пос.Домбай

1454/-1196 м

Подъем дежурных в 5-30, остальные в 6. Вышли в 7-30. Собрались быстро, погода хорошая, дошли до сторожки заповедника перед Русской Поляной, заплатили там за 3 дня нахождения в заповеднике по 100 рублей /чел/день.

Госинспектор повторил слова тетеньки с Тебердинской заставы, что на Кичи-Муруджу проход закрыт, чем испортил мне настроение. Прошли чуть дальше сторожки, оставили рюкзаки, взяли только Катин и Айгюль для веревок, касок и систем и вышли на обратную дорогу до поворота наверх – вдоль подъемника на зуб Мусата Чери (фото 3). Подъем, хоть и по дороге, но резкий (поняла, что моя физическая подготовка хромает :().

Фото 3. Подъем на Зуб Мусата-Чери.

Ребята прут вперед. Дорогу и канатку продлили на самый верх хребта – что и сбило нас (меня) с пути истинного. Вместо того, чтобы начать подъем по склону, пошли дальше по дороге. На снежнике перед последней ходкой до гребня я окончательно растеклась и мы потеряли там около часа, отдыхая. На гребне сфотклись с яком Мишей, подкрепились чайком и грушей и выяснили, что вперлись не туда. Пришлось травесировать-таки склон :) (фото 4). Местами достаточно опасные скальные выступы. Заодно отработали технику самостраховки полками на склонах – «две палки в две руки». Пока дошли до Зуба (к 16-00) собрались тучи, потемнело. Провешиваем веревки (фото 7). Жорик с Вадимом ушли наверх, Петя тоже. Сережа Семкив консультирует народ по самостраховке. И вот молния :(.

Петя утверждает, что молния полоснула в сантиметре от него, ребята тоже начали «потрескивать». Пришлось спуститься, снимать с себя железо. Погода портиться, как ни обидно, но пришлось спускаться вниз. На вершине побывали только Вадим и Жорик (фото 5 и 6). У последней очереди подъемника на спуске съели-таки обеденную колбасу. Дошли до поляны (сразу по выходу из леса отличные места под палатки и кострище). В 20-00 разбили лагерь.

Фото 4. Траверс склона – впереди – Зуб Мусата-Чери.

Фото 5. Вадим на вершине. Фотограф – Георгий.

Фото 6. Погода портиться. Вадим на вершине, Жора фотографирует.

Фото 7. Наташа страхует Петю при подъеме.

11.08.10г., 4й день, среда

Нитка маршрута

пос.Домбай-д/р Домбай-Ульген-Чучхурские вдп.-р.Чучхур - озера под.ледником - снежные занятия на леднике под.г.М.Домбай-Ульген

6,6 км

834 м

11.08.10 – 4 день – среда

Дежурные встали в 6, мы в 7. Вышли около 8-30-40. Идем по дороге вдоль реки Домбай-Ульген, по левому по ходу берегу. Потом по траве. Водопад Чучхура виден и служит ориентиром. Около 10-00 привал перед явным подъемом. Потом 2 ходки по 50 минут – и основной подъем пройден (фото 8). Зашли на водопады.

Фото 8. Отдыхаем в тени на подъеме

Потом, я думаю, стоило идти по тропе влево, чтобы сразу набрать высоту и выйти на «озеро» у морены. Мы последовали описанию и пошли вдоль водопада (речки) (фото 9). Тропа есть, пересекли два снежника. Прекрасные виды, цветы вокруг.

Фото 9. Подъем к пер.Чучхур

В самое пекло, около 14-00 Айгюль стало плохо. Подскочила температура до 39 С. Натянули тент (фото 10). Перекусили. Айгюль оставили под присмотром Саши, ребят повела на снежник, снежно-ледовые занятия прошли весело и с пользой (фото 11).

Фото 10.

Фото 11. Занятия на снежном склоне.

К 16-00 спустились, разгрузили Айгюль. За две ходки, забирая влево по ходу траверсом, вышли точно к озеру на морене, почти под перевал.

В 17-30 встали на ночевку. Петя, Вадим и Дима купались в озере. У нас посиделки. С ледника дует. Мошки всех достали.

12.08.10г., 5й день, четверг

62/-976 м

Дежурные встали в 6-00, мы в 7-00. Вышли около 8-30. До перевального взлета минут 20. В 9-20 мы на перевале (фото 12).

Фото 12. Перевал Чучхур.

По тропе спускаемся – привал на поляне перед уходом ручья в каньон (фото 12,13).

Фото 12a. Спуск с пер.Чучхур

Фото 13. Здесь ручей резко уходит в каньон.

Сначала заперлись в самый обрыв, вылезли опять наверх. С левой стороны каньона по кустам, высоченной траве и низкорослым деревьям продираемся вниз, пересекая русла ручейков. Около 13 вышли, наконец, к р. Буульген – потрепанные, но непобежденные. Отдыхаем под березой, рядом тур, наблюдаем скалы, которые обошли (фото 14).

Фото 14. Перевал пройден. Вид с берега р.Бу-ульген.

Дальше без тропы вдоль левого по ходу берега по высоченной траве. Идти тяжеловато. Вышли на заросшую дорогу (явно бывшая двухколейка). По ней вниз до моста через Буульген и через 100 метров дошли до р. Клухор.

Дорога выглядит заброшенной – везде повалены деревья. Время 15-30. Ищем переправу. На том берегу полно отдыхающих, но все пожимают плечами. Классическое бревно внизу по течению снесло и теперь оно на полреки. Вверху по течению тоже нет вариантов. У дороги, где мы обедаем перед разливом реки – посередине островок. На остров можно пробраться по, наверное, все-таки, искусственному сооружению (мини платина + бревно застрявшее), но следующий этап – никак. Был план попросить местных на том берегу застегнуть нам веревку для переправы, так и сделали.

Маятником перебираемся на остров, Жорик и Петя перетаскивают рюкзаки (фото 15).

Фото 15. Переправа через р.Клухор

С острова до целевого берега – около 4-5 м. Как по расписанию начался дождь, причем реальный ливень, с градом. Все в касках. На том берегу местный товарищ застегнул для нас веревку вокруг дерева на карабин. Натянули переправу – долго возились с полиспастом, но Вадиму не все сразу помогли (фото 16).

Фото 16. Вадик и Дима натягивают переправу.

Сначала переправляли рюкзаки, потом людей, последним был Вадик, ему досталось чуть больше остальных. Мы с девчонками поставили в елках палатку, а через 10 минут ребята обнаружили домик. Мы отлично там устроились , растянули веревки, развесили вещи. Петя с Жориком нашли в себе силы развести костер, на котором мы пытались высушить ботинки. Правда, безуспешно.

С домиком нам очень повезло, а то сидели бы под дождем (фото 17). Кончился наш пропуск в заповедник. До планируемого места ночевки не дошли 4 км.

Фото 17. Спасительный домик с утра.

13.08.10г., 6й день, пятница

М/н - д/р Кичимуруджу

12,0 км

806 м

Собирались долго, вышли около 10. С утра солнечно. По асфальтированной дороге минут за 40 дошли до оз. Туманлыгель, которое оказалось куда пустыннее, чем я думала. Никаких палаток, отдыхающих и купающихся, только табличка «Купаться запрещено – штраф 2000 руб.». Ведутся дорожные работы. Мимо проходят люди, в форме – впереди погранпост. У меня с утра на душе не спокойно – вдруг повернут нас обратно. Доходим до реки Кичи-Муруджу – у моста (фото 18) те же люди в форме ваяют фундамент под домик, один спросил куда идем и есть ли пропуск. Я собралась предъявить, но он сказал, что проверка дальше, нам дальше не надо, поэтому я только плечами пожала.

Фото 18. Р.Кичи-Муруджу, дорога на Клухорские озера.

Начали подъем. Опять мой прокол – полезли по правой стороне по ходу движения вместо того, чтобы искать тропу до ручья. Сначала действительно шли по тропе – потом она потерялась и перлись уже тупо вверх по склону. Вовремя спохватились, вернулись, перешли на другую сторону реки, потеряли много времени. Шли по высоченной траве, встречаются камни. Склоны крутоваты, местами осыпи. Так идем часов до 17 – выходим на полянку, перед первой небольшой мореной (фото 19).

Фото 19.

Как по расписанию собирается дождь. Отдыхаем, надеваем непромокайки. Проходим еще одну «лесополосу», выходим на большие луга – которые в дождь превратились в болота – в одно я влезла и без того мокрой ногой, было досадно. Дождь нас пока жалеет. Около 19 подошли к снежнику над рекой – по нему сразу поднялись на последние зеленые ночевки. Рядом большой тур (фото 20).

Фото 20. Ночевка под пер.Ц.Кичи-Муруджу.

В 19-30 ставим лагерь, дождь так и не пошел, хоть с ледника и дует. Полудневки не получилось, но и от графика движения мы не отстали, что радует. Сразу 2 камня с души мы вышли с территории заповедника и миновали погранзаставу на Кичи-Муруджу :) .

14.08.10г., 7й день, суббота

М/н - пер.Ц. Кичи-Муруджу (1А, 3136) - р.Чаулучат - д/р Нахар

12,6 км

594/-1160 м

Дежурные встали в 5-30, мы в 6. Вышли около 7-30. Набираем вверх по левому по ходу склону, минуя снежник внизу. По последней перед взлетом мореной террасе переходим направо под перевал. Через небольшой снежник по морене наверх, туда, где должен быть самолет. Но памятника мы так и не нашли. (фото 21)

Фото 21. Илья под пер.Ц.Кичи-Муруджу. Видна характерная скала, разделяющая пер.Центральный и пер.Южный Кичи-Муруджу.

Подошли под снежный взлет – снега гораздо меньше, чем на фото из описания (фото 22). Отличный вид на перевалы Центрального и Южного Кичи-Муруджу и на разделяющую их скалу с головой кошки (действительно похожа)).

Фото 22.

Около 11-30 – 12 мы на перевале. Отличные виды, внизу видно озеро и ледник , путь спуска понятен. Фотографируемся, но надолго не задерживаемся – с ледника дует. (фото 24, 25)

Фото 24. Пер.Ц.Кичи-Муруджу

Фото 25. Привал на перевале

За полчаса спустились по осыпи к леднику и по пологому леднику (фото 26) подошли к озеру, держась его левой по ходу стороны. Вид на озеро со стороны ледника очень впечатляет (фото 27, 28). Остановились на секунду сфотографироваться и дальше – по левой стороне от озера по турам вышли на тропу вниз – достаточно-таки резкая и утомительная, но все-таки она была вниз – поэтому я погорячилась, спускалась почти бегом. За что и поплатились. Сереге К. то ли не давали покоя мозоли, то ли все-таки напекло голову, но спотыкался он видимо часто – Жорик не выдержал, остановил нас. Пока мы передыхали, он добежал со своим рюкзаком почти до второго озера (нижнего), чтобы вернуться за Сережкиным. К 14-10-20 добежали до озера – вид супер – сразу захотелось купаться. Здесь же обедаем. На Серегу окончательно напала какая-то одурь – не знаю, горняшка это или нет, но такого я еще не видела – на ногах не держится, нес высококлассный бред.

Уложили его спать. Пока купались и обедали. Разобрали рюкзак Серегин, в 16-00 пришлось поднимать Серегу и приводить в чувство, поливая водой. Поел, вроде пришел в себя.

Фото 26. Спуск с перевала по леднику

Фото 27. Спуск с пер., ледниковое озеро.

Фото 28. Ледниковое озеро, вниз – слева по ходу.

Дальше спуск по травянисто-каменистым склонам по неявным тропам, потом вышли на хорошую тропу и спустились около 17-00 в месте впадения реки Чаулучат в реку Махар-Су.

Перешли реку в брод (фото 29). Меня удивило, что это предложение вызвало какую-то панику. Речка пока мелкая, вода по колено. Течение есть, но перейти можно свободно. Дальше по ущелью ведет дорога, которая пересекается с речкой (до места с нашей стоянкой – аж в 4 местах). Меня сей факт почему-то смутил, поэтому мы переходили речку только дважды, двигаясь в основном по левому по ходу движения склону (камни и трава). Лагерь поставили около 19-30 на классических ночевках – поляна с лесополосой, кострище и отличные места под палатки – только шишки выгребай. Сушимся на костре, отдыхаем.

Фото 29. Река Махар-Су, переходим вброд.

15.08.10г., 8й день, воскресенье

М/н - д/р Нахар - мин.источники (1747м) - д/р Гондорай - д/р Джалпакол

17,7 км

-229/953 м

Вышли около 9. Нагоняем вчерашний день. Идем бодрым темпом вниз по дороге. И вот вам результат – пробежали мимо минеральных источников Нарзана :( . Около 10-40 вышли к «Глобусу», где к нам подошли с проверкой пограничники. Несколько человек решили все-таки вернуться к Нарзанам, а то жалко просто пройти мимо (фото 30, 31). Дошли без рюкзаков минут за 20-25. Нас догнали остальные товарищи. Не ходили только Люда, Дима и Илья –им мы принесли воду в бутылках. Вода вкусная (мне во всяком случае понравилась), но в бутылках долго не храниться –начинает вонять сероводородом. Вернулись к «Глобусу», передохнули.

Фото 30. Нарзаны

Фото 31. У турбазы «Глобус»

Вышли по дороге (самая левая по ходу движения), перешли реку Махар-Су. До мостика через реку Джалпакол – одна ходка (примерно 40 минут) по дороге.

* В «Глобусе» остановилась группа, которая шла за нами - у них сошло несколько человек и они дневали (из записок мы поняли их название «СКРИЖАМЕНТ»)

Мы, перейдя, мостик, подошли к старому кошу – собаки там лают, а вот людей – никого (фото 32).

Сразу за кошем – лесовозная дорога резко вверх – около 30 минут подымаемся по ней – до конца дороги – дальше сразу же выходим на набитую тропу наверх, подъем уже не такой резкий, поэтому еще около 1.5 часов идем по этой тропе – по дороге перешли мостик – на левую по ходу сторону реки и вышли на луга, где пасутся коровы и кони (фото 33, 34).

Фото 32. Старый кош перед подъемом.

Фото 33. Подъем серпантином вверх по лесовозной дороге

Фото 34. Переходим по мостику р.Джалпакол

Не доходя 200 метров до верхнего коша, устраиваем обед у ручья, текущего со склона, т.к. в самой реке купаются коровы. Время 14-30. У коша видим группу из 8 человек, наверное, у них тоже обед, они долго сидели (фото 35) . После обеда (около 16 часов) за ходку доходим до слияния речушек с перевалов Северный и Южный Джалпакол. Едим малину и чернику. Еще за ходку подходим почти к водопаду и догоняем участников опережающей нас группы. Они реально пасутся на склонах- все рты синие от черники – после них как Мамай – ни ягодки :) .

Фото 35. Обед. На заднем плане – группа туристов из Днепропетровска, впереди – слияние ручьев с пер. Сев. И Юж. Джалпакол

Нам надо было обойти слева по склону, набрав высоту более плавно, но мы пошли за этой группой, поэтому взлет на следующую террасу получился резковат (фото 36). В принципе можно было встать уже здесь – группа из 8 человек (Днепропетровск) так и сделала. Нас порадовал у них очень колоритный персонаж, который бегал туда-сюда по склону и камням в тапках и таскал рюкзаки группы. Еще договорились с их руководителем, чтобы ехать вместе до Ворошиловских кошей (в целях экономии).

Мы траверсом левого склона поднялись на следующую террасу – там заболоченные луга. Еще один небольшой подъем – и мы видим отличные стоянки (последние) и уже стоящую группу с Украины. Ставим лагерь. Время около 19 часов (фото 37).

Между группами весь подъем бегала собака. Петя накормил ее колбасой. Судя по упитанной фигуре бобика, кормил его не один Петя. С ледника очень холодно, на ночь все укутываемся. Дождик нас опять пожалел и не пошел. Ребята сидят допоздна, рассказывают анекдоты.

Фото 36. Подъем на террасу с основными ночевками.

Фото 37. Ночевка под перевалом Сев.Джалпакол

16.08.10г., 9й день, понедельник

М/н - пер.Сев.Джалпакол (1А, 3400м) - д/р Мырды - а/л Узункол

10,8 км

700/-1300 м

Подъем дежурных в 6, мы в 7. Утром холодно. Наши соседи собрались и вышли быстрее нас. Мы – около 8-30. Ходка до начала снежного взлета (время – около 10) по правому по ходу краю морены (фото 38, 39). Начали подъем по снегу, но с вершины Джалпакол-баши очень сильно сыплет, да и с другой стороны тоже камнепад. Обходим по морене справа – основной взлет пройдем. Небольшой передых и по набитым следам соседей выходим на перевал (фото 40, 41). Время 11-30. Навстречу тоже спускалась группа с Украины с детьми. Вообще мне не нравятся такие места, как оживленная тропа. Вместо единения с природой – пробки на тропе. На самом перевале очень сильно дует, поэтому мы только фоткаемся и пишем записку и спускаемся по камням вниз до озера на ровную площадку, где устраиваем большой перекус.

Фото 38.

Фото 39.

Фото 40. Выход по снежнику на пер.Сев.Джалпакол.

Фото 41. На пер.Сев.Джалпакол.

Петя с Димой опять купались. Спускаемся справа от озера по выходам на скалы. Неверное нужно было брать левее, но мы уже выперлись на крутые травянистые выбросы скал и спускались по ним до лужи внизу. У лужи сориентировались, вышли на хорошую тропу с турами, по ней и начали спуск – довольно-таки занудный на мой вкус (фото 42). Внизу показался кош и мутные разливы реки Мырды, но тут, увы, опять стало плохо Айгюль – нашего врача, который наелся таблеток. Пока ждали, пока ей полегчает, появились тучи и прочие признаки непогоды. Ребята ушли вниз, чтобы дождь не застал нас на склоне, разобрав рюкзак Айгюль. Мы с ней немного посидели и потихонечку тоже пошли вниз. Группа из 8 человек из Днепропетровска так и не появилась, хотя на перевал они взошли. Так что мы немного переживаем за них. Спустились вниз около 18-00, там нас на спуске поджидали Петя и Жора. Наши умудрились залезть, чтобы сделать чай, в самый центр болота, зато чай к нашему приходу уже вскипел. Начинается дождь и мы с горячим чаем дошли до коша под навес (фото 43). Там таким гостям всегда рады – за скромное вознаграждение и накормят и напоят, и носки продадут. Айгюль лучше не стало, зато мы сразу набросились на айран и хычины и потеряли еще кучу времени. Вышли около 19-30, уже смеркается и идет дождь. Идем не спеша по правому берегу реки. Делаем частые остановки, Айгюль плохо. Прошли колючую проволоку – раньше там стояли пограничники, сейчас – то ли охотники, то ли просто отдыхающие. Еще минут 20 и видны огни Узункола. Дождь превратился в ливень. Ребята пошли вперед и Вадим договорился о двух комнатах по 6 человек, что было просто спасением, в палатках нам бы несладко пришлось. В 21-30 дошли до домика и мы с Айгюль, Катей, Сашей и Димой. Переоделись, разложились, пошли ужинать в местную кафешку.

Фото 42. Спуск с пер.Сев.Джалпакол. Внизу – р.Мырды и кош.

Фото 43. Праздник живота в коше.

17.08.10г., 10й день, вторник

а/л Узункол - дневка

Набор высоты/Спуск

Странная дневка. Весь день дождь и как-то толком не отдохнули. Встали около 10-11, пошли завтракать в кафе. Потом весь день пытались отыскать директора, чтобы договориться на счет машины. Попытались прорваться в баню, но вечером было уже занято, а на день натопить не успели. Зато сходили в горячий душ :) .

Еще все-таки собрались с силами и организовали ребятам посвящение. Все прошло весело, по-моему, всем понравилось (фото 44, 45).

Фото 44. Посвящение в туристы – техника работы с веревкой.

Фото 45. Ребята приносят клятву настоящего туриста.

После душа, варили «борщ» под руководством Вадима и делали кисель. Борщ вышел жуткого вида варевом. Вкусно, но до утра я есть больше ничего не могла :(.

Объявились товарищи из Днепропетровска – они спустились только сегодня и встали у колючки. Мы долго ждали вестей, про машину, в итоге договорились пойти еще раз в 9 утра. Нам нужно ехать или идти пешком, т.к. остро стоит вопрос времени, а у ребят – вопрос денег, поэтому они готовы поехать с нами без полноценной дневки. Спать легли около 10 вечера.

18.08.10г., 11й день, среда

М/н - а/л Узункол - д/р Кубань - Ворошиловские коши – подход под пер. Хотютау

В зачет – 6,0 км

616 м

Сознательный дежурный Жорик разбудил всех в 8 утра. В 9 пошли к администрации – машину нам дали и уезжаем в 12-00.

Около 11-40 начал собираться народ к машине. Опять накрапывает дождик. Дальше 2 часа американских горок – дорога до Ворошиловских кошей вышла весьма веселой – те, кто ездил на ЗИЛе, по горным дорогам в кузове – тот поймет.

Фото 46. Долина р.Уллукам

Фото 47. Катя переходит р.Уллукам по «мостику»

Фото 48.Подъем к пер.Хотютау (серпантин), впереди – бастионы ледника Уллукам.

В 14-00 у Ворошиловских кошей нас догнали пограничники. Проверяли не долго, но как-то безалаберно. У Пети с Димой избыток сил – метали палки – разумеется, сломали обе. Съели тушенку и шпроты, всухомятку :)

Идем 1 ходку вдоль реки Уллукам, переходим речку по перекинутым бревнам – раньше был навесной мост (фото 46, 47, 48). Наши друзья из Днепропетровска остались на обед, зато нас догнала та самая группа уже из 20 человек, которая стояла в «Глобусе» - клуб «СКРИЖАМЕНТ». Мы привалили перед взлетом на склон – тропа –очевидный серпантин, а они прямо-таки пронеслись. Вадим шел без обычного энтузиазма, так что сразу почуяла неладное, когда набрали основную высоту, он аж побелел. :(. Не доходя 20 минут до ночевок привальнули у ручья попить. Дали обогнать себя днепропетровцам. Зря, надо было занимать места под палатки – 20 человек уже все заняли :(.

Но дружественный товарищ из Днепропетровска не поленился добежать, поискать нам место под палатки :) . Ставим лагерь, вода течет метрах в 50 и ходить лишний раз мыть посуду лень. На перевале лежат облака, так что я очень переживала, что если видимости не будет – придется ждать погоды или возвращаться. Зато потом появилась радуга – впервые за поход. Это показалось хорошим знаком. Завтра мы с Ильей дежурные, подъем назначила на 6.

19.08.10г., 12й день, четверг

М/н - пер.Хотютау (1Б, 3546м) – ст.Старый Кругозор – пос. Азау – пос.Терскол

11,4 км

830/-1346 м

Выскребла себя из спальника только в 6-10. Хотела, чтобы побыстрее, сварить молочную лапшу, получился какой-то клейстер. Стрижамент (20 человек) уже к 7-30 собрались и выходят мимо нас, завтракающих. 8 человек, с которыми мы ехали, тоже встали, но их палатки еще стоят. Мы вышли около 9-00. Потихонечку по травянистому склону поднялись на следующую террасу, забирая влево по ходу ,пересекли ручей и продолжаем подниматься по явной тропе. Вышли таким темпом через 45 минут на осыпную каменистую террасу – почти догнали Скрижамент. По явной тропе вдоль крупной морены за полчаса дошли до снежника перед взлетом, – здесь тоже сделали привал, чтобы пропустить 20 человек, хотя мы идем явно бодрее, что приятно осознавать.

Еще полчаса – и мы на перевале – с полей ледника сильный ветер (фото 49, 50, 51). Ждем, когда сфоткается и освободит место Скрижамент, едим колбасу и наконец-то перевальную шоколадку. Прямо на перевале можно поставить 3-4 палатки, но думаю, это была бы холодная ночевка. Время примерно 11-30. Пишем записку. Товарищей с Украины не видно. Фоткаемся во всех комбинациях – для отчета, для Евростроя (у нас даже спонсор был)), для себя. Пытаемся фоткать Эльбрус, но вершина почти вся закрыта. Обзор с перевала хороший – то, что называется «полная видимость».

Фото 49. Девчонки на перевале Хотютау (Люда, Айгюль, Катя, Наташа)

Фото 50. На перевале – фото для спонсора.

Фото 51. Ребята на перевале – Сережа С., Илья, Саша, Вадим, Сережа К., Дима и Жорик.

Около 13 часов начинаем спуск – по набитой тропе за три минуты до ледника и потом по льду, держа курс на первую полосу морены и виднеющийся столб станции «Мир», обходя бастионы слева по ходу. Оставляем справа ледниковое озеро (фото 52) и трещины вокруг него – на вид жутковато. Всего перешагнули около пяти крупных трещин, остальные – ледниковые проталины.

Дошли до морены (первой) (фото 53), песок мокрый и едет подо льдом. Еще минут пять прошли по ней. В 14-00 привал. У меня начинает болеть голова, очень не вовремя и очень сильно. Перешли лед до второй морены и, собравшись с духом, двинулись через язык «Малого Азау». Трещины там конечно впечатляют и ледопад справа тоже, но мы все обошли очень удачно, и вышли к песку на краю ледника – на осыпи углядели тур – значит, идем правильно. По покрытому песком леднику спустились и вышли на морену. Перешли речку (хотя не надо было ) в направлении большой лужи, которую я сначала приняла за озеро. Делаем привал – голова просто раскалывается, время 15-20. Опять перешли реку и вышли на тропу по турам. Обогнув моренный вал, вышли к искомому озеру и выложенным надписям (фото 54). Озеро оказалось куда менее живописным, чем мне когда-то казалось, мутное, грязное, рядом ни ручейка. Решили провести-таки ледовые занятия – не зря же кошки тащили! Поднялись к леднику, устроитли ледовые занятия (фото 55), ребята устроили в большом разломе «вертикальный предел» - вылезали на ледорубах по стенке 2 метра. Серега С., Люда и Жорик на ледник не пошли, а зря. В 17-00 мы спустились к ним и, слопав еще одну колбасу, по тропе на морене уходим вниз к «Старому Кругозору», оставляя озеро слева.

Фото 52. Ледовые поля Эльбруса.

Фото 53. На первой морене на языке «Большого Азау».

Фото 54. «Озера» Эльбруса

Фото 55. Ледовые занятия на языке «Малого Азау»

К 17-50 подходим к станции. Видим едущий с «Мира» подъемник и решив, что там люди, которые поедут ниже, ждем, когда запустят нижнюю очередь. Ее действительно запустили, собрав с нас по 100 рублей с человека. На спуске смотреть особо нечего – спускается туман, видна только дорога вниз. В Азау уже все закрыто, работает только несколько кафешек. В одной из них устраиваем праздничный прощальный ужин – опять объелись. Было много хороших тостов и слов в адрес друг друга. У нас получился действительно коллектив что надо, было очень весело и немного грустно ,что поход закончен. Созвонились с водителем, что вез нас сюда, и заказали машину на 11 часов (3000 руб.). В Азау встать особо негде, поэтому спустились ниже до моста через реку Гарабаши, там на поляне уже стояли чьи-то палатки.

Легли быстро, быстро уснули.

20.08.10г., 13й день, пятница

пос.Терскол - г.Нальчик

Набор высоты/Спуск

У дежурных подъем в 7. У нас был назначен тоже в 7, но встаем кто как. Отдаем все веще тем, кто остается, добирались долго. Вышли около 9-20-30. В 10 были в Азау. Там уже ждала машина, но мы дорвались до рынка, т.е. до носков и шапок :) .

Ребята скупили все папахи :) . Чего-то не хватило, попросили еще заехать на чегетский рынок :) . Около 12 выехали оттуда. Остающихся довезли до поселка Верхний Баксан, почти до подъемика (фото 56).

До Нальчика доехали молча, провожая видневшийся снег на вершинах. В Нальчике были в 14-00.

Фото 56. У подъемника в Верхнем Баксане.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Схемы взаимного расположения вершин и перевалов Большого Кавказа

Лист К-38-25-б поляна Азау.

Составление схем и подборка справочной информации В.Г. Ляпин 2007-08 годы.

2. Туристская схема Западный Кавказ (Теберда-Домбай-Западное приэльбрусье). Составление и оформление схемы В. Ляпин 1992 год.

3. Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира Памиро-Алая, Тянь-Шаня. ТССР, Издательство «Прест», г. Москва 2001.

4. Ступаков А.А. Отчет о горном туристском походе третьей категории сложности в районе Западного Кавказа, совершённом в августе 2003 года.

5. КЛАССИФИКАЦИЯ маршрутов на горные вершины. Издание третье. Издатель И.В. Балабанов, М., 2001.

6. Консультации по вопросам прохождения сложных участков на маршруте у Ступакова А.А.