Руководитель: А.Горчаков, Москва

Отчет о горном походе 2 с эл. 3 к.с. по Алтаю в августе 2007 г. Ч.1 из 2

Туристско-спортивный союз России

Московский Туристский клуб «Вестра»

ОТЧЕТ

о горном туристском походе

2 категории сложности (с элементами 3 к.с.)

по Алтаю

(Северо чуйский и Южно Чуйский белки),

совершенном группой туристов ТК «Вестра»

в период с 15 по 30 августа 2007 года.

Маршрутная книжка 27/3-204

Руководитель группы: Горчаков Александр Валерьевич

Москва 2007

Справочные сведения

Выпускающая организация:Московский горный клуб Вестра www.westra.ru

Маршрутная книжка 27/3-204

Руководитель группы: Горчаков Александр Валерьевич e-mail: gorlex@yandex.ru

Вид туризма: горный

Район путешествия: Северочуйский и Южночуйский белки

Категория сложности: вторая с элементами третьей

Количество участников: девять

Сроки проведения: 15-30 августа 2007 г.

Продолжительность

маршрута: 16 дней

Протяженность маршрута: 140 км

Маршрутгруппы: г.Бийскпос.Бельтирр.Талдурапер.Ленинградцев(1Б,3290) – рТураоюк - ледТураоюкпер. 8-еМарта(1Б,3560) – ледн.Некрасовапер.Некрасова(1Б,3200) – ледн.Талдуринскийпер.Талдуринский(2А,3350) – р.Оштуайрыледн.пер.Стройгаз - пер.Анитим(1Б,3130, рад) – пер.Стройгаз(1Б*,3240) – р.Атбажир.Йолдоайрыр.ПравыйКарагемпер.Абылоюк(1Б*,3250) – р.Шавлапер.Н.Шавлинский(1Б,3170) – р.Маашейр.Мажойр.Чуяг.Бийск

Пройдено категорийных локальных препятствий: 8

из них: 7 – 1Б (из них один радиально)

1 – 2А

Максимальная высота: 3560 м (пер. 8-е марта)

Максимальная высота ночёвки: 3170 м (озеро под ледн Левый Маашей)

Cписок принятых в тексте сокращений:

г. - гора пер. - перевал р. - река, ручей ледн- ледник, сн – снег, ос – осыпь, скал – скалы, чхв - чистое ходовое время оз. - озеро м/н - место ночевки.

Состав группы

Хрипкова Наталья Алексеевна

1987

метеоролог

Общая идея и подготовка к путешествию

Основными целями похода было знакомство с новым и интересным для всех участников районом, обучение и тренировка, как итог горной школы Базовой Туристической Подготовки.

Планировалось пройти по редкопосещаемым в последнее время (из-за длительного и сложного заезда) перевалам Южночуйского хребта. Побывать на крупнейшем в районе леднике – Талдуринском. Посетить замечательные своеобразием и неповторимостью ландшафта многочисленные озёра. Кроме того: отсутствие свежей внятной информации по перевалам 8-е марта и Стройгаз, сильное разногласие в оценке сложности перевалов, значительная зависимость техники преодоления препятствий от погодных условий - «подогрели» исследовательский интерес.

На весь район похода, в дополнение к схеме-хребтовке, были подобраны карты масштаба 1:50000, векторная карта для GPS.

Варианты подъезда и выезда

Добраться до Южночуйского белка с севера можно лишь на вездеходе, что требует дополнительных затрат. В принципе можно организовать заезд, полагаясь на местный транспорт и на местных с полноприводным грузовиком. Однако нам этот вариант показался слишком времязатратным и связанным с множеством непредвиденностей, что опасно для жёсткого графика. Воспользовались услугами турфирмы «ЭДЕЛЬВЕЙС»

(г.Бийск, тел.\факс. 3854/337708 WWW.edelveys.ru , mailto:edelveys@mail.biysk.ru. Директор: Зазаев Максим Владимирович). И не пожалели! В компании Максима доставка нас и заброски получилась чёткой и грамотной. Достаточно обговорить интересы и более не беспокоиться о комбинации и стыковке транспорта доставки. Очень порадовало радушно-дружеское отношение скорее как к братьям-туристам, нежели клиентам. Чувствуется опытный турист и профессионал! (Постановку на учёт в КСС и снятие с учёта так же сделал Максим.)

Оставив у устья р.Джело часть группы и снаряжения, сделали заброску продуктов через пер.Карагем (н/к) вниз по р.Йолдоайры до последнего её правого притока перед Карагемской поляной. Далее дорога сильно размыта и не стоит автозатрат (пешком легче).

В долине р Талдура сохранилась приличная для полнопривода дорога и на утро третьего дня заезда мы успешно добрались до цели под пер Ленинградский, оставив позади около 600 км.

К Северочуйскому белку с севера подъезд прост и относительно дёшев, поскольку вдоль него проходит Чуйский тракт с весьма приличным асфальтовым покрытием.

Договорившись о встрече заранее и подтвердив звонком с мобильного (Beeline начинает брать с дамбы оз Маашей, а MTS только на Чуйском тракте) встречаемся с транспортом и Максимом в районе устья р Мены, близ недостроенной ГЭС. Сюда ведёт красивая тропа, уходящая вправо от моста через Чую (в противоположность уходящей влево дороге на Чибит, что длиннее втрое), за 500 м до трассы можно комфортно и безопасно ночевать.

Утром в 6:30 выехав, к 14:00 были в Бийске, успев перекусить, закупиться сувенирами и мёдом по дороге. (около 450 км)

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

При нахождении в бассейнах рек Атбажи, Талдура, Йолдоайры, Карагем в аварийной ситуации предусматривался выход через пер Карагем (н/к) к пос Бельтир реки Тураоюк – спуск по долинам рек Аккол, Караоюк к пос Бельтир реки Шавла - через пер Орой (н/к) в пос Чибит реки Маашей – спуск по долине рек Мажой, Чуя до пос Чибит.

На случай экономии времени при плохой погоде вместо перевала Н Шавлинский предусматривался выход из района через пер Орой, что должно было сэкономить до одного ходового дня. К счастью резерв не пригодился!

В качестве средства связи с внешним миром использовался телефон Thuraya. Однако связь с его помощью страдала значительной не регулярностью. То ли каприз нового телефона, то ли покрытие в этом районе очень неуверенное.

Схема маршрута

Высотный график

Суммарный набор высоты: 6520м

Техническое описание

День 0

15.08.07

Заброска продуктов 2

п Чибит – п Акташ – п Бельтир – р Талдура – устье р Джело – пер Карагем (н/к) – устье правого притока р Йолдоайры (из под пер Эренбурга) – заклад заброски – возвращение к устью р Джело

Перепад высот +1100/-1100м (на машине)

13:00 - 15:00 с интервалом в час проезжаем Чибит, Акташ, Бельтир. За Бельтиром сворачиваем на грунтовку, и ещё через час достигаем развилки дорог.

16:00 – 20:00 заброска продуктов 2 через пер Карагемский (н/к) на Газ-66.(набор высоты до перевала 800 м, расстояние 12,5 км сброс за перевалом до места закладки заброски 300 м , расстояние 3 км) Есть два варианта: повернуть к перевалу здесь – на дорогу полого забирающую на верхние террасы левого борта долины реки Джело, пересекающую р Джело выше и серпантином выводящую на перевал и второй – проехать немного дальше пересечения р Джело, и уже правым её берегом выбраться на тот же перевал. Дабы исключить лишние проблемы на более крутом наборе высоты по дороге второго варианта, выбираем первый.

С перевала удаётся спуститься почти до впадения правого притока р Йолдоайры, вытекающего из под пер Эренбурга. Близки сумерки. Оперативно закапываем заброску, благо подходящих каменных скоплений множество. И в обратный путь. Внизу у развилки нас ожидает оставленная часть группы. Немного отъехав на ровные площадки покосов, близ устья р Джело остаёмся на ночь. (N49 57.303’, E87 52.980’, 2086м)

День 1

15.08.07

заброска продуктов 1

Устье р Джело - м н «в лесу» (правее каменного русла ручья с пер Ленинградцев, «поворот на перевал») – вверх по Талдуре – левая морена ледника Талдуринский – заклад заброски – вниз по Талдуре до м н «в лесу»

Ходовое время – 6:20 час.

Километраж – 8,9 км.

Перепад высот + 680/-680м.

Всю минувшую ночь моросил дождь.. Но утро приветливо, когда первые лучи Солнца тепло и ласково скользя по умытой росой траве, берёзам и елям, зелёным склонам, камням и даже как-то особенно привлекательным снежникам, пробуждают мир и наполняют его особенной энергией жизни! Действительно Доброе утро! Через всё долину, на пути нашего движения перекинулась двойная радуга! Я верил – это добрый знак! Но пришла пора мобилизации, время критичных и разноплановых оценок. Особенно в начале. Нас принимает новый район..

8:00 – 10:00 вверх по Талдуре на машине, дорога удовлетворительная, несколько незначительных бродов притоков и один приличный через саму Талдуру. Для пешеходов в этом месте есть приличный мост, но для машины он не надёжен (фото3).

На разливах, тепло расстаёмся с уже близкими ребятами фирмы-доставки. Бродим (не выше 0,7 м, 30 мин, поскольку рукавов множество) (фото4).

фото 3

фото 4

Ставим лагерь (N49 52.177’,E87 45.944’, 2394 м). Пообедав в 13:15, отправляемся с заброской вверх по Талдуре. Если не страшно намокнуть, то можно двигаться всю дорогу вдоль русла. Если идти по приличной тропе правого берега, то придётся иногда лазать по неровностям.

Выше последнего обозначенного (и реально действующего) коша тропа становится едва заметной, а перед моренами ледника и вовсе исчезает. К 15:30 достигаем языка ледника. Перебираемся по его основанию на левую морену и забираемся на неё (за 45 минут). Отсюда открывается замечательный вид припорошенной снежком долины р. Талдуры (фото5)

фото 5

Пока прятали провизию, разведали места под будущие приличные стоянки у озера (N49 50.087’, E87 41.270’, 2702,4 м).

Морось, ветер, град, солнце, и снова радуга! :) Природа играет красками и показывает характер!

Спускаемся на ледник, пересекаем его язык до серединной покровной морены, в целях разведки спуска с перевала Некрасова.

Спустились к лагерю за 2,5 часа.

День 2

16.08.07

пер Ленинградцев (1 Б,3290)

м н – ущелье на подъём к пер Ленинградцев- пер Ленинградцев (1 Б,3290) – м н верх озера Верхнее Тура-Оюк

Ходовое время – 6:50 час.

Километраж – 5 км.

Перепад высот + 910/-340м.

В 11:45 покидаем место лагеря, через 10 мин позади остаётся кусочек приютившего нас леса. Впереди – ущелье, прорезающее склон. Склон покрыт цепким кустарником. Борта крутые, на дне обточенные «большой водой» камни. Меж камней вьётся ручеёк с незначительным расходом. Но перепрыгивать с берега на берег сложно - на всём подъёме каменное русло обильно заросло водорослью.

фото 6

фото 7

За 1 час 15 мин достигаем первого выполаживания, а ещё через 1 час другого с симпатичным озером! Тут при необходимости можно удобно поставить лагерь.(N49 51.755’, E87 46.705’2814 м) (фото 8)

Одолев ряд хаотично расположенных моренных валов, за 45 мин достигаем подледниковой лужицы. Отсюда просматривается путь на наш перевал. Осталось набрать 400 м. На лужице тоже можно встать лагерем. (фото 9)

фото 8

фото 9

На подъём ушло 2 часа 15 мин. Очень неприятная сыпуха. Чтоб не сильно отползать обратно при остановках, перебегаем до крупных камней.

18:20 – все собираются на перевале. (Фото 10).

фото 10

С перевала в сторону спуска открывается прекрасная панорама с озером 2705,4 м (фото11). Однако нам надо выше по долине. В 19:00 – начинаем спуск, и через 40 мин добираемся до нижнего берега озера 2939,6 м (р. В. Тура-Оюк). (фото12) . На обход озера понадобился 1 час по разнокалиберному курумнику с незначительным набором и сбросом высоты. В 20:00 последний участник бросает рюкзак на верхнем берегу озера.

фото 11

фото 12

(Лагерь: N49 50.507’,E87 47.564’, 2954 м)

Подъём на перевал 5:10 чхв

Спуск до озера уреза 2939,6 м: 0:40 чхв

День 3

17.08.07

Пер 8-е Марта (1Б, 3560)

м н верх озера Вержнее Тура-Оюк – ледн Тура-Оюк – пер 8-е Марта (1Б, 3560) – ледн Некрасова

Ходовое время –7:25час.

Километраж – 4,2 км.

Перепадвысот +610/-560м.

Предыдущий день выдался не лёгким, потому подъём назначаем на 9:00. Выходим около 12:00. За 1,5 часа по моренным валам (фото 13) достигаем языка ледника, поднимаемся по левобережной морене чуть выше, выходим на ледник, связываемся, и продолжаем путь в сторону перевала 8-е марта. Через 1:20 ощущается выполаживание и близость перевала. Кидаем рюкзаки и налегке в связках бежим к перегибу, за которым далеко внизу ледник Софийский. Перевал Тура-Оюк (2А) - выглядит отсюда довольно красивым и интересным. (фото 14)

фото 13 (пер 8 марта)

фото 14

17:30 – подошли к «перевалу» 8-е марта. В низшей точке гребня спуск не прост: 45-50 гр фирново-ледовый галстук зажатый в скальном разрушенном обрамлении). Спускаясь тут придётся вешать не менее 3-х верёвок. (фото15)

фото 15

фото 16

Вообще, отрог разделяющий ледники Некрасова и Тура-Оюк на сторону ледн Некрасова представлен чередующимися «рубцами» разрушенных скал, заметно выступающими на теле склона. Найдя наиболее подходящий и относительно безопасный кулуар без льда, но с обломками скал, в 18:00 начинаем спуск. (фото17)

фото 17 (пер 8 марта)

Камни часто оказываются живыми и не надёжными. Аккуратно, поначалу плотной единой группой, а затем двумя сбрасываем 560 м высоты на 700м проекции на горизонталь (итого, получаем в среднем 39 гр). Чхв 2:50, и в 21:45 завершаем спуск и разбиваем лагерь. Правобережная морена, что с верху казалась ровной, на деле совсем не удобна для комфортной стоянки, потому встаём на леднике.

Тихо и не заметно ускользает последний фотон уходящего дня, и лишь дежурные, мужественно готовя в палатке, оживляют владенья вечного покоя..

Подъём на перевал 4:05 чхв

Спуск: 2:50 чхв

День 4

18.08.07

Пер Некрасова (1Б,3200)

М н ледн Некрасова – пер Некрасова (1Б,3200) – ледн Талдуринский – м н левобережная морена ледн Талдуринский(у заброски и озера)

Ходовое время – 4:50 час.

Километраж – 5,8 км.

Перепад высот +200/-500м.

До 12 часов дня неторопливые сборы в надежде, что всё же откроется склон со вчерашним путём спуска. Однако, плотная облачность так и не даёт возможность оценить всю «красоту» пройденной «осыпной стенки». А значит, так и не появится приличная фотка пер 8-е Марта со стороны ледн Некрасова, которую я так рассчитывал сделать. А может он и к прежним группам так же был застенчив? (ни одной фотографии спуска при подготовке найти не удалось)..

Через 35 мин движения в сторону пер Некрасова, ледник становится закрытым, связываемся, и через 10 метров открываем первую трещину. Не глубоко, по пояс, но необходимость страховки наглядно доказана. Ещё 20 мин и мы на перевале. Левая по ходу (что чуть выше) седловина проще на подъём и значительно камнебезопасней на спуск. Перевальный взлёт с обоих сторон не велик и не крут. (фото 18,19,20)

фото 18

фото 19

фото 20

14:10 начинаем спуск. Спустившись до ледника Талдуринский, вновь связываемся. Теперь предстоит найти оптимальный путь с его правой части до левого языка, где на левобережной морене нас ждёт заброска №1. Через 1:30, минуя справа по ходу ледопад, и несколько небольших ступеней пологого ледника, выходим на правобережные морены. (фото 21)

фото 21

Далее ледник открыт, разбираем связки. Перекус.

За следующие 1:30 ч без труда спускаемся на язык ледника и пересекаем его.

Подъём на морену к заброске занимает ещё 30 мин. (фото 21а)

фото 21а

Лагерь устраиваем немного ниже заброски в уютном «кармане-площадке» с озером.(N49 50.087’, E87 41.270’, 2702,4 м)). Кстате, оно значительно обмелело с момента нашего первого появления в этих местах, когда клали заброску - вероятно, существует скрытый дренаж… Но впереди нас ждали более яркие преображения..:) (фото 22,23)

Подъём на перевал 55 мин чхв

Спуск: 3:55 чхв

День 5

19.08.07

Подход к пер Талдуринский, полуднёвка, снежно-ледовые занятия

м н левобережная морена ледн Талдуринский(у заброски и озера) –озеро в цирке пер Талдуринский

Ходовое время – 3:20 час.

Километраж – 3,3 км.

Перепад высот +350м.

А ночью был снег. Всю ночь! И то, что вчера томно зеленело под натиском мрачных тяжёлых облаков, утром предстло радостно укутанным свежайшим белым снегом! И ласковое солнышко приветствовало дежурных!

фото 22

фото 23

Вчерашний угрюмый ледник сиял и искрился (фото 24)

фото 24

Но пара часов и снег стаял, обнажил растительность, оживил ландшафт. Выходим в 11:15 уже посуху. Карман забирает вправо по ходу и выводит на ровную левобережную морену, но можно идти и по леднику. Правда, он закрытый, значит, нужны связки..(фото 25-27)

фото 25

фото 26

фото 27

Завтра – определяющий перевал, снежно ледовая техника. А сегодня есть время, будем тренироваться на продолжительных привалах.

За 3:20 очень неспешно оказываемся у озера, на краю цирка перевала Талдуринский. Ставим лагерь, расслабляемся, набираемся сил.

Полуднёвка. (Лагерь: N49 50.192’, E87 38.567’, 3047 м)

День 6

20.08.07

Пер Талдуринский (2А, 3350)

м н озеро в цирке пер Талдуринский – пер Талдуринский (2А, 3350) – м н озеро у языка ледн Стройгаз

Ходовое время – 6:30 час.

Километраж – 4,5 км.

Перепадвысот+ 300/-550м.

фото 28

фото 29

фото 30

В 8:10 покидаем лагерь. По левобережной морене идёт дорогоподобная ровность до самого взлёта на перевал. (фото 29). За 1:15 благополучно достигаем перевального взлёта (фото 28) и ещё за 35 мин седловины перевала (фото 30).

фото 31

Спуск от тура в сторону р Оштуайры не удобен: обломки скал разного калибра прикрыты снегом, их крутизна не менее 35 гр. (вероятно именно там предполагается спуск оцениваемый в 1Б. Сейчас он просто не проходим без страховки, которую организовать там крайне затруднительно). Траверсируем продолжительную седловину метров 200 до удобного для организации станции камня. Отсюда и начинаем спуск по приятному 25-30 гр снежно-ледовому склону.(фото 31)

фото 32

фото 33

фото 35

Провешено 7 верёвок по 50 м. Из них: 5 с уклоном 30-35(местами до 40) гр, одна при выходе со скал на лёд, последняя - подстраховка через берг. (Глубина снега на склоне в нашем случае не более 15 см.) (фото 32,33)

Через 3:15 от начала спуска собираемся на правобережной морене. Спускаемся до поворота в верховья р Оштуайры. Траверсом пройти не возможно(скалы), потому вынуждены дойти до реки и уж потом повернуть вверх. Осталось перемахнуть через пару моренных отложений, а там приятное озеро с площадками. (N49 51,623’,E87 36,558’ – взято из Ozi). От спуска до стоянки на озере под ледником Стройгаз (Оштуайры) потратили 1:30.

Замечание. По факту прохождения считаем, что перевал 2А кс. И объективно его сложность может упроститься только при значительном количестве снега! Вариант прохода по камням справа по ходу – не стоит рассматривать, как упрощение. Он опасен, и может сильно испортить впечатление от красивого перевала..

Подъём на перевал 2:15 чхв

Спуск и переход к озеру: 4:15 чхв

День 7

21.08.07

Пер Анитим (1Б,3130) (радиально с ледн Стройгаз),

пер Стройгаз (1Б*,3240)

м н озеро у языка ледн Стройгаз – пер Анитим (1Б,3130,рад) – пер Стройгаз (1Б*,3240) – м н озеро в истоках р Атбажи

Ходовое время – 9:35 час.

Километраж – 5,6 км.

Перепадвысот+ 330/-170 м,

+280/-480 м

фото 36

фото 37

фото 38

Подход к леднику не вызывает сложностей. Держимся левого борта долины и выходим на тело ледника. Первая ступень его довольно ровная, лёд открытый, трещин немного. Достигнув за 1:15 от стоянки удобной позиции для дальнейшего движения к пер Стройгаз, бросаем рюкзаки и идём 20 мин до перевального взлёта на пер Анитим, 40 мин – подъём на перевал. (фото 35,36,37)

Отсюда очень хорошо просматривается ступень ледопада Стройгаз и, кажется, виден не сложный путь его преодоления в лоб. Рекомендуемая осыпь, обводящая ледопад справа по ходу, выглядит совсем не привлекательной. Вспоминая опыт подобного рельефа, решаем попробовать более техничный вариант, время есть, и погода благоприятствует (фото 38)

фото 39

Путь до рюкзаков занимает ровно столько же времени, как и дорога на Анитим: 40 на спуск до ледника + 20 мин по леднику.

Коротким переходом подходим к центральной части ледопадной ступени. На подъём провешиваем две короткие верёвки на крутых участках и три верёвки страховочных в лабиринтах разрывов. Через 3:35 работы в царстве льда выбираемся на ступень ледопада. Дальше ровный с незначительным петлянием между трещинами путь через 1час выводит к перевальному взлёту.

Взлёт – сыпуха (20 мин), на спуск тоже сыпуха (30 мин). Крутизна - до 35 гр. (фото 39)

фото 40

Через 1 час, преодолев несколько моренных валов, миновав пересохшие лужи верховьев р.Атбажи, встаём лагерем у озера. (N49 52.568’, E87 39.421’, 2757 м). Оно, по счастью, не успело слиться в уже привычную воронку по центру, как часто бывает в жизни многих ледниковых озер: периодическое заполнение и спуск.

(…а на утро и от этого озера осталась лишь малая лужица…)

Подъём на перевал Анитим от стоянки на озере: 2:15 чхв

Спуск с перевала до ледника: 40 мин чхв

Переход по леднику из-под пер Анитим через ледопад Стройгаз, выход на пер Стройгаз: 5:20 чхв

Спуск с пер Стройгаз: 1:20 чхв

День 8

22.08.07

р Атбажи

М н озеро в истоках р Атбажи – р – Атбажи – брод через р Йолдоайры – радиально к Заброске 2 - м н у брода через Йолдоайры

Ходовое время – 4:30 час.

Километраж – до брода 10,3 км.

за зоброской 6 км (в одну сторону)

Перепад высот: до брода: - 670 м.

за заброской +440/-440 м

За 1:20 спускаемся до озера 2527 м на реке Атбажи, по её правому берегу и лишь перед самым озером переходим на левый. К нашему удивлению на озере обнаруживаем очень любопытную и непугливую фауну (см фото). 20 минутная фотосессия и - вниз, к долгожданным кедрам! Обойдя запирающую озеро дамбу слева, через 35 мин хода минуем озеро 2449м, а ещё через 50 мин устраиваем обед в живописном месте чуть ниже дельты правого притока (ниже уреза 2342м). Далее начинается всё более уверенная тропа. Идём по правому берегу. Заросли смородины - вполне серьёзное препятствие организмов, истосковавшихся по такому изобилию. Но вот и деревья начинают вытеснять мелкий кустарник, а кедров всё не видно.. Через 1:10 от места обеда, уже в плотном лесу так и не обнаружив нужную тропу, которая должна забрав вправо привести к месту удобного брода р Йолдоайры, более не сбрасывая высоты, выходим на траверс. А уверенная тропа продолжает спуск вдоль р. Атбажи. Привал. Кедр. Первые шишки! 30 мин азимута до р.Йолдоайры. Находим удачно поваленную лиственницу, ставшую мостиком. На другом берегу уютное место под крутым лесистым склоном с очень «качественным» подлеском.

Не теряя времени, в 19:30 четверо активистов отправляются вверх по Йолдоайры, к заброске №2. В 200 метрах по высоте и длине от лагеря - дорога, идущая от перевала Карагемский(н/к) до Карагемской поляны, поэтому тёмное время не помеха. Правда, стоит заметить, что дорога та в прилично разрушенном состоянии и часто переходит со склона на галечниковые наносы реки, но всё равно хорошо читается. Не удалось избежать и двух бродов через Йолдоайры ниже и выше впадения правого притока, ручья Поспалагачиоюк, правда, по камням и без намокания. Всюду мы придерживались дороги и всюду она шла по правому берегу Йолдоайры (за исключением вышеотмеченного)

GPS и характерные приметы местности точно вывели к заброске. Заполнили рюкзаки, полюбовались последними минутами уходящего дня и отправились к лагерю. А в 23:00 встретились с ужином.

фото 53

День 9

23.08.07

Днёвка

счастье:)))

День 10

24.08.07

Карагемская поляна, озеро Абыл-Оюк

м н у брода через Йолдоайры – Карагемская поляна – р Карагем – р Правый Карагем – озеро Абыл-Оюк – м н на полянке выше озера (2 часа чхв)

Ходовое время – 7:35 час.

Километраж – 14,1 км.

Перепад высот - 130/+540м.

За час неспешного перехода спускаемся на карагемскую поляну: виды по дороге - не пропускают равнодушным.(фото 53,54) А вот и сама поляна! (фото 55,55а) Место симпатичное и на удивление спокойное (ни души!). Обследуем свежее строение, «меняем» бутылку нашего подсолнечного масла на чуток хозяйской соли.

фото 54

фото 55

фото 55а

фото 56

Поляну покидаем по тропе, обнаруженной в правом дальнем углу, у «стены» плотного кустарника. Тут же начинается заболоченность. Тропа отчаянно виляет, пытаясь оградить от намокания: с кочки на кочку, в дебри кустарников, вокруг совсем уж гиблого хлюпания. Но скоро это сменяется сухим лиственным леском, а потом и руслом Левого Карагема с галечниковыми берегами. Тропа теряется. Если поискать немного выше по течению - там где река делится на несколько русел, то можно перейти Левый Карагем по завалам из веток и остаться сухим. Но перед уверенной тропой, вверх по левому берегу Правого Карагема, есть ещё препятствие - очередная заболоченность. Однако, и она при удаче поиска преодолима посуху.

Так, от Карагемской поляны до начала тропы вдоль левого берега Правого Карагема - 1:35 чхв (включая поиски «сухого пути» через Левый Карагем).

По дороге встретили очень симпатичное место для лагеря - (N49 58.341’, E87 37.621’, 1964м) ( фото56).

Тропа забирает от реки всё выше и через 1 ч приводит к переправе через крупный левый приток (впадающий в Правый Карагем на урезе 2079м). Переправой-мостиком служат две лиственницы. (фото 57). За «мостиком» устраиваем обед и сбор шишек с окружающих кедров. Шишки тут же подсушиваем на маленьком костерке и отшелушиваем.

Заметим, что долина Правого Карагемав отношении шишек была одной из самых урожайных (как и долина Маашей, но это позже..). Многоудобныхместдлялагеря.

фото 57

фото 58

фото 58а

фото 59

фото 60

1 час до границы леса, и 1 час до озера (фото 60,61) по кустарнику, а выше - по морене.

фото 61

фото 62

17:30 – на нижнем берегу озера. Но завтра насыщенный день и решаем пройти чуть дальше. двигаться дальше. Следуя описаниям Симонова*, через два часа отыскиваем замечательное место для лагеря.( N50 2.015’, E87 32.065’, 2495 м).

* - «Тропа идёт траверсом пологого склона над берегом озера, переходит через два небольших ручья, окружённых следами селей, и спускается на галечный берег реки уже выше дальнего конца озера. Вскоре она приводит к ложбине, спускающейся справа, и пропадает. Надо подняться по камням вдоль ложбины, а затем перейти налево, где тропинка снова проявляется среди стлаников. Примерно через километр она выводит к левому притоку, который легко переходится по плоским камням. Пройдя немного вдоль его правого берега, надо выбраться на холм, с края которого открывается замечательный вид на каньоны реки Абыл-Оюк. Немного выше тропа, выведя на широкий луг, снова пропадает. Дальше, если уже пора ставить лагерь, лучше перепрыгнуть по камням поток, текущий слева по ходу, и поставить палатки на симпатичной лужайке. Недалеко отсюда, метрах в двухстах на юг, есть ещё более удобное место, но оно бывает залито водой»

Спуск на Карагемскую поляну от брода через р Йолдоайры: 1час чхв

Подъём до стоянок выше озера Абыл-Оюк от Карагемской поляны: 7:35 чхв

День 11

25.08.07

Пер Абыл-Оюк (1Б*, 3250)

м н на полянке выше озера Абыл-Оюк – ледн Абыл-Оюк – пер Абыл-Оюк (1Б*, 3250) – ледн Шавлинский – озеро Верхнее Шавлинское

Ходовое время – 7:30 час.

Километраж – 8,6 км.

Перепад высот + 750/-1040м.

Выход в 9:00.

фото 63

фото 64

фото 65

За 1 час поднимаемся к языку ледника. (на пути подъёма есть ещё приличные площадки для лагеря: N50 2.297’,E87 31.002’, 2680 м)

Одеваем кошки и начинаем подъём. В нижней части открытый лёд, в верхней, где выполаживание, - тропим до 20 см. Через час снимаем кошки и ещё 45 мин идём до осыпи перед перевальным взлётом.

фото 66

Подъём на перевал снизу просматривается не сложным. На деле крутой лёдовый участок в средней части заставляет вновь одеть кошки, а выше - камни – снять. Перевальный взлёт занял 1:20.

фото 67

На спуск вешаем две срощенных верёвки перил (100м), закрепив на петле за камень на седловине. Ниже ещё осталось немного снега – спускаемся на три такта. Через 1:10 собираемся внизу на правобережной морене.

фото 68

фото 69

Вновь выходим на ледник, который на этом уровне пологий и открытый. Придерживаемся его правого края (левее трещины достигают неперепрыгиваемых размеров), и через 1 час ступаем на морену ниже языка ледника.

фото 70

фото 71

Ещё за 1:25 по уже хорошей тропе спускаемся к Верхнее Шавлинскосму озеру. В верхней части озера есть приличные плошадки. Там и встаём лагерем (N50 4.309’, E87 26.902’, 2211 м).

Подъём на перевал 4:00 чхв

Спуск: 3:30 чхв

День 12

26.08.07

Верхнее Шавлинское озеро, полуднёвка,

Нижнее Шавлинское озеро

Полуднёвка – переход на Нижнее Шавлинское озеро – м н у впадения ручья с пер Нижнешавлинский в озеро

Ходовое время – 2:00 час.

Километраж – 4,3 км.

Перепад высот -170м.

Цель этого дня - озеро Нижнее Шавлинское, что в 4 км ниже по долине. Основываясь на опыте отчётов, ожидали там большое количество народа, и выход поэтому назначили после обеда. Тем более, что места вокруг весьма живописны (фото 71)

Переправляемся через ручеёк и обходим Верхнее Шавлинское слева.

Не смотря на то, что при этом приходится набрать метров 50 в высоту, обходя прижим, этот путь предпочтительней правостороннего обхода, где от места лагеря неизбежно придётся проходить низину, а значит мочить ноги. Верность нашего пути подтверждает тропка средней натоптанности.

Множество пищух снующих по склону с прутиками и пучками травы, изобилие смородины на кустах - сопровождают до самой дамбы озера. За дамбой уже виден уголок Нижнего Шавлинского озера, но до него ещё два серьёзных препятствия: брусничные ковры и грибы.

На Нижнем Шавлинском на удивление пустынно и чисто! Ставим лагерь, обжариваем шишки, релаксируем.

День 13

27.08.07

Пер Нижнешавлинский (1Б, 3170)

М н на озере Нижнее Шавлинское – вверх по ручью с пер Нижнешавлинский – пер Нижнешавлинский (1Б,3170) – м н озеро под ледником левый Маашей

Ходовое время – 7:10 час.

Километраж – 9,7 км

Перепад высот + 1130/-310м.

фото 89

Тропа идёт вверх по правому берегу ручейка, что стекает из интересующей нас висячей долины. За 1 час оказываемся у озерца, где можно комфортно поставить палатки. (фото 89)

фото 90

Далее только морены и единственное расчищенное место не более чем на три палатки трёшки (N50 6.413’,E87 29.456’, 2607 м) (фото91), правда, воды рядом и там не замечено. Только если искать ручейки на открытой части ледника, где он свободен от покровной марены. Выше тропа придерживается правого борта долины и за 2:50 доводит до удобного выхода на ледник.(фото 92) Подъём не крут, лед открыт. Поднимаемся 35 мин. На леднике обилие ручейков с чистой водой.

Решаем тут устроить перекус.(фото 93)

фото 91

фото 92

фото 93

фото 94

Покушали, подумали и решили - перевал идём сегодня! (на леднике стоять не хочется, а на морене совсем не ровно) Через 40 мин были под взлётом. Пути подъёма может быть два: правее -по скалам или левее - по снегу. По снегу вырисовывается серпантин недавнего спуска встреченной нами группы, по скалам - нужна аккуратность, чтоб не завалить «нижних», но общая простота и там и там очевидна. Разделились по интересам. В итоге, по скалам оказалось значительно быстрее. Через 1:20 подъёма все собрались на седловине.

фото 95

фото 96

фото 97

фото 98

Спуск - простая не крутая сыпуха.(фото 98) Ледник открытый, пологий. 40 мин спуска и разбиваем лагерь на левобережной марене у тёплого озерца-лужи, частично прикрытого со стороны ледника валом марены. В наличии расчищенные «благоустроенные» площадки.

фото 100

фото 101

Подъём на перевал 6:30 чхв

Спуск: 40 мин чхв

День 14

28.08.07

р Маашей

м н озеро под ледником левый Маашей – р Машей – м н озеро Маашей

Ходовое время – 5:00 час.

Километраж – 9,6 км.

Перепад высот - 860м.

Утро на маршруте начинается среднеразмерной сыпухой, по которой за 1 ч выходим на обширные разливы ручейка (фото101).

фото 102

Ниже начинают появляться кустики смородины, увешанной ягодами. Движение замедляется. Но вот в впереди открывается крутой сброс! Его следует обойти слева по ходу, там есть тропа! Дальше выбор пути упрощается – уверенная тропа более не пропадает.

Минуем по левому берегу небольшое озерцо, перепрыгиваем, вытекающий из него ручей на правый берег, и начинаем спуск к основному руслу р Маашей. Справа внизу тянется исключительно белый язык ледника Маашей. По нему чёрными точками движется встречная группа туристов (фото 102).

фото 104

Растительный мир меняется со спуском на каждые 100 метров, поражая разнообразием. Не прошло и 1:30 от разливов ручья (2:30 от нашего лагеря), как погружаемся в густую растительность долины Маашей. Тропинка множится, новые разбегаются. Рядом река. Ручейки. Обедаем.

фото 105

фото 106

Покуда кушали, снизу по долине подтянулись мокрые Силы и уже подготовились к изливанию. Но что-то подталкивало к выходу. Однако,через километр, были вынуждены покориться разуму и зависнуть под тентом. 2 часа в комфортном укрытии, а вокруг: льёт, проносится клокочущими потоками и разносится громогласным эхом. Грозовая стихия покинула долину, оставив нам умытые камни и размазанность на глиняных участках, да ободряющий душ с веток!

Поначалу тропа стремится обойти прижимы русла, иногда лезет по среднекрупной осыпи. Ниже русло расширяется галечниковыми наносами, выражая свой непостоянный характер. И тропа тут уже имеет альтернативу: не лезть под мокрые ветки кустарника, а топать напрямик по наносам. Хотя это и не всегда возможно не промочив ноги...

Озеро Маашей теперь совсем близко. И вот тут важно выбрать путь берегом! Множество рукавов русла создают запутанную сеть переплетений и в итоге делают очень вероятным брод с намоканием, на что и нарываются несколько наших энтузиастов.

За 3:10 от спуска в долину (и соответственно от обеда) достигаем заветного озера Маашей. На нижнем его конце виден костер, а мест там не много, потому встаём лагерем на верхнем краю озера, на песчаной косе. (Фото 105-106 из лагеря) .

фото 107

фото 108

День 15

29.08.07

р Маашей – р Мажой

м н озеро Машей – р Маашей – м н устье притока р Каракабак(левый приток р Маашей)

Ходовое время – 3:20 час.

Километраж – 5,2 км.

Перепад высот - 160м.

фото 109

От стоянки обходим озеро слева по уверенной тропе.

С традиционных стоянок (N50 9.154’, E87 33.997’) бросаем прощальный взор на его молочные воды(фото107), и устремляемся через маленькую дамбу, за поворот.

Впереди открывается обширная панорама долины, сплошной брусничный ковёр под ногами. Начинает брать мобильная связь. Устраиваем перерыв на выпас и SМS-контакт. Контрольно связываемся с Максимом Зазаевым и подтверждаем завтрашнюю встречу.

фото 110

фото 111

Всё чаще попадаются кедры с шишками. Через 1:20 от лагеря на озере устраиваем продолжительный привал с шишкованием и обедом. Выходим далее лишь спустя 4,5 часа.

2 часа спуска по хорошей тропе приводят на слияние р. Каракабак и р. Маашей, порождающие здесь р. Мажой. Места для лагеря превосходные! А вот шишек тут уже нет..

День 16

30.08.07

р Мажой – р Чуя

м н устье притока р Каракабак(левый приток р Маашей) – р Мажой – мост через р Чуя - р Чуя - м н поляна у реки Чуя близ Чуйского тракта (рядом с притоком Мены)

Ходовое время –4 часа.

Километраж – 11,6 км.

Перепад высот - 390м.

Приветливое солнце встретило нас последним их утром в глубине Алтайских гор. Медленно и со вкусом собираемся, смакуя каждый миг расположения природы. Хотя, признаться, роптать на климат нам не приходилось за весь поход ни разу!

А вечером близ устья р Мены будет ждать машина, сегодня последний день пути..

Перемахнув по камушкам и брёвнышкам приток р. Каракабак, тропка чуть забирает на склон и идёт его траверсом. Довольно скоро встречаются следы частого присутствия лошадей. Тропа обретает вторую колею, превращаясь в дорогу. Так, менее чем за 1ч добираемся до первой летовки (она ещё загодя активно анонсируется указателями на баню). У летовки стоит ГАЗ 66, но к нашему мосту через р Чую, он, очевидно, давно не спускался, потому как ниже дорога на одном из участков пересечения с руслом оврага прилично размыта. Скорее всего с внешним миром этот транспорт связывает летовку по дороге через мост на правый берег р.Мажой, и далее круто забирающейся на противоположный борт долины. Где-то тут должна быть дорога и в сторону пер Орой (н/к), но мы поворот на неё не отследили..

Продолжаем спуск по старой, заброшенной дороге в сторону моста через р.Чую. И ещё через 0:40 по крутому серпантину спускаемся к нему. Мост вполне функционален и на правом берегу расположилось несколько машин пикникующих.

фото 118

Обед. Купания. Сладкий сон.

Однако, впереди предстоит ещё один набор высоты для преодоления прижима.(фото 111, левая нижняя) Дорога в Чибит уходит вверх по реке, а нам вниз - через прижим, по тропе (это значительно экономит время и избавляет от преждевременных пыльных следов цивилизации).

Ещё пару часов живописных Чуйских панорам, прибрежных лугов с активной инсектоживностью (в основном в виде кузнечиков), совсем немного скального прижимчика. Встаём лагерем за 700 м до Чуйского тракта.

...Машина. Костёр. Рассказы Максима о событиях в этом сезоне. Тихая живописная лунная ночь…

Итоги.Впечатления. Рекомендации.

Район пророчили «мокрым», но нам он представился совсем иным. Природа показала широкую область своих возможностей, в целом позитивых для нас. Так, первым утром в горах нас встретила сочная двойная радуга, перекинувшись через долину!- Приятное приглашение в новый , таинственный, загадочно-задумчивый мир Алтайских гор. Природа и погода были удивительно гармоничны с туристическими интересами! Солнышко выходило как раз когда очень хотелось тепла и уюта, а град начинался, когда душа просила контрастного разнообразия и сильных впечатлений. Бесноватый ветер помогал сушить палатки. Облака очень кстате укрывали небо во время присутствия нас на леднике, а дождик был в «удобное», не ходовое время. Так удалось ни разу не промокнуть, и никому не обгореть!

А какие замечательные лиственницы и кедры, брусника и чёрная смородина, можжевельник и барбарис, шиповник!.. Белки и пищухи, орлы и маленькие ластоногие в озёрах!..

Все вокруг одухотворено, величественно, живо!

Впечатления о препятствиях.

По факту прохождения сложилось следующее впечатление о перевалах:

*8-е марта. Как справедливо заметил Симонов – перевалом называется весьма условно. С востока полого низходящий ледник быстро и красиво сопровождает вас до седловины. А вот на запад отрог обрывается сыпухой разного калибра, крутизна которой достигает 60˚ (!) (за 300 м по гоизонтали сбрасывается вертикальных 560м ), и что характерно выходами скал склон разделяется на неширокие кулуары. Камни летят как из-под вышеползущих товарищей, так и самопроизвольно, что вынуждает делать изощрённые пируэты и сильно тормозит группу на очень неспокойном участке. На спуск потрачено около 2 часов.

При подготовке не удалось найти приличной фотографии западного склона перевала.. И вот спустившись в глубоких сумерках, на утро не увидели ничего (!), по причине плотно укутавшего всё на 100 м выше нас тумана!...

Перевал к прохождению НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ! Утомительная и опасная сыпуха! Всю оставшуюся часть похода «8-е марта» было нарицательным названием неприятных осыпей. И досталось же женскому дню с лёгкой руки Л Синего, прошедшего его зимой 65-ого года... (http://hibaratxt.narod.ru/vs25/07/index09.html )

* пер Некрасова. Удобен, как предлог прогуляться по замечательному ступенчатым рельефом и дырками-колодцами леднику Талдуринскому

Классическая 1Б.

* пер Талдуринский. Красивый, не сложный, приятный. НО летом это 2А! Обход по скалам (дающий, якобы, 1Б) объективно неразумен! Там сильно сыпет.

При наших малоснежных условиях получилось: 5 верёвок до 30˚ - 35˚ ! + одна около 20˚ на переходе скалы-лёд вверху спуска, + одна около 20˚ через берг.

* пер Анитим. «Серый». Классическая 1Б

* пер Стройгаз. Для любителей развлечений и тренировок при ненапряжённом графике - можно пройти через ледопад – 2А получится, красивая! А так (обход по сыпухе) – ничего примечательного – 1Б.

* пер Абыл-Оюк. Нетривиальая 1Б. Точнее непредсказуемая и изменчивая в зависимости от погодных условий и климата сезона. У нас – это сильная 1Б. При перестраховке – хорошо бы 1 верёвку на подъём, 2 на спуск.

* пер Н Шавлинский. Проходной. Красивый. Классическая 1Б.