Руководитель: В.Шепелев, Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц.Кавказу в 2005 г. Часть 2

Продолжение. Начало ЗДЕСЬ

Утром панорама гор выглядит великолепно (фото 36). Марина определяет координаты GPS. Высота 3400 м. Обнаруживаем, что у нас есть соседи. Ниже в 50 м есть более просторные площадки, и на них расположен лагерь студентов - альпинистов из МЭИ. Руководитель их поднялся к нам и рассказал, как спускаться в долину Башиль. Как я и предполагал, по пути спуска, описанному в путеводителе «Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу» никто теперь не ходит. Спускаться с крутого склона устьевой ступени следует левее потока, пересекать ущелье к правому борту с переправой через многоводный поток совершенно незачем!

Спускаемся по тропе на гребне левой боковой морены на огромную зелёную поляну с ручьём (фото 37). Спуск от места ночлега на верху морены до поляны занял 1,5 часа. С нижнего края поляны начинается спуск с устьевой ступени ущелья к реке Башильаузсу. Сегодня мы поздно вышли с бивака, так как никуда не торопимся, поэтому на поляне обедаем. Небо ясное, жарко, мокрые вещи быстро просыхают. После обеда начинаем спуск.

Поток, грохочущий в скальном каньоне, остаётся справа (фото38). Уходим влево, всё дальше от каньона и скальных обрывов. Тропы нет, но прослеживается след в высокой траве, оставленный студентами. Пересекаем в верхней части травянистый кулуар с ручейком, обходим сверху обрывы, и по крупной осыпи, как по ступеням, спускаемся в долину, к тропе, которая отчётливо видна сверху (фото39).

Ориентирование на спуске не представляет сложности, это, очевидно, самый удобный путь. При прохождении в обратном направлении ориентиром служит водопад. Он чётко отмечает вход в ущелье ледника Чегем. Подниматься следует по пути нашего спуска, начинать подъём по языку крупной осыпи, хорошо заметному среди зелёной травы.

Спустившись к реке Башильаузсу, по тропе поворачиваем направо, вверх по долине Башиль. По мостику переходим поток из под ледника Чегем и ставим лагерь на берегу чистого ручья. Вокруг достаточно сухих дров, разжигаем костёр и устраиваем баню. К ужину все чистые и довольные.

Разговор, который раз, заходит об описании перевала Кичкидар, приведённом, видимо со слов первопроходцев в путеводителе «Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу» Алексеева А.А. и Гранильщикова Ю.В. Это же описание перевала Кичкидар выставлено в Интернете. Описание это невнятное, содержит грубые ошибки, неточные формулировки и дезориентирует. В нём приведён лишь один вариант прохождения перевала, не самый лучший.

Первое, никак не описан участок от верхних Кичкидарских ночёвок до верхнего плато лед. Зап. Юном.

Второе, там же рекомендуется подниматься по левой, крутой стороне перевального взлёта (200 м). Этот вариант взят из альпинистского описания (А.Ф. Наумов, «Чегем – Адырсу». Маршрут № 63. Кичкидар по Западному склону Южного гребня). Для альпинистов это кратчайший путь к вершине, а нам-то зачем, если правая по ходу седловина на 50 м ниже и крутой участок подъёма вдвое короче?

Третье замечание касается упомянутого уже ледопада под серой скалой у левого борта ледника. Как это его не заметили авторы описания?

Четвёртое. Огромная зелёная поляна у окончания левобережной морены названа «жёлобом». Разве похоже широкое поле, не менее футбольного размером (фото 37), на жёлоб? Термин жёлоб вызывает представление об узком месте под две-три палатки, расположенном высоко, ближе к леднику. Оказалось, что спуск по тропе на гребне морены от ледника до этой поляны занимает 1,5 часа, а в описании время спуска никак не отражено.

Пятое. Предлагаемый правый путь спуска по обрыву устьевой ступени с переправой вброд через многоводный поток из-под ледника Чегем вызывает удивление. Зачем? Нам на спуске с поляны к реке Башиль левее потока не встретилось ни обрывов, ни тем более, переправ (фото39).

31 июля, 11-й день похода

Подъём из долины Башиль (2400 м) под перевал Грановского

до моренного озера (3070 м).

Ясно Ясно Ясно

5 км + 670 м 3,5 час

Вышли с зелёных стоянок у последней рощицы в долине Башиль в 9. По тропе левого берега реки Башильаузсу, хорошо натоптанной скотом, поднимаемся к леднику Башиль. Мы были здесь давно, в 1997 году. С тех пор современные геологические процессы добавили препятствий. Справа по ходу произошёл обвал крутого склона. Выход на ледник по выносу обвала идёт через бугры камней и песка, между огромных камней, без тропы (фото 40). Подниматься по открытому, ровному леднику быстрее и легче, но выйти на язык ледника иначе как в обход невозможно, так как ледник заканчивается крутым обрывом.

Справа по ходу падает и пропадает под ледником мутный поток с ледника Северный Башиль из-под перевала Голубева. Наша тропа, идущая по левому берегу потока, в нижней части уничтожена обвалом морены. Это опасное место – большие камни лежат неустойчиво. Через 50 м вновь выходим на тропу, переходим ручей – приток слева, и снова тропа сметена обвалом. Кое-где заметны следы, но тропы нет. Она появляется только на уровне конца ледника Западный Башиль, лежащего слева по ходу. Немного выше склон становится пологим, ущелье расширяется. Здесь множество площадок под палатки, под огромным камнем чистый родник. Ущелье замыкается обрывом бараньих лбов, с обрыва свисает ледник Северный Башиль.

Время 12-30. (Точка 56, 2900 м). Обедаем. После обеда переходим на правый берег речки по лавинному мосту, расположенному выше по течению в 150 м (фото 41). Продолжаем подниматься по тропе на правую боковую морену, за которой в углу, образованном боковыми моренами ледников Северный Башиль и Западный Башиль лежит красивое озеро (фото 42). На берегу отличные площадки, большие, ровные. Дошли за полчаса. Перевал Грановского от озера не виден, но часть пути к нему просматривается. Хорошо виден перевал Башильауз.

1 августа, 12 день похода

Подъём от моренного озера на перевал Грановского 2А (3950 м).

Спуск в альплагерь Уллутау (2350 м).

Перистые облака Пасмурно Дождь

3 км +880 м 4час

8 км -1600 м 4 час

Перевал Грановского (2А, 3950 м, сн.-лед.) расположен в хребте Адырсу, между вершинами Адырсу и Сарыкол. Соединяет ледники Адырсу и Западный Башиль. Впервые пройден туристами ОПТЭ (рук. Грановский) в 1929 г. Маршрут к перевалу из долины Башиль начинается от озера, лежащего в углу боковых морен ледников Сев. Башиль и Зап. Башиль. Перевал Грановского со стороны долины Башильаузсу и от озера не виден. Видны вершины Каракая Лекзырская и Местиатау, широкой дугой замыкающие ледник Зап. Башиль. Чёрный гребень разделяет ледник на две ветви. Следует подниматься от озера в южном направлении по левой стороне ледника Зап. Башиль в обход чёрного гребня. Ледопад обойти справа, ближе к гребню. Поднявшись на снежное плато ледника, следует повернуть направо за гребень (фото 43). За чёрным гребнем лежит ветвь закрытого ледника, по которой надо подниматься, держась ближе к гребню, до его окончания. Трещины легко обходятся. За верхним окончанием чёрного гребня стоит рыжая скальная башня. По голому ледовому склону (кошки!) обходим башню слева (фото 44).

Можно подняться к скальной башне, обходя чёрный гребень справа, по снежно-ледовому склону. Но этот вариант круче и сложнее.

За скальной башней открывается перевальный взлёт – широкий снежный склон, в нижней части пологий, в верхней части крутизной до 20 град (фото 45). От скальной башни поднимаемся влево под скалы вершины Сарыкол и выходим на перевал Грановского. Под снегом могут скрываться разрывы ледника! Подъём от озера на перевал занял 4 часа.

На широкой снежной перевальной седловине возможен ночлег. Тур на скалах в северной части седловины. С перевала на востоке видны: перевал Лычат, ближайшие вершины Каракая и Башиль, Безенгийская стена вдали. Можно различить Шхару, Гестолу, Тетнульд (фото 46). Вид с перевала на запад закрыт боковым гребнем. Спуск с перевала Грановского на ледник Адырсу идёт по характерному снежному ребру (фото 47), а затем с него направо по снежному склону крутизной до 30 град, между бергшрундами, 200 м (фото 48) на пологий ледник.

Дальнейший путь достаточно очевиден – обход зоны трещин справа и спуск по снежникам и покровной морене (фото 49). Далее надо подняться на правую боковую морену, по которой идёт тропа. Путь по низу, по леднику и конечным моренам возможен, но намного трудней и займёт больше времени. Спуск с перевала до гребня правой боковой морены занял около 1 часа.

Спускаемся по гребню морены. Погода, меж тем, портится. Очень хочется кушать. Спускаемся направо, в карман за боковую морену, к ручью. Здесь можно ночевать, есть места для палаток, но надо спускаться дальше. Налицо признаки серьёзной непогоды, пережидать её нет времени. Ставим готовить обед, хотя тучи сгущаются, со стороны Чегет-Тау гремит гром. Убежать от непогоды всё равно невозможно, так как спускаться ещё очень далеко. Если мокнуть, то уж лучше сытым. Суп готов моментально, а чай поставить не успели, как над головой загрохотало. Доедали суп уже в дождевиках. Спускаемся под дождём, ветер сдувает с гребня, тропа залита водой, в ботинках хлюпает. Кажется, конца не будет этому спуску, однако дошли до альплагеря. Общее ходовое время прохождения перевала Грановского от моренного озера до альплагеря Уллутау составило 8 час. Из специального снаряжения потребовались только кошки.

Категория перевала по оценке группы соответствует 2А. Перевал очень живописный, интересный, удобные ночёвки возле озера очень украшают маршрут.

В Уллутау нас поселили в большой зал, за те же 60 руб с человека. Дождь продолжается. Бросаю рюкзак, и, не переодеваясь, бегу в магазин. Надо как-то подсластить жизнь, и я покупаю помидоров на салат, яблок, арбуз, хычанов с мясом, сыру, хлеба и Прасковеевского красного. Получаем у начспаса нашу заброску, там тоже немало вкусного. В лагерь со всех сторон стекается мокрый народ. Говорят, прогноз плохой, непогода накрыла весь Кавказ.

2 августа, 13 день похода

Туман Туман Моросящий дождь

12 + 2,5 км +80 м 2 + 1,5 час

Спуск в Верхний Баксан. Подъезд в Азау.

Подъем на канатке до станции Старый Кругозор (2920 м).

Переход до озера за правобережной мореной ледника Малый Азау.

Рано утром спускаемся в Верхний Баксан. У подъёмника нанимаем Газель для подъезда в Азау. Покупаем по дороге продуктов. Канатная дорога, к общему удивлению, работает. Сверху спускаются люди, которых непогода застала наверху, и заставила отказаться от восхождения. Поднимаемся мы одни. Выходим на станции Старый Кругозор. Отсюда недалеко до удобных ночёвок. Работник канатной дороги указал нам тропу через помойки к леднику Малый Азау.

В густом тумане ничего не видно, хорошо хоть дождя нет. Тропа приводит на левую боковую морену ледника Малый Азау. По её гребню идём налево, вниз, чтобы обойти язык ледника Малый Азау. На конечных моренах, ниже языка ледника, много площадок под палатки, но мы твёрдо решили подняться до озера, которое находится за правой боковой мореной этого же ледника. Стараясь держаться ближе к леднику, который иногда виден в разрывах тумана, выходим на гребень правой боковой морены и по тропе поднимаемся, пока не видим мутное озеро в кармане морены и множество площадок на берегу. Чистое время перехода 1,5 часа. Начинает моросить дождь. Быстро ставим палатки. Дождь идёт всю ночь.

3 августа, 14 день похода

Подъём на перевал Хотю-тау 1Б (3546 м).

Спуск в долину Уллу-Кам до погранзаставы в устье реки Узункол (1600 м).

Туман Туман Моросящий дождь

5+ 22 км +550 м 3 час

-1850 м 4 час

Перевал Хотютау (1Б, 3546 м, лед-ос), расположен в перемычке, связывающей массив Эльбруса с ГКХ, севернее вершины Хотютау. Соединяет ледовое плато Хотютау (южные склоны Эльбруса, Баксанская долина ) с верховьями реки Уллукам.

Утром собираемся при свете фонарей и выходим в 6. От озера, по правобережной морене ледника Малый Азау, выходим на пологий, частично закрытый ледник. Мы бы не решились идти через плато Хотютау в такую погоду, не будь у нас прибора спутниковой навигации. Координаты перевала Хотютау нашли в Интернете, и теперь, где бы мы ни находились, стрелка прибора показывает направление на перевал. Нам известно, что ледник Большой Азау круто спускается в теснину с ледового плато Хотютау, а перед его падением плато покрыто сетью трещин. Поэтому мы идём не прямо к перевалу Хотютау, а в северном направлении, чтобы обойти зону трещин по широкой дуге. Ледник становится закрытым, снег сырой и мягкий.

Мы ещё в Уллутау заготовили палку, чтобы зондировать снег. Поднимаемся медленно, в связках, первый прощупывает каждый шаг. Через полчаса поворачиваем на запад. Стрелка навигатора указывает примерно туда же. Прибор не подвёл, вышли точно на южную седловину перевала Хотютау. На подъём от моренного озера до перевала ушло 3 часа.

На перевале установлено множество мемориальных досок защитникам Кавказа от гитлеровских войск.

Тропа на пуск в долину Уллукама начинается с северной седловины, к ней надо подняться по перевальному гребню в сторону вершины Эльбруса. Осыпной гребень изрыт окопами и блиндажами. Во время войны перевал был опорным пунктом немцев, они и проложили тропу из долины Уллукама. Тропа местами перекрыта снежниками, но отчётливо видна. Она петляет по осыпям, затем по травянистым склонам высоко над рекой обходит каньон, и приводит на пологую площадку с остатками блиндажей, место возможного бивака. Отсюда тропа длинными серпантинами спускается по крутому травянистому склону к реке Уллукам. По мосту, расположенному выше по течению, переходим на правый берег. С моста видно, что река вытекает из глубокого каньона, прорезанного в склоне хребта Хотютау. От перевала до моста спускались 2 часа.

Вскоре тропу пересекает правый приток, переходим его вброд. Далее тропа идёт вдоль левого берега реки Уллукам и приводит к Ворошиловским кошам – ферме, находящейся напротив впадения в Уллукам крупного левого притока – реки Восточный Кичкенекол, по долине которой, через перевал Чиперкарачай, лежит кратчайший путь в Сванетию. В Хурзук отсюда идёт грунтовая дорога, по ней за 2 часа дошли до погранзаставы в устье долины Узункола.
Погранцы нами не интересовались, документов не спрашивали. Мы встали на ночлег неподалёку, в лесу возле дороги.

4 августа 15день похода

Автомобиль до Учкулана, пополнение запасов продуктов.

Подъём на пер. Карачайауш н/к (2500 м), спуск в долину Даута (1800 м).

Переменная облачность Переменная облачность Вечером моросящий дождь

6,5 час 9 км +700 м

-700 м

Утром подвернулась попутная машина, она спускалась из лагеря Узункол. Водитель согласился подвезти нас до Учкулана. В Хурзуке заглянули в магазин для пополнения запасов продуктов. Мы подъехали через аул Учкулан до начала тропы к перевалу Карачайауш, которая отходит от дороги вправо за последними верхними домами аула. Перевал Карачайауш н/к (2500 м, ос-тр ), соединяет долину Учкулана с долиной Даута. Тропа поднимается вдоль ручья, в узкую безлесную долину. Долина в верхней части расширяется, тропы, натоптанные пасущимся скотом, разбегаются по лугам. Основная тропа к перевалу на Даут – левая по ходу, она приводит на широкую травянистую седловину. С перевала видны дома Учкулана, кош в верховьях ручья. Подъём на перевал Карачайауш занял 4 часа.

Спуск по хорошей тропе на осыпи, затем на травянистых склонах, приводит к кошу. У коша развилка тропы. Ниже ручей уходит в каньон. Основная тропа уходит вправо, в лес, и спускается с уступа долины к реке Даут по правому берегу ручья. Спустившись к Дауту, переходим на левый берег ручья, проходим около 500 м выше по течению Даута, и становимся на ночлег в роскошном сосновом лесу. Стоянка отличная, чистая река, полно дров.

5 августа, 16 день похода

Переменная облачность Переменная облачность Дождь

Подъём на пер. Эпчик н/к (3000 м) из долины Даута (1800 м).

Спуск в ущелье Джамагат до минеральных источников.

16 км +1200 м 7,5 час

-1200 м

Перевал Эпчик н/к (3000 м, тр.), расположен в Кышхаджерском хребте. Соединяет долину реки Даут с долиной Теберды. Через реку Даут возле аула есть два моста. Рано утром переходим реку Даут по верхнему мосту. Тропа к перевалу Эпчик начинается от верхней части селения. Она идёт лугами по левому берегу речки. Долина безлесна, в ней пасут скот, поэтому трава изрядно пощипана. На подъём ушло 4 часа. С перевала виден Эльбрус в облаках. Через полчаса спуска приходим на травянистую террасу с маленьким озером – место возможного ночлега. Вскоре тропа входит в лес, идёт высоко над рекой и приводит к минеральным источникам, расположенным вблизи слияния трёх рек: Эпчик, Кышхаджер и Горалыкол.

Источников два, расположены они на левом берегу Горалыкола, к ним ведёт мостик. Хотя источники рядом, вода в них разная на вкус. Когда-то здесь был туристский приют, от которого остались развалины. Места уже знакомые. Вечером по мобильному связались с Муратом, и договорились, что он встретит нас у кордона лесника на реке Джамагат.

6 августа, 17 день похода

Ясно Переменная облачность Дождь

7 км 500 м 2 часа

От Джамагатских источников в Теберду ведёт грунтовая дорога. Ниже кордона лесника на реке Джамагат мостик через ручей разрушен, поэтому «Газель» не пройдёт, а УАЗ проходит. У мостика Мурат ждёт нас, чтобы отвезти в Домбай.

4.7. Материальное обеспечение группы

Перечень группового снаряжения.

1. Палатки Лотос, 2 шт. Как показывает наш опыт, наиболее комфортные для горных походов.

2. Газовые горелки «kovea», на ножках, с шлангом, самые мощные, 2 шт.

3. Газовые баллоны «Примус», по 470г, 10 шт.

4. Котелки, 2 шт.

5. Ветрозащитный экран из тонкой нержавейки 1 шт

6. Тазик для салата, он же крышка для котелка.

Перечень специального снаряжения, на группу.

1. Верёвки 3 по 50 м, калининградские.

2. Кошки 6 пар, все разные. Самыми лучшими оказались кошки «kovea», без заднего упора, с зелёными пластиковыми дужками спереди и сзади.

3. Ледорубы 5 шт.

4. Айсбайль 1 шт.

5. Молоток 1 шт.

6. Крючья скальные разные 8 шт.

7. Ледобуры 7 шт

8. Спусковые петли расходные 8 шт.

9. Жумары 4 шт.

10. Карабины 20 шт.

11. Спусковые устройства 6 шт.

Питание

На маршруте было обеспечено трёхразовое горячее питание. В рационе использовали продукты, не требующие длительного приготовления: сублимированное варёное мясо, картофельное пюре, макаронные изделия, готовые концентраты. От мясных и рыбных консервов полностью отказались для уменьшения веса рациона. Было достаточно много сухофруктов.

Для ускорения высокогорной аклиматизации принимали витамины и адаптогены. Драже «Ундевит» по 2 шт 3 раза в день, экстракт элеутерокока по чайной ложке утром и настойку боярышника по чайной ложке вечером.

4.8 Итоги, выводы и рекомендации

Пройден интересный поход, но можно было проложить маршрут ещё лучше. У туристов водников принято оценивать речки не только по сложности, но и по тому, какое удовольствие может доставить группе прохождение реки. Хорошо бы ввести в практику и у нас интегральные оценки перевалов в зависимости от удобства подходов, наличия хороших ночёвок, красоты панорам. Есть перевалы, от которых душа поёт и сердце радуется. Например, несложный перевал Штернберга – поднимаешься к нему по древним моренам, где каждый камень прочно лежит на своём месте, под ногой не вертится, вокруг цветы. Спускаешься вдоль чистой реки Кенчат, где цветут алые маки. На всех уровнях удобные места ночёвок, днёвку провести – одно удовольствие.

А есть такие перевалы, как 30летия Советского альпинизма – подъём по ущелью Суллукол мало приятен, ночевать кроме как на Суллукольских ночёвках негде, к перевалу идёшь по безжизненным моренам, где все камни большие, остроконечные, как после взрыва, и под ногой качаются. Перевальный кулуар просто омерзителен – лезешь по живой сыпухе, под ногами камни едут вниз, и сожалеешь, что не придумал более безопасного варианта. А категория сложности та же 2А. Но нигде этого не пишут! Утешают только прекрасные панорамы с перевала 30летия Советского альпинизма и весёлый спуск по снежному склону.

Из сложных перевалов больше всего понравился перевал Кичкидар, который заставляет подумать. Хочется пройти ещё раз с другой стороны, с ледника Чегем. Планируя прохождение пер. Кичкидар, из долины Адырсу, надо заранее выбрать путь спуска – по снежным кулуарам или по скалам – и в зависимости от этого строить график.