Руководитель: И.Муйжнек, Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Альпам летом 2008 г. Фотоальбом

ОТЧЕТ, ЧАСТЬ 1

ОТЧЕТ, ЧАСТЬ 2

Фото 1. Вид из окна поезда на Женевское озеро в районе Шильонского замка.

Фото 2. В деревне Висуа, долина Циналь.

Фото 3. Центр поселка Циналь. Вид на юг, в сторону вершины Бессо

Фото 4 У моста через Нависенс. Дальше только пешком. Слева напрво: Саша Кузьмин, Валера Аляпкин, Коля Мещеряков, Жульен Шаваз.

Фото 5. Долина Нависенс в верхнем течении. Видна грунтовая дорога вдоль русла от поселка Циналь к ледниковым потокам.

Фото 6. Вид на левый борт долины Нависенс. В центре – проем пер. Ла Ле.

Фото 7. Один из левых притоков реки Нависенс.

Фото 8. Деревянный мост через поток Циналь. Снято из района Классических стоянок.

Фото 9. «Жизнь прекрасна!» Николай Мещеряков на Классических стоянках.

Фото 10 . Вид с Классических стоянок на вершину Гран Корнье (Grand Cornier, 3962) и на верховья долины Циналь.

Фото 11. Михаил Трушечкин в цинальской сыроварне.

Фото 12. Тропа вдоль правого борта Циналя к приюту Монте. Видны вершины Ден Бланш (слева) и Гран Корнье (справа).

Фото 13. Путь и место заброски в верховья долины Циналь.

Фото 14. Водопад потока Моминг в районе Классических стоянок.

Фото 15. Под дождем по пути к приюту Ар Питетта чуть выше одноименного озера.

Фото 16. Ужин туриста.

Фото 17. Вид от приюта Ар Питетта на Вайсхорн.

Фото 18. Перевал Моминг и верш. Цинальротхорн от приюта Ар Питетта.

Фото 19. Тропа в районе приюта Ар Питетта. Видны тропа подъема к приюту от озера (справа) и тропа к перевалу Милон.

Фото 20. Белый гребень соединяет вершины Цинальротхорн и Бессо. Под гребнем виден ледопад лед. Моминг. Фото при подходе к перевалу Милон.

Фото 21. Южные осыпные склоны перевала Милон.

Фото 22. Верхняя часть спуска с перевала Милон на север.

Фото 23. Северные осыпные склоны перевала Милон.

Фото 24. Цирк Тракуит и обрамляющий его с юга гребень Милон.

Фото 25. Подошли к приюту Тракуит, следом за нами идет непогода.

Фото 26. Вид на вершину Бисхорн (слева) и Вайсхорн от приюта Тракуит.

Фото 27. Так выглядит приют Тракуит со стороны ледника Turtmanngletscher.

Фото 28. Вид от пр.Тракуит на пер.Моминг (в тени), в.Цинальротхорн (в облаке), Обер Габельхорн (белая пирамида), Бессо (тем.пирамида), Ден Бланш (самая высокая) и Гран Корнье (справа).

Фото 29. Верховья ледника Turtmanngletscher. Справа – вершина Милон.

Фото 30. Скальный кулуар седловины Тракуит. Помогают стальные цепи.

Фото 31. Осыпной цирк западной стороны перевала Тракуит.

Фото 32. Николай Мещеряков - победитель перевала Тракуит (на заднем плане цирк Тракуит и сам перевал).

Фото 33. Поселок Циналь с высоты птичьего полета (со скал Roc de la Vache)

Фото 34. Отдых у озера Ар Питетта на фоне перевала Моминг.

Фото 35. Вниз к Классическим стоянкам (район La Chiesso, 2082 м).

Фото 36. Приют Petit Mountet.

Фото 37. Эмблема приюта Petit Mountet.

Фото 38 Левый борт долины Циналь в районе урочища Ла Ле. Видны приют Petit Mountet и перевал Ла Ле (снимок 26.07.2008).

Фото 39 На подходе к взлету перевала Ла Ле.

Фото 40. Восточный взлет перевала Ла Ле.

Фото 41. Вид на горную цепь Вайсхорн – Цинальротхорн с перевала Ла Ле.

Фото 42. Крутые западные склоны перевала Ла Ле.

Фото 43. Ледник Моири. Видны серпантин тропы по правобережной морене и пер. Брикола (левая верхняя снежная седловина).

Фото 44. Спортивный спуск по чешуйчатой осыпи на бараньих лбах.

Фото 45. Нижняя половина спуска с перевала Ла Ле под скалами вершин 3165 (слева) и 3179.

Фото 46. Правый борт низовьев ледника Моири, обозначенный на картах как Le Ahon. Пунктиром показан оптимальный вариант спуска с перевала Ла Ле.

Фото 47. Обед в кармане морены ледника Моири перед взлетом к приюту.

Фото 48. Ледопад ледника Моири в районе приюта.

Фото 49. Приют Моири расширяют

Фото 50. Шура Кузьмин верхом на минисамосвале.

Фото 51. Место выхода на ледник Моири. Внизу – одноименное озеро (2249)

Фото 52. Вдоль правого борта ледника Моири по направлению к вершине Гран Корнье (видна только предвершина 3845)

Фото 53. Панорама верховьев ледника Моири. Слева - вершина Гран Корнье + предвершина 3845, справа – Брикола и des Rosses (3613)

Фото 54. Подход к перевалу и вершине Брикола.

Фото 55. До перевала Брикола еще 100 метров.

Фото 56. Последние метры подъема на перевал Брикола.

Фото 57. Группа на перевале Брикола. На заднем плане вершина Ден Бланш.

Фото 58. Вид с пер.Брикола на л. сев. склонов Валисского хр. Самый длинный из них – лед. de Ferpecle, со снеж.плато Деран, в верх. к-го есть пер. в дол.Церматта – пер.Белая голова (de la Tete Blanche, 3580). Слева от плато в облаках – в.7Ден Деран.

Фото 59. Вершина и перевал Брикола. (снято 31.07.2008 с ледника Ден Бланш)

Фото 60. Перила под склонами вершины Брикола.

Фото 61. Жульен готовится к дюльферу

Фото 62 Путь спуска с перевала Брикола. Отдых на левой морене ледника Брикола.

Фото 63. Ледник и вершина Ден Бланш. Здесь мы ночевали 30.07.2008.

Фото 64. Через пару часов здесь будет буря.

Фото 65. Подъем по леднику Ден Бланш. H=3150.

Фото 66. Вид вниз при подъеме к перевалу Ден Бланш.

Фото 67. Бивак на седловине перевала Ден Бланш.

Фото 68. Внутри бивака «Col de la Dent Blanche».

Фото 69. Скальная стена восточной стороны перевала Ден Бланш. Первый пошел.

Фото 70 Скальная стена… Первый преодолел 50 м.

Фото 71. Косые перила от скал к бергшрунду.

Фото 72. Двое над бергшрундом.

Фото 73. Скально - снежная стена перевала Ден Бланш. Заключительная фаза спуска на восток.

Фото 74. Траверс ледника Гран Корнье в сторону скального гребня, за которым лежит ледник Дюран.

Фото 75. Обход ледопада Гран Корнье по ледово-фирновому зеркалу.

Фото 76. Люди-букашки и ледовое зеркало ледника Гран Корнье.

Фото 77. Ледник Гран Корнье и вершина Ден Бланш от места ночевки 31.07.2008.

Фото 78. Вид от правой поверхностной морены ледника Циналь на ледник Гран Корнье и вершину Ден Бланш.

Фото 79. Через два часа хождений по ледникам и моренам мы, наконец, увидели рядом с собой долгожданный приют, в котором по плану должны были заночевать еще вчера.

Фото 80. Ближний (правый) отрожек – место, где мы спрятали заброску. За дальнем гребнем лежит лед. Моири.

Фото 81. За окном - гроза, а внутри приюта – праздник!

Фото 82. Туры в тумане рядом с приютом Монте.

Фото 83. Вид с гребня морены ледника Монте на ледник Гран Корнье и перевал Ден Бланш. Слева от перевала – верш. Ден Бланш, справа – верш. Гран Корнье

Фото 84. Ледник Монте и вершина Цинальротхорн над ним. Снимок при спуске с перевала Ден Бланш 31.07.2008.

Фото 85. Западная стена Цинальротхорна. Белый гребень и ледник Монте ранним утром.

Фото 86. Место перехода с правобережной морены на ледник Монте (район седловины La Forcle).

Фото 87. Подъем по леднику Монте под склонами Белого гребня. Внизу – справа седловина La Forcle.

Фото 88. За снежным гребнем между Велленкуппе (Wellenkuppe, 3903) и Обер Габельхорном показалась голова Маттерхорна. Перед Велленкуппе – снежное седло перевала Монте.

Фото 89. Начало подъема по Белому гребню. Впереди – плечо 4017 (L`Epaule) Цинальротхорна.

Фото 90. Работа на скалах Белого гребня.

Фото 91. Вид с плеча 4017 на Белый гребень и вершину Блан-де-Моминг.

Фото 92. Михаил Трушечкин (слева) и Жульен Шаваз на плече 4017. Вправо – вверх уходит северный гребень Цинальротхорна.

Фото 93. Западная стена Цинальротхорна и пик Маттерхорн с плеча 4017.

Фото 94. Панорама Вайсхорна и цирка одноименного ледника. Нижняя левая седловина – перевал Милон.

Фото 95. Спуск с плеча 4017 на Террасу Моминга.

Фото 96. Вид с верхней части Террасы Моминга на плечо 4017 Цинальротхорна.

Фото 97. Строим снежную стену. Грозно темнеет зубчатый северный гребень Цинальротхорна.

Фото 98. Наш лагерь в первые мгновения рассвета.

Фото 99. Вид с места ночевки на Террасе Моминга на север, справа виден хребет Мишабель.

Фото 100. Начало спуска по Террасе Моминга.

Фото 101. Место, где мы преодолели самый опасный разлом Террасы Моминга.

Фото 102. В Нижней части Террасы Моминга. Справа- перевал Моминг. Самая высокая вершина Вайсхорн, перед ней снежный пичок – вершина Шалихорн. (Schalihorn, 3975 м).

Фото 103. Организация первой перильной веревки на склоне перевала Моминг.

Фото 104 Вид с перевала на Террасу и ледник Моминг. На перилах Валера Аляпкин.

Фото 105. Вид с перевала Моминг на запад, на ледник Моминг. Видны следы схода лавинок и ледовых обвалов. Валера отдыхает, на перилах Саша Кузьмин.

Фото 106. На перевале Моминг. На юге возвышается верш. Моминг Южный, справа от которого видны плечо 4017 Цинальротхорна и Терраса Моминга.

Фото 107. Панорама горной гряды от вершины Тешхорн до пика Дюфур (вид с перевала Моминг)..

Фото 108. Так выглядят верховья ледника Хохлихт, вершины Ашхорн и главный хребет от Дюфура до Брайтхорна (на заднем плане) с перевала Моминг.

Фото 109. Лавинная опасность наблюдается и на восточной стороне перевала Моминг.

Фото 110. Цирк ледника Хохлихт под вершиной Моминг Северный и перевал Моминг.

Фото 111. Перед выходом на альпинистскую тропу на верш. Шалихорн.

Фото 112. Место обеда на леднике Хохлихт перед седловиной 3622 (перевал Верхний Ашйох). Слева–вверху – верш. Верхний Ашхорн (3669).

Фото 113. Взгляд на север при подъеме на седловину 3622 (перевал Верхний Ашйох).

Фото 114. Начало траверса вершины Верхний Ашхорн.

Фото 115. Вид с седловины 3622 (перевала Верхний Ашйох) на Маттерхорн. Внизу – ледник Ротхорн.

Фото 116. В нижней части спуска с вершины Верхний Ашхорн на седловину 3554 (перевал Нижний Ашйох).

Фото 117. Вид с места ночевки под водопадом на вершину Обер Габельхорн. Снято утром 04.08.2008.

Фото 118. Главные ледники Церматта спускаются с вершины Дюфур (слева), Лискамм (в центре) и Брайтхорн (справа).

Фото 119. Лагерь на площадках 2600 м утром 04.08.2008.

Фото 120. Альпийская идиллия.

Фото 121. Вид на запад выше приюта Трифт. Место приюта Ротхорнхютте показано стрелкой.

Фото 122. Впереди появился приют- гостиница Трифт. Правая тропа ведет к подножью Маттерхорна и ручью Цмуттбах.

Фото 123. Указатель на развилке троп.

Фото 124. Тропа вдоль ручья Трифтбах (H=2050). Внизу показались постройки Церматта.

Фото 125. Одинокое шале и огород на окраине Церматта.

Фото 126. Крест над Церматтом в устье долины ручья Трифтбах.

Фото 127. Церматт. Станция железной дороги на Горнергарт.

Фото 128. Вид из окна поезда на окраину поселка Теш. Вверх–вправо уходит долина реки Тешбах.

Фото 129. Деревня Оттаван в долине реки Тешбах.

Фото 130. Вид на деревню Оттаван и горную цепь Цинальротхорн – Вайсхорн с правого борта долины реки Тешбах.

Фото 131. Приют Тешхютте – смесь стилей шале и хайтек.

Фото 132. Так смотрится приют Тешхютте от развилки троп на высоте 2570.

Фото 133. Тропа по гребню правобережной морены ледника Меллих.

Фото 134. Правый борт ледника Меллих. Слева над ним видна вершина Аллалинхорн (4027).

Фото 135. Бивак у озера под перевалом Аллалин. Справа от перевала – вершина Римпфишхорн (4199).

Фото 136. Вид с ледника Альпхубель в сторону приюта Тешхютте. По этим моренам идет верхняя тропа к перевалу Аллалин.

Фото 137. Пик Маттерхорн с места ночевки у ледника Меллих.

Фото 138. Пики Дюфур, Лискамм, Кастор, Поллукс и Брайтхорн (слева направо) с места ночевки у ледника Меллих.

Фото 139. Верховья правого борта ледника Меллих – красивая крепость Феехопф (3888).

Фото 140. С перевала Аллалин видна только предвершина (4108) Римпфишхорна. До самой вершины (4199) еще 600 метров скального гребня.

Фото 141 Панорама Ден Бланш - Вайсхорн с перевала Аллалин. Показан путь спуска с пер. Моминг.

Фото 142. Вид на перевал Адлер и вершину Страхльхорн при спуске с перевала Аллалин.

Фото 143. Взгляд назад - перевал Аллалин и вершина Аллалинхорн (4027) с правого борта ледника Аллалин.

Фото 144. Так выглядят вершины правого борта долины Саасталь со снежной полки ледника Аллалин. Вид на север.

Фото 145. Северный отрог вершины Страхльхорн по пути подъема на перевал Адлер.

Фото 146. На перевале Адлер. По юго-восточному гребню с перевала легко подняться на вершину Страхльхорн.

Фото 147. Открытый ледник Финдель приковывает взгляд своей структурой.

Фото 148. Ледник Адлер с одноименного перевала. Спуск идет слева – направо – вниз.

Фото 149. Вид на перевал Адлер с запада.

Фото 150. Верховья правого борта ледника Финдель со скал 3421.

Фото 152. На осыпной полке между ледником Адлер и бараньими лбами правого борта ледника Финдель.

Фото 153. Путь спуска с перевала Адлер к озерам на правобережной морене ледника Финдель.

Фото 154. Бивак на озерах под грядой скал Strahlchnubel.

Фото 155. Пики Норденд (слева) и Лискамм с места ночевки на леднике Финдель.

Фото 156. Пики Маттерхорн, Ден Бланш и Обер Габельхорн (слева напрво) от бивака на леднике Финдель.

Фото 157. Переход от правобережной морены ледника Финдель на ледник. Черная вершина – Шварцбергхорн. Справа от нее – вершина Neue Weisstorspitze (3639)

Фото 158. Ледник Финдель в верховьях правого борта.

Фото 159. Висячий ледник на южном склоне вершины Страхльхорн.

Фото 160. Снежные поля южных истоков ледника Финдель. Слева вершина – Cima di Jazzi.

Фото 161. Ледник Шварцберг и озеро Маттмарк с седловины 3565.

Фото 162 Верховья ледника Шварцберг и гребень к востоку от вершины Шварцбергхорн (Роффельхорнер). Справа на гребне виден бивак Citta di Luino.

Фото 163. Обход вершины Шварцбергхорн с востока. В центре седловина 3599. Верхний правый пик - Норденд.

Фото 164. Валерий Аляпкин первым вскрыл итальянский бивак. Справа - вершина Шварцбергхорн.

Фото 165. Так бивак Citta di Luino выглядит изнутри.

Фото 166. На заднем плане - северная и восточная стены массива Монте Розы (Monte Rosa). Вид от бивака Citta di Luino.

Фото 167. Итальянская сторона гребня к востоку от Шварцбергхорна.

Фото 168. Вид с гребня Роффельхорнер на седловины 3535 и 3560 (левая). На заднем плане – массив Страхльхорна.

Фото 169 Панорама восточного сектора цирка ледника Шварцберг.

Фото 170. Путь спуска на ледник Шварцберг с гребня Роффельхорнер. Стрелкой показан бивак Citta di Luino. Справа от Шварцбергхорна - седловина 3560, еще правее – широкая седловина 3535.

Фото 171. Язык ледника Шварцберг – вид с левобережной морены.

Фото 172. Тропа по гребню левобережной морены. Впереди – озеро Маттмарк!

Фото 173. Нижняя часть тропы от ледника Шварцберг к озеру Маттмарк.

Фото 174. Вид от галечной поляны 2336 на бараньи лбы, подпирающие ледник Шварцберг.

Фото 175. Щебеночная дорога вдоль левого берега Маттмарк Штаузе.

Фото 176. Налево – не ходи!

Фото 177. Вид с плотины на тоннели и дорогу левого берега.

Фото 178. Ресторан «Маттмарк» и дорога, ведущая в долину Саасталь.

Фото 179. Бараньи лбы, оставленные ледником Аллалин. Фото от автобусной остановки у ресторана «Маттмарк».

Фото 180. Памятник жертвам ледового обвала 1965 года под ледником Аллалин.

Фото 181. От Саас Грунда дорога к Саас Фее идет опять вверх. Внизу виден поселок Саас Альмагелль.

Фото 182. Пешеходная дорога от Саас Фее к Саас Альмагеллю.

Фото 183. Вид от деревни Furggstalden на верховья долины Саасталь. Можно разглядеть ледник Аллалин.

Фото 184. Начало тропы к р. Альмагеллербах от деревни Furggstalden.

Фото 185. Один из подвесных мостов над бараньими лбами правого борта долины.

Фото 186. Место отдыха у моста через р. Альмагеллербах.

Фото 187. Подвесной мост на скалах правого борта долины. Вид от поселка Саас Альмагелль.

Фото 188. Вершины Аллалин и Альпхубель (справа) над курортом Саас Фее.

Фото 189. Альпы. Окраина Саас Фее. Так хочется сюда вернуться!