Автор: Е.Гринченко, Краснодар

Федосеева- Агур-Мыглвал

27июля 2009года

Выход из посёлка Архыз.

Задача – акклиматизация, привыкание к ритму похода, подход к Лунной поляне.

Посёлок Архыз, защищён со всех сторон горными хребтами именно поэтому имеет мягкий климат. Его расположение - высота 1470м над уровнем моря. По сравнению с соседними районами здесь самое низкое количество дождливых дней, - опять таки благодаря его защищенности горными хребтами. Дорога начинается на окраине поселка, являясь продолжением его центральной улицы.

Справа от дороги на высокой речной террасе виден великолепный сосновый бор, объявленный памятником природы (Фото 01). Сосны имеют возраст до 170 лет.

Задача первого дня пути сильно не напрягаться, а плавно втянуться в ритм похода и получить нормальную акклиматизацию. Поэтому всё расстояние до Лунной поляны, а это 15 километров группа идет пешком (Фото 02).

Это даёт возможность привыкнуть к весу рюкзаков. На КПП делаем вынужденный привал – проверка документов и пропусков. Используем эту передышку, чтобы подогнать под себя рюкзаки.

Дорога грунтовая. Слева по ходу движения течёт река Псыш. В 2008 году начались работы по расширению дороги (практически готовится автострада), ведутся строительные работы, присутствует много строительной техники. Через 5 километров развилка дорог. Верхняя грунтовка идет в долину реки Архыз, нижняя - в ущелье Псыша, по мосту. Мы идём по верхней дороге. Река Архыз течет с запада на восток и имеет широкую долину, хорошо освещаемую солнцем. Этим объясняются уникальные качества этой долины.

Выходим в сторону перевала Федосеева (Фото 06). Тут же (справа по ходу движения) открывается просторная поляна (долина), называемая Лунной, 15 км от пос. Архыз (1670м). По оба борта долины стоят высокие сосны. Здесь можно сделать привал (Фото 07).. Выше леса альпийская зона, которую венчает скальный пояс хребта Абишира-Ахуба, выстроенный из причудливых нагромождений скал, напоминающих средневековые замки. В хребте прямо с дороги видна чёткая выемка – классическая U-образная седловина перевала Федосеева (1А 2880м).

Подбираемся максимально близко к подъему – к началу леса. Ночевка (Фото 09)

28 июля 2009года.

Задача – максимальный подход к предперевальному взлету перевала Федосеева.

Выход в 12 -00 (ввиду утренних неблагоприятных погодных условий).

Направление - вверх и вправо параллельно ручью, от которого мы стартовали. В месте, где несколько потоков, сливаясь в один ручей, образуют водопад, можно перейти на правый берег ручья чуть выше этого места по камням. На другой стороне начинается более густой лес, подъем становится круче (до 10ْ). Путь по лесу среди деревьев и травы выбирается наиболее легкий (фото 08,10,11,12,13) На границе окончания леса на открытое и пологое место (фото 14,15,16). Дальнейший путь проходит по травянистому склону (Тропы нет, так как это наклонная поляна) через некоторый отрезок пути седловина перевала перестаёт быть видна (фото 18,19,20).

Справа, ниже отдельно стоящей бурной скалы на ручье водопад.

Отсюда по некрутой мелко-каменистой осыпи идёт тропа, обходя справа отдельно стоящую скалу (фото 19,21,22) и выводит на перемычку между этой скалой и травянистым плато. По ней легко подняться на скалу, где прекрасная широкая видовая площадка (фото 25). Ещё через 100м выходим на плато покрытое травой. В его нижней части устанавливаем палатки (фото 23). Вода справа в ручье. С этого плато открывается великолепный вид (фото 24) на хребет Габулу с его плоским наклонным луговым плато. Левее видны вершины Псыш и София, тело Софийского ледника

Сразу после установки палаток пошел дождь-град-снег. Через час погода изменилась кардинально (фото 24). Наблюдали прекрасный закат.

29 июля 2009год.

Задача – перевальная связка Федосеева-Агур-Мыгвал

Перевальный взлёт на пер. Федосеева

Верхняя часть перевала открыта от снега (вечернее припорошение не в счёт). На перевал ведёт тропа сначала влево, затем вправо по мелкой каменистой осыпи (фото 27, 28) через совсем небольшой участок, покрытый снегом, который без труда преодолевается (фото 29)

Поднялись на перевал Федосеева (1А 2880) (фото 31). Погода облачная. Перевал представляет собой широкую около 200 м седловину, состоящую из средних каменистых осыпей разрушенных скальных выходов (фото 30). Перевал назван в честь писателя, геодезиста Г. А. Федосеева. На востоке виден пик Динника (3175 м) (фото 32).

С перевала Федосеева на север открылся цирк Вост. Агура с озером. Цирк окаймлён скальными отрогами хр. Абишира-Ахуба. В правом отроге перевал Турий, за ним виден купол в. Джумары-Тёбе 3180, расположенной в следующем на восток отроге. В левом (западном) отроге понижение - наш следующий перевал Агур, находящийся по высоте ниже нас (фото 32). На север видны травянистые холмы хр. Чёрные скалы. В самом низком месте седловины тур с вбетонированной треногой наподобие тригопункта. Фото на перевале, шоколадка, записка. На северо-западе виден перевал Агур – следующая цель нашего пути. На перевал ведет тропа, начинающаяся западнее нижней точки перевала Федосеева. Тропа траверсирует склон: сначала идет по осыпи, а затем выводит на снежник крутизной около 15(фото 33). Ниже снежника виднеется озеро. Последние 100 м проходим по снежному склону не теряя высоты и выходим на перевал Агур (1А 2850 м) (фото 35). Перевал расположен в северном отроге хребта Абишира-Ахуба южнее вершины 2999 и соединяет истоки Кяфар-Агура - речки Западный и Южный Агур. Представляет собой неширокие (метров 20 м), невысокие скальные ворота. Сама седловина свободна от снега. Отсюда по гребню на север можно выйти на Турье плато. На запад открылся цирк Кяфар-Агур, ограниченный следующим отрогом с провалом – перевалом Мылгвал. Фото, шоколад, записка.

Наконец, завершающая часть пути – спуск с перевала Агур на запад, на перевал Мылгвал: начинаем спуск в северный цирк по 30-градусному снежнику который затем выполаживается (фото 34, 36, 37,). Дно цирка представляет всхолмленное осыпное, травянистое плато (фото 39). Идём по травянистой морене. Справа в воронках видим группу небольших 50-100м озёр (фото 38). По морене выходим к подперевальному озеру. Обойдя озеро против часовой стрелки (фото 40),легко преодолеваем пологий подъём на перевал Мылгвал (1А 2800 м) (фото 41). Расположен он в северном отроге хребта Абишира-Ахуба северо-восточнее вершины 3063 и соединяет верховья рек Восточный Кяфар и Кяфар-Агур. Представляет собой пологую седловину шириной около 50 метров, ограниченную с юга и севера несложными скалами. На время прохождения седловина свободна от снега. На южной скале найден перевальный тур, записка. С перевала на запад открылся цирк реки Западный Кяфар и следующий отрог с перевалом Семнадцати (1Б 2956 м) и расположенным под ним озером Лазурное.

Оставив перевальную записку, начинаем спуск в долину в северо-западном направлении по снежному 30° склону к озеру под перевалом правым бортом (фото 42) Спуск двухступенчатый. На первой ступени, непосредственно под перевалом, виднеется озеро, частично покрытое льдом и окруженное бараньими лбами. Сначала спускаемся по снежнику, обходя озеро против часовой стрелки Далее спуск идет по осыпи. В литературе названия озера не найдено. Условно назвали Мылгвал. Обходим озеро по террасе справа (фото 43,44,45), выходим на бараньи лбы, видим ещё два небольших озера (фото 46). Обходим бараньи лбы справа (фото 47)и спускаемся к озеру. Это озеро Провальное (2720 м)(фото 48). Это одно из самых высоких озер в этих краях (площадь 6 га, глубина 22 м), названное из-за того, что вода из него устремляется в карстовую воронку и сток происходит по подземному тоннелю длиной в несколько сот метров в озеро Кяфар. Спустившись на следующую ступень, выходим к озеру Кяфар (фото 50, 51) Кяфар (Кызылчук) (2350 м), которое занимает почти все дно травянистой долины (протяженность 800 м, глубина 27 м). Это самое крупное озеро в Карачаево-Черкесии. По правому берегу озера идёт чёткая тропа, идём по ней, (фото 52,53,54). И идём (трава по колено) вдоль правого берега реки Восточный Кяфар, вытекающей из озера (фото 55, 56), Тропа по правому берегу продолжает затем идти высоко над рекой и уводит ниже оз. Рыбное в низовья Кяфара. В месте пастушьей стоянки переправляемся вброд на левый берег (фото 57,58) и по слабой тропе выходим выше места слияния рек Вост. и Зап. Кяфар (фото 60,61). В километре ниже нас обозреваем вытянувшееся вдоль долины гладь озера Рыбное (фото 62).