Горы мира > Африка >

Автор: Дмитрий Шатров, Торонто-Москва

Восхождение на Килиманджаро. Часть 2

Третий день целиком посвящен акклиматизации. Вы стартуете от лагеря Хоромбо (3720 метров), поднимаетесь до отметки в 4,000, гуляете там час-полтора, а потом возвращаетесь обратно в лагерь. Признаюсь, не совсем понятна логика организаторов программы - дополнительно акклиматизировать клиента на сравнительно малых высотах при условии восхождения на вершину буквально через сутки. Гораздо логичнее было бы провести акклиматизацию в последнем лагере (4700 метров), поднявшись до отметки 5100-5200 и спуститься обратно на ночевку.

24-70/2.8 (ISO 160, 24 мм, f/10, 1/400)

Что такое акклиматизация и для чего она нужна? Организму необходимио адаптироваться на определенной высоте в условиями пониженного давления и малого содержания кислорода. Закон простой: "пока движешься - живешь". Ну, например, если вам предстоит ночевка на 4,500, а вы только что пришли с отметки 3,500 - не вздумайте заваливаться спать! Иначе жди прихода "горняжки" с ее головной болью, тошнотой и прочими прелестями. Вместо этого возьмите себя за жопу шиворот и поднимитесь еще метров на триста. Проведите там часик, а затем спускайтесь и спите относительно спокойно. Латентность организма на изменения высоты составляет несколько часов он получает своего рода шок, приучаясь работать в стрессовой ситуации, а отдыхать будет в уже знакомых условиях, на пройденной ранее отметке в 4,500 метров.

Сразу хочу добавить: страшные цифры в 4-5,000 метров на самом деле остаются такими лишь в буклетах и отчетах. По ощущениям, Танзанийские 4,000 - это примерно 3,500 в Гималаях или 3,000-3,200 на Памире. Чем ближе гора расположена к экватору, тем легче переносится на ней высота.

К 11 утра третьего дня вас доводят до таких называемых "зебровых скал" (4000 метров). По замыслу организаторов, здесь нам накроют очередной обеденный пикник и отправят назад, в лагерь. Мы устали от пикников, потому устраиваем забастовку. В итоге всей командой идем дальше, на скальный выброс (отметка 4300 метров) примерно в километре пути.

Сам пик (не пик даже, а скорее холм) - только часть общего Mavenzi Ridge, собственного имени не имеющий. Думали даже в шутку назвать его как-нибудь звучно, но ограничились поддержанием старой альпинистской традиции и просто оставили записку. На вершине стоит тур из камней, там мы ее и закопали - с именами участников группы и веселыми возгласами на русском. Если кто пойдет на Кили в ближайшее время и не поленится туда добраться - второй ярус камней, северная сторона тура.

Весь склон Килиманджаро - это реки застывшей лавы, россыпи "вулканических бомб" и окаменевший пепел. Общий тональный акцент пейзажа - красноватый, марсианский. Камень под ногами пористый и острый на скол прекрасно держит Vibram-подошву, но при этом нещадно режет боковины ботинок. До последнего лагеря (4700 метров) можно спокойно идти в хороших треккинговых кроссовках. Я использовал модель для спортивного ориентирования, беговую пару Salomon GTX XT Wing 2 - прекрасно справилась с задачей. Дальше понадобятся ботинки.

Выше 4300 обитают только мхи, лишайники и всякая мелкая растительность дрянь, радости пейзажу не добавляющая.

Весь день Килиманджаро прячется от нас под покровом надвигающегося грозового фронта. Вершина показалась только на рассвете, но даже в таком первом приближении расстояния переходов впечатляют. Кадр сделан с отметки 4300 метров. Внизу видна дорога, по которой в обе стороны идут сотни и сотни туристов, гидов, портеров. Гора "кормит" все окрестные города, обеспечивая работой взрослое население - преимущественно мужское, но попадаются и суровые черные дамы, идущие под грузом с каменными лицами.

К первой части ______ Продолжение следует....