Автор: Антон Коровин, г.Владивосток.

Эльбрус

Март заканчивается и самое время определяться с планами на лето'2010. Как-то в этом году всё нифига не просто(Киргизия похоже накрылась, можно повторить Эльбрус, можно повторить Баджал. Пока не решил надо ли оно мне.

Тем не менее нафигачил небольшой отчётец по мотивам прошлогодних походилок на Эльбрус. Дабы не потерялось. Ну и может кому-нить пригодится.

Итак

13.07.2009 - Минводы. За бортом +30. Ветер тёплый и сухой. Не потеешь. Несказанно порадовало, что Аэрофлот не потерял наш багаж. Срастили машину до Терскола - жига с длинным багажником, универсал типа. Оказалось, это зло работает на газе! Кое как упихали всё барахло. Разительный контраст с приморьем - ровные дороги без ям. Везде очень чисто. Белые домики как на картинках. 4 часа с парой остановок и мы в Терсколе.

По предварительной договорённости, заселяемся в одну из квартир пятиэтажки, возле турбаза мин обороны "Терскол". Душ, горячая вода, телевизор, 5 минут ходьбы от "малых нарзанов". Жранина съедобная и дешёвая. Народ налегает на хычины и вино. Отдыхаем.

14.07.2009 - первый выход, программа минимум - вдп девичьи косы на склоне пика Терскол. Живём на 2100, вдп на 2700, дошли быстро.

Решил прогуляться в сторону ледовой базы, до куда сил хватит.

По грунтовке, идущёй с запада от гребня вышел к 105му пикету на 3300. Выше него дорога серпантином поднимается к ледовой базе. Пара челов, спускающихся оттуда, рассказывает что неск дней там шёл снег, старую тропу не видно, тропить по закрытому леднику никто не хочет.

Они идут вниз - будут заходить через бочки. Набрал ещё метров 200 и спёкся.

Пытался идти совсем медленно - один хрен воздуха не хватает. Причём шёл то налегке. Термос, фот да немного вещей тёплых. Повернул назад. Обратно спускался мимо обсерватории. Днём ни астрономов не собак которые их сторожат не видно - дрыхнут наверное. В Терскол пришёл ваще никакой. Но как-то быстро отошёл. Вечером прилетели Серёгины родители.

15.07.2009 - пошли на Чегет. Отдыхающие поднимаются на канатка, мы идём пешком. Местами тропа, местами грунтовка. На подъёме меня в одном месте облепили тётеньки и дети, типа грят хотим с альпинистом сфотаться. Посмеялись. Пофотались. Поднялся до верхней станции канатки 3000. Кругом бродят отдыхающие.

Сидел минут 30, дождался народ, перекусили чего-то. Решил идти по гребню в сторону вершины а народ пошёл вниз. Меня догнали поляки. Пытались с ними ломиться вверх но погода совсем испортилась - видимость метров 10, ветер, дождь, град и грохочет. Повернул назад. Следом повернули поляки. Спустился до верха канатки. Мои уже уехали. Вниз шли пешком с поляками. Прикольные челы - Крис и Марта. Они кстати на аклимуху ходят со всем барахлом. Еще тож перебросились парой фраз с интернациональной командой: австралийка, француз и американец. Они накануне залезли на Эльбрус. Правда грят нифига не видно было. Всё в облаках. Завтра решил идти спать повыше. Звал Андрюху, но он отказался. Вечером затарился газом и жраниной на выход.

Из окна вид на Чегет и Донгузарун.

Донгузарун впечатляет - внизу скальный а наверху ледник. И лёд какой-то зеленовато серый. От вершины вправо в сторону Накры обалденный скальный гребень. Прям на фоне неба. Смотришь на него и смешенные чуства охватывают: не по себе становится, вспоминаются хождения по палевным гребням на баджале, и хочется ещё что-нить подобное сходить. Где кажется один неверный шаг и ппц, но зато всё кругом такое яркое, насыщенное. Солнце, ветер, снег. В какой-то момент остаётся только следующее движение. Остальное исчезает. Не думаешь ни о чём. Двигаешься и всё. А потом опять палево накатывает. Нереальное палево.

16.07.2009 - утро, сильный дождь. пополз наверх, тудаже куда 14го ходил. Дошёл до 105го пикета - там домик такой деревянный без окон без дверей, но c железной крышей, и внутри сухо. Поставил палатку прямо в нём. На улице что-то невообразимое - град или это снег уже и гроза. Сплошная белая пелена. 10 мин солнца и опять. Просидел там до вечера. Погоды нет. Стемнело и бошка разболелась ещё, но как-то больше похоже что её надуло. Долго уснуть не мог, много мыслей всяких. Хз как будет на самой горе. Надеюсь я всё делаю правильно. Прикинул, что надо денёк отдохнуть, потом переночевать на бочках - эт 3600, ну и сходить куда-нить повыше. Потом ещё день отдохнуть внизу и 22го двигать на приют 11 - 4020м. Соответственно, summit day - 23го или 24го, как повезёт.

Проснулся в 4 утра, вышел отлить - на небе звёзды, луна. Голова не болит. Успокоился, лёг спать дальше.

17.07.2009 - позавтракал и часов в 8 утра с барахлом пошёл искать ледовую базу. Cначала не нашёл, ушёл куда-то влево.

Побродил по марене. Думал уже вернуться, но всё же нашёл её. Оказалось рядом совсем, но справа)

Ледовая база - это несколько домиков, раньше там жили учёные которые изучали ледник.

Потом люди ушли, а ледник остался.

Посидел немного на 3680. Вершина Эльбруса прячется в облаках. Зато видно ратраки и народ выше скал пастухова. Картина обалденная. От ледовой базы начинается закрытый ледник - идти туда в одного не рискнул. Попырился и вниз пошёл.

А вечером, в Терсколе отъедался - шашлык из курицы и греческий салат под лимонный фреш. Жизнь налаживается. Завтра день отдыха.

18.07.2009 - с утра посидел в инете с почты в Терсколе. Дёшево но ужасно медленно. С Анатолием пошли обедать на Поляну нарзанов - 5км от Терскола.

Хычины, шашлык и немного вина у бабушки кормившей, если верить приданиям, самого Жириновского. Шашлык зачётный, мясо в нарзане вымачивают. Нарзанов много - целая поляна:)

Утверждают что он отличается в разных частях поляны. Мне так не показалось.

19.07.2009 - от Терскола до Азау минут сорок пешком под рюкзаком. Дальше три очереди канатки.

Две едешь в вагончике, а последнюю на креслах с рюкзаком впереди себя.

На креселку нереальная очередь, т к воскресенье и куча народу понаехала со всех окрестностей пырится на гору.

Под креселкой стоит народ и собирает с восходителей по 1000руб за посещение нац парка. С ними принято ругаться. Дал им штуку без приперательств, за что был немедленно посажен на креселку в обход общей очереди. Канатка идёт до бочек, это 3750

Дальше до приюта на 4020 ходят пешком или на ратраке.

До приюта шёл часа полтора.

Путь промаркирован вешками. Перед самым приютом нагнал Сашу и Машу с Питера. Они завтра наверх собираются.

Ночёвка на приюте 500руб. Мелочь, если учесть что можно пользоваться общей кухней с газом и водой. В домиках по две комнаты, в каждой 2 яруса нар на неск человек, тепло и главное сухо.

Поел чего-то. Голова немного болит. Поспал пару часов. Проснулся - вроде лучше.
Вечером с питерцами пошли до пастухов на акклиматизацию, это где-то 800 метров набора. Когда выходили на приюте было солнце, ниже всё затянуто и грохочет. Стали выше подниматься, пошёл град, стало ближе грохотать. Народ начал вниз поворачивать. Я дошёл до низа пастухов, сел, думал чаю попить, но когда у меня на руках и на лице волосы начали дыбом вставать и где-то рядом совсем бахнуло, кинул термос в рюк и вниз побежал.

Вечером на приюте, было -5 где-то. Снег и ветер. Ночью распогодилось. Питерцы ушли наверх.

Есть хочется как и внизу. Так что хавки надо брать больше, а не как я расчитывал) Зато вместо тушняка есть икра. Немного смущает что непонятно с кем пойду на гору - мож гида найду, мож водного, мож с нашими. В принципе, то каждую ночь, если есть погода народ идёт толпами, а погоду на 23е обещают.

20.07.2009 - хорошо так выспался, утром ещё раз сходил до пастухов, даже немного выше, шёл за немцами, довольно быстро. Они на пастухах встали, я набрал ещё метров 200 наверное, думал дойти до поворота на косую на 5100, но повернул т к снег пошёл стеной. Спустился на приют - опять солнце. Голова немного болела утром, когда шёл, а так вроде ничего. Собрал рюк вниз идти, зашёл попрощаться с хозяином вагончиков - дядей Мишей, а он мне - ты голодный? Садись поешь, накормил борщом. Ещё чай пить предлагал, но я побоялся что канатка закроется. Не успею - придётся долго и печально спускаться вниз. Успел. Внизу сходили с народом на поляну нарзанов. Народ собирается на гору 22го. Погоду обещают.

Вечером вспомнились, таблички с именами ниже приюта. Вблизи я их не смотрел, но реально много.

21.07.2009 - Народ с утра собрался на гору, хотели завтра но чёт у них там поменялось. Решил отдыхать. Пойду завтра.

Все мысли про гору. Даже внизу не отпускает. Получится - не получится. Тока бы сил хватило. Обнаружилось, что рукавицы во владе забыл - пришлось взять какие-то жуткие редфоксы в альпиндустрии, ничего другого у них нет, заодно разжился распечаткой погоды с whetherforecast и затарился хавкой. Расслабляюсь. Нарзан. Уютная кафешка. Вечером телек.

22.07.2009 - собрался, дозвонился до Петровича: грит идёт по косой, народ где-то выше. Возле турбазы "Терскол" встретил чёрного альпиниста и ещё какую-то нечесть, поздравляющую челов, сходивших на гору накануне. Главное его где-нить выше не встретить.

Срастил машину до Азау. Пешком чёт не хочется. В Азау выясняется, что регаться в МЧС надо было в Терсколе. Пришлось вернуться. Зарегался. Спасатели рекомендовали в плохую погоду не ходить, тем более одному. Регистрация бесплатная, занимает 3 минуты. Непонят, почему большинстов народа этого не делает.

Опять машина до Азау. 3 очереди канатки до бочек. Час пешком до приюта. Тепло и солнечно. Плющусь на крыльце перед кухней. Красота. Пообщался с гидами пасущими немцов. Выясняется что льда на подъёме нет - значит ледоруб и систему оставлю на приюте. После обеда заваливаюсь спать. Проснулся, поужинал и опять спать.

С хавкой нереально повезло, спасибо Насте из Кисловодска:)

23.07.2009 - проснулся в 00:40, типа выспался. Встал ближе к двум. Звёзды видно - можно идти. Долго собирался. С приюта вышел в 2:15. Ратраки уже во всю гоняют. Пока шёл до пастухов они несколько групп на верх закинули. Внизу пастухов попадаются первые из тех кого гора не пустила. Над головой звёздное небо, где-то далеко на юге гроза. Ноги подмерзать начинают. Дошёл до верха пастухов, как-то им ваще не тепло стало. Набрал еще метров 100, пришлось остановиться и надеть вторые носки. Потихоньку догоняю народ, закинувшийся на ратраках. Каждый идёт в своём темпе, кроме нескольких групп идущих змейкой за гидами. Не понимаю я этих противоминных зигзагов, иду прямо вверх. Светает. Под косой, довольно много народу поворачивает вниз. Догнал связку с ледорубами. Остальной народ идёт с палками. Косая нифига не ровная, как с низу кажется. Набор довольно приличный, не так как до неё но всё же. Идти становится тяжелее. Холодно. Каждые 10-20 шагов останавливаюсь. Пока стою, отмахиваю ноги. Ветер заметает тропу за челами идущими кажется метрах в 20 впереди. Небо на юге полностью затянуто. Руки подмерзают. Одеваю верхонки. Перед поворотом к седловине тропа выполаживается. Открывается вид на седловину. Коварное солнце не попадает в то место где я иду. Оно освещает склон ниже, и подъём от седловины на западную. А верх косой в тени восточной вершины. Участок до седловины, откуда стало видно что народ на подъёме на западную плющится на солнце пролетел просто. Хочется согреться.

Выхожу из тени восточной вершины, немного поднимаюсь, приваливаюсь на рюк. Голова болит немного. Есть не хочется, а вот чай очень кстати. С севера тоже народ поднимается. Почему-то вспомнились рассказы про то, как народ с седловины вниз поворачивает и про бесконечно длинное плато перед вершиной. Идти тяжко. Участок перед выходом на плато не особо приятный. Подъём заканчивается, а вершину не видно. На встречу попадаются первые челы идущие вниз с вершины, грят полчаса до вершины. Как-то незаметно прошёл плато. Вершина совсем рядом. Перед самой вершиной ещё раз привалился. Попырился на народ наверху. Вершина маленькая, народу много. Чтоб сфоткаться возле знака надо проталкиваться.

Часть народа двигается чуть не падая. Потолкался наверху минут десять, поснимал видео на телефон, посидел немного. Эмоций никаких. Пытаюсь позвонить, но билайн не ловит. Приколол чел с камчатки который затащил колу в банке 0.33 и смаковал её под завистливые взгляды. У мну было две баки икры но есть не хотелось совсем. Зажевал ток пару долек от шоколадки под зелёный чай без сахара. В 10 пошёл вниз.

Изначально думал сходить ещё на восточную, но посмотрев что тропы туда не видно, а пара лезущих на неё челов прошла меньше половины как то упало. Посидел ещё в седловине. Там стояла пара палаток. Вроде это строители шарообразной станции в седловине. Потом пошёл вниз периодически ища место где есть связь. Гдет на средине косой она появилась.

На спуске с косой снег превращается в кашу - снял кошки и шёл без них до приюта. На приюте был в 12-56. Вобщем 8 часов туда и 3 обратно. И как-то даже не особо устал. По крайне мере, ожидал худшего. Ни блевать не тянуло, ни тебе там глюков какихнить. Правда проспал после этих походилок до вечера и спускаться вниз в тот же день не стал.

24.07.2009 - надо валить вниз. В Терсколе первым делом отметился в МЧС что спустился. Вот теперь можно и расслабиться.

По снаряге: шлемак оставил в Терсколе, ледоруб и систему на приюте:) И правильно. Льда нигде не было. Улететь там сложно, как мне показалось. Шёл в куртке мембранной под ней два слоя термобелья - тонкое и толстое - bask explorer hood рулит) Шапка виндблок. На ноги - толстое термобельё и мембранные штаны. Ботиник aku extreme gtx. Носки бриджглейд саммит и поларовые. Но ноги мёрзли, даже в двух носках. На глаза юзал лыжную маску 3 cat. Руковицы свои нормальные забыл во владе - пришлось какие то жуткие редфоксовские там купить. Большую часть пути шёл в тонких виндблоковых перчах. Кошки grivel G12, антиподлипы кульные.

Читайте на Mountain.RU

Лысая - Oльховая, не траверс

Пик Ленина

Cестра через камень брат
10 Дек, 2011-го года

Классика жанра

Типичное классическое толковое пособие по восхождению на Эльбрус. Без изюминок сленга, всё аккуратно как в аптеке. Через 3 дня отправляюсь на Северный приют. Холодок по спине. Видимо будет , что вспомнить.