Руководители: В.Ломакин, И.Смирнова, Москва

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СЕКЦИЯ ТУРИСТОВ МОСКОВСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ОТЧЁТ

о спортивном походе 1 с эл. 2 к.с.

на Центральном Тянь-Шане (хребет Терскей Алатау),

Категория сложности 1 с элементами 2

Количество участников 21

Сроки проведения 1-17 августа 2009 года

Продолжительность маршрута 16 с половиной дней (из них 2 днёвки)

Протяжённость маршрута 102 х 1,2 = 122.4 км

Маршрут группы

р. Джилысу — ФГС — пер. Каратакия (1А, 3700, рад) — пер. Арчатор (1А, 3700) — р. Джетыогуз — пер. Аютор (1А, 3800) / пер. Телеты (1А, 3700) — а/л Каракол — оз. Алакёль — пер. Панорамный (1А, 3600) — пер. Солнце (1Б, 4100) — пер. Онтор (1Б, 4000) — р. Уюктор — а/л Каракол

Пройдено категорийных перевалов 6, из них 1Б — 2, 1А — 4

Максимальная высота 4100 (пер. Солнце)

Максимальная высота ночёвки 3800 (на леднике после пер. Солнце)

Суммарный набор высоты 6725 м

Маршрут утвержден МКК МГУ в составе: Зеленцов Д.Ю., Зеленцова Е.В., Зотов А.Ю.

2. Список участников

1ГУ Кавказ

психолог

3. Подготовка похода.

3.1. Цели и концепция мероприятия.

Перед руководителями похода стояли, прежде всего, учебные цели: для обоих это первый опыт руководства горным походом и первый опыт организации большого путешествия. Изначально было принято решение не отсеивать потенциальных участников, а постараться обучить всех максимуму навыков. В начале сезона (феврале-марте) в тренировках участвовало порядка 30 человек, в поход в итоге пошло более 20. На протяжении похода руководители фактически (за исключением единственного разделения на маршруте) совместно управляли одной большой группой.

Отдельной целью было совмещение горного похода с осмотром природных и культурных достопримечательностей Киргизии, для чего специально было выделено несколько дней.

3.2. Обучение группы.

Для новичков был специально прочитан ряд лекций по формам рельефа, страховке, топографии, ориентированию и т.д. Наиболее активные участники посещали некоторые лекции СТП. Был проведён ряд тренировок, по объёму соответствующий школе НТП, в том числе:

· снежные с тренировкой связочной техники и ночёвками при температуре �� градусов.

· верёвочная техника, включающая подъём, спуск и перемещение пострадавших.

· марш-бросок, имитирующий нагрузку, получаемую в течение ходового дня.

Всего было проведено 8 тренировок на местности: 3 в Москве и 5 в различных районах Московской и Владимирской областей. Подготовке новичков активно помогали опытные участники, а также приглашённые инструкторы из турклуба. От объединённой группы две команды участвовали в проверке на местности («Кросс-поход» по классу Б) и заняли соответственно 3 и 5 места из 16 команд.

Всё это позволило создать достаточно сильную команду, подготовленную к прохождению разнообразных препятствий, встречающихся в походах 1–2 категории сложности.

3.3. Район путешествия и маршрут похода.

Изначально руководителями рассматривалось несколько вариантов похода в Азии на Центральном и Северном Тянь-Шане. Среди кандидатов были главным образом Заилийский, Кунгей, Терскей Алатау — хотелось вернуться туда после нескольких походов на Кавказе и в других районах Азии. Окончательный выбор пал на Терскей Алатау, когда определилось место проведения школы СТП горного турклуба МГУ. Проведение похода в одном районе обещало более простой заезд, частое взаимодействие между группами и другие удобства.

Специфика района такова, что для организации похода 1–2 категории не так много вариантов. Через главный хребет, включающий пики Каракольский, Джигит, Бригантина нет перевалов категории ниже 2А, поэтому остаётся только неширокая полоса гор между хребтом и Иссык-Кулем. Нитки большинства маршрутов часто проходят через долины рек Чон-Кызыл-Су, Джеты-Огуз, Каракол, Алтын-Арашан. Кроме того несколько доступных несложных перевалов есть в районе озера Алакёль.

При просмотре отчётов было замечено, что в походах 1–2 к.с. крайне популярна нитка, состоящая из двух частей: кольца рядом с озером Алакёль и затем линейной части на запад с выброской из района р. Джилису. Чтобы дословно не повторять чужие маршруты, было принято решение пройти эту нитку в обратном направлении. Плюсы такого подхода:

· несколько простых перевалов 1А (пер. Саватор, пер. Каратакия) в районе р. Джилису, удобных для радиального восхождения с постепенным набором высоты

· конец первого кольца в альплагере Каракол, где удобно организовать заброску

· возможность оставить в альплагере уставших участников перед более сложной второй частью похода и вернуться к ним после второго кольца

· возможность включить во вторую часть похода красивые и не слишком сложные перевалы 1Б (пер. Солнце, пер. Онтор) в районе высочайших вершин района: пятитысячников Джигит и Каракольский.

Таким образом, в маршрут удалось уложить все основные достопримечательности Терскея, включая озеро Алакёль. Также удалось разнообразить характер препятствий. Новички попробовали движение по разнообразным формам горного рельефа: траве, осыпям, закрытым и открытым ледникам.

Перевалы Аютор и Каратакия были включены в маршрут с исследовательскими целями. Они реже посещаемы туристами, чем другие 1А района, такие как Телеты или Арчатор. В интернете и МГЦТК по ним не было найдено исчерпывающей информации.

4. Организация похода.

4.1. Транспортные и прочие услуги.

Заезд в район не представляет трудности — в этом одна из причин его популярности для спортивных походов. В нашем случае участники в разное время прибывали в Бишкек поездом или самолётом, далее на заказанных машинах добирались до города Каракол, откуда все вместе на вахтовках заезжали в горы. Возможен заезд и через город Алматы.

Все транспортные услуги для нас обеспечивала фирма Игоря Ханина — «Альп-Тур-Иссык-Куль». Множество групп пользовалось её услугами как раньше, так и в этот год — впечатления достаточно хорошие, и их услугами вполне можно пользоваться. Особенно удобно то, что у фирмы есть собственная перевалочная база в Караколе, где можно за небольшую плату пожить в палатке перед или после заезда в горы.

Координаты Альп-Тур-Иссык-Куль:

o +996 555 445174 (моб)

· е-mail: khanin@infotel.kg, khanin2003@mail.ru

Прайс-лист фирмы:

· Трансфер Бишкек – Каракол: 130 евро за микроавтобус (7-8 часов в пути)

· Трансфер аэропорт Манас – Каракол: 130 евро за микроавтобус

· Трансфер Каракол – источники Джилису: 90 евро за вахтовку

· Трансфер Каракол – альплагерь Каракол: 80 евро за вахтовку

· Камера хранения в Караколе и в альплагере: 0,5 евро за место за день

· Проживание в палатке на территории базы Ханина в Караколе либо в альплагере: 1 евро за человека за день

· Газ: 2,5 евро за перезаправленный 220-граммовый баллон

В работе с Ханиным есть специфический момент, о котором лучше знать заранее. Его услуги отличаются надёжностью, что подтверждено многолетним сотрудничеством. В то же время это его бизнес, и своей выгоды он не упускает ни в чём. К примеру, у него невозможно отменить заказанный заранее трансфер. В нашем случае он требовал поштучной сдачи всех пустых баллонов после похода, мы же желали забрать часть ещё полных баллонов с собой на время путешествия по Иссык-Кулю. При покупке по 2,5 евро принять их обратно он соглашался только по 10 сом. Всё это вылилось в неприятный конфликт с продолжительным разговором «по душам» и угрозами не отправить машины за находящимися в горах группами турклуба МГУ.

Так же можно отметить, что наценка у Ханина довольно высока, договариваясь напрямую с водителем можно сэкономить до 50% стоимости трансфера. Можем порекомендовать услуги водителя по имени Ринат, тел. +996 543124262. Так же в Караколе, селе Бостери и Бишкеке мы пользовались услугами Ками (+996 770363838) и Улана (+996 553424142). Как правило, водители непрерывно курсируют по северному и южному берегам Иссык-Куля. Конкуренция между таксистами велика, поэтому с ними можно и нужно торговаться.

4.2. Заказ газа

Как известно, провоз газовых баллонов в поездах и самолётах запрещён, что создаёт дополнительные сложности в организации похода. В Киргизии оказалось возможным достать только 220-грамовые резьбовые баллоны по весьма немалым ценам. При заказе газа можно обратить внимание на фирму MountainPro — магазин снаряжения в Бишкеке.

Координаты MountainPro:

· адрес: Кыргызстан, г. Бишкек, ул. Токтогула, 216/3.

· телефоны:

o +996 312 317644 (офис)

o +996 312 317623 (факс)

o +996 773 754412 (моб)

o +996 555 886686 (моб)

o +996 517 772109 (моб)

· e-mail: info@mountainpro.kg, mountain-pro@mail.ru, asia@land.ru

· web: www.mountainpro.kg

К сожалению, за несколько недель до нашего выезда фирма без предупреждения подняла цены на газ со 190 до 270 сом за баллон. Посчитав, что для нас это слишком дорого, мы отказались от их услуг, заказав перезаправленные баллоны у Ханина по 2,5 евро за 220-граммовый резьбовой баллон стандарта epi-gas.

К сожалению, по нашим наблюдениям, попавший к нам перезаправленный газ отличался крайне плохим качеством. Через неделю у нас начались проблемы со всеми четырьмя горелками сразу, не прекращавшиеся до конца похода. В горелках забивалась прогревочная трубка, что приводило к критической потере мощности. До конца дошли только две горелки на две группы, что не составило большой проблемы только потому, что во второй части похода группы не разделялись. Оставшиеся две ожили только в Москве после ампутации наглухо забившейся прогревочной трубки. Ханин на заданный вопрос ответил, что эту проблему знает давно, и с его точки зрения нормальное решение только одно: ходить на безшланговых горелках без прогревочных трубок. Отметим, что все четыре горелки были фирмы Kovea, в параллельной группе на точно таком же газе были похожие проблемы с горелкой Kovea, зато безотказно работала горелка фирмы Primus.

4.3. Регистрация и государственные сборы

Для посещения Киргизии в настоящее время не требуется загранпаспорт. Однако, такие правила действовали не всегда, поэтому и при поездке в эту страну стоит лишний раз уточнить этот важный момент. Также крайне важно, чтобы никому из участников, путешествующих по российскому паспорту, во время похода не исполнялось 20 лет (срок замены российского паспорта). Это может повлечь большие проблемы, в частности руководителю известен случай, когда по этой причине человек был ссажен с поезда на киргизско-казахской границе на пути в Россию.

Если на момент въезда в страну участнику не исполняется 18 лет, на человека необходимо оформить нотариально заверенную справку с подписью обоих родителей о том, что они разрешают ему выезд за границу без сопровождения. Из соображений надёжности не следует указывать в справке конкретных сопровождающих. В условиях горного похода в случае, например, плохого самочувствия не исключён вариант раннего отъезда сопровождающего. Важно перечислить в справке все посещаемые страны, в случае путешествия поездом это Казахстан и Киргизия. Справка является стандартным документом и легко оформляется у любого нотариуса.

На период до 90 дней гражданину РФ не требуется регистрация на территории Киргизии. Подтверждением срока пребывания в стране служит штамп в загранпаспорте либо въездной билет.

Альплагерь «Каракол» и прилегающая территория является национальным парком, посещение которого, теоретически, стоит 1 евро с человека. Реально Игорь Ханин брать сбор отказался, сказав, что его можно заплатить лесникам на месте. При заходе в альплагерь со стороны перевалов Аютор, Телеты, лесников встречено не было. Возможно, они появляются ниже альплагеря по реке Каракол. В альплагере в день выброски был встречен «горный гид», показавший удостоверение гида по туризму и потребовавший плату за установку палаток в верховьях долины Онтор. Гид был проигнорирован, вступать в дискуссию с нашей группой он не стал.

4.4. Осмотр достопримечательностей.

Одной из основных идей путешествия было сочетание горного похода с осмотром достопримечательностей Киргизии. Исторически киргизы были кочевниками и оставили очень небольшое материальное культурное наследие. В то же время страна очень богата природными достопримечательностями. В интернете легко найти предложения турфирм о различных экскурсионных поездках по Киргизии.

На осмотр достопримечательностей был потрачен один день до похода, во время ожидания участников, прилетавших на самолёте на день позже. Так же после похода мы провели два дня в Караколе, проживая в палатках на территории базы Ханина. Затем переехали на северный берег Иссык-Куля в один из центров курортной жизни — посёлок Бостери. Озеро здесь, как и на всём северном береге, мельче и оттого теплее. Мы поселились на улице Далбаева, 86, сняв одну большую комнату площадью более 30 метров всего по 80 сом с человека за ночь. Хозяева — очень приятные гостеприимные люди, снимали у них это же помещение после похода по Заилийскому и Кунгей Алатау в 2006 году. Через два дня вновь переехали в Бишкек, где провели ещё сутки, осматривая центр города и закупая сувениры в местном ГУМе. Ниже приведён список известных нам достопримечательностей в районе нашего путешествия.

· Ущелье Джеты-Огуз, в котором находятся знаменитые скалы «Семь быков» и «Разбитое сердце». Расположено на расстоянии 30 километров от Каракола, для посещения необходимо снимать машину на день (нам обошлось всего в 2000 сом на 11 человек). В этой же долине расположен живописный 30-метровый водопад. Вокруг много юрт, где можно переждать дождь и заказать обед за небольшие деньги.
Впечатления: очень красивая долина, мы потратили на её посещение целый день перед походом, о чём ничуть не пожалели. Красивейшие скалы из красного песчаника, которых не увидишь в горах. Приятное чистое место. Рекомендуем для посещения.

· Галерея петроглифов — музей под открытым небом на севере г. Чолпон-Ата. Идти пешком порядка полутора часов от центрального музея. Каменное плато усеяно валунами с древними рисунками козлов, архаров, лошадей, снежных барсов, охотников и т.д.
Впечатления: музей выглядит необычно, поскольку располагается под открытым небом на достаточно обширной площади. Вход туда бесплатный, за символическую плату можно послушать рассказ гида о происхождении этих рисунков. Музей понравился не всем участникам, некоторым он показался довольно-таки унылым и искусственным.

· Музей Н. М. Пржевальского в г. Каракол с памятником и могилой известного русского путешественника и исследователя. Находится по пути на пляж, спросить у водителя автобуса и выйти немного раньше.
Впечатления: Классический советский музей, раз уж приехали — можно посмотреть.

· Исторический музей в центре г. Чолпон-Ата. Крупнейший в Иссык-кульском регионе. В экспозиции археологические находки и образцы искусства и быта кочевников. Рядом большая сувенирная лавка.
Впечатления: ещё один классический советский музей, больше и оригинальней музея Пржевальского в Караколе. Стоит посетить, как и вообще погулять по центру Чолпон-Аты. В начале августа в ней проводился саммит азиатской восьмёрки: везде положили асфальт, посадили цветы, привели в порядок государственные здания…

· Центр г. Бишкек — площади Ала-Тоо и Победы, парки, Ошский базар, русская православная церковь, крупнейший азиатский рынок Дордой.
Впечатления: очень приятный южный город. По крайней мере, в центральной части аккуратный и ухоженный, с множеством фонтанов. Ошский базар отличается особым колоритом.

Далее достопримечательности Киргизии, которые по разным причинам нам посетить не удалось:

· Город Каракол - краеведческий музей, деревянная дунгарская мечеть и православная церковь.

· Григорьевское и Семёновское ущелья в 20 км к востоку от Чолпон-Аты - живописные долины с бурной рекой, водопадами и скалами. Катание на лошадях и прочие развлечения. Красоты, привычные для горного похода, поэтому окупится ли посещение — спорный вопрос.

· Соленое озеро Кара-Кёль в центре южного побережья Иссык-Куля. Количество соли в озере 132 г/литр, по сути, миниатюрное мёртвое море. Имеется лечебная грязь и прочие сопутствующие услуги.

· Рух Ордо Ташкул-Ата — культурно-исторический комплекс на территории Чолпон-Аты. Расположен в бухте на берегу Иссык-Куля. Здесь соседствуют храмы пяти основных религий мира: ислама, православия, католичества, буддизма, иудаизма. На территории комплекса возведены скульптуры знаменитых учёных и артистов. Посещение комплекса стоит дорого (по местным меркам): порядка 300 рублей с человека.

· Барскоонский водопад — стометровый водопад в Барскаунском ущелье. Поворот в ущелье на 80-м километре дороги Каракол–Бишкек по южному берегу. К водопаду можно дойти пешком или верхом на лошади. По словам местных — скучное место, ехать не очень близко, а кроме водопада смотреть практически нечего.

· Долина «Сказка» — живописные скалы из красного песчаника, веками подвергающиеся воздействию ветра и воды. Причудливые стены, колонны и замки. Очень рекомендовала знакомая студентка Строгановского училища, специально ездившая туда из Москвы на этюды. Находится на расстоянии 35 км по дороге от посёлка Тамга на восток, 120 километров от Каракола по южному берегу.

5. План-график маршрута.

м/н – подъём по долине р. Каратакия до ступени

+580

3 авг.

м/н – пер. Каратакия (1А, 3800, радиально)

7.5

+480

–780

6 авг.

м/н – спуск до р. Телеты – подъём по р. Телеты до впадения р. Аютор. Разделение группы.

+350

17 авг.

м/н – а/л Каракол

–550

Общий километраж: 102 х 1,2 = 122.4 км.

Суммарный набор высоты: 6725 м.

5.3. Комментарии к выполнению план-графика.

1. В первый день похода образовалось отставание на один день, связанное с неудачной попыткой захода в долину р. Каратакия: обнаружилось несоответствие описания и местности. Перевал Каратакия (1А, 3800) был взят с опозданием на сутки с заходом из соседней долины р. Саватор.

2. При прохождении перевала Аютор (1А, 3800) группа Василия Ломакина не успела спуститься в альплагерь в день взятия перевала. Препятствие оказалось тяжелее, чем планировалось, кроме того прохождению в быстром темпе помешала установившаяся плохая погода. Участники спустились на следующий день, в который планировалась днёвка. Таким образом, для подгруппы время отдыха в альплагере сократилось.

3. По совокупности причин отказались от взятия перевала Чёрные Камни (1Б, 3800). В течение нескольких дней стояла очень дождливая погода, прохождение спускового каньона перевала становилось опасным в таких условиях. Кроме того, у группы накопилась усталость: половина участников не успела отдохнуть на днёвке, задержавшись при прохождении пер. Аютор (1А, 3800). Также подъём к озеру Алакёль с полными рюкзаками за один день даже акклиматизированным участникам дался нелегко. В связи с этим был выбран запасной более простой вариант: пер. Панорамный (1А, 3600). Сэкономленное время было потрачено на дополнительную днёвку в красивом месте — на озере Алакёль.

6. Техническое описание перевалов.

Все приводимые в тексте высоты приведены по топографической карте 500-метровке либо по данным Google Earth.

Всюду в описаниях приводится «чистое» время движения (далее по тексту «чхв» — чистое ходовое время), отсеченное по последнему участнику, без учета привалов. Длина перехода варьировалась от 20 до 35–40 минут в зависимости от участка похода и рельефа, привалы в основном 10–15 минут. Обеденные перерывы в зависимости от погоды и планов на день составляли от 0 до 3 часов.

Понятия «правый» и «левый» даются орографически, если это не оговорено особо.

01.08 Заезд на ФГС.

Джили-Су дословно переводится как «тёплая вода». Рядом находятся известные в районе радоновые ванны с источниками разных температур — на любой вкус.

Утром стартуем на вахтовках из базы Ханина в Караколе к источникам Джилису. По словам водителей, несмотря на разрушенный мост, в настоящее время возможен заезд и непосредственно к ФГС. Но договариваться об этом следует заранее, у водителей оказывается недостаточно бензина, чтобы доехать до физико-географической станции. Поэтому высаживаемся на поляне напротив источников и в 10:15 стартуем вверх по левому берегу р. Чон-Кызыл-Су. Через полторы ходки переходим по хорошему деревянному мосту на правый берег реки. Далее через некоторое время дорога выводит к изгибу реки, который она пересекает насквозь (здесь машины переезжают реку вброд). Река широкая и быстрая, поэтому для людей такой путь непроходим. Осмотревшись вокруг, обнаруживаем чуть ниже по течению остатки старого моста — толстые брёвна, частично перекинутые через реку, частично лежащие в воде. Для подстраховки натягиваем с рук верёвку, рюкзаки менее уверенных в себе участников переправляем отдельно. Далее возвращаемся на дорогу и вскоре выходим к физико-географической станции. Проходим чуть дальше и становимся на поляне за избушкой ФГС.

В настоящее время станция продолжает функционировать как научная: каждую неделю в Каракол отправляют метеоданные. В домике постоянно живёт семья сотрудницы метеослужбы. Очень приятные и гостеприимные люди, за небольшую плату мы попарились в их бане и оставили на хранение большую часть продуктов, в которой не было необходимости перед предстоящим радиальным восхождением. По их словам, они открыты к сотрудничеству и готовы организовывать заезды. Их координаты: Кыргызстан, Иссык-Кульская область, Джеты-Огузский район, село Кызыл-Суу, ул. Молочная, 10, индекс 722400. Исмотылдаева Н.

Расчёт ходового времени:

· От источников Джилису до первого моста: 35 мин.

· До изгиба реки: 45 мин.

· До физико-географической станции: 15 мин.

Всего 1 час 35 мин.

Фото 1.1. Долина реки Чон-Кызыл-Су перед ФГС.

Фото 1.2. Переправа через реку Чон-Кызыл-Су по брёвнам.

Фото 1.3. Вид на ФГС со стороны реки Арчатор.

02.08. Попытка подъёма в долину р. Каратакия.

«Тор» — популярная часть киргизских топонимов. Означает высокогорное пастбище, так же интересно знать, что этим словом называют место за столом главного человека в семье.

Подъём в 6 утра. Один из участников ещё в ночь перед отъездом из Каракола почувствовал себя плохо, поэтому оставляем его долечиваться с одним из наших медиков. Оставляем палатку, горелку и запас продуктов на несколько дней.

В 9 утра выходим из лагеря. Движемся вдоль левого берега реки Чон-Кызыл-Су по хорошей дороге. Дойдя до места, где р. Каратакия впадает в р. Чон-Кызыл-Су останавливаемся и делаем небольшую разведку. На левом берегу р. Каратакия находим тропу, ведущую вдоль реки. Тропа постепенно начинает забирать влево по ходу. Решаем, что сильно налево нам уходить не стоит, поэтому продолжаем подниматься практически в лоб вверх. Весь склон изрезан горизонтальными звериными тропами. Крутизна склона меняется от 15° до 45°. Постепенно склон становится очень крутым, и появляются скальные выходы. В какой-то момент двигаться вверх становится невозможно (скальные сбросы), поэтому останавливаемся и отправляемся на разведку. Оказывается, вернуться направо к реке невозможно из-за того, что река в этом месте уже ушла в каньон. Вверх по этому берегу движение не имеет смысла из-за необходимости провешивать верёвки. Решаем вернуться назад в лагерь.

Чон-Кызыл-Су переводится как «большая красная река». Во время заезда в долину на вахтовке действительно видны скалы из красного песчаника.

На обратном пути примерно в 100 метрах от уровня р. Чон-Кызыл-Су решаем сделать ещё одну разведку. Оказывается, здесь к реке можно безопасно подойти и даже переправиться. Выше этого места находится водопад высотой около 20 метров в скальных воротах (фото 2.2). С обеих сторон от водопада — вертикальные скальные стенки высотой около 50 метров. Очевидно, пробираясь изначально вверх по склону, мы оказались как раз над этими сбросами. Снизу путь подъёма по этому ущелью не просматривается. Описанные скальные сбросы практически не видны за густым лесом.

Данный неудачный подъём вызван тем, что мы руководствовались ошибочным описанием. Очевидно, участники того похода проскочили р. Каратакия и поднялись к пер. Саватор, сами того не подозревая.

Вечером встретили группу туристов из Чехии, которые накануне ходили перевал Каратакия из долины р. Киче-Кызыл-Су. Они упёрлись в этот же водопад и скальные сбросы сверху и сочли спуск по этой долине невозможным. Чехи нашли тропу, идущую траверсом из долины р. Каратакия в долину р. Саватор и спустились к р. Чон-Кызыл-Су по хорошей тропе по правому борту ущелья р. Саватор. Решаем попытаться зайти в долину р. Каратакия по их маршруту на следующий день. Два дня запаса на первое кольцо позволяют нам не торопиться.

Расчёт ходового времени:

· Подъём по левому берегу р. Чон-Кызыл-Су: 1 час 15 мин.

· Возвращение в лагерь: 35 мин.

Всего 1 час 50 мин.

Фото 2.1. В лесу при попытке подъёма по реке Каратакия. Можно оценить крутизну склона.

Фото 2.2. Водопад на реке Каратакия.

03.08. Подъём в долину р. Каратакия.

Происхождение корня «сава» в слове саватор до конца не ясно. Одно из возможных значений — большой киргизский мех для кумыса.

За прошедший день заболевший участник поправляется, поэтому в 7:50 все вместе стартуем по левому берегу р. Чон-Кызыл-Су. Поднявшись чуть выше от разлива, переходим р. Саватор по камням. Среди ельника обнаруживаем хорошую тропу, вьющуюся серпантином. Набрав 300 метров, преодолеваем нижнюю ступень долины и выходим в зону альпийских лугов. Продолжаем подъём по орографически правому берегу р. Саватор.

За 45 минут чхв доходим до середины висячей долины и переправляемся через речку по камням. Так как нашей целью является р. Каратакия, решаем попытаться перевалить разделяющий эти долины хребет «в лоб». Склон травянистый, крутизной до 25°. Набрав от реки порядка 50 метров, выходим на хорошо набитую тропу, идущую траверсом вдоль разделяющего хребта (фото 3.1). Делаем разведку: одна группа идёт по тропе, другая пытается перевалить хребет «в лоб». Последнее оказывается хоть и близко, но слишком круто, поэтому продолжаем движение по тропе. Тропа почти горизонтальная и ведёт на другую сторону разделяющего хребта. Обогнув хребет, со стороны р. Каратакия она постепенно снижается (фото 3.3). Ставим лагерь в основании этой тропы на левом травянистом берегу реки (фото 3.2).

Некоторые участники идут достаточно тяжело, впервые почувствовав на себе, что такое горная болезнь и акклиматизация. Одна из участниц, почувствовав себя плохо, последние переходы по траверсирующей тропе идёт без рюкзака. На ночёвке ей становится лучше, и на следующий день она участвует в подъёме на перевал Каратакия.

Расчёт ходового времени:

· По левому берегу р. Чон-Кызыл-Су до слияния с р. Саватор: 45 мин.

· Подъём по тропе, выход на альпийские луга: 55 мин.

· Подъём по правому борту: 35 мин.

· Переход через хребет и спуск к месту ночёвки: 1 час 5 мин.

Всего 3 часа 20 мин.

Фото 3.1. Подъём на хребет, разделяющий долины рек Саватор и Каратакия.

Фото 3.2. Спуск с разделяющего хребта и место ночёвки в долине реки Каратакия.

Фото 3.3. Тропа по склону хребта, разделяющего долины рек Саватор и Каратакия. Вид со стороны реки Каратакия, рядом с переправой через ручей, недалеко от ночёвки.

04.08. Перевал Каратакия.

Категория трудности 1А

Высота 3700 м

Характер осыпной

Ориентация запад – восток

Прохождение: 4 августа 2009 года радиально со стороны р. Каратакия (с востока).

Снята записка группы туристов из Чехии от 1.08.2009.

Необходимое снаряжение: каски, трекинговые палки.

Значение топонима «Каратакия» до конца не ясно. «Кара» — очевидно, «чёрный», относительно второго корня можно строить догадки.

Подъём дежурных в 5 утра, в 5:30 все остальные. Собираемся, не сворачивая лагерь. Берём с собой тёплые и непромокаемые вещи, каски, ледорубы/палки, верёвку на всякий случай.

В 7:40 выходим из лагеря, движемся правым берегом реки (фото 4.1). В верховьях долины находится небольшой хребтик, разделяющий цирк на две неравные части. Огибаем его справа по ходу. К 9:10 оказываемся под перевальным взлётом (фото 4.2). Абсолютно точно определить положение перевала тяжёло: на разных хребтовках его положение варьируется, иногда в этом цирке отмечено два перевала, а не один. Для подъёма выбираем самый удобный вариант для большой группы — по широкому осыпному склону крутизной до 20° и длиной около 150 м. Слева этот склон представляет собой мелкую живую осыпь, удобную для спуска, а справа — более крупную, по которой удобнее подниматься. Камнеопасность почти отсутствует, камни останавливаются сами. На верхнюю часть склона выходим к 9:40. Оказывается, истинная седловина перевала находится в 100 метрах левее по ходу. Седловина широкая и ровная, вся покрыта свежевыпавшим снегом (фото 4.3). Много места для палаток. С перевала открывается красивый вид на западные хребты (фото 4.4). Для большинства участников это первый горный перевал, начинается эйфория :) Долго фотографируемся, играем в снежки. В 10:40 начинаем спуск по пути подъёма. Через час подходим к лагерю и готовим обед.

В 14:15 выходим с места ночевок и начинаем движение назад по пути подъёма. За 15 минут чхв группа поднимается по тропе к верхней точке хребта, разделяющего долины рек Саватор и Каратакия, за 25 минут спускаемся к реке Саватор и переправляемся через неё. Далее спускаемся вдоль правого берега реки до зоны леса. Начинает накрапывать дождик. В лесу тропа хорошо набита, но в дождь становится очень скользкой, поэтому идём мелкими группами, почти не останавливаясь. Поддерживаем связь по рации. Через 1 час 20 минут первые участники группы спускаются к ФГС.

Расчёт ходового времени:

· Подъём на пер. Каратакия (радиально): 1 час 20 мин.

· Спуск в лагерь: 1 час

· Возвращение к ФГС: 2 часа 20 мин.

Всего 4 часа 40 мин.

Красивый и несложный перевал, идеальный для акклиматизации за счёт ступенчатого набора высоты. Соответствует категории сложности 1А. Подходит для больших групп, благодаря широким коридорам подъёма и спуска. При наличии снега для получения воды возможна стоянка на седле. Схема прохождения перевала со стороны р. Чон-Кызыл-Су представлена на фото 4.6.

Фото 4.1. Путь подъёма к перевалу Каратакия. Виден разделяющий хребет в конце долины.

Фото 4.2. Перевальный взлёт пер. Каратакия.

Фото 4.3. Седловина перевала Каратакия. Расположение перевального тура.

Фото 4.4. Вид с перевала Каратакия в долину реки Киче-Кызыл-Су.

Фото 4.5. Группа на перевале Каратакия (1А, 3700).

Фото 4.6. Вид на долины рек Саватор и Каратакия с подъёма на перевал Арчатор. Виден хребет, разделяющий долины, и седловина перевала Каратакия.

05.08. Подход под перевал Арчатор.

Арчатор дословно переводится как «арчовое пастбище». Арчи там действительно хватает.

Выходим в 9:30 утра, переходим реку по мосту у ФГС и делаем вынужденную остановку около коша. Один из участников неудачно выбрал тропинку и по пояс провалился в болото на берегу реки.

От коша начинаем движение по хорошей дороге по правому берегу р. Карабаткак. Постепенно дорога превращается в тропинку, то поднимающуюся от реки, то спускающуюся ниже. В лесу тропа скоро теряется, и мы спускаемся к реке на заболоченную поляну. Пробуем подниматься сквозь лес вверх по склону и через 5 минут выходим на хорошую набитую тропу, по которой добираемся до долины р. Арчатор за 20 минут. В низовьях р. Арчатор в зарослях арчи тропа вновь теряется, поднимаемся по арче по правому борту долины. Выбравшись наверх в зону альпийских лугов за 40 минут, находим очень хорошую тропу (фото 5.1). Видимо, она обходит заросли кустарника по верху. Судя по отчётам, карабканье по этой крутой арче является довольно распространенной ошибкой.

Через полтора часа чхв тропа начинает спускаться прямо к реке (до этого река течет в каньоне справа по ходу). Делаем в этом месте обед, во время которого погода начинает сильно портиться. Поэтому после обеда начинаем искать места под палатки. Останавливаемся, немного не доходя до цирка перевала, в начале осыпей (фото 5.2). Места не очень хорошие, сильно разнесены друг от друга. Ночью очень холодно, идёт сильный снег. Утром дежурным приходится искать тент, полностью засыпанный снегом.

Расчёт ходового времени:

· По дороге вдоль р. Карабаткак: 50 мин.

· Подъём по тропе: 3 часа 30 мин.

Всего 4 часа 20 мин.

Фото 5.1. Тропа в долине реки Арчатор.

Фото 5.2. Вид на долину реки Арчатор с перевала Каратакия.

06.08. Перевал Арчатор.

Категория трудности 1А

Высота 3800 м

Характер осыпной

Ориентация запад – восток

Прохождение: 6 августа 2009 года со стороны реки Арчатор(с запада) в сторону р. Асантукум.

Снята записка туристов г. Перми (2 к.с., 12 человек) под руководством Фатеевой А. В. от 05.08.2009.

Необходимое снаряжение: каски, трекинговые палки.

Встреченный пастух поведал нам, что местные называют Арчатором совсем другую долину — находящуюся строго напротив нашей через реку Джеты-Огуз. А наша долина носит название Асантор.

После ночного снегопада всё покрыто толстым слоем снега. Очень холодно. В 8:45 выходим из лагеря. Идём с постепенным набором высоты по средней слежавшейся осыпи, держа курс на перевальную седловину (фото 6.1). У одного из участников проблемы с коленями, поэтому движемся медленно. До перевала 2 часа 20 минут чхв, подъём плавный, практически без выраженного перевального взлёта. На перевале оказываемся к 11:10.

Спуск начинаем, немного приспустившись в левом углу седловины, под скальную полку (фото 6.3). Место не опасное, но требует аккуратного прохождения неопытными участниками. Идём тремя небольшими группами. Спустившись на тропу, идущую небольшим траверсом слева по склону и маркированную турами, за 1,5 часа выходим на выполаживание (фото 6.5). Туры везде хорошо прослеживаются. Тропа идёт по средней осыпи, в нижней части осыпь крупная. Около живописного ручья устраиваемся на обед, греемся на солнышке.

После обеда один час идём вдоль реки по левому борту. Здесь много лошадиных троп, которые идут параллельно друг другу с небольшим набором высоты. Истинная тропа идёт вдоль самой воды! Её очень важно найти, чтобы правильно войти в заросли арчи.

Перед зарослями арчи встречаем местного пастуха, который соглашается показать нам дорогу. Благодаря нему, наша скорость заметно возрастает, и мы за один час спускаемся от зоны альпийских лугов до р. Джеты-Огуз. Тропа сквозь арчу иногда сильно набита, иногда теряется в кустах. Один раз, когда тропа сверху выходит на квадратную поляну, важно пересечь эту поляну «по диагонали» вниз и там выйти на продолжение тропы. Около реки прекрасные места для стоянок.

Расчёт ходового времени:

· По тропе в сторону перевала: 1 час 40 мин.

· Подъём на перевальный взлёт: 40 мин.

· Спуск с седловины: 35 мин.

· Спуск к р. Джеты-Огуз: 2 часа 40 мин.

Всего 5 часов 35 мин.

Перевал представляет собой несложную 1А, можно рекомендовать его для прохождения группам, совершающим походы 1 к.с., в том числе и как первую 1А. В долину р. Чон-Кызыл-Су возможен заезд на вахтовке, а в долину Джеты-Огуз и вовсе на машине, что делает перевал легко доступным. Одновременно, это единственная перемычка в хребте, открытая для групп, совершающих походы ниже 3 категории сложности. Всё это обуславливает большую посещаемость перевала.

Фото 6.1. Перевальный взлёт пер. Арчатор.

Фото 6.2. Группа на перевале Арчатор (1А, 3800).

Фото 6.3. Спуск с седловины перевала Арчатор.

Фото 6.4. Спуск с перевала Арчатор.

Фото 6.5. Панорама спуска с перевала Арчатор

07.08. Спуск по р. Джеты-Огуз и подъём к слиянию р. Аютор и р. Телеты.

Джеты-Огуз, в переводе означающая «семь волов» — древняя и знаменитая в Киргизии долина. Её описания можно встретить в произведениях Чингиза Айтматова, а название ей дали 7 скал из красного песчаника в низовьях.

В честь первого солнечного утра за поход устраиваем себе полудневку и собираем лагерь только к 12:30 (фото 7.1). Идём по дороге по левому берегу р. Джеты-Огуз, далее по тропе. Не доходя до слияния р. Джеты-Огуз и р. Телеты около километра, встречаем группу туристов из Чехии, безуспешно беседующую с местным пареньком на смеси английского, чешского и русского. Местный молодой человек на лошади пытается убедить их, что мост через р. Джеты-Огуз ниже по течению разрушен, и что лучше всего переправиться на его лошади, заплатив по 150 сом с человека. Очевидно, мы не первые и не последние, кого он пытается развести таким способом. Не попадайтесь на такую удочку!

Постепенно тропа входит в лес, по которому мы идём около 40 минут. Тропа петляет с небольшим набором высоты, иногда попадаются тропинки вверх, ведущие, видимо, на верхние пастбища. Оказываясь на развилках, выбираем тропы, ведущие либо вниз, либо по горизонтали без набора высоты. Вскоре выходим на дорогу и за 11 минут доходим до моста через реку Джеты-Огуз. Мост в прекрасном состоянии и находится примерно в двух километрах ниже по течению от слияния р. Телеты и р. Джеты-Огуз (фото 7.2). Известный посёлок-курорт «семь волов» расположен в нескольких километрах ниже моста.

С долиной Джеты-Огуз связано множество легенд. В настоящее время здесь находится курорт, заехать на который можно на любой легковой машине по дороге, идущей от озера Иссык-Куль.

Переходим реку и движемся по прекрасной дороге вверх вдоль реки. За 35 минут доходим до моста через р. Телеты. Здесь, на слиянии р. Джеты-Огуз и Телеты находится кош, в котором мы покупаем творог и устраиваем обед. После обеда идём по левому берегу р. Телеты в течение 25 минут. Доходим до ручья, текущего со склонов. Ручей достаточно широкий, глубиной чуть ниже колена, переходим его вброд. Далее продолжаем движение по тропе по левому берегу реки, проходим мимо коша. Через 50 минут выходим на открытое пространство, «заливные луга», на которых встаём лагерем (фото 7.3).

Расчёт ходового времени:

· Спуск до моста через р. Джеты-Огуз: 1 час 30 мин.

· Подъём до слияния: 1 час 50 мин.

Всего 3 часа 20 мин.

Фото 7.1. Утро после спуска из долины реки Арчатор

Фото 7.2. Мост через реку Джеты-Огуз

Фото 7.3. Ночёвка на реке Джеты-Огуз. За холмом — устье реки Аютор.